Опыт использования метода проектов в интеллектуальном развитии в средней группе
статья по окружающему миру (средняя группа) на тему

Васильева Александра Владимировна

Среди наиболее важных качеств современного человека выделяются активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Тем самым на образование возлагается функция, которая бы способствовала развитию самостоятельности и ответственности личности, была бы направлена на ее саморазвитие, самообразование, самореализацию.

Задачей педагога в современном обществе является не столько научить, сколько дать нужное направление творческому мышлению ребенка, стимулировать интеллектуальное развитие, создавая соответствующие ситуации и условия, дать толчок к исследованию, анализу, поиску новых, своих собственных путей решения той или иной проблемы. Правильно сформулированные цели и задачи способствуют развитию творческого мышления.

В этой связи все большее внимание привлекает метод проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_metoda_proektov.odt30.61 КБ

Предварительный просмотр:

Автор выступления Васильева А.В.

воспитатель ГБДОУ детский сад №26

Калининского района

города Санкт-Петербурга

«Использование метода проектов

в интеллектуальном развитии дошкольников»

(из опыта работы)

  Среди наиболее важных качеств современного человека выделяются активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Тем самым на образование возлагается функция, которая бы способствовала развитию самостоятельности и ответственности личности, была бы направлена на ее саморазвитие, самообразование, самореализацию.

  Задачей педагога в современном обществе является не столько научить, сколько дать нужное направление творческому мышлению ребенка, стимулировать интеллектуальное развитие, создавая соответствующие ситуации и условия, дать толчок к исследованию, анализу, поиску новых, своих собственных путей решения той или иной проблемы. Правильно сформулированные цели и задачи способствуют развитию творческого мышления.

В этой связи все большее внимание привлекает метод проектов.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком.

  Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания. Чтобы ребенок воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике.

Метод проектов привлек внимание и русских педагогов.  Со временем появились подробные педагогические разработкив. Метод проектов успешно переродился в структуру образовательных методов. Суть его сводится к тому, чтобы стимулировать интерес учеников к знанию, а также научить на практике применять эти знания для решения конкретных проблем.

  На современном этапе, когда и дети дошкольного возраста развиваются активно и быстро знакомятся с окружающей действительностью, именно метод проектов поможет детям не только усвоить информацию, но и научиться применять на практике полученные знания и навыки. Чем старше ребенок, тем важнее для него самостоятельное получение знаний.

Е.С.Евдокимова  выделяет 3 уровня развития проектной деятельности.

Подражательно- исполнительский.(3,5 – 5 лет)Отсутствие у ребенка жизненно опыта, недостаточный уровень. Развития интеллектуально - творческих способностей – не позволяет в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и решении. Активная роль взрослого, ребенок – заказчик проекта. ( через свои интересы и потребности). Ребенка увлекает процесс совместной деятельности со взрослым. Малыша привлекают к участию в планировании деятельности, реализации намеченного плана. Затем идет совместный анализ выполнения проекта, переживания результата. Первые попытки самостоятельно решить проблему нужно поощрять : « ты быстро придумал, вовремя  пришел на помощь».

Развивающий (5 – 6 лет) Накоплен некий социальный опыт: опыт общения со сверстниками, разнообразной совместной деятельности; развивается самостоятельность, произвольность, самоконтроль, самооценка, способны адекватно оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Принимают проблему, уточняют цель. Способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности, самостоятельно находят проблему, которая может стать отправной точкой проекта. Помощь взрослого незначительна, дифференцирована.

Творческий (6 – 7 лет) Интенсивно формируются все стороны личности ребенка: нравственная, интеллектуальная, эмоционально – волевая, действенно – практическая. Роль взрослого – развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности. Выбрать способы работы над проектом и организовать ее, определить перспективы развития.

Личный опыт:

В средней группе я реализовывала проект "Волшебница осень".

На данном возрастном этапе (4 – 5 лет) дети активно интересуются изменениями в окружающей действительности. Поэтому мною были применены методы наблюдения и демонстрации. В процессе работы дети с удовольствием наблюдали за изменениями в природе, природными явлениями, растениями, выявляли основные признаки предметов и явлений, замечали изменения в процессе экспериментирования (откуда взялся дождь, можно ли поймать воздух, что такое ветер, почему осенью бывает грязно) и рассказывали об этом.

Я и сама часто была источником информации для детей. Ребята активно участвовали в беседах, внимательно слушали материал, а затем применяли его на практике (зачем растениям нужны опавшие листья- укрывание корней кустарников и деревьев листвой, уборка листьев на дорожках.)

Для более полного усвоения материала мною были изготовлены дидактические игры, при помощи которых закреплялись и углублялись знания дошкольников ( "Признаки осени", "Где чей листок", мемо "Осенние листья", мемо "Дары осени", волшебный мешочек "Дары осени", разрезные картинки, наборы для экспериментирования "Тучка на окне" , "Поймай воздух", "Ветер",  "Откуда взялась грязь".

Активная работа с родителями привела к тому, что они не только стали средством информации  и поддержки ребенка, но и сами активно включились в проектную деятельность, а также обогатили свой педагогический опыт, испытали чувство сопричастности и удовлетворения от совместной с детьми работы.

Вместе с детьми и родителями были созданы альбом «Такая разная осень», книга осенних рецептов, выставка поделок из природного материала «Осень в лесу», оформили книжки малышки о природных сезонных явлениях.

В процессе проекта были проведены тематические развлечения, которые подводили итог нашей совместной деятельности.

Актуальность педагогического опыта.

Современный выпускник дошкольного учреждения должен не только хорошо владеть знаниями, умениями, навыками в рамках образовательной программы, но и ориентироваться в образовательных ситуациях. Для этого мы должны научить его уметь находить пути решения возникающих вопросов, искать информацию, выбирать варианты действий.

Именно применение метода проектов помогает развивать в детях способность:

-к осмыслению своей деятельности;

-к целеполаганию;

-к самообразованию и самоорганизации;

-к синтезированию, интеграции и обобщению информации из разных источников;

-делать выбор и принимать решения пусть еще простые.

Детям 4-5 лет интересно самим или с помощью взрослого изучить предмет, обсудить его свойства, высказать свое мнение. В этих случаях именно метод проектов становится наиболее актуальным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов в интеллектуальном развитии дошкольников (из опыта работы)

Нерсесова Н.Г., воспитатель ГБДОУ детский сад № 22 Василеостровского района Санкт-Петербурга. Использование метода проектов в интеллектуальном развитии дошкольников (из опыта работы) 1. Информационный...

Статья "Использование метода проектов в интеллектуальном развитии дошкольников"

Использование метода проекта в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами наход...

Использование метода проектов в интеллектуальном развитии дошкольников.

Актуальность проектного метода для современного дошкольного образования определяется его направленностью на самостоятельное, практическое добывание знаний и практическое применение умений и навыков, а...

Использование метода проектов в интеллектуальном развитии дошкольников (из опыта работы)

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста имеет первостепенное значение, потому что формирует навыки для успешного овладения учебной деятельностью. В дошкольном возрасте быстрыми темпами пр...

Статья "Использование метода проектов в интеллектуальном развитии дошкольников"

В данной статье освещен вопрос использование метода проектов в интеллектуальном развитии дошкольников. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков дошкольника, умений самостоятельно...