Экологические игры
картотека по окружающему миру на тему

Ялинчук Елена Алексеевна

Игры по экологии, которые для меня были интерсны. Надеюсь, и вам пригодятся)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_po_ekologii.odt32.37 КБ

Предварительный просмотр:

Экологические игры.

В дошкольном возрасте закладывается основа конкретных представлений и знаний о природе и явлениях погоды.

Ребенок дошкольного возраста не всегда способен отметить смену погоды самостоятельно.

Наблюдая за погодой, дети учатся выделять отдельные явления, степень их интенсивности и другие характеристики. Дети наблюдают не только сами явления погоды, но и их воздействие на окружающие предметы. Наблюдения за погодой состоят из определения состояния неба, наличия или отсутствия осадков и ветра, степени тепла и холода, учась определять это по термометру.

Ежедневные наблюдения погоды должны быть организованы разнообразно, чтобы активность детей не снижалась, а интерес к наблюдениям возрастал. Здесь нам помогут дидактические игры.

Виды дидактических игр.

В педагогике существует несколько видов дидактических игр:

- игры с предметами (игрушками, природным материалом);

- настольно -  печатные игры;

- словесные игры.

Предметные игры. Это игры с использованием различных предметов природы (листья, шишки, семена, камешки и т.д.) Их рекомендуется использовать с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы. Предметные игры учат детей обследовать, развивают сенсорику ребенка. Как пример предметных игр можно привести – «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки, «С чьей ветки детки» и т.д. Предметные игры можно использовать во всех возрастных группах, как в

коллективных занятиях, так и индивидуальных, усложняя их содержание в зависимости от возрастных и индивидуальных возможностей детей.

Настольно – печатные игры. Это игры типа лото, домино, разрезных картинок («Ботаническое лото», «Ягоды и фрукты» «Грибы» и пр.) Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников, развивают способность быстро, мобильно использовать имеющиеся знания в новой ситуации. Настольно - печатные игры целесообразно использовать в работе с небольшой подгруппой детей. Эффективны они и при организации индивидуальной коррекционной работы.

Словесные игры. Это игры, не требующие никакого наглядного материала. Их содержанием являются устные вопросы относительно уже имеющихся у детей представлений о мире природы. Примером словесных игр могут быть ответы на различные вопросы: «Кто летает, кто бегает, а кто прыгает?», «Когда это бывает?», «Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто живет на земле?» и пр. Словесные игры проводятся с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире природы. Они являются эффективным средством развития внимания, памяти, сообразительности дошкольников, развивают речь детей. Данный вид игр не требует специальных условий, его можно организовать как в помещении, так и на прогулке.

Дидактические игры на формирование экологических знаний для детей старшего дошкольного возраста

Игра «Когда это бывает?»

Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях.

Ход игры. Детям предлагают листья разных растений с различной окраской, шишки, можно гербарий из цветущих растений и т.п. в зависимости от времени года. Детям надо назвать время года, когда бывают такие листья, ветки, цветы.

Бывает — не бывает

Педагог говорит: «Я расскажу вам о том, какая бывает погода в то или иное время года, чем занимаются дети и взрослые, а вы должны сказать, бывает ли так в это время года».

Педагог. Выпал снег и зацвели подснежники.

Дети. Так не бывает.

Педагог. Почему? Когда идет снег? Когда цветут подснежники?

В дальнейшем можно использовать такие «путаницы»:

Мальчик поехал на лыжах собирать землянику.

На клумбе цветут розы, а дворник сметает с тротуара снег.

Падают желтые листья, дети впервые пошли в школу.

Зацвели цветы, птицы улетели, на деревьях распускаются почки и т.д.

Игра «Это когда?»

Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях в природе.

Ход игры. У каждого из детей есть предметные картинки с изображением снегопада, дождя, солнечного дня, пасмурной погоды, град идет, ветер дует, висят сосульки и т.п. и сюжетные картинки с изображениями разных сезонов. Детям необходимо правильно разложить имеющиеся у них картинки.

Игра «Какое время года?»

Цель. Уточнять и углублять знания детей о временах года.

Ход игры. 1 вариант. Воспитатель читает вперемежку короткие тексты в стихах или прозе о временах года, а дети отгадывают.

II вариант. Воспитатель называет время года, а дети по очереди отвечают, что бывает в это время года и что делают люди. Если кто-то затрудняется, взрослый помогает вопросами.

«Угадай народную примету».

(Воспитатель показывает примету, а дети должны узнать ее и сказать какую погоду она предсказывает).

  1. Ласточки низко летают - … (к дождю)

2) Деревья покрылись инеем - ….(к теплу)

3) Появление на поверхности земли дождевых червей -….(к дождю)

4) Воробьи купаются в песке или в пыли -…(к дождю)

- Солнце село в тучу - …… (к дождю)

- Много ягод на рябине - ….. (к холодной зиме)

  • Цветки одуванчика закрываются - … (перед дождем)

    «Угадай, что— ты?»  

  • Цель:- закрепить знание о воде в разных состояниях, встречающейся в природе. - учить детей составлять исследовательские вопросы;

- развивать логическое мышление;

  • Материалы:
  • на четверти листа ватмана сделать вырез для лица, вокруг которого дорисовать изображение элемента воды в любом виде, встречающемся в природе (снежинка, градинка, облако, туман, росинка, льдинка, пар и т. д)

Ход игры: Ребенок вставляет лицо в окошечко, так, чтобы не видел, что нарисовано. Он задает вопросы, касающиеся существенных признаков воды (например: "Я - вода в жидком состоянии? ") .Остальные дети могут ответить только «Да» или «Нет».   Задается следующий вопрос. Игра продолжается до тех пор, пока ребенок догадается, что он такое, вода в каком виде. Вариантов, тем и форм у этой игры множество.

Можно использовать предметные картинки и показывать их сзади над головой или отворачивать водящего спиной к детям, а картинку показывать им.         Можно загадывать животных, птиц и т. д.

«Расскажи об открытке»

  • Оборудование: открытки с изображением пейзажей.

«Почтальон» приносит детям открытки. Получив открытку, ученик как можно ярче, выразительнее рассказывает о том, что на ней изображено. Остальные ученики внимательно слушают и определяют, о каком времени года идет речь.

«Палочка, остановись!»

  • Игроки становятся в круг, педагог — в центр. Игра проходит в форме эстафеты: дети называют слова и одновременно передают палочку по кругу. О том на какую тему будут слова, договариваются заранее: «О чем будем рассказывать?» — «О зиме». Педагог предлагает подобрать вначале слова о погоде и дает палочку одному из ребят; тот называет первое слово (например, морозная) и передает палочку следующему участнику игры и т.д.

Если играющий повторяет уже названное слово или долго не может подыскать нужного, педагог говорит: «Стоп! Палочка, остановись!» — и этот ребенок временно выходит из круга.

«Выбери нужное»

Цель: закреплять знания о природе; развивать умение узнавать предмет по существенному признаку.

Материалы: предметные картинки.

Ход игры: на столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.

Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: «влажный» - вода, роса, облако, туман, иней и т.д.

Воспитатель должен заботиться об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у ребят угасает интерес к игре, необходимо вместе с ними придумать более сложные правила. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить. В дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами.

«Времена года и погода».

(Дети берут картинку с временем года и выстраивают цепочку природных и погодных явлений)

  • ´Весна - капель ,ледокол ,туман, проталины ,солнце ,гроза, гололедица.
  • ´Лето – туман ,солнце ,радуга, дождь ,ураган ,гроза ,роса.
  • ´Осень - тучи ,дождь ,снег ,туман, ураган ,солнце ,листопад.
  • ´Зима - снег ,метель ,туман, гололед ,ураган ,туман ,иней.

  Подскажи погоду.

Звездное небо……(к похолоданию)

´Муравьи прячутся в муравейнике…(к дождю)

´Дым из трубы к небу поднимается-….(мороз ожидается)

´Ласточки летают низко от земли-…..(жди дождя)

´Много мошкары вечером-…..(к теплой погоде)

´Ласточки летают высоко -…(дождя не будет)

´Если тихо и солнце печет-…(жди грозу)

´Солнце красное заходит-….(к ветру)

Дидактическая игра, как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Она осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, её правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Воспитатель должен заботиться об усложнении игр, расширении их вариативности. При угасании интереса у детей к играм, необходимо вместе придумывать более сложные правила. В дидактической игре очень важно правильное сочетание наглядности,слова воспитателя и действия самих детей. Играйте с удовольствием!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

театрализованно-экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольника"

Методические рекомендации включают: введене, храрактеристику и описание особенностей теаьрализованной деятельности детей, рассмотрение алгоритма применения игровых приёмов и технологий в процессе татр...

Театрализовано - экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников. Мастер-класс для педагогов

Цель мастер-класса - оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через театрализованные игры экологическог...

Экологическая игра "Папа, мама, я – экологическая семья"

Экологическая игра "Папа, мама, я – экологическая семья"...

Мастер-класс "Театрализовано – экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников"

Мастер-класс "Театрализовано – экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников"...

Экологические игры: роль игры в экологическом воспитании дошкольников.

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологи...

Консультация для педагогов по экологическому воспитанию. Тема: «Дидактические игры в экологическом воспитании» (Экологические игры и методика их проведения)

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал э...