Конспект по развитию речи "Посуда" по сказке К.И Чуковского "Федорино горе"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Никифорова Наталья Петровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_posuda_po_skazke_fedorino_gore.docx27.68 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ АКТИВИЗИРУЮЩЕГО ОБЩЕНИЯ

для детей среднего дошкольного возраста

«Поможем бабушке Федоре»

Образовательные задачи:

  1. Уточнить и расширить словарь по теме «Посуда»
  2. Развивать умение составлять загадки-описания по образцу со зрительной опорой.
  3. Совершенствовать грамматический строй речи.

Развивающие задачи:

  1. Развивать мышление, речевой слух, зрительное внимание, мелкую и общую моторику, ориентацию в пространстве.
  2. Формировать навыки сотрудничества, ответственного отношения к выполнению задания, самостоятельности, инициативности.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать бережное отношение к посуде, желание содержать посуду в чистоте.
  2. Формировать желание помочь Федоре, попавшей в беду.

Словарная работа тарелка, вилка, ложка, чашка, блюдце, кастрюля, сковородка, чайник, стакан; мыть, вытирать, разбивать, пить, есть, жарить, кипятить; круглая, маленькая, большая, красная, желтая, зеленая, синяя; тарелочка, кастрюлька, блюдечко, ложечка, вилочка, кружечка, самовар.

Форма проведения — игровая обучающая ситуация.

Материалы и оборудование картинка-загадка стрелки, конверты с разрезными картинками и предметные картинки к ним, картинки с изображениями посуды, «дерево с посудой», макет шкафа для посуды, самовар на небольшом табурете-подставке с салфетками, плоскостное изображение тарелок с кашей, магазин-витрина с предметами посуды, набор красивой посуды от Федоры (сюрприз), костюм бабушки Федоры.

Ход ИОС:

Дети стоят в кругу.

Логопед: Постарается Андрюша,

Меня увидит Ксюша,

Ушки слышат у Олежки,

У Леры, Димы тоже,

Костенька со мной играет,

Даша знания закрепляет. Поднимите руки выше,

Кто имен своих не слышал.

Дети, чьи имена не прозвучали в речевке, поднимают руки и по очереди называют свои имена, а также свои пожелания к будущей деятельности.

Логопед: Запоминает наша голова важные поступки и умные

слова.

Дети гладят себя по голове. Слушаем внимательно...

Подносят руки к ушам.

Смотрим обязательно.

Подносят руки к глазам.

Взрослых не перебиваем...

Грозят указательным пальцем. Знаний много получаем.

Сжимают и разжимают пальцы на обеих руках.

Логопед: Ребята, хотите отправиться в путешествие?

Дети. Хотим!

Логопед: А вот куда мы с вами отправимся, вы узнаете, если назовете предметы, которые здесь у меня на картинке спрятались.

Дети рассматривают картинку- загадку с изображениями нескольких наложенных друг на друга предметов, например: кастрюля, чайник, чашка, блюдце.

Логопед: А как можно назвать эти предметы одним словом?

Дети. Посуда.

Логопед: Как вы думаете, куда мы сегодня отправимся в путешествие?

Предположения детей.

Логопед: Мы сегодня отправимся с вами в удивительное путешествие по стране, которой нет ни на одной карте. Это Страна Посуды. Нас ждут неожиданные встречи, интересные задания, игры- приключения. (Обнимает детей, ласково приговаривая) Я ребяток собираю, в путь-дорожку приглашаю. Не заблудиться нам в нашем путешествии помогут стрелочки, которые вы видите на полу Они укажут нам направление, куда путь держать. Будьте внимательны, не отставайте, но и не бегите вперед. В незнакомом месте лучше держаться всем вместе.

Дети с педагогом делают несколько шагов по направлению стрелок и останавливаются перед самоваром, который стоит на табурете

Логопед: А на белой табуреточке,

Да на вышитой салфеточке. Самовар стоит,

Словно жар горит,

Ребята, а кто помнит загадку о самоваре?

Дети (построчно или хором).

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела. Пейте чай, вода вскипела!

Логопед:  В таком нелегком путешествии нам придется много говорить, поэтому наш язычок должен хорошо работать. Поможем ему: проговорим загадку, сделаем зарядку и пойдем дальше.

(Дети еще раз повторяют загадку, четко проговаривая каждое слово. Логопед предлагает продолжить путешествие. Дети идут по направлению стрелочек до «дерева» на ветках которого вместо плодов висит игрушечная посуда.

Логопед: Чудо-дерево растет, Чудо-чудо-чудное,

Расчудесное!

Не листочки на нем,

Не цветочки на нем,

А ложечки да чашки,

Поварешки на нем!

-Дети, а что еще вы видите на этом чудесном дереве?

(Дети перечисляют предметы посуды).

Логопед: Как вы назовете одним словом все эти предметы?

Дети. Посуда.

Логопед: Посмотрите внимательно на дерево, найдите предметы посуды маленького размера и назовите их ласково.

Все готовы, ребятишки?

И девчонки, и мальчишки?

Игру мы дружно начинаем, Посуду ласково называем.

Игра «Назови ласково»        

Дети выбирают любой предмет посуды и называют его ласково: тарелочка, ложечка, кастрюлечка, блюдечко, вилочка, кружечка и т.д.

Логопед: Молодцы, ребятки! Быстро и дружно вы справились с моим заданием! А теперь на минутку закройте глазки и сосчитайте до пяти.

(Пока дети считают, закрыв глаза, логопед развешивает на «дереве» игрушки: яблоко, морковь, волка, свинью, булочку. Потом предлагает детям открыть глаза и внимательно посмотреть, что нового появилось на дереве).

Игра «Что лишнее?»        

Ребенок называет лишний предмет и объясняет свой выбор, например: «Яблоко лишнее, это фрукт. А все остальное — посуда».

Логопед: Продолжим наше путешествие.

Мы оказались на лесной полянке. Но что это? (Обращает внимание детей на разбросанные картинки с изображениями посуды. Дети рассматривают их. Появляется Федора.)

Федора (поет).

Ой-ой-ой, ой-ой-ой!

Вы в канаву упадете,

Воротитеся домой!

Вы утонете в болоте!

Ой, вы бедные сиротки мои,

Не ходите, погодите,

Утюги и сковородки мои, Воротитеся домой!

Педагог Дети, вы узнали, кто это?

Дети. Это бабушка Федора.

Федора: Здравствуйте, ребята! (Дети отвечают на приветствие.) Вы меня узнали?

Дети. Да.

Федора: Знаете, из какой сказки я пришла?

Дети. Из сказки «Федорино горе».

Логопед уточняет у детей, помнят ли они автора этой поучительной сказочной истории. При необходимости взрослый называет сам — Корней Иванович Чуковский.

Федора: Знаете, какое у меня горе?

Дети. Убежала посуда.

Федора. А почему вся посуда убежала от меня?

Дети. Не любила, била, запылила, закоптила, загубила.

Логопед:  Ах ты несчастная Федора!

Федора (плачет). Что же мне теперь делать?

Логопед: Ребята, подскажите Федоре, как надо ухаживать за посудой.

Дети Посуду надо мыть, чистить, вытирать, не бить, беречь, сушить.

Федора

-Ох, не буду, ох, не буду Я посуду обижать.

Буду, буду я посуду И любить, и уважать.

Помогите мне, ребятки, поухаживать за ней!

Дети поднимают картинки

Логопед: Мы почистим тебя песочком, Окатим тебя кипяточком, Вытрем тебя полотенчиком. И ты будешь опять. Словно солнышко сиять!

Дети имитируют мытье посуды.

Федора. Вот так чудеса! Я и не знала, что за посудой так нужно ухаживать. По- могите мне, ребята, вернуть посуду домой.

Дети вместе с педагогом «расставляют посуду в шкаф» — макет

Логопед: Куда поставим чашку, блюдце, сахарницу, чайник?

Дети. На первую полочку.

Логопед: Тарелки?

Дети. На вторую полочку.

Логопед: А где будут храниться кастрюля, сковородки, чайник?

Дети. На третьей полочке.

Логопед: Молодцы, ребята, быстро навели порядок в шкафу! У каждого предмета, вещи должно быть в доме свое место, Федора.

Федора Спасибо, ребята, за помощь. А теперь загадаю вам загадки:

-Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)

-Сделаны они из стекла, предназначены для чая, сока, молока. (Стаканы.)

-На огне я стою, еду вкусную варю. (Кастрюля.)

-Из горячего колодца через нос водица льется. (Чайник)

Молодцы! Все загадки отгадали!

Логопед: Ребята, но чтобы посуде было хорошо у Федоры, давайте сядем и расскажем, что мы знаем о посуде. Садись, Федора, послушай.

На столах — картинки с изображениями посуды. Дети называют посуду, изображенную на картинках, рассказывают, из каких она частей состоит и для чего предназначена.

Федора (уточняет). Кружка нужна для того, чтобы из нее... (пить чай). Сковорода нужна для того, чтобы на ней... (жарить котлеты). Кастрюля нужна для того, чтобы в ней... (варить суп). Чайник нужен для того, чтобы в нем... (кипятить воду, заваривать чай).

Федора благодарит детей за подсказки и предлагает конверты с «разбитой посудой».

Игра «Разбитые чашки»        

Федора. Посмотрите, какие красивые чашки у меня на этих картинках, а в конвертах — такие же чашки, но разбитые. Помогите мне их склеить: сложите части правильно.

Дети выполняют задание, Федора понарошку угощает их кашей.

Игра «Горячая каша»

Федора: Посмотрите, какая каша в тарелках! Она горячая, над ней поднимается пар. Возьмите тарелочку с кашей так, чтобы пар был перед вашими губами. По моей команде вы сделаете вдох и подуете на пар, вытянув губы трубочкой. Не раздувайте щек!

Тарелка должна находиться на расстоянии не более 10 см от губ ребенка; игру повторить 2—3 раза.

Федора Ребята, одна часть посуды у меня разбилась, другая — в лесу заблудилась. Подскажите, а где можно купить посуду?

Ответы детей.

Логопед: Дети, давайте мы продолжим наше путешествие и возьмем Федору с собой. Познакомим ее с магазином.

Дети идут по стрелочкам дальше. Подходят к «витрине».

Игра «Магазин посуды»

Дети выступают, в роли покупателей, а логопед — в роли продавца

Логопед:Для того чтобы продавец понял, что вы хотите купить, нужно рассказать о любом предмете посуды, не называя его.

Федора. Можно, я первая куплю? Она белая, круглая. На ней нарисованы цветочки. Из нее едят суп. Что я хочу купить, дети?

Дети: Тарелку!

Логопед: Молодец, Федора! Ты правильно составила загадку, и ребята молодцы — отгадали ее. И мне, продавцу, было понятно, что ты хотела купить.

Логопед подает Федоре тарелку, она кладет ее в сумку. Аналогично составляют загадки все дети. Федора благодарит детей, прощается и уносит сумку с посудой «домой».

Логопед:  Дорогие ребята, наше путешествие закончилось, и нам нужно отправляться домой. Вам понравилось путешествие? А что вам понравилось?

Ответы детей.

Логопед: Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать. Вы молодцы, замечательно справились с заданиями, были внимательными, помогли Федоре, попавшей в беду, научили ее пользоваться посудой.

Возвращается Федора и еще раз благодарит детей за помощь.

Федора Дети, я приготовила вам сюрприз (показывает набор красивой посуды). Что это?

Дети Посуда.

Дети благодарят Федору за сюрприз, прощаются и «возвращаются» в группу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого занятия по сказке К.И Чуковского "Федорино горе"

В материале представлен план-конспект  занятия по сказке "Федорино горе" с использованием театрализованной деятельности для детей среднего дошкольного возраста...

Конспект по развитию речи "Сказка о Снежной Королеве и солнечном лучике"

Программное содержание: Продолжать знакомить детей с понятием «ресурсы». Поупражнять в составлении характеристики места действия, используя образные сравнения. Продолжать развивать умение сочинять ска...

Конспект по развитию речи сказка "Репка"

Задачи:1. Развивать творческую активность, артистическую способность, развивать двигательное моделирование;2. Учить пересказывать и  обыгрывать русскую народную сказку «Репка» ...

Конспект по развитию речи "Сказка за сказкой"

Продолжать способствовать формированию интереса к литературным произведениям....

Конспект открытого занятия по речевому развитию .Чтение сказки К.И.Чуковского "Федорино горе"

Конспект занятия по речевоме развитию. Продолжаем знакомить детей со сказками К.И.Чуковского. Закрепление видов посуды в д.игре....

Конспект по развитию речи "Сказка на новый лад".

Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие»   в подготовительной группе....