Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии для детей 6-8 лет. «Лес – наше богатство».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Метелева Наталья Викторовна

Программа развития воспитания и обучения детей в детском саду предусматривает ознакомление дошкольников с окружающим миром.

     Проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Это проблема может быть решена только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития. Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Аттестационное задание №1
«Организация непосредственной образовательной деятельности»

Выполнила:

Метелева Наталья Викторовна

Воспитатель
МАДОУ ДСКВ «Сказка»

г. Покачи

Пояснительная записка.  

«Леса - это не только украшение земли,

ее великолепный и удивительный наряд...

Леса - величайшие источники здоровья и вдохновения.

Это - исполинские зеленые лаборатории,

вырабатывающие кислород, уловители ядовитых газов и пыли».

Л. ЛЕОНОВ.

     Программа развития воспитания и обучения детей в детском саду предусматривает ознакомление дошкольников с окружающим миром.

     Проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Это проблема может быть решена только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития. Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.

      Современные дети мало общаются с природой, редко бывают в лесу, с трудом различают деревья и кустарники, не говоря уже о том, какую пользу приносит лес и почему его нужно беречь. Поэтому, чтобы сохранить лес здоровым и красивым, дающим нам кислород, красоту, тепло, предметы обихода, гарантировать лесу защиту, нам необходимо воспитывать экологическую культуру дошкольников с раннего возраста, формируя отзывчивость, любознательность, способность управлять своим поведением на природе. С этой целью я разработала конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии «Лес – наше богатство», который позволит расширить и углубить представления детей о зелёных друзьях, о которых нужно заботиться, беречь и сохранять, научатся соблюдать правила поведения на природе.

      Конспект непосредственно - образовательной деятельности разработан в силу актуальности проблемы экологического образования детей и составлен в соответствии с ФГОС ДО, в рамках реализации рабочей программы группы детей 6-8 лет. Для проведения непосредственно-образовательной деятельности создана образовательная среда, цели и задачи соответствуют возрастным возможностям.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии для детей 6-8 лет.

«Лес – наше богатство».

Цель: сформировать у детей представление о значении леса в жизни человека (в оздоровительном, эстетическом, хозяйственном аспектах).

Задачи:

Образовательные:

- закреплять и расширять знания детей о лесе;

- объяснять причину исчезновения лесов (обратить внимание детей на экологически неграмотное поведение в лесу).

Развивающие:

- развивать внимание, умение мыслить логически, делать выводы и умозаключения;

    - развивать фантазию;

    - совершенствовать речь;

    - систематизировать представления воспитанников о лесе как об экосистеме.

Воспитательные:

    - вызывать интерес к предлагаемой детям деятельности;

    - воспитывать бережное отношение к лесу.

Формы НОД: 

    - рассказ;

    - беседа;

    - демонстрация

Используемые технологии:

    - здоровьесберегающие технологии;

    - технологии сотрудничества;

    - технология диалогового взаимодействия;

    - информационно-коммуникационные технологии;

    - игровые технологии.

Методы и приемы:

Словесные: вопросы, ответы, уточнения, анализ, художественное слово.

Игровые: игры.

Наглядные: рассматривание картинок, ИКТ.

Практические: изобразительная деятельность.

Атрибуты:

- глобус;

- презентация «Лес – наше богатство»

Оборудование:

- аудиоаппаратура.

Материал:

- листы бумаги, краски, кисти. 

Предварительная работа:
1. Беседы с детьми по темам: "Лес наше богатство", "Поговорим о лесе" , "Берегите лес!", "На что похожи листья?"

2. Чтение художественной литературы: И. Бунин "Листопад", И. Токмакова "Осенние листья", С. Погореловский "Здравствуй, лес!"

3. Исследовательская деятельность: "Значение воздуха для организма", "Значение леса", "Лес и человек".
4. Развивающие игры: - "В лесу", "Угадай дерево?", "Кто живет в лесу?", "Лесные животные".
5. Дидактические игры: "Найди отличия", "Познай лес", "Можно-нельзя", "С какой ветки детки?", "Четвертый лишний".

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Цель: переключить внимания детей на предстоящую деятельность, создать благоприятный эмоциональный настрой.

 (Звучит аудиозапись «Звуки леса»: шелест листвы, птичье пение.)

Педагог: Дорогие ребята, сегодня мы отправляемся с вами в необычное путешествие – в сказочный, волшебный лес.

(Педагог читает стихотворение С. Погореловского «Здравствуй, лес!».)

Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится –
Что за зверь?
Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь, – мы свои!

II. Основная часть.

Цель: активизировать внимание и речевую деятельность детей.

1. Беседа «Лес в жизни человека».

Цель: продолжать формировать представления о лесе. Определить значение лесов в природе и жизни человека.

Педагог: Лес занимает большую часть территории суши. (Показывает на глобусе лесные массивы.) Лес бывает хвойный и лиственный. Назовите деревья, которые относятся к хвойному лесу. (Использование презентации "Лес - наше богатство").

Предполагаемые ответы детей : В хвойном лесу растут ель, сосна, кедр.

Педагог: Правильно, у них есть иголочки, хвоинки. А какие деревья растут в лиственном лесу? (Использование презентации"Лес - наше богатство».)

Предполагаемые ответы детей: В лиственном лесу растут осина, береза, рябина. У них есть листочки.

Педагог: Правильно. А что такое лес?

Предполагаемые ответы детей: Лес — это место, где много деревьев.

Педагог: Лес состоит из большого количества различных деревьев, кустарников, трав и цветов. В нем как в многоэтажном доме живет много жильцов - зверей и птиц.

Педагог: Какие деревья растут у нас в лесу?

Предполагаемые ответы детей: в наших лесах растут осина, береза, ель, сосна, пихта, рябина, кедр.

Педагог: Как называется лес, где растут разные деревья? (Использование презентации "Лес - наше богатство").

Предполагаемые ответы детей: Лес, где растут разные деревья, называется - смешанный лес.

Педагог: Как называется лес, где растут березы? (Использование презентации" Лес - наше богатство"). 

Предполагаемые ответы детей: Лес, где растут березы, называется - березовая роща.

Педагог: А где растут сосны? (Использование презентации "Лес - наше богатство"). 

Предполагаемые ответы детей: Сосны растут в сосновом бору.

Педагог: Подумайте и скажите, для чего нужен лес?

(Дети высказывают свои предположения).

Педагог: Лес выполняет важные задачи для жизни на земле. Деревья поглощают из воздуха углекислый газ, и выделяют кислород. Лесной покров защищает поверхностный слой почвы от размывания и выветривания, предохраняет реки и озера от обмеления. Листья, цветы, плоды и семена деревьев служат кормом для насекомых, птиц, мелких млекопитающих. Лес многое дает и людям. Он является основным источником энергии (например, при сжигании древесины). Лесные плоды, ягоды, орехи используются в кулинарии и медицине. (Использование презентации "Лес - наше богатство"). Как вы думаете, что еще дает нам лес?

Предполагаемые ответы детей: Дрова. Из деревьев строят дома, делают мебель, посуду, бумагу.

Педагог: Совершенно верно.

2. Чтение стихотворения С. Маршака «Праздник леса».

Цель: познакомить детей через литературное произведение, с важной ролью леса для человека.

 (Один ребенок из группы читает стихотворение наизусть).

С. Маршак «Праздник леса».

Что мы сажаем, 
Сажая 
Леса? 
Мачты и реи - 
Держать паруса, 
Рубку и палубу, 
Ребра и киль - 
Странствовать 
по морю 
в бурю и штиль.

Что мы сажаем, 
Сажая 
Леса? 
Легкие крылья - 
Лететь в небеса. 
Стол, за которым 
Ты будешь писать. 
Ручку, 
Линейку, 
Пенал 
и тетрадь.

Что мы сажаем, 
Сажая 
Леса? 
Чащу, 
Где бродят 
Барсук и лиса. 
Чащу, 
Где белка 
скрывает бельчат, 
Чащу, 
Где пестрые 
Дятлы 
стучат.

Что мы сажаем, 
Сажая 
Леса? 
Лист, 
На который 
ложится роса, 
Свежесть лесную,
И влагу, 
И тень, - 
Вот, что сажаем 
в сегодняшний день.

3. Беседа «Лес нужен всем».

Цель: формировать у детей представления о лесе, как природной кладовой для человека и уютном доме для диких животных. Воспитывать ценностное, ответственное отношение к природе.

Педагог: Лес нужен всем. Он не только источник жизни, он бесценная красота! В лесу живут разные птицы, звери, насекомые, растут деревья, кустарники, травы, цветы. И все это надо беречь! В наше время лес вырубается, загрязняется. Если это будет так продолжаться, то многие леса исчезнут, а наша планета потеряет десятую часть видов животных. Ученые и экологи всех стран стараются остановить такое хищное разорение природы.

Чтобы сохранить лес, надо на месте каждого срубленного дерева обязательно посадить два новых. Для этого даже есть специальный день – Всероссийский день посадки леса. Посмотрите, какой прекрасный мир окружает нас! Деревья, травы, цветы, солнце – все это природа. Человек – часть ее и неотделим от нее. Она кормит нас, поит, одевает и радует. Природа щедра и бескорыстна. Она делится с нами своими дарами, а взамен требует лишь одного – чтобы мы с вами были к ней добры, берегли ее. К сожалению, многие люди забывают об этом. (Использование презентации "Лес - наше богатство"). А теперь давайте поиграем.

4. Игра «Можно – нельзя».

Цель:  формировать экологически безопасное поведение детей в природе.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Педагог:  Мы сейчас встанем в круг, я буду называть действия, которые совершают люди в лесу и бросать мяч. У кого окажется мяч, тот должен сказать, можно это делать или нельзя.

Педагог:                                                                Дети:

- ломать деревья и ветки                                      - нельзя

- сажать деревья                                                    - можно

- топтать на лугах цветы                                      - можно

- ходить по тропинкам                                         - можно  

- рвать много цветов                                             - нельзя

- любоваться цветами                                           - можно

- оставлять мусор в лесу                                      - нельзя

- собирать мусор в яму и закапывать его           - можно

- разжигать костры в лесу                                    - нельзя

- беречь лес от пожара                                          - можно

- шуметь в лесу                                                      - нельзя

5. Игра «Что было бы, если из леса исчезли…».

Цель: развивать речь, дать представление о том, что все лесные жители связаны друг с другом.

Педагог: Я предлагаю поиграть еще в одну игру «Что было бы, если из леса исчезли…». (На доске изображение леса с его обитателями и растениями, педагог предлагает по очереди убирать животных и растения). Дети должны ответить на вопрос что бы произошло с остальными жителями, если бы исчезли птицы, насекомые, пропали ягоды, грибы и так далее.

(Дети высказывают свои предположения, делают вывод).

Педагог: Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться. (Использование презентации "Лес - наше богатство").

Педагог: Ребята предлагаю вам отдохнуть. Встаем в круг и повторяем за мной. 

6. Физкультминутка « Мы в лесу».

Цель: Снять напряжение, восстановить умственную работоспособность.  

Руки подняли и покачали (Качаем поднятыми вверх руками.)
Это деревья в лесу. (Плавно опускаем руки вниз.)
Руки нагнули, кисти встряхнули — 
(Встряхивание кистей рук.)
Ветер сбивает росу
. (Машем руками перед собой.)
В стороны руки, плавно помашем
(Руки в стороны.)

Это к нам птицы летят. (Повороты туловища с раскрытыми руками в стороны.)
Как они сядут, тоже покажем, 
(Приседания.)
Крылья сложили назад
. (Встали, спрятали руки за спину.)

7. Беседа «Целебные растения».

Цель: закрепить знания детей о  лекарственных растениях.

Педагог: Ребята, а вы знаете, что почти все лесные растения целебные?

Предполагаемые ответы детей: Да.

Педагог: Назовите, какие целебные  растения вы знаете?

Предполагаемые ответы детей: Береза, рябина, мать-и-мачеха.

Педагог: Не зря говорят, что лес излечит, обогреет, накормит.

8. Чтение стихотворения Б. Заходера «Про всех на свете».

Цель: Познакомить через литературное произведение с взаимосвязью всего живого.

(Педагог читает стихотворение Б. Заходера «Про всех на свете».)

Все-Все,
Все на свете,
На свете нужны,
И Мошки
не меньше нужны, чем Слоны.
Нельзя обойтись
без чудищ нелепых
и даже без хищников, -
Злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд -
Кто делает мед,
и кто делает яд!
Плохие дела
у Кошки без Мышки,
у Мышки без Кошки
не лучше делишки!
И, если мы с кем-то
не очень дружны,
Мы все-таки ОЧЕНЬ
Друг другу нужны!
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!
Все-Все,
Все на свете,
На свете нужны,
И это все дети
запомнить должны!

Педагог: А теперь давайте еще поиграем. Предлагаю игру на внимание.

9. Игра "Будь внимателен".

Цель: способствовать развитию памяти, внимания, наблюдательности, учить применять имеющиеся знания в новых условиях.

      Педагог раскладывает перед одним из воспитанников рисунки с изображением обитателей леса. Ребенок смотрит на них внимательно, пытаясь запомнить, затем отворачивается. Педагог убирает один рисунок, ребенок должен угадать, какого изображения не хватает. Игра повторяется несколько раз с разными воспитанниками.

10. Самостоятельная работа.

Цель: закрепить полученные знания.

Педагог:  Сейчас я предлагаю изобразить на бумаге свои впечатления о лесе и все  ваши рисунки мы разместим на выставке  к   Всероссийскому дню посадки леса. Возьмите листы бумаги, краски, кисти и приступайте к работе.

(Дети рисуют, педагог оказывает им индивидуальную помощь.)

III. Заключительная часть.

Цель: закрепить полученные знания через беседу, обменяться впечатлениями о проведённом занятии.

Педагог: Молодцы ребята, у вас получились очень красивые рисунки. Ребята скажите, почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?

1-й ребенок: Лес - зеленый наряд нашей земли.

2-й ребенок: Лес – дом животных и птиц.

3-й ребенок: Лес – наше богатство.

4-й ребенок: Лес – красота нашей природы.

Педагог: Ребята, что вы узнали  из нашей беседы?

Предполагаемые ответы детей: Лес нужно беречь, охранять, высаживать деревья.

Педагог: Правильно! Будьте верными друзьями природы. Любите, охраняйте, сажайте, оберегайте леса.

Сюрпризный момент.

Цель: поощрить детей за проделанную работу, создать хорошее настроение, оставить приятные воспоминания о занятии.

Каждый из детей получает памятку "Берегите лес!", рассматривает ее и делится впечатлениями.

Список источников:


Нормативно-правовое обеспечение

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. №273-Ф3.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования».

Используемая литература:

1. Бондаренко Т. М. Экологическое воспитание детей. -  Воронеж, 2012.

2. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. Экология. -  Воронеж, 2014.

3. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. - Санкт-Петербург.: Детство-Пресс,2013.

4. Шорыгина Т. А. Деревья Какие они?. - Москва 2008.

Интернет ресурсы: http://www.maam.ru/detskijsad/samoanaliz-zanjatija-po-yekologicheskomu-vospitaniyu-v-starshei-grupe.html

http://chudo-kit.ru/стихи/стихи-о-лесе/3062-2013-04-18-20-07-54

http://katyaburg.ru/razdely/krasota-prirody/les-hvoynyy-listvennyy-foto-video-kartinki

http://www.chistylist.ru/stihotvorenie/pro-vseh-na-svete/zahoder-b-v http://www.liveinternet.ru/community/4707634/post221606084/

          _________________________________           Н. В. Метелева      

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Сказка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии для детей 6-8 лет.

«Лес – наше богатство».

                                                                 

                                                                           Воспитатель: Метелева Н. В.

г. Покачи 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии для детей подготовительного к школе возраста.

Занятие включает всебы несколько этапов. Целью является :"Знакомство с принципами системы раздельного сбора мусора и его утилизации"....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии для детей старшего дошкольного возраста "В морских глубинах"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Зимний букварь».

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии для детей старшего дошкольного возраста«Зимний букварь»....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии для детей 6-7 лет Тема: «Юные спасатели»

ЦЕЛЬ.Формировать представление у детей о неразрывной связи человека с природой (человек и природа - единое целое)....