Многофункциональное пособие "Домик для дружных соседей"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Маслова Светлана Викторовна

Дидактическая игра является ведущим методом обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста, т.к. она соответствует их возрастным и психологическим особенностям. Это, прежде всего - обучающая игра. С её помощью усваиваются программные представления, формируются умения и навыки. Дидактическая игра не только обучает, но и развивает интеллект, волю, эмоции, способствует развитию познавательных способностей, получению новых представлений, их обобщению, закреплению.

Использование дидактических игр, как метода обучения, повышает интерес к занятиям. Особенно эффективны эти игры на занятиях: ребёнок и природа, ребёнок и общество, элементарные математические представления, развитие речи и культуры речевого общения, искусство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_yarmarki.docx16.46 КБ

Предварительный просмотр:

Многофункциональное пособие «Домик для дружных соседей»

Задачи, которые помогает решать данное пособие:

1. Развивать мыслительные операции: классификация, анализ, синтез, обобщение, сравнение.

2. Обогащать активный словарь детей по разным  темам.

3. Развивать диалогическую, связанную речь через описательные и творческие рассказы детей.

Варианты использования пособия.

Д/и «Распредели  жильцов правильно»

Детям предлагается всех животных распределить по подъездам, в соответствии с карточкой, указывающей, кто «живет» в этом подъезде. С детьми старшего возраста классификация усложняется по темам: «Транспорт(специального назначения, пассажирский)», «Дикие животные наших лесов», «Животные жарких стран», «Животные севера», «Цветы(комнатные, полевые , садовые)», «Птицы» (перелетные, домашние, зимующие), «Одежда по сезонам»(девочки, мальчики) и т.д.

Д/и «Кого не хватает?»

Дидактическое пособие уже заполнено картинками, но частично. Ребенок должен по смыслу подобрать картинки в свободные окошки. Как усложнение ребятам предлагается придумать историю, что произошло с этим животным или предметом на картинке , пока он не добрался до « дома».

Д/и «Найди ошибку»

Дидактическое пособие уже заполнено картинками, но частично. Некоторые жильцы дома перепутали свои квартиры. Нужно найти ошибку и объяснить почему.

Дидактическое пособие представляет собой объёмный картонный «домик» с пластиковыми «окошечками» и «дверями», в которые педагогом вставляются тематические картинки.

 При работе с дидактическим пособием у ребенка

- Развивается логическое и образное мышление, память, речевые навыки, внимание , мыслительные операции : классификация ,обобщение , сравнение, анализ.

-Обогащается активный словарь детей по предлагаемым темам.

-Развивается диалогическая , связная речь через описательные и творческие рассказы .

Дидактическое пособие являясь многофункциональным, помогает решать задачи по развитию речи, по ознакомлению  с окружающим , по математическому и сенсорному развитию ,так как  к нему прилагаются наборы картинок и карточек по темам:

«Транспорт» (специального назначения и пассажирский),

«Цветы» (полевые, комнатные, садовые),

«Птицы» (зимующие, домашние, перелетные),

 «Посуда» (столовая, чайная)

«Мебель» (для кухни, гостиной)

«Животные»(домашние ,дикие, жарких стран ,Севера)

«Количество предметов и цифры»

«Геометрические фигуры»

«Одежда» (по сезонам , для девочек ,мальчиков)

Картинки заменяются и варьируются по усмотрению педагога в соответствии с развивающими целями и задачами , а значит в пособии заложены большие возможности для вариативного использования. Этот дидактический материал может использоваться на занятии, в свободной деятельности, для индивидуальной работы с ребенком, самостоятельной деятельности дошкольников.

Использование  многофункциональных  наглядных пособий в обучении и воспитании детей дошкольного возраста

 «…Дайте же детям играть,

 пока игра их радует, влечёт к себе

 и вместе с тем приносит им громадную пользу!»

Е.А.Покровский.

Детство – это период усиленного развития, воспитания и обучения детей. Одним из важнейших направлений дошкольного образования на современном этапе выступает обеспечение интеллектуального развития каждого ребёнка как основы формирования активной творческой личности. Активность ребёнка дошкольного возраста, особенно интеллектуальная, рассматривается в качестве главного условия не только освоения им разных видов деятельности, но и выхода за пределы взаимодействия с окружающим миром.

Используя в своей работе дидактические  наглядные пособия, я формирую умение анализировать, сопоставлять, размышлять над какими-либо вещами, обобщать, закреплять, приобретать опыт общения со сверстниками.

Благодаря использованию дидактических наглядных пособий процесс обучения дошкольников происходит в доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития интеллектуально-творческого потенциала ребёнка.

Для ребёнка очень важно воспринимать окружающий его мир на практическом опыте, посмотреть, потрогать, послушать и так понять связь между предметами и окружающей действительностью.

Полное обучение и развитие должно опираться на чувственный опыт ребёнка, на его непосредственные наблюдения окружающей действительности. Основная информация усваивается человеком через зрительное и слуховое восприятие. Зрительная информация воспринимается мгновенно, тогда, как слуховая поступает последовательно и занимает гораздо больше времени. Наглядность обеспечивает понимание, прочное запоминание. Наглядность является попыткой задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Применяя наглядные средства, мы учим воспитанников видеть главное, систематизировать полученные представления. Использование различных средств наглядности в формировании учебной деятельности дошкольников имеет важнейшую дидактическую роль. Наглядность способствует развитию мыслительных операций ребёнка, обеспечивает переход от конкретного к абстрактному, увеличивает самостоятельность, активность, формируется положительное отношение к предмету. Всё это расширяет кругозор дошкольников.

Хочется так же отметить, что применение наглядного материала прививает интерес к получаемой информации, расширяет круг воспринимаемой информации, уменьшает утомляемость и в целом облегчает весь процесс обучения.

Дидактическая игра является ведущим методом обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста, т.к. она соответствует их возрастным и психологическим особенностям. Это, прежде всего - обучающая игра. С её помощью усваиваются программные представления, формируются умения и навыки. Дидактическая игра не только обучает, но и развивает интеллект, волю, эмоции, способствует развитию познавательных способностей, получению новых представлений, их обобщению, закреплению.

Использование дидактических игр, как метода обучения, повышает интерес к занятиям. Особенно эффективны эти игры на занятиях: ребёнок и природа, ребёнок и общество, элементарные математические представления, развитие речи и культуры речевого общения, искусство.

Воспитанники с огромным удовольствием играют в дидактические игры. В своей работе я использую как приобретённые игры в магазине, так и сделанные своими руками.

Я пришла к выводу, что дидактическая игра ,а так же развивающие  пособия  представляют собой многоплановое, сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения детей дошкольного возраста и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство развития личности ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Наши соседи - насекомые"

Дети очень любят наблюдать, рассматривать насекомых. Но знают о них, к сожалению, мало. Данный проект даёт возможность не только поддержать...

Преемственность СОШ и ДОУ "Дружные соседи"

Опыт работы по осуществлению преемственности между ДОУ и СОШ...

Многофункциональный маркер развивающей предметно-пространственной среды ДОО «Многофункциональный дом»

laquo;Многофункциональный дом» рассчитан на все возрастные категории детей от 3 до 7 лет, занимает мало места при хранении, легко трансформируется, многофункционален, вариативен, что позволяет ...

Паспорт многофункционального дидактического пособия-планшета "Дружные шнурки"

Представлен паспорт многофункционального дидактического пособия-планшета "Дружные шнурки", направленного на развитие отдельных компонентов грамматического строя речи (в зависимости от предла...

Многофункциональное дидактическое пособие "Йотов дружная семья"

Общеизвестно, что дети познают окружающий мир в игре. Сказочно-игровые ситуации – самый простой способ адаптировать для дошкольников самые сложные фонематические понятия, развить  их логиче...