Проектная деятельность "Мы с планетой дружим мусор нам не нужен"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Аббасова Эльвира Ибрагим кызы

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологический детско-творческий  проект

«МЫ С ПЛАНЕТОЙ ДРУЖИМ, МУСОР НАМ НЕ НУЖЕН»

                                                                                                                          

воспитатели      старшей группы №5                                                                                                    

Аббасова Эльвира Ибрагим кызы

Гасымова Нушаба Сахлик кызы                                                                                      

                                                                                                               

                                                                                                     

Москва 2017 г

“Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –

         Быстро наши города превратятся в свалки!” 

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тип проекта: информационно – исследовательский, творческий.

По содержанию: ребенок и охрана природы

Участники проекта: дети старшей группы №5, родители, воспитатели.

По продолжительности реализации проекта: краткосрочный

Проблема: охрана природы, попытка решить “мусорную проблему”.

По мнению учёного Джона Дьюи, ребёнок прочно усваивает лишь то, что познаёт через самостоятельную деятельность, что требует от него познавательных и практических усилий и в дальнейшем имеет применение в жизни. Мною на практике активно применяется метод проектов, как одно из эффективных средств познавательно-речевого развития детей. В ходе проектной деятельности дошкольники проживают различные ситуации успеха, уверенности в своих действиях, которые в конечном результате являются стимулом их личностного развития.

Представляем вашему вниманию проект "Мы с природой дружим, мусор нам не нужен».

Проблемная ситуация.

Реализация нашего проекта началась с выбора темы, которую определили сами дети неожиданно по своей инициативе. Тема проекта "выросла" из окружающей среды. Гуляя во дворе дома, дети заметили возле каждого подъезда контейнеры с мусором. Кроме того, мусор валялся и вокруг них. У них возникли вопросы: почему и откуда накапливается так много мусора, что с ним происходит дальше? Чем дети и взрослые могут помочь, чтобы город был чистым? и т.д.

Гипотеза: если  бытовой мусор сортировать на группы, то каждую из них можно перерабатывать для повторного использования без вреда для окружающей  среды. А может быть мусору можно дать «вторую жизнь»?

Актуальность проблемы.

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на наш взгляд, может быть экологический проект, одной из немногих технологий, выводящий педагога за стены детского сада в окружающий мир и социальную действительность.

Ежедневно во время прогулки дошкольники принимают участие в уборке территории своего участка и каждый раз у них возникают вопросы: откуда берется столько мусора? Куда отвозят мусор? и т.д. Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить “мусорную проблему”, мы разработали проект «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!».

Цель проекта:

сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы.  (В процессе углубления и расширения знаний у детей о бытовых отходах и их свойствах формировать экологическую культуру и бережное отношение к природе).

Задачи:

1.Развитие умения видеть экологическую проблему и находить пути ее решения.

2.Развитие творческих способностей детей в изготовлении поделок и коллекций из мусора.

3.Формирование навыков экспериментирования.

4.Совершенствование у детей уровня накопительных практических навыков: побуждение к словотворчеству, изобразительной деятельности, детскому дизайну.

5.Вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и ДОУ. 

Модель " трёх" вопросов"

Важно было установить на момент начала работы, какие знания имеются у детей, что их интересует, где можно им пополнить недостающие сведения.

«Модель трёх вопросов».

1.Что мы знаем о мусоре? О его переработке? (стекло, пластик, полиэтилен)

2.Что хотим узнать? (как можно использовать мусор)

3.Как мы это узнаем. Совместное составление паутинки проекта.

Центр грамотности

Составление сказок, загадок и рассказов о приключениях ненужных вещей в природе, в городе, в доме.

«Энциклопедия Почемучки», «Мусорная фантазия» В. А. Усачева

Сочинение сказок и рассказов о природе.

Центр музыки

Слушание аудиозаписей: пение птиц, звуки природы.

Центр искусств.

Создание запрещающих и предупреждающих знаков «Соблюдайте чистоту в парке!», «Берегите природу»

Выставка рисунков на тему: «Мусор земле не к лицу».

Центр сюжетно-ролевой игры.

http://shahbib.narod.ru/_pu/0/75917850.jpg

Центр математики

Собрать коллекцию разноцветных крышек от пластиковых бутылок и использовать их для закрепления цвета и счета.

Центр экспериментирования

Проведение опытов (исследовательская деятельность): «Что происходит с разными бытовыми отходами, если их закопать в землю, утопить, оставить на открытом воздухе на определённое время?»

Центр дидактических игр.

Изготовление дидактической игры «Сортируем мусор».

Центр ФИЗО

Изготовление из пластиковых бутылок гантелей. П /игры с изготовленными атрибутами.

ВЫХОД: Выставка детско-родительских работ «Вторая жизнь мусора».

Проведение акции: «Бумажный бум!»

Реализация проекта:

Первый этап проекта.

1.Чтение и рассматривание иллюстраций журналов, книг и энциклопедий по теме проекта. Чтение художественной литературы по теме.

2. Беседы об экологии с опорой на жизненный опыт.

3.Наблюдения за деятельностью взрослых по борьбе с бытовыми отходами. Поисковая деятельность «Откуда берётся мусор?» в группе, в природе, в доме..

Второй этап проекта.

  1. Серия наблюдений «Откуда появляется мусор в природе?»: какой мусор чаще всего встречается в лесах, парках, других природных зонах? Как он туда попадает? Как хранится? Как используется? Кто из взрослых следит за чистотой окружающей природы?

 2. Сочинение сказок и рассказов о природе.

3. Зарисовка по впечатлениям детей.

 4. Исследовательская деятельность «Как мусор мешает природе?».

 5. Создание запрещающих и предупреждающих знаков «Соблюдайте чистоту в парке!», «Берегите природу»

6. Наблюдение за работающими мусоровозами, дворниками.

7. Серия наблюдений «Откуда появляется мусор дома, в детском саду, во дворе?»: сколько и каких контейнеров и ёмкостей для мусора встречается в квартире, в детском саду, во дворе, в магазине? Какие контейнеры, как часто и кем очищаются? Кто из взрослых следит за уборкой мусора в доме, в детском саду, во дворе? Рационально ли используются мусорные контейнеры и пакеты в квартире, в группе детского сада, во дворе дома?

 8. Исследовательская деятельность «Как мусор мешает городу?»

 9. Исследовательская деятельность «Как сортируются бытовые отходы в городе, во дворе, в доме?». 

10. Рассматривание серии картин «Как бумага приходит в дом».

 11. Исследовательская деятельность «Какой бывает бумага?» (опыты).

12. Беседа «Для чего собирают макулатуру?»

 13. Конструирование из бумаго-картонных материалов «тёплых» домиков, мебели, одежды.

14. Решение проблемных вопросов: «Стоит ли перерабатывать бумагу?», «Где и для чего можно использовать старую бумагу?», «Как превратить старую бумагу в полезную вещь?».

16. Сбор макулатуры.

  . 

Экспериментальная деятельность: пластик, стекло, бумага.

 С помощью эксперимента «Как разлагается мусор» дети решили выяснить, исчезает мусор в природе или остаётся навсегда.  Вместе с детьми закопали бытовой мусор (кожуру от апельсина, пластиковую бутылку, железный уголок и фантик от конфеты)  на участке  и решили понаблюдать, что с ними произойдет в дальнейшем.

Собрать коллекцию разноцветных крышек от пластиковых бутылок и использовать их для закрепления цвета и счета.

Фотоотчет .

Заключение

Подводя итог, можно отметить следующее: проект помог детям и родителям понять, что нельзя мусорить бездумно. Дети поняли, что нужно бережно относиться к вещам, беречь их, делать из предметов на выброс оригинальные подарки, различные пособия для познавательной, театральной и игровой деятельности. При покупке продуктов необходимо обращать внимание на упаковку товара и отдавать предпочтение той, которая сделана из вторсырья или может быть в дальнейшем переработана.

Приложение.

 1.Тематические игры и наблюдения.

Наблюдение. В течение нескольких дней обращайте внимание детей на то, что мы ежедневно выбрасываем мусор. Куда он девается? Из квартиры домов, выбрасывают ли что-нибудь дети? Что делают с мусором их родители? Как поступают с отходами в детском саду? Можно ли увидеть мусор в окрестностях детского сада? Откуда он там берется? Есть ли рядом с садом мусорные баки и урны?

Во время прогулки по экологической тропе, или экскурсии проверьте, есть ли там мусор. В каких местах его больше всего и почему? Обратите внимание ребят на то, как красивы незахламленные участки и как неприятно посещать те места, где люди не убрали за собой.

 2.  Ознакомление со свойствами бумаги.

Цель: опытным путем установить свойства и качество бумаги. Познакомить детей с видами бумаги.

 Рассматривание разных видов бумаги и ее назначение (картон, калька, гофрированная, писчая, оберточная, газетная, для рисования);

 Исследование свойств и качеств бумаги (тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, непрозрачная, полупрозрачная (калька); мнется, рвется, намокает, сгибается, горит);

 Д/и «Вхождение в образ»  (Я бумага – описание ребенком вида бумаги и ее назначения).                                                                                                        

3.  «Ознакомление со свойствами пластмассы»

Цель: Познакомить детей с пластмассой. Учить детей делать выводы.

 Д/и «Чем похожи эти предметы» (все предметы из пластмассы);

Обследование предметов разной формы, цвета, размера из пластмассы (вывод- пластмасса легкая, из нее можно отлить разные предметы);

 Опытно-практическая деятельность: пластмасса легкая, не тонет в воде, гнется. Не прозрачная, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая, обладает теплопроводностью - в холоде охлаждается, в тепле - нагревается, плавится;

 Д/и «Расскажи о предмете» (описание пластмассового предмета).

 4. «Ознакомление со свойствами металлических предметов»

 Цель: Познакомить с предметами из разных металлов и свойствами металлических предметов их разных видов металлов (черный металл, алюминий, медь, цветной металл – фольга).

 Рассматривание металлических предметов;

 Рассказ взрослого о разных видах металла;

 Опытно-практическая деятельность:

металл - прочный, тяжелый, с блеском, гладкий, тонет (независимо от размера), притягивается магнитом;

 5.  «Ознакомление со свойствами резины»

Цель: Познакомить со свойствами резины.

 Д/и «Из чего сделан предмет» (классификация по материалу);

 Обследование предметов из резины (эластичная, гладкая, холодная, режется, тонкая и толстая (шины);

  Опыт с воздушным шаром

 - не пропускает воздух и воду, не тонет в воде, прокалывается.

 Д/и «Найди игрушки из резины».

 6.  «Ознакомление со свойствами стекла» 

 Цель: познакомить детей со свойствами стекла:

прозрачное, гладкое, холодное, хрупкое, звенящее, толстое, тонкое, водонепроницаемое.

 Опытно-практическим путем изучить свойства стекла:

 Познакомить с историей создания стекла.

  Рассмотреть изделия из стекла;

 Найти стеклянные предметы в группе;

 Экспериментальным путем изучить свойства стекла.

Тактильные обследования (холодное, гладкое, шероховатое, тонкое, толстое, ребристое).

 Экспериментальная деятельность (водонепроницаемое, стекло издает звук, хрупкое.)

 Рассуждение детей на тему: «Что можно сделать из бросовых изделий из стекла»

 7.  Проведение длительного эксперимента: «Мусор в земле».

 В землю закопать предметы из стекла, пластика, , бумаги, металла, а так же пищевые отходы (кожура апельсина апельсина. Через определенный промежуток времени проверять состояние материалов. Отметить результат воздействия на них солнца, дождя, почвы.

 Фиксировать с детьми свои наблюдения. По истечении эксперимента сделать вывод о том, какой материал и отходы разложились в почве и что необходимо делать людям с твердым мусором для охраны окружающей среды.

 8.Беседа на  тему: «Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети!»

 Цель: Формировать навыки экологического воспитания детей.

 Рассказ воспитателя о правилах поведения в природе. Знакомство с природоохранными знаками (нельзя бросать мусор в реку, в лесу; загрязнять почву; выбрасывать мусор в непредназначенных местах). Подвести итог эксперимента и наблюдений за пищевыми отходами.

 Изготовление детьми природоохранных знаков. В дальнейшем по возможности, размещение их у реки, пруда, детского сада (на экскурсии);

 Установление правила: сортировать групповой мусор (две мусорных корзинки: в одну собирать лом от игрушек, в другую - бумажные обрезки, которые необходимо утилизировать в компостные ямы).

 9. Игры.

 1.«Что я видел?»

 Цель: упражнять детей в узнавании предметов, сделанных из разных материалов; развивать память, внимание, наблюдательность.

Ход. Воспитатель предлагает поиграть в игру и задает вопрос: «Что ты видел из металла (ткани, пластмассы, стекла) по дороге в детский сад?» Выигрывает тот, кто называет больше предметов.

 2.«Расскажи о предмете»

 Цель: закрепить представление о материалах, их которых сделаны предметы.

Оборудование: кубик с изображением на гранях видов материалов.

Ход. Каждый ребенок отбрасывает кубик и ловит его, какой материал выпадает, о том он и рассказывает. Остальные игроки контролируют правильность определения свойств и качество материала.

 3.«Что лишнее?»

 Цель: научить вычленять общие признаки предметов; закрепить знания о видах материалов; развивать внимательность.

Оборудование: карточки с изображение четырех предметов, три из которых изготавливаются из одного материала, а один из другого.

Ход. Педагог раздает несколько карточек. Дети по очереди определяют лишний предмет, материал которого не соответствует материалу других трех, и объясняет почему. 

Усложнение. После того как ребенок определил лишний предмет, задать вопрос: «Что будет, если вазу сделать из ткани?» и т.п.

 4.«Отгадай материал»

Цель: закрепить знания о свойствах и качествах материалов и их названия.

Ход. В гости приходит Незнайка, который забыл название материалов, а знает только их свойство. Он просит помочь. Например, этот материал легко мнется, рвется, размокает в воде. Как он называется?

 5.«Хорошо-плохо»

Цель: активизировать способность определять свойство и качество материалов, устанавливать причинно- следственные связи между признаками материала и его назначения.

Ход. Воспитатель называет материал, дети определяют его положительные и отрицательные признаки.

 6. «Найди друзей»

Цель: закрепить умения подбирать предметы из заданного материала.

Ход. Воспитатель называет предмет, а дети рисуют предметы, сделанные из такого же материала.

 7. «Наоборот»

Цель: закрепить знания о свойствах и качествах материалов, расширить словарь ребенка.

Ход. Дети встают в круг. Воспитатель называет материал и одно свойство или качество. Ребенок в ответ называет другой материал и его противоположное свойство (пластмасса непрозрачная, стекло- прозрачное).

 8.«Что из чего»

Цель: закрепить знание о материалах, из которых сделаны предметы.

Оборудование. Мяч.

Ход. Дети становятся в круг, педагог стоит в кругу, бросает мяч ребенку и говорит: - «стакан» ребенок ловит мяч и отвечает - стекло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Мы с природой дружим, мусор нам не нужен"

СЛАЙД 1.                          Экологический проект«Мы с природой ...

Проэкт по экологии "Мы с природой дружим, мусор нам не нужен".

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких ...

«Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!»

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окр...

Экологический проект: " Мы с природой дружим, мусор нам не нужен"

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окр...

ПРоект " Мы с планетой дружим - мусор нам не нужен"

Экологический проект, посвещённый актуальной проблеме загрезнения окружающей среды. Основная цель проекта - приучить детей сортировать мусор, рассказать о способах переработки и привить им бережное от...