Познавательно-исследовательский проект "Полезные штучки"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Васильева Наталья Васильевна

Данный проект учит подерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность, самостоятельность, развивать познавательные способности, устанавливать причинно-следственные связи, способности эксперементировать, принимать решения с опорой на свои знания и умения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelno_-_issledovatelskiy_proekt_poleznye_shtuchki.docx240.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  ЦРР Детский сад № 5 «Рябинка»

Познавательно-исследовательский проект

«Полезные штучки»

C:\Users\User_N1\Desktop\Мастер класс\P3291685.JPG

Педагоги: Васильева Н.В.

 

Г. Салехард 2017г

Тип проекта: Долгосрочный

Место реализации: МАДОУ ЦРР – Детский сад № 5 «Рябинка»

Участники проекта: Педагоги группы; воспитанники группы; родители воспитанников.

Цель: организация деятельности воспитанников по ознакомлению с окружающим миром в форме партнерского взаимодействия со взрослыми, развертывающегося  как исследование вещей и явлений, доступное и привлекательное для детей.

Актуальность:

Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира. Образ мира — это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности. В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое- основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Современному обществу нужны образованные люди, обладающим системным мышлением, которые могут самостоятельно  принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия.

        Как научить ребенка видеть проблемы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, способность искать новое, выдвигать гипотезы, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения и отстаивать свои идеи. Эти вопросы актуальны для современной образовательной практики.

Задачи проекта:

  • Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность, самостоятельность.
  • Развивать  у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение,обобщение).
  • формирование умения задавать вопросы взрослым и сверстникам, устанавливать причинно – следственные связи, самостоятельно объяснять явления природы и поступки людей;
  • развитие навыков наблюдательности, способности экспериментировать, принимать решения с опорой на свои знания и умения.
  • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Этапы реализации проекта

  1. этап подготовительный (январь)

Подбор методической, научно – популярной и художественной литературы. Создание развивающей среды, условий для реализации проекта, изучение методической литературы по теме, подбор и размещение экспонатов. Заинтересовать родителей в реализации проекта.

  1. этап  практический (февраль)

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

Презентация проекта «Полезные штучки» для родителей.

  1. этап итоговый (март)

Сбор и обработка методических и практических материалов, соотнесение прогнозируемых результатов с полученными, обобщение материалов проекта.

Создание выставки – «Полезные штучки» (по итогам совместных детско-родительских творческих мастерских)

Ожидаемый конечный результат реализации проекта:

  • Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
  • Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;
  • Планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением;
  • проявляет инициативу и самостоятельности в игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструировании, способность выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
  • В диалоге с взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.

Проектно – исследовательская деятельность детей, педагогов и родителей по созданию «Полезные штучки» проходит в трех направлениях:

  • в рамках непосредственно – образовательной деятельности, которая организуется  в форме занятий, целевых прогулок, экскурсий;
  • в ходе в режимных моментов как в совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной деятельности дошкольников;
  • в форме культурно - досуговой деятельности.

Содержание проекта.

Мероприятия

Срок реализации

Ответственный

Познавательно - исследовательский  проект «Полезные штучки»

Январь - март

Педагоги группы

1этап

Подготовительно – проектировочный:

- создание развивающей среды,

- материально-техническое оснащение;

-работа с методической литературой;

-составление плана работы над проектом;

Январь 2017г.

Педагоги группы

2этап

Практический – реализация проекта.

  1. Блок занятий по темам:

- «Птицы», «Музыкальные инструменты», «Посуда», «Время» (изменяются). Мастер классы на 8 Марта, 23 февраля, д/р клуб «Полезные штучки».

        2.      Блок игр и упражнений (варьируется):

Словесные игры: «Посмотри на мир чужими глазами», «Отгадай - ка», «Составь рассказ, используя данную концовку», «Кто больше назовет предметов», «Так бывает или нет?», «Придумай и нарисуй как можно больше сюжетов на одну и ту же тему».«Найди рифму».

Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Найди пять отличий», «Разрезные картинки», «Угадай, что в мешочке?», «Лабиринт», «Чья тень?».

 -Игры музейного содержания: игры – развлечения, интеллектуально – творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.

3.    Блок развивающий

Изготовление технологических карт опытов и экспериментов, изобретательная деятельность, аппликации, создание коллажей, схем, моделей; выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т.д).

       4.Взаимодействие с социальными структурами города.

- занятия, экскурсия в усадьбу Ламбиных, мастер класс в усадьбе Ламбиных,  музыкальные встречи,  и др.

Февраль - март 2017г

Педагоги группы

Детская библиотека

Экскурсия в усадьбу Ламбиных

3этап

Итоговый – подведение результатов.

- выставка детско-родительских творческих рисунков и поделок;

- публикация опыта работы в СМИ, сайт детского сада и группы

- проект «Полезные штучки» (может быть использован как опыт работы для других детских садов города и школы)

май 2017 года

Педагоги группы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников

В ФГОС отмечено, что комплексное оснащение образовательного процесса строится на использовании образовательных технологий деятельностного типа. Суть технологий деятельностного типа заключаются как раз...

Познавательно-исследовательский проект "Полезные штучки"

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интер...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....