Конспект игры-занятия с детьми дошкольного возраста с использованием педагогической песочницы
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) на тему

Оксана Абдрахмановна Кривцова

«Конспект игры-занятия с детьми дошкольного возраста

 с использованием педагогической песочницы»

 

Тема «Инсценировка русской народной сказки «Лиса и заяц».

                  

Возраст детей: 3-4года (II младшая группа)

 

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

 

Задачи:

1) формировать умение внимательно слушать, отвечать на вопросы воспитателя; закрепить основную форму приветствия; формировать готовность раскрепощаться, налаживать взаимоотношения с другими; помочь понять свои ощущения, рассказать о них окружающим; ориентироваться в повседневных жизненных ситуациях; развивать

умение сопереживать (отзывчивость), помогать, искать выход из сложных коммуникативных ситуаций; формировать знания о правилах поведения при игре в песочнице.  («Социально-коммуникативное развитие»)

2) формировать знания о времени года «зима», «весна». («Познавательное развитие»)

3) развивать практическое умение применить полученные знания на деле; развивать потенциальные возможности детей, развивать творческую способность  и фантазию. («Художественно-эстетическое развитие»)

4) развивать моторику пальцев рук. («Физическое развитие»)

 

Методы и приемы:

- словесные: чтение стихотворения, напоминание, совет.

- наглядные: изображение зимнего пейзажа, иллюстрации к русской народной сказке «Лиса и заяц», демонстрация разных видов жилищ.

- практические: работа с песком.

 

Материалы и оборудование: песочница, хозяин песочницы, мольберт, иллюстрации к русской народной сказке «Лиса и заяц», фигурки животных, фигурки растительности, вата, два домика, набор деревянный «Строитель», деревянные палочки длинной 8-10 см.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_igry_zanyatiya.docx30.77 КБ
Файл igry_s_peskom_ranniy_vozrast.docx336.9 КБ

Предварительный просмотр:

«Конспект игры-занятия с детьми дошкольного возраста

 с использованием педагогической песочницы»

Тема «Инсценировка русской народной сказки «Лиса и заяц».

        

Возраст детей: 3-4года (II младшая группа)

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Задачи: 

1) формировать умение внимательно слушать, отвечать на вопросы воспитателя; закрепить основную форму приветствия; формировать готовность раскрепощаться, налаживать взаимоотношения с другими; помочь понять свои ощущения, рассказать о них окружающим; ориентироваться в повседневных жизненных ситуациях; развивать

умение сопереживать (отзывчивость), помогать, искать выход из сложных коммуникативных ситуаций; формировать знания о правилах поведения при игре в песочнице.  («Социально-коммуникативное развитие»)

2) формировать знания о времени года «зима», «весна». («Познавательное развитие»)

3) развивать практическое умение применить полученные знания на деле; развивать потенциальные возможности детей, развивать творческую способность  и фантазию. («Художественно-эстетическое развитие»)

4) развивать моторику пальцев рук. («Физическое развитие»)

Методы и приемы:

- словесные: чтение стихотворения, напоминание, совет.

- наглядные: изображение зимнего пейзажа, иллюстрации к русской народной сказке «Лиса и заяц», демонстрация разных видов жилищ.

- практические: работа с песком.

Материалы и оборудование: песочница, хозяин песочницы, мольберт, иллюстрации к русской народной сказке «Лиса и заяц», фигурки животных, фигурки растительности, вата, два домика, набор деревянный «Строитель», деревянные палочки длинной 8-10 см.


Логика образовательной деятельности.

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Предполагаемые результаты

Ритуал входа

Воспитатель интересуется настроением и самочувствием детей.

Ярко солнышко сияет и ребяток приглашает

Поиграть сейчас в песок, речки ласковый дружок.

Это очень интересно, увлекательно, чудесно.

Воспитатель приглашает детей к песочнице. Появляется хозяин песочницы.

Здравствуйте, мои друзья, меня зовут Песка, и я приглашаю вас к себе в дом, а мой дом – это песочница.

В доме моем так  интересно,

Наверное, это всем, известно.

В своей песочнице играть разрешаю

Только тем, кто правила мои соблюдает.

Много правил есть на свете,  не забудь же и мои:

Песок, рассыпанный нечаянно за собою убери.

Сдувать песок с бортов нельзя – попадет друзьям в глаза.

Еще нельзя песком кидаться – в песочнице может песка не остаться.

Хочешь – куклам испеки золотые пирожки,

Но пробовать их с другом ты не спеши – заболеют животы.

Бросать песок за шиворот нельзя – он будет щекотать тебя.

На место чужое ты не вставай

И правило очереди соблюдай.

Ругаться с друзьями в песочнице нельзя

Это очень некрасиво, друзья.

Игрушку одну лишь только бери.

Поставишь ее – за другою иди.

Все что попало в мой дом – ожило, и даже говорить умеет оно.

Руки уходя, ты отряхни и все что принес, после игры убери.

Хорошо играть с песком: заровнять его совком,

Строить замки, строить горки,

Насыпать песок в ведерки и возить в грузовике

Вдоль оврага, по реке.

Как захочешь, так играй, - но правила все мои соблюдай.

Хозяин сообщает, что песок состоит из песчинок – это его друзья и помощники.

Предлагает вам поздороваться с песком.

Опустите в него свои ручки и скажите:

Здравствуй, здравствуй песок,

Здравствуй, здравствуй дружок.

Будем мы с тобой играть

И не будем обижать.

Ребята, скажите какой песок? Что вы чувствуете, когда его трогаете?

Мои песчинки хотят с вами поиграть в игру «Нарисуй следы».  Я буду говорить, кто идет, а вы будите рисовать пальчиками на песке следы моего героя.

Мишка косолапый по лесу идет, топ – топ – топ…

А вот и зайка прыгает прыг – скок, прыг – скок… оставляет свои маленькие следы от лапок.

Ползет змея в очках. Очки вдруг потеряла. Ползет она в большой тоске, ползет куда попало.

У сороконожки заболели ножки. Видишь на дорожке снятие сапожки?

Собираются около воспитателя отвечают на вопросы.

Внимательно слушают воспитателя.

Подходят к песочнице.

Приветствуют хозяина песочницы.

Внимательно слушают правила поведения в доме хозяина песочницы Пески.

Дети включаются в работу  с сухим песком.

Опускают в него руки. Проговаривают слова приветствия.

Говорят о своих ощущениях.

Дети кулачками с силой надавливают на песок.

Кончиками пальцев дети ударяют по поверхности песка, двигаясь в различных направлениях.

Расслабленными пальчиками рисуют волнистые линии в разных направлениях.

Движения всеми пальцами по песку.

Умеют отвечать на вопросы.

Умеют слушать внимательно.

Знают основную форму приветствия. Знают правила поведения при игре в песочнице.

Сформировано готовность раскрепощаться, налаживать взаимоотношения с другими.

Умеют анализировать свои ощущения и говорить о них окружающим.

Развита моторика пальцев рук.

Основная часть

Молодцы, ребята, я вижу, вы подружились с моими песчинками. Тогда я хочу рассказать вам одну сказку. А вы поможете ее мне построить? А чтобы вам было легче строить, я закрепила на мольберте иллюстрации.

Посмотрите, у меня на столе разложены разные игрушки для строительства сказки и еще много разных предметов, которые могут нам понадобиться. Слушайте внимательно, а кто знает эту сказку, будут помогать мне ее рассказывать. Мы начинаем. (Хозяин песочницы начинает рассказывать сказку периодически просит продолжить или досказать окончание фразы).

Жили-были в одном зимнем лесу лиса и заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца лубяная. Всю зиму звери играли и прыгали на лужайке. Катались с горы, по льду на реке, бегали наперегонки.

Наступила весна – у лисы избушка растаяла, а у зайца стоит по-старому. Вот лиса и попросилась у него переночевать, да его и выгнала.

Идет зайчик плачет, а навстречу ему собака:

- Тяф – тяф! О чем зайчик плачешь?

- А как мне не плакать. Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна у лисы избушка растаяла. Попросилась она ко мне переночевать да меня и выгнала.

- Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу.

Пошли они к избе. Собака как  залает:

- Гав-гав! Поди, лиса, вон!

А лиса им с печи:

- Как выскочу, как выпрыгну. Полетят клочки по закоулочкам!

Собака испугалась и убежала.

Идет зайчик плачет, а навстречу ему медведь:

- О чем зайчик плачешь?

- А как мне не плакать. Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна у лисы избушка растаяла. Попросилась она ко мне переночевать да меня и выгнала.

- Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу.

- Нет, не поможешь. Собака гнала – не выгнала, и тебе не выгнать.

- Нет, выгоню!

Пошли они к избе. Медведь как закричит:

- Поди, лиса, вон!

А лиса им с печи:

- Как выскочу, как выпрыгну. Полетят клочки по закоулочкам!

Медведь  испугался и убежал.

Идет опять зайчик плачет. Ему навстречу бык:

- Что плачь, зайчик!

- А как мне не плакать. Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна у лисы избушка растаяла. Попросилась она ко мне переночевать да меня и выгнала.

- Не плачь! Я твоему горю помогу.

- Нет, не поможешь. Собака гнала – не выгнала, медведь гнал – не выгнал, и тебе не выгнать.

- Нет, я, выгоню!

Пошли они к избе. Бык  как закричит:

- Поди, лиса, вон!

А лиса им с печи:

- Как выскочу, как выпрыгну. Полетят клочки по закоулочкам!

Испугался бык и убежал.

Идет зайка дорогою пуще прежнего плачет. Ему навстречу петух с косой:

- Ку-ка-ре-ку! О чем, плачешь, зайка?

- А как мне не плакать. Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна у лисы избушка растаяла. Попросилась она ко мне переночевать да меня и выгнала.

- Пойдем, я твоему горю помогу.

- Нет, не поможешь. Собака гнала – не выгнала, медведь гнал – не выгнал, бык гнал – не выгнал,  и тебе не выгнать.

- Нет, выгоню!

Пошли они к избе. Петух шпорами зацокал, крыльями захлопал  да как закричит:

- Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,

  Несу косу на плечах

        Хочу лису посечи,

        Слезай лиса с печи!

        Поди, лиса, вон!

Услыхала лиса, испугалась и говорит:

- Обуваюсь…

Петух опять:

- Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,

  Несу косу на плечах

        Хочу лису посечи,

        Слезай лиса с печи!

        Поди, лиса, вон!

Лиса опять говорит:

- Одеваюсь…

Петух в третий раз:

- Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,

  Несу косу на плечах

        Хочу лису посечи,

        Слезай лиса с печи!

        Поди, лиса, вон!

Лиса без памяти выскочила, и бросилась бежать, куда глаза глядят. А заяц с петухом стали жить дружно в одной избушке.

Ребята, как вы думаете, куда убежала лиса? А почему лиса не смогла жить с зайчиком?

Где теперь ее дом? Как помочь лисе? Что можно сделать, чтобы лиса нашла себе жилье?

Дети соглашаются.

Рассматривают игрушки. Внимательно слушают хозяина песочницы.

Дети моделируют на песке.

Создают ландшафт, первоначально расставляют фигурки и предметы.

Выполняют последующее перемещение по сюжету. Ведут диалог от имени героев.

Дети высказывают свое мнение.

Дети фантазируют и продолжают игру, решая сложившуюся проблему.

Развито умение применить полученные знания на деле.

Ориентируются в повседневных жизненных ситуациях.

Умеют фантазировать.

Развито умение сопереживать. Помогают искать выход из сложившейся ситуации.

Ритуал выхода

Хозяин песочницы Песка благодарит детей за совместную деятельность, за приложенные усилия, отмечает  чьи-то особые успехи или достижения, уточняет результаты, подводит итоги. Обещает, что в следующий раз он расскажет им другую сказку.

Воспитатель прощается с хозяином песочницы.

Теперь мои милые, протяните руки над песочницей и сделайте движение, как будто вы скатываете шарик. Теперь приложите его к сердцу и повторяйте за мной:

«Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились!

Предлагает детям поиграть в игру «Зайка серенький сидит»

Объясняют выбор решения проблемы и форму ее реализации.

Самостоятельно формулируют мысли. Развиты творческие способности  и фантазия.



Предварительный просмотр:

Самостоятельное осваивание ребенком песочницы

ребенок перебирает пальцами песок, оставляет отпечатки ладоней на песке, точечное рисование пальчиком и т.д.

Песочные следы

«Идёт медведь» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.Кончиками пальцев дорисовать пальчики …C:\Users\пользователь\Desktop\песочек\12.jpg

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползёт змея» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бежит сороконожка» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение

«Скачет воробей» - пальцы сжать в щепотку.

Импровизированный рисунок

используя массажный мячик, катая мяч ладошкой, создаем рисунок. Сначала выполняем ведущей рукой, потом – ведомой, а после – двумя одновременно.C:\Users\пользователь\Desktop\песочек\4484c3722dccb1f789ad4711656915cf.jpg.jpg

 

 Игра «Поймай солнечный луч»

используя фонарик-указку, водим световым лучом по песочнице, ребенок должен, не отрывая пальчика от песочницы, пройти путь светового луча. Можно менять руки.

 

 Игра "Кладоискатель”

в песочнице прячется любая фигура, а ребёнок должен его найти, ребенку сообщается  ее "координата” (Например:"Клад спрятан в верхнем углу”). Ребенок должен найти клад и на ощупь определить, что он нашел.

C:\Users\пользователь\Desktop\песочек\Pesochnitsa-3.jpg

Игра «Песочные каракули»

Ребёнок и взрослый по очереди рисуют каракули поверх друг друга.

Игра «Два барашка»

Участвуют 2 ребёнка. В песочнице чертится или выкладывается тропинка. Игроки «шагают» по ней пальцами навстречу, пока не упрутся друг в друга костяшками пальцев. В таком положении немного «бодаются» и «расходятся» обратно.

По тропинке рано

Повстречались два барана.

Друг на друга посмотрели,

Уступить не захотели

Игра «Куча-мала»

Участвуют 2-6 детей. Игроки выкладывают ладошки в песочницу, педагог немного припорашивает их песком. По сигналу педагога игроки начинают тихо шевелить пальцами, а потом замирают.

Песок – это богатая сенсорная среда, потому что бережно стимулирует работу сразу многих видов чувствительности. Работа с песком обладает успокаивающим и гармонизирующим эффектом

Песок -  это отличная среда для старта работы воображения и развития игровых навыков. Благодаря пластичности песка из него можно воссоздать практически любой образ из окружающей или сказочной действительности.

Песок – это терапевтический материал, потому что он обладает медиативными свойствами и даёт возможность отреагировать болезненный опыт.

Песок – это отличная обучающая среда, которая позволяет легко учить ребёнка, с его помощью можно раскрыть  любую лексическую тему, предоставить возможность  потрогать явления окружающего мира.

Песок – это поле для взаимодействия.

C:\Users\пользователь\Desktop\песочек\a0ded9f95718812f6b80d6d2270d5cc8.jpg

Рекомендуемая литература:

Зеленкова-Пешкова Н.В.

Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста.

Дерягина Л.Б. Лепим куличики, пускаем кораблики: развивающие игры с песком и водой для детей 1-3 лет

ЗейнцМ. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница

Игры с песком

для детей раннего возраста

C:\Users\пользователь\Desktop\песочек\pesok2_1.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игры-занятия ОО "Познание" младший дошкольный возраст Маша идет домой

занятие по математиике с использование дидактических игр...

Конспект игры-занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Поле чудес"

В игре закрепляются знания по развитию экологических представлений детей старшего дошкольного возраста....

Конспект игры-занятия с детьми дошкольного возраста с использованием педагогической песочницы «Путешествие в город Пескоград» в старшей группе.

Конспект игры-занятия с детьми дошкольного возрастас использованием педагогической песочницы«Путешествие в город  Пескоград»в старшей группе.Тема: «Путешествие в город Пескоград...

«Конспект игры-занятия с детьми дошкольного возраста с использованием педагогической песочницы в старшей группе»

laquo;Конспект игры-занятия с детьми дошкольного возрастас использованием педагогической песочницыв старшей группе»  Тема «Приключение лесных зверей»Возраст детей: старшая...

«Конспект игры-занятия с детьми дошкольного возраста с использованием педагогической песочницы во второй младшей группе» Тема: «В гости сказка к нам пришла (по мотивам сказки «Колобок»)»

laquo;Конспект игры-занятия с детьми дошкольного возрастас использованием педагогической песочницыво второй младшей группе»Тема: «В гости сказка к нам пришла (по мотивам сказки &laq...

«Конспект игры-занятия с детьми дошкольного возраста с использованием педагогической песочницы в произвольной возрастной группе»

Совершенствовать навыки коммуникативного общения;2.Воспитывать умение слушать друг друга;3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на проблемные ситуации, желание прийти на помощь.Познавательное разви...