Картотека природоведческих игр.
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) на тему

Стрельцова Елена Фёдоровна

Развитие интереса у детей к окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_prirodovedcheskih_igr.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека природоведческих игр

для детей старшей группы детского сада.

«Шпицы, рыбы, звери»

Воспитатель бросает мяч ребенку и произносит слово «птицы». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребенок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».

Игра с мячом «Растения леса, сада, огорода»

Проводится «Я знаю...».

Игра с мячом «Воздух, земля, вода»

Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно.

На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» — «земля».

Возможен и другой вариант этой игры: воспитатель называет слово «воздух». Ребенок, поймавший мяч, должен назвать птицу.

На слово «земля» — животное, обитающее на земле;

На слово «вода» — обитателя рек, морей, озер и океанов.

«Цепочка»

У воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребенок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться.

Например: 

  • «белка» — животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызет орехи, прыгает с ветки на ветку.

«Кто где живет»

У воспитателя картинки с изображениями животных, а у детей — с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т. д.).

Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребенок должен определить, где оно обитает, и, если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

«Летает, плавает, бегает»

Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта.

Например: 

  • при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте;
  • при слове «карась» — имитируют плывущую рыбу;
  • при слове «воробей» — изображают полет птицы.

«Похожи - не похожи»

Цель игры: развивать у детей умение абстрагировать, обобщать, выделять предметы, сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять, сравнивать предметы либо изображения.

Материал: 

  • игровой лист («экран») с тремя «окнами-прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств;
  • ленты - полоски с обозначением свойств  предметов.

В первое и третье «окно» вставляются полоски с изображением предметов, во второе  - полоска с обозначением свойств.

Вариант 1. Ребёнку предлагается установить «экран» так, чтобы в первом и третьем «окне» разместились предметы, обладающие свойством, указанным во втором «окне».

На начальном этапе освоения игры свойство задаётся взрослым, затем дети самостоятельно могут устанавливать понравившийся признак. Например, первое «окно» — яблоко, второе «окно» — круг, третье «окно» — мяч.

Вариант 2. Один ребёнок устанавливает первое «окно», второй — выбирает и устанавливает свойство, которым данный предмет обладает, третий — должен подобрать предмет, подходящий к первому и второму «окну».

За каждый верный выбор дети получают фишку. После первого тура дети меняются местами.

Вариант 3. Используется на заключительных этапах освоения. Играть можно с большой группой детей. Ребёнок загадывает «загадку» - выстраивает в первом и третьем «окне» изображения обладающие общим свойством, при этом второе «окно» скрыто.

Остальные дети догадываются, чем изображённые предметы похожи. Ребёнок, верно назвавший общее свойство, получает право открыть второе «окно» или загадать новую «загадку».

«У меня в огороде»

Дети по кругу называют овощи, которые могут расти в огороде на грядке (помидор, огурец, баклажан, морковь).

Возможен и другой вариант этой игры: у детей картинки, на которых могут быть изображены как овощи, растущие на огороде, так и другие предметы живой и неживой природы.

Например:  подорожник, воробей. Ребенок должен обосновать, что эти объекты делают у него в огороде (воробей — клюет гусениц с нашей капусты, подорожник я оставил, чтобы лечиться).

«Выбери нужное»

На столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое - либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.

Например:

  • «зеленый» — это могут быть картинки листочка, дерева, огурца, капусты, кузнечика, ящерицы;
  • «влажный» — вода, роса, облако, туман, иней.

«Две корзины»

На столе муляжи или картинки овощей и фруктов. Дети должны их разложить на две корзины. При этом предметы могут делиться не только по принадлежности к фруктам или овощам, но и по цвету, по форме, твердости - мягкости, вкусу и даже запаху.

«Что это такое?»

Воспитатель загадывает предмет живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки. Если дети его отгадали, загадывается следующий предмет, если нет, то список признаков увеличивается.

Например: «яйцо» — овальное, белое, хрупкое, сверху твердое, внутри чаще жидкое, питательное, можно встретить на крестьянском дворе, в лесу, из него вылупляются птенцы.

«Береги природу»

На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды. Воспитатель убирает одну картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убираем птицу – что будет с остальными животными, человеком, растениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игры природоведческого характера"- итоговый проект на курсах повышения квалификации

СОДЕРЖАНИЕ: 1.Введение 2.Игра – ведущий вид деятельности дошкольников 3.виды игр в экологическом воспитании дошкольников   - предметные игры;   - дидактические игры;   - сюжетно –...

Использование природоведческой литературы в работе с детьми дошкольного возраста.

Для воспитания у детей ценностного отношения к природе, эстетического и эмоционального отклика на ее объекты в системе экологической работы с детьми используют детскую природоведческую книгу. Детская ...

Картотека дидактических игр природоведческого характера.

Картотека дидактических игр природоведческого характера (предметные игры, словесные игры, настольно-печатные игры)...

"Значение детской природоведческой книги. Методы и приемы по ознакомлению с произведениями природоведческого содержания". Выступление на педсовете

Значение детской природоведческой книгиГлавная задача экологического образования в детском саду – научить детей любить и беречь природу, воспитать защитников природы, учить детей бережно распоря...

Картотека дидактических игр по развитию природоведческой лексикой

Здесь представлены игры для средней группы....

Картотека природоведческих дидактических игр «Деревья»

Дидактические игры, используемые в условиях современного детского сада, помогут воспитателю эффектино организовать работу с дошкольниками и научат применять полученные знания на практике....

Картотека игр природоведческого характера для детей второй младшей группы

Цель: обогащение предметно-развивающей среды в области «Познавательное развитие»...