«Этот удивительный мир насекомых»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Патрушева Елена Александровна

Современные дети много времени проводят у телевизора и компьютера, мир компьютерный яркий и красочный, ребенка привлекает яркость красок. Часто меняющиеся сюжеты, действия героев подобны действиям детей не всегда добрые и правильные. Ребенку тяжело воспринять мир реальный, в той красоте какой он есть,   дети просто не могут себя отделить от мира компьютерного,  краски природы им кажутся блеклыми и непонятными и отношение к живому миру не всегда гуманное. Дети подражая героям часто не задумываясь разрушают природу, но если в мультфильме все легко оживает, собирается, восстанавливается, то в природе это не так. Ребенок это понимает поздно, когда цветок погиб, муравейник разрушен, у насекомого нет крылышка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл potapova_patrusheva_proekt_mir_nasekomyh.docx422.16 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребенка детский сад №3 «Петушок» городского округа Стрежевой»

(МДОУ «ЦРР № 3 «Петушок»)

Проект:

«Этот удивительный мир  насекомых»

Разработали воспитатели:

Потапова Н.В.

Патрушева Е.А.

 

                                                                                                         

Стрежевой 2017г.


Оглавление

Пояснительная записка.        3

I.Организация проектной деятельности.        4

Обсуждение  проблемной ситуации.        4

II. Практическая деятельность по реализации проекта        5

III.Анализ проделанной работы:        5

Приложение 1.        7

Театральная сценка        7

Приложение 2.        8

Подвижные игры        9

Приложение 4.        10

Пальчиковые игры.        10

Литература:        11


Пояснительная записка.

Обоснование проблемы проекта:

Современные дети много времени проводят у телевизора и компьютера, мир компьютерный яркий и красочный, ребенка привлекает яркость красок. Часто меняющиеся сюжеты, действия героев подобны действиям детей не всегда добрые и правильные. Ребенку тяжело воспринять мир реальный, в той красоте какой он есть,   дети просто не могут себя отделить от мира компьютерного,  краски природы им кажутся блеклыми и непонятными и отношение к живому миру не всегда гуманное. Дети подражая героям часто не задумываясь разрушают природу, но если в мультфильме все легко оживает, собирается, восстанавливается, то в природе это не так. Ребенок это понимает поздно, когда цветок погиб, муравейник разрушен, у насекомого нет крылышка.

Актуальность темы: помочь увидеть красоту природы , пользу которую  приносят  насекомые ,вызвать интерес к многочисленной группе природного мира.

Переключить внимание детей  с компьютерного мира взрослому очень просто, для этого можно создать ряд интересных мероприятий ,которые привлекут детей к познанию, творчеству, исследованию и помогут увидеть красоту природы и вызовут желание сохранять ее. С этой целью и был разработан проект «Удивительный мир насекомых».

Целеполагание.

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – подвижных играх, общении, конструктивных видах деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников в совместной деятельности;

Ребенок обладает установкой бережного   отношения к природе, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных познавательных, творческих, подвижных играх, способен учитывать интересы и чувства других, адекватно проявляет свои чувства, старается разрешить конфликты;

Развивается мелкая моторика в творческой деятельности;

Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведениям и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношении со сверстниками и взрослыми может соблюдать правила поведения на природе.

Цель проекта: формировать представление   с многообразии насекомых  , гуманному отношению к окружающей среде.

Задачи проекта:

Сформировать мотивы участия детей в предстоящей деятельности по реализации проекта;

Расширить и обогащать знания детей о насекомых  , особенностях, образе жизни ,о роли насекомых в экологической системе;

Развивать умения устанавливать причинно – следственные связи между обьектами живой природы, коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость;

Воспитывать любознательность, интерес к жизни насекомых, желание оберегать их.

Проблема: формирование навыков правильного поведения в природе.

Предполагаемый результат:

1. ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;

2.  ребенок может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;

3. ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности- игре, общении, познавательно- исследовательской деятельности, драматизации.

 4.ребенок развивается в творческой деятельности

            

 Современные образовательные технологии:

Индивидуализация обучения и воспитания;

Игровые технологии;

Здоровьесберегающие технологии;

Информационно коммуникативные технологии.

Вид проекта: информационно-творческий.

Срок реализации проекта: среднесрочный -3 месяца.

Состав участников: дети, педагоги группы.

Особенности проекта:

Повышение уровня компетентности родителей в вопросах экологического воспитания

I.Организация проектной деятельности.

  Обсуждение   проблемной ситуации.

Появились первые насекомые после долгой зимы и дети начали их ловить, играть с ними, кто то случайно наносил вред насекомым. Так и появилась проблема, как сохранить насекомых и зачем? Многие дети считали  , что они приносят только вред.

Педагог предлагает изучить мир насекомых поближе, а каким образом решают дети. Дети предлагают свои варианты поиска информации. Педагог обобщает: мы узнаем много нового о насекомых наблюдая за ними, рассматривая картины, читая книги, знакомясь с энциклопедиями, отгадывая загадки  , ребусы, прочтем сказки рассказы о них. И тогда мы точно подружимся с насекомыми и поймем их значение в нашей жизни и природы.

II. Практическая деятельность по реализации проекта:

Познавательно-коммуникативная деятельность.

Актуализация знаний детей о насекомых, с этой целью проводятся наблюдения на прогулке, рассматриваются   энциклопедии, решаются кроссворды. Дети собирают сведения о насекомых с родителями

(стихи ,загадки, ребусы, книги ), оформляют их в виде лэпбука в группе совместно с педагогами.

Беседы о пользе и вреде насекомых, составление творческих рассказов, разгадывание загадок.

Повторение чистоговорок.

Чтение художественной литературы.

Чтение стихотворений  В. Степанов  «Про меня и муравья», О. Маслова «Пчелка», Ю. Энти «Божья коровка», Л. Брайловский  «Играл кузнечик на гитаре»

Чтение рассказов : Л.Толстой «О муравьях», М. Пришвин «Пень – муравейник», Н. Сладков « Жалейкин и муравейник», В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»,О.Секора «Муравьи не сдаются»

Чтение сказки К. Чуковского «Муха –цокотуха», «Тараканище».

Чтение басни Крылова «Стрекоза и муравей».

Игровая деятельность: Дидактические игры «Узнай насекомое по описанию», «Чье крылышко», «Экологическое лото», «Кто, где живет». Театральные игры с театром на палочке.

Художественно творческая деятельность:

 Изготовление поделок из природного материала, рисование, аппликация, лепка. Участие творческих работ в конкурсах. Изготовление атрибутов для театральных постановок, лэпбука по теме.

Двигательная деятельность:

Подвижные игры «Мотыльки», «Мухи и паук», «Бабочки».

Пальчиковые игры : «На ромашке букашки», «Подружки - мушки», «Прилетела к нам пчела».

Музыкально – художественная деятельность:

Пение : «Песня муравья»(сл. и муз. О.Михтаховой ), «В траве сидел кузнечик», «Озорная песенка» (сл. и муз. Е.Гальцевой )

Танец  « Пляска бабочек » (муз. Е. Гальцевой »

Сценка «Как Стрекоза хотела выучить языки»

Итог–презентация детьми лэпбука, презентация педагогами итогов реализации проекта для родителей, сотрудников.

III.Анализ проделанной работы:

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло, на различные виды их деятельности и повысила, уровень познания.

Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей и родителей на совместную деятельность.

На прогулке дети наблюдали за насекомыми, дома продолжали наблюдать совместно с родителями и даже в отпуске. В результате расширился круг интересов в совместном досуге со сверстниками и родителями.

В группе играли в дидактические игры, что способствовало запоминанию информации о насекомых.  Подвижные игры активизировали детей в весь период деятельности. Пальчиковые игры способствовали развитию мелкой моторики и речи.  

Чтение художественной литературы вызвал у детей положительные эмоции от полученных знаний о разных видах насекомых.

 В ходе работы над проектом выявили: у детей есть сочувствие и желание беречь насекомых, участвовать в совместной исследовательской, творческой деятельности. Творческая деятельность разнообразна и интересна , работы детей приняли участие в конкурсах, дети заняли призовые места , что дает возможность повысить самооценку детей и гордость родителей за своих детей. Свои творческие способности дети проявили драматизации отрывков из знакомых произведений. Атрибуты к театральным играм изготовили самостоятельно из разукрашек.

Музыка повышала настроение детей.

Родители участвовали в сборе игр, информации о насекомых, всю собранную информацию мы оформили с детьми в Лэпбук.

Дети узнали   , что удивительный мир насекомых многообразен и велик и в нашем северном крае. По приезду из отпуска делились впечатлениями о незнакомых насекомых увиденных в отпуске, узнали какую пользу приносят насекомые животному миру.

 Дети презентовали изготовленный   лэпбук  детям других групп, что способствовало развитию социально -  коммуникативных  способностей.

 В результате проделанной работы    ,  дети стали беречь насекомых, к незнакомым относится с осторожностью. Они научились сравнивать   , анализировать и делать выводы.

Приложение 1.

ТЕАТРАЛЬНАЯ СЦЕНКА

 «КАК СТРЕКОЗА ХОТЕЛА ВЫУЧИТЬ ЯЗЫКИ» Отрывок из сценария театрализованного представления «Бал насекомых» О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию».

Ведущий:

На красивый луг

Прилетел майский жук.

Стрекоза к нему летит,

Подлетает, говорит.

Стрекоза:

Жук Жукович? Вот так встреча!

Проведем чудесный вечер.

Будешь ты меня учить

По – жуковски говорить.

Ведущий:

Жук на это ей сказал……

Жук. Что ты что ты стрекоза,

Чтоб         Жуков освоить пенье,

Надо быть жуком с рожденья.

Жук улетает.

Стрекоза:

Пчелка , матушка родная,

Я давно уже мечтаю

Над цветным лужком летать,

По пчелиному болтать.

Еслиб только ты могла,

Научить меня пчела.

Ведущий.

Но пчела надула губки.

Пчела:

Что ты стрекоза голубка?

Недосуг учить кого то,

Много у меня работы.

Что ты, что ты, что ты.

Пчела улетает.

Ведущий. «Ах!»-вздыхает стрекоза,

Горько капает слеза.

Стрекоза:

Не освоить мне ,ох – ох,

Иностранных языков!

Ведущий:

Вам на месте не сидится,

Так быстрей вставайте в круг!

Веселится приглашает добрый

Танцевать и веселится приглашает добрый Жук.

Приложение 2.

Дидактические игры:

«Чье крылышко?»

http://st.depositphotos.com/1076361/1899/i/950/depositphotos_18993719-Cicada-wings.jpg http://pandia.ru/text/77/487/images/image004_6.jpg http://www.babochki.narod.ru/vsg0.jpg

http://img-2007-09.photosight.ru/11/2296666.jpg

 https://thumbs.dreamstime.com/z/wing-macro-western-honey-bee-19606332.jpg

http://4responsible.ru/misc/i/gallery/17472/1389552.jpg

«Кто, где живет»

http://img15.deviantart.net/1ce8/i/2012/309/7/d/spider_png_by_camelfobia-d5k17j6.png http://www.mdoo30rzn.ru/wp-content/uploads/2017/07/819581_html_m7076d183.jpg http://hozuyut.ru/wp-content/uploads/2016/10/komar-1.jpg http://i.huffpost.com/gen/1154566/images/o-WHY-DO-FIREFLIES-GLOW-facebook.jpg http://f.internetara.com/onbellek/13/10/20/iuuq_NV_00kpomjfggne_SL_dpn0xq_NK_dpoufou0vqmpbet031230130Bou_NK_joejwjevbm_NK__SL_kqh.jpghttp://www.coollady.ru/pic/0003/058/03.jpg

http://theartmad.com/wp-content/uploads/2015/10/Small-Halloween-Clip-Art-Icon1.png http://kak-do-ma.ru/img-q5y5x5n4g40414l5s403v2b45444y2t2v4p5r2m4b4/v636024122/67cd/J-k77ScSdxM.jpg http://goodwall.ru/image/dl/1266-2048x1152-2c28d5917389f1be6baff64dd80b6601.jpg http://img-2006-09.photosight.ru/25/1664228.jpg http://cdn.kinombo.com/films/images/b/1/e/4/1452833-600-600.jpg http://www.fotokonkurs.ru/uploads/comments/2016/06/21/518634.jpg

           

                             

Приложение 3.

Подвижные игры

«Мотыльки»

Цель: Повысить двигательную активность, выполнять действие в соответствии с текстом.

Ход игры:

На зеленом на лугу

Мотыльки летают

И с цветочка на цветок

Весело порхают (мягкие коврики разложены по группе, дети порхают с кочки на кочку)

Таня вышла на лужок

У нее в руках сачок

Берегись ка мотылек

Улетай  скорей,  дружок  (взрослый  держит в руках сачок,  пытается поймать мотылька. Дети   убегают ).

«Паук и мухи»

Цель: Продолжать упражнять в беге в различных направлениях, в умении держать равновесие. Развивать выдержку.

Ход игры:
С помощью считалки выбирается водящий – паук, остальные дети – мухи. Паук стоит в стороне, мухи бегают по всей комнате или площадке. По сигналу воспитателя мухи должны замереть, т.е. остановиться в той позе, в какой их застал сигнал, и не шевелиться. Паук обходит играющих,  и у кого заметит хоть малейшие движения,  того забирает к себе. 
Игра повторяется несколько раз, пауки меняются. В заключении воспитатель отмечает детей, которые отличились большей выдержкой.

«Бабочки»

Цель: Развивать у детей сообразительность, ориентировку в пространстве и ритмичность движений. Упражнять детей в беге и приседании. 

Ход игры:
Дети - "бабочки" стоят на краю площадки, где хотят. Под музыку или на слова воспитателя: "бабочки, бабочки полетели в сад" дети отводят руки в стороны, бегают в разные стороны, обегая один другого. 
Воспитатель продолжает: "на цветочек беленький все тихонько присели". Дети приседают возле цветочков названого цвета. На сигнал воспитателя: "у-у-у", который означает завывание ветра, бури, бабочки убегают из сада на край площадки. Игра повторяется на слова: "бабочки, бабочки, в поле полетели". Воспитатель постоянно отмечает детей, которые легко и тихо бегали и приседали. Продолжительность игры 5 – 6 минут

Приложение 4.

Пальчиковые игры.

Прилетела к нам вчера

(загибать пальцы по одному)

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелёк

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.

(делать кольца из пальчиков, поднести к глазам)

Пожужжали, полетали,

(машут ладошками)

От усталости упали.

(уронить ладони на стол)    

               ***  

На ромашке – две букашки,

(руки вместе, ладони раскрыты, поочередно соединять пальцы рук)

А на лютике – жучок,

В колокольчике – кузнечик,

На гвоздике – паучок.

А на маке-то – пчела,

(пальцы одной руки в кулаке, круговые движения указат. пальца – пчела жужжит)

Собирает мед она.  

            ***

Божья коровушка,

(пальцы в кулак, круговые движения большим пальцем)

Полети на облышко.  

Принеси нам к осени,

Мы тебя попросим:

В огород – бобы,

(раскрывать пальцы, начиная с указательного)

В лес – ягоды, грибы,

В родник – водицу,

В поле – пшеницу.  

                                                                          

Литература:

1.Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию! Детские экологические проекты».- СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс»,2014.-176

2.Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети.  – М.: Школьная Пресса, 2010. – 64 с.

3.НищеваН. В.Проектный метод в организации познавательно исследовательской деятельности вдетском саду. - СПБ, издательство «Детство – Пресс»2013г. 304 с.

4.Румянцева Е.А. Проекты в ДОУ.- Волгоград : Учитель.2015г.-159с.

5.Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду»- М.: Мозаика – Синтез,2007.-72с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие " Этот удивительный мир шляп"

                         Комплексное  занятие ...

Сценарий физкультурного праздника "Этот удивительный цирк"

Физкультурный праздник для старшей и подготовительной групп детского сада...

Конспект занятия по исследовательской деятельности "Ах,этот удивительный песок!""

На занятии дети исследуют свойства песка. Для закрепления свойств песка используется авторское пособие "Секреты неживой природы"....

Этот удивительный песок...

Представленный материал был взят из книги М. Зейц "Пишем и рисуем на песке". Предлагаю педагогам и родителям познакомиться удивительными лечебными свойствами песка и с тем, какое воздействие оказывает...

Консультация для родителей "Этот удивительный мир на даче"

Консультация для папок- передвижек и стендов в групповых родительских уголках на тему - на ,что обратить внимание ребенка летом....

Этот удивительный ранний возраст

консультация для родителей...

Презентация "Этот удивительный мир"

Материал для НОД по ознакомлению с окружающим миром для старшего дошкольного возраста. ТАКИЕ РАЗНЫЕ ЖИЛИЩА....