« Организация дидактических игр экологической направленности, согласно возрастным и психологическим особенностям детей дошкольного возраста».
презентация по теме

Нагоева Роза Амбиевна

1 слайд Игра – ведущая деятельность в дошкольном детстве. Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нем, освоения соответствующих различным ситуациям моделей поведения.  

     Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания являются игры экологического содержания.

     Игра создает  оптимальные условия для воспитания и обучения:

-дает возможность развивать познавательные способности и речь ребенка, способствует становлению личности, сохранению здоровья;

- доставляет радость ребенку, поэтому понимание природы и общение с ней, проходящее на фоне игры, будут особенно эффективны;

- ставит взрослого и ребенка в партнерские отношения;

- способствует развитию разных анализаторных систем;

- вызывает эмоциональную реакцию у детей, закрепляя экологические знания, для применения их в самостоятельной игровой деятельности.

   2 слайд  Своеобразие дидактической игры определяется рациональным сочетанием двух задач: дидактической и игровой.

     Структура дидактической игры включает:

- дидактическую задачу;

- игровые действия;

- игровые правила;

- - результат;

- дидактический материал;

- сюжет;

- роль.

3 слайд  По цели применения дидактические игры экологического содержания делятся на :

- игры для обогащения экологических представлений; для пополнения знаний о многообразии и разнообразии природных объектов; о взаимосвязях в природе; о человеке как части природы; о культуре поведения в природе;

- игры для воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе; для развития эстетического восприятия природы; для формирования  нравственно-оценочного опыта поведения в природе; игры для приобщения к экологически ориентированной деятельности.

4 слайд Виды дидактических игр:

- игры с предметами (игрушками, природным материалом);

- настольно-печатные игры;

- словесные игры.

5 слайд  В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных.

     В дидактических предметных играх используются различные предметы природы (листья, фрукты, овощи и др.). В таких играх уточняются, конкретизируются и обобщаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.

«Во саду ли в огороде» Игра закрепляет знания детей об овощах и фруктах и месте их произрастания. Используются муляжи овощей и фруктов.

«Чудесный мешочек»

В мешочке находятся в зависимости от задачи различные предметы (фигурки животных, овощи, фрукты, плоды растений, листья деревьев и т.д.) Дети обследуют предметы на ощупь, достают, угадывают, называют, классифицируют.

Покорми животных

Цель: пополнить знания детей о домашних животных, их образе жизни. Используются фигурки животных.

«Дикие и домашние»

Цель: закрепить знания детей о диких и домашних животных.

«Кого не стало?»

Цель: закрепить знания детей о животных (растениях), развивать внимание.

6 слайд  В проведении дидактических игр можно использовать различные дидактические игрушки, природный и бросовый материал.

7 -8 слайд Дидактические настольно-печатные игры помогают детям систематизировать и классифицировать знания о растениях, животных и явлениях неживой природы.

«Четвёртый лишний» Игра учит детей классифицировать объекты природы по различным признакам.

«Какого растения (животного) не стало?» Игра позволяет закрепить знания названий животных и растений, а также развивает внимание и наблюдательность.

«Где что зреет?»

Цель: пополнить знания детей о месте произрастания различных растений.

Кто где живет?

Цель: пополнить знания детей об образе жизни и местах обитания различных животных.

«Собери дерево» (цветок и т.д.)

Цель: пополнить знания детей о строении растения.

«Что перепутал художник?»

Цель: закрепить знания детей о временах года, развивать наблюдательность.

«Пищевые цепочки»

Цель:  закрепить знания детей об образе жизни животных в одной экосистеме, развивать мелкую моторику пальцев рук.

9-10 слайд Дидактические словесные игры проводятся, как правило, для закрепления знаний детей о свойствах и признаках тех или иных предметов окружающего мира. В них используется  различный речевой материал (стихи, загадки).

«Вершки-корешки»

Дети сидят в кругу. Воспитатель называет овощи, дети делают движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растёт в земле - кисти рук опускают вниз.

«Да - нет»

На все вопросы ведущего можно отвечать только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какое животное (растение) мы ему загадаем. Он придёт и будет нас спрашивать, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Мы ему будем отвечать только двумя словами.

«Угадай растение (животное)»

Воспитатель или ребенок загадает  растение или животное, рассказывает  о нём, не называя его. По рассказу  дети отгадывают растение или животное и называют его.

«Земля, вода, воздух»

Играющие становятся в круг, в середине - ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырёх слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода» играющий отвечает названием рыб, на слово воздух - названием птиц.

«Летает, плавает, бегает»

Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «заяц» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «синица» - изображают полёт птицы.

«Кто знает, пусть продолжает»

Вариант 1.

Воспитатель называет обобщающее слово, а дети — слова, относящиеся к данному значению.

Воспитатель: Насекомые — это ...

. Дети:... муха, комар, ...

Воспитатель: Рыбы — это ...

Дети:.. карась, щука,...

Вариант 2.

Воспитатель называет видовое понятие, а дети обобщающее слово.

Воспитатель: Муха, комар — это ...

Дети:... насекомые.

Воспитатель: Золотая рыбка, карась — это ...Дети:.рыбы.

«Угадай по голосу»

Цель: закрепить знания детей о животных (птицах) и их голосах.

11 слайд   При проведении игр необходимо придерживаться следующих положений:

-  дошкольники ощущают повышенную потребность в игровой деятельности (особенно в начале обучения), которая удовлетворяет их интерес и активность в освоении окружающего мира;

- дидактическая игра возбуждает у детей приятные чувства и эмоции, которые снижают напряженность в учебном процессе. В результате усилия воспитанников направляются на познавательную деятельность;

- в дидактической игре дошкольники проявляют творческую деятельность, к которой притягиваются самые разные компоненты психики: ощущение, восприятие, память и т. д., а это значит, что происходит активизация всех познавательных процессов.

12 слайд Спасибо за внимание!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx247.08 КБ
Файл prezentatsiya.pptx0 байтов

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Организация дидактических игр экологической направленности, согласно возрастным и психологическим особенностям детей дошкольного возраста». Подготовили: Нагоева Р. А. Бойко О. В.

Слайд 2

ИГРА –ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА Играя , малыш познает многоликий мир природы , учиться общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой.

Слайд 3

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания являются дидактические игры экологического содержания. Игра - это способ осмысления окружающего мира и своего места в нем , освоение соответствующих различным ситуациям моделей поведения.

Слайд 4

Дидактическая игра - это тип учебного занятия в виде учебной игры, в которой реализуются принципы активного обучения.

Слайд 5

Своеобразие дидактической игры определяется рациональным сочетанием двух задач : дидактической и игровой. Структура дидактической игры включает: - дидактическую задачу; - игровые действия; - игровые правила; - результат; - дидактический материал; - сюжет; - роль.

Слайд 6

По цели применения дидактические игры экологического содержания делятся на : игры для обогащения экологических представлений; -для пополнения знаний о многообразии и разнообразии природных объектов; о взаимосвязях в природе; о человеке как части природы; о культуре поведения в природе; игры для воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе; для развития эстетического восприятия природы; для формирования нравственно-оценочного опыта поведения в природе; игры для приобщения к экологически ориентированной деятельности.

Слайд 7

При использовании дидактической игры воспитатель должен следовать определенным педагогическим принципам: опираться на уже имеющиеся у детей знания, полученные, как правило, путем непосредственного восприятия; следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в то же время доступна детям; поддерживать интерес и разнообразие игрового действия; постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия; конкретно и четко объяснять правила.

Слайд 8

Дидактические игры, применяемые на занятиях, помогают детям усвоить качества предметов и уточнить представления в природе. В младших группах игра занимает обычно все занятие, в средней, старшей и подготовительной к школе группах она чаще всего является частью занятия и продолжается от 5 до 20 минут.

Слайд 9

В младших группах проводят игры, в которых ребенок должен научиться различать предметы по внешнему виду. Организуя такую игру, воспитатель поручает детям принести лист, цветок, морковь, свеклу, картофель и т.д. ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА Знакомить детей с доступными явлениями природы. Показать изменения, происходящие в разные времена года. Формировать понятия о том, что для жизни на Земле нужно солнце, воздух и вода. Продолжать знакомить с природными явлениями. Расширять представления о насекомых, птицах.

Слайд 10

В средней группе, играя, дети узнают предметы на ощупь. К таким играм относятся «Угадай, что в мешочке», «Узнай, что в руках». Для первой из этих игр воспитатель заранее готовит мешочек и кладет в него овощи или фрукты.(Дети по очереди опускают в мешочек руку, берут предмет, ощупывают его, называют, а затем вынимают и показывают всей группе. ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ расширять представления о растительном и животном мире; развивать умения наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки явлений природы; уточнять представления детей о взаимосвязи признаков и закономерностей в окружающем мире; воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе.

Слайд 11

После того как у детей накопятся конкретные представления о растениях в старшей группе можно давать дидактические игры на сравнение предметов и узнавание их по частям. Например, в ходе игры «Узнай, чей лист» дети сравнивают предложенный лист с листьями, имеющимися у растений , проводят игры, требующие выявления некоторых признаков растений или животных, умения их описывать, сделать обобщение. ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА формирование экологической культуры через игровую деятельность. закрепление представлений и образы тех растений, за которыми дети наблюдали во время прогулок и экскурсий. уточнение и расширение у детей знаний о природных объектах через дидактические игры и наблюдение.

Слайд 12

Виды дидактических игр: игры с предметами ( игрушками, природным материалом ); настольно-печатные игры; словесные игры.

Слайд 13

« Чудесный мешочек», « Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке» и другие В дидактических предметных играх используются различные предметы природы (листья, фрукты, овощи и др.). В таких играх уточняются, конкретизируются и обобщаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.

Слайд 14

«Четвёртый лишний» «Какого растения (животного) не стало?» «Где что зреет?» Кто где живет? «Собери дерево» (цветок и т.д.) «Что перепутал художник?» «Пищевые цепочки» Дидактические настольно-печатные игры помогают детям систематизировать и классифицировать знания о растениях, животных и явлениях неживой природы.

Слайд 15

Дидактические словесные игры проводятся, как правило, для закрепления знаний детей о свойствах и признаках тех или иных предметов окружающего мира. В них используется различный речевой материал (стихи, загадки). « Кто летает, бегает, прыгает» «В воде, в воздухе, на земле» «Нужно- не нужно» И другие

Слайд 16

Дидактические игры, правильно используемые в учебно-воспитательном процессе, - это, с одной стороны, эффективное средство умственного, эстетического и нравственного воспитания, а с другой – своеобразная практическая деятельность ребенка по освоению окружающей действительности.

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

возрастные и психологические особенности детей старшего дошкольного возраста

В чем особенности детей старшего дошкольного возраста...

Родительское собрание в средней группе на тему: «Возрастные и психологические особенности детей 4 -5-летнего возраста».

Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее.Возросли   физические возможности: движения ста...

Возрастные и психологические особенности дошкольного возраста от 3-7 лет. Что должен знать воспитатель.

Возрастные и психологические особенности дошкольного возраста от 3-7 лет. Что должен знать воспитатель....

Возрастные и психологические особенности дошкольного возраста от 3-7 лет. Что должен знать воспитатель.

Возрастные и психологические особенности дошкольного возраста от 3-7 лет. Что должен знать воспитатель....

Консультация для воспитателей "Использование комнатных растений в детском саду согласно возрастным группам»

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие чу...

Возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста

До пяти лет все основные психические процессы ребенка - внимание, память, мышление - носят непроизвольный характер....