Использование метода проектов в интеллектуальном развитии дошкольников (из опыта работы)
методическая разработка по математике (подготовительная группа)

Донская Елена Николаевна

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста имеет первостепенное значение, потому что формирует навыки для успешного овладения учебной деятельностью. В дошкольном возрасте быстрыми темпами происходит накопление знаний, совершенствуются познавательные процессы, формируется речь. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее осваивают и запоминают новый материал, более уверенны в собственных силах и, как показывает практика, имеют большее желание учиться.

В развитии интеллектуальных способностей дошкольников особое место занимает дидактическая игра, которая является средством обучения и помогает детям усваивать и закреплять знания, а также овладевать способами познавательной деятельности. Благодаря дидактической игре, которая эффективно повышает интерес детей к образовательной деятельности, дошкольники учатся классифицировать, сравнивать и обобщать.  

Интеллектуальное развитие детей в ДОУ должно включать:

  • Развитие речи и речевого общения;
  • Развитие пространственного мышления и воображения (календарь, время);
  • Развитие логического мышления (классификация, соотношение);
  • Формирование сенсорной координации и моторики рук (графические символы, штриховка);
  • Формирование умения наблюдать, описывать и строить предположения;
  • Знакомство с правилами поведения по отношению к миру природы и миру вещей, созданных человеком;
  • Воспитание уважения к себе и окружающим и развитие этнически ценных способов общения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_intellektualnoe_razvitie.docx27.77 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский СЕМИНАР

«Проектная деятельность в ДОУ»

Донская Елена Николаевна, воспитатель

                                                                                                 ГБДОУ детский сад № 86

                                                                  Невского района Санкт-Петербурга

Использование метода проектов в интеллектуальном развитии дошкольников

 (из опыта работы)

    Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста имеет первостепенное значение, потому что формирует навыки для успешного овладения учебной деятельностью. В дошкольном возрасте быстрыми темпами происходит накопление знаний, совершенствуются познавательные процессы, формируется речь. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее осваивают и запоминают новый материал, более уверенны в собственных силах и, как показывает практика, имеют большее желание учиться.

В развитии интеллектуальных способностей дошкольников особое место занимает дидактическая игра, которая является средством обучения и помогает детям усваивать и закреплять знания, а также овладевать способами познавательной деятельности. Благодаря дидактической игре, которая эффективно повышает интерес детей к образовательной деятельности, дошкольники учатся классифицировать, сравнивать и обобщать.  

Интеллектуальное развитие детей в ДОУ должно включать:

  • Развитие речи и речевого общения;
  • Развитие пространственного мышления и воображения (календарь, время);
  • Развитие логического мышления (классификация, соотношение);
  • Формирование сенсорной координации и моторики рук (графические символы, штриховка);
  • Формирование умения наблюдать, описывать и строить предположения;
  • Знакомство с правилами поведения по отношению к миру природы и миру вещей, созданных человеком;
  • Воспитание уважения к себе и окружающим и развитие этнически ценных способов общения.

Упражнения для развития интеллектуальных способностей детей

1. Составление рассказа или истории по картинкам. Ребенку показывают 4 картинки, на которых изображена сказка или известные ему события. Задача ребенка разложить картинки в правильной последовательности и составить небольшой рассказ, используя иллюстрации.

2. Узнавание предметов по ряду признаков. Ребенку называются эпитеты, по которым нужно догадаться, о каком предмете идет речь. К примеру, желтый, кислый, овальный (лимон).

3. Сравнение двух или нескольких предметов. Ребенку предлагается назвать, чем похожи между собой слова. К примеру, кошка, книга, крыша. Можно предложить ребенку назвать, чем похожи кошка и собака или стол и стул. Далее нужно найти отличия у предметов: ручка и карандаш, дерево и кустарник.

4. Подобрать к предмету подходящую пару, которая будет связана с ним логически. К примеру, стрелка – часы, колесо - ? (стрелка является частью часов, поэтому правильный ответ – машина, т.к. колесо – это часть машины. Белка – дупло, медведь - ?; охотник – ружье, рыбак - ?; лес – деревья, поле - ?.

5. Анализ понятий и выделение признаков у предметов. Какой из предметов лишний и почему? Ночник, торшер, лампа; корова, лошадь, лев; картофель, морковь, огурец.

6. Подобрать слово противоположного значения. Покупать – продавать, открывать - ?; помнить - ?; полный - ?; голодный - ?

7. Решение логических задач.

Рома ростом выше Вани, но ниже Егора. Кто выше Ваня или Егор?

На столе стояло 3 тарелки с клубникой. Коля съел 1 тарелку клубники. Сколько тарелок клубники  

осталось?

8. Умение находить логические ошибки. Ребенок должен объяснить в чем ошибки предложенных суждений. зебра полосатая, а лиса хитрая; ваза хрустальная, а кастрюля тяжелая; огурец зеленый, а груша растет на дереве; холодильник белый, а матрас мягкий.

9. Умение оперировать цифрами в пределах 10. Ребенку могут быть предложены следующие дидактические игры: «Назови соседей» - называем соседние цифры к заданной. «Исправь ошибку» - исправляем ошибку воспитателя, который специально пропускает или меняет местами цифры.

Особенностью организации интеллектуального развития детей является создание у воспитанников хорошего настроения и положительных эмоций от новых знаний, достижений и успехов.

Математический проект «Интеллектуальные и логические игры в развитие математических способностей у дошкольников»

Тип проекта:

- Познавательно-исследовательский;

- Групповой, долгосрочный.

Актуальность проблемы:

Согласно ФГОС перед воспитателями стоит задача развивать у детей такие качества как восприятие, мышление, память. Полученные знания, умения и навыки дети смогут применять в различных жизненных ситуациях. Базой для развития математических способностей является «математическое мышление», развитие познавательных и интеллектуальных способностей. Основы этих процессов закладываются в дошкольном возрасте.

Я считаю, что интеллектуальные и познавательные игры, опирающиеся на поисковую активность и сообразительность ребенка, являются основой для развития математических способностей.

Объект исследования – интеллектуальные и познавательные игры.

Предмет исследования – развитие математических способностей дошкольников.

Цель:

• Развитие у детей высокой познавательной активности;

• Развитие самостоятельности при выборе игры, проявление инициативы в деятельности и в

   общении;

• Способность уважать других, соблюдать правила игры;

• Подготовленность к жизни и учебе в следующей «социальной ситуации развития» школе;

• Поддержка системы непрерывного образования.

Задачи:

• Формировать мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных  

   интересов, радость творчества;

• Расширять объем  внимания и памяти;

• Формировать мыслительные операции (анализ, синтез, аналогии);

• Развивать образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.

Ожидаемый результат:

• Обучающиеся преодолевают трудности, не боятся ошибок;

• У детей вырабатывается интерес к самому процессу познания математики;

• Самостоятельно находят способы решения познавательных задач;

• Стремятся к достижению поставленной цели;

• Смогут переносить усвоенный опыт в новые ситуации.

Рабочая гипотеза - предполагается, что организованная работа по развитию математических способностей дошкольников через интеллектуальные и познавательные игры в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей.

 

Формы реализации:

• Обучение играм в свободной деятельности;

• Учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия);

• Досуг с родителями;

• Коллективное занятие (свободное участие детей в нем);

• Свободные беседы об истории математики, связи математики и разных видов искусства –

   музыки, архитектуры, декоративно - прикладного искусства, дизайна;

• Самостоятельная исследовательская деятельность в развивающей среде;

• Индивидуально-творческая деятельность;

• Творческая деятельность в подгруппе(3-6 детей).

Методы и приемы:

• Практические (игровые);

• Экспериментирование;

• Моделирование;

• Конструирование;

• Сюжетно – ролевая игра;

• Игра – драматизация.

Материал:

• Дидактические игры: сенсорные, моделирующего характера (Пифагор, Танграм и т. д.);

• Развивающие игры - это игры, способствующие решению умственных способностей: игры

   головоломки, задачи-шутки, ребусы и т.д.;

• Игры Воскобовича;

• Блоки Дьенеша;

• Палочки Кюизинера.

Основные средства:

• Информирование родителей о задачах и содержании математического воспитания в детском саду и семье;

• Участие родителей в работе по развитию математических способностей детей в ДОУ   

   (математические праздники, конкурсы, развлечения);

• Создание предметно-пространственной развивающей среды;

• Проведение бесед;

• Создание игровых ситуаций;

• Проведение интеллектуальных игр.

Условия инновационной работы:

• Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессовых факторов учебного

   процесса;

• Новые знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного

   анализа, сравнения, выявления существенных признаков;

• Большое внимание уделяется развитию вариативного мышления и творческих способностей

   ребенка.

• Каждый ребенок продвигается вперед своим темпом;

• При введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями

  окружающего мира;

• У детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически  

  предоставляется возможность выбора.

Развивающая игра является огромным фактором умственного развития ребенка. (Блонский)

( развитие мелкой моторики рук, логическое мышление, воображение и т.д.)

Блоки Дьенеша – универсальная развивающая игра. Дети любят играть с блоками! Как показывает опыт российских педагогов в работе с 2 – 10 лет, игры с логическими блоками позволяют:

* Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

* Развивать пространственные представления.

* Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

* Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

* Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

* Развивать речь.

Палочки Кюизенера

С помощью палочек Кюизенера ребенок учится декодировать игру красок, числовые соотношения. Они вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач.

Исследовательская деятельность направлена на поиск и приобретение новой информации. Она не задана взрослым, а строится самим дошкольником по мере получения им новых сведений об объекте.

Главный путь развития исследовательского поведения ребенка – собственная исследовательская практика. Она чаще всего осуществляется в детском экспериментировании. Именно здесь ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными  способами  на окружающие его предметы и явления с целью их более полного познания и освоения.

Благодаря конструированию у дошкольников формируется способность активно думать, осознанно ставить перед собой задачи и находить правильные решения на основе практических действий, развивая творческое воображение.

В первую очередь необходимо педагогу поставить перед собой задачу научить детей самостоятельно планировать конструктивную постройку, выделять детали конструкции и их пространственное расположение, строить конструкции по словесному описанию педагога (рисункам, фотографиям, схемам). Учитывать индивидуальные желания детей.

Научить родителей конкретным воспитательным и развивающим технологиям, дать советы по преодолению кризисных и ситуативных моментов в процессе воспитания, помочь в освоении новых педагогических знаний и навыков - эти мероприятия важно проводить постоянно и качественно.

Для того, чтобы при общей занятости у воспитателей и родителей нашлось время для взаимодействия, его надо специально организовывать. Главная тенденция современного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи – использование активных и интерактивных форм.

Одной из традиционных форм работы с родителями является совместный досуг родителей и детей, где все принимают активное участие в викторинах, конкурсах, играх. Такие мероприятия влияют на формирование познавательного интереса, т. к. привлекают своей нетрадиционностью,  занимательностью, расширяют кругозор, повышают активность детей, заставляют творчески проявить себя.

Еще полтора века назад Д. И. Писарев утверждал, что «математика всегда… остается для детей трудной работой», поэтому одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.

Литература:

1. «Готовим детей к школе» Р.С. Буре / М., «Просвещение» 1987;

2. «Неизведанное рядом» под ред. О.В. Дыбиной/ М., «Творческий центр 2010;

3. « Развитие познавательных способностей детей» Л.Ф. Тихомирова/ Я., «Академия развития» 1

    1996;

4. «Энциклопедия развивающих игр» Л, Геденштейн/ М., «Илекса» 1998

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов в интеллектуальном развитии дошкольников (из опыта работы)

Нерсесова Н.Г., воспитатель ГБДОУ детский сад № 22 Василеостровского района Санкт-Петербурга. Использование метода проектов в интеллектуальном развитии дошкольников (из опыта работы) 1. Информационный...

Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы)

В статье раскрыты этапы реализации проекта. Описана работа над проектом "Поможем пернатым перезимовать"...

использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы)

....Технология проектирования - одна из педагогических инновационных технологий, применяемых в детских садах. .....Проектирование - это тот метод , который позволит процесс познания детьми окружающего...

Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников ( из опыта работы воспитателя)

               Одной из основных задач воспитания и образования является фор­мирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент ...