Картотека игр по экологическому воспитанию дошкольников
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Гречкина Анастасия Александровна

Картотека содержит настольно-печатные, словесные и подвижные игры экологического содержания для детей разных возрастных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr_po_ekologii.docx31.95 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр по экологическому воспитанию для детей разных возрастных групп

Игры для II младшей группы (3-4 года)

Дидактические игры

Настольно-печатные игры

Подвижные игры

«Кто чем питается?»

Цель: Закреплять представления детей о пище животных.

Материалы: мешочек с овощами и фруктами.

Описание игры: Дети из мешочка достают: морковь, капусту, малину, шишки, зерно, овес и т.п. Называют его и определяют какое животное питается этой едой.

«Сложи животное»

Цель: Закрепить знания детей о домашних животных. Учить описывать по наиболее типичным признакам.

Материалы: картинки с изображением разных животных (каждое в двух экземплярах).

Описание игры: один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на четыре части. Дети рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить изображение животного, но без образца.

«Птички, раз! Птички, два!»

Цель: упражнять детей в выполнении движений, учить детей счету.

Описание игры:

Воспитатель: «Сейчас будем играть. Сколько у птички лап? А глаз? А крыльев?»

Воспитатель с детьми читают стихотворение и выполняют соответствующие движения:

Птички, раз! (выдвигают одну ногу вперед)

Птички, два! (выдвигают другую ногу)

Скок-скок-скок! (скачут на обеих ногах)

Птички, раз! (подняли одну руку)

Птички, два! (подняли другое «крыло»)

Хлоп! Хлоп! Хлоп! (хлопают в ладоши)

Птички, раз! (закрыли рукой один глаз)

Птички, два! (закрыли другой глаз)

(открыли глаза и бегают, машут крылышками, чирикают, пищат)

Все улетели!

По желанию детей игра повторяется.

«Прилетели птицы»

Цель: закрепить знания о зимующих и перелетных птицах.

Описание игры: Воспитатель называет только птиц, но если он вдруг ошибается, то дети должны топать или хлопать.

«Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.

Дети топают –

Что неправильно? (мухи)

- А мухи это кто? (насекомые)

- Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Дети топают.

- прилетели птицы: голуби, куницы…

Дети топают. Игра продолжается.

Прилетели птицы:

Голуби синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, стрижи,

Аисты, кукушки,

Даже совы – сплюшки,

Лебеди, скворцы.

Все вы молодцы.»

В конце игры воспитатель вместе с детьми уточняет перелетных и зимующих птиц.

«Что сначала - что потом?»

Цель: закреплять знания детей о развитии и росте животных.

Материалы: парные картинки с изображением животных и их детенышей.

Описание игры: Детям предъявляются предметы: яйцо, цыпленок, макет курицы; котенок, кошка; щенок, собака. Детям необходимо расположить эти предметы в правильном порядке.

«Наседка и цыплята»

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге в разных направлениях.

Описание игры: Дети изображают цыплят, а воспитатель – наседку. На одной стороне площадки огорожено место – дом, где находятся цыплята с наседкой (натягивается веревка между стойками на высоте 50 см. от пола). Сбоку, в стороне, помещается «большая птица». Наседка подлезает под веревку и отправляется на поиски корма. Она зовет цыплят – «ко-ко-ко». По сигналу все цыплята подлезают под веревку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют пол площадке. Воспитатель говорит – «большая птица», все цыплята бегут домой.

Правила: 1. По зову наседки все цыплята выбегают из дома, подлезая под веревку. 2. По сигналу «большая птица» цыплята должны возвращаться домой

 «Четвертый лишний»

Цель: Закреплять знания детей о насекомых.

Описание игры: Воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово:

1) заяц, еж, лиса, шмель;

2) трясогузка, паук, скворец, сорока;

3) бабочка, стрекоза, енот, пчела;

4) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

5) пчела, стрекоза, енот, пчела;

6) кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

7) таракан, муха, пчела, майский жук;

8) стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

9) лягушка, комар, жук, бабочка;

10) стрекоза, мотылек, шмель, воробей.

 «Кто где живёт»

Цель: Закреплять знания о животных и местах их обитания.

Материал: Карточки «Животные», «Места обитания».

Описание игры: У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и, если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

«Воробушки и кот»

Цель: Развивать у детей умение размещаться в пространстве и двигаться в коллективе, не задевая друг друга. Действовать по сигналу, упражнять в прыжках в глубину, с места в длину, в быстром беге.

Описание игры: Дети вдоль стен: на скамейках, на больших кубах или в обручах. Это воробушки на крыше или в гнездышках. Поодаль сидит кошка – воспитатель. «Воробушки полетели!» - говорит воспитатель. Воробушки спрыгивают с крыши, расправив крылья – руки в стороны. Бегают в рассыпную по всей комнате. «Кошка спит». Просыпается, произносит «мяу – мяу!», бежит догонять воробушков, которые прячутся, заняв свои места. Пойманных воробушков кошка отводит к себе в дом.

Игры для средней группы (4-5 лет)

«Кто знает, пусть продолжает»

Цель: Закрепление представлений о природе. Развитие навыков обобщения, речевое развитие.

Описание игры:

Воспитатель называет обобщающее слово, а дети – слова, относящиеся к данному значению. Например: Птицы это … (ворона, попугай, гусь и т.д.) Или воспитатель называет видовое понятие, а дети – обобщающее слово. Например: Белка, еж, волк это… ( звери).

  «Куда села бабочка»

Цель: Закрепление и уточнение представлений о частях растения.

Материалы: мольберт, модель зеленого растения, бабочка из цветной бумаги

Описание игры:

На мольберте модель «Зеленое растение». Маленькая бабочка из цветной бумаги «летает» и садится то на одну часть растения, тона другую. Дети по очереди их называют, а также объясняют их значение для растения.

«Хитрый лис»

Цель: формирование осторожность и осмотрительность на гимнастической стенке; упражнять в лазании по гимнастической стенке; закреплять умение согласовывать движения со словами; воспитывать доброжелательное отношение к участникам игры.

Материалы: гимнастическая стенка, шапочки кур и лисицы.

Описание игры:

Дети выполняют движения, проговаривая слова:

В огороде, во дворе
Курицы гуляли.
Зёрнышки клевали,
Червячка искали. (Дети  ходят, имитируя движения кур.)

Вдруг откуда ни возьмись,
Появился хитрый лис.
Куры быстро на насест!
А не то всех вас он съест!

(Дети  бегают и забираются на гимнастическую стенку.)

«Подскажи словечко»

Цель: Закрепление представлений о природе. Развитие речи, находчивости, быстроты реакции.

Описание игры: Воспитатель начинает фразу, а дети ее заканчивают. Например: У медвежонка мама – медведица, а у бельчонка … У коровы теленок, а у овцы … Корова мычит , а лягушка … Ворона каркает, а воробей … И т.п.

«Дикие и домашние животные»

Цель: Закрепление представлений о диких и домашних животных. Развитие внимания, интереса к живой природе.
Материалы: фланелеграф, фигурки животных, фигурка грустной и веселой девочки.

Описание игры: На фланелеграфе домик, ель и фигурка грустной девочки. На столе рядом – фигурки животных. Воспитатель говорит, что пришла девочка, у нее неприятность: все домашние животные перепутались с дикими. Поможем ей отобрать домашних животных. Дети ставят фигурки медведя, зайца, лисы, волка и т.п. к ели, а фигурки козы, коровы, лошади, собаки и др. к домику. Каждое животное они называют. В конце игры появляется фигурка веселой девочки.

«Мыши в кладовой»

Цель: закреплять умение действовать по сигналу; развивать двигательную активность; воспитывать организованность, внимание, умение управлять своими движениями.

Описание игры:

Дети – это «мышки». Воспитатель рассаживает детей на скамейке, которая стоит вдоль стенки помещения. Скамейка играет роль «норки». На противоположной стороне от детей протягивается веревка так, чтобы детки смогли под нее пролезть. Пространство за веревкой – это «кладовая» для мышек. Недалеко от мышек спит «кошка», т. е. воспитатель. Пока кошка спит, мышки выбегают из своих норок и бегут в кладовую. Там они изображают, как будто что-то грызут, к примеру, сухарик. По сигналу, кошка просыпается и начинает ловить мышек. Мышки же, испугавшись, разбегаются по своим норкам. Никого не поймав, кошка возвращается на место и опять засыпает. Мышки вновь бегут в «кладовку».

В эту подвижную игру можно играть не более 5 раз.

«Узнай, чей лист»

Цель: Учить детей узнавать и называть растение по листу, находить его в природе.

Описание игры: Сбор листьев, опавших с деревьев и кустарников. Педагог предлагает узнать, с какого дерева или кустарника лист и найти доказательство (сходство) с не опавшими листьями, имеющими разнообразную форму.

«Где спряталась вода»

Цель: Закрепление представлений о воде как части природы, о ее свойствах замерзать и испаряться. Развитие внимания, памяти, связной речи.

Материалы: картинки с изображением воды в разных агрегатных состояниях.

Описание игры: Воспитатель раскладывает несколько картинок с изображением объектов природы, вещей из домашнего обихода, и просит детей сказать, где спряталась вода, в каком она виде (жидкая, пар, снег, лед). Например, такие картинки: сосулька, река, кипящий чайник, снежинка, облако, водопад, каток, ледяная горка, снежная баба, холодильник, комнатное растение.

 «Медведь и дети» 

Цель: закреплять умение действовать по сигналу; развивать умение сохранять неподвижность; воспитывать организованность, внимание, умение управлять своими движениями.

Описание игры: 

Дети стоят за линией с одной стороны площадки. Среди детей выбирают медведя. Медведь сидит в своей берлоге на площадке, в стороне от детей. На слова воспитателя «Дети в лесу гуляют», дети разбегаются по площадке, бегают, прыгают. На слова воспитателя «Медведь!» дети неожиданно замирают на одном месте. Медведь подходит к тому, кто пошевелился, и забирает его. Игра повторяется уже с другим медведем.

Игры для старшей группы (5-6 лет)

«Природа и человек»

Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.

Описание игры: Воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.

«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.

 «Выбери нужное»

Цель: Закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность.

Материалы: Предметные картинки.

Описание игры: На столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.

Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты, кузнечика. Или: «влажный» - вода, росса, облако, туман, иней и т.д.

«Летает, плавает, бегает»

Цель: продолжать закреплять знания детей о природе, развивать интерес к жизни природы

Описание игры: Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.

 «Назовите растение»

Цель: Уточнять знания о комнатных растениях.

Материалы: Комнатные растения.

Описание игры: Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.)

Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.

- Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?

- На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?

«Волшебный поезд»

Цель: Закрепить и систематизировать представления детей о деревьях, кустарниках.

Материал: Два поезда, вырезанных из картона (в каждом поезде по 4 вагона с 5 окнами); два комплекта карточек с изображением растений.

Описание игры: На столе перед детьми лежит «поезд» и карточки с изображением животных.

Воспитатель: Перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам (в первом - кустарники, во втором - цветы и т.д.) так, чтобы в каждом окне был виден один пассажир. Тот, кто первый разместит животных по вагонам правильно, станет победителем.

Аналогично эта игра может проводиться для закрепления представлений о различных группах растений (леса, сада, луга, огорода).

Игра с мячом «Я знаю»

Цель: создать условия для речевой активности, закрепить название животных.

Описание игры: Дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю.
Аналогично называются другие классы объектов природы.

«Цветочный магазин»

Цель: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

Материалы:

  • поднос,
  • лепестки разной формы и цвета.

Ход игры: Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор цветов.

Вариант 1. 
На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.

Вариант 2.
Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался, о каком цветке идёт речь.

Вариант 3.
Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.

«Узнай по силуэту»

Цель: Закреплять знания о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц и животных по силуэту.

Материал: Картинки с силуэтами птиц и животных.

Описание игры: Детям предлагаются силуэты птиц и животных. Дети отгадывают животных и называют места их обитания.

«Ходят капельки по кругу»

Цель: формирование знаний о круговороте воды в природе.

Описание игры: Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь) воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается.
Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать. 
Полетели капельки на землю… Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.

Игры для подготовительной к школе группы (6-7 лет)

«Звуки»
Цель: учить детей «слышать» природу, (проводится в природе).

Описание игры:

 Воспитатель даёт задание:
   «Когда слышите какой-либо звук – загните палец и т. д. Когда все пять пальцев  будут загнуты – откройте глаза и помолчите, чтобы другим детям дать возможность «посчитать звуки».   
  Воспитатель задаёт  детям вопросы типа:
Какой звук больше всего понравился?
Какой звук издала природа, а какой –человек, какой звук был самый громкий (тихий)?
Издавал ли ветер какой-либо звук?

"С чем нельзя в лес ходить?"

Цель: уточнение и закрепление правил поведения в лесу.

Материалы: предметы или иллюстрации с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда

Описание игры:

 Воспитатель выкладывает на стол предметы или иллюстрации с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда... Дети объясняют, почему нельзя брать эти предметы в лес.

«Совы и вороны»

Цель: проверить и закрепить представления детей об окружающем мире.  
Материалы: Маски сов и ворон.

Описание игры: Дети должны разделиться на две команды: «Совы» и «Вороны». Те и другие становятся в шеренгу друг напротив друга на расстоянии 3 метра, за их спинами их дома, также на расстоянии 3 метра. Воспитатель дает задание:
«Совы»  любят правду, «Вороны» - ложь, поэтому, если я  говорю правду, «Совы» должны  ловить «Ворон». «Вороны» убегают в свои дома  и наоборот.
    Затем  воспитатель произносит фразы экологического содержания:
медведи  любят есть тигров
у березы весной бывают сережки
слоны не умеют плавать
дельфин – это животное, а не рыба
   Дети должны осознать правильность или неправильность фразы, основываясь на своих знаниях по этой теме и сами отреагировать своим поведением (убегать или догонять) на эту фразу. Целесообразно после каждого раза спрашивать детей о том, почему они так или иначе поступили, а после 2-3 фраз поменять игроков местами.

  «Повтори»

Цель: развивать наблюдательность и творческие способности детей.

Описание игры:
Дети встают в круг. Первый ребенок называет какое-либо животное (птицу, насекомое, в зависимости от темы, предложенной воспитателем) и делает характерный жест этого животного. Следующий ребенок повторяет то, что сказал и сделал первый, называет своё животное, показывает свой жест. Следующий повторяет, что сказали первые два ребёнка, называет своё животное и делает свой жест и т. д.
   Основное правило: нельзя повторяться в названиях животных и жестах. Но подсказывать друг другу можно, это даже сближает детей и делает игру интересней.
   В игре участвуют 5-8 детей, затем можно увеличить количество игроков

«Две корзины»

Цель: развитие у детей умений упорядочивать предметы по свойству, анализировать, сравнивать предметы.

Материалы:

  • муляжи овощей и фруктов,
  • 2 корзины.

Описание игры:

    На столе муляжи или картинки овощей и фруктов. Дети должны их разложить на две корзины. При этом предметы могут делиться не только по принадлежности к фруктам или овощам, но и по цвету, по форме, твёрдости – мягкости, вкусу или даже запаху.

Пластическая игра "Танец бабочек".

Цель: закреплять знания детей о насекомых.

Материалы: атрибуты костюма бабочки.

Описание игры: К этой игре можно совместно с детьми скроить и раскрасить "одеяние" бабочки, то есть её крылья, из плотной бумаги. Дети, нарядившись бабочками, то медленно и плавно, то порывисто и быстро изображают полёт бабочки.

«Найди своё дерево»
Цель: обеспечить возможность познавать окружающую среду, использовать опыт  прямого общения с ней (проводится в природе).

Описание игры:
Воспитатель завязывает одному ребёнку глаза, несколько раз вращает вокруг себя и ведет к какому-нибудь дереву. Ребенок должен изучить это дерево, ощупав его. Во время изучения воспитатель задаёт наводящие вопросы:
Оно гладкое или нет?
Есть ли на нём листья?
Высоко ли от земли начинаются ветки?
   Затем воспитатель отводит ребёнка от дерева, запутывает следы, развязывает глаза и предлагает  угадать «своё» дерево, используя опыт, полученный во время ощупывания дерева.
   В дальнейшем можно предлагать детям игры попарно.

«Чей хвост?»
Цель: развивать у детей умение систематизировать животных по их хвостам. Закреплять у детей умение пользоваться перфокартами.

Описание игры: воспитатель раздаёт детям перфокарты на левой стороне животные, на правой стороне их хвосты. Дети должны провести карандашом стрелку от животного к его хвосту.

"Ласточки и мошки".

Цельзакреплять знания детей о птицах и насекомых.

Описание игры:

Играющие - мошки - летают по поляне и напевают:

Мошки летают!

Ласточку не замечают!

Жу-жу! Жу-жу!

Зу-зу! Зу-зу!

Ласточка сидит в своём гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: "Ласточка встанет, мошку поймает!" С последними словами она вылетает из гнезда и ловит мошек. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется. Мошкам следует летать по всей площадке.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию дошкольников.

Игры можно использовать воспитателям детских садов как при проведении НОД, так и во время режимных моментов, а также родителям дошкольников в домашних условиях....

Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию дошкольников

В картотеке дидактических игр по экологическому воспитанию представлены игры о домашних и диких птицах....

Картотека игр по экологическому воспитанию дошкольников старшего возраста.

Картотека экологических игр для родителей "Поиграй со мною мама"...

Экологическое воспитание дошкольников. Проектно - исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического воспитания.

Работа в этом проекте должна быть организована таким образом, чтобы каждый ребенок хотел участвовать в исследованиях, проявлял инициативу, осознавал, что экологический проект— это интересные зад...

Картотека бесед по экологическому воспитанию дошкольников

Представлены экологические тексты для бесед с детьми...