Конспект открытого занятия по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе «Царство Земли»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Борисова Любовь Николаевна

Приоритетная образовательная область « Познавательно развитие»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, музыкально-художественная, трудовая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_tsarstvo_zemli.docx30.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 15 «Светлячок» ст.Барсуковская

Конспект открытого занятия

по познавательно - исследовательской деятельности

в подготовительной группе    

  «Царство Земли»                                   

Воспитатель: Борисова Л.Н.

Приоритетная образовательная область « Познавательно развитие»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, музыкально-художественная, трудовая.

Цель ООД: Расширение знаний детей о Земле через игру – путешествие.

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить детей со свойствами почвы, камней, глины, песка.
  2. Формировать представления о значении почвы, камней, глины, песка в природе и в жизни человека.
  3. Подводить детей к ответу полными предложениями
  4. Формировать  навыки проведения лабораторных опытов.
  5. Обогащать словарный запас новыми понятиями: сыпучий, пластичный, рыхлый,  геолог, пустыня, плодородная.
  6. Закрепить правила безопасности при работе  в лаборатории.

Развивающие:

  1. Создать условия для развития  познавательного интереса, мышления, речи.
  2. Развивать произвольную регуляцию и умение планировать свою деятельность.
  3. Развивать умение делать умозаключения

Воспитательные:

  1. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
  2. Формировать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность.
  3. Прививать  любовь к природе.

Педагогические технологии:

  • Элементы социо-игровой (ритуал начала и окончания НОД, деление на компании).
  • ИКТ (презентация).
  • Личностно-ориентированная.
  • Игровая (игра-путешествие,)

Материалы и оборудование: 

  • мисочки с песком, глиной, почвой, камнями;
  • вода, стаканчики для воды;
  • салфетки;
  • трубочки для коктейля;
  • поднос для «создания» земли;
  • поднос с землей и проросшими побегами овса;
  • иллюстрации с изображением разных природных ландшафтов планеты;
  • фонарик
  • игрушки дымковские и филимоновские
  • Презентация  картинок с изображением  земли

Методы и  приёмы

  • наглядный (показ слайдов, картинок, схем, способов действия).
  • словесный (загадывание загадок, вопросы к детям, ответы, указания, пояснения, беседа).
  • практический (экспериментирование - элементарные опыты).
  • игровой (сюрпризный момент, игра «Ответь на вопрос и найди парочку» создание игровой ситуации (игра – путешествие)

Предварительная работа:

Совместная с детьми деятельность

  • наблюдения на прогулке за почвой, песком;
  • рассматривание камней;
  • экскурсия в парковую зону;
  • раскопка земли (нахождение в земле дождевого червя)
  • разучивание хоровода « Земелюшка - чернозём»
  • труд в уголке природы и на участке

Самостоятельная деятельность детей:

  • дидактические игры;
  • просмотр книг, иллюстраций о Земле и ее обитателях.

Ход НОД

Воспитатель вносит в группу конверт с диском для детей.                                           Ребята, сегодня почтальон принес в детский сад письмо, оно адресовано вам, детям подготовительной группы. Мы  сейчас посмотрим, что же там. А в нем диск, и здесь написано: « посмотреть запись ровно в 9.00». Дети , обратите внимание на часы, который час на них? 9 часов- значит , нам пришло время  посмотреть диск. И мы его сейчас посмотрим

Дети смотрят презентацию о земле.

Воспитатель: Что за слайды  мы с вами рассмотрели? О чём они? (ответы детей). Ребята, сегодня мы с вами поговорим о земле. О той самой, по которой мы ходим каждый день. Ещё её называют почвой. Какая земля у нас под ногами - твёрдая или мягкая?

Ответы детей (твёрдая, крепкая, надёжная).

Воспитатель:  Почему земля разная? Что же делает землю такой твёрдой? Почему могут на ней расти растения? Как же нам,  найти ответы на все эти вопросы?

(Предложения детей). Может быть, мы отправимся с вами в путешествие? 

Воспитатель: Хорошо отправляемся в путешествие в подземное царство, где находится лаборатория по проведению опытов. Путь туда предстоит пройти нелегкий, через туннель. Пойдёт со мной тот, кто ответит на мои вопросы

И  каждый ответивший, возьмёт с собой друга и подойдет к туннелю, будет там ждать остальных.

Игра «Ответь на вопрос и найди парочку»

  • Как называется планета, на которой мы живём?
  • Какой  сказочный герой работает  под землёй?
  • Как называют людей, которые ищут полезные ископаемые?
  • Мышь-полевка, медведка, ласточка, дождевой червь. Кто из них является лишним.
  • О чем эта загадка:

        И топчут её, и режут её,

        Она не серчает, добром отвечает.

  • Камни, цветы, песок, глина, деревья - что из перечисленных относится к живой природе?
  • Как называются люди, которые занимаются исследованием, изучением чего-либо (ученые)
  • Назовите пословицу о Земле? (дети называют пословицу)

Воспитатель: Вот наша экспедиция в сборе. Но для того, чтобы отправиться в путешествие,  нужно произнести  волшебные слова.

Чтобы узнать строение Земли

Чтобы вглубь её войти.

Вам опыты помогут в этом.

В пещере все найдём ответы.

Как попасть в пещеру нам,

глобус здесь поможет вам.

Глобус должен покрутиться

Чтобы нам в недра земли спуститься.

Воспитатель: Под землёй темнота и мрак, волшебный фонарик поможет нам. Включаем фонарик и идём в лабораторию.

Ну, вот мы и пришли. Но в нашей научной лаборатории две опытно- экспериментальной станции. И я предлагаю вам встать в круг и разделиться на 2 команды с помощью игры «Назови слово», называя по очереди слова «камень», «глина». Теперь у нас образовалось 2 команды, у каждой команды должен  быть свой капитан, который будет отвечать за проведение исследования и сообщать о его результатах .(выбор капитанов)

Вот мы и поделились на 2 команды и выбрали капитанов.  

Воспитатель:

И еще ребята, давайте вспомним правила поведения в лаборатории (внимательно слушать, аккуратно работать с оборудованием, уважительно относиться друг к другу и т.д.) Вот теперь каждая команда занимает  места на своей научно- исследовательской станции.

Воспитатель: Учёные часто советуются друг с другом и обсуждают свои исследования. Поэтому вы будете работать вместе сообща, договариваться о том, что будете  делать и помогать друг другу. На ваших столах лежат предметы для исследования. Выводы после проведения исследования вы будите делать, используя схемы, которые лежат у вас на столах.

Свои исследования, мы начнём с изучения песка.

Исследования песка

Воспитатель: Рассмотрите его внимательно при помощи лупы. Из чего состоит песок?

Дети. (Из песчинок).

Воспитатель: Похожи ли песчинки друг на друга? Какие они?

 Возьмите песок пальцами и    насыпьте в мисочку. Хорошо ли он сыплется?

Какой  песок?

Дети. (Сыпучий.)

 Воспитатель. А теперь возьмите трубочки и аккуратно подуйте на песок, что получилось?        Песчинки передвигаются, потому что они лежат отдельно друг от друга. А что будет, если в песок налить немного воды? Как вы думаете?

(Ответы детей и проведение опыта.)

Куда девалась вода? Можно ли сказать, что мокрый песок сыпучий?

 Дети. (Впиталась. Нет, сыпучий только сухой).

       Воспитатель.  Ребята, как вы думаете какого песка легче делать постройки — из мокрого или сухого? А кто из  вас знает, как называются места на нашей планете, где очень много песка в одном месте? Там очень жарко, растений мало. Чаще всего там растут кактусы, колючие растения, живут ящерицы, черепахи, тушканчики, верблюды. Такие места называются песчаными пустынями.

 (Слайды пустыни и ее обитателей.)

 По песку тяжело передвигаться — ноги утопают, песок забивается в обувь

Воспитатель: Ребята, изучив песок, что можно сказать о нём? (Ответы детей)

Вывод: «Песок состоит из множества маленьких песчинок, как правило, разных. Песок (сухой) сыпучий, поэтому ветер легко может передвигать песчинки. Если его намочить, песчинки склеиваются, прилипают к рукам и друг к другу».

Воспитатель: Молодцы ребята, замечательно справились с заданием.  

А сейчас мы с вами немножко отдохнем и выполним гимнастику для глаз.            Гимнастика для глаз.                                                                                         Воспитатель: Прежде чем мы приступим к следующему эксперименту, мы разомнем свои пальчики и выполним гимнастику «Колоски»                                                                                                         А теперь мы приступим к исследованию камней и глины

Исследование детьми глины, камней.

Воспитатель наблюдает за ходом исследования, помогает детям.

Воспитатель  (после проведения детьми исследования). Ребята, я вижу, все закончили свои опыты и готовы рассказать об их результатах. Это сделает ваш капитан

Капитан, используя схемы, делают выводы о проведенном опыте.

Комментарии воспитателя:

Исследование глины

Вывод: «Глина состоит из множества мельчайших частичек. Когда глина сухая, она крепкая, твердая, но если ее намочить, она становится мягкой, пластичной. Из глины лепят посуду (дети рассматривают дымковские, филимоновские игрушки из глины). Ее используют в строительстве».

Воспитатель. Давайте вспомним, что после дождя по глине тяжело ходить: она прилипает к обуви, на глиняной дорожке легко поскользнуться. Еще в древние времена люди узнали об этом свойстве глины и научились лепить из нее посуду. Посуду обжигали на огне, и она становилась твердой и не пропускала воду.

Исследование камней

Вывод: «Камни твердые, крепкие. Они "живут" на земле, под землей, в земле, на дне морей, озер, рек, в вулканах. Камни бывают очень разными по цвету и форме. Если их намочить, они меняют цвет, становятся ярче, загадочнее, но не делаются мягче».

Воспитатель. Кто знает, где «живут» камушки?

Дети. (В горах, в море, в реке, в озере в пещерах и т. п.)

Воспитатель. Кто из вас видел камни, и где это было?

Воспитатель. Ребята, предлагаю вам встать в круг и немного отдохнуть

Физминутка: «Земелюшка - чернозём» (Хоровод)

 «Земелюшка – чернозем».  Русская народная песня

1.Земелюшка – чернозем. (2 раза) – Дети идут по кругу, взявшись за руки

Чернозем, чернозем.   - Стоя   на месте, руки на поясе, 2 раза по 3 притопа с каждой

Земелюшка - чернозем.    ноги и поворот вокруг себя. 

2.Тут березка выросла. (2раза). – Идут в центр круга, затем обратно.

Выросла, выросла,                         -То же.

Тут березка выросла.

3.На березке листочки (2 раза)  - Поднимают руки вверх и помахивают кистями рук.

Листочки, листочки,                - То же.

На березке листочки.

4.Под березкой травонька (2 раза) – Наклонившись, покачивают кистями рук.

Травонька, травонька,             - То же.

Под березкой травонька.

5.Земелюшка – чернозем. (2 раза) – Дети идут по кругу, взявшись за руки.                       

Чернозем, чернозем.   - Стоя   на месте, хлопают в ладоши

Земелюшка – чернозем.

Воспитатель: Ребята, возвращаемся на свои рабочие места и продолжаем опыты.

Исследование почвы.

Воспитатель. Возьмите оставшуюся мисочку. Что в ней? Здесь находится особая земля — почва. Рассмотрите ее внимательно, исследуйте, из чего она состоит.

Дети. (В ней есть частички темного цвета, сухие листочки, веточки, песчинки, камешки и т. д.)

Воспитатель. Почва образуется из опавших листьев и веточек, погибших животных, камешков, песчинок. В ней находится «еда» для растений. Чем больше такой «еды», тем лучше чувствуют себя растения. Налейте в мисочку немного воды. Что произошло?

Дети. (Вода впиталась, почва стала влажной.)

Воспитатель. Вспомните, как мы поливаем почву в горшках для комнатных растений, на клумбе. Куда при этом девается вода?

 Дети. (Она уходит в почву, и растение может «напиться».)

Воспитатель. А кто живет в почве?

(Дети перечисляют)

Воспитатель делает вместе с детьми вывод: «Почва — это "живая" земля. Без нее не могут жить растения. В почве обитает много разных животных. Она состоит из кусочков глины, песчинок, камешков, корней и других остатков растений».

Воспитатель. Мы с вами исследовали составные части земли. Назовите их, пожалуйста. (Ответы детей.) У нас под ногами — песок, глина, камни. Самый верхний, самый плодородный слой земли называется почвой.

Воспитатель. Давайте попробуем все содержимое ваших мисочек высыпать на поднос и перемешать. Что получилось?

Дети. (Земля.)

Воспитатель. Все эти части можно обнаружить в земле, у нас под ногами. Люди часто называют землю «кормилицей», «матушкой-землей». Почему? (Ответы детей.) На земле растут деревья, травы, кустарники. Земля — это еще и название нашей планеты.

Давайте скажем «матушке-Земле» несколько добрых слов. И тогда эта обычная земля превратится в волшебную, «живую землю», на которой все оживает. Пусть каждый из вас произнесет свое доброе слово земле.

Дети  говорят добрые слова. В это время поднос накрывается большим лоскутом ткани.

(Незаметно меняется поднос с землей, которую создали дети, на другой, с уже проросшими побегами)                                                            

         Заключительная часть. (Берет поднос, накрытый тканью, и снимает ткань.  Смотрите, что произошло с нашей землей после того, как мы сказали ей ласковые слова. Своими добрыми словами вы оживили землю и выросли на ней молодые побеги пшеницы.  Теперь, может быть, вы по другому будете смотреть  на то, что у вас под ногами.                                                                      

Планета любимая  - наша Земля

Как близкого друга, мы знаем тебя

И все  твои тайны, что скрыты от глаз

Для наших друзей, мы открыли сейчас.

И пусть всех богатств никогда нам не счесть

Мы все обещаем сегодня, здесь.

Что будем любить, и беречь, и хранить

Всё то, что земля нам будет дарить.

(Воспитатель с детьми  по туннелю возвращается в группу)

Рефлексия.

  • Что было Вам легко, а что было трудно.
  • Что вам больше всего понравилось?

Хотели бы вы ещё попасть в эту лабораторию?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе детского сада по теме «Вулканы»

Занятие по ознакомлению детей с окружающим миром с использованием интерактивной доски (ИКТ)...

Конспект открытого занятия по познавательно – исследовательской деятельности в средней группе «Полезные витамины от дедушки Корнея»

В ходе занятия актуализируются знания детей об овощах и создается проблемная ситуация "как из луковиц получить зелёные стрелки лука?". Занятие является частью проекта "Огород на подоконнике" + дополни...

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе МБДОУ д/с №37 г. Ельца Тема: "Путешествие по стране пожарной безопасности"

Программные задачи:·        Закреплять знания детей о правилах пожарной безопасности,о пожароопасных предметах и ситуациях, которые могут угрожать жизни и здо...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ....

Конспект открытого занятия по познавательно - исследовательской деятельности в средней группе «Чудесница вода»

Знакомство детей с некоторыми свойствами воды (не имеет вкуса, запаха, бесцветная, жидкая, окрашивается в любой цвет)....

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Путешествие с Колоском»

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе содержит следующие методы и приёмы реализации содержания занятия:Словесные (упражнение - приветствие, рассказ воспит...