"Русская березка"
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему

Михайлова Ольга Николаевна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_berezka.docx65.7 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

Тип проекта- познавательно- исследовательский.

Вид проекта – групповой.

Срок реализации- краткосрочный (2 недели)

Участники – дети 3-4 лет, воспитатели, родители.

Актуальность

Экологическая направленность проекта обусловлена тем, что в начале года во 2 младшей группе проводился анализ познавательного развития дошкольников, который показал, что дети имеют ограниченные знания в сфере общения с природой. А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни.

Чтобы воспитать молодое поколение в духе бережного, ответственного отношения к природе, необходимо с самого раннего возраста целенаправленно воспитывать в детях чувство наблюдательности, ответственности за состояние окружающей среды и природы в целом.

Актуальность экологических проблем в настоящее время вызвана необходимостью организации работы по формированию культуры природопользования и экологического сознания в обществе. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. 
       Известно из древних летописей, что во времена, когда славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени Берегиня, мать всех духов и всех богатств на земле. А поклонялись ей в образе священного белого дерева - березы. В древнем своде верований, обычаев, заговорных слов береза занимает особое место. В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому его встречали не елью, а березой. Березу называли "дерево четырех дел": "Первое дело - мир освещать, второе дело - крик утишать, третье дело - больных исцелять, четвертое дело - чистоту соблюдать".
          Ознакомление детей с традициями русского народа и их сохранение - дело величайшей важности.

Если мы не научим детей любить и беречь природу, во что может превратиться наш город, наша страна, наша планета. Осознание ценности растений (в данном случае дерева берёзы) для людей, для братьев наших меньших, для других растений, поможет подрастающему поколению избежать экологических кризисов в будущем.

Красавицей русских лесов называют березку, нет другого дерева в России, которому бы так повезло в фольклоре, музыке, живописи, стихах.

Поэтому и возникла мысль создать проект с детьми младшей группы именно о березе, потому что это самое первое дерево, кроме ели, о котором узнают дети в младшем возрасте. Березу можно увидеть повсюду и в том числе на участке детского сада, что позволяет малышам, не выходя за территорию детского сада, наблюдать за деревом в разное время года.

Проблема:

  - несоблюдение правил экологически грамотного поведения, в том числе в семьях детей;

- недостаточность знаний у дошкольников о березе, о ее эстетическом, хозяйственном, оздоровительном значении в жизни человека.

Постановка проблемы:

- Что мы знаем о берёзе?

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Воспитывать чувство уважения и любви к родной природе, формировать эмоциональные восприятие образа РУССКОЙ БЕРЁЗКИ  средствами разных видов искусства.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

          - познакомить с березой, как символом страны, национальным деревом;

       - познакомить детей с березой, ее особенностями;

       - формировать представления о жизни растения, его развитии и связи с другими живыми организмами;

- расширить представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, в произведениях изобразительного искусства и детском изобразительном творчестве.

          -  развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания;

         - развивать диалогическую и монологическую речь.  Расширять и пополнять словарный запас детей.

        -  воспитывать экологически грамотное поведение, желание оберегать и заботиться о природе.

     - воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе родного края.

Задачи педагогов: .

Заложить у детей основы экологической грамотности через воспитание любви к природе и бережного отношения к ней.

Развивать интерес, любовь к природе через ознакомление с данным объектом – берёзой.

4. Развивать речь, фантазию, наблюдательность.

Задачи детей:

• Формировать бережное отношение, любовь к растениям.

• Продолжать учиться играть сообща, коллективно.

Задачи родителей:

• Закреплять знания о берёзе за пределами детского сада через игры деревом, чтение о нём.

• Сделать с детьми поделки из бросового материала.

Предварительная работа:

-   подготовка наглядного материала с изображением деревьев;

- подготовка музыкального сопровождения;

- подборка произведений художественной литературы о берёзе, загадки, народные приметы.

      Форма проведения:

 - НОД,

           - беседы

 - экскурсии,

  - наблюдения,

  - дидактические игры,

  -подвижные игры,

  - хороводные игры,  

 - чтение художественной литературы,

- слушание аудиозаписи,

 -заучивание стихотворений,

- рассматривание иллюстраций.

        Этапы выполнения проекта:

1. этап – Подготовительный – выявление проблемы, разработка цели и задач, подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта,  привлечение родителей в участии проекта. Подборка материала, пособий, литературы по теме.

А также:

- создание наглядно – практической модели «Берёза»

- изготовление дидактических игр«Выбери цвет»;

- игры с дорисовкой «Дорисуй», «Собери дерево», «Найди такой же», «Собери листочки на берёзе».

Разработка конспектов: занятия по аппликации «Березка в гости к нам пришла»; познание окружающего мира «Люблю березку русскую», лепка «Береза и елочка», рисование «Береза». Развлечение «Во поле береза стояла».

2. этап – Основной – творческий. Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

Реализация проекта:

Вид деятельности:

• Беседы воспитателя с детьми:

1. «Помоги берёзе»

2. «Как берёза помогает людям»

3. «Применение бересты»

• Чтение художественной литературы, разучивание стихотворений:

«Машина берёза»,

• Наблюдение за ветками берёзы в вазе.

Художественно – продуктивная деятельность:

«Тачка для опавших листьев» - лепка.

• Поделки из природного материала совместно сделанные с родителями.

• Занятия с использованием ИКТ.

• Дидактические игры: «С какого дерево листок?», «Подбери листочек», «Найди берёзу». «Собери дерево», «Собери листочки на березе», «Подбери по высоте», «Найди такой же».

• Подвижные игры«Найди что спрятано», «Кто быстрее найдёт берёзу, дуб», «Раз, два, три – к берёзе беги», «Кто больше соберёт берёзовых листочков», «Кто быстрее пробежит вокруг берёзы?», «Кто больше соберёт грибов в роще», «Найди что спрятано», «Зайцы и волк», «Ровным кругом».

• Малоподвижные игры: «Дерево, грибы, ягоды», «Солнышко и дождик», «Ровным кругом».

• Русские народные песни«Мы гуляли во лужках»,

• Хороводные игры: «Ты берёзка посмотри», «У берёзки, у ворот водят детки хоровод»,

• Рассматривание берёзы в разное время года.

• Совместная деятельность детей и воспитателя с наглядно – практической моделью «Берёза».

Экскурсия к березе на участке детского сада.

Задачи: познакомить с деревом, ставшим символом России, учить отличать березу от других деревьев, рассказать о том, какую пользу береза приносит людям, воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

Наблюдение за берёзой весной:

Задачи: познакомить детей с изменениями, происходящими с деревом весной, с явлением сокодвижения. Активизировать в речи понятия, связанные со строением дерева. Развивать познавательный интерес, воспитывать бережное отношение к природе.

Игровая ситуация «В гости к березке» с хороводной игрой «Березонька». Задачи: пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре, и игровому общению со сверстниками.

Игровая ситуация «Полечим зайке лапку»

Задачи: рассказать детям о  целебных свойствах березовых листьев.

Занятие (приложение 1)

Рисование с аппликацией «Берёзка в гости к нам пришла»

Задачи: учить передавать в рисунке характерные особенности изображения берёзы. Развивать сюжетно- игровой замысел. Обучать способам обрывной аппликации( рвать бумагу на ровные и длинные полоски). Воспитывать умение работать согласованно, конструируя коллективную композицию.

Рисование «Русская берёзка» (приложение 2)

Задачи: учить  закрашивать  поролоновыми тампонами кроны дерева.

Лепка « Берёзовая роща».

Задачи: воспитывать у детей доброжелательное отношение к природе, вызывать эмоциональный отклик, интерес к созданию игровой ситуации в сотворчестве с воспитателем. Использовать полученные ранее способы лепки: раскатывать комочки пластилина прямыми и круговыми движениями рук.

Познание окружающего мира « Люблю берёзку русскую».

Задачи: уточнить и углубить знания детей о берёзе, формировать у детей культуру общения с природой и эстетическое отношение к ней.

Рассказывание народной сказки «Береза на Руси».

Задачи: познакомить с содержанием народной сказки, учить оценивать поступки героев, развивать музыкальный слух, познакомить детей с русским фольклором, воспитать любовь к родине.

Заучивание стихотворения: С. Есенин « Белая берёза».

Задачи: учить детей выразительно декламировать стихотворение, передавать его настроение. Способствовать формированию интереса к поэзии, развивать память детей.

Чтение художественной литературы: А. Прокофьев « Люблю берёзу русскую», Г. Рахимов « Три берёзки под окном», К. Паустовский « Подарок» Брандис С. « Здравствуй, берёзка!» и т. д.

Задачи: учить  внимательно  слушать и понимать произведения. Следить за развитием сюжета,  высказывать  своё эмоциональное  отношение.

Слушание: « Ах ты, берёза» Раухвергера.

Задачи: учить детей внимательно слушать произведение, предложить детям охарактеризовать мелодию, отвечая на вопросы воспитателя.

Разучивание песни без сопровождения « Во поле берёза стояла».

Задачи: учить детей чётко пропевать слова песни ,регулировать громкость голоса. Развивать динамический слух, интерес к музыке. Учить петь дружно, не отставая и не опережая друг друга, вместе начинать и заканчивать песню.

Рассматривание иллюстраций « Берёза в разные времена года».

Задачи: систематизировать знания детей о берёзе в разное время года, формировать умение отражать полученные сведения и впечатления в речи.

Беседы с детьми на тему: « Что я знаю о берёзе», « Берёза строить и жить помогает».

Задачи: побуждать детей строить короткие тексты- описания, развивать мышление, воображение, память.

Дидактические игры « Найди листок берёзы», « Найди пару», « Закончи фразу», « Скажи какая "Найди по описанию", "Волшебная палочка", "Придумай предложение"

Задачи: закреплять знания о березе, развивать речевую активность, быстроту мышления, обогатить словарный запас детей, активизировать прилагательные.

Подвижная игра « К дереву беги!».

Задачи: способствовать совершенствованию выполнения детьми основного вида движения- бега. Развивать выразительность и красоту движений.

Хороводная игра «У березки, у ворот водят детки хоровод»

Задачи: учить  выполнять движения под музыку.

Работа с родителями:

Рисование родителями рисунков березы для оформления альбома «Березы». Сбор стихов и рассказов о березе в папку «Все о березе».

Участие в конкурсе берёз, выполненных в нетрадиционных техниках.

3. этап – Заключительный – презентация. Обобщение материалов проекта.

Выставка детских работ: по рисованию и аппликации.

Развлечение «Во поле береза стояла».

Предполагаемые результаты:

Предполагается получить результаты в области экологического воспитания детей:

- воспитание эмоционального, бережного отношения к березе, как к живому объекту природы;

- умения видеть красоту дерева.

- кроме того, предполагается развитие словаря детей, любознательности, наблюдательности, интереса к исследовательской деятельности.

Для более полной картины получения предполагаемых результатов с детьми будет проведено небольшое анкетирование по вопросам:

1. Как называется дерево, за которым мы наблюдали?

2. Что вам нравится в нашей березе?

3. Что есть у березы? (части дерева)

4. Как березу называют ласково?

5. Как мы будем оберегать нашу березку?

Список использованной литературы

1. Лесная энциклопедия. В 2-х т. / Гл. ред. Г. И. Воробьев. Ред. кол. : Н. А. Анучин, В. Г. Атрохин, В. Н. Виноградов и др - М. : Сов. энциклопедия, 1985.-Т. 1

2. Пономарёв Н. А. Берёзы СССР — М. :Гослестехиздат, 1932. — 247 с.

3. Вохринцева С. Окружающий мир «Деревья и листья» - Страна фантазий, 2003.

4. Мини – энциклопедия в картинках «Деревья» - Махаон, 2001.

5. Степанов В. Учебник для малышей «Родная природа» - ООО Фламинго, 2007.

6. Степанов В. Учебник для малышей «Уроки чтения» - ООО Фламинго, 2008.

7. Сутеев В. Весна – ООО Астраль, 2001.

8. Прогулка в лесу (кроссворд-раскраска) – ООО Хатбер. М., 2005.

9. Популярное пособие для родителей и педагогов. 100 загадок – Я. :Академия холдинг, 2004.

10. Ерофеева И. Времена года – ООО Линг-книга, 2008.

Приложение 1

Конспект занятия по аппликации во второй младшей группе «Березка в гости к нам пришла»

Предварительная работа по созданию аппликации из бумаги : рассмотреть на прогулке березу, заучивание стихотворения И. Токмаковой.

Цель: закрепить знания детей о времени года, уметь выделять особенности внешнего вида дерева, воспитывать любовь к природе, развивать навыки работы с бумагой, учить использовать различные материалы в аппликации.

Материалы: цветная бумага, крепированная бумага, шнур отделочный, ножницы, клей карандаш.

Ход занятия: воспитатель, читая стихотворение, привлекает детей к окну.

Деньки стоят погожие,

На праздники похожие,

А в небе – солнце теплое,

Веселое и доброе.

Все реки разливаются,

Все почки раскрывается,

Ушла зима со стужами,

Сугробы стали лужами.

Покинув страны южные,

Вернулись птицы дружные.

На каждой ветки скворушки

Сидят и чистят перышки.

Пришла пора весенняя,

Пришла пора цветения.

И значит, настроение

У всех людей – весеннее!

- Ребята, какое сейчас время года? (Весна)

-Правильно, ярко светит солнышко, согревая все живое вокруг. Проснулась природа : появились насекомые, с земли показались ростки цветов,а на деревьях первые зеленые. Что? (Листочки)

- Ну- ка ребятки, отгадайте загадку.

Вся в кудрявеньких сережках. Это белая … (Березка)

-Воспитатель показывает макет березы,еще раз обращая внимание на внешний вид дерева

(цвет коры, строение ветвей и т. д.) Предлагает на минутку превратится в деревья.

Физминутка

Руки подняли и помахали-

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули -

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем –

Крылья сложили назад.

Дети садятся за столы.

-Посмотрите, что у вас лежит в тарелочках. Давайте попробуем «собрать» березку. Выберем из чего можно сделать ствол, ветви. А веточки, которые свисают к земле, сделаем из тесемочки.

Дети приступают к аппликации. Звучит аудиозапись песни «Во поле березка стояла»

В конце занятия дети рассматривают свои работы и все вместе читают стихотворение.

Если б дали березке расческу,

Изменила б березка прическу:

В речку,как в зеркало глядя,

Расчесала бы кудрявые пряди,

И вошло б у нее в привычку

По утрам заплетать косичку.

(И. Токмакова)

Занятие по лепке «Береза и елочка» в младшей группе

Описание деревьев. Лепка березы и елочки

Интеграция образовательных областей«Коммуникация»«Познание»«Художественное творчество» (лепка«Социализация».

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Цели: учить сравнивать деревья, описывать их, передавать характерные особенности внешнего строения разных видов деревьев; упражнять в употреблении существительных множественного числа.

Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при разгадывании загадок; владеет навыками самообслуживания, интересуется изобразительной детской деятельностью (лепка березы и елочки); активно участвует в подвижных играх.

Материалы и оборудование: пластилин, рисунок «Лабиринт» (см. п. 3, прикрепленные к спинкам стульчиков картинки с изображением деревьев разных видов и деревьев, разных по высоте и по толщине ствола.

Содержание организованной деятельности детей

1. Организационный момент. Повторение названий деревьев.

Воспитатель показывает картинки с изображением деревьев, дети называют их.

2. Отгадывание загадок.

Я прихожу с подарками, Что же это за девица:

Блещу огнями яркими, Не швея, не мастерица,

Нарядная, забавная, Ничего сама не шьет,

На Новый год – я главная! (Елка.) А в иголках круглый год.

(Ель, сосна.)

Средь темна леса В золотой клубочек

Красная девушка стоит. (Рябина.) Спрятался дубочек. (Желудь.)

У меня длинней иголки, Разбежались по опушке

Чем у елки. В белых платьицах подружки.

(Березы.)

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветви – только на макушке. (Сосна.)

3. Игра-лабиринт «Куда упали листья?».

Дети на картинке-лабиринте определяют, куда упали лист клена, дуба, рябины.

4. Игра «Какой бывает лес?».

Воспитатель. Если в лесу растут одни березы, то это березовая роща; если растут только дубы, то это – дубрава; если растут только ели, то это – ельник, а если сосна – то это сосновый бор.

Вопросы:

– Какие деревья растут в дубраве?

– Как называется место, где растет много елей?

– Какие деревья растут в сосновом бору?

– Что такое березовая роща?

5. Сравнение.

Воспитатель. Какие бывают деревья по высоте? По толщине?

Задание (на индивидуальных рисунках). Раскрасьте птичку, которая сидит на дереве с самым толстым стволом, синим цветом. Раскрасьте птичку, которая сидит на дереве с самым тонким стволом, желтым цветом.

Покажите деревья по порядку от самого тонкого до самого толстого, от самого низкого, до самого высокого.

6. Описание деревьев.

Дуб

Дуб могучий, большой. У него толстый ствол. Плоды дуба – желуди. Из желудей вырастают новые молодые дубки.

Вопросы:

– Дуб большой или маленький?

– Какой у него ствол?

– Какие плоды у дуба?

– Опишите дуб.

Сосна

Листья сосны – это иголки. Они называются хвоей. Сосна – полезное дерево. Она очищает воздух. Сосна зимой и летом зеленого цвета. Плоды сосны – шишки.

Вопросы:

– Как называются листья сосны?

– Какую пользу приносит сосна?

– У сосны опадают иголки?

– Какие плоды у сосны?

Береза

Белоствольная, кудрявая, шелковистая – такими ласковыми словами называют березу. О ней сложено много стихов и песен. Береза дает вкусный и полезный сок. Только собирать его надо осторожно, чтобы не повредить дереву. Осенью листья березы желтеют и опадают. Плоды березы – сережки.

Вопросы:

– Почему березу называют белоствольной?

– У березы листья опадают осенью?

– Какие плоды у березы?

7. Игра «Найдите дерево».

По комнате расставлены стулья. На их спинки прикреплены изображения деревьев. Воспитатель описывает дерево, затем дает сигнал«Раз, два, три! К дереву беги!» Дети находят картинку с нужным деревом, бегут к ней и становятся около нее.

8. Лепка березы и елочки.

Береза.

Воспитатель напоминает, что ствол березы – белый, веточки напоминают дуги; наверху они короткие; чем ниже, тем длиннее.

Инструкция. Раскатать из белого пластилина колбаски, снизу толще, вверху – заострить кончик. Накатать тонких белых колбасок, поочередно закрепить каждую по обе стороны ствола. Прижать один конец веточки у ствола, изогнуть веточку дугой по направлению вниз, закрепить другой конец. По стволу нанести пятнышки пластилином черного цвета.

Елочка.

Воспитатель напоминает, что у елочки – прямой ствол, ветки растут от нижней части ствола до самого верха, внизу – самые длинные, вверху – самые короткие.

Инструкция. Раскатать колбаску из пластилина коричневого цвета – ствол, прижать ее к основе посредине, расплющить внизу. Сделать несколько зеленых колбасок и, сгибая каждую уголком, расположить на стволе дерева снизу вверх, начиная с длинных веток, расплющить, стекой распушить нижнюю часть веточек.

9. Рефлексия.

– Что вы узнали на занятии о деревьях?

– Какие игры вам понравились?

Приложение 2

Конспект занятия по рисованию «Русская березка»

Программное содержание:

- закрепить с детьми знания о березке.

- познакомить с народными обычаями.

- научить нетрадиционной технике рисования (оттиск) .

Материалы:

-прямоугольный небольшой лист картона.

- поролон.

- краски.

- лист зеленой тонированной бумаги на каждого ребенка.

- салфетки.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением березы, беседа, отгадывание загадок, игра, заучивание стихотворения А. Прокофьева «Русская березка».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята отгадайте загадку:

В белом сарафане

Стояла на поляне.

Летели синицы,

Сели на косицы. (береза)

ДетиБереза.

Воспитатель: Правильно, ребята, это береза. Ее можно встретить везде, она первая заселяет новые места и украшает лес кружевными кронами. Но особенно красив лес, состоящий из одних берез. Кто знает как называется такой лес?

ДетиБерезовая роща.

Воспитатель: Правильно. Березка, издавна славится на Руси, наши предки всегда ее почитали. Летом девушки украшали ее разноцветными ленточками, пели песни, водили хороводы вокруг нее, загадывали желание. А сделанный из березовых веточек венок, пускали на реку, и ждали, чей венок дальше уплывет, тот раньше выйдет замуж. О березке написано много стихотворений послушайте одно:

Русская берёзка.

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную,

В белёном сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

Люблю ее нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю берёзку русскую,

Она всегда с подружками,

Под ветром низко клонится

И гнется, – но не ломится!

(А. Прокофьев)

Беседа о березке, рассматривание иллюстраций.

Воспитатель: Ребята, какой у нее ствол?

Дети: Тонкий, гладкий, белый с темными черточкам.

Воспитатель: Сегодня я вам раскрою один секрет-через эти черточки береза дышит, а называются они «чечевички»!

Воспитатель: Дети, Вы, запомнили как называются черные точечки на березке? Повторите.

Дети: Чечевички.

Воспитатель: Девушки носят сережки, и у березы тоже есть длинные сережки. Осенью эти сережки рассыпаются на маленькие семена. Давайте представим, что мы маленькие семена березы.

-Дует ветер, семена летают в воздухе. (Дети кружатся.)

-Ветер стих, семена тихо падают на землю. (Дети приседают).

Воспитатель: В лесу береза приносит много пользы человеку, животным и другим растениям. А вы знаете, как люди могут использовать березкуБерезка-не только красивое дерево. Еще в древности люди отметили многие полезные свойства березки. Если заварить чай из набухших почек березки, этот отвар становится очень полезным, и лечит многие болезни человека. А распаренный березовый веник в бане изгоняет болезни, дает бодрость и силу. Березовымилистьями в старину красили яйца на пасху.

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру.

Игра«Пробуди дерево».

Воспитатель: Дети,а вы пробовали березовый сок?

Ответы детей.

Воспитатель: Весной, когда деревья просыпаются, у березы выделяется вкусный сок, его пьют для укрепления здоровья. Даже птицы и животные пьют березовый сок. Движение сока у березки начинаются еще до появления почек.

Воспитатель: Ребята, прежде чем мы приступим к работе, давайте проведем физкультминутку.

Физкультминутка«Веселая березка»

Воспитатель: А теперь ребята встанем в круг и представим, что мы березки. Дети встают в круг и под музыку выполняют движения согласно текста.

Выросли березки в поле

Хорошо расти на поле! (Потягивание-руки в стороны)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется. (Потягивание-руки вверх)

Вот подул веселый ветер.

Закачались тут же ветки. (Дети машут руками)

Даже толстые стволы.

Наклонились до земли. (Руки на поясе, приседание).

Вправо, влево, взад-вперед-

Так деревья ветер гнет (Наклоны вправо-влево)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет (Вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина. (Опускают руки через стороны).

Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами разговаривали о березе, теперь я предлагаю вам ее нарисовать. У каждого из вас на столе лежит картонный прямоугольник, с помощью его мы будем делать ствол. Опускаем его в краску и делаем отпечаток на бумаге, формируя ствол и ветки. Какой краской мы будем это делать?

Дети: Черной.

После того как дети сформировали ствол и ветки. Воспитатель предлагает приступить к рисованию листиков.

Воспитатель: Ребята а какай краской будем рисовать листочки?

Дети: Зеленой.

Воспитатель: Правильно. Небольшой кусочек поролона мы окунаем в краску зеленого цвета, и штампуем листья.

Воспитатель:. Посмотрите какие красивые березки у вас получились. Что мы делали сегодня на занятии? Что больше всего вам понравилось? Молодцы ребята, хорошо сегодня потрудились.

Приложение 4

Конспект по познавательному развитию во второй младшей группе

на тему:

«Люблю березку русскую».

Программное содержание:

Образовательные задачи – обобщить и систематизировать представления детей о берёзе, как уникальном дереве-символе России с помощью синтеза изобразительного, поэтического и музыкального искусства, формировать эстетический образ берёзы.

Развивающие задачи – активизировать речевую активность детей, обогащать их словарный запас, способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления, развивать художественное восприятие и эстетический вкус.

Воспитательные задачи - вызвать эмоционально-положительное отношение к берёзе, желание любоваться ею, заботиться о ней и беречь.

Словарная работа:

красавица, белоствольная, стройная, чечевички, деготь, картинная галерея.

Индивидуальная работа:

Способствовать развитию диалогической и монологической речи детей, оказывать помощь при ответах на вопросы.

Предварительная работа:

1. Рассматривание березы и наблюдения в разное время года.

2. Экскурсия в парк.

3. Прослушивание музыкальных произведений о берёзе. Разучивание хоровода «Берёзка».

4. Рассматривание иллюстраций, фотографий, репродукций картин с изображением березы

5. Заучивание пословиц, загадок, стихов о берёзе.

6. Проектно-исследовательская деятельность детей с родителями«Какую пользу приносит берёза?»«Что мы знаем о березе

7. Создание презентации «Люблю березку русскую».

Материал и оборудование:

Цветной платочек (на каждого ребёнка).

Ленточки цветные на каждого ребенка.

Листья березы из бумаги с заданиями.

Подарки для детей.

Проектор, презентация.

Подготовка к занятию:

Расставить атрибуты.

Проветривание, влажная уборка.

Ход занятия:

(Дети под музыку входят в зал.)

Воспитатель:

-Ребята! Как много у нас гостей давайте поздороваемся.

-Здравствуйте!

-Садимся на стульчики.

-А теперь внимание на меня. А знаете, вы ведь не просто поздоровались, а подарили друг другу частичку здоровья, потому что сказали: Здравствуйте! Здоровья желаю! Так гласит Русская народная поговорка«Здороваться не будешь, здоровья не получишь».

А сейчас я загадаю вам загадку:

«Русская красавица

Стоит на поляне.

В зеленой кофточке

В белом сарафане» Что это такое?

Дети:

-Береза

Воспитатель:

-Правильно ребята - это береза(Слайд).

Сегодня мы с вами, вы наверное догадались, будем говорить о березе, мы знаем много интересного о ней. Разве можно представить себе русское поле без одиноко стоящей белой берёзы? А русский лес без светлой берёзовой рощи? А стихи русских поэтов, живопись без образа этого дерева?

-А ведь берёза не только за красоту любима! Это дерево обладает многими ценными свойствами, в том числе и целебными. Берёза – это едва ли не самое распространённое дерево в России, стройное, белое, с раскидистыми ветвями и шелестящими на лёгком ветру листьями.

Словно девица русская, приумолкнув, стоит,

Над речушкой березка листвой шевелит.

Только ветер играет в косах длинных листвы,

Только звезды мигают ночью ей с высоты.

Рано утром встает она солнце встречать,

Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь.

И, наверно, на свете нет березы родней,

Ведь береза – частица России моей.

-Посмотрите ребята

-Подошла Машенька к березке прислушалась, плачет наша березка грустно ей. Никто не играет, песен не поет, хороводы не водит, совсем про нее забыли.

-Не грусти березонька мы в гости к тебе идем, веселье, и радость тебе принесем.

-Ребята поможем березке развеселиться?

Дети:

-Да.

Воспитатель:

В путь дорожку мы ребята соберемся

Принесем березке радость смех и солнце.

А чтоб к березке нашей нам попасть

Надо глазки крепко закрывать

Мы в ладоши хлопнем –раз, два, три-

в лес чудесный двери отвори.

-Посмотрите ребята мы с вами оказались в березовой роще.

-Ну как же нам найти нашу березку. Они все похожи.

-Ребята посмотрите, а что это тут? Листочки березовые?

-Взгляните, а листочки не простые, на них что- то написано. Сейчас я прочитаю.

-Вы, ребята, не пугайтесь, в путь дорогу отправляйтесь, чтоб меня в лесу найти ты по листикам иди, не собьешься ты с пути, а листочки не простые, там задания для вас. Чтоб порадовать меня вы заданья выполняйте. Обо мне - все знания применяйте.

-Найдем березку?

Дети:

-Да.

Воспитатель:

Итак, первое задание«Что ты знаешь о березе. Вставайте в круг. Сейчас мы будем передавать вот этот березовый листочек друг другу и рассказывать, что мы знаем о русской красавице – березке.

(Дети по кругу передают друг другу листочек, одновременно рассказывая о том, что они уже знают о берёзе.)

Дети:

1. Берёза – символ России.

2. У Берёза – белый,стройный ствол.

3. У берёзы тонкие и гибкие ветви.

4. В жару берёза делает прохладу, а в холод согреет.

5. Берёза может лечить людей.

6. Берёза даёт берёзовый сок.

7. О берёзе пишут стихи и песни, картины.

8. Из березовой коры делают деготь.

9. Из бересты плетут лапти.

10. Из березы делают игрушки.

11. Березовой лучиной освещают избу.

12. У березы есть чечевички.

13. Нужно бережно относиться к природе.

Молодцы ребята. Справились мы с этим заданием.

Идем дальше!

- Смотрите, а вот и следующий листочек:

В устном народном творчестве можно встретить приметы, пословицы, поговорки, загадки про берёзу.

Тут нам березка приготовила такое задание «Продолжи предложение»:

Приметы о берёзе

Из берёзы течёт много сока – (к дождливому лету.)

Берёза – не угроза, где стоит, (там и шумит.)

Когда берёза станет распускаться – (сей овёс.)

Если на берёзах много серёг — (к урожаю гороха)

Березовый веник в бане — (всем господин)

Каковы березки(таковы и отростки.)

Скрипучая береза (дольше стоит.)

Осенью листья, как слёзы,

На землю роняют. (Берёзы)

Клейкие почки, зеленые листочки. С белой корой - (береза стоит под горой)

Воспитатель:

Молодцы ребята справились и с этим заданием:

Поработали на славу пришло время отдохнуть.

А сейчас мы с вами поиграем. Давайте представим, что мы с вами березки.

Физ. минутка «Во поле береза стояла»

Наступило утро, солнышко проснулось.

И березки наши к солнцу потянулись

(Руки вверх, на носочках)

Поздоровались друг с дружкой.

Наклонившись в сторону

(Наклоны в сторону,

С солнцем поздоровались,

Радуясь дню новому.

(Руки вверх помахать ими)

Вот какие у нас березки получились, стройные, гибкие.

Воспитатель:

Молодцы! Вот мы и отдохнули. А сейчас мы с вами отправляемся дальше.

Посмотрите, где мы с вами оказались? Это же картинная галерея. Многие художники на своих полотнах запечатлели образ берёзы. Вот только некоторые из них. (Демонстрация репродукций).

Картина Левитана «Золотая осень» заключает в себе образ торжественной, радостной в своём спокойствии осени прославляющую родную природу. Посмотрите, на этой картине березки, как настоящие.

И. Грабарь «Февральская лазурь». На этой картине изображена гигантская берёза, как мудрый старец, седой, большой, надёжный. Такая берёза защитит от ветра, снега, непогоды.

Картина Ивана Шишкина называется «Ручей в берёзовом лесу». Этот ручей, словно песня, которую поют берёзы, или зеркало, в которое они смотрят. Через краски жёлтые, зелёные, голубые, белые, мы ощущаем чистоту и величие этого дерева. Теперь эти картины можно увидеть в музеях, на выставках и полюбоваться красотой родной природы.

Воспитатель:

Художники рисуют картины природы красками на бумаге. Их мы можем увидеть глазами. А поэты и композиторы создают картины природы словами, сочиняя красивые стихи, песни, музыку.

Нашли мы тебя березка и твои листочки нам помогли. Со всеми заданиями справились?

-Березка: Наблюдала я за вами ребята, молодцы со всеми заданиями справились.

А мы березка не с пустыми руками к тебе пришли мы подарки тебе приготовили, красивые стихи выучили.

Ребёнок:

Ты до того, берёзонька, красива

И в полдень жаркий, и в часы росы,

Что без тебя немыслима Россия,

И я немыслим без твоей красы.

Ребёнок:

Белая берёза -

Милая сестра.

Ты расти не бойся

Злого топора.

Ребёнок:

Белая берёза,

Птицы по ветвям.

Я тебя в обиду

Никому не дам.

Вот какие замечательные стихи ребята выучили для тебя березка!

Физминутка:

А теперь, честной народ,

Становись-ка в хоровод!

(Раздаём платочки).

Хоровод «Мы вокруг берёзки»

Посмотри берёзка

Мы к тебе идём

Яркие платочки

Мы тебе несём

(Дети идут по кругу)

Припев:

Ты березка посмотри посмотри

Как ребята хороши хороши

(Кружатся на месте).

Девочки к берёзке

Ближе подойдут

Яркими платочками

Весело взмахнут

(Идут в центр круга, назад, мальчики стоят в кругу приплясывая).

Припев:

Мы с тобой березка

Поиграем в Прятки

Отгадай березка

Где же все ребятки

Припев

А теперь березка

Нам пора проститься

Нам пора проститься

Низко поклониться

(. Припев.).

-А еще березка каждый из нас принес с собой ленточку, а ленточки не простые, а с добрыми словами. (Дети повязывают ленточки, на веточки березы называя ласковые слова).

(Воспитатель помогает детям завязать ленточку)

Воспитатель:

Посмотрите, ребята и березка наша повеселела

Понравилось ли тебе березка, как мы тебя нарядили!

Да! Очень понравилось ребята, молодцы хорошо постарались.

Берёзка:

Все, что знать обо мне людям надо,

Как любить меня и беречь –

Обо всем вы сегодня сказали.

Досвидания. До новых встреч!

-До свидания!

-И нам ребята пора возвращаться в детский сад!

Глазки крепко закрываем

Раз два три в детский сад нас возврати.

-Вот и закончилось наше путешествие. Садимся ребята на стулики.

Понравилась вам ребята наша прогулка, где мы с вами были (в березовой роще)

Что видели? О чем говорили? (о художниках, о поэтах).

Ребята чтобы березки были красивыми, давайте охранять, защищать русскую красавицу! Нельзя ломать ветки! Нельзя портить кору, чтобы не вытек весь сок, и березка не высохла. Нельзя вырубать березовые рощи

Смотрите - ка, а березка для нас, что то оставила. Корзинка, а тут подарочек для вас. (конфета и раскраска)(Воспитатель раздает подарки детям).

Наше занятие закончилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио учителя-логопеда МДОУ "Русская березка" Н.А. Васюкович

Здесь размещены данные о моих достижениях...

Проект " Русская березка"

Данный материал, расчитан на детей второй младшей группы. Проект,  один из способов  развития патриотизма младшего дошкольника....

Проек " Русская березка"

Данный проект является один из способов патриотического воспитатния малышей....

Праздник русской березки («ТРОИЦА»)

Звучит русская народная мелодия «Светит месяц». Дети собираются на площадке. Ведущий. Хочу вам, ребята, загадать загадку. ...

Праздник русской березки

Праздник русской березки...

Праздник русской березки.

Сценарий весеннего развлечения на экологическую тему....

Конспект НОД по теме "Это русская березка, это Родина моя".

Конспект НОД по музкальному развитию в подготовительной группе....