Дополнительная общеобразовательная программа НАУРАША
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Тимирова Виктория Радиковна

Меняется время – меняется ребёнок, меняется отношение к нему. Окружающая предметная среда ребёнка становится всё более насыщенной разного рода электронными приборами. Познавательно-исследовательская  лаборатория  «Наураша в стране Наурандии» наилучшим образом соответствует социально-педагогическим целям развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, освоению способов познания через открытия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №56 "Искорка"

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

«НАУРАША»

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации: 4 месяцев

Составитель: Тимирова Виктория Радиковна,

воспитатель

Город Сургут, 2018 год

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №56 "Искорка"

Полное название дополнительной общеобразовательной программы

Программа по познавательно-исследовательскому развитию дошкольников «Наураша»

Ф.И.О. педагогического работника, реализующего  дополнительную общеобразовательную программу

Тимирова Виктория Радиковна

Год разработки дополнительной общеобразовательной программы

2017 год

Где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа (в случае ее реализации)

Информация о наличии рецензии (в случае, если таковая имеется)

нет

Цель дополнительной общеобразовательной программы

Пробудить в ребенке интерес к исследованию окружающего мира и стремление к новым знаниям.

Задачи дополнительной общеобразовательной программы

  1. формировать целостность картины мира и расширять кругозор у детей старшего дошкольного возраста;
  2. формировать первичные ценностные представления о себе, о здоровье и здоровом образе жизни;
  3. развивать навыки познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
  4. развивать восприятие, мышление, речь, внимание, память;
  5. способствовать освоению общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и детьми (уметь работать в паре, в команде, проявлять бережное отношение и трудолюбие, уметь сопереживать).

Информация об уровне дополнительной общеобразовательной программы

Стартовый уровень

Ожидаемые результаты освоения  дополнительной общеобразовательной программы

Дети знают:

  • основные легко определяемые свойства воздуха, воды;
  • общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
  • правила сохранения и укрепления здоровья.

Дети умеют:

  • определять температуру воды, воздуха, тела человека;
  • ухаживать за растениями и животными, создавая условия, необходимые для их жизни;
  • выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения.

Дети владеют: 

  • навыками наблюдения, измерения, сравнения

Срок реализации дополнительной общеобразовательной программы

4 месяца

Количество часов (академических) в неделю необходимых для реализации дополнительной общеобразовательной программы

За 4 месяца

Дети 6-7 лет 8 часов

Дети 5-6 лет  4 часа

64 академических часа

Возраст обучающихся по дополнительной общеобразовательной программе

6-7 лет, 5-6 лет

Пояснительная записка

Направленность: программа кружка «Наураша» носит опытно-экспериментальную и научно-познавательную направленность, которые определены особой актуальностью  познавательного развития дошкольников в современных условиях.

Новизна: новизна программы состоит в том, что ведущей формой организации педагогического процесса является интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений, использование информационных и коммуникационных технологий, экологических инсценировок, лабораторной, исследовательской и трудовой деятельности. Материал конкретизирован для непосредственно образовательной деятельности в старшей и подготовительной  группе детского сада в рамках дополнительной общеобразовательной программы по познавательному развитию. 

Актуальность. Меняется время – меняется ребёнок, меняется отношение к нему. Окружающая предметная среда ребёнка становится всё более насыщенной разного рода электронными приборами. Подрастающее поколение живет в мире электронной культуры и подчас лучше нас разбирается в нем. Их мир игры – это компьютерные игры, электронные игрушки, игровые приставки. Дети воспринимают информацию посредством телевидения, персонального компьютера, которые не всегда несут полезную информацию. Поэтому, для развития детей на современном этапе требуется овладеть способами и приёмами эффективной мыслительной деятельности, основы которой закладываются в дошкольном возрасте, в момент формирования предпосылок для овладения умениями и навыками, необходимыми для развития способности познавать новое, исследовать, думать.

Формирование познавательно-исследовательской активности в лаборатории «Наураша в стране Наурандии» наилучшим образом соответствует социально-педагогическим целям развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, освоению способов познания через открытия. При изучении тем, предусмотренных дополнительной общеобразовательной программы, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

Данная программа разработана на основе методического руководства: Е. А Шутяева «Наураша в стране Наурандии» и охватывает познавательное развитие детей с 5 до 7 лет. В программе прослеживается преемственность от одной возрастной группы к другой.

Отличительные особенности: особенностью программы является развитие познавательно-исследовательской активности дошкольников посредством опытов в цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии».

При составлении комплексно-тематического планирования содержания организованной деятельности использовались следующие образовательные области:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие.

Педагогическая целесообразность: эффективным для познавательно-исследовательского  развития детей является технология проблемного обучения, следуя которой ребёнок сам является открывателем нового опыта. Основным методом обучения является экспериментальная деятельность в цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии». Модульная детская лаборатория «Наураша в стране Наурандии» состоит из 8 лабораторий, в каждой из которых дошкольникам предлагается одна из тем: «Температура», «Свет», «Звук», «Сила», «Электричество», «Кислотность», «Пульс», «Магнитное поле». В составе комплектов по всем темам имеются:

  • датчик «Божья коровка», измеряющий соответствующую теме физическую величину;
  • набор вспомогательных предметов для измерений;
  • сопутствующая компьютерная программа;
  • брошюра с методическими рекомендациями по проведению занятий и объяснением настроек компьютерных сцен.

Данная программа позволит дошкольникам приоткрыть дверь в мир физики, химии и биологии.

Цель:  Пробудить в ребенке интерес к исследованию окружающего мира и стремление к новым знаниям.

Задачи:

  1. формировать целостность картины мира и расширять кругозор у детей старшего дошкольного возраста;
  2. формировать первичные ценностные представления о себе, о здоровье и здоровом образе жизни;
  3. развивать навыки познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
  4. развивать восприятие, мышление, речь, внимание, память;
  5. способствовать освоению общепринятых норм и правил взаимоотношений с взрослыми и детьми (уметь работать в паре, в команде, проявлять бережное отношение и трудолюбие, уметь сопереживать).

Возраст детей: Программа предусматривает работу группы в количестве 5-9 человек от 5 до 7 лет включительно.

Сроки реализации: 4 месяцев. Продолжительность реализации (период с января по май  месяц включительно), что составляет 8 занятий в месяц.

Формы организации обучения: групповая.

Виды деятельности:

  • Игровая
  • Коммуникативная
  • Познавательно-исследовательская деятельность
  • Чтение художественной литературы
  • Музыкально-художественная деятельность

          Методы работы: 

Наглядный метод (приемы: рассматривание, обследование, наблюдения, опорные карточки, планы – схемы, таблицы, просмотр познавательных фильмов, мультфильмов).

Словесный метод (решение занимательных задач, проблемных ситуаций, познавательные игры, научные развлечения, чтение художественной литературы, отгадывание загадок).

Практическая и поисковая деятельность  (демонстрация опытов, исследования; познавательные игры, игры-экспериментирования  с разными материалами).

Ожидаемые результаты: 

По итогам изучения предметной области «Окружающий мир» в основной программе дети должны знать и понимать:

  • основные легко определяемые свойства воздуха, воды;
  • общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
  • правила сохранения и укрепления здоровья.

Помимо этого они также должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни, например:

  • определять температуру воды, воздуха, тела человека;
  • ухаживать за растениями и животными, создавая условия, необходимые для их жизни;
  • выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения.

            владеть: 

  • навыками наблюдения, измерения, сравнения;
  • повысить уровень дошкольной готовности детей;
  • развить познавательную активность, интерес к окружающему миру, желание узнать новое.

Форма подведения итогов: игра «Что? Где? Когда?»

Работа с родителями:

Просветительская работа по календарно-тематическому плану в виде консультаций, рекомендаций, наглядных материалов для привлечения  родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на занятиях.

Учебно-тематический план

на 2018 учебный год

Раздел, тема

Количество академических часов

Теоретическая часть

Практическая часть

(два раза в неделю)

Всего часов

1гр.

6-7 лет

2 гр.

5-6 лет

3гр.

5-6 лет

1гр.

6-7 лет

2 гр.

5-6 лет

3гр.

5-6 лет

1гр.

6-7 лет

2 гр.

5-6 лет

3гр.

5-6 лет

1

Вводное занятие

0,5 ч

0,5 ч

0,5 ч

0,5 ч

2

Температура

0,5 ч

0,5 ч

3

Звук

0,5 ч

0,5 ч

1,5ч

1,5ч

4

Свет

0,5 ч

0,5 ч

1,5ч

1,5ч

5

Электричество

0,5 ч

0,5 ч

6

Магнитное поле

0,5 ч

0,5 ч

7

Сила

0,5 ч

0,5 ч

0,5 ч

0,5 ч

3,5ч

3,5ч

8

Кислотность

0,5 ч

0,5 ч

9

Пульс

0,5 ч

0,5 ч

1,5ч

1,5ч

10

Итоговое занятие  игра «Что? Где? Когда?»

0,5 ч

0,5 ч

0,5 ч

0,5 ч

32ч

16ч

16ч

ИТОГО:  64  часа


Календарно-тематическое планирование

№п/п

Наименование раздела программы

Тема занятия

Количество академических часов

Дата проведения занятий (план)

Дата проведения занятий (факт)

1гр.

6-7 лет

2 гр.

5-6 лет

3гр.

5-6 лет

1гр.

6-7 лет

2 гр.

5-6 лет

3гр.

5-6 лет

1гр.

6-7 лет

2 гр.

5-6 лет

3гр.

5-6 лет

1.

Введение

Знакомство с Наурашей и страной Наурандией

0,5 ч

0,5 ч

01.02.18

01.02.18

01.02.18

2.

Температура

Тепло или холодно?

0,5 ч

0,5 ч

02.02.2018

02.02.2018

02.02.2018

Ветер в комнате

0,5 ч

0,5 ч

08.02.2018

08.02.2018

08.02.2018

Лед и пламя

0,5 ч

0,5 ч

09.02.2018

09.02.2018

09.02.2018

Как влиять на температуру?

0,5 ч

0,5 ч

15.02.2018

15.02.2018

15.02.2018

Такая разная вода.

0,5 ч

0,5 ч

16.02.2018

16.02.2018

16.02.2018

Вкусные опыты

0,5 ч

0,5 ч

22.02.2018

22.02.2018

22.02.2018

3.

Звук

Что я слышу?

0,5 ч

0,5 ч

01.03.2018

01.03.2018

01.03.2018

Что такое шум?

0,5 ч

0,5 ч

02.03.2018

02.03.2018

02.03.2018

Звук в космосе

0,5 ч

0,5 ч

15.03.2018

15.03.2018

15.03.2018

4.

Свет

Свет

0,5 ч

0,5 ч

16.03.2018

16.03.2018

16.03.2018

Свет и растения

0,5 ч

0,5 ч

22.03.2018

22.03.2018

22.03.2018

Измерение силы света.

0,5 ч

0,5 ч

23.03.2018

23.03.2018

23.03.2018

5.

Электричество

Знакомство с

Лабораторией

Электричества. Лампочка

0,5 ч

0,5 ч

29.03.2018

29.03.2018

29.03.2018

Батарейка

Хорошая батарейка- плохая батарейка

0,5 ч

0,5 ч

30.03.2018

30.03.2018

30.03.2018

6.

Магнитное поле

Магнитные чудеса.

0,5 ч

0,5 ч

05.04.2018

05.04.2018

05.04.2018

Земля – это магнит

0,5 ч

0,5 ч

06.04.2018

06.04.2018

06.04.2018

7.

Сила

Что такое сила? Физическая сила

0,5 ч

0,5 ч

12.04.2018

12.04.2018

12.04.2018

Внутренняя сила

0,5 ч

0,5 ч

13.04.2018

13.04.2018

13.04.2018

Сила машины

0,5 ч

0,5 ч

19.04.2018

19.04.2018

19.04.2018

Сила трения

0,5 ч

0,5 ч

20.04.2018

20.04.2018

20.04.2018

Сила тяжести

0,5 ч

0,5 ч

26.04.2018

26.04.2018

26.04.2018

Сила Архимеда

0,5 ч

0,5 ч

27.04.2018

27.04.2018

27.04.2018

Игра «КВН»

0,5 ч

0,5 ч

03.05.2018

03.05.2018

03.05.2018

8.

Кислотность

Кислая лаборатория

0,5 ч

0,5 ч

04.05.2018

04.05.2018

04.05.2018

Наша любимая газировка

0,5 ч

0,5 ч

10.05.2018

10.05.2018

10.05.2018

Волшебница сода

0,5 ч

0,5 ч

11.05.2018

11.05.2018

11.05.2018

Создай свой вкус

0,5 ч

0,5 ч

17.05.2018

17.05.2018

17.05.2018

9.

Пульс

Пульс

0,5 ч

0,5 ч

18.05.2018

18.05.2018

18.05.2018

Наше сердце

0,5 ч

0,5 ч

24.05.2018

24.05.2018

24.05.2018

Сердце животного мира

0,5 ч

0,5 ч

25.05.2018

25.05.2018

25.05.2018

10.

Итоговое занятие

Игра что? Где? Когда?

0,5 ч

0,5 ч

31.05.2018

31.05.2018

31.05.2018


Методическое обеспечение

       Детская цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» состоит из восьми мини-игр, каждая из которых посвящена своему отдельной теме: звук, свет, температура, сила, электричество, кислотность, пульс, магнитное поле. Внутри каждой сцены содержится набор экспериментов. При этом сцена и персонажи в сцене реагируют на показания датчика и результат эксперимента, помогая ребенку понять суть явления.

 Возможности настроек предусматривают:

  • Последовательное прохождение заданий внутри каждой из восьми сцен;
  • Переключение между сценами;
  • Ручную настройку выбора заданий;
  • Свободный режим;
  • Повторение заданий.

Игра содержит задания, предусматривающие работу в парах. Результатом проведения таких заданий становится сравнение двух показателей.

Способы работы:

  • Работа педагога с группой детей (возможность разбивать на подгруппы);
  • Дети проводят эксперименты самостоятельно или парами. Часть заданий построена на сравнении показателей, полученных в ходе проведения эксперимента.
  • Возможность работы в «свободном режиме»: педагог реализует собственную программу с помощью Цифровой Лаборатории;
  • Возможность настройки индивидуальной последовательности заданий внутри игры;
  • Возможность повторить эксперимент.

Список используемой литературы

  1. ФГОС - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
  2. Информационные материалы к комплексу « Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников «Наураша в стране Наурандии»
  3. Гончарова Е.В. «Экология для малышей». Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений. Ханты- Мансийск: Полиграфист, 2005.
  4. Калинина Т.В. Управление ДОУ «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М.Сфера, 2008.
  5. Мартынова Е.А,.Сучкова И.М «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет». Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Издательство «Учитель», 2012.
  6. Моторин В. «Воспитательные возможности компьютерных игр». Дошкольное воспитание, 2000г., №1.
  7. Г.П.Тугушева, А.Е.Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Методическое пособие. Издательство «Детство-Пресс», 2013.
  8. Педагогические условия применения компьютерных игр в воспитании и обучении дошкольников. Материал с сайта Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" и "Интернет - Гномик" (i-Gnom.ru).
  9. Дошкольник и компьютер: медико-гигиенические рекомендации / под ред. Л.А.Леоновой и др. – M.: MODДЭК, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГ ОБРАЗОВАНИЯ «НАУРАША в стране Наурандии»

«Научные развлечения» придумали увлекательную, а самое главное – доступную для детей Детскую цифровую лабораторию «Наураша в стране Наурандии».«Наураша в стр...

Конспект занятия в рамках дополнительной общеобразовательной программы "Наураша" по теме "Электричество"

Цель: дать детям представление об электричестве, развивать умение детей устанавливать причинно-следственные связи.Задачи:- познакомить детей с понятием «электричество», научить измерять на...

Конспект воспитательного мероприятия в рамках дополнительной общеразвивающей программы "Наураша" - "В поисках датчика для Наураши"

Цель: Знакомство с техникой безопасности при работе с интерактивной лабораторией «Наураша».Задачи:научить техникой безопасности при работе с интерактивной лабораторией «Наураша...

Сборник загадок по темам, изучаемым в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Наураша» - "Загадки Наураши"

Цель: создание условий для познавательного развития и коммуникативных качеств дошкольников посредством овладения умением отгадывать загадки.Задачи:- развитие познавательной сферы детей;- развитие...

Дополнительная общеобразовательная программа "Наураша в стране Наурландии"

laquo;Наураша в стране Наурандии» — уникальная лаборатория для обучения детей с помощью наглядных экспериментов....