Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Путешествие на остров»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Прохоренко Марина

Конспект содержит описание открытого мероприятия по экспериментированию в подготовительной группе детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Путешествие на остров»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

Задачи:

Образовательная область «Познание»:

• Развивать интерес к экспериментированию с разным материалом.

• Уточнить и закрепить представления о свойствах твёрдых веществ (дерево, металл, бумага, пластмасса, ткань, резина)

• Закрепить способы распознающего наблюдения: умение выявить свойства и качества предложенных материалов через проведение опытов.

• Упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов, делать выводы.

• Расширение кругозора детей в части элементарных представлений об окружающем мире.

Образовательная область «Социализация»:

• Создать условия для самостоятельного поиска сведений об окружающем мире.

• Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

• Учить выдвигать гипотезы.

• Создавать условия для выявления и проверки своих гипотез.

• Вызвать радость от открытий, полученных от опытов.

Образовательная область «Коммуникация»:

• Воспитывать, желание сотрудничать, договариваться в ходе совместной деятельности.

• Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

• Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку и аккуратность.

• Создать у детей радостное настроение.

• Вызвать желание помочь, активизировать детей на разрешение проблемной ситуации.

• Пополнить словарный запас детей за счет слов: материал, свойства, исследование, подбирать прилагательные к существительному, использовать сравнительные обороты речи.

Образовательная область «Безопасность»:

• Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности.

Материал и оборудование для опытов:

 Поднос, тазик с водой, различные материалы: дерево, металл, бумага, пластмасса, поролон; стаканы, воронки, ватные диски, марля, песок; соль.

Ход совместной деятельности:

Дети стоят в кругу.

Воспитатель: Доброе утро! Я вам говорю

Доброе утро! Я вас всех люблю!

Давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу. Пусть день будет удачным, нас сегодня ждет много интересных дел.

Воспитатель: Ребята, я хочу вам сегодня предложить отправиться на прогулку к морю, посмотреть, как оно встречает новый день, хотите? Тогда закрывайте глазки и мы отправляемся.

(включается фонограмма «шум моря», на экране появляется изображение моря)

Посмотрите, вот мы и на месте. Скажите, какое море? (ответы детей)

(слайд: бутылка вынесенная волной)

Ой, ребята, что это? (обращает внимание на бутылку, которую вынесло морем) В бутылке, какая то записка, как вы думаете, что это может быть? Разворачивает листок, на нём изображена схема.

(слайд: схема)

Воспитатель: Ребята, что нам хотели этим сказать? (предположения детей) Вы правильно догадалась, нас просят о помощи, жители одного далёкого острова. Хотите помочь? Но, как же мы туда доберёмся? (Дети высказывают предположения). Если среди ответов детей появляется высказывание о том, что можно изготовить лодку, то воспитатель развивает эту идею. Дети, подскажите, пожалуйста, как и из чего можно сделать лодку.

• Какими свойствами должна обладать лодка?

(Держаться на воде и не тонуть)

• Какие материалы отвечают этим требованиям, из чего мы можем построить лодку?

(Из железа; из пластмассы; из картона, он прочнее бумаги; можно попробовать поролон.)

• Как узнать, подходят ли предложенные материалы для строительства лодки?

Дети выдвигают предложения о способах проверки этих материалов.

Воспитатель уточняет цели деятельности детей и подводит их к планированию эксперимента: «Что мы будем делать и для чего?», «Что нам для этого потребуется?»

Дети подходят к столу, на котором находятся предметы из дерева, пластмассы, металла, картона, поролона, бумага, резина, пенопласт и тазик с водой, проводят эксперимент.

В ходе работы воспитатель организует диалог детей с целью осмысления их действий и прогнозирования результатов: «Что ты сейчас делаешь? С какой целью? Что ты предполагаешь получить?» (Я взял железо, дерево и т. д., чтобы проверить, тонет оно или нет.)

Индивидуальная работа с детьми по формулировке выводов:

• Что получилось?

• Какие выводы ты сделал?

• А как это получилось?

• Из чего бы ты посоветовала сделать лодку?

• А это значит.

Примерные выводы детей:

• Я бы сделал лодку из дерева — у меня деревяшка не утонула.

• А у меня пластмассовый кубик не утонул: наверное, можно и из нее построить.

• Железка сразу пошла ко дну, значит, не подходит.

• А поролон сильно намокает — это плохо.

• Нам лучше строить лодку из дерева или пластмассы.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько здесь деревянных предметов, они нам должны пригодится для постройки лодки. (Дети строят лодку из стульев и большого деревянного строительного материала.) Нашу лодку превратим в настоящий корабль. Ну, а чтобы мы стали настоящими моряками, я предлагаю надеть бескозырки. Готовы? Тогда в путь!

(звучит шум моря, крик чаек) (слайд: море, корабль)

Воспитатель: Вот оно какое море!

Разноцветно-голубое

Волнами шумящее,

чайками кричащее,

чистое, солёное,

тёплое, рифлёное

С небом обнимается,

Солнцу улыбается.

Воспитатель: давайте ненадолго опустимся на морское дно.

Проводится зрительная гимнастика «Рыбки»

(слайд: остров)

Воспитатель берёт подзорную трубу и смотрит вдаль.

Воспитатель: Кажется, я вижу землю, мы совсем близко.

(Звучит музыка папуасов)

Воспитатель: Ну, вот мы и на острове. Как вы думаете, какую помощь хотели попросить туземцы? (предположения детей). Вся вода на острове стала вот такой. Какого она цвета? Можно ее пить?

Давайте подойдем к столу с водой. Сравним воду с острова с водой из нашей группы.  Возьмите стаканы с водой в руки. Как вы думаете, зачем нам нужна вода? (для жизни, для питья) У воды есть цвет? (нет, она бесцветная) У воды есть запах? (нет, она без запаха) Эту воду можно пить? (да) Попробуйте ее на вкус, какая вода на вкус?(безвкусная)

Что же делать жителям острова? (очистить воду, профильтровать) Давайте мы поможем найти способ очистки воды в водоемах.

Воспитатель: Играем в игру «Насос»

Будем выполнять движения в соответствии со словами.

-А теперь насос включаем. (Руки скользят попеременно вдоль туловища.)

Воду из пруда качаем.

Влево раз, вправо два -

Потекла ручьём вода. (Дети сцепляют руки и двигаются в виде

Раз, два, три, четыре, пять – «ручейка»)

будем воду очищать. (Руки расцепили, остановились.)

- Молодцы, вы хорошо накачали воду.

Воспитатель: Я предлагаю вам стать исследователями, и пройти, в нашу передвижную лабораторию. Подойдите к своим рабочим местам, теперь вы ученые- исследователи, наденьте свою форму.

 Воспитатель: Давайте рассмотрим все предметы, которые находятся на рабочем столе: стакан с грязной водой, большой пустой стакан, воронка, ватные диски, ткать, марля, салфетка для вытирания рук, поднос. В пустой стакан вставим воронку. Для очистки воды нам нужен фильтр: марля, ткань, ватные диски. Вставляем в воронку фильтр, Берем стакан с грязной водой и аккуратно медленно льем в воронку, работаем на подносе. А теперь давайте сравним результаты.

Как вы думаете, воду, которую мы профильтровали, можно пить. (нет, в ней много микробов) Как можно очистить воду от микробов? (покипятить) Взрослые могут кипятить воду используя электричество и газовые плиты. Как жители острова могут очистить воду от микробов? (прокипятить на костре).

Пока наша вода фильтруется, давайте вспомним, где еще можно взять воду для питья. (пруд, река, озеро, лужа, дождь) Снимаем фартуки.

Динамическая пауза «Злая тучка»

Воспитатель: подскажите как можно собрать дождевые капли? Обитатели острова используют пальмовые листья, складывая из них стаканчики. Давайте мы м вами сделаем такие же стаканы. Берем бумагу зеленого цвета и по схеме складываем стаканчик.

Помним, что пить дождевую воду нельзя, в ней много микробов.

Как вы думаете, можно пить воду из моря и океана? (нет, она соленая)

Опыт – вода растворяет соль.

Воспитатель: давайте вспомним, чем мы занимались? Кому мы помогли? Чему мы научились в лаборатории?

Жители этого острова благодарят вас за помощь.

Воспитатель: А нам пора назад в детский сад. До свидания остров. Садитесь в лодку, нам пора отправляться в обратную дорогу.

(звучит шум моря, слайд: море)

Мы опять плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй.

Воспитатель: Ребята, вот мы и на месте. Понравилось ли вам путешествие? Что вам больше всего запомнилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по кружковой работе для детей старшей группы "Путешествие на остров "Театр"

Конспект занятия по кружковой работедля детей старшей группыТема: « Путешествие на остров «Театр»...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе «Путешествие по России»

Воспитывать чувство гордости за Родину, чувство сопричастности к ее судьбе. 4. Поддерживать познавательный интерес к истории своей страны, развивать внимание, память, воображение, логическое мышление...

Занятие по экспериментально - исследовательской деятельности в подготовительной группе "Путешествие на остров"

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Путешествие на остров»Задачи:• Развивать интерес к экспериментированию с разным материал...

Открытое занятие по ФЭМП Подготовительная к школе группа «Звездочки» Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной группе «Путешествие Белоснежки» Программное содержание:

Программное содержание:1. Формировать умение составлять число 7 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.2. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.3....

Экспериментально-исследовательская деятельность в подготовительной группе «Путешествие на остров»

Цель: Развивать интерес к экспериментированию с разным материалом....

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Путешествие на остров»

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Путешествие на остров»Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в п...