Формирование будущего гражданина и патриота России через знакомство с Санкт-Петербургом
статья по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Кузнецова Гала Борисовна

Заложить в душу каждого ребенка любовь к своей Родине, чувство гордости за нее – вот одна из моих главных задач. Именно в старший дошкольный возрастной период закладываются основные интересы детей, впоследствии углубляясь и расширяясь в школе. И начать формировать будущего гражданина и патриота России можно и нужно на примере изучения исторического и культурного наследия Санкт-Петербурга. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_patriotizma_cherez_oznakomlenie_s_peterburgom.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

Кузнецова Галина Борисовна

Воспитатель высшей квалифиционной категории

ГБДОУ детский сад № 19 Кировского р-на Санкт-Петербурга

Формирование будущего гражданина и патриота России через знакомство с Санкт-Петербургом.

Актуальность проблемы формирования будущего гражданина и патриота России трудно переоценить. Последнее время мы все чаще сталкиваемся с проблемой отсутствия национальной идеи сплоченности российского социума, незнанием собственной истории и, соответственно, восприятием современности молодым поколением несколько отвлеченно, с отсутствием, к сожалению, активной гражданской позиции. Здесь я вижу много ошибок и причин, по которым образовалась такая проблема, и одним из ее решений, мне кажется, может и должно быть воспитание наших детей как истинных петербуржцев, людей, которым посчастливилось родиться и жить в прекрасном Санкт-Петербурге.

Знакомство с историей и культурой Санкт-Петербурга дает полноценную возможность приобщить детей к истокам Отечества, привить им чувство сопричастности и гордости за родной город и за Россию в целом, почувствовать себя частью русской и российской действительности, сформировать нравственные понятия и этику поведения петербуржца, пробуждать живой интерес к Санкт-Петербургу, его облику и происходящим в нем событиям, развивать интеллект, фантазию и эстетический вкус.

 

На протяжении 2-х лет в моей старшей и затем подготовительной группах реализуется проект

 « Мой любимый город», позволяющий разносторонне развивать моих воспитанников,

 сначала  пробудить  интерес к Санкт-Петербургу, а затем постепенно обогащать их знания о родном городе.

Здесь передо мной как перед  воспитателем ставится задача осуществления  партнерства детей со взрослыми – воспитателем и родителями, а также партнерства воспитателя с родителями.

Родители чувствуют заинтересованность детей историей родного города и сами начинают изучать Петербург вместе со своим ребенком. В этом я помогаю взрослым путем проведения круглых столов с обсуждением петербуржской тематики, начиная с истории возникновения Петербурга и заканчивая современной историей петербуржских семей воспитанников, выработкой маршрутов выходного дня с фотоотчетами, использую консультации и индивидуальные беседы с родителями, чтобы совместно выявить наиболее интересные темы для детей.

 Предметно-развивающая среда постепенно  наполняется различными материалами по теме, стимулирующими познавательную активность каждого ребенка.  

Совместно с детьми изготавливаются различные поделки, газеты по теме, сшиваются фотоальбомы по семейно-петербуржской тематике, решаются математические и логические, ассоциативные задания, кроссворды, новые развивающие игры (как покупные, так и изготовленные самостоятельно) .

Постоянно выставлена экспозиция регулярно меняющихся творческих работ, сделанных как самими детьми, так и с помощью их родителей. В большом объеме представлены различные красочные книги о Петербурге, картины, фотографии города, его достопримечательностей.

Дети любят собирать  деревянные и бумажные конструкторы и пазлы о городе,  отвечать на вопросы викторин о Петербурге, играть в петербуржское домино и другие игры. Многие игры сделаны мною вместе с детьми своими руками. Ребята их очень ценят.

Очень  важное место в проекте занимает блокадная тематика. Вообще тема Великой Отечественной войны, несмотря на дошкольный возраст, интересует детей. И здесь главной задачей мне видится максимальная адаптация материала соответственно возрасту, чтобы все было понятно, наглядно и интересно воспитанникам. Только так мы, взрослые, сможем найти эмоциональный отклик в душах наших детей. Не стоит забывать, что почти каждая семья в Петербурге-Ленинграде прошла через блокадные годы, испытала лишения и потери. Восприятие истории блокадного Ленинграда через историю каждой петербуржско-ленинградской семьи,на примере своих родных прабабушек и прадедушек, к сожалению уже только по фотографиям и рассказам родителей, волнует большинство старших дошкольников. А когда я рассказываю и показываю дневник Тани Савичевой, у многих детей на глазах слезы. Дети сопереживают, переживают, эмоционально раскрываются, начинают понимать, что такое хорошо и плохо в контексте истории великой страны, великого города. Мы организуем небольшую выставку экспонатов по блокадной тематике – керосиновая лампа того времени, кусочек блокадного хлеба,

фотографии блокадного быта и т.п. Также я выставляю блокадные медали и ордена моей родной бабушки, жившей и работавшей в блокадном Ленинграде. Дети принимают все это очень близко к сердцу.

Обычно моим детям очень нравится рассматривать книги, наглядный материал о Петербурге, играть в ими же придуманные игры о петербуржских достопримечательностях «Ассоциации», «Узнай по силуэту», «Добавь то,чего не хватает», придумывать сказки о городе. Я записываю их  фантазии и затем мы все это оформляем в специальной газете. В группе проводятся творческие конкурсы ко многим памятным датам Петербурга, например, ко Дню снятия блокады Ленинграда, ко дню рождения города, ко Дню Великой Победы 9 мая.

Новым интересным для меня и для детей занятием является изготовление лэпбуков.

Когда тема лэпбука уже выбрана мною, часто вместе с ребятами, я составляю план расположения уже набранных материалов, советуюсь с детьми, как и где можно найти новую информацию, как отразить ее и где поместить в лэпбук, то есть мы прорабатываем макет лэпбука. Ребята любят создавать потайные конверты, кармашки, где прячутся ответы на различные вопросы, например, викторины о символах Петербурга, петербуржского математического задачника, петербуржской азбуки. Я использую подвижные элементы: съемные, на скрепках, на скотче, кнопках, веревочках, со сшитыми листочками. Это могут быть символы Санкт-Петербурга, его герб и флаг( в том числе в виде пазлов), петербуржские достопримечательности, реки и водоемы города, петербуржские странички(любая информация), петербуржские ассоциации, стихи, поговорки о Петербурге, мифические звери, охраняющие покой горожан, скульптура и памятники. Все приводится в движение с помощью ленточек, магнитов и многого другого. Главное – наша фантазия. В конверты и плоские коробочки вкладываются карточки с заданиями, предметные картинки, отвечающие на вопросы о Санкт-Петербурге, его культуре, архитектуре, истории, о замечательных людях, живших в городе на протяжении 3-х столетий, технологические карты для самостоятельного создания образов Петербурга: создай по силуэту, узнай по силуэту, отгадай загадку, собери пазлы, составь рассказ и т.п.

Кармашки в лэпбуке могут быть музыкальными, архитектурными, историческими, морскими, с тайнами города и даже юмористическими.

Дети любят составлять свои рассказики о Петербурге, его тайнах и чудесах, фантазировать. Я записываю эти рассказы на небольшие листочки и получается небольшая сшитая книжечка, созданная со слов ребят и помещенная также в лэпбук.

Таким образом, создание лэпбука – это особая форма организации и подачи учебного материала, сделанная мною с помощью детей и используемая ими в дальнейшем, это основа моей партнерской деятельности с детьми.

Кроме всего вышесказанного я использую в своей деятельности возможности интерактивной доски, позволяющей показать детям Санкт-Петербург во всей красоте. Это презентации, фильмы, слайды, анимация для более углубленного изучения петербуржской темы.

Таким образом, путем насыщения и обогащения предметно-развивающей среды по всем направлениям, я сначала формирую интерес детей к Петербургу и, как следствие этого интереса, их познавательную активность.

В конце учебного года я провожу открытое мероприятие, посвященное Санкт-Петербургу, с присутствием родителей, других педагогов, которое может быть представлено как викторина, путешествие, экскурсия или КВН с возможным участием Петра 1. Это своеобразный отчет Петру 1 о достижениях детей.

Для реализации проекта я должна  сделать подачу всего материала о Санкт-Петербурге максимально адаптированной,  интересной и понятной для всех детей, ничто не должно ограничивать их свободный доступ к заинтересовавшим альбомам, играм, книгам и т.п.

И конечным результатом своей работы я вижу подготовленность своих детей к школе, к первому классу, в основе которой лежит ознакомление с культурным и историческим наследием Санкт-Петербурга, приобщение детей к духу патриотизма, нравственное воспитание каждого ребенка.

Дети учатся идентифицировать себя через историю своей семьи, непосредственно связанной с историей родного города, своего Отечества, научиться чувствовать свою сопричастность к событиям минувших дней и настоящего времени. Заложить в душу каждого ребенка любовь к своей Родине, чувство гордости за нее – вот одна из моих главных задач. Именно в старший дошкольный возрастной период закладываются основные интересы детей, впоследствии углубляясь и расширяясь в школе. И начать формировать будущего гражданина и патриота России можно и нужно на примере изучения исторического и культурного наследия Санкт-Петербурга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание гражданина и патриота России"

В статье представлен опыт работы ГБДОУ № 8 Пушкинского района Санкт-Петербурга по реализации  познавательно-патриотического проекта "Святой благоверный Александр Невский", являющимся небесным пок...

Значение декоративно-прикладного искусства в формировании будущего гражданина России.

Значение декоративно-прикладного искусства в формировании будущего гражданина России...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ – ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА И ПАТРИОТА

В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом ...

Проект педагогической технологииТема: «Познавательное развитие и воспитание старших дошкольников через совместную работу ДОУ и семьи по знакомству с Санкт-Петербургом»

Проект предусматривает знакомство детей с Санкт-Петербургом  Разработан план НОД и продуктивно-художественной деятельности,а также работа с родителями...

Кластер по вебинару "Патриотическое воспитание – основа формирования личности гражданина и патриота"

Кластер - это схема-организатор текста, с выделением ключевых понятий. Кластер можно зарисовать на бумаге, либо сделать в текстовом или графическом редакторе.Уважаемые коллеги, представляю вашему вним...

Статья "ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА И ПАТРИОТА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ"

В наши дни Россия переживает сложные времена, а современное поколение детей и их родителей, безусловно являются свидетелями исторических событий. И задача нас, педагогов-дошкольников, с раннего детств...

Патриотическое воспитание ребенка как основа формирования будущего гражданина России

Как известно, любовь к Родине начинается с формирования уважительного отношения и любви к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви и привязанности к своему дому, у...