Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе "Грибы-грибочки".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Вайман Светлана Валериевна

Конспект НОД "Грибы-гриьочки". Расширять знания детей о грибах, месте их произрастания, особенностях строения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект НОД "Грибы-грибочки"32.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Грибы - грибочки».

Цель: расширять знания детей о грибах, месте их произрастания, особенностях строения.

Образовательные области:

Приоритетная: «Познавательное развитие».

В интеграции: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Задачи приоритетной образовательной области:

«Познавательное развитие»

  • развивать интерес детей, любознательность и познавательную мотивацию;
  • закреплять знания правил поведения в лесу;
  • дать представления о некоторых съедобных и несъедобных грибах;
  • побуждать сравнивать съедобные и несъедобные грибы;
  • познакомить с правилами поведения в природе при сборе грибов;
  • развивать внимание, память, логическое мышление, пространственное воображение.

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:

«Речевое развитие»

  • развивать связную речь, умение отвечать на вопросы;
  • обогащать активный словарь: грибница, грибники, споры, желчный гриб, лукошко;
  • пополнять литературный багаж стихотворениями, загадками;
  • развивать умение уместно использовать связную диалогическую и монологическую речь.

 «Физическое развитие»

  • способствовать увеличению двигательной активности, направленной на развитие координации движений, развитие мелкой моторики.

«Художественно – эстетическое развитие»

  • развивать творческие способности детей, их воображение;
  • развивать умение видеть красоту природы.

«Социально-коммуникативное развитие»

  • воспитывать дружелюбие, умение работать в коллективе;
  • совершенствовать игровые навыки детей;
  • способствовать развитию общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми;
  • развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание.

Оборудование:

Для детей: шляпа грибника, картинки грибов, корзинка, белые кружочки, печенье.

Для воспитателя: экран, проектор, ноутбук, авторская мультимедийная презентация.

Конспект НОД:

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Этап 1. Вводная часть (3 минут)

Цель этапа: активизировать внимание детей, вызвать у них интерес и настроить на дальнейшую деятельность.

Цель этапа: организоваться и переключиться на новую деятельность.

1.1.Приветствие.

Цель: создать положительный настрой у детей.

Цель: установление зрительного, тактильного контактов. Участие в игре.

Воспитатель приглашает детей встать в круг.

Читает стихотворение, и выполняют упражнения в соответствии с текстом.

Солнце на небе проснулось,

Нам, ребята, улыбнулось.

Глазки тихо закрываем,

Руки к небу поднимают.

Лучик солнышка возьмём

И к сердечку поднесём.

Дети встают в круг, выполняют упражнения в соответствии с текстом. (1 раз).

- Ребята. Сейчас у нас осень. На улице с каждым дне становиться все холоднее, а в сердечках ваших поселилось тепло и добро. Давайте этим теплом поделимся, передадим через ладошки друг другу.

- Как приятно -  тепло, добро, хорошее настроение пошло по ладошкам. И пусть хорошее настроение останется у всех нас на протяжении всего дня.

Дети прикасаются ладошками друг к другу.

1.2.Мотивация.

Цель: заинтересовать детей; создать игровую мотивацию.

Цель: включиться в игровую ситуацию; осознать и принять поставленную задачу.

- Ребята, сегодня наш повар-Светлана Петровна решила приготовить вкусный грибной суп, но вот беда грибов у нее нет. Так как вы самые старшие в детском саду, Светлана Петровна просит нас сходить в лес за грибами.

- Ребята, поможем Светлане Петровне?

Ответы детей.

1.3.Целеполагание.

Цель: формировать представление о предстоящей деятельности; активизировать детей на поход в лес за грибами.

Цель: отправиться в лес за грибами.

- А можете ли вы пойти в лес сами, без взрослых?

- Нет.

- Вы правы. Поэтому в лес вы пойдете сегодня со мной.

- Во что мы будем собирать грибы?

- В корзину.

- Ребята, я понесу корзину, а вы беритесь за руки и цепочкой пойдем по извилистой тропинке в лес.

Берут друг друга за руки.

1.4.Актуализация знаний детей.

Цель: закрепить правила поведения в лесу.

Цель: вспомнить правила поведения в лесу.

- Пока мы идем, напомните, как нужно вести себя в лесу?

- Нельзя шуметь в лесу, ломать ветки деревьев, внимательно смотреть под ноги, чтобы не наступить на грибы, не повредить муравейники и т.д.

Этап 2. Основная часть (22 минуты)

Цель этапа: дать представление о некоторых съедобных и несъедобных грибах, месте их произрастания, особенностях строения.

Цель этапа: познакомиться со съедобными и несъедобными грибами; принять участие в сборе грибов.

- Вот, ребята, мы и пришли в лес.

Экран открывается.

Слайд №1 – «Избушка и Лесовичок»

- Ребята, смотрите здесь чья-то избушка. Хотите узнать, кто в ней живет?

- На лесной опушке

В маленькой избушке

Поживает старичок,

Старичок-Лесовичок.

Много дел у старичка,

Старичка-Лесовичка.

День-деньской он всё хлопочет,

Лес красивым сделать хочет.

Если детки в лес идут,

Старичок наш тут как тут:

Всё в лесу покажет,

Обо всём расскажет.

- Здравствуй, Старичок-Лесовичок! Мы пришли в лес, чтобы собрать грибы. Пожалуйста, помоги нам.

- Лесовичок, зовет нас на полянку. Проходите и садитесь.

Дети садятся на палас возле экрана.

Слайд №2 -  «Полянка с грибами»

- Ребята, посмотрите, сколько на этой полянке грибов.

- Старичок-Лесовичок нам сейчас расскажет о грибах, которые растут в лесу.

Беседа о съедобных грибах.

Цель: дать представление о некоторых съедобных грибах, месте их произрастания, особенностях строения.

Цель: послушать рассказ о грибах.

- Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов. 

Слайд №3 – «Схема гриба»

- Посмотрите, что есть у грибов

- Ножка и шляпка.

- Правильно, ножка, шляпка, корни – грибница. Грибы размножаются спорами. Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов. Когда грибы созревают, споры падают на землю. Из спор вырастают маленькие грибочки. Через корни – ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества. Людей, которые идут в лес за грибами, называют грибниками. Настоящие грибники берегут лес и никогда не дёргают грибы из земли с корнем, так можно повредить грибницу, тогда не вырастут на этом месте маленькие грибочкиГриб нужно аккуратно срезать ножом.

- Давайте посмотрим поближе, какие грибы расту в лесу.

Слайд №4 – «Белый гриб»

- Белый гриб растет под елкой,

  Любит прелые иголки.

  Загляни под елку смело –

  Там растет грибочек белый!

- Ребята, посмотрите, вот он какой – белый гриб. Белый гриб – боровик растёт в сосновом и еловом лесу. Шляпка у него мясистая, упругая, светло серая или коричневая. Ножка толстая – белая. Белые грибы сушат, а потом варят из них суп. Это съедобный гриб, он очень вкусный, не зря его называют царем грибов.

Слайд №5 – «Лисички»

- А вот еще один съедобный гриб. Он называется лисичка, потому что похож на лису. Как вы думаете, почему?

- Похож по цвету.

Слайд №6 – «Опята»

- Нет грибов, дружней, чем эти,

  Знают взрослые и дети.

  На пеньках растут в лесу,

  Как веснушки на носу!

- Знаете, как называются эти грибы?

- Опята.

- Это опята – дружные ребята, растут они большими семьями на пеньках. Они небольшого размера, на тонкой ножке с «юбочкой» и коричневой шляпкой с чешуйками.

Слайд №7 – «Подосиновик»

- А эти грибы всегда растут под деревом – осиной, поэтому называются подосиновики. Посмотрите, какие у этих грибочков симпатичные небольшие красные шапочки и крепкие ножки.

Слайд №8 – «Подберезовик»

- Есть еще гриб – подберезовик. Как вы думаете, возле какого дерева он растет?

- Под березой.

Экран закрывается.

- Все эти грибы съедобные. Как вы думаете, почему их так называют?

- Потому что их можно есть.

- Верно, съедобные грибы сушат, жарят, солят, готовят из них супы и другие вкусные блюда.

- Кроме этих грибов в лесу еще много съедобных грибов, но о них вам расскажем в следующий раз.

- А сейчас, ребята, Старичок-Лесовичок, приглашает нас поиграть.

С помощью считалочки воспитатель выбирает грибника и дает ему шляпу – отличительный знак.

Вот поляночка лесная,

Здесь съедобные грибы.

Всех в игру я приглашаю,

Мы играем, водишь ты!

Игра «Грибник и грибочки»

Цель: профилактика утомляемости детей.

Цель: развитие внимания и быстроты реакции.

«Грибник» (выбранный считалочкой ребенок) и «грибочки» (остальные дети) приседают, «грибы» держат руки над головой, изображая шляпки. Звучит быстрая музыка, «грибы» убегают в разные стороны, «грибник» ловит их. Игра повторяется 2-3 раза.

Играют в игру.

- Старичок-Лесовичок зовет нас снова на полянку. Присаживайтесь.

Беседа о ядовитых грибах.

Цель: дать представление о некоторых несъедобных грибах, месте их произрастания, особенностях строения.

Цель: рассмотреть ядовитые грибы.

- Ребята, а какие еще грибы, кроме съедобных, вы знаете?

Ответы детей.

- Верно, есть еще грибы, которые ни в коем случае нельзя есть! Они называются несъедобные (ядовитые) грибы. Давайте узнаем, как они выглядят.

Экран открывается.

Слайд №9 – «Мухомор»

- Что это за гриб?

- Мухомор.

- Какого цвета у мухомора шляпка?

- Красная с белыми точками.

- А ножка?

- Тонкая, белая с юбочкой.

- Посмотрите, какой он яркий и красивый, его видно в лесу издалека. Но трогать его, а тем более есть, ни в коем случае нельзя!

- Когда мухомор состарится, края его шляпки загнуться кверху, и он превратится в блюдечко. Пройдёт дождь, в блюдечке останется вода. Не простая – ядовитая. Напьётся этой воды муха и погибнет. Поэтому и называют его Мухомор.

Слайд №10 – «Бледная поганка»

- Вот еще ядовитый гриб – бледная поганка. У этого гриба длинная тонкая ножка и бледно-серая шляпка. Запах у нее неприятный.

- Есть ядовитые грибы, которые очень похожи на съедобные, вот как эти – ложные опята.

Слайд №11 – «Ложные опята»

- Ложные опята отличаются яркой шляпкой, желтой или красной, без чешуек. У ложных опят нет «юбочки» на ножке как у настоящих съедобных опят.

Слайд №12 – «Желчный гриб»

- Желчный гриб, тоже относится к ядовитым грибам. Он имеет толстую подушковидную шляпку, её цвет бывает золотистого или рыжего с серым оттенком.

Экран закрывается.

- Теперь вы знаете, какие грибы - съедобные, а какие – ядовитые.

- Старичок-Лесовичок хочет напомнить нам еще правила сбора грибов.

Слайд №13 – «Привила сбора грибов»

1. Грибы можно собирать только со взрослыми, которые хорошо знают лес;

2. Не срывать, не топтать ядовитые грибы - они нужны многим жителям леса;

3. Не раскапывать палкой грибницу - она может высохнуть, не покрытая листвой;

4. Не собирать грибы у проезжей части;

5. Собирать только известные грибы;

6. Не срывать старые и очень маленькие грибы;

7. Срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их - можно повредить грибницу.

- Ребята, а сейчас Старичок-Лесовичок прощается с нами и разрешает нам собрать грибы на его полянке.

Экран закрывается.

Игра «Что в лукошко мы берем?»

Цель: упражнять детей различать съедобные и несъедобные грибы.

Цель: собрать грибы.

Воспитатель подводит детей к полянке с грибами.

Дети собирают съедобные грибы, а ядовитые оставляют.

- Ребята, давайте посмотрим, нет ли в корзине среди съедобных грибов ядовитые.

Проверяют собранные грибы.

- Вот и набрали мы грибов. Нам пора возвращаться в детский сад. Беритесь за руки и идем за мной.

Берут друг друга за руки.

Этап 3. Заключительная часть (5 минуты)

- Ребята, вот мы и вернулись в детский сад. Прошу встать всех в круг.

Дети встают в круг.

3.1.Подведение итогов.

Цель: уточнение  уровня  достижения детьми целей и задач, получение обратной связи, активизация словаря.

Цель: получить положительную оценку своей деятельности.

- Ребята, где мы сегодня были?

- Какая цель была нашего похода в лес?

- Выполнили мы ее?

- Ребята, что для вас было самым интересным и удивительным в лесу?

- А что для вас было трудным в нашем путешествии?

Ответы детей.

3.2.Рефлексия.

Цель: выявить отношение детей к путешествию; определить эмоциональное состояние детей к концу деятельности.

Цель: выразить свое отношение к оказанной помощи.

- Ребята, вам понравилось собирать грибы?

- А сейчас я предлагаю вам взять по белому кружочку. Если вам легко и интересно было в лесу, тогда прикрепите этот кружочек на мухомор. Если же вы столкнулись с трудностями, и вам было неинтересно в лесу, тогда кружочек прикрепите на белый гриб.

Дети выполняют задание.

3.3.Сюрпризный момент.

Повар:

- Ребята, вы собрали для меня грибов?

- Какие вы молодцы.

- Вы, наверное, устали?

- Поэтому, пока вы были в лесу, я испекла вам печенье в виде грибочков.

- Угощайтесь мои помощники.

Ответы детей.

Угощаются печеньем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию для подготовительной к школе группы по теме: "Знакомство с деревянным зодчеством г.Торопца"

Цель данного занятия - знакомство детей с особенностями деревянного зодчества Тверского края (г.Торопца), воспитание устойчивого интереса к местной архитектуре, умения замечать прекрасное в обыденной ...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Тундра-климатическая зона России."

Я хочу поместить в помощь воспитателям детских садов конспект по познавательно-речевому развитию на тему :"Тундра-климатическая зона России." В нём в занимательной интересной форме раскрыты особенност...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Откуда хлеб на стол пришёл"

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Откуда хлеб на стол пришёл" Программное содержание: Познакомить детей с трудом хлеборобов. Закрепить знания ...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Наш дом - Земля"

Если в младшем возрасте, дети могут прослеживать только единичные связи, то в старшем - при последовательной работе - понимать связи комплекса признаков. Дети старшего дошкольного возраста способны ос...

конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Знакомство с морскими обитателями"

Этому занятию предшествовала большая предварительная работа. Были проведены занятия по ознакомлению с природой: знакомство с жизнью дельфинов и китов, по изобразительной деятельности: лепке, рисованию...

Конспект занятия, по познавательному развитию в подготовительной группе . Тема: «Пять помощников человека»

:  Предлагаю конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы 6-7 лет ,по теме «Пять помощников человека».Данный материал будет полезен воспитателям старши...

Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»

Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной  группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей  подготов...