Занятие по формированию естественно-научных представлений у детей старшего дошкольного возраста "Необычное в обычном"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Зыкова Ольга Александровна

Целью является знакомство детей с агрегатными состояниями веществ в неживой природе при использовании метода моделирования маленькими человечками (ММЧ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx27.18 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по формированию естественно – научных представлений

 у детей старшего дошкольного возраста:

«Необычное в обычном»

Цель: Знакомство детей с агрегатными состояниями веществ в неживой природе при использовании метода моделирования маленькими человечками (ММЧ).

Задачи:

Образовательные:

-  расширить представления детей о многообразии веществ неживой природы;

- дать представление о строении твердых, жидких и газообразных веществ на основе метода моделирования маленькими человечками (ММЧ);

- учить детей опытным путем определять агрегатное состояние окружающих веществ;

- учить детей моделировать объекты неживой природы;

Развивающие:

- развивать мышление и творческие способности детей;

- развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности;

- развитие любознательности и поддержка инициативы детей.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к познанию объектов и явлений неживой природы;

- воспитывать умение работать в коллективе.

Материалы и оборудование:

Технические средства обучения:

Ноутбук, проектор, колонки, презентация в Power Point «Капелька», мультфильм «Сказка о маленьких человечках».

Раздаточный материал:

Поднос, деревянный брусок, небольшой камень, стаканчики с водой и молоком, деревянная палочка, пустой полиэтиленовый пакет небольшого размера, трубочка для коктейля, салфетки, фартуки и нарукавники, раздаточные карточки с моделями «маленькие человечки» (все оборудование готовится индивидуально для каждого ребенка).

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас в  своей научной лаборатории. Давайте с вами познакомимся. Я – доктор Всезнайкин. А вас как зовут?

(Ответы детей).

Воспитатель: Очень приятно! Ребята, как вы думаете, а чем я здесь занимаюсь? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно! Я ставлю опыты и ищу ответы на разные вопросы. И сегодня я приглашаю вас превратиться в маленьких исследователей.

 (Дети проходят к стульчикам, одевают заранее приготовленные фартуки и нарукавники).

Прежде, чем начать наше исследование, познакомимся с правилами поведения в лаборатории:

1. Не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.

2. Приступать к выполнению опыта, только после объяснения.

Воспитатель: Запомнили правила?

Дети: Да.

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: Сегодня с самого утра я ищу ответ на вопрос: «Можно ли изобразить бутылку лимонада не пользуясь красками и карандашами на листе бумаги?». Вот вы – то, как раз мне и поможете!

(Слайд 1). Капелька:  Ой, ой, ой, а как же я? Меня забыли…

Воспитатель: Совсем забыла познакомить вас с моей помощницей  - Капелькой.

(Слайд 2). Капелька:  Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй, капелька!

(Слайд 3). Капелька:  Ребята, у меня для вас есть интересная сказка. Это сказка о маленьких человечках.

Воспитатель: Хотите послушать ее?

Дети: Да.

(Просмотр анимационного мультфильма: «Сказка о маленьких человечках»).

Жили-были маленькие человечки. Они были такие маленькие, что их никто не замечал. Им так стало обидно, что они начали топать ногами и кричать, но их все равно никто не видел. Тогда один из них предложил: «Давайте возьмемся за руки и пойдем из этой страны, где нас никто не замечает». Они крепко – крепко взялись за руки, и … произошло чудо! «Что это с нами случилось?». Посмотрите, какая большая гора, какой твердый камень. Они засмеялись и слегка держась за руки хотели идти, и вдруг с гор побежала вода. Им стало весело, они захлопали в ладоши. Стали бегать, прыгать и превратились в воздух, в запах маминых духов и дым над костром. И тогда маленькие человечки догадались. Если мы будем крепко - крепко держаться за руки, будем твердыми веществами. Если  будем слегка держаться за руки, то станем жидкостями. Если будем прыгать и бегать, то превратимся в газообразные вещества.

Воспитатель: Ребята, Вам понравилась сказка?

Дети: Да.

Воспитатель: А теперь, давайте изобразим маленьких человечков.

(Воспитатель предлагает детям встать близко друг к другу и крепко взяться под руки, изображая твердых человечков; слегка взяться за руки, изображая человечков жидкости и попрыгать и похлопать в ладоши, изображая газообразных человечков).

(Слайд 4). Капелька:  Ребята, у меня случилась беда. Все маленькие человечки разбежались, и я совсем запуталась, где они. Помогите, пожалуйста, мне их найти.

Воспитатель: Дети, поможем Капельке собрать маленьких человечков?

Дети: Да.

Воспитатель: Для этого проходите за столы и присаживайтесь.

Поисковая деятельность «Где какие маленькие человечки живут?»

Воспитатель: Перед вами поднос с различными материалами. Посмотрите внимательно, что на нем находится. Есть здесь твердые предметы? Найдите и назовите их.

Дети: Камень, деревянный брусок.

Воспитатель: Возьмите в руки камень. Попробуйте постучать, разломать его. Получается?

Дети: Нет.

Воспитатель: А теперь возьмите в руки деревянный брусок. Попробуйте постучать, разломать его. Получается у Вас это сделать?

Дети: Нет.

Воспитатель: Возьмите деревянную палочку и попробуйте проткнуть сначала камень, а затем деревянный брусок. Можно это сделать?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему?

Дети: Камень и деревянный брусок - твердые!

Воспитатель: Правильно! А если вещества твердые, значит в них живут дружные человечки, которые крепко-крепко держатся за руки!

Воспитатель: Покажите карточку с изображением твердого человечка.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы настоящие исследователи!

Воспитатель: А сейчас, возьмите два стаканчика с жидкостями. Как вы думаете, что это за жидкости?

Дети: Вода и молоко.

Воспитатель: Попробуйте проткнуть деревянной палочкой воду в стаканчике. Вы можете это сделать?

Дети: Да.

Воспитатель: А теперь проткните  палочкой молоко в стаканчике. Получается?

Дети: Да.

Воспитатель: Мы знаем, что в твердых веществах живут твердые маленькие человечки, тогда какие человечки живут в жидкостях?

Дети: Жидкие маленькие человечки.

Воспитатель: Палочка достаточно легко проходит через воду и молоко, потому что здесь живут не очень дружные человечки! Они хотя и держат друг за друга за руки, но не так крепко, как твердые. Поэтому мы смогли проткнуть палочкой и воду, и молоко.

Воспитатель: Как можно увидеть, что жидкие человечки двигаются? Можем мы изменить форму жидкости?

 (Дети должны сообразить, что нужно перелить воду из одного стакана в другой).

Воспитатель: Переливая жидкость из одного стаканчика в другой, мы видим, что жидкость принимает форму того сосуда, в котором находится. Значит,  жидкие человечки не такие послушные, как твердые. Поэтому жидкость не сохраняет свою форму.

Воспитатель: Покажите карточку с изображением жидкого человечка.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Как хорошо Вы мне сегодня помогаете!

Воспитатель: А как же нам найти третьих человечков? Где нам взять, например воздух?

 (Ответы детей, возможно, они скажут, что воздух вокруг нас).

Воспитатель: Воздух находится вокруг нас! Попробуйте подвигать руками. Мешает ли воздух нашим движениям?

Дети: Нет.

Воспитатель: Потому что в воздухе живут недружные человечки! Они  непослушные, постоянно двигаются, бегают и совсем не держатся за руки.

Воспитатель:  А сейчас, я предлагаю вам поймать воздух! Посмотрите внимательно на предметы-помощники, которые лежат на столе. Какой из них может помочь нам?

Дети: Мешочек.  

Воспитатель: Молодцы, ребята! Сколько человечков вы поймали!

Воспитатель: Если недружные маленькие человечки живут везде, тогда они живут и в воде. А в воде мы их можем увидеть?

Дети: Да.

Воспитатель: Есть ли у нас еще предметы, с помощью которых мы можем это сделать?

Дети: Да. Это соломинка для коктейля и стакан воды.

(Дети дуют через соломинку в стакан с водой).

Воспитатель: Эти пузырьки и есть воздух.

Покажите карточку с изображением газообразного человечка.

(Слайд 5). Капелька: Молодцы ребята! Спасибо за помощь. Вы – настоящие исследователи! А сейчас я предлагаю вам поиграть.

Физминутка «Игры маленьких человечков»

(Слайд 6). Капелька: Я буду называть вещества, а вы будете показывать, какие человечки в них живут. Но для этого, я превращаю Вас в маленьких человечков.

(Слайд 7). Капелька: Абракадабра!

(Слайд 8 - 13). Капелька: Камень, ручей, ветер, дерево, дым, дождь.

(Слайд 14). Капелька: Молодцы, ребята! Абракадабра!

Воспитатель: Вот и снова вы дети!

Дидактическая игра: «Разрезные картинки»

Воспитатель: Ребята пройдемте к мольбертам. Давайте разделимся на две группы и откроем волшебные коробочки. Что в них? Давайте соберем картинки. Что у вас получилось?

Дидактическое упражнение: «Покажи бутылку лимонада»

Воспитатель: Как мы можем изобразить бутылку лимонада не используя карандаши и краски?

Дети:  С помощью маленьких человечков.  

Воспитатель:  Бутылка сделана из чего?

Дети:  Из стекла.

Воспитатель:  Стекло - какое вещество?

Дети: Твердое.

Воспитатель:  Найдите нужную карточку.

Воспитатель: А лимонад - какое вещество?

Дети:  Жидкое.

Воспитатель: Найдите соответствующего человечка.

Воспитатель: А что еще есть в лимонаде? Это особенно видно, когда мы открываем бутылку.

Дети: Пузырьки газа.

Воспитатель:  Какой человечек остался?

Дети: Человечек газа.

(Дети, моделируют бутылку лимонада при помощи маленьких человечков).

Воспитатель: Молодцы ребята! Вот и закончилось наше исследование. Вам понравилось? С кем мы сегодня познакомились?

Дети: С маленькими человечками.

Воспитатель: Вы мне так помогли сегодня. Ведь не каждый сможет обозначить бутылку лимонада без красок и карандашей. А только те, кто побывал в нашей научной лаборатории. Сейчас нам надо снять фартуки и нарукавники. А в благодарность за вашу помощь мы с Капелькой приготовили для вас подарок.

(Слайд 15 - Подарок).

(Слайд 16). Капелька: До свидания, ребята!

Дети: До свидания!

Воспитатель: До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста «Теремок для цифр»

Задачи:1)    Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; закрепить знания детей: счёт в пределах 10 (количество и порядок): о геометрических фигурах, на...

Занятие¬ по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста: Путешествие с Незнайкой!»

Занятие­ по формированиюэлементарных математическихпредставлений удетей старшего дошкольного возраста:Путешествие  с Незнайкой!»...

Конспект занятия по формированию элементарных количественных представлений для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Тема: "Сравнение"

Вид занятия: формирование элементарных количественных представлений.Тип занятия: подгрупповое.Тема занятия: «Сравнение».Цель занятия: Закрепление понятий о равенстве и неравенстве совокупн...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста "Мы солдаты" ( День Защитника Отечества)

Цель:Создание условий для развития познавательной активности детей через игровую деятельность, решение проблемно-поисковых задач....

Занятие по формированию элементарны математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Занятие по формированию элементарны математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста...

Интерактивное занятие по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста "В гостях у робота Цифрона"

Цель: Содействие усвоению детьми математических представлений о числах и цифрах в пределах первого десятка.Задачи: Формировать представления детей о числах и цифрах от 1-9, их последовательности в чис...