Занятие по экспериментированию в средней группе дошкольного отделения « Свойства воды: лаборатория Бабы Яги»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Румянцева Наталия Владимировна

Сценарий открытого занятия по экспериментированию для детей 4-5 лет, целью которого является расширение знаний дошкольников о воде, знакомство с такими характеристиками воды, как прозрачность, отсутствие цвета, вкуса и запаха.

 Использованные методические приемы: беседа, сюрпризный момент, физкультминутка, продуктивная деятельность детей (опыт/эксперимент),  подведение итогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое занятие по экспериментированию в средней группе

« Свойства воды: лаборатория Бабы Яги»

Цель: Расширять у детей знания о воде.

Задачи:

  1. Познакомить со свойствами воды: прозрачность, отсутствие цвета, вкуса и запаха.
  2. Обогащать и активизировать словарь.
  3. Развивать мыслительную активность и способность самостоятельно делать выводы.
  4. Воспитывать умение работать сообща.

Предварительная работа: знакомство детей с оборудованием для исследовательской деятельности (лупа, колба, пипетка, микроскоп), простейшие манипуляции с ними. Ознакомление детей с некоторыми свойствами воды: прозрачность, текучесть. Эксперименты по определению вкуса некоторых продуктов: кислый, сладкий, соленый. Беседа «Наши помощники», по ознакомлению с органами чувств и их назначением. Игра «Чудесная коробочка» (ознакомление с запахами).

 Оборудование: картинки-следы (заламинированная бумага) с изображением оборудования для исследовательской работы, картинки-следы с изображением игрушек, одежды и т.д., стакан с молоком и стакан с водой, различные камушки, прозрачные пластиковые пластинки-лопаточки по цветам спектра, сок, питьевая вода, лимон и емкость с лимонным соком, соль, сахар, стаканчики и пластиковые пипетки по числу детей, контейнеры-яйца от «Киндер-сюрприза», маленькие кусочки свежего огурца, лимона, шоколада, зубчики чеснока.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?

Дети: Да!

Воспитатель: А какие  сказки вы знаете? (Ответы детей).

Воспитатель: Да, это очень хорошие сказки, но их уже все знают! Предлагаю сегодня нам самим придумать новую сказку. Я начну, а вы продолжите…

В одном сказочном королевстве, жила была …..(кто?). Она очень любила детей, животных и во всем старалась им помочь. Но еще в их королевстве жила Баба Яга. И  была она…(Ответы детей).

Воспитатель: Знаете ребята, это она раньше была такой, но с некоторых пор Баба Яга изменилась. Она всегда была любознательной и не так давно увлеклась опытами и стала ставить разные эксперименты. Сегодня я с ней договорилась о встрече, но почему то Баба Яга до сих пор не пришла. Ребята, что-то я беспокоюсь: Баба Яга в школу не ходила, уроки не учила и эксперименты одна проводит, вдруг по незнанию чего-нибудь натворит!  Пойдем, проведаем ее?

Впереди две тропинки, состоящие из картинок-следов. На одной тропинке на картинках изображены игрушки, платья, различные животные. На другой тропинке на картинках изображены колбы, микроскоп, лупа, вода.

Воспитатель: Только вот ребята я не знаю, по какой тропинке нам стоит идти? Вы поможете мне выбрать?

Дети выбирают тропинку.

Воспитатель: Ребята, почему мы выбрали эту тропинку? Правильно, потому что наша Баба Яга любит проводить опыты, и к ее дому приведут нас картинки с изображением лупы, колбы, микроскопа и тд.

Дети идут по «правильной» тропинке. Звучит музыка («Приходите в гости к нам ...», «В гостях у сказки»), из дверей спальни появляется Баба Яга, катит столик,  на столике стаканы с молоком и водой, камушки. Баба Яга здоровается с детьми, а сама расстроенная, держится за голову, причитает.

Воспитатель: Здравствуй, Бабушка Яга, почему ты такая грустная?

Баба Яга: Здравствуйте, детки. Совсем я старая стала, забыла, в какой стакан налила молоко, а в какой воду. Помогите определить, в каком стакане вода?

Дети предполагают, где вода, а где молоко.

Баба Яга: Как вы догадались? (Ответы детей)

Воспитатель: А давайте мы с вами покажем Бабе Яге вот такой интересный опыт. Давайте положим в стаканчик с водой камушки (каждый ребенок по очереди кладет камушек в стакан). Видно их?

Дети: Да

Воспитатель: А теперь такие же камушки положим в стаканчик с молоком (каждый ребенок по очереди кладет камушек в стакан). Видно их?

Дети: Нет.

Воспитатель: А почему, как вы думаете? (Ответы детей, при затруднении –помощь Бабы Яги) Так какая ж вода на самом деле? (Ответы детей: прозрачная).

Баба Яга: Ребята, но что бы я знала, скажите,  какого цвета вода? (Ответы детей)

Воспитатель: Давайте проведем эксперимент, и все сразу станет понятно! У меня есть разноцветные пластинки-лопаточки. Вы будете опускать их в воду по очереди, посмотрим с цветом какой пластинки совпадет цвет воды. (Дети проверяют цвет воды с помощью разноцветных пластинок (называя их цвета)). Ну, что ребятки, подошла какая-нибудь пластинка по цвету?

Дети: Нет.

Воспитатель: Тогда какой вывод мы с вами можем сделать? Есть цвет у воды? Нет. Значит, вода какая? (Ответы детей: бесцветная).

Баба Яга: Ой, ребятки, устала я, старая, давайте отдохнем. Вы не против?

Физкультминутка (на ковре, проводит Баба Яга ).

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись:

Раз, два, три, четыре.

Вот как славно освежились!

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе раз - это брас,

Одной-другой - это кроль.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Баба Яга: Ну что, продолжим?

Дети вместе с Бабой Ягой проходят к столам, заранее подготовленным для проведения опытов, занимают места. На столе перед каждым ребенком поднос с четырьмя стаканами, помеченными картинками: сок, лимон, соль\сахар, капелька воды. В одном из них сок, в трех других чистая питьевая вода. Также у каждого ребенка имеется пипетка, емкость с солью или сахаром, пластиковая ложечка.

Баба Яга: Мне так нравится с вами проводить опыты. Мне много было непонятно. Я воду и пила, и нюхала, да только так и не поняла: какой у нее вкус? Из воды я варила и суп, и компот, а вкус разный…как это понимать?

Воспитатель: А давайте узнаем, есть ли вкус у воды? Попробуйте сок. Сок вкусный? Какой у него вкус?

Дети: Вкусный, сладкий.

Воспитатель: Правильно, сок сладкий. А теперь попробуйте воду. Какая вода на вкус? Есть у нее вкус? Вода сладкая, кислая и т. д. Нет. А какая вода?

Дети: Вода безвкусная!

Воспитатель: А вот теперь давайте посмотрим, что будет, если  в чистую воду добавить лимонный сок. (Каждый ребенок пипеткой добавляет сок лимона себе в стакан с водой. Сок, заранее приготовленный, из одной емкости раздает воспитатель)

Попробуйте теперь воду. Какая стала вода?

Дети: Кислая.

Воспитатель: Правильно, вода стала кислой. Чистая вода безвкусная, а если в нее добавить какое-нибудь вещество, то вода приобретает вкус того, что в нее положили. Давайте добавим в воду соль или  сахар.

У одной половины детей соль, у другой – сахар. Дети добавляют в воду соль или сахар.

Воспитатель: Дети, попробуйте, какая у вас стала вода? (Ответы детей) Вот видите, вода приобретает вкус того вещества, которое в нее добавляют. Именно поэтому суп соленый, а компот сладкий.

Баба Яга: Живет у меня Курочка Ряба. Посмотрите, какие  яички моя курочка несет! Не простые, а волшебные! Понюхайте, как они пахнут. 

Баба Яга достает из сумки контейнеры-яйца от «Киндер –сюрпризов» и раздает детям.

Воспитатель предлагает детям разделиться на пары,  и каждому ребенку по запаху определить, что находится в контейнере, который подносит к нему напарник. Потом поменяться ролями и выяснить, кто был точнее, открыв контейнер. В контейнерах: долька лимона, зубчик чеснока, кусочек огурца, шоколадная конфета и т.п.

Баба Яга: Вот какая у меня Курочка волшебная! Ребята, скажите, пожалуйста, а вода чем-нибудь пахнет?

Воспитатель: Ребята, понюхайте воду из стакана с капелькой. В нем чистая питьевая вода. Пахнет она чем-нибудь? Чем она пахнет?

Дети: Нет. Ничем не пахнет, без запаха.

Воспитатель: Правильно, вода ничем не пахнет. А теперь понюхайте воду, в которую мы с вами добавили лимон. Есть запах?

Дети: Есть.

Воспитатель: А почему вода с лимоном пахнет лимоном?

Дети: Потому, что это лимон пахнет.

Воспитатель: Да, потому, что у лимона есть запах. Значит, какой мы можем сделать вывод? Чистая вода не имеет запаха, но если в нее добавить вещество с запахом, то у воды появится запах того, что в нее добавили.

Баба Яга: Молодцы, вижу, вы много знаете о воде.

Воспитатель: Давайте напомним Бабе Яге, какая же вода? (Вода прозрачная, бесцветная, без вкуса и запаха).

Баба Яга: Ох, ребята, какие вы молодцы! Что бы я без вас делала? Так бы и не знала ничего про воду. Надеюсь, вы еще придете ко мне в гости, мы с вами какие-нибудь опыты интересные проведем. До свидания! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования в средней группе дошкольного отделения «Этот удивительный песок»

Авторы разработки: Лейкина Наталья Николаевна, воспитатель дошкольного отделения МБОУ СОШ № 27 г.о. Самара, Грибанова Елена Геннадьевна, педагог-психолог дошкольного отделения МБОУ СОШ № 27 г.о. Самар...

Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования в средней группе дошкольного отделения «Этот удивительный песок»

Авторы разработки: Лейкина Наталья Николаевна, воспитатель дошкольного отделения МБОУ СОШ № 27 г.о. Самара, Грибанова Елена Геннадьевна, педагог-психолог дошкольного отделения МБОУ СОШ № 27 г.о. Самар...

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе на тему «Свойства воды» .

-познакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха.-уточнить знания детей о необходимости воды в нашей жизни.-развивать...

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе на тему: «Свойства воды»

Познакомить детей с основными свойствами воды. вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха.уточнить знания детей о необходимости воды в нашей жизни....

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе на тему «Свойства воды»

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе на тему «Свойства воды» Цель занятия: Ознакомление детей с основными свойствами воды.Программные задачи:Образовательные:-...

Открытое занятие по экспериментированию в старшей группе на тему «Свойства воды

Цель занятия: Познакомить детей с основными свойствами воды.Программные задачи:Образовательные:-познакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; вода – это ...