Главные вкладки

    Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с предметным и социальным окружением на тему: «Знакомимся с профессиями» с использованием мифического персонажа мордовской сказки с одноименным названием «Куйгорож»
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Ревнивцева Елена Алексеевна

    Конспект  образовательной деятельности по ознакомлению с предметным и социальным окружением на тему: «Знакомимся с профессиями» с использованием мифического персонажа мордовской сказки с одноименным названием «Куйгорож»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon od_po_professiyam_s_ispolz_kuygorozha.doc83.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Центр развития ребенка – детский сад «Сказка»

    обособленное подразделение «Детский сад «Светлячок»

    комбинированного вида»

    Конспект  образовательной деятельности по ознакомлению с предметным и социальным окружением для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Знакомимся с профессиями»

    с использованием мифического персонажа мордовской сказки с одноименным названием «Куйгорож»

    Подготовила: воспитатель

    Высшей  квалификационной категории

    Ревнивцева Е.А.

    Ковылкино  2018 год

    Цель: Уточнить и обобщить знания детей о профессиях. Учить работать

      в коллективе.

    Задачи:

    Обучающие:

            1. Закрепить знания детей о разнообразных профессиях: их название,

                 род деятельности.

            2. Учить определять и называть предметы, необходимые для работы

                 разных профессий.

    Развивающие:

            1. Развивать воображение, внимание, логическое мышление.

            2. Способствовать развитию связной речи, памяти, любознательности,

                 наблюдательности.

            3. Вызывать интерес к разным профессиям, к их значимости в нашей

                жизни.

    Воспитательные:

            1. Воспитывать уважение к труду человека.

             2. Воспитывать любовь к мордовской литературе и фольклору

    Предварительная работа: чтение сказки «Куйгорож»; разучивание загадок, поговорок и пословиц, стихов о профессиях.

    Для участия в спектакле привлечь двоих родителей: одного папу для исполнения роли бизнесмена, одну маму – помогать переодевать артистов.

    Оборудование: карточки с изображением оборудования и инструментов по профессиям; иллюстрация изображения дома на листе бумаги А 4 (поперек); «ноутбук» с красочным изображением Куйгорожа - на скайпе (порядок изготовления смотри в примечании); наушники; костюмы: поварят, пожарного, строителей, врача; игрушечный грузовик (желательно большой); пластмассовые кирпичики - «кирпичи»; аптечка; четыре пластмассовых ведерка; набор детской кухонной посуды: ложки, половник, кастрюля, тарелки, стаканчики (пластмассовые) по количеству участников, нож, разделочная доска; два яблока; графин с соком.

                                    Ход занятия:

    Воспитатель: - Здравствуйте, ребята!

    (Дети громко здороваются и садятся на стульчики).

                    Придумано кем-то просто и мудро

                    При встрече здороваться:

                     - Доброе утро!

                    - Доброе утро – солнцу и птицам.

                    - Доброе утро – улыбчивым лицам.

                    Пусть каждый становится добрым, доверчивым,

                    И доброе утро продлиться до вечера.

            - Ребята, мы сегодня поговорим о разных профессиях. Профессия – это такой труд, которым человек занимается профессионально. Какие профессии  знаете вы?

    Дети: (называют различные профессии).

    Воспитатель: Очень хорошо! Молодцы! Вы назвали много профессий. Все они нужны и важны. А сейчас послушайте и отгадайте загадку:

                    Ходит в белом колпаке,

                    С поварешкою в руке.

                    Он готовит всем обед:

                    Кашу, щи и винегрет.

                    Кто это?

    Дети хором: - Повар!

    - Правильно, ребята.  Это повар. В загадке дается ответ на вопрос: что делает повар? А вот какими он инструментами работает, об этом  мы поговорим отдельно.

    (Раскладывает  на столе предметные картинки: нож, разделочная доска, кастрюля, ложка, тарелка, половник, лестница).

    - А, сейчас, поднимите руки, кто знает, какие инструменты необходимы на кухне повару?

    (Дети поднимают руки)

    - Подойдите (2 ребенка), посмотрите внимательно и скажите, что это за предметы и как их использует повар в своей работе на кухне? Правда, здесь есть небольшая ловушка!

            (Дети показывают картинку остальным ребятам ,называют предметы и говорят их функции: ножом режут хлеб, разделочную доску используют, чтобы не порезать скатерть, кастрюля нужна для супа, половник – чтобы суп налить в тарелку, тарелка – для супа, ложка –  ею кушают суп, лестницу откладывают в сторонку, поясняя, что повару лестница на кухне ни к чему)

    Воспитатель: Все правильно. Молодцы! Давайте посчитаем сколько инструментов понадобилось повару? (дети считают) Сколько у вас получилось?  Теперь послушайте еще одну загадку и скажите мне ответ?

                    Если заболело ухо,

                    Если в горле стало сухо,

                    Не пугайся и не плачь,

                    Ведь тебе поможет…

    Дети хором: - Врач!

    - Все верно. Это врач, ребята. Он лечит людей от разных болезней, дает им лекарство. А, кто знает, какими инструментами пользуется врач? Посмотрите на картинки и выберите нужные

    (в их числе находится картинка с изображением граблей).

    (Дети выбирают картинки с изображением: градусника, фонендоскопа, бинта, ваты, грелки, шприца и рассказывают, что градусником меряют температуру, фонендоскопом (слушалкой) прослушивают дыхание, бинтом перевязывают раны, ваткой протирают кожу, шприцом делают укол).

    Воспитатель: - А что можно делать граблями?

    Дети: - Врач не пользуется граблями. Грабли нужны на огороде.

    Воспитатель: - Молодцы! Снова догадались! Давайте посчитаем сколько инструментов понадобилось врачу. ( дети считают) Сколько у вас получилось?  А сейчас отгадайте, о какой профессии идет речь в этой загадке:

                    Если вьется пламя,

                    Дым валит столбом,

                    «Ноль-один» мы наберем

                    Его на помощь позовем.

                    Кто это?  (Дети хором: пожарник)

    - Хорошо, и с этой загадкой справились. А теперь на картинках найдите предметы, которые использует в своей работе пожарный?

            (Дети разглядывают предложенные картинки с предметами, в их числе они находят веник. Эту картинку дети сразу откладывают в сторону и, поясняют почему. Рассказывают кратко: об огнетушителе, о пожарных рукавах, о бочке с водой, о ящике с песком. Обо всех этих средствах пожаротушения детям  было рассказано накануне).

    Воспитатель: - Молодцы! Давайте посчитаем сколько инструментов понадобилось пожарному. ( дети считают) Сколько у вас получилось?

    Воспитатель: Ну, и, наконец, последняя загадка:

                    Мы работаем бригадой,

                    Нам везут кирпич, бетон.

                    Дружно потрудиться надо,

                    Чтоб построить новый дом.

    Дети хором: - Это строители!

    Воспитатель: - Угадали! Угадали! Это, конечно же,  – строители! Строители трудятся на стройках, чтобы у нас были новые дома, школы, стадионы, магазины. Какой материал понадобится строителям?

    Дети: - Кирпичи, песок, цемент, гвозди, доски.

    Воспитатель:  Вот мы и рассказали о некоторых профессиях которые у нас есть в городе , как они называются и что каждому профессионалу нужно для его работы.

     - Вы, наверное, утомились. Давайте, немножко разомнемся

    Физминутка «Профессии»

    Мы в профессии играли ходьба на месте

    В миг мы лётчиками стали! прямые руки в стороны

    В самолёте полетали - покружиться вокруг себя

    И шофёрами вдруг стали! ходьба на месте

    Руль теперь в руках у нас руки перед собой, «держим руль»

    Быстро едем, просто класс! бег вокруг себя с рулем

    А теперь на стройке мы ходьба на месте

    Кладём ровно кирпичи. руки перед собой согнуты в локтях

    Раз- кирпич и два, и три – поднимаем руки вверх

    Строим дом мы, посмотри! соединить прямые руки над головой

    Вот закончена игра,

    Нам на стульчики пора.

                            (Послышался стук в дверь)

    Воспитатель: - Слышите, ребята, кто-то стучится к нам? Интересно, кто это пришел?

    (Входит бизнесмен и здоровается с ребятами. Дети отвечают на приветствие)

    Бизнесмен: - Прослышал я, ребята, что вы хорошо разбираетесь в различных профессиях и подумал: может быть, вы, мне поможете в одном ответственном деле? Проблема такая: мне нужно построить дом для моей семьи. Рисунок я уже приготовил и с архитектором согласовал (показывает рулон скрученной бумаги). Здесь есть все, что нужно для ознакомления.

            К сожалению, в строительстве я ничего не понимаю, поэтому обратился к друзьям, и они посоветовали мне взять к себе на стройку Куйгорожа. Говорят, он толковый, малый! Выполняет работу какую только пожелаешь и работать любит больше всего. Он у вас будет прорабом. Только общаться с ним вы будете по скайпу. Вот вам ноутбук, там уже все настроено. Как только будет нужна какая-то помощь, открывайте ноутбук и задавайте свои вопросы Куйгорожу. Он вам обязательно поможет во всех делах. Только ничего не напутайте!

            Ну, а мне пора. Меня ждут мои финансовые дела. (уходит)

    Воспитатель: Во, дела! Как, вы, думаете, ребята, справимся с заданием?

    Дети хором: - Да!

    Воспитатель:  Посмотрим! (подзывает к себе двух ребятишек и просит их приколоть на доску картину – макет дома, который оставил бизнесмен. Дети выполняют поручение)

            - Давайте посмотрим, что за дом! А какая крыша! А, сколько окошек! Какую геометрическую фигуру напоминает вам дом? Какую фигуру-крыша? На какую фигуру похожи окна дома? (Дети отвечают)

            А сейчас, прежде чем приняться за работу, попрошу вас пару минут  послушать. Дело-то - ответственное! (открывает ноутбук, и все видят на экране монитора изображение Куйгорожа)

            Давным-давно, 70 лет назад, у нас в Ковылкино один известный сказочник записал старинную мордовскую сказку «Куйгорож», которую тогда хорошо помнили старые люди. Потом по мотивам той сказки прошла передача по телевидению, которая называлась «Гора самоцветов», далее этот сказочный персонаж стал широко известен не только у нас в Мордовии, но и во всем мире.

            Кто такой Куйгорож? По мифам и преданиям, это - мифический персонаж, приносящий в дом богатство и достаток. По представлениям мокшан, он выглядит как сова со змеиным хвостом. По легенде, часто является в облике человека, но не все его могут увидеть.

    В сказках Куйгорож лучший помощник, который везде успевает, никогда не сидит без дела и является хранителем семейного очага. Появляется Куйгорож на свет из первого снесенного Инегуем (буквально - Великой змеей) яйца, а чтобы насиживать то яйцо, человек должен держать его целый месяц под мышкой. Таким человеком обычно становились колдуны. Вот такая существует сказка.

    Посмотрите, ребята (показывает на экран ноутбука), вот он какой Куйгорож. С виду, очень даже, дружелюбный. Ну, что, дети, попросим Куйгорожа помочь нам в строительстве?

    Дети хором: - Да!

    Воспитатель: (надевает наушники и смотрит в монитор) – Здравствуй, Куйгорож! Мы рады тебя приветствовать! Один бизнесмен сказал нам, что мы можем обращаться к тебе по любому вопросу. Это так? (кивает) Хорошо. Тогда помоги нам со строительными материалами, а то бригада уже собралась, а кирпича нет (прислушивается и снова кивает). Все поняла. Спасибо. Будем ждать (снимает наушники).

            - Итак, ребята, сейчас нам подвезут кирпичи. Пока машины едут, подготовьте место, куда будете складывать кирпичи.

            (Дети пошли по группе в поисках места. Тем временем два мальчика вышли из группы и, немного погодя, вошли снова, но, за собой они тянули машину, груженную «кирпичами»-кубиками).

    Воспитатель: - Ну, вот, и «кирпичи» прибыли. Теперь вставайте в шеренгу, надевайте перчатки и за работу. Слушайте правило работы: первый ребенок берет в обе руки  «кирпич», передает его в руки впередистоящему, говорит пословицу или поговорку о труде, тот – передает следующему и тоже говорит пословицу. И так каждый ребенок, пока очередь не дойдет до другого края шеренги. Ребенок осторожно кладет первый «кирпич» на пол и  последним говорит пословицу о труде. Работаем, пока не разгрузим всю машину.

                            (Дети начинают работать)

    Примерно, пословицы для детей:  

    1-я: - Кончил дело — гуляй смело.

    2-я: - Терпенье и труд все перетрут.

    3-я: - Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

    4-я: - Дело мастера боится.

    5-я: - Делу — время, а потехе — час.

    6-я: - Маленькое дело лучше большого безделья.

    7-я: - Не сиди, сложа руки, так не будет и скуки.

     (Если детей меньше, то число пословиц уменьшают, если больше – добавляют).

    (Дети работают, но, передавая третий или четвертый «кирпич», один из детей будто бы нечаянно роняет его себе на ногу, вскрикивает, как от «боли» и садится на пол, держась за «больную ногу)

    Воспитатель: - Что случилось, ребята?

    Дети хором: - Травма! Травма! Позовите скорее врача!

    Воспитатель: - Хорошо, хорошо. Я сейчас свяжусь с Куйгорожем. Он нам поможет! (надевает наушники) – Куйгорож, ты нас слышишь? У нас беда! Ребенку на ногу упал кирпич. Срочно нужен врач! (Слушает и кивает головой) Хорошо, ждем!

            (Пока воспитатель беседует по скайпу, из группы уходит одна девочка и, немного погодя, возвращается в белом халатике и с аптечкой врача)

    Врач: - Здравствуйте, больной. Что у вас случилось?

    Больной: - На ногу упал кирпич.

    Врач: - Где болит?

    (Больной показывает).

    Врач: Садитесь на стульчик, я вас осмотрю (начинает осматривать ногу, открывает аптечку, берет градусник, меряет температуру, достает бинт и ватку, делает перевязку на ноге).  

    Больной: - Спасибо, доктор. У вас очень добрые руки.

    Врач: - Поправляйтесь. Я пока побуду здесь (отходит от больного и садится на стульчик).

    (Дети окружают больного товарища и сочувственно смотрят на него. Вдруг ребенок стал озираться по сторонам и втягивать носом воздух)

    Ребенок: - Ребята! Мне кажется, или, правда, дымом пахнет? Где-то горит?

            (Дети засуетились и забегали по группе, заглядывая во все углы, как бы разыскивая то место, откуда запахло дымом)

     Ребенок): - Ребята! Нашел(ла)! Вот! (показывает на имитацию огня сделанную из бумаги и раскрашенную в красный цвет)

    Воспитатель: Тише, ребята, без паники! Сейчас все уладим! (одевает наушники) – Куйгорож, Куйгорож! Ты, нас слышишь! Нужна твоя срочная помощь! Кажется, у нас начинается пожар! Ты нам должен помочь! Присылай быстрее пожарника! (кивает головой) Ждем! Быстрее! (пока воспитатель разговаривает по скайпу, один из мальчиков выходит и переодевается в пожарника)

            (А дети тем временем прыгают вокруг «костра», взявшись за руки, размахивая ими вверх-вниз, и при этом громко поют)

    Дети: Тилим-Бом! Тилим-Бом! Загорелся кошкин дом!... (повторяют до тех пор, пока не появится пожарный с ведерками)

    Пожарный: - Где горит! Чего горит! Быстро все ко мне! Взяли ведра, и бегом за водой!

    (дети подхватывают ведерки, убегают, имитируют какие ведра тяжелые, подбегают к «костру» и «заливают» его водой)

    Воспитатель: - Какие же, вы, все, молодцы! Здорово справились с пожаром! Спасибо нашим помощникам! Мы бы одни не справились! Все! Давайте все успокоимся, сядем на стульчики и глубоко подышим. Вот так, хорошо!

            - А теперь, давайте подведем итоги нашего занятия. Сегодня мы вживую столкнулись с некоторыми профессиями и даже поучаствовали в разных событиях с ними связанными.

    Ребята, а теперь давайте расскажем короткие стишки, в которых говорится о  профессиях, которые мы сегодня изучили. С кого начнем?

    Ребенок: - Я расскажу вам про врача:

                    Белый халат,

                    Изучающий взгляд:

                    - Жалобы есть?

                    Подходите подряд!

    Воспитатель: - Молодец! Кто продолжит?

    Ребенок: - А я расскажу про пожарного:

                    В огне и дыму

                    Он идет среди жара,

                    Спасая людей

                    И дома от пожара!

    Воспитатель: - Умница! Продолжаем!

    Ребенок: - Я расскажу вам про строителей!

                    Кто знает, как построить дом?

                    Чтоб было нам уютно в нем,

                    Чтоб был он теплым,

                    Был он прочным –

                    Строитель это знает точно!

    Воспитатель: - Чудесно! Следующий!

    Ребенок: - А я вам расскажу про водителей! У них тоже очень ответственная работа!

                    Шуршат по дорогам

                    Веселые шины,

                    Спешат по дорогам

                    Машины, машины…

                    Работа водителя

                    Трудна и сложна,

                    Но как она людям

                    Повсюду нужна!...

    Воспитатель: - Молодец! Кто еще расскажет стишок?

    Ребенок: - А можно я расскажу про то, кем буду я?

    Воспитатель: - Конечно, мы тебя внимательно слушаем!

    Ребенок:         Хочу я стать врачом. Зубным.

                    И улыбаться всем больным.

                    - Не дергайся, голубчик,

                    Вот твой молочный зубчик!

                    Быть парикмахером хочу:

                    Девчонкам косы отхвачу

                    И сделаю им стрижку

                    Под плюшевого мишку!

                    Еще хочу собакой стать,

                    Чтобы забраться под кровать,

                    И шлепанцы искать впотьмах,

                    И папе приносить в зубах!

                            (дети смеются и хлопают в ладошки)

    Ребенок: - А можно мне рассказать стих про поваров?

    Воспитатель: - Конечно, же, можно.

    Ребенок (Катя): - Дайте повару продукты:

                    Мясо птицы, сухофрукты,

                    Рис, картофель… И тогда

                    Ждет вас вкусная еда!

    Воспитатель: - Ну, молодцы, ребята! Порадовали! А Катя нам напомнила, что мы еще не заходили в столовую. Вы, наверное, проголодались, ребята?

    Дети дружно: - Да!

    Воспитатель: - Тогда все за стол. Наши поварята приготовили вам вкусный салат и сок. Садитесь за стол и приятного вам всем аппетита!

            (Дети садятся за стол и с удовольствием едят салат из фруктов, который приготовили наши девочки из группы и их мамы)

    Поварята: - Кушайте, кушайте, работнички! Вы сегодня хорошо поработали!

    Дети хором:          Спасибо нашим поварам!

    Все было очень вкусно нам!

    Отдельное спасибо нашему помощнику Куйгорожу! Если бы ни он, мы бы не справились с заданием!

    Спасибо также нашим гостям! Приходите к нам еще! Мы будем вам очень рады! До свидания! (машут руками, прощаясь)

    Примечание:

    Порядок изготовления «ноутбука» с красочным изображением Куйгорожа» - на скайпе (образец можно взять из интернета).

    Вначале из картона сделать устойчивый макет ноутбука. Изображение нужно будет увеличить до размера «экрана» На задней стенке «ноутбука» вырезать дырочки для глаз (разрез сделать чуть подлиньше). Глаза (большие) нарисовать на той полоске и укрепить их так, чтобы они не упали, а могли двигаться вместе с полоской. При легком подергивании той полоски, зрачки «глаз» будут поворачиваться: то в правую, то, в левую сторону. Это придаст пикантности Куйгорожу. Приготовить наушники для имитации разговора по скайпу с Куйгорожем.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект образовательной деятельности по "Ознакомлению с предметным и социальным окружением" в подготовительной группе на тему " В воде родится, а воды боится".

    Интеграция образовательных областей: "Познание".-Закрепить и расширить представление детей о свойствах воды и соли.-Развивать познавательную активность детей ...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по «Ознакомлению с предметным и социальным окружением» во второй младшей группе Тема: «В гостях у Варвары».

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по  «Ознакомлению с предметным и социальным окружением» во второй младшей группеТема: «В гостях у Варвары»....

    Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с предметным и социальным окружением в старшей группе на тему «Военные профессии»

    Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с предметным и социальным окружением в старшей группе на тему "Военные профессии"...

    Презентация к конспекту образовательной деятельности по ознакомлению с предметным и социальным окружением в старшей группе на тему: «Военные профессии»

    Презентация к конспекту  образовательной деятельности по ознакомлению с предметным и социальным окружением в старшей группе на тему: «Военные профессии»...

    Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с предметным и социальным окружением в старшей группе на тему: «Профессия повар»

    Конспект  образовательной деятельности по ознакомлению с предметным и социальным окружением в старшей группе на тему: «Профессия повар»...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с предметным и социальным окружением на тему «Государственные символы России» для детей старшего (5-6 лет) дошкольного возраста.

    Цель: Ознакомление детей с государственными символами Российского государства (герб, гимн, флаг), формирование представлений об их значении.Задачи:Обучающие: Активизировать словарь детей фра...