Пешеходные образовательные маршруты, как форма взаимодействия детского сада и семьи.
статья по окружающему миру (средняя группа) на тему

Боргун Алёна Викторовна

Данная статья раскрывает необычную инновационную  форму работы с родителями - пешеходные образовательные маршруты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл borgun_a._v._statya.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

Боргун Алена Викторовна, воспитатель

МБДОУ  №46 «Калинка» города Северодвинска.

Пешеходные образовательные маршруты, как форма взаимодействия

детского сада и семьи.

Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом их индивидуальных возможностей и способностей. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является их взаимодействие, в котором родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники воспитательного процесса.

Таким образом, можно сделать вывод, о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ. Все это позволяет нам рассматривать работу с родителями как важное условие успешной педагогической деятельности ДОУ на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.

Рассмотрев различные методы и формы работы, мы пришли к выводу, что есть еще одна необычная инновационная форма работы с родителями - пешеходные образовательные маршруты.

Экскурсии и пешеходные прогулки – это одна из традиционных форм организации образовательного процесса с детьми дошкольного и школьного возраста. Эта форма остается актуальной до настоящего времени. Ведь экскурсии, как и пешеходные образовательные маршруты, позволяют провести наблюдение и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях, например, на природе или исторических местах.

Наблюдения в естественных условиях, благодаря которым дети воспринимают окружающий мир во всем богатстве, красочности, динамике, способствуют развитию любознательности, эстетических и нравственных чувств. В то же время педагоги дошкольных образовательных организаций, владея методикой организации экскурсий и прогулок, не всегда могут вывезти детей. Ведь не все объекты, с которыми можно познакомить ребенка находятся в ближайшем окружении или доступны для посещения.

Общаясь с родителями детей дошкольного возраста, часто слышишь, что они задаются таким вопросом: «Куда сходить с ребенком в выходные, чтобы это было интересно, полезно и не слишком утомительно?» Вот в этом как раз и помогут пешеходные образовательные маршруты.

В нашем детском саду мы разработали разные варианты пешеходных образовательных маршрутов, которые может провести не только педагог, но и родитель со своим ребенком в выходной день. Их основная ценность заключается в том, что ребенок вместе с родителями сам идет к объекту изучения и наблюдает этот объект в его естественном или в созданном человеком локальном окружении. Мы живем в небольшом городе, и нам предоставляется большая возможность раскрыть детям удивительные сведения о тех предметах и явлениях, которые их окружают; сформировать интерес к родному городу, его достопримечательностям, памятникам культурного и исторического наследия; обучить правилам безопасности и культурного поведения в городе; воспитывать бережное отношение к городу и его культурной среде и многое другое.

Для ребенка дошкольного возраста даже дорога до экскурсионного объекта, да еще с родителями, а не с воспитателем, – это уже событие, впечатления и опыт!  Здесь задача педагога – показать родителям, как это правильно провести, чтобы маршрут не превратился в механическое созерцание объектов.  

Для это проводятся групповые консультации в начале учебного года, и индивидуальные беседы с родителями перед проведением таких маршрутов выходного дня. Каждый родитель может выбрать один или несколько маршрутов, посетить их в любое время учебного года с ребенком. Единственное условие - планирование пешеходных образовательных маршрутов должно осуществляться с учетом сезонных изменений и местных условий, чтобы обеспечить ознакомление с наиболее яркими и интересными объектами.  И, самое главное, это обратная связь. Родители делают фотоотчет о своем маршруте, ребенок рассказывает другим детям в группе, куда он ходил с родителями, что ему понравилось и запомнилось.

        Все маршруты для детей разделены на 3 типа:

  • «Бульвары, улицы, дома…» - сценарии пешеходных маршрутов по городу Северодвинску:

- «Я покажу тебе наш город.  Деревянная сказка» (5-6 лет)

- «Прогулка по улице….» (5-6 лет)

- «Я буду знать, а значит, буду помнить…» (6-7 лет)

- «Путешествие в Малые Карелы» (6-7 лет)

  • «Зеленые уголки Северодвинска» -  сценарии пешеходных маршрутов по экологии:

- «Я покажу тебе деревья» (4-5 лет)

- «Прогулка по сосновому бору» (5-6 лет)

- «Я покажу тебе перелетных птиц» (5-6 лет)

- «Я покажу тебе зимующих птиц» (5-6 лет)

- «Зелёные уголки города – лиственная аллея на Морском проспекте» (6-7 лет)

- «Залив белого моря в городе Северодвинске» (6-7 лет)

  • «Безопасность»  - сценарии пешеходных маршрутов по знакомству детей с ПДД:

- «Безопасность превыше всего!» (4-5 лет)

- «Правила все надо знать и, конечно, соблюдать!» (5-6 лет)

Таким образом, у педагогов появляется возможность познакомить детей с их родным городом, необычными местами, правилами ПДД в очень необычной, интересной форме, и с активной помощью родителей.

Список литературы.

  1. Журнал «Слово учителю». Житнякова Н.Ю. Организация пешеходных образовательных маршрутов для дошкольников, или «Удивительное рядом…». М., июль, 2015.
  2. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и школьного возраста). М., 1981.