Ёлочка-красавица
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему

Родионовская Алёна Сергеевна

Конспект НОД по познавательному развитию

Скачать:


Предварительный просмотр:

I.Пояснительная записка к занятию

Тема занятия: «Ёлочка – красавица».

Тип НОД: интегрированное, познавательно-исследовательское занятие.

Возрастная группа: первая младшая группа.

Место занятия в изучении темы: ознакомительное занятие по познавательному развитию при реализации месячного проекта «Новогодний праздник».

Цель НОД:

  • развитие познавательных действий, формирование первичных представлений детей об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях.  

Задачи приоритетной образовательной области:

"Познавательное развитие":

  • обогащать опыт детей по практическому освоению окружающего мира;
  • развивать тактильное восприятие, умение обследовать предметы окружающего мира (иголочки у елочки, шишки, семена из шишек);
  • развивать представления детей о дереве елочке (где растет, части елочки: ствол, веточки, иголочки; кто "дружит" с елочкой);
  • развивать представления об обитателях леса (зверях, птицах), умение различать и называть животных;
  • развивать умение различать количество предметов: один много;
  • привлекать внимание к предметам контрастных размеров: большой-маленький; развивать умение сопоставлять предметы по величине, называть цвета предметов (шариков);
  • формировать представление о ёлочных игрушках;
  • развивать пространственные представления.

Задачи в интеграции образовательных областей:

"Речевое развитие"

  • формировать умение называть свойства предметов: большой, маленький, колючий, пушистый и др.;
  • развивать интерес к играм-действиям под звучащее слово;
  • формировать умение отвечать на простейшие вопросы;
  • воспитывать желание слушать стихотворения;
  • формировать умение понимать значение предлогов (под, на, у).

"Социально-коммуникативное развитие":

  • развивать интерес детей к совместным играм, формировать положительный эмоциональный настрой;
  • развивать общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • содействовать накоплению опыта доброжелательных отношений со сверстниками.

"Художественно-эстетическое развитие":

  • воспитывать желание слушать стихотворения;
  • развивать интерес к играм-действиям под звучащее слово, развивать выразительность движений;
  • совершенствовать умение выполнять плясовые движения в кругу, менять движения с изменением содержания песни.

"Физическое развитие":

  • развивать мелкую моторику детей;
  • воспитывать навыки опрятности, способствовать сохранению здоровья детей (точечный массаж).

План НОД:

  1. Вводная часть (1 мин.).
  2. Основная часть (8 мин.).
  3. Заключительная часть (1 мин.).

Планируемые результаты

Ребенок проявляет любознательность, интерес к совместным играм со взрослым и с детьми; эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям; принимает условную игровую ситуацию и игровую задачу.

Ребенок активно участвует в исследовательской деятельности; умеет слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Ребенок различает некоторые деревья ближайшего окружения (ёлку), лесных животных.

Ребенок отвечает на вопросы, общается в диалоге со взрослым, повторяет несложные фразы, использует в речи некоторые пространственные предлоги, слушает доступные по содержанию стихотворения.

Ребенок воспринимает и воспроизводит движения, показываемые взрослым (притопывание ногой, «пружинка», кружение).

Приемы работы: художественное слово, указания, помощь, вопросы, рассматривание и обследование предметов, повтор ребенком слов, фраз за воспитателем, совместное выполнение действий, поощрение, танец.

Цель применения ИКТ на данном занятии:

  • привлечь внимание детей, вызвать интерес к деятельности;
  • активизировать познавательную активность детей.

Обоснование целесообразности применения ИКТ на данном занятии:

Компьютерная презентация помогает формировать у детей представления о ёлочке, о лесных животных; помогает детям зрительно увидеть, где растет елочка, кто «дружит» с елочкой; активизирует внимание детей, поддерживает мотивацию при выполнении речевых упражнений; повышает эффективность образовательной деятельности.

Предпосылки УУД:

Коммуникативные – умение слушать и отвечать на вопросы, обращаться за помощью, выражать благодарность, участвовать в совместной деятельности;

Познавательные - умение выделять признаки и свойства объектов окружающего мира, умение понимать пространственные отношения;

 Регулятивные -  умение осуществлять действия по заданному правилу, умение слушать взрослого и выполнять его инструкции;

Личностные – умение оценивать свои поступки, желание помогать друг другу.

Используемое оборудование: мультимедийная система для показа компьютерной презентации, презентация "Елочка в лесу живет", игра с прищепками "Елочки и игрушки", искусственная елочка, еловые веточки и шишки для каждого ребенка.

II. Содержательная часть

2.1. Конспект занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I.Вводная часть (1 минута)

1.1.Приветствие «Просыпайся»

Цель: создание доброжелательной атмосферы, эмоциональной безопасности.

Цель: переключение на новую деятельность, участие в игре.

- В круг скорее становитесь

И друг другу улыбнитесь!

Дети встают в круг.

- Ладошки, просыпайтесь, похлопайте скорей!

Ножки, просыпайтесь, спляшите веселей!

Ушки мы разбудим, лобик разотрем,

Носиком пошмыгаем и песенку споем:

«Доброе утро! Доброе утро!

Доброе утро всем, всем, всем!

Выполняют действия в соответствии со словами стихотворения.

1.2.Мотивация, целеполагание

Цель: создать положительную мотивацию на образовательную деятельность, сформировать представление о предстоящей деятельности.

Цель: осознать и принять поставленную задачу.

- Ребята, посмотрите, кто же это к нам в гости спешит?

Вносит елочку.

- Ёлочка.

- Ёлочка к ребятам в гости пришла. Хотите подружиться с ёлочкой?  Садитесь на стульчики.

Ответы детей.

II. Основная часть (8 минут)

1. Беседа, исследовательская деятельность - рассматривание еловой веточки.

Цель: формировать представления о елочке, о ее строении, выявить особенности еловой веточки.

Цель: ответить на вопросы воспитателя, рассмотреть еловую веточку, потрогать еловые иголочки.

- Сегодня у нас в гостях елочка.

Посмотрите, какая елочка пушистая, зеленая.

Выбрал папа елочку

Самую пушистую,

Самую пушистую,

Самую душистую…

Елочка так пахнет –

Мама сразу ахнет!  А.Усачев.

Рассматривают елочку, слушают стихотворение.

- Наша елочка стройная. У елки есть ствол, вот он какой, посмотрите: высокий, прямой.

Поднимите руки вверх, покажите, какой высокий ствол у елки.

Дети выполняют задание.

- Еще у елки есть ветки, а на ветках растут иголки-хвоинки. Какого цвета иголки у елки?

- Зеленые.

- А еще на ёлочке растут шишки. Вот такие.

Рассматривают.

- Посмотрите, ёлочка принесла вам свои еловые веточки.  Возьмите по веточке. Понюхайте, как ветка пахнет.

Нюхают ветку.

- Иголки колючие. Потрогайте иголочки.

Дети трогают иголки у веточки.

- Какие иголочки у ёлочки?

- Колючие.

2. Пальчиковая гимнастика «Ты нас, елка, не коли»

Цель: развивать мелкую моторику, побуждать проговаривать слова.

Цель: выполнить действия по игре, проговаривать слова.

Перед нами ёлочка,

Шишечки,

Показывают раскрытые ладошки, кулачки.

Иголочки.

Вытягивают указательные пальцы вверх.

Не коли нас, ёлочка,

Веточкой мохнатой.

Грозят пальцем

Спрячь свои иголочки

Дальше от ребяток.

Повторяется 2 раза

Хлопки в ладоши.

3. Игровое упражнение «Кто дружит с елочкой»

Цель: формировать представления детей о том, где растет ёлочка, кому она «помогает»; рассмотреть еловую шишку, семена ёлочки.

Цель: рассматривать картинки, отвечать на вопросы воспитателя; потрогать еловую шишку, вытряхнуть из шишки семена, рассмотреть их.

Включается проектор, экран открывается.

Слайд 1. «Ёлочка в зимнем лесу»

- Ёлочка живет в лесу. В нем много-много разных деревьев, много и ёлочек – подружек.

Рассматривают картинку.

Слайд 2. «Ёлочка с шишками»

- На ёлочке растут шишки, а в шишках есть семена.

Рассматривают шишки.

Экран закрывается

Показывает шишку и семена, раздает каждому ребенку шишку и предлагает вытряхнуть из шишки семена на тарелочку.

- Возьмите в руки шишку, потрогайте её чешуйки, а теперь потрясите тихонечко шишечку, и семена выпадут на тарелочку. Посмотрите, какие они маленькие.

- Поставим тарелочки на поднос.

Рассматривают шишку, вытряхивают из нее семена и рассматривают их.

Экран открывается.

Слайд 3."Белка на елочке"

- Кто живет на елочке?

- Что белка любит кушать?

- Белка.

- Семечки из шишек.

Слайд 4."Зайчик под елочкой"

- А кто это прячется под елочкой?

- Заяц тоже дружит с елочкой. Он прячется под елочкой в снегу от лисы, волка.

- Заяц.

Слайд 5."Медвежья берлога под елкой"

- Как на елке

Снег, снег!

И под елкой

Снег, снег!

Кто под елкой спит?

- Медведь спит в берлоге под елкой.

- Медведь.

Слайд 6."Лиса и волк бегут под елочкой"

- Кто еще с ёлочкой дружит, под ёлочкой пробегает?

-Волк, лиса.

Слайд 7."Птицы на елочке. Клёст."

- А еще кто дружит с елочкой?

- Птицы дружат с елочкой. Вот это птица - клёст. Она очень любит еловые семена из шишек.

Вот какая елочка приветливая, с ней все дружат. И мы с вами тоже дружим с елочкой?

- Птицы.

- Дружим.

Экран закрывается.

4. Физкультминутка "Ёлочка"

Цель: профилактика переутомления, координация речи с движением, развитие творческого воображения, обогащение словаря.

Цель: выполнить движения по показу воспитателя.

-Давайте расскажем и покажем, где живет елочка и с кем дружит. Вставайте в круг.

Встают в круг.

Ёлочка в лесу жила,

Потихонечку росла.

Дети сидят на корточках, встают на ноги, поднимают руки и опускают их через стороны вниз.

Просыпалась по утрам,

Улыбалась воробьям.

Потягиваются, улыбаются.

Стряхивала снег с макушки,

Играла в шишки-погремушки.

Машут руками,

Стучат кулачком о кулачок.

Ветер с елочкой играл,

Дул тихонько и качал.

Дуют.

Руки вверх, качают руками.

Солнце на нее светило,

Нежно ветви золотило.

Кулачки сжимают и разжимают.

Птицы в гости прилетали,

Семена ее клевали.

Машут руками.

"Клюют" по коленочкам.

Зайцы в гости прискакали.

Прыгают, руки согнуты в локтях у груди.

И под елкой крепко спали.

Присаживаются, кладут ладони под щеку, закрывают глазки.

5. Игра с прищепками "Прикрепи игрушки к елочке"

Цель: формировать представление о ёлочных игрушках, развивать мелкую моторику.

Цель: прикрепить игрушки к елочке.

Раскладывает картинки с изображениями большой и маленькой елочки.

- Посмотрите, сколько у нас елочек. Ёлочки здесь большие и маленькие.

Дети выбирают елочку.

- Лена, покажи маленькую ёлочку. Саша, а ты - большую ёлочку.

Дети показывают елочки.

- Давайте украсим ваши ёлочки красивыми шариками.

Посмотрите, какие шарики лежат в коробочке?

-Большие и маленькие.

- Какого цвета шарики?

Называют цвета шариков.

- К большой елочке прикрепим прищепками большой шарик, а к маленькой - маленький.

Вызывает детей, помогает детям, напоминает способ выполнения работы, подсказывает, поощряет.

Дети прикрепляют шарики.

- Лена, сколько шариков прикрепили к большой елке?

- Один.

- А к маленькой ёлочке сколько?

- Один.

- Прикрепим еще шарики к ёлочкам.

Прикрепляют шарики.

- Сколько теперь шариков на большой ёлочке? А на маленькой?

- Много.

- Вот как мы наши ёлочки нарядили, шарами украсили.

3.Логоритмическое упражнение Ёлочка"

Цель: развивать умение выразительно выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения.

Цель: красиво показать, как сверкают шарики.

У ребяток наших

Ёлочка большая,

Поднимают руки вверх

Огоньки на елке

Весело сверкают.

"Фонарики"

Что за чудо, чудо-ёлка 

Хлопают в ладоши.

Все зелёные иголки

Поднимают указательные пальцы вверх

В бусинках и шариках, 

"Пружинка"

В жёлтеньких фонариках!

Кружатся на месте.

III. Заключительная часть (1 минута)

1.Итог занятия

Цель: подвести итог занятия, снять умственное и эмоциональное напряжение обобщить знания детей, создать мотивация для дальнейшей деятельности.

Цель: получить положительную оценку своей деятельности.

- Посмотрите, ребята, как наша елочка радуется за своих нарядных подружек!

- А где растут ёлочки?

- В лесу.

- С кем дружат ёлочки?

- С белкой, зайцем и т.д.

- А какие иголочки у ёлочки?

- Зеленые, колючие.

2. Рефлексия

Цель: выявить отношение детей к деятельности; мотивировать детей на дальнейшее продолжение игру.

Цель: ответить на вопросы воспитателя, высказать свое желание продолжить игру.

- А вам понравилось играть с ёлочкой?

- Давайте украсим нашу гостью новогодними красивыми игрушками?

Высказывают желание. Идут украшать ёлочку с воспитателем.

2.2. Информационные ресурсы

1. Быкова Н.М. Игры и упражнения по развитию речи. 0 СПб.: ООО .: ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2010.

2. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, Первая младшая группа. –Волгоград: Учитель, 2012.

3.Литвинова О.Э. Познавательное развитие ребенка дошкольного возраста. - СПб: ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2015.

4.Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду. авт.-сост. О.Н. Арсеневская. - Волгоград: Учитель. 2016.

5. Картинки: https://yandex.ru/images.

6. http://songspro.ru/12/Muzyka-N-Bahutovoy-Slova-Z-Aleksandrovoy/tekst-pesni-Elochka.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 8

Источники: 1. https://yandex.ru/images


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект на тему: "Ёлочка красавица, детям очень нравится"

проект для детей младшего дошкольного возраста, основными направлениями являются социально-нравственное, познавательно-исследовательское развитие, развитие продуктивной деятельности, приобщение к худо...

Новогодний утренник. для 1 младшей группы «Ёлочка красавица в гости к нам идёт»

«Ёлочка красавица в гости к нам идёт»Дети  под музыкальное сопровождение входят в зал, становятся вокруг елки.Воспитатель. Посмотрите, как у нас красивоА елочка, какая нарядная стоитИгрушками шар...

Коллективная работа "Ёлочка красавица"

Эту ёлочку мы с детьми делали из лодошек, им очень понравилось, но больше всего они были восторге  наклеявая  шарики со сваими фотографиями....

Познавательно-творческий проект «Ёлочка-красавица»

Цели проекта:1.    Формировать и расширять знания детей о природе2.    Организовать сотрудничество с родителямиЗадачи проекта: Познакомить детей с многообразием окру...

Совместная образовательная деятельность на тему: "Ёлочка-красавица" для детей 2-3 лет

Данный материал направлен на:-ознакомление с новым приёмом рисования "тычком",-развитие эстетического восприятия, мышления, мелкй моторики рук;-побуждение детей к дополнению нарисованного изображения ...

"Ёлочка -красавица!"

Праздник предназначен для детей I младшей группы...

Проект" Ёлочка- красавица".

Расширение представления детей о празднике новогодней ёлки....