Картотека наблюдений в средней группе- осень
картотека по окружающему миру (средняя группа) на тему

Болатова Алина Татархановна

Картотека наблюдений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osen-kartoteka-nablyudeniy-v-sredney-gr.docx.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

НАБЛЮДЕНИЯ ОСЕНЬЮ

Карточка 1

Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

Цель: формировать представления об изменениях в природе, учить узнавать и характеризовать приметы ранней осени, узнавать их в стихотворениях; учить определять время года по характерным признакам.

Карточка 2

Наблюдение за цветником.

Цель: познакомить детей с названиями нескольких цветов (флоксы, календула, астры), показать их строение, формировать представление о том, что цветы – живые, они растут и изменяются.

Выкапывание бархатцев и пересадка их в ящики для дальнейших наблюдений в уголке природы.

Карточка 3

Наблюдение за работой на огороде.

Цель: уточнять и закреплять знания детей об овощах, способах и времени их выращивания; формировать умение находить в огороде овощи (огурец, помидор, морковь, репу); воспитывать желание участвовать в наблюдениях и принимать участие в посильном труде по уходу за ними.

Воспитатель предлагает детям сходить к огородным грядкам и посмотреть, чем заняты там старшие дети.

Карточка 4

Наблюдение за вороной.

Цель: расширять знания детей о вороне, её внешнем виде и повадках, воспитывать интерес к жизни птиц и желание заботиться о них.

Привлечь  птиц на участок, насыпая им семечки и хлебные крошки.

Карточка 5

Наблюдение за воробьями.

Цель: расширять знания детей о птицах, учить отличать воробья по внешнему виду, замечать, как они передвигаются (летают, ходят, прыгают, клюют корм). Формировать эмоциональную отзывчивость, желание наблюдать за птицами, подкармливать их.

Рассказать детям, что осенью птицы прилетают ближе к людям,  потому что им нечего кушать. Объяснить детям, что о птицах нужно заботиться, кормить их хлебными крошками, пшеном.

Карточка 6

Наблюдение за облаками.

Цель: знакомить детей с различными природными явлениями; показать разнообразие воды в окружающей среде, формировать творческое отношение к делу.

Рассказать детям, что облака состоят из капелек воды. Предложить каждому ребенку выбрать наиболее понравившееся облако и проследить, куда оно плывет, быстро двигается или медленно, придумать имя облачкам.

Карточка 7

Рассматривание березы.

Цель: продолжать знакомить детей с характерными особенностями березы (ствол, ветки, листья); воспитывать бережное отношение к деревьям.

Воспитатель загадывает загадку:   Стоят столбы белые, на них шапки зеленые,

                                                                            Летом мохнатые, осенью желтоватые.  (Береза)

                                                           

Карточка 8

Рассматривание кустарника.

Цель: подвести детей к пониманию, чем кустарник отличается от дерева (нет одного толстого ствола, но есть много тоненьких веток, которые растут из земли); воспитывать бережное отношение к растениям.

Карточка 9

Наблюдение за листопадом.

Цель: приучать детей видеть многообразие красок золотой осени, развивать наблюдательность, воспитывать умение радоваться красивому и бережно относиться к природе.

Рассмотреть летящие и упавшие на землю листья, их форму, размер, окрас; объяснить, почему осенью листья с деревьев опадают. Предложить детям собрать красивый букет из разноцветных листочков.

Карточка 10

Наблюдение «Ласковый щенок Тишка».

Цель: продолжать знакомить детей с домашними животными и их детенышами, дать представление о собаке (части тела, их название, поведение, чем питается); воспитывать желание заботиться о домашних питомцах.

Наблюдение за собакой со щенком, которых выгуливает хозяин; охарактеризовать внешний вид взрослого животного и детеныша, их поведение.

Карточка 11

Наблюдение  «Котенок Васька».

Цель: познакомить детей с частями тела котенка, их названием; уточнить, чем питается малыш, как ест (лакает молоко); отличать голосовые и двигательные реакции кошки и котенка; воспитывать желание заботиться о домашнем питомце.

Побеседовать на тему «Кто из животных живет с человеком дома?».

НАБЛЮДЕНИЯ ЗИМОЙ

Карточка 12

Наблюдение за первым снегом.

Цель: показать разнообразие воды в окружающей среде; формировать первые связные представления о зиме, познакомить с сезонным явлением – снегопадом. Воспитывать умение замечать изменения в природе, радоваться красоте окружающего мира.

Чтение педагогом стихотворения «Белый снег пушистый»; рассмотреть, как снег падает на землю, деревья, крыши домов.

Карточка 13

Наблюдение за солнцем.

Цель:  формировать представления об изменении в природе с приходом зимы (солнце светит и совсем не греет, оно спрятано за тучками); развивать  внимание, память;  формировать эмоционально-положительное отношение к природе и поддерживать радостное настроение.

Рассказать детям, что солнце светит во все времена года, но зимой оно не греет.

Карточка 14

Рассматривание рябины.

Цель: познакомить детей с особенностями внешнего вида рябины; расширять знания о её плодах и их пользе  для птиц; воспитывать желание любоваться красотой дерева, беречь его.

Дети с воспитателем находят на участке дерево с красными ягодами, рассматривают его, беседуют о пользе.

Карточка 15

Рассматривание ели.

Цель:  формировать представления об особенностях жизни деревьев зимой, развивать умение детей узнавать ель по характерным особенностям ее строения, признакам, отличающим ее от других деревьев; развивать речь, память, внимание; формировать эмоционально-положительного отношения к природе, бережное отношение к деревьям.

Загадывание воспитателем загадки о ели, рассматривание её.

Карточка 16

Рассматривание березы.

Цель: расширять представления детей о деревьях, формировать знания об особенностях внешнего вида березы, по которым её можно выделить среди других деревьев. Воспитывать бережное отношение к деревьям.

Полюбоваться вместе с детьми березой. Рассказать, что зимой береза отдыхает, так как очень холодно. Объяснить детям, что в морозные дни ветки деревьев очень хрупкие и легко ломаются, поэтому их надо оберегать.

Карточка 17

Наблюдение за березой и сосной.

Цель: уточнять знания детей о деревьях; учить видеть отличительные особенности разных деревьев; показать особенности лиственных и хвойных деревьев в зимний период; воспитывать желание защищать и оберегать природу.

Воспитатель читает загадки про деревья, просит детей рассказать, чем сосна отличается от березы.

Карточка 18

Наблюдение за сорокой.

Цель: формировать представления о внешнем виде сороки, её характерных признаках, повадках; воспитывать потребность заботиться о зимующих птицах.

Воспитатель читает стихотворение про сороку и объясняет детям смысл её прозвищ (сорока-белобока, сорока-стрекотунья, сорока-воровка).

Карточка 19

Наблюдение за снегирем.

Цель: показать детям птицу, которая прилетает на участок детского сада только зимой; помочь запомнить отличительные особенности её внешнего вида; формировать желание помогать птицам зимой.

Рассказать детям, где живут снегири и почему они прилетают зимой ближе к людям. Совместно с детьми развесить кормушки для птиц.

Картотека 20

Наблюдение «Птичья столовая».

Цель: уточнить знания детей о птицах, прилетающих на кормушку, учить различать их по внешнему виду и правильно называть; формировать желание помогать птицам зимой.

Предложить детям насыпать корм в кормушку для птиц и понаблюдать, какие птицы прилетят.

Карточка 21

Наблюдение «Где, чей след».

Цель: расширять представления о зимующих птицах; вызвать интерес к следам на снегу; развивать внимание, речь, память; формировать эмоциональную отзывчивость к живым существам.

НАБЛЮДЕНИЯ ВЕСНОЙ

Карточка 22

Наблюдение за небом.

Цель: формировать представления об особенности весеннего неба; показать его различное состояние (ясно, облачно, пасмурно); развивать  внимание и речь; формировать эмоционально- положительное отношения к природе, пробудить чувство заинтересованности и сопричастности ко всему что видят и замечают.

Предложить детям посмотреть на небо и рассказать, какое оно.

Карточка 23

Наблюдение за капелью.

Цель: формировать умение наблюдать и замечать изменения в природе;  развивать речь, память, внимание;  формировать эмоционально- положительное отношения к природе, пробудить чувство заинтересованности и сопричастности ко всему что видят и замечают.

Послушать, как звенит капель; прочитать стихотворение «Весенняя капель».

Карточка 24

Наблюдение за почками тополя.

Цели: расширять знания детей о деревьях в разные времена года формировать представления о том, что почка — домик для листочка; развивать речь, память, мышление; воспитывать бережное отношение к природе.

Предложить детям рассмотреть почки на тополе и отметить изменения, произошедшие с деревом весной.

Карточка 25

Наблюдение за дождем.

Цель: показать простейшие связи между явлениями природы; формировать знания о необходимости дождя для всех деревьев, кустарников, травянистых растений; эмоционально-положительное отношение к разным явлениям природы.

В дождливую погоду предложить детям понаблюдать из окна, как капли дождя падают на землю; послушать шум дождя.

Карточка 26

Наблюдение «Веселые воробьи».

Цель: расширять знания детей о птицах, их поведении в разное время года; воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Предложить детям посмотреть на купающихся в лужах воробьев; спеть песенку «Воробей с березы на дорожку прыг…».

Карточка 27

Наблюдение за голубями.

Цель: расширять знания детей о внешнем виде птиц, их повадках и среде обитания; воспитывать желание беречь птиц, не пугать их, подкармливать.

Воспитатель обращает внимание детей на птиц, которые совсем не боятся людей, подлетают близко, любят клевать семечки.

Карточка 28

Наблюдение «Первые листочки».

Цель: расширять знания детей о деревьях; показать изменения, происходящие с ними в весенний период; формировать бережное отношение к деревьям.

Рассмотреть с детьми листочки на деревьях и кустарниках, побеседовать о их величине, цвете.

Карточка 29

Рассматривание первой травы.

Цель: учить детей замечать изменения в природе с приходом весны, устанавливать простейшие причинно-следственные связи; показать первую зеленую травку на проталинках и первоцветы (мать-и-мачеха); воспитывать желание любоваться природой, беречь её.

Воспитатель находит на участке детского сада лужайку с первой зеленой травой и приглашает детей полюбоваться ею.

Карточка 30

Рассматривание одуванчика.

Цель:  формировать представления о взаимосвязях в живой и неживой природе, знакомить с первым весенним цветком, его строением; развивать наблюдательность, речь, память, расширять кругозор;  воспитывать эмоциональный отклик на красоту растения.

Чтение воспитателем стихотворения «Носит одуванчик…», рассматривание поляны с одуванчиками.

Карточка 31

Наблюдение за насекомыми.

Цель: знакомить детей с насекомыми (жуки, муравьи, мухи); учить различать их по внешнему виду и характеру поведения, правильно называть; воспитывать бережное отношение к насекомым.

Показать детям, как передвигаются некоторые насекомые; предложить поиграть в игру «Жучки».

НАБЛЮДЕНИЯ ЛЕТОМ

Карточка 32

Наблюдение за бабочками.

Цель: расширять представления о насекомых; о разных по размеру и окрасу  бабочках; развивать наблюдательность, память; воспитывать бережное отношение к бабочкам.

Показать детям бабочку, сидящую на цветке; побеседовать о том, почему нельзя ловить бабочек.

Карточка 33

Наблюдение за муравьями.

Цель: расширять знания детей о насекомых; показать муравьев, отметить их поведение; воспитывать бережное отношение к насекомым.

Показать детям муравейник и рассказать о большой дружной семье, которая там живет.

Карточка 34

Наблюдение за дождевым червяком.

Цель: показать детям дождевого червяка; познакомить с особенностями его поведения (живет в земле, после дождя выползает на поверхность); формировать бережное отношение к насекомым.

Карточка 35

«Чем питается божья коровка?»

Цель: показать отличительные особенности божьей коровки; подвести к пониманию того, что все насекомые – живые (они дышат, двигаются, питаются); закреплять желание наблюдать за насекомыми и беречь их.

Карточка 36

Рассматривание плодовых кустарников.

Цель: расширять представления о кустарниках; показать изменения, происходящие с ними летом; познакомить с плодами разных кустарников; воспитывать бережное отношение к природе.

Карточка 37

Наблюдение за цветником.

Цель: развивать желание любоваться цветущими растениями; учить различать некоторые цветы по форме и цвету (ромашка, календула); воспитывать желание беречь цветы.

Воспитатель предлагает детям принять посильное участие в поливе цветов на клумбе, беседует о пользе воды для растений.