Занятие для детей старшего дошкольного возраста "Необычное в обычном"
план-конспект занятия (старшая группа)

Зыкова Ольга Александровна

Целью является знакомство детей с агрегатными состояниями веществ в неживой природе при использовании метода моделирования маленькими человечками (ММЧ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx27.18 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по формированию естественно – научных представлений

 у детей старшего дошкольного возраста:

«Необычное в обычном»

Цель: Знакомство детей с агрегатными состояниями веществ в неживой природе при использовании метода моделирования маленькими человечками (ММЧ).

Задачи:

Образовательные:

-  расширить представления детей о многообразии веществ неживой природы;

- дать представление о строении твердых, жидких и газообразных веществ на основе метода моделирования маленькими человечками (ММЧ);

- учить детей опытным путем определять агрегатное состояние окружающих веществ;

- учить детей моделировать объекты неживой природы;

Развивающие:

- развивать мышление и творческие способности детей;

- развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности;

- развитие любознательности и поддержка инициативы детей.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к познанию объектов и явлений неживой природы;

- воспитывать умение работать в коллективе.

Материалы и оборудование:

Технические средства обучения:

Ноутбук, проектор, колонки, презентация в Power Point «Капелька», мультфильм «Сказка о маленьких человечках».

Раздаточный материал:

Поднос, деревянный брусок, небольшой камень, стаканчики с водой и молоком, деревянная палочка, пустой полиэтиленовый пакет небольшого размера, трубочка для коктейля, салфетки, фартуки и нарукавники, раздаточные карточки с моделями «маленькие человечки» (все оборудование готовится индивидуально для каждого ребенка).

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас в  своей научной лаборатории. Давайте с вами познакомимся. Я – доктор Всезнайкин. А вас как зовут?

(Ответы детей).

Воспитатель: Очень приятно! Ребята, как вы думаете, а чем я здесь занимаюсь? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно! Я ставлю опыты и ищу ответы на разные вопросы. И сегодня я приглашаю вас превратиться в маленьких исследователей.

 (Дети проходят к стульчикам, одевают заранее приготовленные фартуки и нарукавники).

Прежде, чем начать наше исследование, познакомимся с правилами поведения в лаборатории:

1. Не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.

2. Приступать к выполнению опыта, только после объяснения.

Воспитатель: Запомнили правила?

Дети: Да.

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: Сегодня с самого утра я ищу ответ на вопрос: «Можно ли изобразить бутылку лимонада не пользуясь красками и карандашами на листе бумаги?». Вот вы – то, как раз мне и поможете!

(Слайд 1). Капелька:  Ой, ой, ой, а как же я? Меня забыли…

Воспитатель: Совсем забыла познакомить вас с моей помощницей  - Капелькой.

(Слайд 2). Капелька:  Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй, капелька!

(Слайд 3). Капелька:  Ребята, у меня для вас есть интересная сказка. Это сказка о маленьких человечках.

Воспитатель: Хотите послушать ее?

Дети: Да.

(Просмотр анимационного мультфильма: «Сказка о маленьких человечках»).

Жили-были маленькие человечки. Они были такие маленькие, что их никто не замечал. Им так стало обидно, что они начали топать ногами и кричать, но их все равно никто не видел. Тогда один из них предложил: «Давайте возьмемся за руки и пойдем из этой страны, где нас никто не замечает». Они крепко – крепко взялись за руки, и … произошло чудо! «Что это с нами случилось?». Посмотрите, какая большая гора, какой твердый камень. Они засмеялись и слегка держась за руки хотели идти, и вдруг с гор побежала вода. Им стало весело, они захлопали в ладоши. Стали бегать, прыгать и превратились в воздух, в запах маминых духов и дым над костром. И тогда маленькие человечки догадались. Если мы будем крепко - крепко держаться за руки, будем твердыми веществами. Если  будем слегка держаться за руки, то станем жидкостями. Если будем прыгать и бегать, то превратимся в газообразные вещества.

Воспитатель: Ребята, Вам понравилась сказка?

Дети: Да.

Воспитатель: А теперь, давайте изобразим маленьких человечков.

(Воспитатель предлагает детям встать близко друг к другу и крепко взяться под руки, изображая твердых человечков; слегка взяться за руки, изображая человечков жидкости и попрыгать и похлопать в ладоши, изображая газообразных человечков).

(Слайд 4). Капелька:  Ребята, у меня случилась беда. Все маленькие человечки разбежались, и я совсем запуталась, где они. Помогите, пожалуйста, мне их найти.

Воспитатель: Дети, поможем Капельке собрать маленьких человечков?

Дети: Да.

Воспитатель: Для этого проходите за столы и присаживайтесь.

Поисковая деятельность «Где какие маленькие человечки живут?»

Воспитатель: Перед вами поднос с различными материалами. Посмотрите внимательно, что на нем находится. Есть здесь твердые предметы? Найдите и назовите их.

Дети: Камень, деревянный брусок.

Воспитатель: Возьмите в руки камень. Попробуйте постучать, разломать его. Получается?

Дети: Нет.

Воспитатель: А теперь возьмите в руки деревянный брусок. Попробуйте постучать, разломать его. Получается у Вас это сделать?

Дети: Нет.

Воспитатель: Возьмите деревянную палочку и попробуйте проткнуть сначала камень, а затем деревянный брусок. Можно это сделать?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему?

Дети: Камень и деревянный брусок - твердые!

Воспитатель: Правильно! А если вещества твердые, значит в них живут дружные человечки, которые крепко-крепко держатся за руки!

Воспитатель: Покажите карточку с изображением твердого человечка.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы настоящие исследователи!

Воспитатель: А сейчас, возьмите два стаканчика с жидкостями. Как вы думаете, что это за жидкости?

Дети: Вода и молоко.

Воспитатель: Попробуйте проткнуть деревянной палочкой воду в стаканчике. Вы можете это сделать?

Дети: Да.

Воспитатель: А теперь проткните  палочкой молоко в стаканчике. Получается?

Дети: Да.

Воспитатель: Мы знаем, что в твердых веществах живут твердые маленькие человечки, тогда какие человечки живут в жидкостях?

Дети: Жидкие маленькие человечки.

Воспитатель: Палочка достаточно легко проходит через воду и молоко, потому что здесь живут не очень дружные человечки! Они хотя и держат друг за друга за руки, но не так крепко, как твердые. Поэтому мы смогли проткнуть палочкой и воду, и молоко.

Воспитатель: Как можно увидеть, что жидкие человечки двигаются? Можем мы изменить форму жидкости?

 (Дети должны сообразить, что нужно перелить воду из одного стакана в другой).

Воспитатель: Переливая жидкость из одного стаканчика в другой, мы видим, что жидкость принимает форму того сосуда, в котором находится. Значит,  жидкие человечки не такие послушные, как твердые. Поэтому жидкость не сохраняет свою форму.

Воспитатель: Покажите карточку с изображением жидкого человечка.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Как хорошо Вы мне сегодня помогаете!

Воспитатель: А как же нам найти третьих человечков? Где нам взять, например воздух?

 (Ответы детей, возможно, они скажут, что воздух вокруг нас).

Воспитатель: Воздух находится вокруг нас! Попробуйте подвигать руками. Мешает ли воздух нашим движениям?

Дети: Нет.

Воспитатель: Потому что в воздухе живут недружные человечки! Они  непослушные, постоянно двигаются, бегают и совсем не держатся за руки.

Воспитатель:  А сейчас, я предлагаю вам поймать воздух! Посмотрите внимательно на предметы-помощники, которые лежат на столе. Какой из них может помочь нам?

Дети: Мешочек.  

Воспитатель: Молодцы, ребята! Сколько человечков вы поймали!

Воспитатель: Если недружные маленькие человечки живут везде, тогда они живут и в воде. А в воде мы их можем увидеть?

Дети: Да.

Воспитатель: Есть ли у нас еще предметы, с помощью которых мы можем это сделать?

Дети: Да. Это соломинка для коктейля и стакан воды.

(Дети дуют через соломинку в стакан с водой).

Воспитатель: Эти пузырьки и есть воздух.

Покажите карточку с изображением газообразного человечка.

(Слайд 5). Капелька: Молодцы ребята! Спасибо за помощь. Вы – настоящие исследователи! А сейчас я предлагаю вам поиграть.

Физминутка «Игры маленьких человечков»

(Слайд 6). Капелька: Я буду называть вещества, а вы будете показывать, какие человечки в них живут. Но для этого, я превращаю Вас в маленьких человечков.

(Слайд 7). Капелька: Абракадабра!

(Слайд 8 - 13). Капелька: Камень, ручей, ветер, дерево, дым, дождь.

(Слайд 14). Капелька: Молодцы, ребята! Абракадабра!

Воспитатель: Вот и снова вы дети!

Дидактическая игра: «Разрезные картинки»

Воспитатель: Ребята пройдемте к мольбертам. Давайте разделимся на две группы и откроем волшебные коробочки. Что в них? Давайте соберем картинки. Что у вас получилось?

Дидактическое упражнение: «Покажи бутылку лимонада»

Воспитатель: Как мы можем изобразить бутылку лимонада не используя карандаши и краски?

Дети:  С помощью маленьких человечков.  

Воспитатель:  Бутылка сделана из чего?

Дети:  Из стекла.

Воспитатель:  Стекло - какое вещество?

Дети: Твердое.

Воспитатель:  Найдите нужную карточку.

Воспитатель: А лимонад - какое вещество?

Дети:  Жидкое.

Воспитатель: Найдите соответствующего человечка.

Воспитатель: А что еще есть в лимонаде? Это особенно видно, когда мы открываем бутылку.

Дети: Пузырьки газа.

Воспитатель:  Какой человечек остался?

Дети: Человечек газа.

(Дети, моделируют бутылку лимонада при помощи маленьких человечков).

Воспитатель: Молодцы ребята! Вот и закончилось наше исследование. Вам понравилось? С кем мы сегодня познакомились?

Дети: С маленькими человечками.

Воспитатель: Вы мне так помогли сегодня. Ведь не каждый сможет обозначить бутылку лимонада без красок и карандашей. А только те, кто побывал в нашей научной лаборатории. Сейчас нам надо снять фартуки и нарукавники. А в благодарность за вашу помощь мы с Капелькой приготовили для вас подарок.

(Слайд 15 - Подарок).

(Слайд 16). Капелька: До свидания, ребята!

Дети: До свидания!

Воспитатель: До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду "Жили-были...": знакомим детей с крестьянской избой и крестьянским бытом

Вашему вниманию предлагается конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду  в рамках программы развития творческого потенциала детей старшего дошкольного во...

Интегрированное развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с ОНР «Дары леса».

Представлен конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с ОНРс участием воспитателя и педагога- психолога....

Индивидуальное логопедическое занятие для детей с ОНР по автоматизации звука [с] с использованием ИКТ МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» РМ Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с

Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.Речевой материал - используемы...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста"Кот Леопольд в гостях у детей".

Конспект для детей старшего дошкольного возраста«Кот Леопольд в гостях у детей» Цель: заложение основ толерантности у старших дошкольников.Задачи:Образовательные:Способствовать формированию ...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "Зима. Обобщающее занятие"

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "Зима. Обобщающее занятие"...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "Осень. Обобщающее занятие"

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "Осень. Обобщающее занятие"...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Они, такие же, как и мы!» по ознакомлению с понятиями дети-инвалиды, дети с ОВЗ.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Они, такие же, как и мы!» по ознакомлению с понятиями дети-инвалиды, дети с ОВЗ.Задачи:• «Социально – ко...