Доклад на тему Игра как средство экологического воспитания.
учебно-методическое пособие (младшая группа) на тему

Блашкова Лариса Родионовна

Человек - это часть природы и он не может жить вне её, не должен нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Самыми маленькими жителями Земли являются дети дошкольного возраста. Они вокруг себя объединяют очень многих взрослых (воспитателей,родственников, родителей), экологическая культура которых может усовершенствоваться и развиваться в пределах практического осуществления экологического воспитания детей – нового направления дошкольной педагогики.Дошкольный возраст является самым оптимальным этапом в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, а также в его поведении в природе. Проблема экологического воспитания в настоящее время волнует всех –общественность, педагогов, учёных. Как и чему учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне особенности взаимоотношений в этом мире, представление о месте человека в этом мире,современную картину мира?

Экологическое воспитание представляет собою направление в дошкольной педагогике, которое в последнее время стало актуально в связи с возросшей деятельностью человека в мире природы.

Объект исследования  – процесс формирования экологического воспитания у дошкольников при помощи применения системы дидактических игр.

Предмет исследования  – особенности процесса формирования экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Цель работы –  теоретическое изучение применения дидактических игр, как метода формирования экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Задачи работы:

– изучить и проанализировать направление в дошкольной педагогике – экологическое воспитание;

– изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по применению возможностей дидактической игры как метода экологического воспитания ребёнка-дошкольника;

– рассмотреть применение игровых обучающих ситуаций различного типа;

– разработать конспект проведения дидактических  игр и подвижных имитационно-подражательных игр по  ознакомлению с природой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад №13» Городского округа Кашира

Доклад на тему:

Игра как метод экологического воспитания дошкольников

Воспитатель: Блашкова.Л.Р.

Кашира 2016

Игра как метод экологического воспитания дошкольников

Введение

Человек - это часть природы и он не может жить вне её, не должен нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Самыми маленькими жителями Земли являются дети дошкольного возраста. Они вокруг себя объединяют очень многих взрослых (воспитателей,родственников, родителей), экологическая культура которых может усовершенствоваться и развиваться в пределах практического осуществления экологического воспитания детей нового направления дошкольной педагогики.Дошкольный возраст является самым оптимальным этапом в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, а также в его поведении в природе. Проблема экологического воспитания в настоящее время волнует всех –общественность, педагогов, учёных. Как и чему учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне особенности взаимоотношений в этом мире, представление о месте человека в этом мире,современную картину мира?

Экологическое воспитание представляет собою направление в дошкольной педагогике, которое в последнее время стало актуально в связи с возросшей деятельностью человека в мире природы.

Объект исследования  процесс формирования экологического воспитания у дошкольников при помощи применения системы дидактических игр.

Предмет исследования  особенности процесса формирования экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Цель работы  теоретическое изучение применения дидактических игр, как метода формирования экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Задачи работы:

изучить и проанализировать направление в дошкольной педагогике – экологическое воспитание;

изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по применению возможностей дидактической игры как метода экологического воспитания ребёнка-дошкольника;

рассмотреть применение игровых обучающих ситуаций различного типа;

разработать конспект проведения дидактических  игр и подвижных имитационно-подражательных игр по  ознакомлению с природой.

1. Основная часть. Экологическое  воспитание как направление в дошкольной педагогике

Основной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологической деятельности, экологических чувств и экологического сознания.

Впервые термин “экология” (с греческого ойкос или эйкосдом; логос–наука,знание) был введён в 1866 году известным немецким естествоиспытателем Эрнестом Геккелем, который определил экологию как науку, которая изучает “отношения организмов с окружающей средой”. В настоящее время существует различного рода определения понятия экология, но все они сводятся к тому, что экология это наука о связях между природой и человеком,между окружающей  средой и живыми существами[25, 65].

Исходя из этих принципов миропонимания, основной целью экологического образования ребёнка является формирование у него экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Задачей экологического воспитания является:обогащение личного опыта ребёнка гуманного,положительного взаимодействия с природой, расширение экологически ценного контакта с объектами неживой природы,  животными и растениями;  привлечение к экологически ориентированной деятельности ребёнка: совершенствование природоохранной деятельности; приобщение к экологической культуре ребёнка;развитие у ребёнка соответствующего содержания знаний познавательного умения (анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях, прогнозировать элементарно последствия влияния на объекты природы); способствование углублению, расширению и формированию представлений о природе ребёнка;  формирование основ экологического миропонимания;способствование углублению, расширению и формированию представлений о природе ребёнка[25, 91].

Объём знаний экологической культуры, который соответствует дошкольному возрасту, ребёнок получает в семье,детском саду и посредством средств массовой информации, воздействие которыхсказывается на формирование начал экологической культуры ребёнка и определяется отношением её членов к окружающей природе и их общей культурой; роль же детского сада, в этой связи, определяется не только условиями воспитания, но и профессиональными и личностными качествами педагогов, культурным уровнем всего педагогического коллектива.

Какие же элементы экологического сознания характерны наиболее для дошкольников?

Это, во-первых, потребность в общении с природой, которая является отправной точкой формирования экологической культуры ребёнка, как правило,воспринимая себя частью этой природы, не отделяющего себя от природы; во-вторых, этические и эстетические чувства, которые вызывает общение с природой, индивидуальные для каждого ребёнка, имеют различные эмоциональные оттенки, отрицательные или положительные.

Так, к примеру, при положительныхформируется осознание ценности природы, происходит духовное обогащение личности,эстетическое к ней отношение. Ещё одним условием воспитания экологической культуры является необходимость ставить ребёнка в поисковые ситуации, чтобы онсамостоятельно, творчески иактивно приобретал опыт и осваивал окружающий мир.

Основы экологической культуры могут быть заложены только в педагогически грамотно организованной деятельности и в процессе общения с природой, важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение навыков,знаний и  умений не являлось самоцелью, а содействовало формированию основ экологической культуры  [19, 103].

Результатом экологического воспитания является, экологическая культура личности, составляющими которой выступают знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в разнообразной деятельности (в быту,  труде, играх), в поведении, в действительной жизни.

Становление в педагогическом процессе экологически воспитанной личности дошкольного образовательного учреждения возможно при разрешении следующих задач:

1. Воспитание гуманного отношения к природе. Знания экологического содержания направляют и регулируют деятельность и поведение ребёнка в природе.

2. Формирование у ребёнка элементов экологического сознания. Это должны быть знания экологического содержания, которые отражают ведущие взаимосвязи природных явлений.

3. Формирование у ребёнка практических умений и навыков в разнообразной деятельности в природе; при этом деятельность ребёнка должна иметь природоохранительный характер. В процессе действительной деятельности в природе (участие в природоохранительной работе, уход в уголке природы и на участке за растениями и животными и растениями) ребёнок осваивает умения создавать для животных и растений условия, которые близки к природным, с учётом потребностей живых организмов.

Показателямисформированности экологической культуры ребёнка-выпускника детского сада выступают:наличие самоконтроля поступков и поведения с целью бережного отношения и охраны к окружающей среде;готовность оказать помощь животным и растениям;выполнение правил поведенияво время прогулок в саду, лесу, на улице;при встрече с прекрасным эмоциональная реакция, и попытки ребёнка передать свои чувства в творчестве – рисунке, рассказе;желание участвовать в экологической деятельности;наличие интереса, который проявляется к животным и растениям, умение оценивать их с позиции хорошо – плохо [17, 64].

Дошкольное детство всего первые шесть-семь лет, в жизни человека очень короткий отрезок, но они имеют непреходящее значение. Развитие в этот период происходит как никогда стремительно и бурно. Из ничего не умеющего и совершенно беспомощного существа младенец превращается в относительно активную и самостоятельную личность.

Таким образом, в период дошкольного детства происходит развитие и формирование экологической культуры ребёнка, и при условии качественного формирования ребёнок будет беречь, ценить и любить всю жизнь окружающую природу, передавая своиумения и знания последующим поколениям.

1.1. Дидактическая игра как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста

Каждый период развития и жизни ребёнка характеризуется определённым ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходит качественное изменение в психике ребёнка, появляются психические новообразования, развиваются и формируются основные процессы личности и психические свойства, которые характерны именно для конкретного данного возраста: в период младенчества до 1 года, ведущим видом деятельности является непосредственно-эмоциональное общение; в раннем детстве от 1 года до 3 летпредметная деятельность; в дошкольномот 3 лет до 6,7 летигровая  [13, 58].

Как ведущего вида деятельности сущность игры заключается в том, что ребёнок уточняют свои знания об окружающей действительности, особенности взаимоотношений взрослых,  отражает в ней различные стороны жизни. Игра является своего рода, средством познания действительности ребёнком.

Игра это сложное психологическое явление, которое даёт эффект общего психического развития, в игре ребёнок “живет” и отпечаток этой жизни глубже остаётся в нём, чем отпечаток жизни действительной. Ребёнок познаёт правила общения с людьми, учиться в игре подчинять своё поведение правилам игры, развивает свои познавательные интересы и умственные способности, которые важны особенно для успешного обучения в школе. Для ребёнка игра  это серьёзное занятие  [15, 12].

Дидактической игре придаётся огромное значение. Она  является эффективным воздействием на интеллект, на формирование экологической культуры подрастающего ребёнка.

Так, дидактическая игра способствует:

1. Художественно-эстетическому воспитанию совершая действие, ребёнок думает, наскольковообще уместно и правильно оно ли оно в данной ситуации, насколько оно элегантно, красиво, следит за выразительностью своей речи и речи окружающих, происходит развитие творческой фантазии при яркой проникновенной передаче художественного образа.

2. Социально-нравственному развитию ребёнка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между объектами неживой и живой природы, взрослыми, детьми, в ней ребёнок учится сочувствовать,  помогать в беде,уступать в случае необходимости, учится быть справедливым,  проявлять чуткое отношение к товарищам.

3. Развитию речи ребёнка:развивается связная речь, активизируется и пополняется словарь; некоторые игры с успехом используются для развития фонематической стороны языка: так, увлекательное игровое действие побуждает ребёнка к многократному повторению одного и того же звукосочетания, такое повторение звуков не утомляет ребёнка, потому что он заинтересован самой игрой,тоон выполняет роль движущего автомобиля,  то роль птицы, и чем больше увлечён ребёнок, тем полнее педагогический эффект и тем активнее он воспроизводит нужные звуки.

4. Обогащению чувственного опыта ребёнка, вызывает определённое эмоциональное отношение к природе, развивая при этом его умственные способности (умения обогащать, сравнивать, вычленять отдельные признаки явлений, предметов, сравнивать их, классифицировать группировать явления и предметы окружающего мира по определённым общим чертам,признакам, делать умозаключения,высказывать свои суждения).

5. Развитию познавательных способностей; получению новых знаний их закреплению и обобщению; в процессе игры усваивает общественно выработанные способы и средства умственной деятельности; в процессе дидактических игр большинство сложных явлений (в том числе, явления природы) расчленятся на простые и наоборот, единичные обобщаются; следовательно, осуществляется синтетическая и аналитическая деятельность; некоторые дидактические игры как будто не вносят ничего нового в знание ребёнка, однако они привносят большую пользу тем, что учат ребёнка использовать имеющиеся знания в новых условиях. В процессе таких игр ребёнок уточняет, закрепляет, расширяет имеющиеся у него представление о животных и растениях, явлениях и предметах природы. При этом игры дают возможность ребёнку оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков;способствуют развитию наблюдательности,внимания,  памяти [15, 26].

Структуру дидактической игры составляют основные и дополнительные компоненты.

К основным компонентам относятся: дидактический материал и результат; игровые правила; игровые действия; дидактическая задача. К дополнительным компонентамотносятся: роль и сюжет.

Основная цель любой дидактической игры обучающая, именно поэтому главным компонентом в ней является дидактическая задача, которая скрывается от дошкольникаигровой. Ребёнок просто играет, но по внутреннему психологическому значению это непосредственный процесс обучения.

Дидактическая задача  определяется целью воспитания и обучения ребёнка в соответствии с образовательной программой, где для каждой возрастной группе определён объём навыков,умений изнаний, которыми должен овладеть ребёнок.

Игровые действия.Дидактическая иигровая задача осуществляется в игровых действиях. От игровых упражнений дидактическая игра отличается тем, что выполнение в ней игровых правил контролируется  и направляется игровыми действиями.

Игровые правила. Основная цель правилорганизовывать действия, поведение ребёнка.

Результат идидактический материал: средством решения дидактической задачи является дидактический материал; результатом дидактической игры выступает решение дидактических и игровых задач, решение обеих задач  показатель эффективности игры.

Дополнительные компоненты дидактической игры роль и сюжет могут отсутствовать,и не обязательны.

Своеобразие дидактической игры:

1. Определяется форма организации взаимодействия и вид игровой деятельности ребёнка с взрослым. По своему происхождению дидактические игры социальны, социальные отношения менее выражены, чем, к примеру, в сюжетно-ролевой игре, в   дидактической игресама дидактическая задача, предполагает формирование способов и средств познания.

2. Определяется рациональным сочетанием двух задачигровойи дидактической. Если обучающая задача преобладает, то игра превращается в упражнение, а если игровая, то деятельность теряет своё обучающее значение. Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребёнка, входить в ситуациювоображаемую и действовать по её законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника. Старшие дошкольники начинают осознавать познавательную задачу таких игр, в которой преобладает игровой мотив, придающий ей смысл.

В дошкольной педагогике всёразнообразие дидактических игр объединяется в три основных вида: игры с игрушками (предметами), здесь, игры с природным материалом, настольно-печатные и словесные игры  [25, 113].

Игры с игрушками (предметами) в таких играх используются действительные предметы и  игрушки. Играя с ними, ребёнок учится устанавливать,сравнивать различия и сходство предметов. Ценность этих игр в том, что при их помощи ребёнок знакомится сцветом,величиной,  свойствами предметов. Игры с природным материалом. Этот вид игр эффективен наиболее при ознакомлении ребёнка с природой; выделяют бессюжетные и сюжетные игры с природным материалом, которые максимально приближают ребёнка к природе, так как их желательно проводить в естественных условиях, соблюдая при этом большуюосмотрительность и осторожность в месте для проведения самой игры и в выборе материала. Подобные игрывызывают всегда у ребёнка активное желание и живой интерес играть. Разнообразные фрукты, овощи, веточки, шишки, цветы, камушки, листья, семена растенийвсё это используется в качестве природного материала при проведении и организации дидактических игр этого вида  [25, 115].

Настольно-печатные игры являются интересным занятием для ребёнка при ознакомлении с явлениями неживой и живой природы,миром растений и животных. Они разнообразны по видам: “парные картинки”, “домино”,  “лото”.

Словесные игры. Построены на действиях и словах играющих, дети решают самостоятельно разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, отгадывают их по описанию, выделяя характерные их признаки, находят различия и сходства этих явлений и предметов природы.

Руководство дидактическими играми осуществляется в трёх направлениях: подготовка дидактических игр, её проведение и анализ.

В подготовку к дидактической игре входит: отбор игры в соответствии с задачами обучения и воспитания; установление соответствия отобранной игры программным требованиям обучения и воспитания детей; определение проведения дидактической игры удобного времени; выбор места для игры; определение качества играющих; подготовка для выбранной игры необходимого дидактического материала; подготовкасамого воспитателя к игре; подготовка детей к игре: обогащение их знаниями о явлениях и предметах окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игры включает: ознакомление детей с дидактическим материалом, с содержанием игры, который будет использован в игре (показ картин, предметов, краткая беседа, в процессе которой уточняются представления и знания детей о них); объяснения правил игры и хода игры  [29, 30].

Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов еёпроведения,и подготовки: какие приёмы оказались в достижении поставленной цели эффективными это поможет совершенствовать как сам процесс проведения игры, так иподготовку. Анализ позволяет выявить в характере и поведении ребёнкаиндивидуальные особенности.

Для того, чтобы ребёнок овладел игровыми умениями, взрослому следует играть вместе с ним.Начиная с раннего возраста и в дальнейшем на каждом этапе дошкольного детства при формировании игровых уменийу ребёнка необходимо ориентировать на взаимодействие сосверстником-партнёром. Взрослому, когда играя с ребёнком вместе на протяжении всего дошкольного периода, необходимо на каждом его этапе развёртывать игру, такчтобы ребёнок усваивал,открывал специфические, постепенно усложняющиеся способы построении игры [27, 14].

Приёмы руководства игрою могут быть косвенными и прямыми.Косвенное руководство игрою плодотворно особенно в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе игры свои суждения педагог с ребёнком выражает исключительно в форме советов, и не требует жёсткого подчинения.Прямое руководство предполагает непосредственное вмешательство в игру ребёнкавзрослого.

Таким образом, дидактическая игра представляет собоюсложное, многословное, педагогическое явление: она является и средством разностороннего воспитания ребёнка, и самостоятельной игровой деятельностью, и формой обучения ребёнка, и игровым методом обучения ребёнка дошкольного возраста.

1.2. Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами

Аналоги это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретныерастения и животные. Игрушечных аналогов животных многочисленное количество, они существуют в самом различном исполнении заводные,  пластмассовые, резиновые, мягкие. Игрушечных аналогов растений не такое разнообразное количествоэто кустарники и деревья из плоскостного театра, грибочки, пластиковые ёлочки различного размера, иногда пенопластовые овощи и фрукты[30, 50].

Игрушки-аналоги замечательны тем, что при их помощи, у ребёнка начиная с 2-3 летнего возраста можно сформировать на основе некоторых существенных признаков отчётливые представления о специфических особенностях живых существ. Маленькому ребёнку можно показать отличия игрушки-предмета от живого животного, если организовать одновременное их сопоставление и восприятие. При помощи таких игрушек продемонстрировать легко: что можно сделать с живым существом и что можно сделать с предметом, то естьпринципиально показать различные формы деятельности с неживыми и живыми объектами.

Игровые обучающие ситуации(далее – ИОС) с игрушками-аналогами могут быть использованы во всех возрастных группах, причём сопоставлять их можно, не, только с живыми объектами, но и с их изображениями на наглядных пособиях,картинах.

Игрушки-аналоги могут быть включены в любые ИОС, в любую форму экологического воспитания ребёнка: труд, занятия,  наблюдения в природе. Их можно взять в ближайшее природное окружение на экскурсию, сочетать с просмотром видеофильмов, слайдов,чтением познавательной литературы. Они помогут во всех случаях у ребёнка в формировании реалистических отчётливых представлений о природе. Игрушку-аналог в отдельных случаях демонстрировать целесообразно до знакомства с животным. Это относится ккролику,собаке, кошке, которые вызывают у ребёнка желание общаться с ними, сильные и яркие эмоции - на их фоне обычная игрушка блекнет. Соперничать с ними может только заводная игрушка интересно сконструированная, которая воспроизводит элементы поведения, к примеру, собака, которая поднимается на задние лапы,  лает, виляет хвостом, продвигается вперёд.  Анализ такого сопоставления, вызываету старших дошкольниковинтерес, помогает им понять глубже специфику живого [30, 54].

1.  “Рыбки игрушечныеи живые: сравнение внешнего вида”. ИОС можно использовать в ясельной средней группах.

Дидактическая цельдать детям представление основных частей её тела,строение рыбы.

Дети рассматривают в аквариуме рыбок, воспитатель задаёт вопросы: Что есть у рыб?Где у них брюшко, а где спина? Что у рыбок на голове? Где хвост? Где голова? Какая она? Какое тело у рыб? Воспитатель даёт игрушечных рыбок детям и предлагает обвести пальчиком игрушку по контуру,рассмотреть их со всех сторон. Обвести и показать все части тела по очереди. Воспитатель уточняет: “Голова спереди, хвост сзади, плавники на брюшке, хвосте, спине. Брюшко снизу,спина сверху. На голове жаберные крышки, глаза, рот”. Спрашивает, чем отличаются от рыбок в аквариуме рыбка-игрушка. Предлагает детям поиграть самим с рыбками.

2. “Рыбки игрушечныеи живые: сравнение поведения”.  ИОС для младшей  старшей групп.

Дидактическая цель с детьми выявить главные различия: игрушечные рыбки самостоятельно плавать не могут,  они стоят в шкафу, на полке, онинеживые; живые рыбки живут в воде, самостоятельно едят корм и плавают.

Определить различные способы взаимодействия с живыми и игрушечными рыбами: игрушечных можно в руки брать, по-разному с ними играть за них разговаривать,  катать, укладывать спать, кормить понарошку.  Вытаскивать из воды живых рыбок нельзя они погибнут.За ними можно наблюдать,для них необходимо чистить аквариум, их нужно кормить.

Воспитатель детям предлагает понаблюдать за аквариумными рыбками и спрашивает, где они живут в аквариуме, в воде. Сообщает, что в детском саду живут другие рыбки. Предлагает детям их найти, рассказать, где их место обитания,и какие это рыбкиигрушечные, живут в  игровом уголке,  в шкафу, на полках.Дети наблюдают в аквариуме за рыбками. Воспитатель просит рассказать, что рыбкиделают. Предлагает выяснить: могут ли игрушечные рыбки плавать? Наливаетводу в таз, пускает игрушки и наблюдают. Воспитатель уточняет: рыбки на воде лежат, ане плавают в воде: так как эти рыбки  неживые игрушечные,они плавать самостоятельно не могут.

Затемаквариумных рыбок кормят и наблюдают, как они едят корм. Педагог также предлагает покормить рыбок в тазу, сыплет корм игрушкам, и наблюдают. Воспитатель поясняет: они неживые, поэтому они не едят, так как не могут по-настоящему есть. Но их можно понарошкупокормить сварить кашу для них в кукольном уголке.Они игрушкис ними можно поиграть. Так как, это предметы их можно держать в руках и не беспокоиться за их жизнь они неживые. С рыбками в аквариуме играть нельзя на них можно только смотреть, им можно сыпать корм, но  вытаскивать их из воды нельзя,они живые и могут умереть.

Воспитатель говорит, детям, что он могут самостоятельно понаблюдать за живыми рыбками или поиграть с игрушечными рыбками.

3. “Сравнение заводных и живых рыбок”.  ИОС для подготовительной группы.

Дидактическая цель уточнить с детьми понимание, что живые рыбкиэто существа, животные.

У них есть потребность в воздухе, пище, они приспособлены жить в воде имеют вытянутое, обтекаемое, гладкое тело, покрытое чешуёй; голова впереди заострённая, переходит в туловище нет шеи; на теле много плавников, которые помогаютв воде передвигаться; рыбки дышат воздухом,при помощи жабр, который есть в воде. Они размножаются,откладывая икру или рождая мальков. Рыбки могут чувствовать на расстоянии слышать и видеть, обнаруживать преграду. Рыбки ведут себя по-разному: плавают медленно и быстро, отыскивают корм, отдыхают, затаиваются, иногда дерутся. Рыбка заводная неживая, она сделана из искусственного материала, не может производить потомство, плавать, чувствовать, есть. Если её заведут,она может плавать: люди придумали механизм, который позволяет двигаться в воде игрушке.

Воспитатель предлагает вначале понаблюдать за аквариумными рыбками, а затем демонстрирует заводную рыбку в тазу с водой. Просит сравнить рыбок: сказать вначале, чем они различаются, а потом чем они схожи. За каждый ответ правильный дети получают фишки. Воспитатель подводит итогпосле того, как дети исчерпали все знания: “Самое главное: в аквариуме живут живые рыбки. Это животные. Они хорошо приспособлены к жизни в воде, приносят потомство, они плавают, питаются. В тазу плавает неживая рыбка  это красивая механическая игрушка. Этот предмет изготовил человек. Игрушка не может самостоятельно, без завода что-нибудь делатьи ничего не чувствует”.

После поисков признаков сходства воспитатель уточняет: “Игрушечныезаводные и живые рыбкитолько внешне похожи по плаванию,строению иформе, строению”.В заключение дети подсчитывают фишки, выстраиваются в порядке их уменьшения, по очереди запускают и заводят игрушку. Первым это делает ребёнок, у которого фишек больше всего.

 

1.3.Игровые обучающие ситуации с использованием литературных персонажей

Второй тип ИОС связан с использованием кукол, которые изображают персонажей произведений, хорошо знакомых ребёнку. Герои полюбившихся мультфильмов, диафильмов, рассказов, сказок ребёнком воспринимается эмоционально, становятся объектами подражания,будоражат воображение. В экологическом воспитании дошкольников с успехом используются различные персонажи на основе их литературной биографии главных событий, ярких особенностей поведения,характерных ситуаций. В ИОС сказочные герои “выходят” за пределы сюжета произведения, действуют в новых, но аналогичных ситуациях и обязательно продолжают для них линию характерную поведения.

Для осуществления целей экологического воспитания подходят такие литературные произведения, содержание которых так или иначе связано с природой, а герои имеют кукольное воплощение. В детском литературном репертуаре таких произведений много – это, прежде всего,авторские и народные сказки “Доктор Айболит”,“Красная Шапочка”, “Курочка Ряба”, “Репка”, ”Колобок”. С куклами, которые изображают главных сказочных героев, можно построить много разных ИОС, которые помогут решить различныепрограммные задачи ознакомления с природой  ребёнка, выработки у него необходимых навыков [22, 38].

Каждая отдельно взятая ИОС решает небольшую дидактическую задачу при  помощи литературного персонажа его предложений, советов,высказываний,  вопросов и различных игровых действий. Воспитателю при разработке ИОС следует помнить, что все действия и слова куклы должны соответствовать её литературной биографии;она должна проявлять себя в новой ситуации так же, как и в произведении. Рассмотрим некоторых сказочных персонажей, которых можно использовать для построения ИОС.

Таким образом, привнесённый в педагогический процесс, литературный герой, это не просто симпатичная игрушка, которая развлекает ребёнка, а персонаж с определённойформой выражения и характером, решающий дидактические задачи. Ребёнку он интересен тем, что в совершенно новой ситуации проявляет свои типичные особенности, то есть непосредственно взаимодействует с ними и действует в своём “амплуа”[22, 40].

Важным является то обстоятельство, что в отдельно взятой игровой обучающей ситуации каждый литературный герой может выступать в одной из двух функций: выполнять рольосведомлённого, хорошо знающего в каком-либо материале героя или, наоборот, не знающего ничего наивного простака. В первом случае воспитатель ставит задачу косвенного обучения детей –  устами персонажа учит правилам поведения,сообщает новые сведения, к примеру, так, как это делает доктор Айболит. Во втором случае воспитатель ставит задачу уточнения и закрепления материала, который имеется уже у ребёнкапредставления о природе.

Ещё одно обстоятельство имеет принципиальное значение. В традиционном занятии воспитатель всегда “над ребёнком”: он объясняет, рассказывает, поучает, задаёт вопросы - он умнее ребёнка и он взрослый. При использовании персонажа-простачка, к примеру, Незнайки, который проявляет полную неосведомлённость в событиях, статус ребёнка изменяется: уже “не воспитатель над ним”, а “он стоит над куклой”учит её, поправляет, сообщает то, что он сам знает.

Такое соотношение позиций в ИОС придаёт дошкольникам уверенность, они в своих собственных глазах обретают авторитет. Действует сильная игровая мотивация, и ребёнок не берёт в расчёт, что за Незнайку говорит воспитатель: он во власти игровой ситуации, а потому пространно и уверенно высказывается, дополняет, объясняет и тем самым упражняется в применении своих знаний, уточняет и закрепляет их. Иначе говоря, использование куклы-персонажа на основе его литературной биографии это косвенная форма обучения ребёнка, которая основана целиком на достаточно сильной игровой мотивации[22, 39].

У младших дошкольников много любимых, широко известных героев книг и сказок. Некоторые из них это ещё и герои мультфильмов. Биографические особенности таких литературных персонажей могут быть использованы в природоведческой тематике, для создания ситуаций, которые позволяютрасширить и уточнить представления ребёнка, вызвать к животным, растениям добрые чувства к живой природе. Важно задействовать,разрабатывая ИОС,самое характерное в поведении сказочных персонажей. С этой целью даётся их краткая характеристика, которая поможет воспитателю создать свои ИОС [22, 43].

У дошкольников с образом Айболита связаны представления о добром докторе, который заботится оживотных и которыйлечит их. В любом детском саду имеется кукла Айболит со знаменитым чемоданчиком, в котором множество докторских принадлежностей. С детьми различного дошкольного возраста этот персонаж может быть легко включён в разнообразные игровые обучающие ситуации. В рамках игровых действий Айболит “специалист-врач”может выполнять очень важную функцию (для экологического воспитания)давать образец правильного осмотра своих пациентов (то есть животных и растений обитателей уголков природы), постановки диагноза (то есть на основе различных внешних признаков определение состояния живых существ) и способов лечения, выписывая рецепты с различного рода рекомендациями.

В развёртывании игры с Айболитом большую роль выполняет атрибутика ИОС: сама кукла должна быть средних размеров, в белом колпачке и халате, желательны борода и очки, которые символизируютдоброту и учёность. Кроме традиционного набора чемоданчик Айболита содержит безопасный нож,  пластмассовые ножницы,вату, водный термометр, палочку для рыхления почвы,  ручку,рецепты (небольшого размера чистые бумажки). При Айболите должна быть с зелёными крестами по бокам (символизирующие помощь природе)машина скорой помощи.Для ребёнка авторитет Айболита очень велик, поэтому ИОС с Айболитом,поглощает целиком внимание любых дошкольников. С игрой занятия проходят лучше, если привлекается второй взрослый, который разыгрывает роль Айболита.

“Айболит осматривает комнатные растения”.

Дидактическая цель научить внимательно детей осматривать растения, находить признаки их нездорового состояния, делать вывод о недостатке каких-либо условий, находить способ оздоровления, воспитывать бережное отношение к растениям, понимание, что они живые организмы, которым нужны хорошие условия жизни.

Детям воспитатель сообщает, что приехал Айболит в детский сад, который ходит по группам и осматривает растения. Чтобы встретить гостя предлагается навести порядок, и убрать игрушки. Айболита привозят на машине,и раздаётся стук. Он здоровается и сообщает, чтовесна наступила и за зиму многие растения ослабли. Он считает,поэтому своим долгом помочь им и посоветовать детям, как ухаживать за растениями правильно. Воспитатель просит детей помочь емуи присутствовать при осмотре растений. Говорит: “Мы вместе посмотрим сейчас, как они выглядят,где они стоят. Вы будете называть их, а я проверятьих стебли, листочки,  почву, скажу, здоровы ли они. Выпишу рецепты если будет необходимо”. Айболит осматривает внимательно по очереди каждое растение, указывает признаки неблагополучия, степень освещённости, оценивает почву. Может растение из горшка вытряхнуть и осмотреть корневую систему. Выясняет, какой водой и как часто поливают цветы, делается ли подкормка, рыхление,  опрыскивание. Делает рекомендации по каждому растению.

Колобок как герой знаменитой сказки интересен двумя моментами: тем, что он  хлебное изделие, испечён из муки, и тем, что он встречает на своём пути различных лесных животных.

“Колобок вникает в жизнь лесных обитателей: начало путешествия”. ИОС для младшей группы.

Дидактическая цель дать первоначальные представления детям об особенностях в лесу жизни волка и зайца.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что пришёл гость в группу румяный красивый Колобок. Гость здоровается и хочет сказать важную вещь детям: “Мальчики и девочки, вы,знаете,конечно, что много раз меня ела лиса. Я решил стать умным, это мне  уже надоело  больше к ней не сажусь на нос. Оказалось, что от неёукатиться можно так же, как и от остальных стоит спеть песенку только до конца. Давайте споём её вместе:

Я, Колобок, Колобок:

По амбару метён, по сусекам скребён.

Я от бабушки ушёл и от дедушки ушёл.

Я от зайца ушёл и от волка ушёл.

Я от медведя ушёл и от тебя, лиса, я тоже уйду!

Я покатился и покатился, лиса меня только и видела! Вот так я стал умным и начал задумываться: как так все в лесу живут? Качусь, качусь по дорожке, а ничего про лес не знаю. Вот и пришёл к вам. Знаю, что все воспитательницы маленьким ребятам про всё рассказывают”.

Воспитатель детям предлагает показать Колобку картину про зайца в лесу и рассказать, как он там живёт, что делает летом и зимой,что ест. Все рассматривают картину, воспитатель детей побуждает к высказываниям иих ответы дополняет короткими пояснениями,главным образом обращаясь к Колобку.

1.4. Игровые обучающие ситуации типа путешествий

Ещё один тип ИОС имеет значение в осуществлении игры как метода экологического воспитания ребёнка. Путешествия в данном случае это собирательное название различного рода игр в посещения салона природы,зоопарка, сельскохозяйственных ферм,  выставок, в путешествия и поездки, экспедиции, походы, экскурсии. Эти игры объединяет то, что ребёнок, посещая интересные места, получают новые знания о природе в игровой форме, чему способствует в игре обязательная роль руководителя заведующего фермой, начальника экспедиции, экскурсовода, исполняет которую воспитатель. Именно через него ребёнок знакомится с новыми местами, растениями, животными, получает самые различные об окружающей природе сведения и деятельности в ней человека [16, 15].

В каждом конкретном случаепродумывается сюжет игры таким образом, что ребёнок, посещая новые места, знакомится с новыми явлениями и объектами в качестве путешественника, туриста, экскурсанта, посетителя. В рамках ролевого поведения ребёнок слушает пояснения и рассуждает. Чтобы игра была полноценной и воспитатель через неё смог осуществить поставленные дидактические задачи, он продумывает тщательно свою роль возможные ролевые и игровые действия, содержательные сообщения, слова для контакта с посетителями. Игра захватывает ребёнка, если воспитатель постоянно поддерживает специальными приёмами воображаемую ситуацию того пространства, в котором она проходит арктических льдов, жаркой пустыни,  летнего леса с завалами или болотистыми местами, зимнего заснеженного леса.

Обучение с использованием игр-путешествий может в некоторых случаях выходить за пределы отведённого времени это не опасно, так как качественное проведение игры, создавая определённый эмоциональный настрой у ребёнка, обеспечивает максимальный развивающий эффект.

Для дошкольников традиционным является сюжет игры в путешествие, многочисленные варианты которого приемлемы для детей различных возрастов. При этом внимание их может быть сосредоточено на различных моментах: соблюдать во время поездки ролевые взаимоотношения;совершать действия поездки. Внимание играющих, может быть сосредоточено на разнообразных, в том числе и новых, впечатлениях, которые получаютво время поездки путешественники. Эту сторону игры можно использовать с успехом в дидактических целях ознакомления ребёнка с природой.[7, 20].

Примеры игр: “Посещение выставки”, “Прогулка в лес”, “Малыши зоопарка”.

Заключение

Воспитание экологической культуры включает в себя следующее:гуманное отношение к природе (нравственное воспитание); правильное видение и понимание; надлежащее отношение к окружающей природе. Ребёнок должен понять, что природа и человек взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, и о его будущем. А то, что наносит вред человеку,наносит вред природе.

При формировании экологической культуры и экологического сознания у детей дошкольного возраста большую роль имеет игра.Играя, ребёнок учится общаться с растениями и животными, познаёт мир природы.

Игра является способом осмысления окружающего мира и своего места в нём, освоения соответствующих различным ситуациям людей поведения. В игре ребёнку предоставляется возможность решить множество проблем без эмоциональных срывов,перенапряжения иутомления. Всё происходит с удовольствием, естественно, легко, а главное, в ситуации радостного возбуждения и повышенного интереса.В игровой деятельности у ребёнка развивается ответственность, усваиваются правила поведения в природе,сострадание ипомощь.

В игре, примеряя на себя роли растений и животных, воссоздавая их состояния и действия, ребёнок проникается к ним чувством сопереживания, что способствует у ребёнка развитию экологической этики.Среди воспитательных задач, которые решают педагоги при помощи игры, немаловажное значение имеет создание для погружения в мир природы благоприятных психологических условий.

Таким образом:

1. В процессе общения в игровой форме с природой у ребёнка воспитывается эмоциональная отзывчивость, сформировываютсяжеланияи умения активно защищать и беречь природу.

2. Игры помогают ребёнку увидеть неповторимость не только определённого живого организма, но и экологическую систему, осознать невозможность нарушения её целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собою существенные изменения как внутри самой системы, так и за её пределами.

3. В процессе общения с природой у ребёнка в игровой форме воспитывается: видеть живые объекты во всём многообразии их качеств и свойств,проявлений и особенностей; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, которые находятся в области детской досягаемости, понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.

Список использованной литературы:

  1. Аромштам М. Игры для маленьких интеллектуалов. Дошкольное образование, 2004.№6. С. 21.
  2. Аромштам М. Ищи друзей в игре. Дошкольное образование. 2002.№5. С. 2.
  3. Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников.  Ярославль: Академия развития, 2003.  112 с.
  4. Букатов В. Педагогические таинства дидактических игр. 2-е изд., испр. и доп.  М.: Московский психолого-социальный институт, 2003.  152 с.
  5. Бровкина Е. Ознакомление с окружающим миром. М.: Академия,  2000.  224 с.
  6. Ген Г., Ковальчук Н., Леонова Е. Развивающие игры. Ребёнок в детском саду. 2003. №6.  С. 60.
  7. Гмошинская М. Поиграй со мною. Дошкольное образование.  2002.  №1.С.20.
  8. Жичкина А. Значимость игры в развитии человека. Дошкольное воспитание, 2002.  №4. С. 2.
  9. КлимшковаО. Игра, как азбука общения. Дошкольное воспитание, 2002. №4.С. 7.
  10. Коломина Н. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М.: Наука,  2004. 144 с.
  11. Кондрашова М.А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Оренбург, 2005.  116 с.
  12. Кутузова И. Развитие игровой деятельности. Дошкольное воспитание.2003. № 5.  С.25.
  13. МаневцеваЛ.М.,Саморукова П.Г.  Мир природы и ребёнок. СПб.: Детство-пресс, 2003.  319 с.
  14. Названова Л. Давайте играть вместе. Дошкольное образование. 2002. №1. С.22.
  15. Недоспасова Е. Развитие детей в игровой деятельности. Ребёнок в детском саду.  2001. №5. С.38.
  16. Нескучаева Л., Пискунова И., Черненко Ю., Играпутешествие как форма развития познавательной активности детей. Дошкольное воспитание. 2004. №10.  С.15.
  17. Николаева С. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. М.: Прогресс,  2006.  135с.
  18. Николаева С. Как приобщить ребёнка к природе. М.: Прогресс,  2003.  50с.
  19. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. М.: Академия, 2002.  336с.
  20. Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2003.  234 с.
  21. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М.: Академия,  2001. 163 с.
  22. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами. М.:  Гном и Д,  2005.  128 с.
  23. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания. // Дошкольное воспитание. 2002.  №10. С. 40-49.
  24. Поваляева М. Развитие речи при ознакомлении с природой.М.:Феникс, 2002.416.
  25. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду.  М.: Карапуз, 2001. 432с.
  26. Смирнова Л., Ткаченко Г. Коррекционно – развивающие игры. Дошкольное воспитание.  2001. № 3. С.34.
  27. Смирнова Л., Холмогорова В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам.Дошкольное воспитание. 2003. №8.  С.73.
  28. Сосновская Е. Методика ознакомления с природой. М: Приор,  2005. 208с.
  29. Фребель Ф. Система дидактических игр.Дошкольное воспитание. 2006. №3. С.79.
  30. Черница М. Поиграй со мной!  Дошкольное воспитание.  2006. №4. С.54.
  31. Шевчук Н. Как ребёнку не попасть к злому волку прямо в пасть? Дошкольное образование.  2002.  № 15.  С.4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: "Игра, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста".

Дошкольное детсво - начальный этап становления человеческой личности....

Опыт работы на тему: «Игры как средство экологического воспитания»

Мир, окружающий ребёнка, - это прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.В. Сухомлинс...

Доклад на тему "Природа – главное средство экологического воспитания дошкольников"

Доклад лля методического обьединения педагогических работников на тему "Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников" (из опыта работы)...

Презентация доклада на тему:"Игра как средство экологического воспитания"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14790879","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"289","width":"480"}}]]Дошкольное детство – начальный этап формирования личност...

Инновационный проект  по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»

Проект   по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»...

Доклад на тему: "Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников"

Доклад посвящен вопросам экологического воспитания дошкольников....