Конспект НОД "Люблю тебя, мой край родной!"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Елена Васильевна Быкова

Конспект НОД "Любля тебя, мой край родной!"  формирует познавательный интерес  к изучению истории и культуры города Красный Кут, через знакомство с ближайшем окружении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_nod.docx55.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 24 «Солнышко» г. Красный Кут Саратовской области»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по теме: «Люблю тебя, мой край родной!»

(подготовительная к школе группа)

j0090386

Воспитатель:  

Быкова Елена Васильевна

2015 г.


Конспект непосредственно образовательной деятельности

 Возрастная группа: подготовительная к школе.

Тема НОД: «Люблю тебя, мой край родной!»

Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие.    

 Цель: создание условий для формирования духовности, нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста.                                                 Задачи:

Образовательные: формировать познавательный интерес к изучению истории и культуры города Красный Кут, через знакомство с ближайшим окружением; обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности и с помощью воспитателя;

Развивающие: развивать поисковую деятельность и интеллектуальную инициативу, способность к речевому планированию – прогнозированию будущих изменений; память, внимание, логическое мышление, воображение, творческие и конструктивные способности; умение строить высказывание, использовать разные части речи в соответствии с их значением, согласовывать слова в предложении;

Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, гордость за свой город; уважительное отношение к  родной земле, государственной символике; стремление беречь и охранять красоту любимого города; приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, конструктивно-модельная.

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: игры с музыкальным сопровождением, отгадывание загадок, изготовление продукта детского творчества (голубь Мира).

Оборудование: мультимедийный проектор; шапочки для учёных; карточки с изображением деревьев, животных, птиц, достопримечательностей, герба, плотный лист бумаги  голубого цвета (для основы открытки),  шаблон голубя из плотной белой бумаги, бумага оранжевого и чёрного цвета, клей карандаш (ПВА), ножницы, салфетки.

                                                     

                                                      Ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I. Вводная часть

Под музыку «С чего начинается Родина?» входит «Руссиянка» - воспитатель в русском народном костюме.

По музыку дети заходят в группу

- Здравствуйте, ребята!

- Меня зовут Руссиянка! Моё имя произошло от слова «Русь».

- А вы, ребята, знаете, что означает слово «Русь»?

- Верно,  в давние времена нашу страну называли «Русь».

Русью светлое место зовём,  где солнышко. Всё светлое так и называли: русый парень, русая девушка, русая рожь – значит спелая. Даже есть такая русская пословица:  

«За морем теплее, а у нас светлее»

- И сегодня, ребята, посмотрите какой замечательный день,  солнышко улыбается нам, давайте и мы с вами улыбнёмся друг другу и поделимся своим отличным настроением.

- Молодцы, проходите и присаживайтесь на стулья.

Дети здороваются и становятся полукругом к воспитателю.

Ответы детей.

Дети  поворачиваются друг к другу и улыбаются

 

Садятся на стулья в полукруг перед экраном.

-Ребята, скажите, а как сейчас называют страну в которой мы живём

- А какая она наша Россия?

- А как вы думаете можно ли Россию назвать одним великим словом РОДИНА?

- Конечно можно, потому что Родина – это страна, в   которой мы родились и живём. 

В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – своя малая Родина, там, где мы родились, выросли, ходим в детский сад.

- А какой город вы можете назвать своей малой Родиной?

- Что вам в нём нравится?

- Нет на свете такого человека, который не любил бы свою родную землю, не знал бы её истории.

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

(Красный Кут)

Ответы детей

II. Основная часть

- Давайте вместе с вами вспомним историю нашей малой родины.

А для этого я предлагаю Вам совершить экскурсию по родному краю, по  нашей Краснокутской земле!

- Вы согласны?

- Я буду экскурсоводом, а вы мне в этом поможете. Хорошо?

- Тогда в путь!

На экране видеоролик  про г. Красный Кут)

(под тихую музыку – минусовку «Мой любимый Красный Кут»)

В степи, где речка протекает Еруслан.

Есть город небольшой, но и не маленький.

Красивый, он вдоль речки простирается.

Мой город Красным Кутом называется.

Земля родная, милый Красный Кут!

Вот где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь святыню мы нашли

Ту горсть земли, которая сгодится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли!

В реке Еруслан водилось много рыбы. И это привлекло людей. И первые люди, которые заселили это место были переселенцы из Харьковской губернии – это место находится на Украине. Украинцы и назвали это место Красный Кут, что в переводе  «Красивый уголок».

- Место, где сейчас стоит Красный Кут, много веков назад было безлюдно. Но каждой весной на этом месте, где мы живём, распускались красные тюльпаны (слайд)

- Как вы думаете, всегда ли наш город выглядел так, как сейчас?

- Я хочу вам показать старую фотографию посёлка Красный Кут, да ребята, вы не ослышались, раньше называли посёлок Красный Кут  (показ слайда) 

- В нашей местности земля глинистая, поэтому у людей дома были из глины - саманные (мазанки).

- Ребята, может кто-то из вас слышал от бабушек и знает как строились эти дома?

Ответы детей

Просматривают видеоролик

Ответы детей

Ответы детей

- Кирпичи для строительства домов делали таким способом: (показ слайдов) в неглубокой яме месили глину с водой, добавляя солому, из этого раствора делали кирпичи.

Скамейка у дома (завалинка) тоже была из глины.  В то время не только дома были другими, но и одежда людей, предметы быта. В доме стоял стол с лавками, глиняная посуда, деревянные ложки, дети спали на печке и на лавках, обувь была плетёная из веток – лапти, одежду шили из грубой ткани.

Девушки ходили в сарафанах, а на голове ленточки или  кокошник. Мужчины носили рубахи и шаровары. Все свои вещи люди хранили в сундуках. (показ слайдов)

- Но в разное время  предметы выглядели по-разному, а как они выглядели в старину, мы узнаем, открыв этот сундук.

- Подходите ко мне, мы вместе посмотрим. (воспитатель по одному достаёт из сундука предметы старины)

- Что это за предмет?

- Для чего использовался?

- Как выглядит этот предмет сейчас? Покажите на карточках.

- Молодцы! Вот как много интересного мы узнали о предметах созданных руками людей.

- Люди на Руси были не только чудесными мастерами, они ещё слагали песни, сказки, водили хороводы, играли в игры.

 

Подходят к  Руссиянке

Ответы детей

Выбирают и показывают карточку с соответствующим предметом.

Подвижная  игра «Плетень»

- И я вам, ребята, предлагаю поиграть в игру «Плетень»

Для этого вам нужно  разделиться на две команды. Каждая команда будет изображать плетёный забор – «плетень». Сплести забор необходимо особым образом, вот так (показываю). Под музыку обе команды должны поклониться друг другу и пойти в пляс. Как только музыка остановится, нужно опять сплести такой же забор – плетень.

( звучит русская народная музыка – «Берёзка»)

- Молодцы, ребята, весело поиграли. Продолжим экскурсию (обращаю внимание на слайды).

Делятся на две команды, слушают правила игры и играют

Стоят полукругом к экрану

- Маленький посёлок рос, появилось 2 первые улицы: Набережная и Краснокутская. Все остальные улицы появились позже.

- А вы, ребята, знаете названия улиц нашего города?

Ответы детей

Дидактическая игра «Назови свой адрес»

-Давайте поиграем в игру «Назови свой адрес», где вы, передавая флажок, должны назвать улицу на которой вы живёте (например: Я живу на улице – Рабочая, дом 2, кв.10)

- Молодцы, все вы знаете названия улиц, где живёте и даже номера домов.

- А вот представьте себе, если бы в нашем современном городе не было бы  названий улиц и не было  номеров у домов. С чем бы столкнулись жители нашего города?

 Ребята, а гуляя по улицам города всегда ли вы соблюдаете правила дорожного движения?

- А давайте представим такую ситуацию: (обращаю внимание на картину)

- Кто из вас ребята, может рассказать какая ситуация изображена на этой картине?

- А как поступили бы вы?

- А можно ли играть детям на тротуаре около дороги, где проезжают автомобили?  

- Молодцы!

- Проходите на стулья.

Передают друг другу флажок и называют название улицы на которой они живут.

Высказывают гипотезы

Ответы детей

Высказывают своё мнение

Проходят на стулья.

- Ребята,  мы с вами узнали немного об  истории нашего края.

- А сейчас, продолжив нашу экскурсию,  я предлагаю вам стать учёными-исследователями, для того, чтобы узнать как же выглядит наш родной край сейчас и чем он богат.

- А накопив знания, вам нужно заполнить пустую  карту «Мой родной край!» (обращает внимание на карту пустую)

Красной линией на карте показана граница Краснокутского района.

- Ребята, вы хотите стать учёными?

- А какими учёными вы будете, вы узнаете  выбрав медаль с отличительным знаком.

- Посмотрите пожалуйста, что же изображено на обратной стороне медали?

- Правильно, изображения у всех разные. И поэтому те учёные, у кого изображён лист  – учёные  ботаники, они будут изучать растения нашего края.

Те учёные, у кого изображёно животное – учёные  зоологи, они будут изучать животных нашего края.

А  у кого изображёна книга  – учёные  историки, от них мы узнаем о достопримечательностях нашего города.

- Как вы думаете, ребята,  чего нам не хватает для того чтобы стать настоящими учёными? (показ слайда с учёными)

- А вы верите в волшебство?

- Сейчас, ребята, с помощью этой волшебной палочки я превращу вас в настоящих   учёных. А для этого нужно закрыть  глаза.

В руку палочку возьму

Ею тихонечко  взмахну

Превращу  я вас,

В учёных сейчас.

(надеваю детям шапочки)

- Открывайте глазки.

- Ой, ребята вы стали настоящими учёными.

- А наша экскурсия   продолжается!

- У каждого города есть герб  (на слайде гербы разных стран и городов)

При создании гербов мастера стремятся отразить в них самые главные особенности городов, которые делают их не похожими друг на друга. Знаки и цвета в каждом гербе сообщают людям информацию об основных занятиях людей, о наиболее отличительных особенностях окружающей природы или напоминают легенды прошлых лет, связанных с этим местом.

- Ребята, кто-нибудь из вас знает, как выглядит герб нашего города?

- Давайте вместе рассмотрим герб Красного Кута.

- А кто знает, какие памятные места есть в нашем краю? – Просмотр слайдов «Достопримечательности нашего края».

- «Мельница»

- «Дом Думлера»

- «Вокзал»

- «Стадион»

- «Поликлиника»

- «Администрация»

- «Лётное училище»

- «Элеватор»

- «Краеведческий музей»

- «Почта»

- «РДК»

- «Дьяковский лес»

- Природной достопримечательностью нашего края является Дьяковский лес – это памятник природы, где охраняются редкие виды растений, животных и птиц занесённые в Красную книгу, например:

такие растения как - берёза пушистая,  кувшинка белая;

такие животные как – ёж ушастый, барсук песчаный, суслик желтый;

такие птицы как – журавль красавка, дрофа.

- А какие же ещё деревья и кустарники растут на Краснокутской земле, вы узнаете отгадав мои загадки:

 (с показом на слайде)

Все знают, что у ёлки не листья, а иголки

И так же как она с иголками ….. (Сосна).

Из деревьев ранним летом

Вдруг снежинки запархают,

Но не радует нас это

Мы от этого чихаем

(Тополь)

Я из крошки-бочки вылез, корешки пустил и вырос

Стал высок я и могуч, не боюсь ни гроз, ни туч

Я кормлю свиней и белок, ничего, что плод мой мелок

(Дуб)

Кудри в речку опустила и о чём то загрустила

И о чём грустит никому не говорит

(Ива)

- Ребята, какие вы ещё можете назвать растения?

- А знаете ли Вы, какие животные и птицы обитают в нашем крае? Давайте посмотрим.

(показ слайдов)

Ответы детей

Выбирают медаль.

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Дети закрывают глаза.

Открывают глаза

Ответы детей

Ответы детей

Отгадывают загадки.

Ответы детей.

Ответы детей

 - Да действительно, где ещё найдёшь такой богатый и красивый  край как у нас.

- Прошу Вас господа – учёные  проходите за столы. За каждым столом вас ждёт задание. Слушайте внимательно!

Ботаники - вам нужно из предложенных видов деревьев выбрать только те, которые растут в нашем краю, вспомнить их названия и разместить на карте.(пальма, дуб, сосна, рябина)

Зоологи – вам необходимо из предложенных видов птиц и животных выбрать только тех, которые обитают в нашем краю, вспомнить их названия и разместить на карте.

 (Слон, заяц, лиса, кабан)

А учёным - историкам из предложенных вариантов выбрать  герб,  достопримечательности города Красный Кут и разместить на карте.

Практическая часть

- Можете приступать к выполнению задания. (Звучит минусовка «Этот мир придуман не нами… »)

- Молодцы, ребята! Вы  отлично справились с заданиями.

- А как вы думаете, что можно рассказать о Краснокутской земле глядя на эту карту?

Проходят за столы для выполнения задания.

Под спокойную музыку дети выполняют задания.

Выполнив задания размещают карточки на карте. (вставляя в прорези на карте)

Ответы детей.

 - Ребята, как к замечательным учёным, у меня есть ещё одно задание .

Дидактическая игра «Собери слово»

(Победа, дружба, родина)

5

4

2

6

3

1

Д

Е

О

А

Б

П

3

5

1

4

6

2

У

Б

Д

Ж

А

Р

4

6

3

5

2

1

И

А

Д

Н

О

Р

- Ребята, а кто из вас может прочитать, что за слова у вас получились?

- А как вы думаете, о каком  празднике говорят эти слова?

- Верно, ребята,  скоро наступит памятный день 9 мая – День Победы в ВОВ с фашистскими  захватчиками.

 (Показ слайдов: логотип к 70-летию Победы; фото ветеранов Краснокутского района, памятник воинам погибшим в ВОВ, братская могила солдат умерших от ран в госпитале Красного Кута.)

- И наши земляки воевали за Родину, за Россию. Многие солдаты погибли за то, чтобы мы жили дружно, в мире.

 - Мало осталось ветеранов той страшной войны. Но все они встречаются на центральной площади  каждый год 9 Мая и празднуют победу над фашизмом.

- Я думаю, ветеранам будет приятно получить в подарок от вас, ко Дню Победы, открытку с изображением птицы, которая символизирует мир. Кто знает, что это за птица?  

- Верно, голубь – символ мира на планете.

- Проходите за столы для выполнения открытки для ветеранов.

- Но прежде, чем вы приступите к выполнению открытки, давайте приготовим к работе наши руки:

На моей руке пять пальцев

Пять хватальцев, пять держальцев,

Чтоб строгать, чтобы пилить,

Чтобы брать, чтобы дарить

Их не трудно сосчитать – 1,2,3,4,5!

- Ребята, у вас на столах лежат готовые шаблоны голубя, вам нужно:

  • Места на шаблоне, отмеченные сплошной линией – надрезаем.
  • Места на шаблоне, отмеченные пунктирной линией – сгибаем.
  • Выгибаем в обратную сторону хвост.
  • Из цветной бумаги готовим георгиевскую ленточку, наклеивая узкие полоски чёрного цвета на оранжевую основу.
  • Складываем ленту пополам  и вставляем  в клювик.

- Наш голубь готов!!!

-Приступайте к выполнению открытки.

(звучит спокойная музыка)

-Наши белые голуби будут олицетворять  призыв всем людям жить в мире, дружбе и взаимопонимании,  они   расскажут всему миру о том, что мы с вами и все дети в России  не хотят войны. 

Снять шапочки.

Сидя на паласе,  дети из букв собирают слова

в определённой последовательности

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Проходят за столы.

Выполняют пальчиковую гимнастику

Выполняют открытку

III. Заключительная  часть

-Ребята, вам понравилась экскурсия по родному краю?

-Что нового и интересного вы узнали?

- Давайте пожелаем что-нибудь нашему городу. Я желаю, чтобы в нашем городе было много добрых людей.

-  А вы что желаете?

- Я надеюсь, что когда вы вырастете, будете добрыми людьми и никогда не дадите в обиду нашу Родину.

- Вы были замечательные собеседники и творческие мастера. Спасибо вам!

- А на память о нашей встрече я подарю вам памятные сувениры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия «Люблю тебя - мой край родной» Для детей старшего дошкольного возраста

Данное занятие поможет обогатить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомит с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растениями и животными Саратовского края....

Конспект интегрированного занятия «Люблю тебя - мой край родной» Для детей старшего дошкольного возраста

Данное занятие поможет обогатить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомит с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растениями и животными Саратовского края....

Конспект интегрированного занятия «Люблю тебя - мой край родной» Для детей старшего дошкольного возраста

Данное занятие поможет обогатить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомит с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растениями и животными Саратовского края....

Конспект интегрированного занятия «Люблю тебя - мой край родной» Для детей старшего дошкольного возраста

.Данное занятие поможет обогатить знания  детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растений и животных...

Конспект интегрированного занятия «Люблю тебя - мой край родной» Для детей старшего дошкольного возраста

.Данное занятие поможет обогатить знания  детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растений и животных...

Календарно - тематическое планирование в старшей группе на тему: "Люблю тебя, мой край родной! Юбилей Красноярского края".

Календарно - тематическое планирование в старшей группе детского сада по теме "Люблю тебя, мой край родной!"...

Альбом (презентация) Ставропольской край. «Люблю тебя, мой край родной». 2018год.

Авторская разработка. Образовательная область «Познавательное развитие»....