Конспект НОД «Сказка о светлячке»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Симчук Ирина Васильевна

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми  6-7 лет с ТНР

 «Сказка о светлячке»

(адаптация программы Э.М.Шакировой «Сказковитаминки» к работе с детьми с ТНР)

Разработала:    воспитатель Симчук И.В.

Задачи.

Развивать заботливое отношение к окружающим,  умение сопереживать, потребность помогать, попавшим в беду.

Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость.

Вызвать у детей положительный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу, умение импровизировать.

Развивать чувство эмпатии, слуховое восприятие, слуховую память, аналитические функции мышления, образной выразительной речи.

Ход занятия

1 этап. Организационный.  Прошла неделя день за днем,

                                                   И снова в сказку мы пойдем!

2 этап. Мотивационный.

 

Давайте посмотрим, какие загадки  нам приготовила волшебная шкатулка.

Игра «Угадай, что в ларце». Дети по желанию загадывают загадки по картинке (мышь, лягушка, колокольчик, светлячок), остальные ребята угадывают героя сказки.

Как называется сказка из которой пришли герои?

 

 

3 этап. Основной. Давайте вместе вспомним  сказку «О колокольчике и светлячке».       

С чего она начинается?  (Во ржи, на кромке поля, цвел бирюзовый колокольчик)

Волшебной палочкой взмахну и в цветок вас превращу. Представьте, что вы колокольчики.

1.Упражнение  «Цветок». Ладони вместе – «стебелек», Раздвигают центральные части ладоней – «бутон», пальцы веером – «цветок распускается». Раскрытый цветок подержать, ощутить напряжение в пальцах рук, потрясти и расслабить руки. 3-4 раза.

- Какое настроение сейчас у Колокольчика?

 

 -Что потом случилось с колокольчиком? (По дороге шел человек. В руке у него былы палка, он просто так ударил по ножке колокольчика палкой, ножка цветка подломилась у корня, и он поник. Потом он совсем упал на дорогу)

- Что почувствовал колокольчик в этот момент? (испуг, боль, огорчение, печаль)

- Покажите состояние цветка  мимикой и движениями (испуг – боль).

 

2.Упражнение  «Цветок испугался и поник».

-Кто первый увидел колокольчик? (Бежала по дороге мышка)

Волшебной палочкой взмахну и в мышек я вас превращу. Представьте, что вы мышки, подумайте куда бежит каждая из мышек, какой у нее характер.

 

3.Упражнение  «Мыши» (под музыку/бубен). «Мыши» быстро бегают во всех направлениях мелкими шажками, «лапки» перед грудью, «шевелят усами» (верхняя губа вправо-влево). Музыка останавливается – мыши замирают.2-3 раза.

-Куда ты мышка бежала? Как вы думаете, какой у нее характер?

- А ты мышка куда спешила? Какой у этой мышки норов/характер?

- О чем думала твоя мышка? Какая она по характеру?

Вот подошла мышка к цветку. Как вы думаете, что скажет каждая из ваших мышек?

 

4.Диалог мышки и цветка

-Мышка, помоги мне! (воспитатель)

-Вот еще, я спешу, а ты тут развалился на дороге!(дети –свои варианты)

Рефлексия: Какой м.б. мышка по характеру? (хозяйственная, суетливая, заботливая, трусиха…)

 

- Колокольчик очень хотел пить, у него болела ножка. Кто же следующий оказался рядом? (лягушка)

- Волшебной палочкой взмахну и в лягушек вас я превращу. Представьте, что вы лягушки.

 

5.Упражнение  «Лягушата». Сядьте на корточки в позу лягушки: колени в стороны, ладони перед собой в пол. «Лягушата» широко улыбаются губами, глаза широко раскрыты. Расслабьте глаза…веки…щеки…губы. (Повтор 2-4 раза).

 

6. Упражнение «Лягушачий концерт».  - Завели лягушки песню, послушайте ритм: КВА-ква- ква.

В позе расслабления хлопки с одновременным кваканием: КВА-ква- ква, КВА-ква- ква, КВА-ква- ква. (с увеличением темпа)

-Давайте вспомним разговор лягушки и цветка в нашей сказке.

 

7.Диалог лягушки и цветка (дети)

Лягушка - Ква, что ты лежишь, Колокольчик?

Колокольчик - У меня сломана ножка, и я очень хочу пить.

Лягушка - Да пить сейчас все хотят, жарко. Я скоро доскачу до своей лужи, уж напьюсь, сколько хочу,- и ускакала.

Рефлексия: Что вы можете сказать о лягушке, какая она?

 

7. – Все оказались, но кто же помог колокольчику? (светлячок) Что он сказал, когда увидел бедного Колокольчика?

-Милый мой Колокольчик, что с тобой случилось?

Попробуйте спросить изобразив, как он выражает сочувствие.

- Как светлячок помог колокольчику? Светлячок побежал к озерцу. Это для светлячка было озерцо, на самом деле, водоем был большой луже. Светлячок набрал полный рот воды и побежал к колокольчику, обрызгал ему корешки водой и вновь побежал к озерцу. Он нашел по пути скорлупу от ореха, взгромоздил ее себе на спину и стал носить воду и в ней, и во рту.

 

8.Игра «Принеси воды для колокольчика».

- Представьте себе, что этот таз- лужица, а вы – светлячки. Нужно кукольной ложечкой полить наш любимый цветок. Он очень хочет пить, посмотрите, какая сухая у него земля.

- Как вы думаете, что чувствовал светлячок, когда носил воду для цветка?

- Легко ли было светлячку помогать колокольчику? (Светлячок теперь едва дышал, он так устал, что не мог удержаться на ногах, он свалился рядом с Колокольчиком)

- Какими словами колокольчик благодарил светлячка? (-Ты спас меня, мой добрый светлячок, спасибо тебе).

9.Упражнение  «Колокольчик и светлячок».

Ночью, когда Светлячок спал, колокольчик укрыл его своими листьями. Вот наступило утро. Прошел тихий, нежный дождик. Колокольчик совсем ожил, усталый светлячок все еще спал. Ему было тепло и спокойно в объятьях листьев. Но вот он выспался, встряхнулся, встал пред Колокольчиком, бодрый и веселый.

 

10.Диалог колокольчика и светлячка

-Ну, как ты, Колокольчик?

-Лучше, но ножка еще болит.

-Сейчас, Колокольчик, я помогу тебе подняться.

 Он стал приподнимать головку Колокольчика, и цветок потихоньку встал.

 

11.Упражнение  «Колокольчик радуется» -Я снова стою!!!

*Какие слова говорил Колокольчик Светлячку в конце сказки? Почему Светлячку дали такое имя?- -Светлый ты мой друг! Светлая и добрая твоя душа! Не зря тебе дали такое имя, Светлячок!

 

4. Игра-драматизация. Превращения с помощью волшебной палочки.    

-Я немного покружусь и в (героя) превращусь  Дети распределяют роли, договариваясь друг с другом (или с помощью лотереи), драматизируют сказку.

Пора возвращаться домой. Надо снова стать людьми. Повторяйте за мной сказочные слова:

-Я немного покружусь, в человека превращусь. А теперь я к каждому из вас прикоснусь волшебной палочкой и мы все вместе окажемся  у себя в детском саду.

5.Беседа- анализ. Присядьте на стулья.

-Легко ли было светлячку помогать колокольчику? У кого другое мнение?

- Что помогло ему справиться в трудную минуту?

-Случалось ли вам помогать попавшим в беду?

-Как вы оцениваете поступок лягушки и мышки? Когда ты играл (лягушку и мышку), какие чувства испытывал к своему герою? Можно ли переделать сказку так, чтобы все герои сказки были добрыми и отзывчивыми? Как?

-Чему хочет нас научить эта сказка?

 

 Предлагаю рассказать эту историю родителям, но уже на новый лад.

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект экскурсии «Сказка открывает двери». Гришина Марина Владимировна, воспитатель МБДОУ д/с "Сказка"

Цель: познакомить с детским садом «Сказка».Сказка двери открывает в гости всех вас приглашает.На 5 лет дети и родители приобретают новый дом, этот дом - наш детский сад. В своем доме вы зн...

Конспект драматизации сказки в подготовительной группе по сказке Виталия Бианки «Теремок»

Конспект драматизации сказки в подготовительной группе по сказке Виталия Бианки «Теремок» Образовательные области «Познание», «Чтение художественной литература», &l...

Конспект занятия "На одежде светлячок – безопасный маячок»

Конспект занятия по ОБЖ в рамках акции «На одежде светлячок – безопасный маячок»группа общеразвивающей направленности от 6 до 8 летМахиянова Л.Г., воспитательЦель: Совершенствов...

Сказка математические приключения Мальвины и Буратино. Конспект "Математическая сказка" план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СКАЗКАМатематическая сказка как средство познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.Математика – это одна из сфер культуры, взаимодействие с которой способств...