Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Дни воинской славы. Битва за Москву» (посвященного 77-летию Победы в битве под Москвой.)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Чуракова Елена Николаевна

Познакомить детей со страницами истории нашей страны, с героизмом советских людей в годы Великой Отечественной войны, особенно в битве за Москву 1941 г., со значением этой битвы в решающей победе в Великой Отечественной Войне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bitva_za_moskvupptx.pptx2.1 МБ
Microsoft Office document icon komitet_po_obrazovaniyu_administratsii_g.doc64 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

77- летию битвы под Москвой посвящается Подготовила воспитатель Чуракова Е.Н МДОУ црр детский сад № 15 «Медвежонок» г.Подольск Московская область

Слайд 2

Битва под Москвой 30 сентября 1941 — 20 апреля 1942 Среди крупнейших событий Второй мировой войны великая битва под Москвой занимает особое место. Именно здесь, на подступах к столице первого в мире социалистического государства, хваленая гитлеровская армия, в течение двух лет легким маршем прошедшая многие европейские страны, потерпела первое серьезное поражение.

Слайд 3

« Тайфун» В штабе Гитлера разрабатывали планы уничтожения Москвы. Один план был чудовищнее другого. Но их объединяло одно – стереть огромный город с лица земли. В директиве Гитлера было сказано: «Москва должна быть окружена так, чтобы ни один житель не мог покинуть ее. Москва будет затоплена и превращена в огромное море». Операция по взятию Москвы получила кодовое название «Тайфун».

Слайд 4

30 сентября 1941 года началась операция "Тайфун"-наступление немецкой армии на Москву. Немцы прорвали первую линию обороны советских войск, взяли Брянск и Вязьму.

Слайд 5

Во второй половине октября враг вновь перешел в наступление и захватил Калинин, Малоярославец, Можайск, Волоколамск. В эти дни основным лозунгом стал призыв: «Все на защиту родной Москвы!» Командующим Западным фронтом, оборонявшим Москву, был назначен Георгий Константинович Жуков.

Слайд 6

20 октября Москва была объявлена на осадном положении. На защиту города поднялись все жители. Для защиты города была сформирована дивизия Народного ополчения. На высоких зданиях поставили зенитные орудия. В часы воздушных налетов москвичи занимали на крышах домов боевые посты. Дети, старики, женщины спускались в метро, которое стало надежным укрытием. Чтобы город был неузнаваем для вражеских летчиков, его тщательно замаскировали.

Слайд 7

По ночам в небо поднимались аэростаты воздушного заграждения. Москва была надежно прикрыта от нападения с воздуха .

Слайд 8

«В октябре 1941 года Подольск был включен в главный оборонительный рубеж Московской зоны обороны. • По инициативе городского комитета обороны более 33 тысяч трудящихся Подольска и Подольского района участвовали в строительстве второй оборонительной полосы Московской зоны обороны. • Вокруг города подольчане возвели 273 огневых сооружения, на улицах и в домах - 170 пулемётных, ружейных и противотанковых пушечных гнёзд, через Пахру дополнительно построили два моста. Б лагодаря мужеству и стойкости подольчан , враг не смог овладеть городом и на подступах к нему был остановлен.

Слайд 10

Командованием страны принимается единственное возможное решение: бросить в бой последний резерв - два военных училища: подольское артиллерийское училище и подольское пехотное училище. Больше на тот момент Москву защитить было некому.

Слайд 11

В 12 часов дня в двух училищах одновременно раздалась боевая тревога. Курсанты на бегу одевали шинели, быстро строились во дворе. В оглушительной осенней тишине прозвучал приказ: «Выдвигаемся навстречу врагу!»

Слайд 12

Три тысячи сто мальчишек выдвинулись навстречу фашистской армаде. Командовать артиллерией было поручено командиру артиллерийского училища полковнику Ивану Семеновичу Стрельбицкому . Шли молча, запрещалось говорить. В этот день навстречу друг к другу двигались два войска. С одной стороны - вооруженные до зубов убийцы-профессионалы, покорившие всю Европу, не знавшие поражения. С другой стороны - мальчишки 15-18 лет . Четвертая батарея обучалась всего две недели, опыта воевать абсолютно не было.

Слайд 13

К окопам курсантов подъехал Жуков, храбрейший полководец, жесткий как сталь. Человек, который начал свою карьеру солдатом в первую мировую войну, за храбрость получивший три Георгиевских Креста. Жуков выступил перед курсантами, сказав всего лишь несколько слов: «Дети, продержитесь хотя бы пять дней. Москва в смертельной опасности».

Слайд 14

Именем подольских курсантов названы улица в Подольске, пионерский лагерь, сквер, раскинувшийся рядом с Центральным архивом Министерства обороны Российской Федерации, где перед войной размещалось артиллерийское училище.

Слайд 15

Легендарным стал подвиг группы бойцов во главе с политруком Василием Георгиевичем Клочковым.

Слайд 17

5-6 декабря 1941 года советские войска начали контрнаступление по всему фронту – от Калинина до Ельца. В нем участвовали войска Западного и Калининского фронтов под командованием Жукова и Конева. Для немцев оно явилось полной неожиданностью.

Слайд 18

На весь мир прозвучало 13 декабря 1941 года сообщение Московского радио: «В результате наступления нашего Западного фронта разбиты 2 группировки противника, они поспешно отходят, бросая технику, вооружение и неся огромные потери». Эта сводка была первой вестницей будущей победы.

Слайд 19

Историческое значение битвы за Москву Победа под Москвой имела историческое значение. После 5-ти месяцев отступления и оборонительных боев Красная армия, которую враг объявил уже разгромленной, перешла в наступление. Гитлеровская армия, победно шедшая по Европе, потерпела первое крупное поражение. Окончательно был сорван план «молниеносной войны». Поражение немцев под Москвой подняло дух советского народа и оказало решающее влияние на ход Великой Отечественной войны.

Слайд 20

И врагу никогда не добиться, чтоб склонилась твоя голова, дорогая моя столица, золотая моя Москва !

Слайд 21

Вечная вам память, низкий поклон !

Слайд 22

ИСТОЧНИКИ Великая Отечественная война 1941-1945. События. Люди. Документы. Политиздат 1990г. Осипов В.О. Политрук Василий Клочков. Москва 1984 http :// www . warheroes . ru http :// ru . wikipedia . org http://wordweb.ru



Предварительный просмотр:

         Комитет по образованию Администрации  Г. о. Подольск

         Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

         центр развития ребенка – детский сад № 15 «Медвежонок»

                  Конспект занятия по познавательному развитию

                                 в подготовительной группе

                      «Дни воинской славы. Битва за Москву»

              (посвященного 77-летию Победы в битве под Москвой.)

                                             

                                                                                                                                 Подготовила и провела:

                                                                                                                              Воспитатель                      

                                                                                                                              Чуракова Е.Н

                                                                                                         

                                         

                                                 Г. о. Подольск

Цели:

  • Формировать представление о значимости победы в битве за Москву в ходе ВОВ;
  • Формировать представление о героизме, подвиге солдат и полководцев, отстоявших Москву;
  • Уточнить знания детей о своем родном городе.
  • Воспитывать у детей чувство гордости и любви к своему родному городу.

Предварительная работа:
Беседа о подвигах героев-панфиловцев, В Талалихина, о подвиге подольских курсантов.  Рассматривание иллюстраций о Великой Отечественной войне.

 Оборудование: Мультимедийная  доска. Электронная презентация.

 Воспитатель:

«… Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той войны,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы! »

Ребята, сегодня у нас необычное занятие. За всю многовековую историю нашей страны не раз на её долю выпадали большие испытания. Но самыми тяжёлыми из них были войны, в которых нам приходилось отстаивать независимость своей Родины. Последней из войн была Великая Отечественная война. Эта война стала величайшей трагедией и испытанием сил каждого советского человека.

22 июня 1941 года на нашу страну напал враг – фашистская Германия. Началась Великая Отечественная война.

- Ребята, что такое война?

Ответы детей: (предполагаемые ответы)

Воспитатель:

- Внезапно огромные силы двинулись на нашу Родину: танки, пехота, самолеты, артиллерия. Немецкие самолеты бомбили города, аэродромы, железнодорожные станции, бомбы сыпались на больницы, жилые дома, детские сады, школы.

Ребята, что хотели сделать фашисты с нашей страной?

Ответы детей: (предполагаемые ответы) 

 Слайд 2. Среди крупнейших событий Второй мировой войны великая битва под Москвой занимает особое место. Именно здесь, на подступах к столице первого в мире социалистического государства, хваленая гитлеровская армия, в течение двух лет легким маршем прошедшая многие европейские страны, потерпела первое серьезное поражение.

Воспитатель Гитлеровцы все ближе и ближе подходили к Москве. Они хотели провести операцию «Тайфун». Так называют ураган огромной разрушительной силы. Но защитников Москвы не испугало количество немецко-фашистских войск.

(Слайд 3, слайд 4)
«Тайфун»
 В штабе Гитлера разрабатывали планы уничтожения Москвы. Один план был чудовищнее другого. Но их объединяло одно – стереть огромный город с лица земли. В директиве Гитлера было сказано: «Москва должна быть окружена так, чтобы ни один житель не мог покинуть ее. Москва будет затоплена и превращена в огромное море». Операция по взятию Москвы получила кодовое название «Тайфун».

Воспитатель:

Вот и в битве за Москву солдаты Советской Армии проявляли мужество и стойкость. Осенью 1941 года фашисты подошли близко к Москве. 20 октября Москва была объявлена на осадном положении. Это означало, что из столицы стали вывозить детей, стариков и женщин. А оставшиеся жители начали строить баррикады, укрепления, рвы и заграждения вокруг Москвы. Жизнь москвичей в те дни была трудной и тревожной. Под Москвой завязались жаркие бои. Командовать армией было поручено талантливейшему полководцу Георгию Константиновичу Жукову. Бойцы сражались за каждый клочок земли, не уступая врагам.( Слайд 5 )

Воспитатель  Кольцо вокруг Москвы сжималось. Наш любимый родной город был готов отражать атаки врага. Каждый дом и улица превратились в крепость. На защиту Москвы встал и стар и млад: студенты, музыканты, учителя, журналисты, актеры. Все для кого Москва  их дом, их малая родина. Шли те, кого по какой-либо причине не взяли в регулирующую армию. Причиной, как правило, были состояние здоровья и возраст.

Слайд 6  20 октября Москва была объявлена на осадном положении. Для защиты города была сформирована дивизия Народного ополчения.

На защиту города поднялись все жители. На высоких зданиях поставили зенитные  орудия. В часы воздушных налетов москвичи занимали на крышах домов боевые посты. Дети, старики, женщины спускались в метро, которое стало надежным укрытием. Чтобы город был неузнаваем для вражеских летчиков, его тщательно замаскировали.

Звучит стихотворение Евгения Долматовского «Народное ополчение»:

Закончено срочное обученье.

По мокрым колосьям несжатой ржи
Выходит народное ополченье

На подмосковные рубежи.

Дождь шелестит по осенним рощам,
Суглинок чавкает под ногой.

Есть высшая правда в порыве общем,
И штатские люди идут на огонь.

В очках, неуклюжи, сутуловаты,
Обмотки вкривь, и пилотки вкось.

Но всей душою они солдаты,

Коль в руки оружие взять пришлось.

Слайд 7 

По ночам в небо поднимались аэростаты воздушного заграждения. Москва была надежно прикрыта от нападения с воздуха.

Слайд 8

 «В октябре 1941 года Подольск был включен в главный оборонительный рубеж Московской зоны обороны. • По инициативе городского комитета обороны более 33 тысяч трудящихся Подольска и Подольского района участвовали в строительстве второй оборонительной полосы Московской зоны обороны.

• Вокруг города подольчане возвели 273 огневых сооружения, на улицах и в домах - 170 пулемётных, ружейных и противотанковых пушечных гнёзд, через Пахру дополнительно построили два моста.

  Благодаря мужеству и стойкости подольчан, враг не смог овладеть городом и на подступах к нему был остановлен.

Слайд 9

В ночь с 6 на 7 августа 1941 года с аэродрома в Кузнечиках вылетел на патрулирование (объяснить, охрана воздушного пространства) ночного неба и таранил немецкий бомбардировщик.

В ночь на 7 августа на Москву вылетело до 80 фашистских самолетов. В отражении налета принимали участие все виды противовоздушной обороны. В эту ночь свой подвиг совершил младший лейтенант В. Талалихин.

Когда вражеские самолеты приближались к Москве, Талалихин патрулировал небо вблизи Подольска, где и обнаружил вражеский бомбардировщик. Не раздумывая ни минуты Виктор смело пошел на сближение и открыл огонь. Фашист не выдержал, он развернул самолет и полетел назад. Виктор прибавил газ и всей своей машиной ударил по вражескому самолету. Сильный толчок, треск двух ударившихся самолетов. Вражеский бомбардировщик, горящим факелом, прочертил по небу огненную дугу и, развалился на куски.

Пауза.

- Ребята, давайте и мы станем бесстрашными героями-летчиками и полетим на самолете (выполняют движения по тексту) .

Заводим моторы – «р-р-р-р».

Руки в стороны – в полет отправляем самолет.

Правое крыло вперед, левое крыло вперед.

Раз, два, три, четыре – полетел наш самолет.

- Самолеты на посадку.

Слайд 10

Командованием страны принимается единственное возможное решение: бросить в бой последний резерв - два военных училища: подольское артиллерийское училище и подольское пехотное училище. Больше на тот момент Москву защитить было некому.

Слайд 11 

В 12 часов дня в двух училищах одновременно раздалась боевая тревога.

Курсанты на бегу одевали шинели, быстро строились во дворе.

В оглушительной осенней тишине прозвучал приказ:

 «Выдвигаемся навстречу врагу!»

Слайд 12

Три тысячи сто мальчишек выдвинулись навстречу фашистской армаде.

Командовать артиллерией было поручено командиру артиллерийского училища полковнику Ивану Семеновичу Стрельбицкому. Шли молча, запрещалось говорить.

В этот день навстречу друг к другу двигались два войска. С одной стороны - вооруженные до зубов убийцы-профессионалы, покорившие всю Европу, не знавшие поражения.

 С другой стороны - мальчишки 15-18 лет. Четвертая батарея обучалась всего две недели, опыта воевать абсолютно не было.

Слайд  13

К окопам курсантов подъехал Жуков, храбрейший полководец, жесткий как сталь. Человек, который начал свою карьеру солдатом в первую мировую войну, за храбрость получивший три Георгиевских Креста.

Жуков выступил перед курсантами, сказав всего лишь несколько слов: «Дети, продержитесь хотя бы пять дней. Москва в смертельной опасности».

За двенадцать легендарных дней обороны курсанты выдержали более ста атак, более двухсот бомбежек и обстрелов, но не сдались. Ребята физически и морально находились за пределами человеческих возможностей. Замерзали, не спали, не ели уже несколько дней.

Слайд 14

На экране фотографии Подольских курсантов. Звучит стихотворение Сергея Баренца “Подольские курсанты”:

И память, словно вестовой,
Меня ведет в тот страшный бой.
Гляжу вперед: Враги идут,
Асфальт кромсают их подковы.

Но их в селе курсанты ждут,
Сердца их к подвигу готовы.
Подольские курсанты! Им
Здесь суждено до смерти драться
Входить в бессмертье И прощаться
С невозвратимым, дорогим.

Кто скажет мне, что это сон,
Давно минувшие страницы?
Тот день, что сталью опален,
В солдатских думах повторится...

Слайд 15

И теперь, я расскажу вам о подвиге 28 бойцов под Москвой.

Уже стоят страшные зимние морозы,  много снега – по колено. На одном рубеже обороны Москвы стоит стрелковая дивизия генерала И.В.Панфилова. Разведка донесла, что у деревни Нелидова может прорваться враг. И генерал Панфилов отправляет взвод (а это 28 человек, чуть больше, чем детей у нас в группе) на защиту высоты. Командир взвода Василий Клочков дает команду бойцам окопаться и занять круговую оборону. И вот из – под горы появился вражеский танк, за ним еще один, третий, четвертый. Бойцы насчитали 20 танков и много-много автоматчиков. Наши бойцы решили подпустить врага ближе, чтобы стрелять наверняка. И открыли огонь! Автоматчики падали один за другим. Вот уже один танк горит, у второго снесло башню, у третьего пробит двигатель, а там еще и еще горят танки. И фашистские танки дрогнули, и повернули назад. Атака была отбита. Наступила тишина. Все радовались, бойцы подбили из 20 танков 12. Но, к сожалению, и наши бойцы понесли потери. Наступила ночь, а за ней хмурое морозное утро следующего дня. И опять появились танки. Один за другим они выползали из-под горы и шли на наших солдат. Танков насчитали около 30, а у наших солдат совсем мало боеприпасов. И вот танки совсем близко. Завязался ожесточенный, кровопролитный бой. И снова горят танки, но их так много…

Слайд 16

 Во весь рост поднялся командир Василий Клочков, держа в руках связку гранат, обратился к своим бойцам: «Братцы, велика Россия, а отступать некуда: позади Москва», и бросился со своей связкой гранат под танк. Танк загорелся. Погиб Василий Клочков. Один за другим поднимались бойцы и бросались под танки с гранатами. Вражеские танки дрогнули и повернули назад. Атака захлебнулась. Таким образом, 28 человек задержали танки, шедшие на Москву. И в живых осталось только несколько человек. Всем бойцам было присвоено самое высокое звание – звание Героя. Через несколько дней, защищая Москву, погиб генерал Панфилов.

Слайд 17

5-6 декабря 1941 года советские войска начали контрнаступление по всему фронту – от Калинина до Ельца. В нем участвовали войска Западного и Калининского фронтов под командованием Жукова и Конева. Для немцев оно явилось полной неожиданностью.

Слайд 18

На весь мир прозвучало 13 декабря 1941 года сообщение Московского радио: «В результате наступления нашего Западного фронта разбиты 2 группировки противника, они поспешно отходят, бросая технику, вооружение и неся огромные потери». Эта сводка была первой вестницей будущей победы.

Слайд 19

  • Победа под Москвой имела историческое значение. После 5-ти месяцев отступления и оборонительных боев Красная армия, которую враг объявил уже разгромленной, перешла в наступление.

 

  • Гитлеровская армия, победно шедшая по Европе, потерпела первое крупное поражение. Окончательно был сорван план «молниеносной войны».

 

  • Поражение немцев под Москвой подняло дух советского народа и оказало решающее влияние на ход Великой Отечественной войны.

Командующему фронтом Г. Жукову удалось собрать все силы и начать наступление. Враг был отброшен далеко от Москвы. Впервые фашистские захватчики потерпели поражение. Это была первая победа наших войск в ВОВ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия в подготовительной группе «ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ ТУАПСЕ»

Занятие знакомит детей с боевыми действиями непосредственно проходившими в городе котором они живу, дети знакомятся с прошлым города.Занятие носит позновательный, развивающий характер, формируетс...

План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Битва под Москвой

1.Пополнить занания детей о том, как защищали свою Родину люди в годы Великой Отечественной войны.2.Углубить знания дошкольников об армиии.Воспитать уважение к защитникам Отечества.Обогатить словарный...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему: «Славься, Русь-Отчизна моя!» ( посвященное Дню Народного Единства)

КОНСПЕКТОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему:«Славься, Русь-Отчизна моя!»( посвященное Дню Народного Единства)...

Конкурс чтецов в подготовительной группе «Росинки» «Жди меня, и я вернусь», посвященный 75 летию Победы в Великой Отечественной войне.

https://nsportal.ru/video/2020/02/konkurs-chtetsov-v-podgotovitelnoy-gruppe-rosinki-zhdi-menya-i-ya-vernus  Ссылка на видео) Цель Конкурса:Конкурс проводился в целях нравственного и патриоти...

Сценарий спортивного праздника в подготовительной группе " Казачья воинская слава"

Сценарий спортивного праздника для подготовительной группы казачьей направленности.Содержит эстафеты,упражнение с флажками,стихи,поздравление детей....