Конспект занятия "Рябина осенью"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Числова Наталия Ивановна

План-конспект занятия "Рябина осенью" разработан для детей с ОВЗ, который поможет воспитателем закрепить с детьми признаки осени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie._ryabina_osenyu_18._uch.g.docx51.8 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт–Петербургское государственное бюджетное стационарное

учреждение социального обслуживания «Дом–интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития №1»

Комитета по социальной политике

КОНСПЕКТ

открытого занятия по коррекционно-развивающей программе:

«Я познаю мир»

Тема: «Рябина осенью»

Методическое объединение воспитателей, специалистов структурного подразделения психолого-педагогической помощи детям с умеренной умственной недостаточностью

Числова Н.И. воспитатель

высшей квалификационной категории

Санкт-Петербург

2018уч.г.


Фамилия, имя, отчество педагога, должность

Числова Наталия Ивановна, воспитатель

Наименование образовательного учреждения, город

СПб ГБСУСО «ДДИ № 1»

Г.Санкт-Петербург.

Группа

№21

Программа

«Я познаю мир»

Предмет

Окружающий мир

Тема занятия

28.03.2017

«Рябина осенью»

Форма занятия (кол-во детей)

Групповая-5 человек

Продолжительность по времени

35-40 минут

Тип занятия

Закрепление полученных представлений

Цель занятия

Обобщить представления детей об осенних признаках в природе.

Задачи занятия

  1. образовательная
  2. коррекционная
  3. воспитательная

-закрепить представления об осеннем дереве рябине.

-развивать зрительное восприятие на основе упражнений  в узнавании и различении

- воспитывать умение работать в коллективе

Методы организации образовательно-воспитательного процесса

Беседа,наглядный, показ, объяснение,

практические

Методическое и техническое обеспечение занятия

Наглядные: панно с деревом рябины; разноцветные карточки; корзина с листьями; фотографии  «Ребята на прогулке»; иллюстрация: « Ветка с гроздьями рябины;

Коммуникатор
Раздаточный материал: иллюстрации: «Признаки осени» ягодки рябины, заваренный клейстер для обмакивания ягодок рябины.

Предварительная работа

Наблюдения на улице за деревьями, рассматривание картинок с изображением деревьев в разное время года. Экскурсия по территории. Рассматривание осенних иллюстраций.

Чтение стихов об осени

Беседы с детьми об осени и осенних явлениях

Использованная литература

1.развивающая работа  с детьми и подростками. – СПб. Речь, 2007. – 144с.

3.http://www.gramota.ru


Ход занятия

Название упражнения,

Частные задачи

Деятельность педагога

Деятельность детей

I.Вводная часть

Ребята, у нас гости поздоровайтесь.

  1. Организационный момент 5. мин

КРУГ ПРИВЕТСТВИЯ

РАБОТА С КОММУНИКАТИВНОЙ ДОСКОЙ:

1.Вспомнить число и день недели, время года.

.

 Становитесь в круг. Крепко за руки возьмитесь,  и друг другу улыбнитесь, ты мой друг и я твой друг

(обращает внимание на коммуникативную доску)

какое сейчас время года?

- месяц

- день недели?

-число?

- сейчас занятие: «Окружающий мир»

-  сегодня присутствуют

(рассматривание фотографий присутствующих)

Молодцы ребята!  Все готовы к занятию

( приглашает детей сесть на свои места)

Ребята берутся за руки и улыбаются друг, друга.

Осень

Октябрь

Понедельник

22

  1. Мотивация образовательной деятельности 5мин

ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ: «Корзина с листьями» Цель: закрепить полученные представления

Работа с неговорящими детьми

УПРАЖНЕНИЕ: «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КАРТОЧКИ»

ИГРА: «ЛИСТЬЯ»

 Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения.

Работа словом «Листопад»

СООБЩЕНИЕТЕМЫ ЗАНЯТИЯ

 Ребята посмотрите внимательно

(обращает внимание на корзину)

- Что лежит в  корзине?

- Сейчас, какое время года?

Правильно!  В корзине лежат  осенние  листья.

(подходит с корзиной каждому ребёнку)

-А сейчас каждый из вас  из корзины    возьмёт по листику в каждую руку.

-Назовите, какого цвета листья?

 Миша, какого цвета лист?

(обращает внимание на доску, на доске карточки разных цветов)

-Миша покажи,  какого цвета лит?

Правильно! осеньювсе листья разных цветов

-Становитесь удобнее, и мы поиграем с листьями,смотрите на меня и повторяйте движения за мной:

Листья осенние тихо кружатся

Листья нам под ноги тихо ложатся.

И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружиться хотят        

- Подул ветер и наши листья разлетелись в разные стороны (подбрасывает листья вверх)падающее листья на землю, это явление называется -ЛИСТОПАД.

(прикрепляет на доску слово ЛИСТОПАД)

-Глеб прочти слово

-Никита покажи слово

Правильно! И у нас сейчас был листопад. Осенью листья с деревьев опадают на землю.

(собирают в корзину листья)

Ребята! Сегодня мы будем говорить об осеннем  дереве рябине.

Листья

Осень

Желтого. Каждый ребенок называет и показывает карточку нужного цвета.

Ребята повторяют движение

Ребята выполняют движение

Глеб читает слово

Никита показывает слово (листопад)

Да

3.Пропедевтические упражнения, направленные на сенсомоторное развитие 2мин

УПРАЖНЕНИЕ С КАРТИНКАМИ: Цель: закрепить признаки осени

РАБОТА С КОММУНИКАТОРОМ:

Цель:развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира

(приглашает ребят подойти и стать вокруг стола)

- Ребята, перед вами картинки.

-Посмотрите внимательно   и каждый возьмите ту картинку, что напоминает об осени?

Молодцы! Все взяли, по  одной картинке садитесь, на свои места.

А сейчас каждый из вас по очереди  расскажет про свою картинку

  - Никита Л. выходи к доске и расскажи, что ты знаешь об осени?

 (подходит к Никите с коммуникатором)

Молодец!  Правильно

-Тимур Г.  расскажи, что ещё бывает осенью?

Молодец!  Правильно только в осеннее время года бывает листопад

-Илья С. выходи и расскажи, что ты знаешь об осени?

-Миша К.  расскажи, что ты знаешь об осени?

(приглашает ребят подойти к окну)

-Посмотрите в окно, Правильно вы рассказали об осени. Осеньюлистья меняют цвет, осенью часто идёт дождь.

Молодцы! Все правильно, рассказали об осени  (приглашает ребят садиться на места)

Ребята становятся вокруг большого стола

Каждый берет картинку и садится на свое место

Никита Л.  на доску картинку: «Корзина с овощами и фруктами

Никита  с помощью коммуникатора отвечает, осенью листья на деревьях меняют цвет

Тимур  с помощью коммуникатора отвечает, осенью бывает листопад.

 Илья с помощью коммуникатора отвечает, осенью собирают урожай

 Миша с помощью коммуникатора отвечает, осенью часто идет дождь

Да

  1. Основная часть
  1. Актуализация имеющихся знаний 5мин

Рассматривание иллюстрации: «Дерево рябина» Цель: повторить и закрепить части дерева

ЗАГАДКА:«ЯГОДЫ РЯБИНЫ»

Работа словом «Гроздья»

(на доске появляютсяфотографии ребят)

-Посмотрите, кто на фотографии?

-Тимур подойди к доске, кто это?

(По очереди подходят, показывают себя на фотографии и называют имя)

 Правильно - это вы рассматривали осеннее дерево.

(на доске появляется иллюстрация дерева рябины)

-Посмотрите внимательно, узнаёте дерево?

-прочитаем все вместе название дерева.

-Назовите части дерева.

-ствол, ветки, листья(показывает на иллюстрации ствол, ветки, листья дерева рябины)

Отгадайте загадку, что ещёрастет на ветках рябины?

Висят на ветке подружки,

Прижавшись, тесно друг к дружке.

(выставляет на доску карточку изображение гроздья рябины)

 -Какого цвета ягоды?

- Какой формы ягоды?

(предлагает ребятам попробовать ягоду)

-Вкусная ягода рябины?

-Растут, они все вместе рядом называют ягоды-гроздья рябины!

(прикрепляет на доску слово ГРОЗЬДЯ)

-Глеб, прочитай слово.  Молодец. Правильно

- Миша покажи слово (гроздья)

Молодцы! Сейчас игра

Это мы

Я Тимур

Да

Ребята хором читают  рябина.

Дерево рябины

Ребята называю ствол, ветки, листья

Рябина

Ягода

Красные

 Круглые

Ребята пробуют по одной ягоде.

Да

Глеб читает Гроздья

Миша показывает слово гроздья

  1. Физкультминутка 3мин

ИГРА:

 «Ягода рябины»

ПАЛЬЧИКОВАЯ

ГИМНАСТИКА:

 Игра:«Двое разговаривают»

Показ сильного воспитанника

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА: «Гроздья рябины»

Цель: учить, пинцетным захватом пальцев рук брать, готовую деталь

Становитесь, смотрите  и повторяйте за мной.

Мы по парку погуляем(шагают)
Где растут, деревья знаем,

( поднимают руки вверх)

Погляделивверх – она

(руки на поясе и откидывают голову назад)
Сразу стала нам видна!

(поднимают руки вверх)
Это ягодка одна, 

(показывают на себя двумя, руками)

и на нас она глядит,
Что за чуднаякартина?

(повороты в стороны, с наклоном вперед)

Это ягода - рябины!

 

Молодцы!Игра понравилась? Садитесь на места

- Сегодня мы с вами будем выполнять коллективную работу аппликацию «Гроздья рябины».

-Для этого подготовим наши пальцы.

- Смотрите на меня и повторяйте за мной

-согните обе руки в кулак, большой палец вытяните вверх,указательный вперед приблизить их друг другу Они  друг с другом разговаривают

(обращает внимание на доску, на доске две картинки  изображением«Ветка рябины  с листьями и ягодами и ветка с листьями)

-Никита это ветки рябины.

- Назови, что растет на ветке?

-На этой ветке, листья

Правильно. На этой ветке есть, только листья.

-Сейчаскаждый из вас приклеить свою ягоду рябины.

-Смотрите, внимательно,как это делаю я.

(показывает пальцы большой и указательный)

-беру ягоду–поочередно обмакиваю в клей и приклеиваю к месту расположения на грозди рябины.

-Все поняли,  как надо брать ягоду и куда клеить?

-Поднимите правую руку и покажите нужные нам пальцы

Молодцы! Все запомнили, какими пальцами берем ягоду?

(оказывает нужную индивидуальную помощь)

Молодцы!Каждый из вас приклеил, ягоду и получилась, гроздья-рябины!

Ребята выходят и повторяют за воспитателем

Да.

Да

листья, ягоды

Листья

Ягоды

Да.

Дети по мере своих способностей с помощью педагогов выполняют задание

  1. Первичная проверка понимания3 мин

РАССМАТРИВАНИЕ  ГОТОВОЙ РАБОТЫ

«Что клеили?»

Цель: закрепить понятия ягоды  -  это гроздья рябины

(По окончанию работы выставляет на доску, рядом с образцом веточка сгроздьями рябины.)

- Ребята, что вы  клеили?

-Какие по цвету ягоды?

-Какие ягоды  по форме?

-Нравится вам картина?

Молодцы! Все старались.

Ягоды

Красные

Круглые

Да

  1. Заключительная часть
  1. Подведение итогов3 мин

РИТУАЛ ЗАВЕРШЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

–О каком времени года мы говорили?

-О каком осеннем дереве мы говорили?

- Назовите части дерева рябины.

(показывает на ствол, ветки, листья, ягоды.)

-какого цвета ягоды рябины?

-какой формы?

-Рябина с красными ягодами - это осеннее дерево.  

Вам понравилось занятие?

 А  мне, вы понравились, все старались, все большие Молодцы! (показывает детямнатуральные ягоды рябины)

 - Хотите ещё раз попробовать ягоды рябины? (угощает ягодой)

- А сейчас подойдите к доске

Становитесь в круг возьмитесь за руки пожмите друг другу руки  и ещё раз улыбнитесь. Занятие закончилось,

Об осени

О рябине

 Ребята повторяют ствол, ветки, листья, ягоды.

Красного

Круглые

Да

Ребята пробуют ягоды.

 Дети выполняют задание

Прощаются и уходят.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Осень, осень..." во 2 младшей группе

Игровое занятие с детьми 3-4 лет, в процессе этого занятия дети закрепят признаки осени, продолжают работать с сюжетными картинами и описывают, что изображено. Закрепляют как надо одеваться и помогают...

Конспект НОД "Осень, осень, в гости просим" для детей 1 младшей группы.

Расширять представления детей об окружающем, об осенних изменениях в природе.Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи.Воспитывать эмоциональный отклик на красоту осеннего пейзажа, яр...

Конспект НОД "Осень, осень, в гости просим" для детей 1 младшей группы.

Расширять представления детей об окружающем, об осенних изменениях в природе.Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи.Воспитывать эмоциональный отклик на красоту осеннего пейзажа, яр...

Конспект ООД "Осень, осень, в гости просим"

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в нетрадиционной техники лепки (пластилинография)...

Конспект праздника "Осень, осень, В гости просим!"

Сценарий для проведения осеннего праздника в старшей группе...

Конспект НОД «Осень, осень в гости просим!» в рамках проекта «Золотая осень» по речевому и познавательному развитию

Закрепляются представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях....