Экологический проект «Лес» в подготовительной группе
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Андреева Оксана Александровна

Экологический проект «Лес» в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt.docx19.44 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект «Лес» в подготовительной группе

Актуальность:

Обеспечение экологической безопасности и оздоровление окружающей среды – одно из основных направлений государственной политики. Выполнение этой задачи невозможно без высокой сознательности населения, особенно подрастающего поколения. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях, приобретает приоритетное значение. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека. С малых лет ребёнок должен познавать её и непременно учиться любить; оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. Чувство Родины у ребёнка связывается с местом, где он родился, живет. Наша задача углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении.

Цель проекта: формирование экологической воспитанности дошкольников и активизация мыслительно-поисковой деятельности детей.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Сроки реализации: с сентября по январь (долгосрочный).

По количеству участников: коллективный.

Участники проекта: дети, воспитатели, сотрудники ДОУ, родители.

Задачи:

* Расширить знания детей о лесе и его обитателях;

* Сформировать представление о взаимосвязи и взаимозависимости обитателей лесного сообщества;

* Выявить и обогатить представление детей о значении леса в жизни человека (оздоровительном, эстетическом, хозяйственном);

* Объяснить причину исчезновения лесов. Обратить внимание на экологически неграмотное поведение в лесу;

* Воспитание бережного отношения к растительному и животному миру, чувства сопереживания и сопричастности природе;

* Расширение кругозора дошкольников;

* Привлечение родителей к совместной деятельности.

Перед началом работы над проектом, провели консультацию с родителями о целях, задачах проекта, рассказали о необходимости оказания помощи, серьёзного отношения к исследованиям детей. Работа над проектом увлекла многих родителей. Родители приняли участие в организации экскурсий, фотовыставок, природоохранных акций, в сборе природного материала.

Затем подобрали методическую и художественную литературу, узнали какие книги по данной теме есть в нашем детском саду, дома у ребят, собрали стихи, рассказы, загадки, пословицы, поговорки о лесе. Приготовили наглядный материал, необходимый для проекта.

Для определения представлений детей о лесе, провели обследование уровня экологических знаний детей. Организовали экскурсию в лес, чтобы узнать отношение детей к лесу на начало проекта.

Заинтересовали проблемой:

* для чего нужен лес?

* какие деревья растут в лесу?

* какие животные живут в лесу?

* почему лес называют «фабрикой кислорода»?

* что будет, если лес вдруг исчезнет. Что произойдет на всей Земле? В нашем городе? Изменится ли тогда что-нибудь в нашей жизни?

Обратили внимание на то, какие изменения происходят в лесу осенью, обсудили причины этих изменений. Детям понравилась релаксация с хвойными деревьями, заряжаться от сосен энергией и хорошим настроением. Они узнали, что к сосне нужно обращаться с открытой душой. Дети с желанием откликнулись на идею создания «Мастерской природы». Собрали для этого природный материал: шишки, мох, жёлуди, веточки и т.д. И вот наша «Мастерская природы» открыта! Изготовление поделок из природного материала вызвала у детей живой интерес. Для знакомства детей с правилами создания ландшафтных композиций, имитирующих природу. Изготовили макет летнего леса.

С начала года мы вели с детьми постоянные наблюдения за изменениями в природе. Каждый выход на улицу старались сделать интересным и увлекательным. Для того чтобы полученные знания и выводы сохранились в памяти и систематизировались, вели календарь наблюдений. На участке детского сада работала своя «Служба спасения природы», спасали деревья от вымерзания, накидывали снег на корни. Кормили птиц в «Птичьей столовой», спасали их от голода. Создали осенью коллекцию семян однолетних растений.

Основные знания о природе нашего региона дети получали в образовательной деятельности, где раскрывались экологические связи, разнообразные и достаточно сложные. Познавательные задачи усложнялись, теоретический уровень материала повышался – это способствовало развитию интереса у детей. Без знания экологических связей трудно предвидеть возможные последствия вмешательства в природные процессы. Закрепляли знания детей о лесе как сообществе множества растений и животных, проживающих на одной территории. Формировали представление о взаимосвязи и взаимозависимости обитателей леса, учили составлять экологические цепочки. Показали многоярусность смешанного леса, разнообразное значения леса в жизни человека. Наш частый гость – Лесовичок. Он нас всему учит, раскрывает тайны и загадки леса. Для него мы создали в группе уголок.

Перед Новым годом провели природоохранную акцию «Ёлочка, живи!» - против бессмысленной вырубки елей, когда тысячи лесных красавиц гибнут ради одного дня. Решили вырастить свою ёлочку, проэкспериментировали посадили семечко ели, к всеобщей радости и удивлению ёлочка проросла.

На экскурсии в зимний лес обратили внимание на приспособленность животных и растений к зимнему периоду, сравнивали ель и сосну. Изготовили макет зимнего леса, где дети проявили своё творчество, почувствовали значимость от участия в коллективном деле.

На заключительном этапе была организована экскурсия в краеведческий музей, для обобщения знаний детей о лесных сообществах нашего региона. Провели викторину о лесе. Итоговое обследование детей показало повышение уровня экологических знаний. Дети без затруднений называют не только животных и растения леса, но и научились устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать свои ответы, гуманнее относится к окружающей природе. Опираясь на полученные знания, в дальнейшем планируем составление «Красной книги» нашего региона. В ней мы хотим собрать материал о природе нашего края, о животных и растениях, которым нужна наша защита и помощь.

Таким образом, работа над проектом дала возможность каждому ребёнку проявить себя как творческую личность, почувствовать важность и значимость в коллективе, объединила всех участников проекта. Мне, как воспитателю, хочется вам пожелать, чтобы вы в своей работе использовали проектную деятельность, так как она позволяет повысить уровень самообразования, найти пути и решения в работе с детьми и родителями.

ПЛАН РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ "ЛЕС"

месяц, неделя название мероприятия Цель и форма проведения мероприятия.

1-й этап - подготовительный

Выбор темы, составление плана работы по реализации проекта "Лес"

Сентябрь1-я неделя Консультация для родителей по проекту "Лес" Познакомить родителей с целями и задачами проекта. Привлечение родителей к совместной деятельности.

Сентябрь 2-я

неделя Обследование уровня экологических знаний Определение уровня знаний о лесе.

Сентябрь 3-я

неделя Экскурсия в лес. Сбор природного материала для художественного творчества "Мастерская природы". Определить представление детей о на начало проекта. Обратить внимание на то, какие осенние изменения происходят в природе; обсудить причины этих изменений. Учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды. Побуждать детей к проявлению творчества, фантазии, высказывание своих идей по созданию "Мастерской природы", учить видеть в обыденном и часто встречающемся, неповторимое.

Сентябрь 4-я

неделя Изготовление макета летнего леса. Познакомить родителей с правилами создания ландшафтных композиций, имитирующих природу.

2-й этап исследовательно - экспериментальный

Октябрь 1-я неделя "Мастерская природы" Побуждать детей использовать в своих работах природный материал для более точной передачи образа, настроения. Развивать творческие способности детей. В "Мастерской природы" дети делятся на подгруппы для занятий различными видами деятельности; изготовление поделок, коллективных работ.

Октябрь 2-я неделя НОД "Птицы родного края" Рассказать детям о птицах, как о живых существах, объяснить причину их перелетов (перелетные, кочующие, зимующие). Развивать логическое мышление-формирование причинно-следственных связей и закономерностей в природных явлениях. Воспитание чувства сопричастности к окружающей природе. Рассказ о перелетных птицах, стихи и загадки, разгадывание кроссворда, п/и "Перелетные птицы".

Октябрь 3-я неделя НОД "Что мы сажаем, сажая леса" Продолжать формировать у детей представление о разнообразном значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном; закрепить знания детей о лесе как сообществе множества растений и животных, проживающих на одной территории; показать многоярусность смешанного леса; воспитывать у детей познавательный интерес, бережное отношение к природе, правильное поведение; развивать эстетическую чуткость и восприятие красоты окружающего мира. Беседа "Что вы знаете о лесе", сюрпризный момент Лесовичок, стихи и загадки о лесе, экскурсия на выставку даров леса. Рисование картин о лесе.

Октябрь 4-я неделя НОД "Кто главный в лесу? Живые цепочки". Уточнить представление детей о лесе, его растениях и обитателях; формировать представление о взаимосвязи и взаимозависимости обитателей лесного сообщества; формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса - растений и животных, - их пищевой зависимости друг от друга, учить составлять экологические цепочки,

аргументировать свои ответы, закрепить понятие хищники и травоядные, уточнить представление о приспособленности хищников к добыванию пищи; воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к природе. Рассказ о живых цепочках, о пищевой зависимости. Игра "Живая цепочка". Чтение письма из леса.

Ноябрь 1-я неделя НОД "Жизнь зверей осенью" Развитие интереса к объектам природы, расширение кругозора и представление детей об изменениях в жизни зверей осенью, развитие речи, обогащение словарного запаса детей. Рассказы детей о лесных животных. Игра "Хорошо, плохо".

Ноябрь 2-я неделя НОД "Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу". Формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Рассказ об этажности леса. Опыт "Как маскируются животные".

Ноябрь 3-я неделя НОД "Жизнь птиц зимой" Обобщить знания детей о зимующих птицах, выявить экологические знания детей. Уточнить представления об условиях их жизни зимой, о роли человека в жизни зимующих птиц. Беседа, экологическая игра "Отгадай, какая птица", "Птичья столовая".

Ноябрь 4-я неделя НОД "Сбережём удивительный мир растений и животных леса" Воспитание бережного отношения к растительному и животному миру, чувства сопереживания и сопричастности природе; расширение кругозора, развитие устной речи, внимания, мышления. Беседа "Путешествие в лес", стихи, загадки, правила поведения в лесу.

Декабрь 1-я неделя НОД "Лесная красавица" Расширить знания детей о хвойных деревьях, в частности - о ели; знакомство с обитателями хвойного леса; показать значение хвойных деревьев для человека и лесного сообщества; знакомить с изделиями, получаемыми из древесины.

Декабрь 2-я неделя Экскурсия в зимний лес Развитие наблюдательности у детей, любви и интереса к родной природе, развитие речи, первичных умений анализировать и сравнивать. Экскурсия в лес, сравнение ели и сосны.

Декабрь 3-я неделя Акция "Ёлочка живи" Формирование экологически грамотного и безопасного для природы поведения, Объяснить бессмысленность вырубки елей перед Новым годом, когда тысячи лесных красавиц гибнут ради одного дня. Взаимодействие с родителями: оформление вместе со своими детьми экологических знаков против вырубки елей.

Декабрь 4-я неделя Изготовление макета зимнего леса Пробуждать детей к проявлению творчества, помочь почувствовать свою компетентность, значимость от участия в коллективном деле. Презентация детьми макета леса для родителей и детей группы среднего возраста.

3-й этап - заключительный

Январь 2-я неделя Экскурсия в краеведческий музей Обобщить знания детей о зиме, уточнить представление об образе жизни обитателей леса в зимнее время года. Упражнять детей в умении сравнивать и описывать

животных. Экскурсия в краеведческий музей, тематическое занятие "Зима", рассматривание экспонатов животных и птиц родного края.

Январь 3-я неделя Викторина о лесе Расширить знания детей о лесе и его обитателях; воспитывать экологическую культуру детей; развивать речь, внимание, умение анализировать содержание вопросов и загадок и давать полный и содержательный ответ на них. Вопросы, загадки, загадки - задачи, словесные игры "Доскажи словечко", "Назови одним словом", "Угадай, чей голосок", решение кроссвордов.

Январь 4-я неделя Обследование уровня экологических знаний Определение уровня знаний о лесе.

1. Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры».

2. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников».

3. Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет».

4. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Живи земля!" подготовительная группа

Экологический проект "Живи земля!" подготовительная группа...

Экологический проект для детей подготовительной группы «Белоствольная красавица».

Знакомство детей с целостной картиной мира, формирование оценочного, эмоционального отношения к окружающему миру.Активизация мышления в процессе специально смоделированной ситуации.Воспитание бе...

Экологический проект с детьми подготовительной группы "Наша Красная книга"

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план. Почему сейчас этот вопрос так актуален? Причина - в необдуманной и варварской деятельности человека. Экологическое воспитание - эт...

Экологический проект "Ёлочка живи!" Подготовительная группа

Нам очень жаль, что каждый год гибнут тысячи лесных красавиц ради одного дня. Мы призываем всех людей не губить это дерево, и ввести новую традицию: украшать искусственную ёлку, а настоящие пусть раст...

Экологический проект «Лес» в подготовительной группе

Актуальность:Обеспечение экологической безопасности и оздоровление окружающей среды – одно из основных направлений государственной политики. Выполнение этой задачи невозможно без высокой сознательност...

Экологический проект с детьми подготовительной группы «Аптека под ногами»

Информационно-познавательный, исследовательский проект с детьми подготовительной группы по экологическому воспитанию...

Экологический проект "Травянистые растения" Подготовительная группа

Цель. Знакомство с разнообразием растений, их связью со средой обитания, формирование осознанно–правильного отношения к представителям растительного мира, развитие творческих способностей детей. Воспи...