Главные вкладки

    Этапы работы над проектом по изучению природы родного края в подготовительной группе “Моё родное Подмосковье”.
    проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Шумская Марина Владимировна

    Разработка проекта.

    Региональный компанент. Изучение природы родного края посредством проектной деятельности. Проект "Моё родное Подмосковье".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Описание этапов работы над проектом по изучению природы родного края в подготовительной группе “Моё родное Подмосковье”.

           

     Дошкольный возраст – один из первых этапов в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, позитивное отношение к природе и окружающему миру, а так же формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой.

    Проблема развития экологических представлений дошкольников занимает очень важное место в воспитательно-образовательной работе с детьми. Решается эта проблема в основном через планирование деятельности детей по систематизации и углублению знаний о живой и неживой природе, развитию ответственного и бережного отношения к домашним животным, к диким животным, обучению детей правильно взаимодействовать с природой, формированию трудовых навыков и умений по уходу за комнатными растениями. Данные задачи решаются воспитателями, через использование дидактических, сюжетно-ролевых игр, наблюдений, экскурсий, организацию труда в уголке природы.

    Работа по развитию экологических представлений с детьми  планируется педагогами в соответствии с программой «От рождения до школы».

    Изучая  уровень сформированности элементарных экологических представлений, мышления и экологически грамотного поведения детей, мы пришли к выводу , что у дошкольников преобладает  средний уровень развития экологических представлений .

    Данное исследование позволяет сделать заключение о необходимости проведения целенаправленной работы по ознакомлению с природой родного края у детей старшего дошкольного возраста, обеспечении условий, позволяющих успешно реализовывать это направление педагогической работы.

    Для решения поставленной цели был спланирован и проведен проект «Мое родное Подмосковье».

    Цель  – расширить представления детей о природе родного края Московской области посредством проектной деятельности.

    I этап проекта.

    1.Диагностическая методика выявления представлений о природе родного края, старшего дошкольного возраста.

    Цель: Определить уровни освоения представлений детей о природе родного края, согласно программе, соответствующие им познавательные, речевые умения, отношения.

    2.Составление перспективно - творческого плана. По ознакомлению детей с природой родного края .

    1. Блок «д.Бутово Ленинский район Московской области». 

    (знания о географическом положении, водный ресурс, происхождение, климат).

    2. Блок «Растения Московской области».

      (знания о растительном мире Московской области, о взаимосвязи, приспособлении к изменению среды обитания: световых, тепловых условий, о многообразии растительного мира).

    3. Блок «Животные нашего края». 

    (знания о типичных представителях нашего края, их приспособлении к среде обитания; показать цепи питания, приспособление к изменению среды обитания).

    4. Блок «Защитим природу». 

    (знания о научно – трудовой деятельности людей в природе, об исследователях, ученых, работниках музеев, туризма, отдыха; проблемы экологии, охраны).

     II этап проекта

    Цель: активное участие детей родителей, педагогов ДОУ во всех мероприятиях по экологическому воспитанию.

    1. Использование словесных методов: 

    Беседы о Бутово Ленинский район (в гости к детям приходил персонаж Исторовед, знакомил детей с историей, рассказами, стихами о нашем крае).

    Аудиозаписи о природе и животном мире – закрепление голосов животных и природных шумов (дети слушали шум леса, голоса птиц, зверей. Проводились игры «Узнай по голосу птиц», «О чем поет ручей»).

    Составление экологических сказок – развитие творческого рассказывания, воспитание экологической культуры детей и бережного отношения к природе (дети составляли сказки на тему: «Синичкин день», «Все живое на земле - родня»).

    Загадалки – обогащение словаря (дети самостоятельно придумывали загадалки, использовали прилагательные, сравнения. Например: рыжая, пушистая, шустрая, прыгучая, похожа на солнышко (белка)).

    Чтение художественной и познавательной литературы – поиск новых знаний (дети готовили сообщения и выступали с ними на занятиях: о сирени, о березе, о зимующих птицах и др.)

    2.Использование метод экспериментирования и моделирования.

    Использование схем, моделей – зрительная опора для придумывания творческих рассказов, сказок (составляли сказки на основе полученных знаний: «В гости к первоцветам»).

    Использование карт, составление планов – развитие мышления, образного восприятия (складывание разрезной карты территории Ленинского района, составление маршрута для путешествия по Бутово).

    Экспериментирование с природным материалом – развитие познавательной деятельности (дети знакомились со свойствами природного материала, происходило формирование грамматических категорий. Например: камни – каменистый, песок – песчаный).

    Создание макетов – продуктивная деятельность, использование их в игре, развитие ведущих каналов восприятия («Чьи следы», «Где, чей домик»).

    3.Практические методы.

    Проведение акций: «Берегите елки», «Покормите птиц зимой»; создание плакатов, конкурсы: «Лучшая кормушка», «Жалобная книга природы» - составление творческих рассказов детей, мотивация отношения к природе.

    Создание гербариев – поисковая деятельность, закрепление знаний о растениях, правила поведения с растениями. Собрали гербарии: «Деревья и кустарники Московской области», «Цветы и травы Московской области».

    Ведение дневников «Мои наблюдения» - фиксирование результатов наблюдений (дети отражали последовательность изменений в наблюдениях за природными объектами: наблюдение за осенними листьями, эксперименты со снегом и льдом, наблюдения за ветками весной).

    Природные поделки – развитие творческих способностей, закрепление знаний (проводились конкурсы «Осенние фантазии», «Вторая жизнь вещей, «Лесная сказка).

    4.Наглядные методы.

    Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий – донести детям всю красоту родного края .

       Просмотр видеофильмов – развитие эмоционального отклика («Животные Московской области», «Растения Московской области»)

    5.Создание зон экологической среды.

    Уголок познавательной литературы (энциклопедии, познавательная и художественная литература, карта Московской области).

    Экологическая мини – лаборатория (стаканчики для опытов, бумага для фильтрования, лупы, природный материал: камушки, песок, разная по составу земля, листья, ветки, шишки, мох, спилы разных деревьев; журналы наблюдений).

    6.Работа с родителями.

          Беседы родителей с детьми о Ленинском районе Московской области и природе родного края.

    Помощь в составлении гербариев.

    Участие в оснащении мини – музея.

    Пополнение художественной и научной литературы.

    Участие в соревнованиях (викторины, КВН).

    Выполнение домашних заданий (составление рассказов, фотомонтажи, природные поделки).

    Анкетирование.

    7 Ожидаемый результат.

    Знание детей приближаются к системным.

    Дети проявляют устойчивый, познавательный интерес к познанию о природе родного края.

    Могут прогнозировать негативные воздействия человека на окружающую среду.

    Проявляют чувства гордости и восхищения своим краем, малой Родиной.

    В данный момент проект находится на стадии оформлении результата  деятельности.

    Закончился педагогический эксперимент повторной диагностикой,  показавшей , что в экспериментальной группе, которая участвовала в   погружении в проект и организации деятельности,   средний уровень развития экологических представлений дошкольников изменился и стал высоким.  В контрольной группе показатели остались прежними -  средний  уровень.            

    Для педагогов ДОО подготовлено выступление на педсовете по теме «Использование проектной деятельности в ознакомлении дошкольников с природой родного края».

                                                                                                       



    Предварительный просмотр:

    Список литературы.                                                                      

    • Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения [Текст] / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013.  — 464 с.: ил.
    • Дошкольная педагогика : учебник для бакалавров [Текст] / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева ; под общ. ред. Н. В. Микляевой. — М. : Издательство Юрайт, 2012. — 510 с.
    • Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации [Текст] / Под ред. Л. Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 2015. — 64с.
    • ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразова- тельная программа дошкольного образования (пилотный вариант) [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.

            5   .Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа. 6-7 лет. ФГОС :Пособие  для работников дошкольного образования,      студентов педагогических колледжей и вузов /  О.А. Соломенникова. -М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2017.
            6.    Профессиональная компетентность педагога по воспитанию нравственных качеств у дошкольников  в процессе ознакомления с родным  городом / Н.Н.Иванова


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективный план по ознакомлению детей подготовительной группы с родным краем.

    Перспективный план разработан для ознакомления детей с родным городом. Он поможет распределить работу по месяцам и систематизировать свою работу....

    Перспективный план работы по формированию представлений о родном крае в подготовительной группе.

    Материал для работы по формированию представлений  о родном крае в подготовительной группе....

    Игра – путешествие в подготовительной группе «По родному краю»

    Игра – путешествие в подготовительной группе...

    Ознакомление дошкольников с родным краем. Первые представления дошкольников о родном крае.

    В статье представленны формы и методы педагогической работы с детьми дошкольного возраста....

    Конспект экскурсии в мини-музей «Бабушкина кукла» по теме эколого-патриотического проекта «Сбережём природу родного края» в подготовительной группе

    В данном материале представлен конспект экскурсии в мини-музей «Бабушкина кукла» в рамках эколого-патриотического проекта «Сбережём природу родного края&raqu...

    Конспект экскурсии в мини-музей «Животный и растительный мир Республики Бурятия» в рамках эколого-патриотического проекта «Сбережём природу родного края» в подготовительной группе

    В данном материале представлен конспект экскурсии в мини-музей «Животный и растительный мир Республики Бурятия» в рамках эколого-патриотического проекта «Сбережём прир...

    Конспект НОД «Есть такой уголок на карте нашей Родины» в рамках эколого-патротического проекта «Сбережём природу родного края» в подготовительной группе

    В данном материале представлен конспект НОД «Есть такой уголок на карте нашей Родины» в рамках эколого-патриотического проекта «Сбережём природу родного края»...


     

    Комментарии

    Антонова  Надежда Николаевна

    Молодцы!Чётко разработали этапы работы над проектом.