Проект " Птицы наши друзья"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Войтехина Наталья Валерьевна

Расширять знания детей о перелетных птицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект " Птицы наши друзья"333.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19 МО Темрюкский район

Проект

«Птицы наши друзья»

Подготовила воспитатель:

Войтехина Наталья Валерьевна

2018г.

Содержание:

  1. Актуальность……………………………………………….. .3
  2. Информационная карта проекта…………………………..4
  3. Анализ работы………………………………………………. 6
  4. Список использованных источников……………………  7

Приложение  А  :  Содержание практической деятельности по реализации  проекта  ……………………………......................8

      Приложение Б : Праздник: « День птиц»…………………  11

     Приложение В : Использованный материал по прохождению             проекта……………………………………………………………. 17

Актуальность темы проекта

Введение Федеральных государственных требований требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа интеграции, как условия повышения качества дошкольного образования. Одним из актуальных и эффективных методов, реализующих данный принцип, является метод проектов. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Сегодня я вам расскажу о реализации, о своём проекте – «Птицы наши друзья».                                                        

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Актуальность проблемы:  во время беседы с детьми выяснила, что не все дети знают о зимующих и перелетных птицах, какую пользу они приносят. Зимующие и перелетные птицы. таким образом, возникла проблема: почему одни птицы остаются зимовать, а другие улетают на юг?

Информационная карта проекта.

  1. Полное название проекта: ”Птицы наши друзья”
  2. Автор  проекта: воспитатель средней группы ”Б” Войтехина Н.В.
  3. Вид, тип проекта: внутри ДОУ, в контакте с семьёй, краткосрочный    (1 месяц), информационно - исследовательский.
  4. Цель, направления деятельности проекта 

Обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами;

  1. Краткое содержание проекта. .

- Вызывать желание помогать пернатым друзьям и в зимнюю бескормицу и во время прилета в родные края.                                   - Пополнить знания о зимующих и перелетных птицах.                   - Пробудить в детях чувство любви к родному краю, дружелюбное заботливое отношение к птицам.

  1. Сроки провидения проекта:  с5 марта 2018 г.  по    5 апреля 2018г..
  2. Количество участников проекта: 40 человек (из них 23 ребенка, 2 педагога, 15 родителей).
  3. Возраст ребенка: 4-5 лет.
  4. Форма проведения проекта: дневная ( в рамках организации педагогического процесса и в повседневной  жизни  с учётом принципов частичной интеграции).
  5. Ожидаемые результаты( продукт проекта):
  • « Ребенок и природа»  развитие  исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем    (подготовительная №1)
  • Совместно с взрослыми  дети собирают информацию о птицах:

 «Расскажите дома детям о птицах»

  • Осваивают способы получения информации по теме,
  • Отражают свои знания, впечатления в художественно-продуктивной деятельности: изготовлении кормушек,  рисунках, лепка, заучивании стихов.
  • Оформления картотеки  различных игр,  наблюдений, стихов, загадок, иллюстраций, журналов. книг про птиц.
  • Праздник «День птиц».

Цель: расширять знания детей о перелетных птицах.

Задачи:

Познавательное развитие:

Знакомить детей с жизнью перелетных птиц в естественных природных условиях: питании, приспособлении к среде обитания.

Закрепить представление о внешнем виде, частях тела.

Речевое развитие:

Активировать в речи названия птиц и птенцов.

Упражнять в использовании сравнений, подборе определений к заданному слову. Учить составлять описательный рассказ о птицах с помощью схем.

Продолжать учить слушать сказки, рассказы, стихи, загадки о птицах; запоминать небольшие стихотворения, самостоятельно составлять загадки-описания.

Социально-коммуникативное развитие:

Упражнять в использовании полученных знаний в самостоятельной игровой деятельности. Развивать ролевое взаимодействие.

Художественно-эстетическое развитие:

Учить с помощью знакомых средств выразительности передавать характерные особенности внешнего вида птиц. Воспитывать желание слушать музыкальные произведения о птицах. Передавать с помощью движений и голоса особенности птиц.

Физическое развитие:

Развивать двигательную активность детей через подвижные игры, игровые упражнения

Анализ работы по проекту

Расширен кругозор детей о  зимующих и перелетных птицах. Улучшилась предметно – развивающая среда: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах. У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки. Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам.

Список литературы:

  1.  ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образовательная( пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- 3-е изд., испр. И доп.- М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,2014г..- 368с.
  2. Проектная деятельность  в детском саду: организация проектирования, конспекты проектов/ авт.-срст. Т.В. Гулидова.- Волгоград: Учитель. – 135с.- 2014г.
  3. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы: Методическое пособие/ Под ред. Г.М. Киселевой, Л.И. Пономаревой. – М.: ТЦ Сфера, 2013 г. – 176с.
  4. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие, О.И. Давыдова, А.А. Майер, Л.Г. Богославец, - М.: ТЦ Сфера,  2012г.
  5. Проектная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста ,И.В. Штанько, Журнал « Управления ДОУ» № 4, 2004г.

Содержание практической деятельности

по реализации проекта

1 этап: подготовительный.

К детям в гости приходит Почтальон Печкин и приносит письмо с загадками.

Почтальон Печкин: Ребята, я получил письмо от жителей леса, а в нем загадки. Я не могу их отгадать. Помогите мне, пожалуйста.

  1. Всех перелетных птиц черней,

В пашне ищет он червей,

Взад-вперед по пашне вскачь,

А зовется птица… (грач).

  1. В лесу ночном горюет птица,

назвать себя боится.

– Ку-ку… Ку-ку…

Не спит опушка,

А птицу эту звать (кукушка).

  1. Обожаю непогоду,

Очень уважаю воду.

Я от грязи берегусь,

Чистоплотный серый… (гусь).

Почтальон Печкин:

(спрашивает у детей) Каких  птиц вы знаете? Где живут птицы? Чем питаются? Почему птиц называют  перелётными и зимующими?

 Во время беседы с детьми выяснила, что не все дети знают о зимующих и перелетных птицах, какую пользу они приносят. Зимующим птицам холодно и голодно зимой. Таким образом, возникла проблема: почему одни птицы остаются зимовать, а другие улетают на юг?

Показывает карточки помощницы:

1.Спросить у взрослого.

2.Узнать из книг.

3.Посмотреть по телевизору.

4.Узнать с помощью компьютера.

2-й этап. Поиск информации.

1. Чтение и заучивание стихов.( Жаворонок:, Ласточка, Грач, и др.), закличек.

2.Организация экскурсии в « лесную зону» детского сада- наблюдения за птицами ( предложить детям покормить их).

Цель экскурсии:

- расширять представление  о зимующих и перелетных птицах;

- воспитывать любовь и заботу о них.

3.Просмотр презентации  о зимующих и перелетных птицах.

4.Чтение произведения художественной литературы.

Сказки и рассказы о птицах: «Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди»
«Финист – ясный сокол», «Кукушка», Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок», Д.Н. Мамин –Сибиряк «Серая Шейка» и др.,  В. Бианки « Рассказы»  и др.

5.Расматривание  иллюстраций и картинок про зимующих и перелетных птиц.

3-й этап проекта. «Этап активной деятельности»

Виды детской деятельности:

Социально – коммуникативное развитие

Создание игровых, обучающих ситуаций «Выбираем материал и инструменты для работы-постройки кормушки», « Прилетели - не прилетели», «Найди и опиши», «Весна пришла, игры принесла»

Театрализованная деятельность: драматизация отрывка произведения
В. Орлова «Ворона».

Дидактические игры : «Чей клюв», «Дорисуй», «Чей птенец», «Кто как кричит?»,  «Чьё гнездо?»,  «Что за птица?», «Четвёртый лишний».

Подвижные игры: «Гуси- гуси», «Воробышки и автомобиль», «Совушка», «Голуби»,» Вороны и Воробьи»,  «Летит не летит». «Грачи  летят», «Зимующие и перелетные птицы», «Ласточка», «Аист», « Ворона», «Цапля».

Сюжетно-ролевые игры:  «Зоомагазин», «Доктор Айболит».

Пальчиковая гимнастика: «Хочу быть птичкой», « Солнечный зайчик».

Изобразительная деятельность: (Продуктивная деятельность)

Рисование «Перелётные птицы».Лепка «Зимующие птицы». Аппликация « Кормление птиц».

Работа с родителями:

Информация в родительском уголке «1 апреля – Международный день птиц»

Газета для родителей «Детям о птицах»

Консультации для родителей: «Ребенок и птицы: научим любить» .

Домашнее задание: «написать рассказ, о  том как они  с ребенком заботятся о птицах».

Изготовление кормушек,

4-й этап. Презентация полученных знаний.

Проводится праздник « День птиц».

После праздника во вторую половину дня в группу приходит Почтальон  Печкин  и просит поделиться с ним тем, что они узнали о птицах.

Дети:

- показывают изготовленные вмести с родителями  рассказы о птицах;

- рассказывают о поделках – « Птички на ветке»;

- Показывают скворечники.

Почтальон Печкин:

- благодарит детей и просит научить его делать кормушку.

Дети:

Охотно соглашаются.

Дети вмести с воспитателем  показывают как они делали кормушку для птиц.

Воспитатель:

- Ребята, а что же мы насыплем в кормушку? Корма у нас нет …

Почтальон Печкин:

- А я принес корм для птичек. (Достает кусочек хлеба и предлагает детям размельчить его и насыпать в кормушку.)

По окончании работы выходят на улицу, вешают кормушку и наблюдают за птицами

Анализ работы по проекту

Расширен кругозор детей о  зимующих и перелетных птицах. Улучшилась предметно – развивающая среда: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах. У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки. Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19 МО Темрюкский район

«День птиц»

Ласточка картинка для детей

                                       Воспитатель:

Войтехина Н.В.

2018

Цель: пробудить в детях чувство любви к родному краю, дружелюбное заботливое отношение к птицам.

Задачи:

- обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами;

- вызывать желание помогать пернатым друзьям и в зимнюю бескормицу и   во время прилета в родные края;

-пополнить знания о зимующих и перелетных птицах;

Атрибуты: костюм Весны, шапочки птиц, корзинка с желтыми ленточками.

Ход праздника:

Ведущий: Зиму провожаем

И весну встречаем.

Для весны стихи прочтем,

Ее в гости позовем.

1 ребенок: Ярче, солнышко сияй,

Землю нашу согревай.

Травка, травка, зеленей,

Приходи, Весна, скорей!

2 ребенок: С нежными листочками,

С первыми цветочками,

С теплым, радостным дождем

Приходи, Весна мы ждем!!!

Под музыку П.Чайковского "Вальс" входит Весна, танцует.

Весна: Звали вы меня, друзья?

Ведущая: В гости к нам пришла весна!

Весна: Здравствуйте, мои друзья!

             Веселиться буду я,

Ведущая: Хоровод мы заведем,

                   И весняночку споем!

Исполняют "Весна пришла"

Ведущая: У весны есть добрые попутчики,

Чтоб природу пробудить от сна.

Посылает солнечные лучики

Впереди себя Весна-красна!

Весна: Чтоб звенел веселый смех,

Детвора не плакала

Подарю я вам корзинку с волшебными лучиками.

(подает корзиночку воспитателю, в ней желтые ленточки по количеству детей)

Ведущая: Солнечные лучики,

Вы к веселью ключики!

Исполняют танец "Озорные лучики". В центр кладется большой круг, вокруг которого по окончании танца дети выкладывают ленточки, берутся за руки и встают в большой круг.

Воспитатель берет зеркальце и ловит солнечных зайчиков.

Ведущая: Посмотрите, какие озорные солнечные зайчики! Давайте с ними поиграем!

Логоритмическая игра "Догони нас, солнечный зайчик" М.Сидоровой.

Воспитатель и дети:

Зайчик, зайчик озорной       - дети наклоняют голову вправо-влево

Вместе прыгает со мной      - прыгают

На ладошку сядь ко мне      - протягивают ладошку

Расскажи мне о весне          - хлопают в ладоши

Я поймать тебя хочу           - выполняют хватательные движения

И с тобою хохочу                - улыбаются широко.

Ты, смотри,  не убегай        - Грозят пальцем

Ты со мною поиграй           - машут руками к себе.

Ведущая: Раз, два, три,

Зайчик деток догони!

Воспитатель догоняет детей, по окончании игры дети садятся на места.

Ведущий:

А еще весной к нам из далеких краев летят перелетные птицы!

Птичек веселых в зал приглашаем.

Прилетайте, птички к нам!

Будем рады мы гостям!

Ребенок: Посмотрите все мы птички

Свиристели и синички

И сороки, и скворцы

Соловьи – весны певцы!

Ребенок:Где ты, солнышко, проснись,

Где ты скворушка, вернись,

Сыпать снег зима устала,

Кап, кап, кап, весна настала!

Ребенок: Будит ласково весна                                                                                                   Всю природу ото сна.                                                                                      Засветило солнце ярче,                                                                                    Заглянуло в каждый дом.                                                                                                

Ребенок: Даже дышится иначе –                                                                                                    Аромат весны кругом!                                                                                                            После зимней тишины                                                                                                                  Веси звуками полны.                                                                                                            

Ребенок: Слышно, как сосульки тают,                                                                              Ручейки, журча, текут,                                                                                                     С юга птицы прилетают                                                                                                               И поют, поют, поют!

Весна: Расскажите, птицы, как вы зимовали?

Где вы побывали?

Что вы повидали?

Хорошо ли жили вдалеке от дома?

С кем вы подружились в странах  незнакомых?

Жаворонок: 

Много дней летели мы,

Далека дорога.

Высоко под облаками,

Над полями и лугами,

Были в жарких странах мы,

не бывает там зимы.

Ласточка:   

Прилетаем к вам весной,

Путь, проделав длинный.

Лепим домик под окном

Из травы и глины.

Грач:      

Кричат, торопятся с утра

В халатах чёрных мастера.

На ветках вяза и осины    Грачи плетут свои корзины.

Весна:

Спасибо птицы за дружный ваш рассказ.

Ребята, а вы догадались, что это за птицы? (Перелётные). 

Почему их называют перелётными?

- Мы с вами готовились к встрече птиц и наши родители смастерили вот такой красивую кормушку (демонстрация).

Весна:

Ах, как птички тут щебечут

Верю, все готовы к встрече

Раскрасавицы весны!

Хочу предложить игру «Не сорока, не ворона».

Я буду показывать картинку с изображением птицы. Посмотрим, как вы знаете птиц. Вы готовы? Тогда начинаем:

Не сорока, не ворона, и не чайка

А какая это птица?  Отвечай-ка!

Проводится игра «Не сорока, не ворона, и не чайка»

Весна подходит к любому ребенку и показывает картинку. Ответ должен быть полным – он начинается словами: «Не сорока, не ворона…», а дальше называется изображенная на картинке птица.

Ведущая:

Ребята, нас ждет еще одна интересная игра, я хочу проверить вас на внимательность.

Становитесь все в круг

Давайте сыграем в «да» и «нет »

Найдите правильный ответ.

Отгадайте без подсказки

кто летит, кто не летит.

Тот в игре и победит

На «нет » — стоим руки по швам;

Подвижная игра «Летит — не летит».

Летит — летит — орёл,

Летит — летит — козёл,

Летит – летит — синица,

Летит – летит — горчица,

Летит – летит — сазан,

Летит – летит — фазан,

Летит – летит — лягушка,

Летит – летит – старушка,

Летит- летит — глухарь,

Летит – летит — сухарь,

Летит — летит — гитара,

Летит – летит — утёнок,

Летит-летит — ворона,

Летит-летит – корона.

Летит – летит — сова,

Летит – летит — трава.

Летит- летит – компот.

Летит – летит скворец,

Летит — летит – кувшин,

Летит – летит — пингвин,

Летит — летит — дракон.

Весна: Спасибо вам, мои друзья,

Но ждут еще меня дела.

До свиданья!

Ведущая: Ребята, мы должны всегда помогать нашим маленьким друзьям – развешивать птичьи домики, перевязывать кусты для гнезд, покормить милых гостей. Ведь птиц в природе становится все меньше и меньше. Поможем, дети, птицам! Пусть сердце и душа станет добрее, заботливее ко всему живому на земле.

Использованный материал по прохождению проекта.

Стихи про птиц о весне:

           *****

Посмотрите все мы птички

Свиристели и синички

И сороки, и скворцы

Соловьи – весны певцы!

          *****        

Где ты, солнышко, проснись,

Где ты скворушка, вернись,                                                                                    Сыпать снег зима устала,                                                                                         Кап, кап, кап, весна настала!

Жаворонок: 

Много дней летели мы,

Далека дорога.                                                                                                                      Высоко под облаками,                                                                                                      Над полями и лугами,                                                                                                   Были в жарких странах мы,                                                                                                        Не бывает там зимы.

Ласточка: 

Прилетаем к вам весной,                                                                                                        Путь, проделав длинный.                                                                                                 Лепим домик под окном                                                                                                                 Из травы и глины.

Грач: 

Кричат, торопятся с утра                                                                                                            В халатах чёрных мастера.                                                                                                  На ветках вяза и осины                                                                                                        Грачи плетут свои корзины.

         *****

Ярче солнышко сияй

Землю нашу согревай.

Травка, травка, зеленей,

Приходи, Весна, скорей!

         

         ******

Снежными листочками,

С первыми цветочками,

С теплым, радостным дождем

Приходи Весна мы ждем!!!!

        *******

 А у нас в саду жилец

Бойкий маленький скворец.

Тихий сад повеселел

Оттого что он запел.

С солнцем скворушка встает,

Ест жуков, росинки пьет.

Сдвинув шапку набекрень,

Распевает целый день.

            *****

А уж ясно солнышко,

Припекло, припекло

И повсюду золото

Разлило, разлило.

Ручейки на улице

Все журчат, все журчат,

Журавли курлыкают

И летят, и летят.

        *****

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей:

Прощебечу с дороги

Нам привет скорей.

Загадки про птиц:

Всё стрекочет и вертится,
Ей на месте не сидится,
Длиннохвоста, белобока 
Вороватая …
(Сорока)
На песочке у реки,
Словно снежные комки,
Что за птица, угадай-ка!
Догадаться просто-…
(Чайка)
Алый низ и чёрный хвост,
Воробья побольше рост,
Толстый клюв раздался вширь – 
До чего красив…
(Снегирь)
Хрипло птенчики кричат, 
Клювы их в гнезде торчат,
Скрыла их густая крона,
Проживает здесь …
(Ворона)
Ночью в рощах и лесах
Уханье наводит страх,
Страшен дикий крик и силен,
Так кричит огромный…
(Филин)
Всех перелетных птиц черней, 
Чистит пашню от червей. 
(Грач)
Щиплет за пятки — 
Беги без оглядки.
(Гусь)
Не царь, а в короне, 
Не всадник, а со шпорами. 
(Петух)
Явился в желтой шубке — 
Прощайте, две скорлупки! 
(Цыпленок)

Озорной мальчишка 
В сером армячишке 
По двору шныряет, 
Крохи собирает.
(Воробей)
Слышен дальний грустный зов,
Повторение двух слогов.
Лес берёзовый, опушка,
На сучке сидит …
(Кукушка)
Синих крылышек красу
Разглядеть нельзя в лесу,
По сучкам порхает бойко
С резким хриплым криком…
(Сойка)
С ледоходом прилетает, 
Чёрным хвостиком мотает,
Чёрный с белым хвостик узкий
У изящной…
(Трясогузки)
На репье он очень ловко
Треплет цепкие головки,
Сыплет семечки на пол
Птичка бойкая…
(Щегол)
Воздух режут без усилья,
Как серпы кривые крылья.
Промелькнёт – не разглядишь,
Так летает только…
(Стриж)

9.Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит. (Дятел)

Подвижные игры

Подвижная игра «Летит — не летит»

летит — летит — орёл,

летит — летит — козёл,

летит — летит — щегол,

летит – летит — синица,

летит – летит — горчица,

летит – летит — сазан,

летит – летит — фазан.

летит – летит — лягушка,

летит – летит – старушка,

летит- летит — глухарь,

летит – летит — сухарь,

летит — летит — гитара,

летит – летит скворец,

летит — летит – кувшин,

летит – летит — пингвин,

летит — летит — дракон,.

ЦАПЛЯ

Играющие встают в круг, по команде ведущего поднимают одну ногу, согнув ее в колене и прижимая ее к бедру второй ноги. После того, как все играющие попробовали изобразить цаплю, начинается соревнование на выносливость: приняв эту позу, играющие закрывают глаза и стараются простоять в ней как можно дольше. Выигрывает тот, кто продержался так дольше других.

ВОРОНА

В промежутках между играми на выносливость играющим предлагается изобразить ворону, резкими сильными движениями поднимая прямые руки вверх через стороны и опуская их вниз, как бы стараясь оторваться от земли. Выигрывает тот, кому удастся взлететь.

АИСТ

Играющие встают прямо, держа ноги вместе. Прямые руки поднимают вверх и затем нагибаются вперед, не меняя положения рук. Наклон должен быть полным, руки должны доставать до земли, желательно упереться в землю ладонями, не сгибая ноги. После того, как играющие усвоили это упражнение, они соревнуются на выносливость: надо простоять в этом положении как можно дольше. Выигрывает тот, кто простоит так дольше всех.

ЛАСТОЧКА

Играюшие вытягивают руки вверх, затем наклоняют туловище вперед до горизонтального положения, отводя при этом одну ногу назад (также до горизонтального положения). После того, как все попробовали изобразить ласточку, они соревнуются на выносливость. Выигрывает тот, кто простоит так дольше всех.

Игра "Зимующие и перелетные птицы" .Дети надевают шапочки птиц, перелетных и зимующих. В середине зала на расстоянии стоят Солнышко и Снежинка. Птицы бегают врассыпную под музыку, со словами:

Птички летают,

Зерна собирают.         

Маленькие птички,

Птички - невелички.

После этих слов музыка заканчивается и "перелетные птицы" должны собираться у Солнышка, а "зимующие" - у Снежинки.

 Игра "Грачи  летят".

Дети становятся в круг, грач ходит внутри круга и произносит свои слова:

Грачи летят, на всю Русь трубят:

"Чу - чу- чу - мы несем весну!"

"Гу-гу-гу - не догнать никому!"

"Летят, летят!" - отвечают дети и машут руками.

Пчелы летят, гудят, бурчат:

"Жу-жу-жу - медову несем сыту"

"Летят! Летят!" - отвечают дети и машут руками.

Поросята летят, полосаты визжат:

"Хрю-хрю-хрю - надело нам в хлеву!

Если кто-то из детей ошибается и машет руками, то грач говорит:

" Кто ошибся? Помните уговор - за ошибку из игры долой. Садитесь и на нас смотрите-уму-разуму учитесь!

Игра продолжается.

Синицы летят, на всю Русь кричат:

"Дзю-дзю-дзю - не поймать никому!"

"Летят! Летят!" - отвечают дети и машут руками.

Комары летят, кричат, пищат:

"Ду-ду-ду - не уйти никому!"

"Летят! Летят!" - отвечают дети и машут рукаими.

Медведи летят, толстопяты рычат:

"Ру-ру-ру - надоело нам в лесу!"

Грач: Кто ошибся, сидит на местах, а кто все правильно делал тот и выиграл.

ВОРОНЫ И ВОРОБЬИ

На расстоянии 1 – 1,5 метра чертятся две параллельные линии. От них отмеряется еще 4 – 5 метров и прочерчиваются еще по линии. Первые две линии – это линии старта, вторые – «домики». Команды выстраиваются спиной друг к другу около первых линий, т.е. на расстоянии 1 – 1,5 метра. Команд две, одна из них называется «воробьи», а вторая – «вороны». Ведущий встает между командами и называет слова: воробьи или вороны. Если ведущий сказал «вороны», то вороны догоняют воробьев, которые пытаются убежать за вторую линии, то есть спрятаться в «дом». Все пойманные воробьи становятся воронами. Если ведущий говорит «воробьи», то воробьи бегут и ловят ворон. Игра может продолжаться до тех пор, пока в одной команде не останется играющих. Или игра идет определенное количество раз, и тогда побеждает команда, в которой окажется больше играющих.

Дидактические игры:

Игра «Не сорока, не ворона».

Не сорока, не ворона, и не чайка

А какая это птица?

Отвечай-ка!

В это время Весна подходит к любому ребенку и показывает картинку. Ответ должен быть полным – он начинается словами: «Не сорока, не ворона…», а дальше называется изображенная на картинке птица.

«Чей клюв»

 «Дорисуй»,

 «Кто как кричит?»

Звука запись с голосами птиц.

 «Чьё гнездо?»

«Что за птица?»

 «Четвёртый лишний».

Заклички птиц:

Синички-сестрички, чечётки-тётки,
Кулички-мужички, скворцы-молодцы,
Из-за моря к нам летите, весну красную несите!
С шёлковой травой, с жемчужной росой,
С тёплым солнышком, с пшеничным зёрнышком!

        

Синички-сестрички, чечётки-тётки,
Кулички-мужички, скворцы-молодцы,
Из-за моря к нам летите, весну красную несите!
С шёлковой травой, с жемчужной росой,
С тёплым солнышком, с пшеничным зёрнышком!

Милая певунья, ласточка родная,
Ты домой вернулась из родного края.
Над оконцем вьётся с песенкой живой:

Пальчиковая игра:

«Хочу быть птичкой».

Я по улице гулял.   (поступательные движения указательным и средним пальцами обеих рук, обозначающие ходьбу).

Галок и ворон считал.(Скрестить перед собой кисти рук , сделать плавные движения кистями обозначающие полет птицы)

Раз, два, три, четыре, пять.(загибать поочередно пальцы рук ,начиная с большого)

Буду я считать опять- (загибать пальцы с мизинца)

Рот открыл , смотрю я в небо(открыть рот, поднять голову вверх)

Вправо-влево. Я там не был.(повороты головы)

Птичкой захотел я стать.(взмахи руками через стороны вверх, вниз, часто, кисти напряжены)

И руками стал махать.

Крылья вверх и крылья вниз (плавно высоко вверх и вниз взмахнуть руками)

Только слышно ветра свист.(вращательные движения указательными пальцами обеих рук , поднятыми вверх)

Я подпрыгнул, чтоб взлететь,(руки поднять вверх, подпрыгнуть, присесть)

Но пришлось на землю сесть.

Логоретмическая игра: «Солнечный зайчик»

Дети:

Зайчик, зайчик озорной – ( дети наклоняют голову в лева - вправо) ,        Вмести прыгают со мной – ( прыгают),                                                                На ладошку  сядь камне  - ( протягивают ладошку) ,                                          Расскажи мне о весне – (хлопают в ладошки),                                                     Я поймать тебя хочу – ( выполняют хватательные движения),                                И с тобою хохочу -  (улыбаются широко),                                                                   Ты, смотри, не убегай – ( грозят пальцам),                                                            Ты со мною поиграй – ( машут руками к себе).

Ведущий: Раз, два, три, четыре, пять зайчик деток догоняй.

Рассказы о характере птиц (По Брэму)

1. Горихвостка. Горихвостка – веселая, подвижная и деятельная птичка. Она проворна и легка, ловко прыгает и летает и превосходно кувыркается в воздухе; полет ее столь искусен, что она может ловить добычу на лету и часто догоняет и проглатывает в воздухе летающих насекомых. Пение ее неблагозвучно и часто прерывается неприятным трещанием. Горихвостки иногда заводят знакомства с другими птицами, иногда переходящие в дружбу.

2. Дрозд. Дрозды – это ловкие, подвижные, умные и одаренные большим искусством петь птицы. Они общительны, хотя их и нельзя назвать миролюбивыми. Хорошие и дурные качества переплетаются в их характере. Вообще это ловкие, проворные летуны, но при испуге они неуклюже порхают над землей. В умственных способностях этих птиц нельзя сомневаться: они не только умны, смелы и недоверчивы, но даже хитры и осторожно расчетливы. Хотя дрозды нередко ссорятся между собой, но все же не могут жить друг без друга, и один дрозд всегда идет на призывный звук другого.

3. Дубонос. Отличительными признаками этого рода являются: очень сильное и плотное телосложение, необыкновенно большой, толстый клюв, короткие, сильные ноги с острыми когтями, широкие крылья и короткий хвост. Дубонос – несколько неуклюжая и ленивая птица; он обыкновенно долго сидит на одном и том же месте, мало шевелится и редко решается сразу спорхнуть с ветки. Летает тяжеловесно и шумно, но все же двигается на лету довольно быстро. Умственные способности его не отвечают этим внешним его качествам. Это очень осмотрительная, хитрая птица, которая с осторожностью заботится о безопасности.

4. Ворон. Полет ворона очень красив; при быстром полете он несется почти по прямой линии, сильно ударяя крыльями; часто он долго парит, описывая красивые круги. По земле он ходит со смешной важностью; сидя на ветке, держится или горизонтально, или совершенно прямо. Ворон часто нападает на животных. Ворует вещи и еду и прячет краденое. Он отлично выучивается говорить и даже разумно применяет слова. Тот, кто не признает у животных ума, пусть подольше наблюдает ворона.

5. Вертишейка. Это ленивая, довольно неуклюжая птица, двигающаяся лишь тогда, когда это очень необходимо; в ней вовсе не замечается неутомимости и резвости других дятлов. Птичка эта выказывает необыкновенную способность вертеть шеей. Все необыкновенное ее раздражает, заставляет строить гримасы, которые тем страннее, чем больше она бывает испугана. Она вытягивает шею, нахохливает головные перья и распускает хвост веером; или же она вытягивает все туловище, наклоняется вперед, закрывает глаза и испускает странное глухое воркотание. Не подлежит никакому сомнению, что этим вертишейка хочет напугать своего врага.

6. Перепелка. Перепелку нельзя назвать ни красивой, ни одаренной птицей, но, несмотря на это, она привлекает всеобщее расположение. Этим она обязана своему звучному призывному крику. Кроме этого крика, она издает еще много разнообразных звуков. Ходит перепелка скоро, но неуклюже, втянув голову, опустив хвост и кивая на каждом шагу; летают быстро, порывисто и шумно, но неохотно и спасаются от преследователей всегда бегством. Сообразительность перепелки довольно слаба; кроме того, она очень боязлива и, подвергаясь преследованию, поступает самым сумасбродным образом: она, например, воображает, что будет в безопасности, если спрячет свою голову под крыло.

7. Деревенская ласточка. Ласточка – чрезвычайно живая, резвая. Смелая птичка, всегда очень нарядная. Веселое расположение духа у нее нарушается только очень дурной погодой и недостатком пищи. Она летает быстрее, разнообразнее и ловчее других птиц: парит, бросается с быстротой молнии то вбок, то вверх, то вниз, вдруг почти падает до земли – и все это проделывает с изумительной ловкостью. Для отдыха она выбирает выдающиеся пункты, удобные для прилета и отлета: здесь греется она на солнце, поправляет и приглаживает свое оперение и поет.

8. Выпь. Выпь отличается плотным телом, длинной, но толстой шеей, широкими крыльями. В искусстве принимать странные позы она превосходит даже цапель. Если она хочет обмануть, то садится на пятки и вытягивает вверх туловище, шею, голову и клюв, так что они образуют одну прямую линию, и птица становится похожа на что угодно, только не на птицу: ее легко принять тогда за старый острый кол. Леность, равнодушие и медлительность, трусость и подозрительность, хитрость и коварство, злобность и лукавство составляют отличительные черты ее нрава. Крик ее очень странен он похож на рев быка, который ночью слышится на расстоянии 2-3 верст и возбуждает страх у суеверных людей.

9. Жаворонки. Жаворонки хорошо ходят по земле, хотя и полет их замечателен своим разнообразием. Спеша, они летят чрезвычайно быстро; во время же пения они, вспархивая, разом взвиваются к небу, описывая большую спираль; оттуда они спускаются сначала медленно, а затем вдруг, сложив крылья, как камень, падают на землю. Органы внешних чувств у жаворонков развиты хорошо, понятливость же, напротив, довольно слаба. Большинство жаворонков хорошие певцы, песни их чрезвычайно разнообразны.

10. Чайка. По внешности чайки – привлекательные птицы, отличающиеся изящными движениями и красивой гордой осанкой. Ходят они довольно скоро, хорошо плавают и продолжительно и долго летают. В нырянии они тоже довольно искусны. Зато голос их не может быть назван приятным, так как состоит из громких каркающих и трескучих звуков. Чайки – умные и понятливые птицы, замечающие все происходящее кругом. Они храбры и смело вступают в бой с врагами; друг с другом живут довольно мирно, но завистливы и недоверчивы. Обиженная или раненая чайка сообщает о своем несчастье всем подругам, и они сообща дают отпор опасности.

11. Журавль. Все движения журавля изящны; все проявления его довольно высоко развитых способностей привлекают внимание. Крупная, подвижная и смышленая птица прекрасно осознает свои достоинства и выражает это в самых разнообразных поступках. Ходит она грациозно и мерно, с сознанием своей красоты, без труда поднимается на воздух, немногими широкими ударами сильных крыльев достигает желаемой высоты и летит ровно и неторопливо, но быстро и энергично. Когда придет журавлю охота, он забавляется веселыми прыжками, шаловливыми движениями, странными позами; играя, поднимает с земли щепки и камешки, бросает на воздух и ловит их снова; танцует, прыгает, быстро бегает взад и вперед и самыми разнообразными движениями выражает свою жизнерадостность.

http://kladraz.ru/upload/blogs/2501_e791ca0fca7ca0d55a9f18064293f97a.jpg

Баклан прекрасно ныряет на глубину до 5 м и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке. Каждая птица съедает в день 700-800 г рыбы. Бакланы воруют рыбу из сетей, охотятся на нее вблизи берегов и в море, истребляют ее, когда она идет на нерест.

http://kladraz.ru/upload/blogs/2501_c7413d2bbc2b8dee4a3d6854f97783aa.jpg

Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых. Поэтому и говорят: «Заладил, как дятел».

http://kladraz.ru/upload/blogs/2501_966210eb6e216b3c648a20354a99353a.jpg

Самыми искусными строителями считают иволгу и ласточку. Гнезда ласточек – саланган или стрижей – саланган съедобны. Они построены из слюны. Из этих гнезд варят суп

http://kladraz.ru/upload/blogs/2501_bf9a88fef24ed8be41436cee3e2e1873.jpg

Недаром об этой птице говорят: «В лесном оркестре он первая скрипка – самая трепетная, самая звонкая». Среди полезных насекомоядных птиц соловьи занимают одно из первых мест, поскольку в большом количестве уничтожают насекомых – вредителей.
http://kladraz.ru/upload/blogs/2501_bdb474dba6d2389b176c5c69b8c1e959.jpg

Совы глотают мышей целиком.

http://kladraz.ru/upload/blogs/2501_6ae40575ad7d6dcf79586018bc72bbe6.jpg

Своего гнезда не вьет, яйца другим подбрасывает. Хотя некоторые виды кукушек сами высиживают яйца.

http://kladraz.ru/upload/blogs/2501_8d3672f0e8bfd61f8d636b3618411fed.jpg

Поползень лазает по деревьям. В поисках корма ловко передвигается по стволам и ветвям деревьев, зачастую вниз головой или даже вверх ногами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Птицы наши друзья"

Октябрь:Тема месяца: «Общее знакомство с миром птиц.»Разучивание стих-я с подгр. детей «Возвращаются певцы» Г.Ладонщикова.В книжном уголке книги о птицах, раскраски с изображением птиц для самос...

Проект "Птицы - наши друзья"

Проект долгосрочный...

проект " Птицы- наши друзья!"

в данном материале содержится планирование по проекту и методические разработки....

Проект "Птицы-наши друзья"

Непосредственая образовательная деятельность в  старшей группе  по  проекту  "Птицы-наши друзья"  Образовательная область: Познание.Коммуникация. Проект долгосрочный,расчитан ...

Проект «Птицы – наши друзья», посвященный Году экологии в РФ и Птице года 2017 - буроголовой гаичке - пухляк.

Все хорошее в людях – из детства.Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем, Удивиться, узнать, полюбить. Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них...

Проект «Птицы – наши друзья» (знакомство детей с птицами по произведениям В.Бианки)

quot;Что надо сохранить от ребенка в душе взрослого? Широко раскрытые на мир глаза.Непосредственность. Горячую на все отзывчивость.Чистоту помыслов. Мечту. Доверчивость. В Бианки...

Презентация экологический проект "Птицы наши друзья! Эколята помогают своим друзьям"

Экологический проект, посвящен акции "Покормите птиц зимой"...