Экологический проект "Юные защитники природы"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Бугрова Ирина Анатольевна

    Экологический проект "Юные защитники природы" для детей 5-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskiy_proekt_yunye_zashchitniki_prirody.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад комбинированного вида №21 «Ладушки»                                                                      

                                                                             Выполнила  воспитатель  

                                                                               группы компенсирующей

                                                                                           направленности Бугрова И.А.

2012 г.

Экологический проект

«Юные защитники природы »

Обоснование необходимости разработки проекта

«Юные защитники природы»

         Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

        Детский сад сегодня  это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно - речевое, художественно - эстетическое, социально-личностное развитие детей. Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация  проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.

        Методика "Ранжирование" позволит  выявить представления детей подготовительной к школе группы о компонентах экологической культуры человека.

        Наиболее значимыми для себя дети считают:

      Представления детей 6-7 лет об экологической культуре человека.

  • владение правилами поведения в природе

 32%;

  • потребность в общении с природой

 20%;

  • убежденность в необходимости ответственно относиться к природе

 20%;

  • понимание многосторонней (универсальной) ценности природы

12%;

  • практические экологические умения

 8%;

  • интерес к экологическим проблемам

 8%.

       Таким образом, был сделан вывод, что экологическое самосознание детей сформировано недостаточно; в большей степени превалирует потребительское отношение к природе; дети с трудом выделяют себя из окружающей среды, преодолевая в своём мироощущении расстояние от "Я - природа" до "Я и природа". Все вышеприведенные данные позволили сформировать цель проекта и его задачи.

Цель проекта:  формирование у детей и родителей  чувства сопричастности ко всему живому,                 гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

 Задачи проекта:

  • создать экологически благоприятную среду на территории ДОУ для реализации приоритетного направления;
  • формировать знания об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека;
  • развивать познавательные умения детей и родителей  при овладении исследовательскими методами познания  природы;
  • организовать практическую природоохранную деятельность детей и родителей;
  • реализовать одну из форм работы с родителями   проектно-исследовательской   деятельности «Экологическая тропа моей семьи»;
  • развивать  взаимопонимание  и  взаимопомощь  между  детьми, педагогами, родителями,  потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры;
  • развивать первоначальные географические представления, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности;
  • воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе.

 

          Новизна  экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость. Проект позволяет детям и родителям  заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру.

Сроки реализации проекта:  год. 

Участники, партнеры проекта: сотрудники ДОУ, дети от 6 до 7 лет и их родители.

Этапы реализации проекта:

1 этап - аналитический (май – август)

     Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.

2 этап – организационный:  планирование и прогнозирование предстоящей работы. (август- сентябрь)

     Задачи этапа: экологизация всех разделов программы воспитания и обучения дошкольников; создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме; разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования  через проведения экологических акций.

3 этап – практическая деятельность (учебный год)

     Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведения экологических акций.

 4 этап – презентация проекта (апрель)

   

 Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических  действий на следующий год.

Ожидаемые результаты проекта: 

  • создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды;
  • повышение уровня знаний по экологии у детей;  
  • совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта; 
  • изменения процентного соотношения в таблице параметров  о   представлениях детей 6-7 лет об экологической культуре человека.

Формы работы по реализации проекта:

  • наблюдения и экологические экскурсии на экологической тропе;
  • создание видеофильмов, презентаций, слайд шоу;
  • познавательное чтение;
  • “Уроки доброты”;
  • конкурсы и викторины,  КВН;
  • продуктивная деятельность, защита плакатов, проектов;
  • лаборатория  (опыты и эксперименты);
  • выпуск экологический газеты,
  • день (неделя)  “Волшебная экология души”;
  • инсценировки и театрализации;
  • экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.
  • эколого-познавательные праздники и развлечения.

Содержание проекта включает в себя деятельность всех участников воспитательно-образовательного процесса в экологических акциях, которая проходит через четыре этапа:

  • Экологическая тревога
  • Экологические знаки
  • Экологическая тропа
  • Экологическая газета
  • Итоговое мероприятие

План - карта действий по реализации проекта для детей 6-7 лет.

АКЦИЯ «Мой дом – моя планета»                                                             (август-сентябрь)

Цель: формирование представлений о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на земле.

п/п

Этапы акции

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Экологическая тревога. Много  мусора на улицах города

Решение проблемных ситуации « что нужно делать, чтобы стало меньше мусора на улицах города».

Чтение О.Солопова «Приключение кота Леопольда и его друзей в лесу»

Трудовой десант «Посадка саженцев деревьев в чистом дворе»

2.

Экологические знаки

Просмотр и обсуждение презентаций Конкурс рисунков-знаков.

Заучивание стихотворений о правилах поведения в природе

Составление презентаций знаков для детей.

Конкурс рисунков-знаков.

3.

Экологическая тропа

Викторина «Чистюля» Экскурсия, д/и по решению проблемных ситуаций

Субботник на экологической тропе: сенокос, ограждение саженцев, ремонт ограды огорода. Фото сессия на экологической  тропе .

4.

Экологическая газета

Рисование листовок к пословицам и поговоркам.

Рисование «Какую пользу я принёс планете?»

Знакомство с народной мудростью: пословицами, поговорками о бережном отношении к природе. Чистота – залог здоровья» - памятки о последствиях влияния мусора на природу (бумага, консервная банка, стекло)

АКЦИЯ «Столовая для пернатых»                                                             (октябрь-ноябрь)

Цель: развитие наблюдательности, чувства сопереживания и причастности к судьбам птиц зимой, любви к природе родного края.

п/п

Этапы акции

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Экологическая тревога

Птицы голодают

Решение проблемных ситуаций.

Конкурс кормушек «Птичья столовая».

2.

Экологические знаки

Создание книги «Птицы нашего края»

Изготовление памяток - листовок «Покормите птиц зимой»  распространение среди соседей»

3.

Экологическая тропа

Зеленый патруль.

Викторины.

Экскурсии.

Составление презентаций о птицах

4.

Экологическая газета

Рисование плана –схемы экологической тропы моей семьи для газеты.

Разучивание стихов о птицах

Конкурс «Экологическая тропа моей семьи». Остановка «птичий домик»

Подборка стихов «Покормите птиц зимой»

АКЦИЯ: «Ёлочка – хозяйка леса»                                                                                  (декабрь)

Цель: обучение бережному отношению зелёных друзей.

п/п

Этапы акции

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Экологическая тревога

Ель просит защиты

Получение из леса посылки.

Выпуск листовок  и распространение в микрорайоне

2.

Экологические знаки

Рисование запрещающих знаков для презентаций

Презентация  «Ёлочка – хозяйка леса»          

                                                                                         

3.

Экологическая тропа

Украшение елей красными ледянками.

Цикл наблюдений за елью.

Установка знаков на экологической тропе.

4.

Экологическая газета

«Спасаем лес – сохраняем планету»

Сочинение

«Как мы спасали ель»

Презентация  «Новогодняя ель на экологической тропе семьи». Фото выставка «моя елочка»

АКЦИЯ «Земля – голубая планета»                                                               (февраль-март)

Цель: развитие представление о воде, как источнике жизни всего живого на планете Земля на основе исследовательской деятельности.

п/п

Этапы акции

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Экологическая тревога

Кран – кап, кап, кап.

Просмотр документальных фильмов о воде.

Организация медиотеки «Вокруг вода»

2.

Экологические знаки

Закладка для книг «Помни о воде»

«Поделись опытом» - семейный патруль.

Выпуск листовок «Берегите воду»

3.

Экологическая тропа

Исследовательская деятельность «Вода в природе».

Развивающие игры с капелькой воды. Зарисовка результатов опытнической деятельности «Всё о воде».

Составление картотеки игр о воде.

Дневник наблюдений за водой.

4.

Экологическая газета

Защита плакатов «Вода – это жизнь»

Выпуск листовок «Берегите воду»

Итоговый результат проекта для детей 6-7 лет и родителей – развлечение.

 Презентация проекта                    (апрель)

Вручение дипломов и почётной медали юных защитников природы.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект «Защитники природы»

Экологический проект для старшей группы....

Летний экологический проект «Защитники природы» (для детей старшего дошкольного возраста)

В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии.  Обретение эколо...

Сценарий экологической игры «Защитники природы» в младшей группе (3-4 года).

Дидактическая задача: Знакомить с правилами поведения в природе.Игровой замысел: Исправить все неприятности произошедшие в лесу....

экологический КВН "Защитники природы"

КВН проводится совместно с родителями. Семейные команды соревнуются в разгадывании ребусов, создают экологические знаки и вместе пытаются очистить планету от мусора...

Экологическая сказка "Защитники природы" 2021г.

Экологическая сказка "Защитники природы" 2021г....

Экологический урок "Защитники природы"

В дошкольном возрасте экологическое воспитание проходит через ознакомление детей с окружающим миром, с объектами живой и неживой природы, а также с изучением взаимосвязи всего живого на планете. ...