« Организация дидактических игр экологической направленности, согласно возрастным и психологическим особенностям детей дошкольного возраста».
презентация по теме
1 слайд Игра – ведущая деятельность в дошкольном детстве. Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нем, освоения соответствующих различным ситуациям моделей поведения.
Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания являются игры экологического содержания.
Игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения:
-дает возможность развивать познавательные способности и речь ребенка, способствует становлению личности, сохранению здоровья;
- доставляет радость ребенку, поэтому понимание природы и общение с ней, проходящее на фоне игры, будут особенно эффективны;
- ставит взрослого и ребенка в партнерские отношения;
- способствует развитию разных анализаторных систем;
- вызывает эмоциональную реакцию у детей, закрепляя экологические знания, для применения их в самостоятельной игровой деятельности.
2 слайд Своеобразие дидактической игры определяется рациональным сочетанием двух задач: дидактической и игровой.
Структура дидактической игры включает:
- дидактическую задачу;
- игровые действия;
- игровые правила;
- - результат;
- дидактический материал;
- сюжет;
- роль.
3 слайд По цели применения дидактические игры экологического содержания делятся на :
- игры для обогащения экологических представлений; для пополнения знаний о многообразии и разнообразии природных объектов; о взаимосвязях в природе; о человеке как части природы; о культуре поведения в природе;
- игры для воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе; для развития эстетического восприятия природы; для формирования нравственно-оценочного опыта поведения в природе; игры для приобщения к экологически ориентированной деятельности.
4 слайд Виды дидактических игр:
- игры с предметами (игрушками, природным материалом);
- настольно-печатные игры;
- словесные игры.
5 слайд В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных.
В дидактических предметных играх используются различные предметы природы (листья, фрукты, овощи и др.). В таких играх уточняются, конкретизируются и обобщаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.
«Во саду ли в огороде» Игра закрепляет знания детей об овощах и фруктах и месте их произрастания. Используются муляжи овощей и фруктов.
«Чудесный мешочек»
В мешочке находятся в зависимости от задачи различные предметы (фигурки животных, овощи, фрукты, плоды растений, листья деревьев и т.д.) Дети обследуют предметы на ощупь, достают, угадывают, называют, классифицируют.
Покорми животных
Цель: пополнить знания детей о домашних животных, их образе жизни. Используются фигурки животных.
«Дикие и домашние»
Цель: закрепить знания детей о диких и домашних животных.
«Кого не стало?»
Цель: закрепить знания детей о животных (растениях), развивать внимание.
6 слайд В проведении дидактических игр можно использовать различные дидактические игрушки, природный и бросовый материал.
7 -8 слайд Дидактические настольно-печатные игры помогают детям систематизировать и классифицировать знания о растениях, животных и явлениях неживой природы.
«Четвёртый лишний» Игра учит детей классифицировать объекты природы по различным признакам.
«Какого растения (животного) не стало?» Игра позволяет закрепить знания названий животных и растений, а также развивает внимание и наблюдательность.
«Где что зреет?»
Цель: пополнить знания детей о месте произрастания различных растений.
Кто где живет?
Цель: пополнить знания детей об образе жизни и местах обитания различных животных.
«Собери дерево» (цветок и т.д.)
Цель: пополнить знания детей о строении растения.
«Что перепутал художник?»
Цель: закрепить знания детей о временах года, развивать наблюдательность.
«Пищевые цепочки»
Цель: закрепить знания детей об образе жизни животных в одной экосистеме, развивать мелкую моторику пальцев рук.
9-10 слайд Дидактические словесные игры проводятся, как правило, для закрепления знаний детей о свойствах и признаках тех или иных предметов окружающего мира. В них используется различный речевой материал (стихи, загадки).
«Вершки-корешки»
Дети сидят в кругу. Воспитатель называет овощи, дети делают движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растёт в земле - кисти рук опускают вниз.
«Да - нет»
На все вопросы ведущего можно отвечать только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какое животное (растение) мы ему загадаем. Он придёт и будет нас спрашивать, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Мы ему будем отвечать только двумя словами.
«Угадай растение (животное)»
Воспитатель или ребенок загадает растение или животное, рассказывает о нём, не называя его. По рассказу дети отгадывают растение или животное и называют его.
«Земля, вода, воздух»
Играющие становятся в круг, в середине - ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырёх слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода» играющий отвечает названием рыб, на слово воздух - названием птиц.
«Летает, плавает, бегает»
Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «заяц» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «синица» - изображают полёт птицы.
«Кто знает, пусть продолжает»
Вариант 1.
Воспитатель называет обобщающее слово, а дети — слова, относящиеся к данному значению.
Воспитатель: Насекомые — это ...
. Дети:... муха, комар, ...
Воспитатель: Рыбы — это ...
Дети:.. карась, щука,...
Вариант 2.
Воспитатель называет видовое понятие, а дети обобщающее слово.
Воспитатель: Муха, комар — это ...
Дети:... насекомые.
Воспитатель: Золотая рыбка, карась — это ...Дети:.рыбы.
«Угадай по голосу»
Цель: закрепить знания детей о животных (птицах) и их голосах.
11 слайд При проведении игр необходимо придерживаться следующих положений:
- дошкольники ощущают повышенную потребность в игровой деятельности (особенно в начале обучения), которая удовлетворяет их интерес и активность в освоении окружающего мира;
- дидактическая игра возбуждает у детей приятные чувства и эмоции, которые снижают напряженность в учебном процессе. В результате усилия воспитанников направляются на познавательную деятельность;
- в дидактической игре дошкольники проявляют творческую деятельность, к которой притягиваются самые разные компоненты психики: ощущение, восприятие, память и т. д., а это значит, что происходит активизация всех познавательных процессов.
12 слайд Спасибо за внимание!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.pptx | 247.08 КБ |
prezentatsiya.pptx | 0 байтов |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ИГРА –ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА Играя , малыш познает многоликий мир природы , учиться общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой.
Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания являются дидактические игры экологического содержания. Игра - это способ осмысления окружающего мира и своего места в нем , освоение соответствующих различным ситуациям моделей поведения.
Дидактическая игра - это тип учебного занятия в виде учебной игры, в которой реализуются принципы активного обучения.
Своеобразие дидактической игры определяется рациональным сочетанием двух задач : дидактической и игровой. Структура дидактической игры включает: - дидактическую задачу; - игровые действия; - игровые правила; - результат; - дидактический материал; - сюжет; - роль.
По цели применения дидактические игры экологического содержания делятся на : игры для обогащения экологических представлений; -для пополнения знаний о многообразии и разнообразии природных объектов; о взаимосвязях в природе; о человеке как части природы; о культуре поведения в природе; игры для воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе; для развития эстетического восприятия природы; для формирования нравственно-оценочного опыта поведения в природе; игры для приобщения к экологически ориентированной деятельности.
При использовании дидактической игры воспитатель должен следовать определенным педагогическим принципам: опираться на уже имеющиеся у детей знания, полученные, как правило, путем непосредственного восприятия; следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в то же время доступна детям; поддерживать интерес и разнообразие игрового действия; постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия; конкретно и четко объяснять правила.
Дидактические игры, применяемые на занятиях, помогают детям усвоить качества предметов и уточнить представления в природе. В младших группах игра занимает обычно все занятие, в средней, старшей и подготовительной к школе группах она чаще всего является частью занятия и продолжается от 5 до 20 минут.
В младших группах проводят игры, в которых ребенок должен научиться различать предметы по внешнему виду. Организуя такую игру, воспитатель поручает детям принести лист, цветок, морковь, свеклу, картофель и т.д. ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА Знакомить детей с доступными явлениями природы. Показать изменения, происходящие в разные времена года. Формировать понятия о том, что для жизни на Земле нужно солнце, воздух и вода. Продолжать знакомить с природными явлениями. Расширять представления о насекомых, птицах.
В средней группе, играя, дети узнают предметы на ощупь. К таким играм относятся «Угадай, что в мешочке», «Узнай, что в руках». Для первой из этих игр воспитатель заранее готовит мешочек и кладет в него овощи или фрукты.(Дети по очереди опускают в мешочек руку, берут предмет, ощупывают его, называют, а затем вынимают и показывают всей группе. ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ расширять представления о растительном и животном мире; развивать умения наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки явлений природы; уточнять представления детей о взаимосвязи признаков и закономерностей в окружающем мире; воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе.
После того как у детей накопятся конкретные представления о растениях в старшей группе можно давать дидактические игры на сравнение предметов и узнавание их по частям. Например, в ходе игры «Узнай, чей лист» дети сравнивают предложенный лист с листьями, имеющимися у растений , проводят игры, требующие выявления некоторых признаков растений или животных, умения их описывать, сделать обобщение. ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА формирование экологической культуры через игровую деятельность. закрепление представлений и образы тех растений, за которыми дети наблюдали во время прогулок и экскурсий. уточнение и расширение у детей знаний о природных объектах через дидактические игры и наблюдение.
Виды дидактических игр: игры с предметами ( игрушками, природным материалом ); настольно-печатные игры; словесные игры.
« Чудесный мешочек», « Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке» и другие В дидактических предметных играх используются различные предметы природы (листья, фрукты, овощи и др.). В таких играх уточняются, конкретизируются и обобщаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.
«Четвёртый лишний» «Какого растения (животного) не стало?» «Где что зреет?» Кто где живет? «Собери дерево» (цветок и т.д.) «Что перепутал художник?» «Пищевые цепочки» Дидактические настольно-печатные игры помогают детям систематизировать и классифицировать знания о растениях, животных и явлениях неживой природы.
Дидактические словесные игры проводятся, как правило, для закрепления знаний детей о свойствах и признаках тех или иных предметов окружающего мира. В них используется различный речевой материал (стихи, загадки). « Кто летает, бегает, прыгает» «В воде, в воздухе, на земле» «Нужно- не нужно» И другие
Дидактические игры, правильно используемые в учебно-воспитательном процессе, - это, с одной стороны, эффективное средство умственного, эстетического и нравственного воспитания, а с другой – своеобразная практическая деятельность ребенка по освоению окружающей действительности.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
возрастные и психологические особенности детей старшего дошкольного возраста
В чем особенности детей старшего дошкольного возраста...
Родительское собрание в средней группе на тему: «Возрастные и психологические особенности детей 4 -5-летнего возраста».
Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее.Возросли физические возможности: движения ста...
Возрастные и психологические особенности дошкольного возраста от 3-7 лет. Что должен знать воспитатель.
Возрастные и психологические особенности дошкольного возраста от 3-7 лет. Что должен знать воспитатель....
Возрастные и психологические особенности дошкольного возраста от 3-7 лет. Что должен знать воспитатель.
Возрастные и психологические особенности дошкольного возраста от 3-7 лет. Что должен знать воспитатель....
Консультация для воспитателей "Использование комнатных растений в детском саду согласно возрастным группам»
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие чу...
Возрастные и психологические особенности развития детей дошкольного возраста
Возрастные и психологические особенности детей...
Возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста
До пяти лет все основные психические процессы ребенка - внимание, память, мышление - носят непроизвольный характер....