Методическая рекомендация на тему: «Игра как средство экологического воспитания»
учебно-методический материал по окружающему миру на тему

«Игра как средство экологического воспитания»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_igra.docx19.19 КБ

Предварительный просмотр:


Методическая рекомендация

на тему:

«Игра как средство экологического воспитания»

Экологическое образование и воспитание с успехом можно осуществляется в игровой форме. В детском возрасте - игра, ведущая и наиболее действенная форма работы по экологическому воспитанию подрастающего поколения.

Игровая деятельность младших школьников включает в себя много других разнообразных видов деятельности и поэтому является универсальной. Особенно важно то, что дети участвуют в играх без принуждения, на добровольных началах. Педагогически грамотное руководство игровой деятельностью позволяет расширить кругозор младших школьников, вовлечь в природоохранительную работу большое число школьников, помогает воспитывать в ребятах чувство ответственности за состояние родной природы.

Познание окружающего мира через игру становится эмоционально - познавательным, увлекательным.

Чтобы оберегать и любить по-настоящему природу, её надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Иногда ребёнок может сломать ветку, ударить палкой лягушку, растоптать жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе.

Под экологическим воспитанием детей понимается, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом: к потомкам, которым нужно оставить Землю, пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг. Нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей.

Но как это сделать? Поскольку игра - наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер учеников, подбираются из уже известных игр такие, в которых по возможности присутствовала бы активная экологически правильная или развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами игровая деятельность. Игры придают внеклассным мероприятиям эмоциональную окраску, наполняют их яркими красками, делают их живыми, а, следовательно, и более интересными для детей. Игры и игровые элементы позволяют развивать у младших школьников самые разнообразные положительные качества и облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний.

Экологические игры помогают дать детям установку на правильное поведение в природе, среди сверстников и в кругу взрослых, сформировать у них соответствующее эмоциональное отношение к такому поведению.

Соревнуясь между собой в игровых ситуациях, ребята познают окружающую природу, при этом реализуют свои творческие способности и потребности, познавательные интересы.

Ребёнок не только играет сам, но и наблюдает за играми других детей. Так возникают предпосылки для формирования сознательного поведения в природе и социуме, самоконтроля за действиями и поступками, то есть происходит практическое освоение нравственных норм и правил поведения.

Однако надо иметь в виду, что далеко не всякая игра является экологической по своим целям и содержанию. Вот ряд требований, в соответствии с которыми может осуществляться отбор игр для экологического образования школьников 1-4 классов:

Игры необходимо подбирать с учётом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе.

Игра должна давать ребёнку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых.

Содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности.

Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе.

Предпочтение отдаётся тем играм, которые позволяют решать не только задачи экологического образования, но и обеспечивают решение общих задач воспитания и развития ребёнка.

Для того чтобы игра выступала эффективным средством экологического образования дошкольников, необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущими и последующими играми. Это позволит прогнозировать, на какой имеющийся опыт ребёнок будет опираться, какой новый шаг произойдёт в его развитии.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности, учатся любить и беречь природу. Игра - есть, своего рода, средство познания ребенком действительности. Игра для ребёнка - это серьёзное занятие.

Игра способствует развитию мышления, учит ребят действовать по правилам, преодолевать трудности, развивает воображение, фантазию, игры экологической направленности помогают легко усвоить многие серьезные понятия - связь человека со средой обитания, правила поведения в природе, сочувствие и любовь к « братьям меньшим» и многое другое.

В игровой форме могут быть построены и праздники, посвященные природе. А включение в праздник таких номеров, как пение, танец, стихи, музыка, инсценировка, повысят эмоциональную окраску и быстрее доведут до ребенка смысл праздника и его идею. Например, тематические праздники: « Золотая Осень», «Проводы зимы». «Весна красна».

Игровые элементы позволяют развивать самые разнообразные качества и облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний. Экологические игры, подобранные соответственным образом, помогают педагогам дать детям установку на правильное поведение в природе среди сверстников и в кругу взрослых, сформировать соответствующее эмоциональное отношение к такому повелению. Например, игра: «Первоцветы», «Букет с секретом». «Зеленые друзья», «Наши друзья - животные».

В ходе проведения экологических игр педагогу важно знать, что каждая игра должна нести определенную смысловую нагрузку, не всегда лежащую на поверхности. Но педагога игры и игровых ситуаций сводится к следующему:

  1. Научить ребят использовать знания о природе при выполнении игровых заданий, т.е. активизировать мышление.
  2. Способствовать закреплению знаний о природе
  3. Развивать наблюдательность
  4. Увеличивать объем знаний о природе.

Таким образом, умело используя игровые методы обучения и воспитания на различных этапах занятия, можно способствовать стимулированию познавательного интереса обучающихся