«Этот удивительный мир насекомых»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Современные дети много времени проводят у телевизора и компьютера, мир компьютерный яркий и красочный, ребенка привлекает яркость красок. Часто меняющиеся сюжеты, действия героев подобны действиям детей не всегда добрые и правильные. Ребенку тяжело воспринять мир реальный, в той красоте какой он есть, дети просто не могут себя отделить от мира компьютерного, краски природы им кажутся блеклыми и непонятными и отношение к живому миру не всегда гуманное. Дети подражая героям часто не задумываясь разрушают природу, но если в мультфильме все легко оживает, собирается, восстанавливается, то в природе это не так. Ребенок это понимает поздно, когда цветок погиб, муравейник разрушен, у насекомого нет крылышка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 422.16 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Центр развития ребенка детский сад №3 «Петушок» городского округа Стрежевой»
(МДОУ «ЦРР № 3 «Петушок»)
Проект:
«Этот удивительный мир насекомых»
Разработали воспитатели:
Потапова Н.В.
Патрушева Е.А.
Стрежевой 2017г.
Оглавление
I.Организация проектной деятельности. 4
Обсуждение проблемной ситуации. 4
II. Практическая деятельность по реализации проекта 5
III.Анализ проделанной работы: 5
Пояснительная записка.
Обоснование проблемы проекта:
Современные дети много времени проводят у телевизора и компьютера, мир компьютерный яркий и красочный, ребенка привлекает яркость красок. Часто меняющиеся сюжеты, действия героев подобны действиям детей не всегда добрые и правильные. Ребенку тяжело воспринять мир реальный, в той красоте какой он есть, дети просто не могут себя отделить от мира компьютерного, краски природы им кажутся блеклыми и непонятными и отношение к живому миру не всегда гуманное. Дети подражая героям часто не задумываясь разрушают природу, но если в мультфильме все легко оживает, собирается, восстанавливается, то в природе это не так. Ребенок это понимает поздно, когда цветок погиб, муравейник разрушен, у насекомого нет крылышка.
Актуальность темы: помочь увидеть красоту природы , пользу которую приносят насекомые ,вызвать интерес к многочисленной группе природного мира.
Переключить внимание детей с компьютерного мира взрослому очень просто, для этого можно создать ряд интересных мероприятий ,которые привлекут детей к познанию, творчеству, исследованию и помогут увидеть красоту природы и вызовут желание сохранять ее. С этой целью и был разработан проект «Удивительный мир насекомых».
Целеполагание.
Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – подвижных играх, общении, конструктивных видах деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников в совместной деятельности;
Ребенок обладает установкой бережного отношения к природе, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных познавательных, творческих, подвижных играх, способен учитывать интересы и чувства других, адекватно проявляет свои чувства, старается разрешить конфликты;
Развивается мелкая моторика в творческой деятельности;
Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведениям и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношении со сверстниками и взрослыми может соблюдать правила поведения на природе.
Цель проекта: формировать представление с многообразии насекомых , гуманному отношению к окружающей среде.
Задачи проекта:
Сформировать мотивы участия детей в предстоящей деятельности по реализации проекта;
Расширить и обогащать знания детей о насекомых , особенностях, образе жизни ,о роли насекомых в экологической системе;
Развивать умения устанавливать причинно – следственные связи между обьектами живой природы, коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость;
Воспитывать любознательность, интерес к жизни насекомых, желание оберегать их.
Проблема: формирование навыков правильного поведения в природе.
Предполагаемый результат:
1. ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;
2. ребенок может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
3. ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности- игре, общении, познавательно- исследовательской деятельности, драматизации.
4.ребенок развивается в творческой деятельности
Современные образовательные технологии:
Индивидуализация обучения и воспитания;
Игровые технологии;
Здоровьесберегающие технологии;
Информационно коммуникативные технологии.
Вид проекта: информационно-творческий.
Срок реализации проекта: среднесрочный -3 месяца.
Состав участников: дети, педагоги группы.
Особенности проекта:
Повышение уровня компетентности родителей в вопросах экологического воспитания
I.Организация проектной деятельности.
Обсуждение проблемной ситуации.
Появились первые насекомые после долгой зимы и дети начали их ловить, играть с ними, кто то случайно наносил вред насекомым. Так и появилась проблема, как сохранить насекомых и зачем? Многие дети считали , что они приносят только вред.
Педагог предлагает изучить мир насекомых поближе, а каким образом решают дети. Дети предлагают свои варианты поиска информации. Педагог обобщает: мы узнаем много нового о насекомых наблюдая за ними, рассматривая картины, читая книги, знакомясь с энциклопедиями, отгадывая загадки , ребусы, прочтем сказки рассказы о них. И тогда мы точно подружимся с насекомыми и поймем их значение в нашей жизни и природы.
II. Практическая деятельность по реализации проекта:
Познавательно-коммуникативная деятельность.
Актуализация знаний детей о насекомых, с этой целью проводятся наблюдения на прогулке, рассматриваются энциклопедии, решаются кроссворды. Дети собирают сведения о насекомых с родителями
(стихи ,загадки, ребусы, книги ), оформляют их в виде лэпбука в группе совместно с педагогами.
Беседы о пользе и вреде насекомых, составление творческих рассказов, разгадывание загадок.
Повторение чистоговорок.
Чтение художественной литературы.
Чтение стихотворений В. Степанов «Про меня и муравья», О. Маслова «Пчелка», Ю. Энти «Божья коровка», Л. Брайловский «Играл кузнечик на гитаре»
Чтение рассказов : Л.Толстой «О муравьях», М. Пришвин «Пень – муравейник», Н. Сладков « Жалейкин и муравейник», В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»,О.Секора «Муравьи не сдаются»
Чтение сказки К. Чуковского «Муха –цокотуха», «Тараканище».
Чтение басни Крылова «Стрекоза и муравей».
Игровая деятельность: Дидактические игры «Узнай насекомое по описанию», «Чье крылышко», «Экологическое лото», «Кто, где живет». Театральные игры с театром на палочке.
Художественно творческая деятельность:
Изготовление поделок из природного материала, рисование, аппликация, лепка. Участие творческих работ в конкурсах. Изготовление атрибутов для театральных постановок, лэпбука по теме.
Двигательная деятельность:
Подвижные игры «Мотыльки», «Мухи и паук», «Бабочки».
Пальчиковые игры : «На ромашке букашки», «Подружки - мушки», «Прилетела к нам пчела».
Музыкально – художественная деятельность:
Пение : «Песня муравья»(сл. и муз. О.Михтаховой ), «В траве сидел кузнечик», «Озорная песенка» (сл. и муз. Е.Гальцевой )
Танец « Пляска бабочек » (муз. Е. Гальцевой »
Сценка «Как Стрекоза хотела выучить языки»
Итог–презентация детьми лэпбука, презентация педагогами итогов реализации проекта для родителей, сотрудников.
III.Анализ проделанной работы:
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло, на различные виды их деятельности и повысила, уровень познания.
Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей и родителей на совместную деятельность.
На прогулке дети наблюдали за насекомыми, дома продолжали наблюдать совместно с родителями и даже в отпуске. В результате расширился круг интересов в совместном досуге со сверстниками и родителями.
В группе играли в дидактические игры, что способствовало запоминанию информации о насекомых. Подвижные игры активизировали детей в весь период деятельности. Пальчиковые игры способствовали развитию мелкой моторики и речи.
Чтение художественной литературы вызвал у детей положительные эмоции от полученных знаний о разных видах насекомых.
В ходе работы над проектом выявили: у детей есть сочувствие и желание беречь насекомых, участвовать в совместной исследовательской, творческой деятельности. Творческая деятельность разнообразна и интересна , работы детей приняли участие в конкурсах, дети заняли призовые места , что дает возможность повысить самооценку детей и гордость родителей за своих детей. Свои творческие способности дети проявили драматизации отрывков из знакомых произведений. Атрибуты к театральным играм изготовили самостоятельно из разукрашек.
Музыка повышала настроение детей.
Родители участвовали в сборе игр, информации о насекомых, всю собранную информацию мы оформили с детьми в Лэпбук.
Дети узнали , что удивительный мир насекомых многообразен и велик и в нашем северном крае. По приезду из отпуска делились впечатлениями о незнакомых насекомых увиденных в отпуске, узнали какую пользу приносят насекомые животному миру.
Дети презентовали изготовленный лэпбук детям других групп, что способствовало развитию социально - коммуникативных способностей.
В результате проделанной работы , дети стали беречь насекомых, к незнакомым относится с осторожностью. Они научились сравнивать , анализировать и делать выводы.
Приложение 1.
ТЕАТРАЛЬНАЯ СЦЕНКА
«КАК СТРЕКОЗА ХОТЕЛА ВЫУЧИТЬ ЯЗЫКИ» Отрывок из сценария театрализованного представления «Бал насекомых» О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию».
Ведущий:
На красивый луг
Прилетел майский жук.
Стрекоза к нему летит,
Подлетает, говорит.
Стрекоза:
Жук Жукович? Вот так встреча!
Проведем чудесный вечер.
Будешь ты меня учить
По – жуковски говорить.
Ведущий:
Жук на это ей сказал……
Жук. Что ты что ты стрекоза,
Чтоб Жуков освоить пенье,
Надо быть жуком с рожденья.
Жук улетает.
Стрекоза:
Пчелка , матушка родная,
Я давно уже мечтаю
Над цветным лужком летать,
По пчелиному болтать.
Еслиб только ты могла,
Научить меня пчела.
Ведущий.
Но пчела надула губки.
Пчела:
Что ты стрекоза голубка?
Недосуг учить кого то,
Много у меня работы.
Что ты, что ты, что ты.
Пчела улетает.
Ведущий. «Ах!»-вздыхает стрекоза,
Горько капает слеза.
Стрекоза:
Не освоить мне ,ох – ох,
Иностранных языков!
Ведущий:
Вам на месте не сидится,
Так быстрей вставайте в круг!
Веселится приглашает добрый
Танцевать и веселится приглашает добрый Жук.
Приложение 2.
Дидактические игры:
«Чье крылышко?»
«Кто, где живет»
Приложение 3.
Подвижные игры
«Мотыльки»
Цель: Повысить двигательную активность, выполнять действие в соответствии с текстом.
Ход игры:
На зеленом на лугу
Мотыльки летают
И с цветочка на цветок
Весело порхают (мягкие коврики разложены по группе, дети порхают с кочки на кочку)
Таня вышла на лужок
У нее в руках сачок
Берегись ка мотылек
Улетай скорей, дружок (взрослый держит в руках сачок, пытается поймать мотылька. Дети убегают ).
«Паук и мухи»
Цель: Продолжать упражнять в беге в различных направлениях, в умении держать равновесие. Развивать выдержку.
Ход игры:
С помощью считалки выбирается водящий – паук, остальные дети – мухи. Паук стоит в стороне, мухи бегают по всей комнате или площадке. По сигналу воспитателя мухи должны замереть, т.е. остановиться в той позе, в какой их застал сигнал, и не шевелиться. Паук обходит играющих, и у кого заметит хоть малейшие движения, того забирает к себе.
Игра повторяется несколько раз, пауки меняются. В заключении воспитатель отмечает детей, которые отличились большей выдержкой.
«Бабочки»
Цель: Развивать у детей сообразительность, ориентировку в пространстве и ритмичность движений. Упражнять детей в беге и приседании.
Ход игры:
Дети - "бабочки" стоят на краю площадки, где хотят. Под музыку или на слова воспитателя: "бабочки, бабочки полетели в сад" дети отводят руки в стороны, бегают в разные стороны, обегая один другого.
Воспитатель продолжает: "на цветочек беленький все тихонько присели". Дети приседают возле цветочков названого цвета. На сигнал воспитателя: "у-у-у", который означает завывание ветра, бури, бабочки убегают из сада на край площадки. Игра повторяется на слова: "бабочки, бабочки, в поле полетели". Воспитатель постоянно отмечает детей, которые легко и тихо бегали и приседали. Продолжительность игры 5 – 6 минут
Приложение 4.
Пальчиковые игры.
Прилетела к нам вчера
(загибать пальцы по одному)
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелёк
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза.
(делать кольца из пальчиков, поднести к глазам)
Пожужжали, полетали,
(машут ладошками)
От усталости упали.
(уронить ладони на стол)
***
На ромашке – две букашки,
(руки вместе, ладони раскрыты, поочередно соединять пальцы рук)
А на лютике – жучок,
В колокольчике – кузнечик,
На гвоздике – паучок.
А на маке-то – пчела,
(пальцы одной руки в кулаке, круговые движения указат. пальца – пчела жужжит)
Собирает мед она.
***
Божья коровушка,
(пальцы в кулак, круговые движения большим пальцем)
Полети на облышко.
Принеси нам к осени,
Мы тебя попросим:
В огород – бобы,
(раскрывать пальцы, начиная с указательного)
В лес – ягоды, грибы,
В родник – водицу,
В поле – пшеницу.
Литература:
1.Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию! Детские экологические проекты».- СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс»,2014.-176
2.Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 64 с.
3.НищеваН. В.Проектный метод в организации познавательно исследовательской деятельности вдетском саду. - СПБ, издательство «Детство – Пресс»2013г. 304 с.
4.Румянцева Е.А. Проекты в ДОУ.- Волгоград : Учитель.2015г.-159с.
5.Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду»- М.: Мозаика – Синтез,2007.-72с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное занятие " Этот удивительный мир шляп"
Комплексное занятие ...
Сценарий физкультурного праздника "Этот удивительный цирк"
Физкультурный праздник для старшей и подготовительной групп детского сада...
Конспект занятия по исследовательской деятельности "Ах,этот удивительный песок!""
На занятии дети исследуют свойства песка. Для закрепления свойств песка используется авторское пособие "Секреты неживой природы"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/12/picture-81271-1384252194.jpg)
Этот удивительный песок...
Представленный материал был взят из книги М. Зейц "Пишем и рисуем на песке". Предлагаю педагогам и родителям познакомиться удивительными лечебными свойствами песка и с тем, какое воздействие оказывает...
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/19/picture-42865.jpg)
Консультация для родителей "Этот удивительный мир на даче"
Консультация для папок- передвижек и стендов в групповых родительских уголках на тему - на ,что обратить внимание ребенка летом....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/19/picture-127798-1350670154.jpg)
Презентация "Этот удивительный мир"
Материал для НОД по ознакомлению с окружающим миром для старшего дошкольного возраста. ТАКИЕ РАЗНЫЕ ЖИЛИЩА....