Проект по опытно-экспериментальной деятельности "Маленькие фантазёры и исследователи" Ноябрь 2018г
проект по окружающему миру (средняя группа)

Чумичева Татьяна Дмитриевна

Долгосрочый проект для детей средней группы "Маленькие фантазёры и исследователи", формирующий познавательный интерес к исследовательской деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №8 «Берёзка»

Городского округа Ступино

Проект по опытно - экспериментальной деятельности

в средней группе компенсирующей направленности

для детей с ТНР на тему:

«Маленькие фантазеры и исследователи»

Выполнила воспитатель:

Чумичева Т.Д.

Ступино

2018-2021гг.

«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем

большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем

значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая,

исследовательская деятельность».

Лев Семёнович Выготский

Исполнители: 

Воспитатели. Дети средней группы. В дальнейшем это дети старшей группы и подготовительной к школе группы. Родители детей.

Продолжительность: 

Сентябрь 2018 – май 2019г. (для детей 4-5 лет)

Сентябрь 2019 – май 2020г. (для детей 5-6 лет)

Сентябрь 2020 – май 2021г. (для детей 6-7 лет)

Вид проекта: долгосрочный; поисково-исследовательский; творческий.

Раздел программы: 

Развитие сенсорной культуры. (Ребенок познает многообразие свойств и качеств окружающих предметов, исследует и экспериментирует.)

Развитие кругозора и познавательно –исследовательской деятельности в природе –образовательная область «Познание»

Тематическое поле:

Окружающий мир, мир природы, рукотворный мир.

Актуальность: 

В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В требованиях к выпускнику детского сада выделены следующие интегративные качества: «Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе».

    Каждый ребёнок – первооткрыватель. Ему кажется, что он первый увидел, первый услышал, первый понял. Иногда загадки природы ставят его в тупик, и он с вопросами бежит к взрослому.

    И тут наша очередь прийти ему на помощь. Приоритетным направлением в моей работе является формирование у детей элементарных естественнонаучных представлений. В своей работе в этом направлении приоритет отдаю опытам, экспериментам, самостоятельной поисковой деятельности детей.

     Опыт – это весело и увлекательно, но в то же время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления. Дети рассуждают, делают определённые выводы.

    Для современного этапа развития системы образования

характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельности подход к личности ребенка.

     Одним из видов детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование.

     Экспериментальная деятельность основывается на интересах детей,

приносит им удовлетворение, а значит, личностно – ориентирована на каждого ребенка. Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия. Особое значение экспериментальной деятельности заключается в том, что в ее процессе дети приобретают социальную практику за пределами учреждения, адаптируются к современным условиям жизни. Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость.

    Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребенка, активизируя мыслительные процессы, развивает речь, стимулирует личностное развитие дошкольника. Детское экспериментирование — это не изолированный от других вид деятельности.

    Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, особенно с наблюдением. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.

     Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете о том, что увидели.

    Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Принципы:

развивающего обучения;

научности;

целостности;

систематичности и последовательности;

индивидуально-личностной ориентации воспитания;

доступности;

активного обучения;

результативности.

Методы и подходы:

Методы: анализ научной и методической литературы.

Подходы: комплексный и системный.

 Цель для детей 4-5 лет: 

Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук. Создать условия для развития поисково-познавательной деятельности дошкольников.

Цель для детей 5-6 лет: 

Развивать познавательный интерес детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

Цель для детей 6-7 лет: 

Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей. Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.

 Задачи для детей 4-5 лет: 

1. Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении.

2. Дать детям представление о свойствах воды, песка, воздуха, плавучести предметов, способности магнита притягивать некоторые предметы.

3. Учить классифицировать камни по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности.

4. Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть

природные и искусственные; познакомить с образованием тени от предметов;

понять причину возникновения солнечных зайчиков; познакомить детей с понятием «отражение».

5. Познакомить детей с прибором-помощником – лупой и ее назначением.

6. Знакомить с разными способами исследования предметов, учить формулировать проблему и искать пути ее разрешения доступными средствами.

7. Пополнять и активизировать словарный запас об окружающих предметах и материалов, из которых они сделаны; формировать умение доказывать свою точку зрения и аргументировать свое решение; развивать умственные способности.

8. Воспитывать интерес к организации игр с элементами экспериментирования и использования результатов проведенных опытов; совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей.

9. Создать детскую лабораторию для проведения экспериментов.

10. Привлечь родителей к активному сотрудничеству.

11.Формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязи взаимозависимостей.

12.Развивать познавательный опыт детей в обобщенном виде с помощью наглядных средств.

13.Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

14.Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность и самостоятельность.

Задачи для детей 5-6 лет:

Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.

Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);

Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно –исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Задачи для детей 6-7 лет:

   Формировать познавательную активность, любознательность, умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр - экспериментов. Стремиться к самостоятельному познанию и размышлению.  

  Обеспечить переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира).

Формы реализации проекта:

  • Занятия
  • Беседы
  • Оснащение предметно-пространственной среды
  • Экспериментальная деятельность
  • Работа с родителями
  • Игровые технологии

Дети дошкольного возраста по природе своей — пытливые исследователи окружающего мира.

Понимая значение экспериментирования для психического развития ребенка, мы открыли в группе детского сада лабораторию, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами для реализации.

В мини-лаборатории выделено:

1. Место для постоянной выставки.

2. Место для приборов.

3. Место для выращивания растений.

4. Место для хранения природного и бросового материалов.

5. Место для проведения опытов.

6. Место для неструктурированных материалов (стол песок с водою и емкость для песка и воды и т.д.)

Приборы и оборудование для мини-лаборатории «Почемучки»

1. Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус,

лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т.д.

2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.

3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.)

4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д.

Материалы для организации экспериментирования

             1. Бусинки, пуговицы.

2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки.

3. Пластиковые бутылочки разного размера.

4. Разноцветные прищепки и резинки.

5. Камешки разных размеров.

6. Винтики, гайки, шурупы.

7. Пробки.

8. Пух и перья.

9. Фотопленки.

10. Полиэтиленовые пакетики.

11. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.

12. Спилы дерева.

13. Вата, синтепон.

14. Деревянные катушки.

15. Киндер-сюрпризы

16. Глина, песок.

17. Вода и пищевые красители.

18. Бумага разных сортов.

Использование мини-лаборатории дает возможность:

  • использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей;
  • не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений («испачкаешься», «прольешь»...). Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской лаборатории организуется один раз в неделю: с детьми среднего дошкольного возраста по 15—20 минут. Работа проводится с небольшими подгруппами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.

Во время занятия проводятся один - два эксперимента с детьми среднего дошкольного возраста и два-три эксперимента с детьми старшего дошкольного возраста (в зависимости от сложности).

      В конце учебного года для старших дошкольников и их родителей проводится открытое занятие, где дети демонстрируют свое умение думать, рассуждать, быть самостоятельными.

Структура проведения игры-экспериментирования:

  • постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
  • выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
  • проверка гипотез;
  • подведение итогов, вывод;
  • фиксация результатов;
  • вопросы детей.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников использую различные стимулы:

•        внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

  • тайна, сюрприз;
  • мотив помощи;
  • познавательный мотив (почему так?);
  • ситуация выбора.

Предполагаемый результат для детей 4-5 лет:

1. Дети знают назначение органов чувств.

2.Дети знают и называют свойства воды, песка, воздуха, магнита,

предметов.

3. Дети классифицируют камни по указанным признакам.

4. Дети знают о значении света в жизни человека; знают, как появляется

тень, солнечные зайчики.

5. Дети умеют пользоваться лупой, знают ее назначение и применение.

6. Дети могут сформулировать проблему и найти способы ее решения.

7. У детей пополнился словарный запас.

8. У детей есть интерес к экспериментированию и исследованию.

9. Создана детская лаборатория для экспериментов, оснащена

необходимыми материалами и оборудованием.

10. Родители активно сотрудничают с педагогами, оказывают

посильную помощь в реализации проекта.

11. В результате дети все охотнее обращаются за помощью к детским энциклопедиям, познавательной литературе. Овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

Предполагаемый результат для детей 5-6 лет:

Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;

Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;

Самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением;

Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач;

В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.

Предполагаемый промежуточный и конечный результат для детей 6-7 лет:

1. Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.

2. Создание единого инновационного пространства.

3. Чёткое выполнение поставленной задачи.

4. Повышение уровня мотивации к занятиям.

Новизна проекта:

Комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования с учётом интеграции образовательных областей программы.

План реализации проекта.

1 этап. Подготовительный: 

1. Подобрать методическую литературу по теме.

2.Донести до участников проекта (в частности до родителей) важность

данной темы.

3.Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты для исследовательской деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме.

4. Подобрать материал, оборудование для создания детской лаборатории.

5. Создать коллекции камней, перьев, фонариков, магнитов.

6. Составить картотеку опытов с природным материалом.

7.Составить перспективный план проведения экспериментов.

2 этап. Основной:

 Организация предметно – развивающей среды (мини-лаборатория «Почемучки»)

 Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями с учетом интеграции образовательных областей.

 ∙ Работа с детьми: образовательные ситуации, опыты, эксперименты, экспериментирование на прогулке, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная экспериментальная деятельность, дидактические игры, подвижные игры, труд в природе и в уголке природы, чтение художественной литературы, беседы, просмотр видеопрезентаций.

Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:

1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).

2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т.д.).

3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).

4. О способах исследования объекта.

5. О предметном мире.

6. В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.).

Работа с родителями: родительские собрания, консультации, беседы, домашние задания.

3. Заключительный этап:

 Совместно с родителями сделать стенгазету – коллаж на тему: «Юные исследователи» (Использовать фотографии поисково – исследовательской деятельности как в группе, так и в домашних условиях). Предложить родителям составить альбом отзывов и предложений по этому виду деятельности.

Мониторинг на конец учебного года

Перспективы

Наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми, результаты мониторинга на конец года

Вывод:

   Изучение и анализ тематической литературы, проведенная опытно экспериментальная работа подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы:

   Систематизированная работа по развитию поисково-исследовательской активности приводит к формированию у детей первоначальных навыков самостоятельности, способствует обогащению жизненного опыта; развивает инициативу.

Перспективы развития проекта:

   Планируем в дальнейшем продолжать работу по экспериментальной деятельности и вести альбом наблюдений, по результатам которого оформить сборник опытов для детей дошкольного возраста.

Работа с родителями:

1. Консультация для родителей «Организация экспериментальной работы по ознакомлению с окружающим миром».

2. Консультация для родителей «Волшебная водичка».

3. Консультация для родителей «Изготавливаем цветные льдинки и

ледовые игрушки своими руками».

4. Буклеты для родителей «Водные процедуры».

5. Памятка для родителей «Как сделать мыльные пузыри в домашних

условиях».

6. Консультация для родителей «Играем с мыльными пузырями».

7. Оказание помощи в создании детской лаборатории.

8. Подбор материалов, предметов для коллекций.

9. Совместная работа по созданию картотеки опытов- экспериментов для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

10. Родительское собрание на тему: «Наши успехи и достижения в

экспериментальной деятельности».

11. Фотоотчет на тему: «Хотим все знать!»

Методическая литература:

1. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром.

Экспериментирование. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС»,

2011.

2. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей

среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.:

ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2015 (Библиотека программы «ДЕТСТВО».)__

3. Т.М.Бондаренко Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002.- 159 с.

4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под общ.ред. Л.Н. Прохоровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2008. - 64 с.

5. Салмина Е.Е. Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности № 1, 2 (старший дошкольный возраст). Учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014.- 32 с.: цв.ил. – (Из опыта работы по программе «Детство»).

6. Никонова Н.О., Талызина М.И. Экологический дневник дошкольника. Зима. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2013. – 32с., ил. – (Библиотека программы «Детство»).

7. Никонова Н.О., Талызина М.И. Экологический дневник дошкольника. Весна. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2013. – 32с., ил. – (Библиотека программы «Детство»).

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №8 «Берёзка»

Городского округа Ступино

Перспективное планирование

опытов и экспериментов

в средней группе

компенсирующей направленности

для детей с ТНР.

Составила воспитатель:

Чумичева Т.Д.

Ступино

2018

Сентябрь

1. Экскурсия в детскую лабораторию.

Задача: познакомить детей с детской лабораторией, о назначении детской лаборатории и дать представление о культуре поведения в детской лаборатории.

2. «Узнаем, какая вода»

Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).

3. «Игры с веерами и султанчиками»

Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха - движением; движение воздуха - это ветер.

4. «Поиграем с солнышком»

Цель: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).

5. «Свойства песка»

Цель: познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого).

Итоговая экспериментальная деятельность: Занятие «волшебница вода», цикл экспериментальной деятельности «Прозрачная вода», «Вода принимает форму», «Песочная страна».

Прогулка совместно с родителями на реку «Хинган». Задачи: закрепить знания о приметах сезона: (прохладно, трава пожелтела, нет листьев на кустах и деревьях, нет цветов и насекомых, вода покрыта тонким льдом).

Октябрь

  1. «Чудесный мешочек»

Цель: познакомить с органами чувств и их назначением.

  1.  «Поиграем ветерком»

Цель: обнаружить движение воздуха в природе.

  1. «Что в коробке»

Цель: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

  1. «Почему осенью бывает грязно»

Цель: познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду.

Итоговая экспериментальная деятельность: «Воздух повсюду», «Воздух работает», «Водяная мельница», «Где вода?», «Свет повсюду», «Свет и тень».

Ноябрь

1. «Волшебные дощечки» Цель: определить с помощью пальцев форму, структуру поверхности.

2 . «Легкий - тяжелый» Цель: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу. 3. «Найди по звуку» Цель: определять и различать издаваемые шумовые звуки. 4. «Глина, ее качества и свойства» Цель: научить узнавать предметы, сделанные из глины, определять качество глины (мягкость,

        пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает).

Итоговые игры эксперименты: «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем», «Почему все звучит?», «Подушка из песка», «Можно ли менять форму камня и глины». Поделки вместе с родителями инструментов из бросового материала.

Декабрь

  1. «Горячо-холодно»

Цель: научить определять температуру веществ и предметов.

  1. «Чудесный мешочек»

Цель: познакомить с предметами, проводящими тепло; определять на ощупь самый твердый предмет.

  1. «Окрашивание воды»

Цель: выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).

  1. «Снег, какой он?» Цель: познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле).

Итоговое мероприятие: экспериментальные игры «Замерзшая вода», «Тающий лёд»,

Январь

1. « Игры с соломинкой» Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.

2. «Снег. Какой он?» Цель: познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится)

3. «Как из снега получить воду»

Цель: формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле).

  1. «Как воду превратить в лед»

Цель: познакомить со свойствами

  1. «Звенящая вода»

Цель: показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук воды (превращается в лед при низких температурах).

Итоговое мероприятие: экспериментальные игры: «Фонтанчики», «Музыкальные стаканы»

Февраль

  1. «Изготовление цветных льдиною»

Цель: познакомить с одним из свойств воды.

  1. «Мороз и снег»

Цель: закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха.

  1. «Свойства льда»

Цель: познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает), учить устанавливать простейшие закономерности.

  1. «Ветер по морю гуляет»

Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу.

Итоговое мероприятие: изготовление цветных льдинок для украшения елки на улице.

Март

  1. «Плавает-тонет»

Цель: учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)

  1. «Бумага, ее качества и свойства»

Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

  1. «Посадка лука»

Цель: уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.

  1. «Поплывет, не поплывет»

Цель: развивать представление о весе предметов.

Итоговое мероприятие: посадка лука, овса, гороха и других культур. Игры эксперименты: «Твердый – мягкий».

Апрель

  1. «Здравствуй, солнечный зайчик»

Цель: дать представление о том, что «солнечный зайчик» -  это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.

  1. «Веточка березы»

Цель: наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду.

  1. «Древесина, ее качества и свойства»

Цель: учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

  1. «Что в пакете»

Цель: дать детям понятие о том, что воздух находится вокруг нас, он может быть холодным, теплым, влажным.

Итоговое мероприятие: на музыкальном занятии разучить песни «солнечные зайчики», Игры эксперименты: «Солнечные зайчики».

Май

  1. «Спрячь пуговку»

Цель: способствовать накоплению представлений о свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная), вода изменяет цвет.

  1. «Пирожки для Мишки»

Цель: расширять знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться, сравнивать, делать выводы.

  1. «Сравнение песка, почвы и глины»

Цель: познакомить со свойствами песка, почвы и глины.

  1. «Ткань, ее качества и свойства»

Цель: учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество

  1. «Фокусы с магнитом»

Цель: выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

Итоговая экспериментальная деятельность: «Ловись рыбка мала и велика».        (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

Перспективный план работы с детьми

по опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе

СЕНТЯБРЬ

3 неделя

Тема: Песочные часы.

Цель: помочь определить, может ли песок двигаться, познакомить с песочными часами.

Игры с песком: закрепить знания о свойствах песка, развивать творчество.

Опыт «Песочный конус»

Вывод: песок может двигаться.

Поместить в уголок экспериментирования емкости с почвой, глиной, песком, палочки для самостоятельных опытов, песочные часы.

ОКТЯБРЬ

1 неделя

Тема: песок, глина – наши помощники.

Цель: уточнить представления о свойствах песка и глины.

Опыт «Где вода?»

Дети называют сходства и различия между песком и глиной.

Вывод: песок сыпется, а глина нет.

3 неделя

Тема: этот удивительный воздух.

Цель: дать представления об источниках загрязнения воздуха, формировать желание заботиться о чистоте воздуха. Формировать представление о том, что ветер – это движение воздуха.

Опыт «Воздух повсюду»

Вывод: воздух может быть чистым и грязным

Поместить в уголок султанчики, игрушки –вертушки.

Определить силу ветра с помощью флюгера.

НОЯБРЬ

1 неделя

Тема: вдох – выдох.

Цель: расширять представления детей о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, о времени, в течении которого человек может находиться без воздуха.

Изготовление вертушки.

Цель: учить делать вертушку из квадратного листа бумаги.

Опыт «Воздух работает»

Вывод: в воде есть воздух. Его количество зависит от температуры воды. Чем холоднее

вода, тем больше в ней воздуха. Поместить в уголок сосуды разного объема.

3 неделя

Тема: Магнит и его свойства.

Цель: познакомить детей с магнитом некоторыми его свойствами, уточнить представления о предметах, взаимодействующих с магнитом, об их существенных признаках.

Фокус «Фокусы с магнитами»

Результаты эксперимента по выявлению взаимодействия магнита с предметами из различных материалов заносятся в таблицу: знаком «+» отмечают предмет, который взаимодействует с магнитом, а знаком «-» - которые не взаимодействуют с магнитами.

ДЕКАБРЬ

1 неделя

Тема: два магнита.

Цель: выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание.

Сказка «Колобок» на новый «магнитный» лад.

Цель: поддерживать интерес к литературе, закрепить знания о свойствах магнита.

Поместить в уголок магниты и разные мелкие предметы из разных материалов.

3 неделя

Тема: магнитные свойства Земли. Компас.

Цель: познакомить детей с тем, что Земля – большой магнит, у которого есть северный и южный полюс; сформировать представления о компасе.

Познакомить с компасом и его устройством, совершенствовать навыки и умения в практическом использовании компаса.

ЯНВАРЬ

1 неделя

Тема: свойства воды.

Цель: формировать представления о свойствах воды: без запаха, без вкуса, не имеет формы.

«Хорошо – плохо». Цель: выявить положительные и негативные стороны воздействия воды на окружающую среду и человека.

Опыт «Прозрачная вода»

Вывод: вода не имеет запаха, не имеет цвета, не имеет вкуса.

Зарисовка графических рисунков, обозначающих данные свойства воды.

3 неделя

Тема: куда делась вода?

Цель: познакомить с процессом конденсации, выявить процесс испарения воды.

Чтение сказок «Жила-была река», «Как люди речку обидели», «Путешествие капельки».

Цель: продолжать формировать представление о круговороте воды в природе, о свойствах и формах воды, поддерживать интерес к литературе.

Опыт «Путешествие капельки»

Вывод: процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара.

ФЕВРАЛЬ

1 неделя

Тема: Термометр и температура.

Цель: развивать способности ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела.

Опыт «Как работает термометр»

Познакомить с понятием «температура»; формировать представление о приборе для измерения температуры - термометре; сравнение разных видов.

Выводы: температуру измеряют с помощью термометра

3 неделя

Тема: замерзание воды.

Цель: показать зависимость состояния воды от температуры воздуха.

Опыт «Замёрзшая вода»

Выводы: при низкой температуре вода превращается в лед.

Внести в уголок формочки для замораживания цветной воды

МАРТ

1 неделя

Тема: плавучесть предметов.

Цель: подвести детей к выводу, что полые предметы плавают, определять с помощью опыта, какие предметы тонут в воде, а какие –нет. Воздух легче воды, поэтому, заполняя полые предметы, он не дает

им утонуть.

Почему не тонут корабли? Объяснить, почему корабли не тонут, если они сделаны из железа

Вывод: чем больше поверхность предметов, тем выше их плавучесть.

Независимо от размера металлические предметы тонут, потому что они тяжелые.

3 неделя

Тема: вода и музыка

Цель: поддерживать интерес к экспериментированию, определять с помощью опыта, что количество воды в сосуде влияет на издаваемый звук.

Опыт «Звенящая вода»

Вывод: на звон влияет количество воды, звуки получаются разные.

АПРЕЛЬ

1 неделя

Тема: вода двигает предметы

Цель: познакомить с процессом водяной мельницы

Опыт «Водяная мельница»

Вывод: если воду лить маленькой струйкой, то мельница работает медленно, а если лить большой, то мельница работает быстрее.

3 неделя

Тема: свет

Цель: значимость света в жизни всего живого.

Опыт «Свет повсюду»

Выводы: источники света могут быть разными: природные и искусственные.

МАЙ

1 неделя

Тема: солнечные зайчики.

Цель: помочь понять, как можно отразить свет с помощью зеркала, фокусируя его на солнечные лучи. Чем светлее в помещении, тем лучше и чётче отражение.

Экспериментирование на прогулке.

3 неделя

Тема: образование тени.

Цель: расширить представления детей о тени – тень имеют все предметы, она имеет конфигурацию того предмета, от которого получена.

Опыт «Свет и тень»

На участке в солнечный день проводятся игры с тенью. Игра проводиться утром, днем, вечером, чтобы дети смогли убедиться в том, что тень – короткая утром, а вечером – длинная.

Поместить в уголок зеркала и фонарики для самостоятельного экспериментирования детей.

Перспективный план по экспериментально-

исследовательской деятельности в подготовительной группе

Месяц

Тема

Цель

Материал и оборудование

Сентябрь

Проведение начальной

диагностики .

Знакомство детей с        лабораторией.

Выявить знания у детей по усвоению программного материала по данному разделу.

Уточнить представление о назначении детской лаборатории.

Познакомить детей с  микроскопом, лупой, приборами для опытов -,. . Познакомить с правилами  пользования приборами- помощниками.

Микроскоп, лупа, увеличитель-

ные  стекла, весы.

Баночки различной емкости,

природный материал, губки,

проволока, кусочки ткани,

схемы……

Октябрь

Мир бумаги

 

     Мир ткани

        

Упражнять в умении узнавать предметы сделанные из бумаги.  Узнавать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная), сравнить их качественные характеристики и свойства мнется, рвется, режется. горит). Понять, что свойства материала обуславливают способ его использования.

Учить различать и называть некоторые ткани (ситец, шерсть, капрон, драп, трикотаж); сравнивать ткани по их свойствам; понимать, что эти характеристики обуславливают способ использования ткани при пошиве изделий. Воспитывать желание проводить опыты, соблюдая правила безопасности.

Различные виды бумаги,

бумажные поделки, ножницы,

стакан с водой, свеча,

поднос.

Альбом «Ткани», .лоскутки

ткани. кукла с набором сезонной

одежды, вода.

Ноябрь

Воздух

Почему, кажется, что звезды движутся по кругу

Дать представления о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими ,он находится вокруг нас  ,воздух можно почувствовать. Расширять представления о свойствах воздуха (невидим, не имеет запаха, имеет вес.) Познакомить детей с причиной возникновения ветра.

Установить, движутся ли звезды  по кругу?

Весы, шарики ,нитки.,свеча.

Глобус, ножницы, линейка,

клейкая лента, мелки, бумага

черного цвета.

Декабрь

Как устроены перья у птиц?

Чудо-вода

Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

Познакомить детей со свойствами воды  (не имеет формы, не имеет запаха, вкуса

и цвета)

Перья куриные, гусиные, лупа,.

молния, волос, свеча, пинцет.

Глобус, стаканчики пустые,

стаканчики с водой ,стаканчик

с молоком, трубочки, схемы,

тарелочки, салфетки.

Январь

 

Превращение воды

  .

Как работает термометр?

Формировать у детей представление о том, что снег и лед в тепле тают, и образуется вода. Установить зависимость изменений в природе от сезона. Познакомить со способом очистки воды.

  

Познакомить детей с работой термометра.

Тазики со снегом и льдом.

Различные прозрачные емкости,

фильтр.

Уличный термометр

или термометр для ванной.

кубик льда, чашка.

Февраль

Свойства снега

Свойства льда

Уши у человека

Закрепить знания о свойствах снега (белый ,пушистый ,холодный, тает в тепле, в зависимости от температуры воздуха.

В  морозную  погоду  (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится)

Познакомить со свойствами льда. Устанавливать простейшие закономерности.

Определить значимость расположения ушей по обеим сторонам головы человека, познакомить со строением уха, его ролью для ориентировки в пространстве.

.

Прозрачные сосуды с снегом .

тарелочки

Прозрачные сосуды со льдом.

тарелочки.

Картинки с контурным рисунком

  головы человека, на которых

есть ошибки в изображении

ушей (одно, три  уха, уши житных

 и т.д.), схема строения уха человека.

Март

Магнит

     Металл

Подвести детей к пониманию того, что магнит притягивает металлические предметы. Дать детям представление о полюсах магнита.

Закрепить знания детей о свойствах металла (твердый, тяжелый, холодный, блестит). Подвести детей к пониманию того, что не все металлы обладают свойствами намагничиваться.

Пластмассовая емкость с мелкими

предметами (из бумаги, ткани, пласт

массы, резины, меди, алюминия),

магнит.

Весы, различные предметы

из металлов, магнит.

Апрель

Источник тепла и света

Космос (далеко-близко)

Растение- живой организм

Дать представление о том, что Солнце является источником тепла и света. Познакомить с понятием «световая энергия» Определить, какие предметы нагреваются лучше, как образуется тень.

Познакомить детей, как удаленность от Солнца влияет на температуру воздуха.

Опытным способом выяснить, что раньше

появляется из семян. Уточнить представление о строении боба. Определить алгоритм деятельности пи посадке растения.

Зеркало, различные предметы

(светлого и темного цвета)

Два термометра, настольная лам

па, длинная линейка (метр)

модель Солнечной системы.

Схема строения растения,

алгоритм посадки растения, семяна,

земля, вода.

Май

Жизнь растений

Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. Установить, как растение ищет свет. Выявить потребность растения в воздухе, воде, свете

Цветы, рассада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ» СРЕДНЯЯ ГРУППА

ПРОЕКТ ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ»...

Проект по опытно-экспериментальной деятельности "Огород на окне". Вторая младшая группа.

Название проекта: «Огород на подоконнике».Тип проекта: творческий, исследовательский, игровой.Возраст детей: 2-я младшая группа (3-4 года).Продолжительность: кратковременно, 7 недель.Раздел программы:...

Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Огород на окне»

Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Огород на окне»           воспитатель Семенова Ольга Владимировна...

ПРОЕКТ ПО ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА ТЕМА: «ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ».

Проект по опытно - экспериментальной деятельности с детьми раннего возраста"Огород на подоконнике"...