Конспект образовательной деятельности по «Познавательному развитию» («Познаю мир» РМО ) «Планета Земля – наш общий дом.»
материал по окружающему миру (старшая группа) на тему

Тимошенко Марина Николаевна

Задачи образовательной деятельности:  дать детям представления о том, что планета Земля – это огромный шар, большая часть которого покрыта водой. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди;

познакомить детей  с условными обозначениями суши, воды на карте и глобусе, с названиями и расположением материков на карте;

расширять знания детей о многообразии народов, населяющих нашу планету;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное

учреждение «Касторенский детский сад «Сказка»

Касторенский район Курская область.

Конспект образовательной деятельности

по «Познавательному развитию»

(«Познаю мир» РМО )

«Планета Земля – наш общий дом.»

 в старшей группе №2

Воспитатель:

                                                Тимошенко Марина Николаевна

2018 год.

Пояснительная записка к непосредственной образовательной  деятельности по познавательному развитию

««Планета Земля – наш общий дом»

Воспитатель:

                                                Тимошенко Марина Николаевна

            Образовательная деятельность, познавательное развитие, образовательная область познаю мир, составлена в соответствии с Программой « Радуга» под редакцией  Т. Н. Дороновой.

В процессе образовательной деятельности происходила интеграция следующих образовательных областей: «Социально – коммуникативное», «Познавательное», « Речевое»,  « Физическая», «Художественно – эстетическое».

             Представленный конспект построен в соответствии  с дидактическими и общепедагогическими принципами:

Принцип непрерывности (образовательная деятельность была построена на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей),

 Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес).

Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).

Принцип системности (игровое и обучающее пространство систематически совершенствуются, дополняя друг друга).

Принцип психологической комфортности.

Цель образовательной деятельности: расширять представление о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком; 

Задачи образовательной деятельности:  дать детям представления о том, что планета Земля – это огромный шар, большая часть которого покрыта водой. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди;

познакомить детей  с условными обозначениями суши, воды на карте и глобусе, с названиями и расположением материков на карте;

расширять знания детей о многообразии народов, населяющих нашу планету;

развивать воображение, творческое мышление, развивать речь, свободного общения; расширить пассивный и активный словарь: глобус, карта, материки - Евразия, Африка, Австралия, Северная и Южная Америка, Антарктида, океаны – Тихий, Северный ледовитый, Атлантический, Индийский, экватор, Северный и Южный полюс;

воспитывать дружеские взаимоотношения, положительное отношение к окружающему миру.

Для достижения цели были использованы такие методы и приёмы:

- игровой;

-наглядный;

- загадывание загадок;

- художественное слово;

- слушание  детских песенок.

       Непосредственно образовательная  деятельность организованна  с детьми 5-6 лет и состоит из  нескольких этапов, которые предусматривают быструю смену деятельности. Все этапы логичны и последовательны, подчинены одной теме.  

      Вводная  часть  непосредственной  образовательной  деятельности  предполагает  организацию  детей:  переключение  внимания  на  предстоящую  деятельность,  стимуляцию  интереса  к  ней,  создание  эмоционального  настроя. Для повышения мотивации к участию в предстоящей деятельности был организован игровой момент «Полет в космос».

 В основную часть НОД включены:  беседа о планетах солнечной системы, стихи, загадки, рассматривания глобуса, карты.

С  целью  снятия  статического  напряжения,  повышения  умственной  работоспособности,  снижения  утомления  запланирована малоподвижная игра «Воздушный пузырь».

В заключительной части образовательной деятельности рисование «Карта дружбы»

 

Предварительная работа: знакомство детей с глобусом и картой, рассматривание тематических иллюстраций, чтение сказок народов мира.

Планируемые результаты: подвести к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на Земле есть жизнь;

Оборудование: глобус, карта мира, картинки с планетами солнечной системы, иллюстрации народов, записи космической музыки, ватман с изображением планеты Земля, гуашь, влажные салфетки.

Ход занятия.

Дети посмотрите, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся!  Сегодня у нас образовательная деятельность познавательное развитие, познаю мир. Тема «Планета земля – наш общий дом». Я знаю, вы любите путешествовать. Сегодня мы с вами полетим в космос. На чём мы полетим? Да, на ракете. Делаем кружок и начинаем искать своё место в ракете.

Ждёт нас быстрая ракета

Для прогулки по планетам.

На какую захотим

На такую полетим,

Но есть один секрет        

Опоздавшим, место нет.  (Детская песенка «Ракета».)

  Ребята, вот мы с вами и в космосе. Что вы видите? Солнце. Планеты.

Какие вы знаете планеты?

 Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Земля, Венера, Марс, Меркурий, Плутон.  Планеты имеют форму шара. ( Показываю планеты.)

 А это Солнце.  Все эти планеты вращаются вокруг Солнца. И всё это называется Солнечной системой. Солнце – это звезда - огромный раскалённый шар. Этот шар излучает тепло и свет, который так необходим всему живому - людям, животным, растениям.  Солнце раздает тепло своим ближайшим планетам. Правда, тем планетам, которые очень близко к Солнцу (Меркурий и Венера) очень жарко, а тем, которые находятся дальше Марса очень холодно, потому что до них теплые лучи почти не достают.  

 Ребята, скажите,  чем отличаются между собой планеты?

 Размером, цветом, расположением.

 Ребята, на какой планете мы с вами живём?

  Мы Земляне – жители планеты Земля. Посмотрите, какой сверкающий голубой шар!  Почему наша планета кажется голубой?

Голубой наша планета кажется из-за большого количества воды и воздуха, который ее окружает. Наша Земля разноцветна и очень красивая, потому что она живая: на ней живут растения, животные и много людей. Планета Земля, от солнца третья по счёту,  не так жарко и не так холодно, есть воздух – можно дышать, есть пресная вода – можно пить, есть чем питаться.  Только на нашей Земле есть жизнь.

Земля нам всех планет родней!

Ведь мы с тобой живём на ней,

И любим мы её просторы

Её леса, моря и горы!

Сейчас я вам предлагаю вернуться  домой, на нашу планету Земля.  

Закрываем глазки.  Начинаем отсчёт: 5,4,3,2,1 пуск  полетели.  (Детская песенка «Ракета».)

Вот мы и дома. Отгадайте загадку.

У меня в ладонях страны,

Реки, горы, океаны,

 Догадались, в чём тут фокус?

Я держу руками….  (Глобус.)

Глобус –  это крохотная модель земного шара.  Вы видите, что глобус вращается вокруг своей оси. (Вращает глобус.) Так же вращается Земля вокруг Солнца. Что обозначает на глобусе синий цвет?

 Это океаны и моря.

Дима, покажи океаны.

  Белый цвет на глобусе – это снег и лед.

Ваня покажи снег, лёд.

 Коричневый цвет – это горы.

 Желтый – пустыни.

Зеленый – равнины.

Варя покажи равнины.

 Ребята, посмотрите на глобус: можно ли на нем увидеть, где находятся разные страны? (Нет) А что нам в этом поможет?

Давайте отгадаем загадку:

Государства и моря —
Все на стенке у меня.

Дети: - Это карта.

Карта – это тоже изображение нашей Земли, но толь на плоскости. Большие участки суши, которые со всех сторон окружены водой, называют МАТЕРИКАМИ.  Самый маленький материк называется Австралия – его название можно расшифровать как «Остров кенгуру». Мы с вами живем на самом большом материке, который называется Евразией. Самый жаркий материк, где не бывает зимы, всегда лето - это Африка.  Два материка смотрите, словно держаться друг за друга - это Северная и Южная Америка. Самый холодный материк, на нем люди не живут, только пингвины – Антарктида.

 А теперь отгадайте загадки и скажите, как называются материки:

Там снуют акулы, прыгают гориллы.

Страшные «большие злые крокодилы

Будут вас кусать, бить и обижать».

Помните то место, где нельзя гулять?

(Африка.)

Кто покажет Африку?

Здесь, среди полярных льдин,

Важно топчется пингвин (Антарктида)

Лишь в стране большой, зелёной

Кенгуру живёт смышлёный.

Он своих детей не бросит,

Он с собой их в сумке носит.

(Австралия.)

 Вода занимает большую часть поверхности – это океаны, моря, реки и озёра. Посмотрите: вот Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан, Северный Ледовитый океан.

А кто живёт в океанах, морях, реках?

Рыбы, морские животные.

Середина земли называется Экватором. Экватор расположен ближе к солнцу, поэтому на экваторе жарко и не бывает снега.

Самое холодное место на Земле - это южный полюс, он размещается внизу.  Здесь вечные льды и морозы. Так же холодно на северном полюсе - самая верхняя точка. Потому что там мало солнца. Наша планета круглая,  солнце нагревает ее неодинаково, на полюса попадает очень мало солнечных лучей. Лучики слегка лишь касаются полюсов, а полгода солнце вообще не заглядывает туда. Тогда там идёт полярная ночь.

 Обратите внимание, на каждом материке показано много разноцветных пятен. Они обозначают разные стран. Стран очень много. Просто не сосчитать!

Какие страны вы знаете?

 В какой стране живём мы?

Кто покажет мне Россию?

 Есть страны очень большие, такие как США, Канада, Китай, Россия.Россия самая большая страна в мире. Она расположена в двух частях света в Европе и Азии. Есть страны не большие Италия, Испания, Бразилия. Есть страны очень маленькие, например Монако – государство, которое состоит из одного города.

(Показываю иллюстрации разных народов)

А как вы думаете, чем отличаются жители разных стран друг от друга?

Цветом кожи, языком, обычаями и традициями.

 А есть что-то, что нас всех объединяет?

 Люди похожи по внешности (руки, ноги, глаза, уши и т.д.), занимаемся одними делами (спорт, музыка, читаем книги, рисуем, ходим в детский сад, школу и т.д.), живем на одной планете.

 

И все дети в мире любят воздушные шарики, правда? Давайте сейчас все вместе надуем большой-большой шар.

 Физминутка «Воздушный шарик»

Надуваем быстро шарик, (Дети расходятся, держась за руки и образуя круг.)

Он становится большой,

Вот какой! (Показываем руками.)

Вдруг шар лопнул – сссс (Сужаем круг к центру.)

Воздух вышел, (ручки вверх.)

Стал он тонкий и худой. (Показываем ручками, какой стал шарик.)

Мы не станем горевать, (Качаем головой.)

Будем надувать опять.

Надуваем быстро шарик, (расходятся, образуя круг.)

Он становится большой,

Вот какой!

Ребята, а как люди всего мира чаще всего приветствуют друг друга?

Машут руками, пожимают друг другу руки. Ведь открытая рука – это знак дружбы и открытости. Давайте мы с вами покажем, что открыты всему миру, что хотим дружить со всеми людьми на нашей прекрасной планете.

 Рисование «Карта дружбы».

 На ватмане с изображением земли (по контуру земного шара) дети делают отпечаток своей ладони разного цвета. Во время работы детей звучит музыка: песни  «Все мы дети Земли», «Мы такие разные, дети всей Земли».

- Какая прекрасная карта у вас получилась! На этом наше занятие закончилось.  Чем мы сегодня занимались? Земля – наш общий дом для всех, кто на ней живет.  У нас над головой общая крыша – голубое небо. Под ногами общий пол – земная поверхность, у нас один на всех светильник и печка – Солнце. У нас общий водопровод - вода и вентилятор – ветер.

Молодцы.  Сегодня все хорошо занимались.

Самоанализ

непосредственно  образовательной деятельности детей старшей группы №2 

по «Познавательному развитию»

(«Познаю мир»)

«Земля планета – наш общий дом»

Автор: Тимошенко Марина Николаевна, воспитатель

Место выполнения:  Муниципальное казенное дошкольное образовательное

учреждение «Касторенский детский сад «Сказка»

Касторенский район Курская область

Цель образовательной деятельности: расширять представление о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком; 

Задачи образовательной деятельности:  дать детям представления о том, что планета Земля – это огромный шар, большая часть которого покрыта водой. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди;

познакомить детей  с условными обозначениями суши, воды на карте и глобусе, с названиями и расположением материков на карте;

расширять знания детей о многообразии народов, населяющих нашу планету;

развивать воображение, творческое мышление, развивать речь, свободного общения; расширить пассивный и активный словарь: глобус, карта, материки - Евразия, Африка, Австралия, Северная и Южная Америка, Антарктида, океаны – Тихий, Северный ледовитый, Атлантический, Индийский, экватор, Северный и Южный полюс;

воспитывать дружеские взаимоотношения, положительное отношение к окружающему миру.

Для достижения цели были использованы такие методы и приёмы:

- игровой;

-наглядный;

- загадывание загадок;

- художественное слово;

- слушание  детских песенок.

Предварительная работа: знакомство детей с глобусом и картой, рассматривание тематических иллюстраций, чтение сказок народов мира.

Планируемые результаты: подвести к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на Земле есть жизнь;

Оборудование: глобус, карта мира, картинки с планетами солнечной системы, иллюстрации народов, записи космической музыки, ватман с изображением планеты Земля, гуашь, влажные салфетки.

         Непосредственно-образовательная деятельность проводилась с детьми старшей группы №2, возраст от 5 до 6 лет. В количестве 15 детей. Длительность 25 минут,  что соответствует нормам СанПина.

        При планировании непосредственно образовательной деятельности и для достижения поставленных целей  и задач учитывалось:

        Интегрированный подход к организации образовательного процесса (в программном содержании прослеживается единство образовательных, развивающих и воспитывающих задач).

        Создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам.

        Разнообразие видов детской деятельности.

     

           НОД соответствовало интересам, темпераменту, уровню подготовленности детей. Организация деятельности детей адекватна обучающим, развивающим и воспитывающим задачам. Формированию знаний детей на протяжении деятельности способствовала логичность подачи материала, доступность, создание игровой ситуации. Переход от одного вида деятельности на другой позволил вовлечь каждого ребёнка в активный процесс.

       

             Первая часть НОД построена в игровой форме, дети на ракете полетели в космос, так как игра является основным видом деятельности дошкольников. При отборе содержания НОД учитывались возрастные и психологические особенности детей, их речевые возможности. Учитывая данные характеристики, структуру совместной деятельности взрослого и детей я постаралась выстроить так, чтобы постоянно активизировать внимание: это - наглядность (картинки планет солнечной системы, иллюстрации народов мира, глобус, карта).

       

              Выстраивая структуру деятельности, я опиралась на алгоритм психологических основ формирования навыка: использовала вопросы, направленные на активизацию имеющихся знаний, расширяла представление детей по теме. Планета Земля – это огромный шар, большая часть которого покрыта водой. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди. Дети с интересом отгадывали загадки о материках. Познакомила детей  с условными обозначениями суши, воды на карте и глобусе. Расширила знания детей о многообразии народов, населяющих нашу планету.

С  целью  снятия  статического  напряжения,  повышения  умственной  работоспособности,  снижения  утомления  провела малоподвижную игру «Воздушный пузырь».

В заключительной части образовательной деятельности предложила отпечатком ладони нарисовать «Карту дружбы».

      Таким образом, цель и задачи, поставленные в рамках НОД, были реализованы. Образовательная деятельность способствовала повышению игровой мотивации обучения, творческого развития, познавательного интереса. Степень активности детей на достаточном уровне, все дети были охвачены деятельностью, интерес поддерживался на протяжении всей НОД. Все виды заданий, запланированные с детьми, были проведены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по «Познавательному развитию» (Познаю мир) «Символы нашей Родины - России» в старшей группе

Пояснительная запискак непосредственной образовательной деятельностипознавательное развитие(Познаю мир)« Символы нашей Родины - России»  Воспитатель: СанниковаЕлена Витальевна...

Конспект образовательной деятельности по «Познавательному развитию» (Познаю мир) «Дружная семья» в средней группе

Пояснительная записка  к непосредственной  образовательной деятельности познавательное развитие (Познаю мир) « Дружная семья»Воспитатель: Санникова Елена ВитальевнаОбразовательная деятельнос...

Конспект образовательной деятельности по «Познавательному развитию» (Познаю мир) «Лесные беспорядки» в первой младшей группе №1 «Звёздочки»

В процессе образовательной деятельности происходила интеграция следующих образовательных областей:  «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физичес...

Конспект образовательной деятельности по «Познавательному развитию» (Познаю мир) «Быть здоровым хорошо» во второй младшей группе №1 «Звёздочки»

Цель образовательной деятельности: сформировать у детей стремление к здоровому образу жизни и осознанное отношение к собственному здоровью....

Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию для детей средней группы »Земля - наш общий дом»

Конспект занятия « Путешествие в лес ранней весной» Цель:Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках ранней весны, научить, самостоятельно находить ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Земля - наш общий дом»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Земля - наш общий дом»...