Береза-символ России
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Хафизова Гульшат Габитовна

Конспект ООД в средней группе "Береза-символ России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bereza_-_simvol_rossii.docx17.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Белая береза — символ Родины моей

Цель:

-  Расширять и углублять знания детей о березе, как о растении средней полосы России, используя информационно-коммуникационные технологии;  расширить знания детей о березе:

• из каких частей состоит дерево

• какова его функция

• какие дополнительные функции оно несет

• частью чего может являться береза (березовой рощи, парка, лиственных деревьев)

• какие изменения могут происходить с деревом в течение его жизни

-  Развивать творческие, познавательные способности детей

- Воспитывать бережное отношение к родной природе, умение эмоционально отзываться на её красоту. Формировать чувство любви к малой Родине.

Ход.

Где мы очутились?

- Ответы детей (в лесу)

В. Сегодня мы с вами отправимся в гости к одному из деревьев, которые растут в наших лесах. А поможет нам в этом "Волшебный телевизор"

В. Чтобы узнать, что это за дерево - отгадайте загадку:

«Белый черным шит сарафан на ней,

ветер к ней спешит, чешет кудри ей,

зелена коса развивается,

В ярком солнышке купается».

Дети отгадывают (береза) .

В. Правильно - береза. Её вы всегда узнаете по белому стволу. Это единственное в мире белоствольное дерево. Нигде в мире нет такого количества белоствольных красавиц. Поэтому и называют берёзу русским деревом. Березки вошли в нашу жизнь очень давно. Народ любит её за красоту и пользу, слагает стихи и песни. Послушаем С.Кирилла и Владика.

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В беленом сарафанчике,

С платочками в карманчиках.

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее, нарядную,

Родную, ненаглядную.

То ясную, кипучую.

То грустную, плакучую.

Люблю березу русскую.

Она всегда с подружками,

Под ветром низко клонится

И гнется, но не ломится! Александр Прокофьев

В. Наши предки научились слушать березы. Давайте расскажем ребятам, какие приметы о березе мы знаем.

София:

• Если хотите узнать, какое будет лето, то внимательно присмотритесь к берёзам. Если весной из берёзы течёт много сока, то лето будет дождливое.

Ильнара:

• А какой будет весна, берёзы рассказывают осенью. Листья начинают желтеть с верхушки – ждите ранней весны, снизу – поздней.

Амир:

И зиму берёзы могут предсказать: в начале октября с них лист не опал – снег ляжет поздно.

В. Ребята, дерево живой или неживой объект? Почему вы так думаете?

Дети отвечают, что дерево живое, потому что оно растет.

В. Правильно, дерево - это живой организм, а значит его главная задача, подскажите мне (расти и размножаться). Молодцы. Давайте посмотрим, как меняется березка в течение своей жизни.

Просмотр фото: росток, молодая береза, старая береза.

В. Ребята, а из каких частей состоит береза?

Ответы детей (корни, ствол, ветки, листья) .

В. Ребята, подумайте и скажите, зачем дереву корни?

корень – самая важная часть растения, через него поступают питательные вещества из почвы, необходимые для роста и развития.

 Ствол – это опора растения, на нем располагаются ветви.

В. - А вы знаете, зачем листья дереву?

листья очищают воздух, которым мы дышим, они поглощают вредные вещества, а выделяют кислород. Чем больше зелени, тем чище воздух.

 Как мы можем помочь деревьям?

Дети отвечают, что нужно бережно относиться к деревьям, не ломать ветки, не обрывать листья.

В. А сейчас я предлагаю вам рассмотреть поближе ствол березы и её листья.

Воспитатель выносит березовое полено и вазу с ветками, предлагает пощупать бересту. Спрашивает, на что похож ствол, листья.

В. У всех деревьев есть кора. Кора березы называется береста. Береста – это защитный слой дерева. Она защищает берёзу от вредных воздействий. В белой коре есть отдушины: чёрные чёрточки. Они называются чечевичками, через них берёзка дышит. Давайте все вместе повторим название березовой коры – береста. Повторим и название черточек-отдушин – чечевички.

 Физминутка

Мы березу посадили

Мы водой ее полили

И березка подросла

Ветви к солнцу подняла

А потом их наклонила

И детей благодарила

В. Ребята, вспомните, как называют березовый лес.

Ответ детей (березовая роща) .

В. В березовом лесу всегда светло, чисто, прохладно, в нем легко дышится. Скажите, а кого можно встретить в роще?

Ответы детей (дети перечисляют животных, птиц, насекомых) .

В. Дети, посмотрите, как русские художники изображают березы.

Просмотр репродукций картин на экране телевизора.

В. Посмотрите на картину Саврасова «Грачи прилетели». Здесь природа только-только пробуждается весной, и оттого она такая хрупкая, нежная. Первыми возвращаются весной грачи, они облепили березы, ведь они прилетели в свои родные дома, в свои гнезда.

А вот картина Куинджи «Березовая роща». Смотрим и будто слышим, как ручей тихо поет свою песню березам, а они его ласково прикрывают своими раскидистыми ветвями.

Вот картина Левитана «Золотая осень», здесь мы видим, какая нарядная, невероятно яркая природа у нас осенью. Посмотрите, какое разнообразие оттенков березовых листьев!

Обратите внимание на картину Грабаря «Иней». Березки будто кружатся в белоснежных нарядах на зимней поляне.

Во всех картинах чувствуется невероятная любовь художников к нашему русскому дереву. Береза прекрасна и любима в любое время года.

В. Наши дети тоже любят рисовать. У нас есть свой художник . Амир расскажет о своих рисунках.

В. С наступлением весны береза зацветает. Посмотрите, на что похожи её цветы?

Ответ (Её цветы похожи на сережки) .

В. Наша березка такая замечательная, давайте поблагодарим её ласковыми словами.

Игра «Назови ласково»

В. Ребята, а вы знаете, как человек использует березу? Какая польза для людей?

Выставка изделий, поделок и прочих березовых продуктов.

Берёзовые почки и листья используют при изготовлении лекарств. Почки, листья и кора берёзы содержат эфирные масла и кислоты, спирты, нафталин, красящие и другие вещества. Из берёзовых почек и листьев изготавливают различные краски, препараты, отвары, настои; из древесины - мази, активированный уголь. И всё это широко применяется в медицине и парфюмерной промышленности. Очень ароматен и полезен настой берёзового гриба - чаги! Не зря его называют берёзовым бальзамом. Полезен и приятен освежающий древесный эликсир - берёзовый сок. Но самый ценный березовый материал - это древесина. Она очень широко используется. Как вы думаете, где?

Ответы детей: мебель, дома, бумага, посуда

Человек старается защитить и приумножить лесное богатство.

 Люди охраняют лес от пожара, очищают вырубки, чтобы через некоторое время на нашей земле вновь выросли березы-красавицы

Давайте скажем березе спасибо.

О чем мы сегодня с вами говорили. Понравилось в гостях у березы? А что нового вы узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИГРА - ПУТЕШЕСТВИЕ: «БЕРЕЗА – СИМВОЛ РОССИИИ»

Аннотация: Непосредственно образовательной деятельность игра – путешествие «Береза – символ России» для детей подготовительной к школе группы. Воспитанники закрепляют знания о Родине, рассматривая илл...

Презентация "Береза - символ России"

Цель : развивать чувства патриотизма и любви к Родине. Задачи: -расширять знания детей о русской    березе –как символе России; развивать познавательный интерес. ...

Учебно-методический материал (старшая группа) по теме "Береза-символ России"

В учебном материале изложена информация по обучению и знакомству детей с малой Родиной, с символом России-березой, а также историческая справка об использовании березы как дерева и сырья....

Проект "Русская береза - символ России"

Белоствольная березаСимвол Родины моейНету деревца другого,Сердцу русскому милей....