Конспект НОД «Сказка о белочке и ее горе»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Симчук Ирина Васильевна

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми  6-7 лет с ТНР

«Сказка о белочке и ее горе»

 (адаптация программы Э.М.Шакировой «Сказковитаминки» к работе с детьми с ТНР)

Разработала:    воспитатель Симчук И.В.

Задачи.

Развивать умение сопереживать попавшим в беду, прощать, делиться тем, что имеешь, не быть жадным, помогать, попавшим в беду.

Вызвать у детей положительный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу, умение импровизировать.

Развивать чувство эмпатии, слуховое восприятие, слуховую память, аналитические функции мышления, образной выразительной речи.

 

 

Ход занятия

1 этап. Организационный. Формировать положительную эмоциональную атмосферу и настрой на работу.

Дети, давайте поприветствуем друг друга, взявшись за руки. Передаем по цепочке слова «здравствуй» вместе с этим осторожно и пожимаем руку и передаем свое хорошее настроение и добрые пожелания.

2 этап. Мотивационный. Активизировать внимание. Создавать мотивы активного восприятия и анализа сказки.

- Нас сегодня ждет встреча с очень интересной и доброй сказкой. О ком же она?

Кто загадку угадает, в гости к сказке попадает.

Рыжая, пушистая. По деревьям скачет. Шишки собирает.

Правильно. Мы сегодня продолжим путешествие в сказку «О белочке и ее горе».

Ведь мы потом будем говорить обо всем, что вы сможете понять и запомнить.  

 

3 этап. Основной.

Давайте вместе вспомним  сказку. С чего начинается сказка? (Белка сделала на зиму припасы)

Какие припасы она спрятала в дупле? (Грибы, орехи, шишки)

*Пальчиковая гимнастика «Грибы».

Топ-топ – пять шагов («шагают» пальчиками)

В туесочке пять грибов.

Мухомор красный – гриб опасный (сгибают и разгибают кулачки)

А второй – лисичка, рыжая косичка.

Третий гриб – волнушка, розовое ушко.

А четвертых гриб – сморчок, бородатый старичок.

Пятый гриб – белый ешь его смело. (На каждое двустишье разгибают по одному пальцу)

*Упражнение для мелкой моторики «Орехи» (дети удерживают грецкий орех поочередно между пальцами:указательный и средний, средний и безымянный, безымянный и мизинец. Дети кладут ладонь на бедро и перекатывают орех по пальцам руки. Вращают орех между ладонями, постепенно увеличивая нажим и темп)

-Что чувствуют ваши ладони и пальцы? Давайте немного охладим их, подуем на них.

*Упражнение для мелкой моторики «Шишки» (сжимают и разжимают в каждой ладони шишку).

-Что чувствуют ваши ладони и пальцы? Давайте немного охладим их, подуем на них.

 

- Кто нуждался в помощи белки? (заяц, синичка, ежик)

Сначала мимо бежал зайчик.

*Упражнение «Изобрази меня» - «Заяц» (развитие мимики и пантомимики)

Волшебной палочкой взмахну и в зайцев вас превращу. Представьте, что вы зайцы, вам весело, вы резвитесь на полянке, вдруг вы почувствовали приближение волка, прислушались, насторожились, испугались и замерли каждый под своим кустиком….Зайчик устал и проголодался, попросил у белочки подкрепиться. Как он это сделал, покажите.

*Упражнение  «Ежик-чистюля» (развитие воображения, пантомимических навыков,

                                             Ёж пыхтит и морщится:

                                             -Что я вам уборщица?

                                              Лес никак не уберу!

                                              Соблюдайте чистоту!

Дети разбиваются по желанию на пары и проигрывают эту мини-сценку.

 

 *Упражнение c мячиками-ежиками (нестандартное оборудование) «Колючий ёжик»

Катится колючий ёжик,                 

Нет ни головы ни ножек.    

Шарик между ладошками вперед, назад         

По ладошки бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.  

Шарик между ладошками круговые движения по ладони.

Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.  

Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.

Движения по пальцам правой руки, затем левой.

Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!     Пускаем по столу и ловим подушечками пальцев

После «колючих» упражнений дети мягко и нежно поглаживают кисти рук.

*Упражнение «Назовите все колючее» (колючая елка, колючий куст, колючие иголки сосны, колючий шарф, свитер колючий….)

- А можно сказать «колючий человек» или «колючие глаза»? Про какого человека так можно сказать? (недоброго, злого, жесткого, угрюмого…)

Изобразите такого человека

*Упражнение «Колючий человек» (дети при помощи мимики и движений показывают «колючего человека»). Взрослый дотрагивается до кого-то из детей и ребенок должен отреагировать на это, как «колючий человек»

- Но в нашей сказке ежик был очень добрый, вспомните, как его обидела белочка?

*Упражнение «Печаль Ежика». Круговыми движениями ладони дети мягко гладят себя по груди, успокаивают. Лица печальные, глаза грустные, уголки губ опущены.

*Упражнение c мячиками-ежиками «Птички-синички»

 Птичка веток набрала. (2 раза)  

Дети касаются мячиком каждого пальца правой, затем левой руки.                                             

Крепко гнездышко свила,                         

И снесла яичко                                              

Умница-синичка.

Сводят обе ладони «гнездышком» вместе с мячиком («яичком»)

Яичко покатай,

Но из рук не выпускай.

Очень хрупкое оно,

Так у птиц заведено.

Катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.

 

- Почему белка не помогла зайцу, ежу и синичке?

- Какое горе случилось с самой белочкой? (Сильный ветер унес припасы)

* Дыхательная гимнастика «Слабый и сильный ветерки». Дети дуют на перышки с разной силой.

*Мини-этюды «Диалог зайца и белочки», «Диалог ежа и белочки», «Диалог синички и белочки» (по тексту сказки).

*Беседа.

-Почему все помогли белке, ведь она обидела зайца, синичку и ежика?

-Кто в этой сказке умеет помогать, попавшим в беду?

- А кто не захотел помочь?

-Какими вы бы назвали ежика, зайца и синичку?

-Добрая ли здесь белочка?

- Как выдумаете, изменится ли она?

 

             4 этап. Драматизация сказки.

-Как мы сегодня пойдем в гости к сказке, чтобы с нею поиграть?

-Давайте послушаем музыку леса (диск «Голоса природы») и пойдем в сказку пешком. Идем, перешагиваем через лужицы, прыгаем с кочки на кочку, тянемся к верхушкам деревьев, нюхаем цветы, наклоняемся, собираем ягоды и грибы. Ну вот, мы вышли на заветную полянку. Здесь живет наша сказка.

Игра- драматизация .

Вернуться домой нам поможет  сказочный цветок. Вставай те близко друг к другу. Сейчас я прикоснусь к каждому из вас сказочным цветком.

 

5 этап. Рефлексия

- Приятно ли быть рядом с теми, кто жадничает?

- Всегда ли вы делитесь с тем, у кого нет красивых игрушек, вкусной еды?

-Что вы чувствуете, когда с кем-нибудь поделились игрушкой, лакомством?

              - Значит, быть добрым - приятно.

-Чему хочет нас научить эта сказка?

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого занятия по сказке К.И Чуковского "Федорино горе"

В материале представлен план-конспект  занятия по сказке "Федорино горе" с использованием театрализованной деятельности для детей среднего дошкольного возраста...

конспект Драматизация сказки К.Чуковского "Федорино горе"

Драматизация сказки К. Чуковского   «Федорино горе»...

Конспект открытого занятия на тему: " Посуда" по мотивам сказки К.И. Чуковского " Федорино горе"

Тема: «Посуда» Программное содержание: уточнить с детьми название посуды, уметь называть и различать кухонную, столовую, чайную посуду. Уметь называть части посуды, внешние признаки. ...

Конспект театрализованной игры по сказке К.И. Чуковского "Федорино Горе"

В данной публикации представлен конспект театрализованной игры для подготовительной группы...