Проектная деятельность "Мы с планетой дружим мусор нам не нужен"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Экологический детско-творческий проект
«МЫ С ПЛАНЕТОЙ ДРУЖИМ, МУСОР НАМ НЕ НУЖЕН»
воспитатели старшей группы №5
Аббасова Эльвира Ибрагим кызы
Гасымова Нушаба Сахлик кызы
Москва 2017 г
“Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –
Быстро наши города превратятся в свалки!”
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тип проекта: информационно – исследовательский, творческий.
По содержанию: ребенок и охрана природы
Участники проекта: дети старшей группы №5, родители, воспитатели.
По продолжительности реализации проекта: краткосрочный
Проблема: охрана природы, попытка решить “мусорную проблему”.
По мнению учёного Джона Дьюи, ребёнок прочно усваивает лишь то, что познаёт через самостоятельную деятельность, что требует от него познавательных и практических усилий и в дальнейшем имеет применение в жизни. Мною на практике активно применяется метод проектов, как одно из эффективных средств познавательно-речевого развития детей. В ходе проектной деятельности дошкольники проживают различные ситуации успеха, уверенности в своих действиях, которые в конечном результате являются стимулом их личностного развития.
Представляем вашему вниманию проект "Мы с природой дружим, мусор нам не нужен».
Проблемная ситуация.
Реализация нашего проекта началась с выбора темы, которую определили сами дети неожиданно по своей инициативе. Тема проекта "выросла" из окружающей среды. Гуляя во дворе дома, дети заметили возле каждого подъезда контейнеры с мусором. Кроме того, мусор валялся и вокруг них. У них возникли вопросы: почему и откуда накапливается так много мусора, что с ним происходит дальше? Чем дети и взрослые могут помочь, чтобы город был чистым? и т.д.
Гипотеза: если бытовой мусор сортировать на группы, то каждую из них можно перерабатывать для повторного использования без вреда для окружающей среды. А может быть мусору можно дать «вторую жизнь»?
Актуальность проблемы.
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на наш взгляд, может быть экологический проект, одной из немногих технологий, выводящий педагога за стены детского сада в окружающий мир и социальную действительность.
Ежедневно во время прогулки дошкольники принимают участие в уборке территории своего участка и каждый раз у них возникают вопросы: откуда берется столько мусора? Куда отвозят мусор? и т.д. Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить “мусорную проблему”, мы разработали проект «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!».
Цель проекта:
сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы. (В процессе углубления и расширения знаний у детей о бытовых отходах и их свойствах формировать экологическую культуру и бережное отношение к природе).
Задачи:
1.Развитие умения видеть экологическую проблему и находить пути ее решения.
2.Развитие творческих способностей детей в изготовлении поделок и коллекций из мусора.
3.Формирование навыков экспериментирования.
4.Совершенствование у детей уровня накопительных практических навыков: побуждение к словотворчеству, изобразительной деятельности, детскому дизайну.
5.Вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и ДОУ.
Модель " трёх" вопросов"
Важно было установить на момент начала работы, какие знания имеются у детей, что их интересует, где можно им пополнить недостающие сведения.
«Модель трёх вопросов».
1.Что мы знаем о мусоре? О его переработке? (стекло, пластик, полиэтилен)
2.Что хотим узнать? (как можно использовать мусор)
3.Как мы это узнаем. Совместное составление паутинки проекта.
Центр грамотности Составление сказок, загадок и рассказов о приключениях ненужных вещей в природе, в городе, в доме. «Энциклопедия Почемучки», «Мусорная фантазия» В. А. Усачева Сочинение сказок и рассказов о природе. | Центр музыки Слушание аудиозаписей: пение птиц, звуки природы. | Центр искусств. Создание запрещающих и предупреждающих знаков «Соблюдайте чистоту в парке!», «Берегите природу» Выставка рисунков на тему: «Мусор земле не к лицу». |
Центр сюжетно-ролевой игры. | Центр математики Собрать коллекцию разноцветных крышек от пластиковых бутылок и использовать их для закрепления цвета и счета. | |
Центр экспериментирования Проведение опытов (исследовательская деятельность): «Что происходит с разными бытовыми отходами, если их закопать в землю, утопить, оставить на открытом воздухе на определённое время?» | Центр дидактических игр. Изготовление дидактической игры «Сортируем мусор». | Центр ФИЗО Изготовление из пластиковых бутылок гантелей. П /игры с изготовленными атрибутами. |
ВЫХОД: Выставка детско-родительских работ «Вторая жизнь мусора».
Проведение акции: «Бумажный бум!»
Реализация проекта:
Первый этап проекта.
1.Чтение и рассматривание иллюстраций журналов, книг и энциклопедий по теме проекта. Чтение художественной литературы по теме.
2. Беседы об экологии с опорой на жизненный опыт.
3.Наблюдения за деятельностью взрослых по борьбе с бытовыми отходами. Поисковая деятельность «Откуда берётся мусор?» в группе, в природе, в доме..
Второй этап проекта.
1. Серия наблюдений «Откуда появляется мусор в природе?»: какой мусор чаще всего встречается в лесах, парках, других природных зонах? Как он туда попадает? Как хранится? Как используется? Кто из взрослых следит за чистотой окружающей природы?
2. Сочинение сказок и рассказов о природе.
3. Зарисовка по впечатлениям детей.
4. Исследовательская деятельность «Как мусор мешает природе?».
5. Создание запрещающих и предупреждающих знаков «Соблюдайте чистоту в парке!», «Берегите природу»
6. Наблюдение за работающими мусоровозами, дворниками.
7. Серия наблюдений «Откуда появляется мусор дома, в детском саду, во дворе?»: сколько и каких контейнеров и ёмкостей для мусора встречается в квартире, в детском саду, во дворе, в магазине? Какие контейнеры, как часто и кем очищаются? Кто из взрослых следит за уборкой мусора в доме, в детском саду, во дворе? Рационально ли используются мусорные контейнеры и пакеты в квартире, в группе детского сада, во дворе дома?
8. Исследовательская деятельность «Как мусор мешает городу?»
9. Исследовательская деятельность «Как сортируются бытовые отходы в городе, во дворе, в доме?».
10. Рассматривание серии картин «Как бумага приходит в дом».
11. Исследовательская деятельность «Какой бывает бумага?» (опыты).
12. Беседа «Для чего собирают макулатуру?»
13. Конструирование из бумаго-картонных материалов «тёплых» домиков, мебели, одежды.
14. Решение проблемных вопросов: «Стоит ли перерабатывать бумагу?», «Где и для чего можно использовать старую бумагу?», «Как превратить старую бумагу в полезную вещь?».
16. Сбор макулатуры.
.
Экспериментальная деятельность: пластик, стекло, бумага.
С помощью эксперимента «Как разлагается мусор» дети решили выяснить, исчезает мусор в природе или остаётся навсегда. Вместе с детьми закопали бытовой мусор (кожуру от апельсина, пластиковую бутылку, железный уголок и фантик от конфеты) на участке и решили понаблюдать, что с ними произойдет в дальнейшем.
Собрать коллекцию разноцветных крышек от пластиковых бутылок и использовать их для закрепления цвета и счета.
Фотоотчет .
Заключение
Подводя итог, можно отметить следующее: проект помог детям и родителям понять, что нельзя мусорить бездумно. Дети поняли, что нужно бережно относиться к вещам, беречь их, делать из предметов на выброс оригинальные подарки, различные пособия для познавательной, театральной и игровой деятельности. При покупке продуктов необходимо обращать внимание на упаковку товара и отдавать предпочтение той, которая сделана из вторсырья или может быть в дальнейшем переработана.
Приложение.
1.Тематические игры и наблюдения.
Наблюдение. В течение нескольких дней обращайте внимание детей на то, что мы ежедневно выбрасываем мусор. Куда он девается? Из квартиры домов, выбрасывают ли что-нибудь дети? Что делают с мусором их родители? Как поступают с отходами в детском саду? Можно ли увидеть мусор в окрестностях детского сада? Откуда он там берется? Есть ли рядом с садом мусорные баки и урны?
Во время прогулки по экологической тропе, или экскурсии проверьте, есть ли там мусор. В каких местах его больше всего и почему? Обратите внимание ребят на то, как красивы незахламленные участки и как неприятно посещать те места, где люди не убрали за собой.
2. Ознакомление со свойствами бумаги.
Цель: опытным путем установить свойства и качество бумаги. Познакомить детей с видами бумаги.
Рассматривание разных видов бумаги и ее назначение (картон, калька, гофрированная, писчая, оберточная, газетная, для рисования);
Исследование свойств и качеств бумаги (тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, непрозрачная, полупрозрачная (калька); мнется, рвется, намокает, сгибается, горит);
Д/и «Вхождение в образ» (Я бумага – описание ребенком вида бумаги и ее назначения).
3. «Ознакомление со свойствами пластмассы»
Цель: Познакомить детей с пластмассой. Учить детей делать выводы.
Д/и «Чем похожи эти предметы» (все предметы из пластмассы);
Обследование предметов разной формы, цвета, размера из пластмассы (вывод- пластмасса легкая, из нее можно отлить разные предметы);
Опытно-практическая деятельность: пластмасса легкая, не тонет в воде, гнется. Не прозрачная, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая, обладает теплопроводностью - в холоде охлаждается, в тепле - нагревается, плавится;
Д/и «Расскажи о предмете» (описание пластмассового предмета).
4. «Ознакомление со свойствами металлических предметов»
Цель: Познакомить с предметами из разных металлов и свойствами металлических предметов их разных видов металлов (черный металл, алюминий, медь, цветной металл – фольга).
Рассматривание металлических предметов;
Рассказ взрослого о разных видах металла;
Опытно-практическая деятельность:
металл - прочный, тяжелый, с блеском, гладкий, тонет (независимо от размера), притягивается магнитом;
5. «Ознакомление со свойствами резины»
Цель: Познакомить со свойствами резины.
Д/и «Из чего сделан предмет» (классификация по материалу);
Обследование предметов из резины (эластичная, гладкая, холодная, режется, тонкая и толстая (шины);
Опыт с воздушным шаром
- не пропускает воздух и воду, не тонет в воде, прокалывается.
Д/и «Найди игрушки из резины».
6. «Ознакомление со свойствами стекла»
Цель: познакомить детей со свойствами стекла:
прозрачное, гладкое, холодное, хрупкое, звенящее, толстое, тонкое, водонепроницаемое.
Опытно-практическим путем изучить свойства стекла:
Познакомить с историей создания стекла.
Рассмотреть изделия из стекла;
Найти стеклянные предметы в группе;
Экспериментальным путем изучить свойства стекла.
Тактильные обследования (холодное, гладкое, шероховатое, тонкое, толстое, ребристое).
Экспериментальная деятельность (водонепроницаемое, стекло издает звук, хрупкое.)
Рассуждение детей на тему: «Что можно сделать из бросовых изделий из стекла»
7. Проведение длительного эксперимента: «Мусор в земле».
В землю закопать предметы из стекла, пластика, , бумаги, металла, а так же пищевые отходы (кожура апельсина апельсина. Через определенный промежуток времени проверять состояние материалов. Отметить результат воздействия на них солнца, дождя, почвы.
Фиксировать с детьми свои наблюдения. По истечении эксперимента сделать вывод о том, какой материал и отходы разложились в почве и что необходимо делать людям с твердым мусором для охраны окружающей среды.
8.Беседа на тему: «Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети!»
Цель: Формировать навыки экологического воспитания детей.
Рассказ воспитателя о правилах поведения в природе. Знакомство с природоохранными знаками (нельзя бросать мусор в реку, в лесу; загрязнять почву; выбрасывать мусор в непредназначенных местах). Подвести итог эксперимента и наблюдений за пищевыми отходами.
Изготовление детьми природоохранных знаков. В дальнейшем по возможности, размещение их у реки, пруда, детского сада (на экскурсии);
Установление правила: сортировать групповой мусор (две мусорных корзинки: в одну собирать лом от игрушек, в другую - бумажные обрезки, которые необходимо утилизировать в компостные ямы).
9. Игры.
1.«Что я видел?»
Цель: упражнять детей в узнавании предметов, сделанных из разных материалов; развивать память, внимание, наблюдательность.
Ход. Воспитатель предлагает поиграть в игру и задает вопрос: «Что ты видел из металла (ткани, пластмассы, стекла) по дороге в детский сад?» Выигрывает тот, кто называет больше предметов.
2.«Расскажи о предмете»
Цель: закрепить представление о материалах, их которых сделаны предметы.
Оборудование: кубик с изображением на гранях видов материалов.
Ход. Каждый ребенок отбрасывает кубик и ловит его, какой материал выпадает, о том он и рассказывает. Остальные игроки контролируют правильность определения свойств и качество материала.
3.«Что лишнее?»
Цель: научить вычленять общие признаки предметов; закрепить знания о видах материалов; развивать внимательность.
Оборудование: карточки с изображение четырех предметов, три из которых изготавливаются из одного материала, а один из другого.
Ход. Педагог раздает несколько карточек. Дети по очереди определяют лишний предмет, материал которого не соответствует материалу других трех, и объясняет почему.
Усложнение. После того как ребенок определил лишний предмет, задать вопрос: «Что будет, если вазу сделать из ткани?» и т.п.
4.«Отгадай материал»
Цель: закрепить знания о свойствах и качествах материалов и их названия.
Ход. В гости приходит Незнайка, который забыл название материалов, а знает только их свойство. Он просит помочь. Например, этот материал легко мнется, рвется, размокает в воде. Как он называется?
5.«Хорошо-плохо»
Цель: активизировать способность определять свойство и качество материалов, устанавливать причинно- следственные связи между признаками материала и его назначения.
Ход. Воспитатель называет материал, дети определяют его положительные и отрицательные признаки.
6. «Найди друзей»
Цель: закрепить умения подбирать предметы из заданного материала.
Ход. Воспитатель называет предмет, а дети рисуют предметы, сделанные из такого же материала.
7. «Наоборот»
Цель: закрепить знания о свойствах и качествах материалов, расширить словарь ребенка.
Ход. Дети встают в круг. Воспитатель называет материал и одно свойство или качество. Ребенок в ответ называет другой материал и его противоположное свойство (пластмасса непрозрачная, стекло- прозрачное).
8.«Что из чего»
Цель: закрепить знание о материалах, из которых сделаны предметы.
Оборудование. Мяч.
Ход. Дети становятся в круг, педагог стоит в кругу, бросает мяч ребенку и говорит: - «стакан» ребенок ловит мяч и отвечает - стекло.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Мы с природой дружим, мусор нам не нужен"
СЛАЙД 1. Экологический проект«Мы с природой ...
Проэкт по экологии "Мы с природой дружим, мусор нам не нужен".
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких ...
«Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!»
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окр...
Экологический проект: " Мы с природой дружим, мусор нам не нужен"
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окр...
Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!» в рамках образовательной области «Познавательное развитие» старшая группа «Подсолнушки»
Информационно – исследовательский,творческий проект для детеи старшеи группы по экологическому воспитанию....
«Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!»
Экологический проект...
ПРоект " Мы с планетой дружим - мусор нам не нужен"
Экологический проект, посвещённый актуальной проблеме загрезнения окружающей среды. Основная цель проекта - приучить детей сортировать мусор, рассказать о способах переработки и привить им бережное от...