Картотека прогулок для средней группы осенью
картотека по окружающему миру (средняя группа)

Волошко Татьяна Владимировна

Картотека прогулок

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ПРОГУЛОК

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

                                                                                                       

                                           Сентябрь

Прогулка  1.1.

Наблюдение за сезонными изменениями в природе

Цели: формировать представления об изменениях в природе (день  стал короче, ночь длиннее);

—        учить различать и характеризовать приметы ранней осени,  узнавать их в стихотворениях;

—        воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения

Миновало лето,

Осень наступила.

На полях и в рощах

Пусто и уныло.

Птички улетели,

Стали дни короче.

Солнышка не видно,

Темны-темны ночи.

Воспитатель загадывает детям загадки.

•        Висят на ветке золотые монетки. (Осенние листья.)

•        На потолке, в уголке висит сито — не руками свито. (Паутина.)

•        Без рук, а холст ткет. (Паук.)

Воспитатель рассказывает детям о приметах.

Сентябрь — зоревник, хмурень; холодник и холодень-батюшка сентябрь, да кормить горазд, зовут его «запевалой осени» и «злато-Цветником»; травы в лугах, полях, лесах высыхают, желтеют, и становится золотистой листва деревьев и кустарников.

Сентябрь — первый осенний месяц. В начале месяца выдаются   еще теплые солнечные деньки. Небо сверкает синевой, на ней сквозят золотыми узорами листья кленов и берез. Воздух чист, прозрачен, летают серебряные нити паутины. Такие дни называют «бабьим летом».

Воспитатель задает детям вопросы.

•        Почему сентябрь называют «златоцветником»?

•        Какие дни сентября называют «бабьим летом»?

•        Какие знаете признаки «бабьего лета»?

Трудовая деятельность:  Уборка мусора на участке.

Цель: воспитывать стремление к труду.

Индивидуальная работа:  «Поймай мяч».

Цель: развивать ловкость.

Самостоятельные игры с выносным материалом.        

Сентябрь

Прогулка 1.2

Наблюдение за цветником

Цель: формировать представления детей о том, что цветы — живые, они растут и изменяются.

Ход наблюдения

 Растения на клумбе хорошо росли, цвели, пока было тепло, много света и воды; теперь дни становятся короткими, воды много, но тепла мало, цветы увядают, на месте их образуются семена, из которых могут появиться новые растения.

Осень наступила,

Высохли цветы.

И глядят уныло

Голые кусты.

Воспитатель задает детям вопросы.

•        Какими стали цветы на клумбе?

•        Почему они завяли?

•        Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли? (Собрать  семена.)

Трудовая деятельность

Сбор цветов в коробочки.

Цель: учить различать зрелые семена от незрелых.

Индивидуальная работа

«Собери игрушки».

  Цель: развивать внимательность.

Сентябрь

Прогулка 1.3.

Наблюдение за вороной

Цели:

—        расширять знания о вороне;

—        воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

•        Как выглядит ворона?

•        Чем она питается?

•        Зимующая или перелетная эта птица?

•        Как ворона кричит?

Ворона — крупная птица. Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы у вороны черные, а все остальное серое. Ворона хитрая, ловкая и находчивая птица. Зимует и живет она рядом с человеком. Ворона обычно сидит на контейнерах для мусора и свалках, где всегда есть чем поживиться, ведь ворона — птица всеядная. Кричит она «кар-кар».

Хромая старая ворона

Давно живет в саду моем.

В густых зеленых ветках клена

Она построила свой дом.

Трудовая деятельность

Сбор семян цветов.

Цель: развивать желание выполнять работу дружно.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: закреплять умения прыгать на одной ноге (правой и левой).

Сентябрь

Прогулка 1. 4.

Наблюдение за погодой

Цель: закреплять знания о сезонных изменениях в жизни растений.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

•        Какое сейчас время года?

•        Как вы догадались?

•        А знаете, куда мы сейчас пойдем?

•        Что растет в огороде?

•        Как можно назвать все это одним словом?

•        Кто из вас знает загадки про овощи?

•        Где растут овощи?

Каждая группа овощей растет на своей грядке. Осенью огородники собирают урожай овощей, затем их консервируют. Овощи растут на земле и в земле. Сегодня мы с вами соберем овощи и отнесем их на кухню, чтобы повар приготовил нам из них обед. Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи».

Трудовая деятельность

Коллективный труд по сбору урожая овощей.

Цель: учить работать сообща.

Индивидуальная работа

«Кто дальше бросит?».

Цель: развивать координацию движений, умение придавать силу броску.

Сентябрь

Прогулка 1.5

Наблюдение за воробьем

Цели:

—        углублять знания об особенностях внешнего вида воробья, жизненных проявлений;

—        активизировать внимание и память детей.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

•        Как выглядит воробей?

•        Чем он питается?

•        Как передвигается?

•        Как поет?

Воробей — маленькая бойкая птичка. Спинка у воробья коричневая, с широкими продольными черными полосками. Хвост и крылышки темно-бурые, украшенные рыжеватой каймой, подбородок и горло — черные, а вот голова серая. Воробей — проворная птица, не боясь прыгает возле ног человека, клюет из собачьей миски, подбирает крошки, семечки, зернышки. Он везде хорошо приспосабливается к привычкам человека. Поют воробьи «чик-чирик».

Трудовая деятельность

Сбор урожая свеклы.

Цели:

—        приучать к труду;

—        побуждать оказывать помощь взрослым.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: учить ходьбе по наклонной доске.    

Сентябрь

Прогулка 1.6.

Наблюдение за березой

Цели:

—        продолжать знакомить с характерными особенностями березы,

по которым ее можно выделить среди других деревьев;

—        воспитывать желание любоваться красотой дерева.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Стоит Алена — платок зеленый,

Тонкий стан, зеленый сарафан.

(Береза.)

•        О каком дереве говорится в загадке?

•        Какой высоты береза?

•        Где ствол у березы широкий, а где — узкий?

•        Ветки у березы толстые или тонкие?

•        А листья можно достать?

•        Какого цвета ствол березы?

•        Какой ствол у березы?

•        Как можно сказать про березку?

•        Какого цвета листья у березы?

Предложить детям полюбоваться красотой березы. Можно ее обнять, погладить и сказать: «Расти, милая березонька, радуй добрых людей».

Трудовая деятельность

Сбор урожая овощей.

 Цели:

—        приучать коллективно трудиться на участке;

—        формировать навыки коллективного труда.

Индивидуальная работа

«Самый быстрый».

Цель: упражнять в беге, выполняя задания на совершенствование умения ориентироваться в пространстве (меняя на бегу направления), в прыжках (подскок на двух ногах).

Сентябрь

Прогулка 1.7

Наблюдение за собакой

Цели:

—        формировать представление о внешнем виде собаки;

—        воспитывать потребность заботиться о домашнем животном.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек.

Две медали на груди,

Лучше в дом не заходи.

(Собака.)

•        Как выглядит собака?

•        Где она живет?

•        Чем питается?

•        Кто ухаживает за собакой?

Собака — преданный друг человека. Пес Шарик большой, шуба густая, теплая, коричневого цвета. Голова у Шарика большая, мордочка вытянутая, на голове висячие уши белого цвета; красивый хвост колечком, когда радуется, виляет хвостом. У него четыре лапы с когтями, покрытые шерстью, чтобы зимой не замерзали.

Трудовая деятельность

Сбор шишек и листьев.

Цель: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений.

Индивидуальная работа

Ходьба по короткой и длинной дорожке.

Цель: закреплять представления о длине.

Сентябрь

Прогулка 1.8

Наблюдение за собаками

Цели:

-  расширять представления о породах собак;

— воспитывать заботливое отношение к животным.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

•        Какие породы собак вы знаете?

•        Какую пользу они оказывают людям?

Каких только собак не бывает: служебные, охотничьи, декоративные. И все они верно служат человеку. Овчарки помогают пограничникам охранять границу, стерегут отары овец. Лайки помогают охотникам выслеживать зверя в лесу. Декоративных собак — пуделей, болонок и др. держат дома, потому что они красивы и умны.

Это — пес сторожевой,

Он может лаять как живой.

Но он не лает потому,

Что мы понравились ему.

Трудовая деятельность

Расчистка дорожек от листьев.

Цель: прививать любовь к труду в коллективе.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: закреплять навыки метания предметов на дальность.

Сентябрь

Прогулка 1.9

Наблюдение за пожарной машиной

Цели:

—        расширять знания о роли машин и их механизмах;

—        воспитывать любознательность.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

•        Почему весь транспорт пропускает вперед машины с сиренами''

•        Почему у автомобиля спереди и сзади имеются мигалки?

•        Для чего пожарной машине длинная раздвигающаяся лестница?

•        Почему пожарные работают в касках?

Машины с сиренами спешат на помощь людям. Мигалки предупреждают о том, что машина поворачивает направо или налево. Раздвигающаяся лестница нужна для тушения пожара в многоэтажном доме. Каски защищают голову от падающих предметов.

Трудовая деятельность

Сбор мусора на территории.

Цели:

—        приучать к чистоте и порядку;

—        вызывать желание трудиться в коллективе.

Индивидуальная работа

Ходьба на носках.

Цель: закреплять умение ходить с согласованным движением рук и ног.

        

Сентябрь

Прогулка  1.10

 Наблюдение за воробьем

Цели: - продолжать закреплять и систематизировать знания о воробье; обогащать словарный запас художественным словом о воробье;  активизировать внимание и память.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.

Угадайте, что за птица        

Скачет по дорожке,

Словно кошки не боится —  

Собирает крошки,

А потом на ветку — прыг  

И чирикнет «чик-чирик»!

(Воробей.)

Чик-чирик —  

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!    

Кто это?

 (Воробей.)

Маленький мальчишка    

В сером армячишке

По дворам шныряет,        

Крохи собирает,

По полям кочует —

Коноплю ворует!

(Воробей.)

Какие изменения произошли в жизни воробья с приходом весны?

•        Где любят жить воробьи — в лесу или по соседству с людьми?  Почему?

•        Кого боятся воробьи?   Чем они питаются?

•        Какого они размера?

•        Как люди должны заботиться о птицах?

Трудовая деятельность:  

Подметание дорожек.

Цель: воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым.

Индивидуальная работа:  

Развитие движений.

Цель: совершенствовать навыки катания обруча в произвольном направлении.

Сентябрь

Прогулка  1.11

Наблюдение за березой

Цели:

—        продолжать знакомить с характерными особенностями березы, выделяя признаки живого;

—        воспитывать бережное отношение к дереву.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку.

Стоят столбы белые,

На них шапки зеленые,

Летом мохнатые,

Осенью желтоватые.

(Береза.)

Дети подходят к березе, здороваются, любуются красотой осеннего дерева. Воспитатель задает детям вопросы.

•        Какие изменения произошли с деревом?

•        Что произошло с листьями березы?

•        Какого они цвета?

• Много или мало листьев на березе?

• Когда дует ветер, что происходит с листьями?

Предложить детям собрать букет из опавших листьев. Еще раз отметить, какого цвета листья. Какие признаки того, что береза живая, можно назвать?

Трудовая деятельность

Сгребание опавших листьев граблями.

Цель: приучать доводить начатое дело до конца.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: добиваться улучшения техники ходьбы: четкого и широкого шага, хорошей осанки, естественной работы рук.

Сентябрь

Прогулка  1.12

Наблюдение за листопадом

Цели:

— знакомить с многообразием красок золотой осени, понятием «листопад»;

   — воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения

Воспитатель предлагает детям отгадать, о каком времени года идет речь в стихах.

Вдруг похолодало, вдруг загрохотало,

 Полетели листики, листики, листики.

Поля опустели и ливни рекою,

А это, скажите мне, время какое?

 (Осень.)

Золотые тихие рощи и сады,

Нивы урожайные, спелые плоды.

И не видно радуги, и не слышен гром,

Спать ложится солнышко

Раньше с каждым днем. (Осень.)

Воспитатель рассказывает детям о приметах. В сентябре лес реже и птичий голос тише, синица просит осень в гости, и лист на дереве не держится.

Воспитатель задает детям вопросы.

•        Почему осень называют золотой?

•        Какое явление называют листопадом?

•        Как вы думаете, что будет сниться осенним листьям?

Трудовая деятельность

Уборка мусора на огороде.

Цель: закреплять навыки работы на огороде.

Индивидуальная работа

Прыжки на месте на одной ноге.

Цель: развивать ловкость.

Сентябрь

Прогулка  1.13

Наблюдение за автомобилями

Цели:

—        учить различать автомобили по их назначению;

—        формировать интерес к профессии водителя, стремление освоить его трудовые действия.

Ход наблюдения

Воспитатель предлагает понаблюдать за автомобилями, движущимися по улицам города. Рассмотреть их внешний вид, ответить на вопросы.

•        Какие виды транспорта вы знаете? (Наземный, подземный, водный, воздушный.)

•        Какие функции выполняет та или иная машина?

Их видно повсюду, их видно из окон,

По улице движутся длинным потоком.

Они перевозят различные грузы —

Кирпич и железо, зерно и арбузы.

За эту работу мы их полюбили,

Они называются... (автомобили).

Трудовая деятельность

Сбор и вынос в определенное место сухих листьев, подметание дорожек.

 Цели:

—        приучать к чистоте и порядку;

—        закреплять умение трудиться в коллективе.

Индивидуальная работа

Прыжки с места на двух ногах — энергично отталкиваться и правильно приземляться.

 Цель: развивать ловкость.

        

Сентябрь

Прогулка  1.14

Наблюдение за состоянием погоды

Цель: учить определять время года по характерным признакам.  

Ход наблюдения

Предложить детям посмотреть, есть ли на небе солнышко или тучи. Спросить, что сделали тучи (закрыли солнце), отметить, какое небо (хмурое), какая погода (хмурая).

Дуют ветры, ветры буйные,

Ходят тучи, тучи темные.

Обратить внимание детей на верхушки деревьев (раскачиваются), дует ветер, раскачивает деревья. У деревьев расцвеченная листва.

Если на деревьях листья пожелтели,

 Если в край далекий птицы полетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время осенью зовется.

Трудовая деятельность

Поливание песка для игры.

Цели:

—        приучать соблюдать чистоту и порядок на участке, побуждать

оказывать помощь взрослым;

—        закреплять знания, что сухой песок рассыпается, а если его полить, то становится влажным и из него можно лепить пирожки для кукол.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Сентябрь

Прогулка 1.15

Наблюдение за автобусом

Цели:

—        учить различать транспорт по внешнему виду;

—        называть основные части автомобиля;

—        закреплять навыки поведения в автобусе.

Ход наблюдения

На улице нашей

Машины, машины.

Машины-малютки,

Машины большие.

Спешат грузовые,

Фырчат легковые,

Торопятся, мчатся,

Как будто живые.

У каждой машины

Дела и заботы,

Машины выходят

С утра на работу.

Автобус — пассажирский транспорт, на нем перевозят людей. Впереди сидит водитель, а в салоне пассажиры. Пассажиры ожидают автобус на остановке. Когда автобус подъезжает, они входят и занимают места. Во время движения нельзя вставать, бегать по салону, трогать руками дверь. Нужно ждать, пока водитель откроет дверь.

Трудовая деятельность

Подметание дорожки, ведущей к участку.

Цель: учить правильно пользоваться веничками.

Сентябрь

Прогулка 1.16

Наблюдение за осенним лесом

Цели:

—        расширять представление о лесе;

—        учить любоваться красотой родной природы.

Ход наблюдения

Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре, весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи: ты же видишь — мы свои.

По дороге в лес остановить детей в таком месте, где лес виден издали и хорошо просматривается. Полюбоваться разноцветным лесом, обратить внимание детей на красоту пейзажа. Уточнить, какой цвет характерен для осенних деревьев.

Трудовая деятельность

Уборка участка леса, где дети будут играть.

Цель: приучать соблюдать чистоту и порядок в лесу.

Сентябрь

         

Прогулка 1.17

Наблюдение за птицами во время кормления

Цели:

—        прививать желание заботиться о птицах;

—        формировать знания о повадках птиц;

—        воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения

Перед прогулкой оставить корм для птиц на участке. Подвести детей к кормушке для птиц. Понаблюдать, какие птицы первыми прилетели к кормушке (быстрые, юркие, смелые).

Маленький мальчишка, в сером армячишке,

По двору гуляет, крошки подбирает.

Воспитатель задает детям вопросы, предлагает отгадать загадку.

•        Чем птицы собирают зерна? (Клювом, он у них острый; птицы клюют и перелетают на новое место.)

•        Как птицы кричат? Как прыгают?

Чик-чирик к зернышкам — прыг.

Клюй — не робей!

Кто  же это?

                          (Воробей.)

Трудовая деятельность

Кормление птиц.

 Цели:

—        побуждать к самостоятельному выполнению  элементарных поручений (кормление птиц, уборка участка);

—        воспитывать желание ухаживать за животными.

Сентябрь

Прогулка 1.18

Рассматривание клумбы

Цели:

—        продолжать учить различать и называть два цветущих растения по цвету, размеру, обращать внимание на их окраску;

—        воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения

На прогулке подвести детей к клумбе, где растут ромашки, бархатцы. Познакомить детей с растениями, рассказать о них.

Бархатцы (тагетес) бывают низкорослыми и высокими, разных золотисто-оранжевых оттенков. Цветки мелкие и крупные, листья рассеченные, пестрые, с резким запахом. Растут быстро, цветут до морозов. Ромашка — высокое изящное растение с мелкими белыми цветочками. Цветет очень долго, до глубокой осени. Хорошо растет на солнечных участках.

Трудовая деятельность

Выкапывание бархатцев и пересадка их в ящики для дальнейших наблюдений в уголке природы.

Цель: воспитывать желание участвовать в уходе за растениями.

        

Сентябрь

Прогулка 1.19

Наблюдение за облаками

Цели:

—        познакомить с различными природными явлениями;

—      показать разнообразие состояния воды в окружающей среде;

—        формировать творческое отношение к делу.

Ход наблюдения

Я сегодня видел сам:

Слон гулял по небесам!

Фиолетовою тушей,

Не в тропических лесах,

А у нас, над нашей сушей

Слон слонялся в небесах.

В синеве он важно плыл

Даже солнце заслонил.

Предложить детям понаблюдать за облаками, рассказать, что облака состоят из капелек воды. Предложить каждому ребенку выбрать наиболее понравившееся облако и проследить, куда оно плывет, быстро двигается или медленно. Пусть каждый ребенок даст своему облаку имя.

Трудовая деятельность

Сбор опавших листьев и другого мусора на участке.

Цель: приучать соблюдать порядок на участке детского сада.

Сентябрь

Прогулка 1.20

Наблюдение за проезжей частью дороги

Цели:

—        познакомить с проезжей частью дороги — шоссе;

—        дать представление о правилах дорожного движения.

Ход наблюдения

Пройти к проезжей части дороги и понаблюдать за движением транспорта. Объяснить, что детский сад находится рядом с дорогой. Это — шоссе.

Как река, проспект широк,

Здесь плывет машин поток.

Спросить, какие машины двигаются по шоссе? Пусть дети назовут знакомые автомобили. Обратить внимание на то, что по шоссе двигаются много легковых и грузовых машин, и никто не мешает друг другу. Это потому, что водители соблюдают правила дорожного движения.

Трудовая деятельность

Сгребание сухих листьев в определенное место.

Цель: учить правильно пользоваться граблями, наполнять ведра до определенной мерки.

Сентябрь

Прогулка 1.21

 Наблюдение за дождем

Цель: познакомить с природным явлением — дождем.

Ход наблюдения

В дождливую погоду предложить детям понаблюдать из окна, как капли дождя падают на землю. Ранее воспитатель выносит емкость для накапливания дождевой воды. Капли стучат по стеклу. Послушать вместе с детьми шум дождя (есть дождик веселый, а есть грустный), определить, какой дождь.

Сколько знаю я дождей? —

 Сосчитайте поскорей.

Дождик с ветром,

Дождь грибной,

 Дождик с радугой-дугой.

Дождик с солнцем,

Дождик с градом,

Дождик с рыжим листопадом.

Трудовая деятельность

Поливка дождевой водой растений в группе.

Цель: воспитывать желание участвовать в уходе за комнатными растениями.

Сентябрь

Прогулка  1.22

Знакомство с пешеходной дорожкой — тротуаром

Цели:

—        закреплять знания о правилах поведения на улице;

—        воспитывать внимание и навыки ориентировки в пространстве.

Ход наблюдения

Пригласить детей на прогулку вокруг детского сада. Объяснить им, что с этой минуты они становятся пешеходами и должны строго соблюдать правила дорожного движения: двигаться только по пешеходной дорожке (тротуару), не спешить, быть внимательными, крепко держать друг друга за руку, не кричать, внимательно слушать воспитателя.

На улице будьте внимательны, дети!

 Твердо запомните правила эти!

Правила эти помни всегда,

Чтобы с тобой не случилась беда.

Трудовая деятельность

Предложить детям сгребать сухие листья в определенное место, наполнять ими ведерки и уносить в контейнер.

Цель: учить правильно пользоваться граблями, наполнять ведерки до определенной мерки.

        

Октябрь

Прогулка   2.1

Наблюдение за березой

Цели: - продолжать знакомить с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные с временем года;  

- воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту  природы.

Ход наблюдения

Воспитатель подводит детей к березе для беседы.

•        Какое это дерево?

•        Покажите ствол березы.

•        Какой он — толстый или тонкий?

•        Покажите ветки. Какие они — толстые или тонкие? Какого цвета?

Погладьте ствол березы.

•        Какой он у нее? (Гладкий, шелковистый.)

•        Какой по цвету? (Уточнить, что только у березы такой черно-белый ствол.)

•        Какие изменения произошли с березой?

•        Куда подевались листочки с дерева? Их много или мало?

•        Где лежат листочки?

•        Кто их срывает?

Предложить поднять листья, отметить, что на земле они уже завяли.

•        Какое время года?

•        Что происходит с деревом осенью? (Оно засыпает, готовится к зиме.)

Трудовая деятельность

Уборка территории.

Цель: приучать работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями.

Индивидуальная работа: 

 «С кочки на кочку».

Цель: упражнять в прыжках на двух ногах.

«Перейди речку».

Цель: упражнять в ходьбе по бревну прямо и боком.

Октябрь

Прогулка 2.2

Наблюдение за погодой

Цели:

—        обращать внимание на то, как изменилась природа;

—        учить сравнивать природные изменения;

—        развивать наблюдательность.

Ход наблюдения

В октябре, в октябре

Частый дождик во дворе.

На лугах мертва трава,

Замолчал кузнечик.

Заготовлены дрова

На зиму для печек.

С. Маршак

Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.

Нахмурится, насупится, в слезы ударится —

 Ничего не останется.

(Туча.)

Блестит под солнцем после стужи

На асфальте сером... (лужа).

•        Какие произошли в природе изменения?

•        Какое стало небо?

•        Как часто светит солнце?

•        Идет ли дождь?

Трудовая деятельность

Уборка осенних листьев.

Цель: воспитывать желание трудиться.

Индивидуальная работа

«Догони меня».

Цель: учить бегать в нужном направлении.

Октябрь

        

Прогулка 2.3

Наблюдение за состоянием погоды

Цели:  формировать представление о природном явлении — тумане;  учить наблюдению за сезонными явлениями;  - подмечать особенности этого явления, делать выводы.

Ход наблюдения

Осенью над лесом и болотом

Туча пролетела самолетом.

Пролетела туча НИЗКО-НИЗКО,

Прыгнула с нее парашютистка.

А за ней сейчас же и другая,

И уже летит за стаей стая.

Туман — явление природы, причем самое обыкновенное, только неожиданное для всех. Стелется туман над самой землей. Кажется, будто низко-низко спустились облака и опутали землю белым густым покрывалом. А состоит туман из крохотных капелек воды. И в облаках, и на небе, и в туманах над землей эти капельки образовались из прозрачного водяного пара. Попадает он в поток холодного воздуха и начинает сгущаться, превращаться в капельки воды. Если капельки образовались высоко в небе, они стали облаками, а если низко над землей, то туманом. Бывают они во все времена года.

Воспитатель задает детям вопросы.

•        Какое небо во время тумана?

•        Как вам дышится?

•        Какой воздух — влажный или сухой?

•        Густой ли туман?

•        Почему вблизи туман реже, а вдали гуще?

Трудовая деятельность

Уборка мусора на участке.

Цель: воспитывать желание трудиться сообща.

Индивидуальная работа:  

«Изобрази настроение».

Цель: учить пластичными движениями передавать внутренние ощущения

Октябрь

Прогулка 2.4

Наблюдение за перелетными птицами

Цели:

—        расширять представления о перелетных птицах, об изменении жизни птиц осенью, когда наступают холода;

—        воспитывать любовь и заботу о птицах.

Ход наблюдения

Воды зашумели быстрого ручья,

Птицы улетают в теплые края.

Воспитатель задает детям вопросы.

•        Какие птицы улетают в теплые края?

•        Зачем они это делают?

Птицы собираются в стаи, летают низко над землей. Это значит, что скоро они улетят в теплые края. Первыми это сделают ласточки, так как с наступлением холодов исчезают насекомые, которых они ловят на лету. Последними улетают утки, гуси, журавли, поскольку водоемы начинают замерзать, и они не могут найти корм в воде.

Воспитатель предлагает детям закончить предложение:

•        Воробей маленький, а журавль ... (большой).

•        Утка серая, а лебедь ... (белый).

Трудовая деятельность

Сбор семян деревьев.

Цель: привлекать детей к сбору семян и закреплять название деревьев.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: закреплять умение в бросании мяча друг другу снизу.

Октябрь

        

Прогулка 2.5

Наблюдение за осенними работами на огороде

Цель: закреплять знания о сезонных изменениях в природе.

Ход наблюдения

Дуют ветры буйные,

Ходят тучи темные,

Не видать в них света белого,

Не видать в них солнца красного.

Воспитатель задает детям вопросы.

•        Как изменились погода, природа?

•        Что изменилось в огороде?

•        Когда наступают холода, как вы одеваетесь?

•        Как вы думаете, что будет с клубникой с наступлением холодов, замерзнет ли она?

Чтобы клубника не только не замерзла, но и не вымерзла, а летом порадовала нас спелыми ягодами, нужно засыпать клубнику опилками, а сверху накрыть грядку прозрачной пленкой.

Трудовая деятельность

Засыпка грядок опилками.

Цели:

—        учить работать парами;

—        воспитывать дружеские отношения.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: улучшать технику ходьбы, бега.

Октябрь

Прогулка 2.6

Наблюдение за воробьями

Цели:

—        расширять знания о внешнем виде и повадках воробья;

—        воспитывать внимание и наблюдательность.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

•        Чем все воробьи похожи друг на друга?

•        В чем их различие?

•        Чем питаются воробьи?

Одни воробьи побольше, другие — поменьше. Одни более светлой окраски, другие темнее, одни нахальные, смелые, другие осторожные.

Воробей по лужице

Прыгает и кружится,

Перышки взъерошены,

Хвостик распустил.

Трудовая деятельность

Предложить детям собрать песок в песочницу.

Цель: прививать любовь к труду в коллективе.

Индивидуальная работа

«Кто дальше бросит?».

Цель: закреплять умение метать предмет на дальность.

        

Октябрь

Прогулка 2.7

Наблюдение за рябиной

Цель: познакомить с рябиной, показать ее строение: ствол, ветви, листья, ягоды; рассмотреть ее яркий осенний наряд.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку.

Прилетает в гости к ней

Стайка алых снегирей,

По ветвям они снуют,

Красны ягодки клюют.

 (Рябина.)

У рябины листопад —

Под ветвями листьев клад.

Облетели листья,

Но остались кисти

Красные, яркие —

Снегирям подарки.

Рябина — высокое стройное дерево, она растет не только в лесах, но и в парках, и садах. Часто рябину сажают вдоль изгородей домов, чтобы радовала людей разными золотисто-красными листьями, надела ожерелье из алых ягод. В народе говорят: «В сентябре одна ягодка, да и та горькая рябина». Если рябины уродилось в лесу много, то осень будет дождливая, а зима — морозная. Ранней осенью рябиновые ягоды горьковато-кислые и жесткие.

Трудовая деятельность

Сбор крупного мусора на участке, подметание дорожек.

Цель: формировать умение трудиться подгруппой.

Индивидуальная работа

 «Брось дальше!», «Кто быстрее добежит до флажка?».

Цели:- учить выполнять упражнение с мячом;

—        развивать глазомер, быстроту бега.

Октябрь

Прогулка 2.8

Наблюдение за птицами

Цель: учить находить различие во внешнем виде разных птиц, обращая внимание на величину, способы передвижения.

Ход наблюдения

Среди белых голубей

Скачет шустрый воробей,

Воробушек — пташка,

Серая рубашка.

Откликайся, воробей

Вылетай-ка, не робей.

Воспитатель задает детям вопросы.

•        Какая птица больше — голубь или воробей?

•        Как передвигается воробей?

•        Как передвигается голубь?

•        Как кричат воробей, голубь?

Голуби ходят по земле, крыше, летают. Воробьи прыгают, как на пружинках, летают, сидят на деревьях.

Предложить детям попрыгать, как воробушки, и походить важно, покачивая головой, часто переступая ногами, как голуби. Покричать, как воробей «чик-чирик», как голубь «гуль-гуль-гуль».

Трудовая деятельность        

Сгребание в кучи сухих опавших листьев.

Цель: приучать работать в коллективе, оказывать помощь взрослым.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: формировать умение катать обручи друг другу.

Октябрь

        

Прогулка 2.9

Наблюдение за сорокой

Цели: —        формировать представления о внешнем виде сороки, ее характерных признаках, повадках;

—        воспитывать потребность заботиться о зимующих птицах.

Ход  наблюдения

Всюду я летаю,

Все на свете знаю.

Знаю каждый куст в лесу.

Может быть, меня за это

И зовут лесной газетой.

Воспитатель задает детям вопросы.

•        Как выглядит сорока?

•        Чем она питается?

•        Как стрекочет?

Сорока имеет много прозвищ: сорока-белобока, сорока-стрекотуха, сорока-воровка. «Белобока» — потому что по бокам перышки у сороки совсем белые. Голова и крылья черные. Хвост тоже черный, нос очень красивый, с зеленоватым отливом, длинный и прямой, как стрела. «Стрекотухой» сороку величают за то, что она, перелетая с места на место, громко стрекочет «га-га-га!». Громким тревожным стрекотанием сороки предупреждают местных обитателей об опасности. А «воровкой» ее прозвали за то, что она любит все яркое, блестящее.

Сороки питаются гусеницами, мошками, жучками и комарами. Помимо насекомых, сороки клюют ягоды и фрукты, семена растений. Осенью сороки собираются в небольшие стаи, летают по садам и паркам, угощаются ягодками рябины, боярышника и облепихи. От нас она не улетает зимой, а перебирается поближе к людям.

Трудовая деятельность:  

Сбор осенних листьев.

Цель: учить выполнять трудовые поручения с желанием.

Индивидуальная работа:

 Развитие движений.

Цель: учить сохранять равновесие, стоя на одной ноге, руки на поясе.

Октябрь

Прогулка  2.10

Наблюдение за солнцем

Цели:  —        вырабатывать представление о том, что когда светит солнце —  на улице тепло;

—        поддерживать радостное настроение.

Ход   наблюдения

В солнечный день предложить детям посмотреть в окно.

Смотрит солнышко в окошко,

Смотрит в нашу комнату.

Мы захлопаем в ладошки,

Очень рады солнышку.

Выйдя на участок, обратить внимание детей на теплую погоду. (Сегодня светит солнышко — тепло.)

Солнце огромное, раскаленное. Обогревает всю землю, посылая ей лучи. Вынести на улицу маленькое зеркало и сказать, что солнце послало свой лучик детям, чтобы они поиграли с ним. Навести луч на стену.

Солнечные зайчики играют на стене,

Помани их пальчиком — пусть бегут к тебе.

Вот он светленький кружок, вот, вот, левее, левее — убежал на потолок.

По команде «Ловите зайчика!» дети пытаются поймать его.

Трудовая деятельность:  Сбор камней на участке.

Цель: продолжать воспитывать желание участвовать в труде.

        

 Октябрь

Прогулка 2.11

Наблюдение за кошкой

Цели:

 -  расширять представление о домашнем животном — кошке;

—        воспитывать желание заботиться о животных.

Ход   наблюдения

Беседа на тему «Кто из животных живет с человеком дома?».

Острые ушки, на лапках — подушки!

Усы, как щетинки, дугою спинка.

Днем спит, на солнышке лежит.

Ночью бродит, на охоту ходит.

Молоко пьет, песенки поет.

Тихо в комнату войдет,

Замурлычет, запоет.

Что есть у кошки и как она ходит? Рассказы детей о кошке и котятах. Дополнить: кошка — домашнее животное, живет с человеком, залезает на колени, мурлычет. Человек ее любит, заботится о ней, разговаривает с ней, угощает молоком.

Трудовая деятельность

Заготовка травы для животных уголка природы.

Цель: воспитывать желание ухаживать за животными, правильно кормить их.

Октябрь

Прогулка 2.12

Наблюдение за транспортом

Цель: учить различать транспорт по внешнему виду.

Ход наблюдения

Машина, машина, машина моя,

 Работаю ловко педалями я.

Машину веду у всех на виду,

Катаюсь на ней во дворе и в саду.

Понаблюдать с детьми за движением легкового автомобиля. Объяснить, что машину ведет водитель, он сидит впереди, а все остальные являются пассажирами. Разговаривать во время движения с водителем нельзя, чтобы автомобиль не столкнулся с другими автомобилями.

Трудовая деятельность

Уборка территории.

Цель: учить правильно пользоваться веничками.

Октябрь

         

Прогулка 2.13

Рассматривание осеннего дерева

Цель: формировать знания об основных частях дерева, их высоте и толщине.

Ход наблюдения

Поспевает брусника, стали дни холоднее,

И от птичьего крика в сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают прочь, за синее море,

Все деревья блистают в разноцветном уборе.

Подвести детей к дереву, вспомнить его основные части. Дать детям наглядное представление, что деревья бывают разной толщины и высоты. Напомнить, что на ветвях растут листья, но с наступлением осени они опадают. Предложить погладить ствол дерева. Обратить внимание, что дерево высокое, и чтобы его рассмотреть, надо поднять голову. Предложить найти низкое дерево. Рассмотреть ствол молодого и старого дерева, сравнить. Предложить побегать по опавшим листьям деревьев.

Трудовая деятельность

Вместе с детьми обрезать сломанные веточки у деревьев. Взрыхлить землю граблями, подсыпав ее к корням деревьев, объяснить для чего это делается.

Цели:

—        воспитывать желание участвовать в уходе за растениями;

—        прививать бережное отношение к природе.

Октябрь

Прогулка 2.14

Наблюдение за птицами

Цели:

—        расширять представление о птицах;

—        формировать знания о том, какие птицы чаще всего прилетают к кормушке, чем их надо подкармливать;

—        воспитывать доброе отношение к пернатым.

Ход   наблюдения

Обратить внимание детей на нахохлившихся ворон, прыгающих воробьев. Рассказать, что птицы прилетают ближе к людям, надеясь, что они их накормят.

Скачет, скачет воробей,

Кличет маленьких детей:

«Киньте крошек воробью,

Я вам песенку спою:

«Чик-чирик!»

Объяснить детям, что о птицах надо заботиться, кормить их хлебными крошками, пшеном. Вместе с детьми повесить кормушку для птиц. Пройти вокруг детского сада и посмотреть, где повесили дети кормушки.

Трудовая деятельность

Насыпание корма для птиц, расчистка дорожки к кормушке.

Цель: воспитывать желание ухаживать за животными, правильно их кормить.

Октябрь

         

Прогулка 2.15

Наблюдение за грузовым транспортом

Цель: учить различать по внешнему виду грузовой транспорт.

Ход наблюдения

Не летает, не жужжит —

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька.

Познакомить детей с машиной, на которой привозят продукты. Назвать ее основные части. (Кабина, кузов, руль, колесо, окна, кран). Понаблюдать, как разгружают продукты из машины, объяснить, что продукты — это груз для нее. Рассказать, какую важную работу выполняет эта машина.

Трудовая деятельность

Подметание дорожки, ведущей к участку.

Цель: учить правильно, пользоваться веничками.

Октябрь

Прогулка 2.16

Наблюдение за растительным миром

Цели:

—        формировать представление об особенностях ели, по которым ее можно выделить среди других деревьев;

—        воспитывать бережное отношение к природе.

Ход   наблюдения

На участке воспитатель предлагает детям найти дерево, послушав стихотворение.

Ее всегда в лесу найдешь —

Пойдешь гулять и встретишь.

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.

Подвести детей к ели. Обратить их внимание на характерные особенности. (Вместо листьев иголки, всегда зеленая, ветви внизу длинные, вверху короткие.) Предложить пройти по всей территории детского сада и найти ели. Объяснить, чем выше ель, тем она старше.

Трудовая деятельность

Вместе с детьми обрезать сломанные веточки у деревьев. Взрыхлить землю граблями, подсыпав ее к корням деревьев, объяснить, для чего это делается.

Цели:

—        воспитывать желание участвовать в уходе за растениями;

—        прививать бережное отношение к природе.

Октябрь

Прогулка 2.17

Наблюдение за работой дворника

Цели:

—        воспитывать уважение к труду людей;

—        учить приходить на помощь окружающим.

Ход   наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку.

Скручена, связана,

На кол навязана

И по дому пляшет.

                            (Метла.)

Предоставить детям возможность самостоятельно поиграть на участке, обратить внимание на работу дворника: «Посмотрите, как он старается, подметает дорожки, чтобы вам было, где играть». Уточнить, что дворник выполняет свою работу хорошо, ловко действуя метлой и лопатой. Подвести детей к дворнику, который объяснит, что нельзя ломать деревья, бросать мусор на землю, участок нужно содержать в чистоте. Подсказать детям, что нужно поблагодарить дворника за работу, но не только словами, но и делами. Предложить детям собрать мусор на участке.

Трудовая деятельность

Подметание веничками дорожек на участке.

Цель: учить правильно пользоваться веничками, доводить начатое дело до конца.

Октябрь

         

Прогулка  2.18

Наблюдение за собакой

Цели:

—        расширять представление о домашнем животном — собаке, ее внешнем виде, поведении;

—        воспитывать любовь к животным.

Ход наблюдения

Рассказать детям: рядом с домом стоит маленький домик — будка, в которой живет зверь. Этот зверь грозно рычит, громко лает, у него острые зубы, он грызет кости. Кто этот зверь?

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек,

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи!

Дети вместе с воспитателем рассматривают собаку. Собака — домашнее животное, она любит своих хозяев, охраняет жилище, лаем предупреждает, что пришли чужие люди. Радуется, когда приходит хозяин. Хозяин тоже любит собаку, заботится о ней, строит для нее дом, кормит днем и вечером.

Трудовая деятельность:  

Кормление птиц.

Цель: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений.

Октябрь

Прогулка  2.19

Наблюдение за работой шофера

Цели:

—        знакомить с работой шофера;

—        воспитывать положительное отношение к труду взрослых.

Ход наблюдения

При выходе на прогулку обратить внимание детей на продуктовую машину, предложить всем подойти к ней поближе. Познакомить детей с шофером и попросить рассказать, что он возит в машине  и как управляет ей. После рассказа обойти машину, рассмотреть кузов, кабину.

А в кузове — важные,

Срочные грузы:        

Цемент и железо,

Изюм и арбузы.

Работа шофера

Трудна и сложна,

Но как она людям

Повсюду нужна.

Трудовая деятельность

Подметание веничками дорожек на участке.

Цель: учить правильно пользоваться веничками, доводить начатое до конца.

Октябрь

         

Прогулка  2.20

Наблюдение за растительным миром

Цели:

—        знакомить со строением дерева;

—        воспитывать бережное отношение к природе.

Ход   наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку.

Что же это за девица?

Ни швея, ни мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ель.)

Рассказать о строении ели: ствол, покрыт коричневой корой, много веток, которые постепенно увеличиваются книзу. Все веточки покрыты жесткими, колючими иголками и коричневыми шишками. Предложить детям погладить ствол, прижаться к нему щекой, потрогать иголки, чтобы они получили не только зрительное, но и тактильное представление.

Колкую, зеленую срубили топором,

Колкая, зеленая к нам приходит в дом.

Трудовая деятельность

Сбор опавших листьев вокруг деревьев, уход за поломанными ветками.

Цели:

  • побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений;

      —         воспитывать желание ухаживать за растениями;

      —         учить бережному отношению к природе.

Ноябрь

Прогулка  3.1

Наблюдение за погодой

Цели:

—        продолжать формировать представления о сезонных изменениях;

—        развивать наблюдательность, учить анализировать, делать выводы.

Ход наблюдения

Серый день короче ночи,

Холодна в реке вода.        

Частый дождик землю точит,

Свищет ветер в проводах.

Опадают листья в лужи,

Хлеб убрали в закрома.

До прихода зимней стужи

Утепляются дома.

Ноябрь — последний месяц осени. Листва с деревьев облетела, травы побурели, поникли, небо почти все время затянуто свинцовыми облаками. Часто идут холодные долгие дожди со снегом.

В конце ноября по ночам уже морозно, а темное небо напоминает звездный шар. Звонко хрустит молодой лед на лужах, промерзает земля, звенят на ветру ветви деревьев. Играет ноябрь на ледяных струнах. Это пора называется «предзимье».

Трудовая деятельность

Подвешивание кормушек для птиц.

Цель: воспитывать желание заботиться о птицах.

        

Прогулка 3.2

Наблюдение за птицами

Цель: уточнить представление о наличии лап у птиц и их функции.

Ход наблюдения

Птичка, птичка, вот тебе водичка,

Вот тебе крошки на моей ладошке.

Воспитатель задает детям вопросы.

•        Сколько лап у птиц?

•        Чем они отличаются от лап животных?

•        Для чего нужны птицам лапы?

•        Чем заканчиваются лапы у птиц?

•        Сколько пальцев на их лапах?

Я знаю, сколько лап у кошки, собаки. А сколько лап у птиц? (Две.) С помощью лап птицы прыгают, ходят, сидят, добывают корм. Разные птицы передвигаются по-разному: вороны и голуби ходят, воробьи и синички скачут. Вы заметили, что у птиц четыре пальца впереди, а один — сбоку, на концах пальцев — когти (длинные, крючком). Когда птицы сидят на ветках деревьев, они цепляются за них когтями. Когда ищут семечки, ягодки, травинки, птички коготками разгребают землю или придерживают травинки, а клювом клюют.

Трудовая деятельность

Уборка участка от мелких камешков и сухих веточек.

Цель: побуждать работать в коллективе.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: закреплять навыки в прыжках через два предмета.

Прогулка 3.3

Наблюдение за рябиной

Цель: закреплять знания о том, какую пользу приносит рябина зверям и птицам в холодное время года.

Ход наблюдения

Вот и прихватило ягоды рябины первым морозцем, они стали вкусными и мягкими. Любят рябину звери и птицы. Медведь, если найдет ее в лесу, увешанную гроздьями ягод, ловко наклонит гибкое дерево и с удовольствием полакомится ее плодами; нравятся ягоды рябины и лесным великанам — лосям. Они дотягиваются до самой верхушки дерева, с аппетитом поедают плоды и ветки. Упавшие на землю ягоды подбирают мыши-полевки, ежики, бурундуки и белочки. В предзимние ноябрьские дни прилетают стайки снегирей и свиристелей. Они облепляют рябину и склевывают ее сочные сладкие ягоды. Клюют птицы быстро, роняя очень много ягод на землю, затем улетают дальше. Рябина спасает от голода многих птиц.

Уже клич отзвенел журавлиный,

Давно уж осыпался сад,

А яркие гроздья рябины

Все также, свисая, горят.

Трудовая деятельность

Сбор камешков на участке.

Цель: формировать умение замечать чистоту на участке.

Индивидуальная работа

«Попади в корзину».

Цель: развивать меткость, глазомер.

Прогулка 3.4

Наблюдение за трудом шофера

Цели:

—        продолжать формировать представление детей о труде шофера;

—        воспитывать интерес и уважение к труду взрослых.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

•        Какие это машины?

•        Как вы догадались?

•        Что есть у машины? (Фары, колеса, кабина, кузов.)

•        Для чего нужны фары?

Трудовая деятельность

Сбор камешков на участке.

Цель: формировать умение выполнять коллективные поручения, договариваться с помощью воспитателя о распределении работы.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: способствовать развитию двигательных навыков.

Прогулка 3.5

Наблюдение за елью

Цели:

—        закреплять умения детей отыскивать знакомые деревья по  одному-двум признакам;

—        знакомить с особенностями ели, по которым ее легко выделить среди других деревьев.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку.

Что же это за девица?

Ни швея, ни мастерица.

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

 (Ель.)

Ель похожа на пирамидку, веточки ее короткие вверху, книзу длинные, покрыты короткими зелеными иголками. Она зеленая зимой и летом. А еще елочка пахнет.

Трудовая деятельность

Сбор мелкого мусора (веточки, камешки) в ведерки.

Цель: формировать умение работать сообща.

Индивидуальная работа

«Чье звено скорее соберется?», «Доползи до флажка».

Цель: упражнять в умении строиться в круг, ползать на четвереньках.

Прогулка 3.6

Наблюдение за трудом почтальона

Цели:

—        закреплять конкретные представления о сезонных изменени¬ях в природе;

—        формировать представления о труде почтальона;

—        воспитывать интерес и уважение к работе взрослых.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Ходит человек везде

 С толстой сумкой на ремне.

 (Почтальон.)

•        Для чего нужна такая профессия?

•        Какая у него сумка?

•        Что в ней лежит?

Трудовая деятельность

Сбор мусора на участке в определенное место.

Цели: - научить работать сообща, добиваться выполнения дела общими усилиями;

—        воспитывать чувство взаимопомощи.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: создавать эмоциональный настрой от прогулки.

Прогулка 3.7

Наблюдение за трудом дворника

Цели:

—        продолжать наблюдение за работой дворника;

—        способствовать развитию речи за счет обогащения словарного запаса;

—        воспитывать интерес и уважение к работе дворника;

—        прививать любовь к природе, бережное и заботливое отношение к окружающей среде.

Ход наблюдения

Сентябрь засыпал все тропинки

Листвою желтой, как всегда.

И тоненькие паутинки

Развесил, словно провода.

Воспитатель задает детям вопросы.

•        Какое время года на улице?

•        По каким признакам вы это определили?

Посмотрите, как много листьев на дорожках и полянах. А кто убирает эти листья? Чем работает дворник? Кому нужна его работа?

Трудовая деятельность

Сбор мусора с участка в определенное место.

 Цели: формировать умение собирать мусор в определенное место;

—        воспитывать желание помочь взрослым;

—        в индивидуальном порядке рассмотреть орудия труда дворника.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: совершенствовать ориентацию в пространстве и времен; чувство равновесия, ритмичность, глазомер        

Прогулка 3.8

 Наблюдение за сорокой

Цель: обогащать знания о жизни птиц ранней осенью.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на ее вопросы

Бела, как снег,

Черна, как жук,

Вертится, как бес,

Повернулась — и в лес.

(Сорока.)

•        Почему птицы, такие как сороки, вороны, не прилетают к кормушке?

•        Чем они сейчас питаются?

•        Нужна ли наша помощь птицам в эту пору осени?

•        Посмотрите на эту картинку. На ней нарисована сорока?

•        Опишите ее внешний вид.

•        Чем покрыты туловище и голова сороки?

•        Что помогает сороке перелетать с места на место?

•        Сколько у нее лапок?

•        Чем она питается в лесу?

•        А почему про сороку говорят, что она постоянно трещит?

Трудовая деятельность

Сбор мусора с участка в определенное место.

Цель: учить детей работать граблями и метлой, видеть результат своего труда.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: учить бегать по кругу и останавливаться на сигнал.

Прогулка 3.9

Наблюдение за сорокой

Цель: расширять представление о птицах, прилетающих на участок детского сада.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку.

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

(Сорока.)

Обратить внимание, как выглядит сорока. У нее на голове глаза, клюв — острый и длинный. Ответить на вопросы.

•        Какое сейчас время года?

•        Какие птицы прилетают на участок детского сада?

•        Какого цвета оперенье на голове? Какого цвета грудка и спинка? А какого цвета крылья и хвост?

Ребята! Давайте мы не будем близко к ним подходить, они очень пугливы, могут испугаться и улететь. Посмотрите, как они передвигаются по земле. Как вы думаете, что они ищут? Какие особенности вы еще заметили? Покажите, как они машут крыльями в воздухе, когда летят.

Трудовая деятельность

Коллективный труд по сбору опавших листьев.

Цель: учить работать сообща, доводить начатое дело до конца.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: закреплять умение прыгать с одного круга в другой.

Прогулка  3.10

Наблюдение за рябиной

Цели:

—        познакомить с характерными особенностями рябины, по которым ее можно выделить среди других деревьев;

—        воспитывать желание любоваться красотой дерева.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Весной зеленела,

Летом загорела,

Осенью надела

Красные кораллы.

(Рябина.)

•        Какие части рябины вы знаете? Покажите их и назовите.

•        Какой формы листья?

•        Какого они цвета?

•        Как растут на ветке?

•        Ягоды нужны только для красоты или еще для чего-то?

•        Каковы они на вкус?

•        Какого они цвета и формы?

Трудовая деятельность

Сбор листьев на участке.

Цель: продолжать учить выполнять совместные действия по уборке участка от листьев.

Индивидуальная работа

Ходьба приставным шагом.

Цель: улучшать технику ходьбы приставным шагом.

Прогулка  3.11

Наблюдение за сорокой

Цели:  —        обогащать представление о мире природы, привлекать к активным мыслительным операциям;  

—        систематизировать вновь приобретенные знания и закреплять ранее полученные.

Ход наблюдения

Сороки — удивительные птицы, очень любопытные и интереснее. Они снова прилетели в птичью столовую. Как вы думаете, почему они часто сюда наведываются? Потому что стало прохладно, листья  пожелтели и увяли, земля покрылась тонким слоем снега, не стало ни мошек, ни червячков, а мы взяли с вами на себя ответственность подкармливать птиц. Давайте насыплем в птичьей столовой зернышки, семечки, крошки хлеба. А конфетками мы их угощать будем? Ну а теперь давайте встанем подальше на дорожке и понаблюдаем. Чем они клюют? Какой корм предпочитают? А почему они не клюют конфеты? В то же время эти птицы очень любопытные. Они любят все блестящее, сверкающее. Если им попадется блестящая заколка или брошь, они могут в клюве унести эту вещь к себе в гнездо, а потом уже, не торопясь, обследовать ее. Вот какие это удивительные птицы.

Опишите внешний вид сороки. Какие у нее крылья, хвост, оперенье? Какие лапки и сколько их?

Трудовая деятельность

Поручить одной подгруппе детей, расчистить дорожки от снега и листьев, а второй — собрать мусор на участке.

Цель: воспитывать желание трудиться.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: закреплять умение прыгать на двух ногах из одного круга в другой.

Прогулка   3.12

Наблюдение за осенним дождем

Цели: - продолжать формировать представления о сезонных изменениях в природе (небо затянуто облаками, стало пасмурно, пошел мелкий осенний дождь);

—        воспитывать эстетическое чувство восприятия природы.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку.

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий.

В тучах прячется во мгле,

Только ноги на земле.

(Дождь.)

Осенние дожди совсем не похожи на летние. Дождь осенний -моросящий. Как начнет падать маленькими капельками на землю, так и будет идти день, два, три... Нередко не переставая. И тогда становится очень скучно. Под ногами слякоть, небо свинцовое, и моросит холодный, нудный дождь. Хорошо, что осень в конце концов пройдет и настанет зима. Люди в дождь ходят в плащах и сапогах. Бр!.. Слякотно! Даже птицы и те спрятались, не хотят промочить свои перышки

Воспитатель задает детям вопросы.

•        Когда идет дождь моросящий, затяжной?

•        Какое настроение он вызывает?

•        Как природа реагирует на дождь?

•        Что такое лужи?

•        Как выглядят облака и небо?

Трудовая деятельность

Сбор опавших листьев на участке.

Цель: воспитывать трудолюбие, желание трудиться.

Индивидуальная работа

«Смелые ребята».

Цель: упражнять в быстром беге, развивать ловкость.

Прогулка  3.13

Наблюдение за осенними листьями

Цель: показать многообразие красок золотой осени.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадки.

Все мрачней лицо природы:

Почернели огороды,

Оголяются леса.

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился?

(Октябрь.)

Сидит — зеленеет,

Упадет — пожелтеет,

Лежит — почернеет.

Когда это бывает?

(Осенью.)

Листья желтеют от того, что осенью в них происходят большие изменения. Летом в зеленых листьях есть специальное вещество — хлорофилл, которое и придает листу зеленую окраску. А когда лист опадает, это вещество разрушается. Но в клетках листика есть и другие красящие вещества — желтые. Только летом буйная зелень их заглушает, а когда зеленые вещества разрушаются, они выступают ярче. Листья желтеют. И даже не просто желтеют, а становятся багряными, потому что добавляется еще одно красящее вещество. Все это происходит в природе осенью. Вот почему листья меняют свою окраску.

Воспитатель задает детям вопросы.

•        Почему желтеют листья?

•        Какого цвета еще они могут быть?

•        Что с ними произошло и почему?

Трудовая деятельность

Сгребание опавших листьев.

Цель: учить работать сообща.

Индивидуальная работа

«Пойми меня».

Цель: учить движениями тела создавать образ.

        

Прогулка   3.14

Прогулка в осенний лес

Цели:  - формировать знания об осенних месяцах (сентябре, октябре, ноябре), сезонных изменениях;

—        закреплять знания народных примет;

—        воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения

Осень подойдет неслышно,

Тихо встанет у ворот,

В огороде листик вишни

На дорожку упадет.

 Это первая примета,

Что от нас уходит лето.

А вторая — куст малины

В нитях белой паутины.

Чуть короче станет день,

Потемнеют облака,

Словно их покроет тень,

 Станет пасмурной река —         

Третья верная примета.

Осень бродит близко где-то.

Ранним утром на поляны

Лягут белые туманы,

 А потом уж жди не жди —

 Моросящие дожди

Пеленой затянут просинь.

Значит, наступила осень.

Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.

Летел пан,

На воду пал,

Сам не тонет

И воды не мутит.

(Лист.)

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий.

В тучах прячется во мгле,

Только ноги на земле.

 (Дождь.)

Летит без крыльев и поет,

Прохожих задевает.

Одним проходу не дает,

 Других он прогоняет.

(Ветер.)        

•        Как называют осень?

•        Как называют раннюю осень?

•        Как называют середину осени?

•        Как называют позднюю осень?

•        Какие вы знаете приметы осени?

•        Какие изменения произошли в природе?

Трудовая деятельность: 

Сбор осенних листьев.

Цели: - развивать воображение;

—        воспитывать трудолюбие.

Индивидуальная работа: «Летят осенние листья».

Цель: развивать пластику движений.

Прогулка  3.15

Наблюдение за КОШКОЙ

Цель: закреплять представление о характерных особенностях кошки.

Ход наблюдения

Острые ушки,

На лапках подушки.

Усы, как щетинка,

Дугою спинка.

Днем спит, на солнышке лежит,

Ночью бродит, на охоту ходит.

Воспитатель задает детям вопросы.

•        Где живет кошка?

•        Кто ухаживает за ней?

•        Как выглядит кошка, каковы ее повадки?

•        Чем питается?

Кошка живет рядом с человеком. Он за ней ухаживает. Кошка большая и пушистая. На голове у нее уши, большие глаза, которые в темноте светятся, длинные усы. У нее четыре лапы с мягкими подушечками. Поэтому она может очень тихо ходить и неслышно подкрадываться. Кошка умеет лазать по заборам и деревьям с помощью острых когтей. А еще у кошки длинный красивый хвост. Она любит Молоко, ест рыбу и мясо.

Трудовая деятельность

Подметание дорожек, сбор мусора.

Цель: воспитывать трудолюбие.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: закреплять навыки в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.

Прогулка   3.16

Наблюдение за березой и рябиной осенью

Цели:

—        учить проводить сравнительный анализ внешнего вида деревьев (сходство и различия);

—        закреплять представления о характерных особенностях деревьев, условиях, необходимых для роста дерева.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

•        Какие деревья вам уже знакомы?

•        Какие характерные особенности березы вы знаете?

•        Какие характерные особенности рябины вы знаете?

•        Что общего есть у этих деревьев?

•        Какие условия необходимы для их роста?

Трудовая деятельность

Сбор листьев на участке.

Цель: учить совместным трудовым действиям, работать дружно помогая друг другу.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цели: - улучшать технику бега;

—        формировать естественность, легкость, энергичные движений.

Прогулка 3.17

Наблюдение на огороде

Цель: формировать представление об изменениях в природе поздней осенью.

Ход   наблюдения

Привести детей на огород. Вспомнить, что они видели в начале осени. (На грядках росли лук, картофель, свекла.) Тогда дети старших групп занимались уборкой урожая, а затем посадкой чеснока. Сейчас все грядки покрыты снегом. Снег укрыл землю, корни плодов. Чем больше снега будет лежать в огороде, тем теплее будет клубнике, чесноку.

Воспитатель задает детям загадку.

Пришла девушка Беляна —

Побелела вся поляна.

Всю зиму пролежит,

Весной в землю убежит.

                                  (Снег)

Трудовая деятельность

Изготовление снежных построек.

Цели:

—        учить правильно носить снег для постройки;

—        помогать товарищам в выполнении трудовых действий;

—        учить правильно строить из снега домик, соизмерять величину домика с величиной игрушки, аккуратно и достаточно глубоко вырезать отверстие (дверку).

Прогулка 3.18

Наблюдение за сезонным явлением — инеем, заморозками

Цель: формировать представление об инее как об одном из состояний воды.

Ход   наблюдения

Обратить внимание на иней. Иней — это капельки водяного пара, только замерзшие, как снежинки. Пусть дети внимательно рассмотрят иней на деревьях и кустарниках, прикоснутся ладошкой к ветке, покрытой инеем. Что произошло с веткой и ладошкой? Куда исчез иней?

И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет.

Стоят деревья в инее —

То белые, то синие.

Столбами синеватыми

Стоят дымки над хатами.

И все на свете в инее —

То белое, то синее.

Трудовая деятельность: 

Сооружение снежной клумбы.

Цель: побуждать оказывать помощь взрослым.

Прогулка 3.19

Наблюдение за ветром

Цели:

—        продолжать наблюдение за ветром;

—        учить определять направление ветра.

Ход   наблюдения

Посмотреть на верхушки деревьев. В какую сторону они наклоняются? Откуда дует ветер? Поднять флажки над головой и посмотреть, в какую сторону развевается полотнище у флажков. Дети определяют направление ветра по развевающимся полотнам. Предложить детям пробежать с флажком по направлению ветра и против него.

Трудовая деятельность

Сгребание листьев с дорожек.

Цели:

—        приучать соблюдать чистоту и порядок на участке детского сада;

—        побуждать оказывать взрослым помощь.

Прогулка 3.20

Наблюдение за кустиками

Цели:

—        формировать представление об основных частях кустарника;

—        воспитывать бережное отношение к растительному миру.

Ход   наблюдения

Подвести детей к кустарнику, спросить, чем это растение отличается от березы, ели. Попросить детей показать ствол растения. Сделать вывод, что у кустарника нет ствола, есть ветви, которые растут от корня. Ветви тоньше ствола. Кустарник ниже дерева. Показать ребятам красавицу рябинку, дать попробовать ягодки.

Красную ягоду дала мне рябина.

Думал я, что сладкая,

А она как хина.

То ли это ягодка просто не дозрела,

Толь рябинка хитрая подшутить хотела.

Трудовая деятельность

Сгребание снега лопатой, расчистка дорожек.

Цель: учить действовать лопатками, сгребая снег в определенное место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека прогулок в средней группе "Осень"

Картотека прогулок в средней группе "Осень"...

картотека прогулок в средней группе -осень

данная картотека прогулок поможет структурировать занятия на тему:Осень....

Картотека прогулок на среднюю группу.Осень.

Представляю вашему внимани. оформленную картотеку прогулок на среднюю группу, созданную на основе литературы Кобзевой Т.Г. , Холодовой И.А., Александровой Г.С. " Организация деятельности на прогу...

Картотека прогулок для средней группы «Осень» Октябрь.

Прогулка 1.Наблюдение за погодой.Цели: обращать внимание на то, как изменилась природа; учить сравнивать природные изменения; развивать наблюдательность....

Картотека прогулок для средней группы «Осень»

Прогулка 1.Наблюдение за погодой.Цели: обращать внимание на то, как изменилась природа; учить сравнивать природные изменения; развивать наблюдательность....

Картотека прогулок в средней группе «Осень»

Картотека прогулок в средней группе «Осень»...

Картотека прогулок для средней группы ОСЕНЬ

Картотека прогулок для средней группы ОСЕНЬ...