Пешеходные образовательные маршруты, как форма взаимодействия детского сада и семьи.
статья по окружающему миру (средняя группа) на тему

Боргун Алёна Викторовна

Данная статья раскрывает необычную инновационную  форму работы с родителями - пешеходные образовательные маршруты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл borgun_a._v._statya.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

Боргун Алена Викторовна, воспитатель

МБДОУ  №46 «Калинка» города Северодвинска.

Пешеходные образовательные маршруты, как форма взаимодействия

детского сада и семьи.

Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом их индивидуальных возможностей и способностей. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является их взаимодействие, в котором родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники воспитательного процесса.

Таким образом, можно сделать вывод, о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ. Все это позволяет нам рассматривать работу с родителями как важное условие успешной педагогической деятельности ДОУ на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.

Рассмотрев различные методы и формы работы, мы пришли к выводу, что есть еще одна необычная инновационная форма работы с родителями - пешеходные образовательные маршруты.

Экскурсии и пешеходные прогулки – это одна из традиционных форм организации образовательного процесса с детьми дошкольного и школьного возраста. Эта форма остается актуальной до настоящего времени. Ведь экскурсии, как и пешеходные образовательные маршруты, позволяют провести наблюдение и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях, например, на природе или исторических местах.

Наблюдения в естественных условиях, благодаря которым дети воспринимают окружающий мир во всем богатстве, красочности, динамике, способствуют развитию любознательности, эстетических и нравственных чувств. В то же время педагоги дошкольных образовательных организаций, владея методикой организации экскурсий и прогулок, не всегда могут вывезти детей. Ведь не все объекты, с которыми можно познакомить ребенка находятся в ближайшем окружении или доступны для посещения.

Общаясь с родителями детей дошкольного возраста, часто слышишь, что они задаются таким вопросом: «Куда сходить с ребенком в выходные, чтобы это было интересно, полезно и не слишком утомительно?» Вот в этом как раз и помогут пешеходные образовательные маршруты.

В нашем детском саду мы разработали разные варианты пешеходных образовательных маршрутов, которые может провести не только педагог, но и родитель со своим ребенком в выходной день. Их основная ценность заключается в том, что ребенок вместе с родителями сам идет к объекту изучения и наблюдает этот объект в его естественном или в созданном человеком локальном окружении. Мы живем в небольшом городе, и нам предоставляется большая возможность раскрыть детям удивительные сведения о тех предметах и явлениях, которые их окружают; сформировать интерес к родному городу, его достопримечательностям, памятникам культурного и исторического наследия; обучить правилам безопасности и культурного поведения в городе; воспитывать бережное отношение к городу и его культурной среде и многое другое.

Для ребенка дошкольного возраста даже дорога до экскурсионного объекта, да еще с родителями, а не с воспитателем, – это уже событие, впечатления и опыт!  Здесь задача педагога – показать родителям, как это правильно провести, чтобы маршрут не превратился в механическое созерцание объектов.  

Для это проводятся групповые консультации в начале учебного года, и индивидуальные беседы с родителями перед проведением таких маршрутов выходного дня. Каждый родитель может выбрать один или несколько маршрутов, посетить их в любое время учебного года с ребенком. Единственное условие - планирование пешеходных образовательных маршрутов должно осуществляться с учетом сезонных изменений и местных условий, чтобы обеспечить ознакомление с наиболее яркими и интересными объектами.  И, самое главное, это обратная связь. Родители делают фотоотчет о своем маршруте, ребенок рассказывает другим детям в группе, куда он ходил с родителями, что ему понравилось и запомнилось.

        Все маршруты для детей разделены на 3 типа:

  • «Бульвары, улицы, дома…» - сценарии пешеходных маршрутов по городу Северодвинску:

- «Я покажу тебе наш город.  Деревянная сказка» (5-6 лет)

- «Прогулка по улице….» (5-6 лет)

- «Я буду знать, а значит, буду помнить…» (6-7 лет)

- «Путешествие в Малые Карелы» (6-7 лет)

  • «Зеленые уголки Северодвинска» -  сценарии пешеходных маршрутов по экологии:

- «Я покажу тебе деревья» (4-5 лет)

- «Прогулка по сосновому бору» (5-6 лет)

- «Я покажу тебе перелетных птиц» (5-6 лет)

- «Я покажу тебе зимующих птиц» (5-6 лет)

- «Зелёные уголки города – лиственная аллея на Морском проспекте» (6-7 лет)

- «Залив белого моря в городе Северодвинске» (6-7 лет)

  • «Безопасность»  - сценарии пешеходных маршрутов по знакомству детей с ПДД:

- «Безопасность превыше всего!» (4-5 лет)

- «Правила все надо знать и, конечно, соблюдать!» (5-6 лет)

Таким образом, у педагогов появляется возможность познакомить детей с их родным городом, необычными местами, правилами ПДД в очень необычной, интересной форме, и с активной помощью родителей.

Список литературы.

  1. Журнал «Слово учителю». Житнякова Н.Ю. Организация пешеходных образовательных маршрутов для дошкольников, или «Удивительное рядом…». М., июль, 2015.
  2. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и школьного возраста). М., 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пешеходный образовательный маршрут "Я покажу тебе водоём с утками"

Пешеходный образовательный маршрут "Я покажу тебе водоём с утками" может быть полезен для воспитателй...

Пешеходный образовательный маршрут "Я покажу тебе Архангельский Арбат"

Возраст участников: дети 5-7 лет и их родители.Цель маршрута: создание условий для углубления и конкретизации знаний по истории родного города, восприятия и переживания их в чувственно-эмоциональной ф...

Пешеходный образовательный маршрут для детей старшего дошкольного возраста «Я покажу тебе улицу, на которой расположен наш детский сад»

Пешеходный образовательный маршрутдля детей старшего дошкольного возраста «Я покажу тебе улицу, на которой расположен наш детский сад» Турусинова Марина Андреевна,МБДОУ №186 &laq...

Пешеходный образовательный маршрут выходного дня для детей 6-7 лет «Я покажу тебе мосты Архангельска»

Формирование познавательного интереса воспитанников к городу, его мостам,как памятникам  исторического наследия. Место проведения: в черте г. Архангельска...

Проект "Совет отцов" как форма взаимодействиядетского сада и семьи

Для тех кто ищет новые формы взаимодействия с семьями, будет полезен данный проект. В нашем саду мы уже четвертый год работаем с папами наших воспитанников, которые стали нашими помощниками, а самое г...

«Электронный образовательный маршрут-эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников.»

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его  достопримечательностями, улицей, на которой...

Презентация " Образовательный маршрут - эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников.

В перезентации отражается опыт работы по составлению электронных образовательных маршрутов в работе с родителями....