Познавательно-исследовательский проект "Полезные штучки"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Данный проект учит подерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность, самостоятельность, развивать познавательные способности, устанавливать причинно-следственные связи, способности эксперементировать, принимать решения с опорой на свои знания и умения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelno_-_issledovatelskiy_proekt_poleznye_shtuchki.docx | 240.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение ЦРР Детский сад № 5 «Рябинка»
Познавательно-исследовательский проект
«Полезные штучки»
Педагоги: Васильева Н.В.
Г. Салехард 2017г
Тип проекта: Долгосрочный
Место реализации: МАДОУ ЦРР – Детский сад № 5 «Рябинка»
Участники проекта: Педагоги группы; воспитанники группы; родители воспитанников.
Цель: организация деятельности воспитанников по ознакомлению с окружающим миром в форме партнерского взаимодействия со взрослыми, развертывающегося как исследование вещей и явлений, доступное и привлекательное для детей.
Актуальность:
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира. Образ мира — это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности. В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое- основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Современному обществу нужны образованные люди, обладающим системным мышлением, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия.
Как научить ребенка видеть проблемы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, способность искать новое, выдвигать гипотезы, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения и отстаивать свои идеи. Эти вопросы актуальны для современной образовательной практики.
Задачи проекта:
- Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность, самостоятельность.
- Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение,обобщение).
- формирование умения задавать вопросы взрослым и сверстникам, устанавливать причинно – следственные связи, самостоятельно объяснять явления природы и поступки людей;
- развитие навыков наблюдательности, способности экспериментировать, принимать решения с опорой на свои знания и умения.
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Этапы реализации проекта
- этап– подготовительный (январь)
Подбор методической, научно – популярной и художественной литературы. Создание развивающей среды, условий для реализации проекта, изучение методической литературы по теме, подбор и размещение экспонатов. Заинтересовать родителей в реализации проекта.
- этап – практический (февраль)
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
Презентация проекта «Полезные штучки» для родителей.
- этап– итоговый (март)
Сбор и обработка методических и практических материалов, соотнесение прогнозируемых результатов с полученными, обобщение материалов проекта.
Создание выставки – «Полезные штучки» (по итогам совместных детско-родительских творческих мастерских)
Ожидаемый конечный результат реализации проекта:
- Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
- Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;
- Планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением;
- проявляет инициативу и самостоятельности в игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструировании, способность выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
- В диалоге с взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.
Проектно – исследовательская деятельность детей, педагогов и родителей по созданию «Полезные штучки» проходит в трех направлениях:
- в рамках непосредственно – образовательной деятельности, которая организуется в форме занятий, целевых прогулок, экскурсий;
- в ходе в режимных моментов как в совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной деятельности дошкольников;
- в форме культурно - досуговой деятельности.
Содержание проекта.
Мероприятия | Срок реализации | Ответственный | |
Познавательно - исследовательский проект «Полезные штучки» | Январь - март | Педагоги группы | |
1этап | Подготовительно – проектировочный: - создание развивающей среды, - материально-техническое оснащение; -работа с методической литературой; -составление плана работы над проектом; | Январь 2017г. | Педагоги группы |
2этап | Практический – реализация проекта.
- «Птицы», «Музыкальные инструменты», «Посуда», «Время» (изменяются). Мастер классы на 8 Марта, 23 февраля, д/р клуб «Полезные штучки». 2. Блок игр и упражнений (варьируется): Словесные игры: «Посмотри на мир чужими глазами», «Отгадай - ка», «Составь рассказ, используя данную концовку», «Кто больше назовет предметов», «Так бывает или нет?», «Придумай и нарисуй как можно больше сюжетов на одну и ту же тему».«Найди рифму». Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Найди пять отличий», «Разрезные картинки», «Угадай, что в мешочке?», «Лабиринт», «Чья тень?». -Игры музейного содержания: игры – развлечения, интеллектуально – творческие игры, игры по сюжету литературных произведений. 3. Блок развивающий Изготовление технологических карт опытов и экспериментов, изобретательная деятельность, аппликации, создание коллажей, схем, моделей; выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т.д). 4.Взаимодействие с социальными структурами города. - занятия, экскурсия в усадьбу Ламбиных, мастер класс в усадьбе Ламбиных, музыкальные встречи, и др. | Февраль - март 2017г | Педагоги группы Детская библиотека Экскурсия в усадьбу Ламбиных |
3этап | Итоговый – подведение результатов. - выставка детско-родительских творческих рисунков и поделок; - публикация опыта работы в СМИ, сайт детского сада и группы - проект «Полезные штучки» (может быть использован как опыт работы для других детских садов города и школы) | май 2017 года | Педагоги группы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...
Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников
В ФГОС отмечено, что комплексное оснащение образовательного процесса строится на использовании образовательных технологий деятельностного типа. Суть технологий деятельностного типа заключаются как раз...
Познавательно-исследовательский проект "Полезные штучки"
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интер...
Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2
На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...
Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».
Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....
План проведения познавательного ликбеза по теме "Развитие познавательно-исследовательской деятельности в форме организации исследовательской лаборатории"
Документы, подтверждающие организацию и проведение познавательного ликбеза...
Познавательный семинар МБДОУ «ДС «Лада» по теме «Развитие познавательно-исследовательской деятельности в форме организации исследовательской лаборатории»
план проведения познавательного семинара...