Среднесрочный проект "Осень, осень, в гости просим"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Роенко Ирина Федоровна

Огромную роль в образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность детей в природных условиях, что, в свою очередь, способствует развитию у них любознательности. Одно из определений любознательности в «Словаре по общественным наукам» Глоссарий.ру звучит, как «активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям», и задача педагогов развивать этот «активный интерес».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_osen-osen.doc158.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Причулымский детский сад

Проект для старшей разновозрастной группы

На тему: «Осень, осень, в гости просим»

Разработала:                                воспитатель     Роенко Ирина Федоровна

           

Причулымский, 2018

Содержание

Введение……………………………………………………………………..

 3

Содержание проекта................……………………………………………

 3

  1. Краткое описание проекта………………………………….
  2. Рабочий план реализации проекта………………………….

3

9

Заключение………………………………………………………………..

19

Литература………………………………………………………………….

20

Приложение………………………………………………………………….

 22


Введение

Огромную роль в образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность детей в природных условиях, что, в свою очередь, способствует развитию у них любознательности. Одно из определений любознательности в «Словаре по общественным наукам» Глоссарий.ру звучит, как «активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям», и задача педагогов развивать этот «активный интерес».

Образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие окружающего мира: деревьев, трав, закатов, рассветов, через прямой контакт ребенка с природой.

В любом городе, поселке есть интересные для наблюдений природные объекты. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности - это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения.

В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста я решила использовать метод проектной деятельности с целью развития у них интереса к изучению природы, так как этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к анализу, синтезу, самооценке, а также стремлением детей к совместной деятельности.

Проект «Осень, осень, в гости просим» направлен на изучение природы во всех её проявлениях в осенний период времени.

Знания, полученные детьми на занятиях, помогут им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, проводить собственные исследования, обобщать материал, способствовать формированию грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.

Краткое описание проекта

Название проекта: «Осень, осень, в гости просим».

Разработчик: Роенко Ирина Федоровна, МКДОУ «Причулымский детский сад», Красноярский край, Ачинский район, поселок Причулымский.

Используемые методы: художественное творчество, познание, наблюдение, коммуникация, речевое развитие.

Методология: методологическим основанием данного проекта являются работы Каменевой Л.А., Кондратьевой Н.Н., Голицыной Н.С.

Практическая значимость проекта:

- пробуждение интереса к окружающему миру;

- способствование развития наблюдательности и любознательности;

- развитие внимания, словесно – логического мышления, связной речи;

- развитие эстетического восприятия, чувства прекрасного;

- развитие и обогащение словаря, памяти;

- развитие речевой и познавательной активности;

- формирование умения устанавливать причинно – следственную связь между наблюдаемыми явлениями;

- развитие общей моторики и слухового внимания.

Продолжительность проекта: среднесрочный, сентябрь-ноябрь.

Вид проекта: исследовательско-творческий.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Возраст детей: старшая разновозрастная группа 5-7 лет.

Актуальность: мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально – образного воздействия на творческую деятельность дошкольников. Именно поэтому так необходимо не только знакомить детей с природой ближайшего окружения, но и расширять круг представлений об окружающей действительности, в результате чего будет решаться проблема комплексного приобщения детей к миру прекрасного.

Цель проекта: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки детско-взрослого проекта «Осень, осень, в гости просим».

Задачи проекта:

Задачи для воспитателя:

1. подобрать иллюстрации с пейзажами осени;

2. подготовить художественную литературу по теме «Осень»;

3. подобрать музыку на осенние мотивы;

4. Подобрать осенние игры.

Задачи для родителей:

1. оформить родительский уголок по теме «Осень»;

2. предложить рекомендации по организации наблюдений изменений в природе;

3. предложить родителям игры на природе;

4.привлечь родителей к участию в детско – взрослом проекте «Осень, осень, в гости просим»

Задачи для детей:

1. развивать эстетический вкус, видеть всю красоту осенних пейзажей;

2. развивать наблюдательность за изменениями в природе;

3. познакомить со сказками, стихами, рассказами, загадками об осени;

4. дать знания об сезонных изменениях в природе;

5. воспитывать любовь ко всему живому, желание беречь и защищать природу;

6. побудить ребенка к дальнейшим размышлениям, наблюдениям;

7. способствовать развитию самостоятельной мыслительной деятельности.

Обеспечение проекта:

  1. Настольно-печатные игры;
  2.  Специально подобранная литература;
  3. Аудио записи по теме;
  4. Подбор иллюстраций.
  5. Видео записи по теме.
  6. Сценарии осенних праздников.

Предполагаемый результат реализации проекта:

-развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;

- познавательное развитие: расширение знаний о сезонных изменениях в природе, об их причинах;

- речевое развитие: активизация и обогащение словарного запаса детей по теме проекта, формирование умения правильно формулировать предложения, составлять рассказы по предложенному материалу;

- социально-коммуникативное развитие: формирование у детей ответственного отношения к природе как к основе экологических условий жизни;

- художественно-эстетическое развитие: достижение положительного эмоционального отклика у детей при знакомстве с произведениями живописи и музыки, отражение своих эмоций в собственной изобразительной деятельности;

- физическое развитие: повышение эмоционального, психологического, физического благополучия детей;

- укрепление заинтересованности родителей в совместной деятельности с детьми.

Продукты проектной деятельности:

- конкурс на выразительное чтение стихов об осени;

- конкурс поделок из овощей «Чудесное превращение» (совместная деятельность детей и родителей);

- выставка работ «Золотая осень» (совместная деятельность детей и родителей);

- выставка детских работ «Фруктовый натюрморт» (художественное творчество – лепка);

- выставка детских работ «Грибы и ягоды в корзинке» (художественное творчество – аппликация).

С детьми будут организованы наблюдения за различными объектами природы: солнцем (тепло и свет), характером осадков, ветром, длительностью дня. В результате этой работы у детей должно сложиться представление о погоде: ясной и пасмурной, её характерных особенностях.

В процессе реализации проекта предполагается обучение детей объяснять причины некоторых явлений природы, устанавливать связи между ними, например: прошёл дождь: появились лужи; холодно - лужи долго не высыхают; солнца нет - пасмурно, темно; дует ветер - по небу быстро двигаются облака; ночью заморозок - на лужах появился тонкий лёд.

Наблюдения за явлениями природы должны быть связаны с наблюдениями за жизнедеятельностью растений и животных. На конкретных примерах надо показать детям, что природа - среда, в которой существуют растения и животные. Наблюдая с детьми сменой окраски листьев, обращать внимание на условия, в которых происходят эти явления: солнце светит и греет меньше, листьям не хватает солнечного света и теплого воздуха, они начинают менять свою окраску и вянуть, а затем и падают с веток (это явление называется листопад); ночью бывают заморозки, земля становится влажной, холодной, затем замерзает; дуют холодные ветра. Детям интересно будет узнать, что такое «поздняя осень»- это осень «с тихим плачем мелкого дождя, с тяжелыми тучами на небосводе».

Будут углублены знания о причинах, вызывающих изменения во внешнем виде и поведении животных, объяснить детям, что животные во все времена года нуждаются в тепле, пище. Однако осенью становится холоднее, пища (насекомые, растения) исчезает и животные, чтобы выжить, изменяют свой облик и поведение.

Гуляя по парку, нужно обращать внимание детей на то, что птичьих голосов стало слышно все меньше и меньше. Почему? Детям интересно будет узнать, что некоторые птицы улетают в теплые края, что эти птицы- насекомоядные, что зимой насекомые прячутся, спят, поэтому у птиц нет корма.

Планируется провести ряд прогулок за пределы участка детского сада с разными целями. Например, посмотреть, что происходит в парке. Будут организованы разнообразные дидактические игры и упражнения с природными материалами.

В ходе проекта дети посетят поселковый  магазин, где увидят разнообразие даров природы осенью. Результатом экскурсии у детей будет сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин».

Вместе с детьми в уголке природы мы поместим дары осени - овощи и фрукты. Дети научатся различать и сравнивать их по внешнему виду, вкусу, правильно называть. 

В ходе работы по проекту «Осень, осень в гости просим» дети будут вести наблюдения, экспериментировать, участвовать в конкурсах, рисовать, лепить, играть, слушать музыку, рассматривать картины и иллюстрации, знакомиться с литературными произведениями, сочинять свои сказки и рассказы.

Работа будет организована так, чтобы дети задавали различные вопросы. Ответы на все вопросы должны быть построены таким образом, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательные интересы ребенка, с целью задать встречные вопросы: «А ты как думаешь сам?», что побудит ребенка к самостоятельным размышлениям.

Так же должно происходить взаимодействие с родителями. Им в помощь в родительском уголке предложены рекомендации, и информация об осени, игры, загадки и стихи.

Родители совместно с детьми должны собрать природный материал, будет организовано совместное рисование с детьми на тему проекта.

1.2. Рабочий план реализации проекта

Подготовительный этап

деятельность

задачи

участники

1.

Изучение литературы, формулирование целей и задач, определение средств, форм и методов работы

Создание условий для реализации проекта

педагог

2.

Изучение уровня знаний воспитанников по данной теме

Определить знания воспитанников

Педагог, воспитанники

3.

Подбор методической литературы

Методическое обеспечение проекта

Педагог

4.

Изготовление наглядного и дидактического материала

Информационное обеспечение проекта

Педагог, родители

5.

Подбор готовых презентаций с интернет – ресурсов по темам проекта

Информационное обеспечение проекта

Педагог, родители

6.

Составление презентаций по темам проекта

Информационное обеспечение проекта

Педагог

Основной этап (практический)

1.

2.

«Осень. Приметы осени»

НОД

Беседа

«Осень разноцветная», «Осенний лес»,

 «Куда улетают птицы»,

«Красота осенней природы».

наблюдения на прогулке и из окна

за погодой;

 за осадками;

за явлениями природы;

за продолжительностью дня.

игровая деятельность:

Дидактические игры:

«Какое время года?»,

«Возврати осени память»,

«Четвёртый лишний»,

«Что сначала, что потом».

Речевые игры:

«Подбери признак»,

«Назови цветок».

 Подвижные игры:

«Осень золотая»,

 «Капли дождя»

«Подбери действие»,

Сюжетно-ролевые игры:

«Уборка урожая»,

«Прогулка по осеннему лесу»,

 «По грибы».

Коммуникативная деятельность:

Отгадывание загадок по теме.

Разговор с детьми об осенних явлениях.

Рассказывание на тему «Золотая осень»

Заучивание стихотворений об осени.

Чтение художественной литературы:

Виталий Бианки «Сентябрь. Октябрь. Ноябрь».

З. Федоровский «Осень на опушке краски разводила».

В. Авдиенко «Ходит осень по дорожке».

И. Бунин «Лес, точно терем расписной».

Г. Скребицкий «Осень».

Рассматривание репродукции картины И. Левитана «Золотая осень».

Рассматривание иллюстраций с осенними пейзажами.

Экскурсия в парк.

Труд в природе:

Уборка участка от листвы;

Сбор природного материала для поделок.

Использование ИКТ в образовательной деятельности:

«Осень в картинках»

«Признаки осени»

«Сказка про осень»

«Стихотворение «Осень» Плещеев»

«Осень»

Интерактивная игра «Осенние загадки»

«Дождик» (прослушивание записи с иллюстрациями)

«В гостях у дедушки Ежа» (игра)

«Осень в лесу» (игра)

«Осенняя песня Левитана и Чайковского»

«Осень. Деревья и кустарники»

НОД

Беседа об изменениях деревьев осенью

Наблюдения во время прогулки и из окна:

за осенними цветами,

 за красотой осенних деревьев и кустарников,

за расцвечиванием  листьев;

за листопадом;

за созреванием семян.

игровая деятельность:

Дидактические игры:

«Где растёт»,

«С какого дерева листок»

«Игры с листьями».

Речевые игры:

«Подбери признак»,

«Назови листок».

  Подвижные игры:

«К названному дереву беги»,

 «Подбери действие»,

«Найди листок, как на дереве».

Коммуникативная деятельность

Отгадывание загадок по теме.

Разговор с детьми о деревьях

Рассказывание на тему «Осеннее дерево».

Заучивание стихотворений о деревьях.

Чтение художественной литературы:

К.Ушинский «Спор деревьев»

С.Воронина «Моя берёза»

Л.Толстой «Дуб и орешник»

Рассматривание репродукции картины И. Левитана «Золотая осень».

Рассматривание иллюстраций с осенними пейзажами.

Экскурсия в парк.

Использование ИКТ в образовательной деятельности:

«Почему листья осенью разноцветные?

«Что это за листья?»

«Осенние превращения»

Пробудить интерес к окружающему миру;

Способствовать развитию наблюдательности и любознательности;

Развивать внимание, словесно – логическое мышление, связную речь;

Развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного

Развивать и обогащать словарь, память;

Развивать речевую и познавательную активность.

Расширять знания  о состоянии растений осенью;

Различать деревья и кусты по окраске листьев;

Формировать умение устанавливать причинно – следственную связь между наблюдаемыми явлениями;

Различать плоды и семена деревьев

Развивать речевую и познавательную активность.

Пробудить интерес к окружающему миру;

Способствовать развитию наблюдательности и любознательности

Развивать внимание, память, усидчивость

Развитие и обогащение словаря, связной речи

Развитие общей моторики и слухового внимания

Развитие познавательной активности

Помочь детям подружиться с книгой, обогащения словаря

Развитие речевой и познавательной активности

Педагог и воспитанники

Педагог и воспитанники

3.

«Овощи. Труд взрослых на полях и огородах»

НОД

Беседа об изменениях осенью на полях и огородах;

игровая деятельность:

Дидактические игры:

«Где растёт»,

«Вершки - корешки»

«Узнай на ощупь».

«Узнай на вкус»

«Узнай по описанию»

Речевые игры:

«Опиши»,

«Подскажи словечко».

Подвижные игры:

«Огородники»,

 «Перевозка урожая»,

«Посади морковку».

«Посадка картофеля

Коммуникативная деятельность:

Отгадывание загадок по теме.

Разговор с детьми об овощах

Рассказывание на тему «Выбери овощ и опиши».

Заучивание стихотворений об овощах.

Чтение художественной литературы:

«Репка»,

«Чипполино»,

«Петушок и бобовое зернышко»,

рассказ Н.Носова «Огурцы»,

«Принцесса на горошине»

 стих-е Тувим «Овощи»,

Рассматривание иллюстраций с изображением овощей

Экскурсия в огород

Использование ИКТ в образовательной деятельности:

«Стихи об овощах»

«Осень. Сбор урожая»

«Как растут овощи»

«Загадки с грядки»

«Загадки»

Пробудить интерес к окружающему миру;

Способствовать развитию наблюдательности и любознательности

Развивать внимание, память, усидчивость

Развитие и обогащение словаря, связной речи

Развитие познавательной активности

Помочь детям подружиться с книгой, обогащения словаря

Развитие речевой и познавательной активности

Педагог и воспитанники

4.

«Фрукты. Труд взрослых в садах»

НОД

Беседа об изменениях осенью в садах;

игровая деятельность:

Дидактические игры:

«Где растёт»,

«Узнай на ощупь».

«Узнай на вкус»

«Узнай по описанию»

Речевые игры:

«Опиши»,

«Подскажи словечко».

    Подвижные игры:

«Садоводы»,

 «Перевозка урожая»,

Коммуникативная деятельность:

Отгадывание загадок по теме.

Разговор с детьми о фруктах;

Рассказывание на тему «Выбери фрукт и опиши».

Заучивание стихотворений о фруктах.

Чтение художественной литературы:

рассказы Сутеева «Яблоко», «Мешок яблок»,

сказки «Гуси-лебеди»

«Крошечка-хаврошечка».

Л.Толстой «Косточка»

Рассматривание иллюстраций с изображением фруктов;

Экскурсия вокруг детского сада;

Использование ИКТ в образовательной деятельности:

«Как растут фрукты»

«Фрукты» (дидактическая игра)

«Собери урожай» (интерактивная игра)

«Собери фрукты в вазу» (игра)

«В саду»

Пробудить интерес к окружающему миру;

Способствовать развитию наблюдательности и любознательности

Развивать внимание, память, усидчивость

Развитие и обогащение словаря, связной речи

Развитие общей моторики и слухового внимания

Помочь детям подружиться с книгой, обогащения словаря

Развитие речевой и познавательной активности

Педагог и воспитанники

5.

Дары осени.

НОД

Беседа о сборе ягод в лесу;

игровая деятельность:

Дидактические игры:

«Где растёт»,

«Отгадай  по описанию»

Речевые игры:

«Опиши»,

«Подскажи словечко».

    Подвижные игры:

«Ягодка, догони»,

 «Перебираем ягоды»

Коммуникативная деятельность:

Отгадывание загадок по теме.

Разговор с детьми о ягодах;

Рассказывание на тему «Выбери ягоду и опиши».

Заучивание стихотворений о ягодах.

Чтение художественной литературы:

рассказы «Где растёт ягода?»

Зотов  «Лесная мозаика»

Рассматривание иллюстраций с изображением ягод;

Использование ИКТ в образовательной деятельности:

«Лесные ягоды» (стихи, загадки)

«Ягоды лесные и садовые»

Пробудить интерес к окружающему миру;

Способствовать развитию наблюдательности и любознательности

Развивать внимание, память, усидчивость

Развитие и обогащение словаря, связной речи

Развитие общей моторики и слухового внимания

Развитие познавательной активности

Помочь детям подружиться с книгой, обогащения словаря

Развитие речевой и познавательной активности

Педагог и воспитанники

6.

«Грибы. Лес осенью»

НОД

Беседа о сборе грибов в лесу;

Знакомство со съедобными и несъедобными грибами;

игровая деятельность:

Дидактические игры:

«Где растёт»,

«Назови и раздели».

 «Узнай по описанию»

«Четвёртый лишний»

Речевые игры:

«Опиши»,

«Подскажи словечко».

«Сложи слово»

    Подвижные игры:

«Перевозка урожая»,

«Посади грибок».

Коммуникативная деятельность:

Отгадывание загадок по теме.

Разговор с детьми о грибах;

Рассказывание на тему «Выбери гриб и опиши».

Заучивание стихотворений о грибах.

Чтение художественной литературы:

рассказы Сутеева «Под грибом»,

Рассматривание иллюстраций с изображением грибов;

Прогулка с родителями в лес;

Использование ИКТ в образовательной деятельности:

«Грибы. Какие они?»

Грибы съедобные и несъедобные»

«По грибы» (стихи)

Пробудить интерес к окружающему миру;

Способствовать развитию наблюдательности и любознательности

Развивать внимание, память, усидчивость

Развитие и обогащение словаря, связной речи

Развитие общей моторики и слухового внимания

Помочь детям подружиться с книгой, обогащения словаря

Развитие речевой и познавательной активности

Педагог и воспитанники

7.

«Осень. Перелётные птицы»

НОД

Беседа о перелётных птицах;

Наблюдение за птицами на прогулке;

игровая деятельность:

Дидактические игры:

«Четвёртый лишний»,

«Лото».

«Угадай птицу по силуэту»

«Узнай по описанию»

Речевые игры:

«Опиши»,

«Подскажи словечко».

    Подвижные игры:

«Гуси - лебеди»,

 «Летает – не летает»,

Коммуникативная деятельность:

Отгадывание загадок по теме.

Разговор с детьми о птицах;

Рассказывание на тему «Выбери птицу и опиши».

Заучивание стихотворений о птицах.

Чтение художественной литературы:

Рассказ Бианки «Птичий год – осень»

Г. – Х. Андерсен «Дикие лебеди»

Мамин – Сибиряк «Серая Шейка»

Рассматривание иллюстраций с изображением птиц;

Использование ИКТ в образовательной деятельности:

«Птицы»

«Перелётные птицы»

Пробудить интерес к окружающему миру;

Способствовать развитию наблюдательности и любознательности

Развивать внимание, память, усидчивость

Развитие и обогащение словаря, связной речи

Развитие общей моторики и слухового внимания

Помочь детям подружиться с книгой, обогащения словаря

Развитие речевой и познавательной активности

Педагог и воспитанники

Заключительный этап

1.

Интегрированная

образовательная деятельность «Золотая осень» (речевое развитие и художественное творчество – рисование)

Обобщить и систематизировать  знания об осени, об осенних изменениях в деревьях; развивать технические навыки в рисовании лиственных деревьев

Педагог и воспитанники

2.

Интегрированная

образовательная деятельность «Овощной магазин» (познавательное  развитие и художественное творчество – рисование)

Уточнить представления об овощах: названиях, форме, цвете, вкусе, запахе, твёрдости, об их пользе; передавать особенности в рисунке, совершенствовать изобразительную технику

Педагог и воспитанники

3.

Интегрированная

образовательная деятельность «Фруктовое чудо» (познавательное  развитие и художественное творчество –  лепка)

Уточнить представления о фруктах: названиях, форме, цвете, вкусе, запахе, твёрдости, об их пользе; создавать объёмные композиции, совершенствовать изобразительную технику

Педагог и воспитанники

4.

Интегрированная

образовательная деятельность «В лес по грибы, по ягоды » (познавательное  развитие и художественное творчество –  аппликация)

Закрепить и обобщить знания о грибах и ягодах, воспитывать экологическую культуру; совершенствовать технику вырезания ножницами, развивать композиционные умения

Педагог и воспитанники

5.

Выставка поделок из природного материала «Чудесное превращение» (детско – взрослый проект)

активизировать совместную деятельность ребёнка и его родителей, развития художественно-эстетического вкуса, формирование ручных навыков, развития фантазии и воображения

Педагог, родители и воспитанники

6.

Развлечение «Гном в осеннем лесу»

Создать положительный эмоциональный настрой, средствами музыки, танца передать характерные особенности осени

Педагог, родители и воспитанники

7.

Награждение участников проекта

Педагог, родители и воспитанники

Презентация результатов проекта: развлечение «Гном в осеннем лесу».

Возможность дальнейшего развития проекта: детско-взрослый образовательный проект «Зимушка-зима».


Заключение

Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс поможет обогатить его содержание, активизировать исследовательскую деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени у детей, а также способствовать творческому выражению впечатлений детей в создании декоративных композиций. Поспособствует накапливанию у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их сознания, обогащения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе. Работа по проекту поможет развить у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость. Все свои наблюдения в природе, новые знания и впечатления ребята передадут в рисунках. Так как игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, то детям предлагается много игр. В игре в непринужденной форме дети вступают в сотрудничество друг с другом, приобретают новые знания. Подборка игр на развитие двигательных способностей, психологических этюдов, игр - инсценировок дадут возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. У детей значительно улучшится развитие мелкой моторики рук, они получат возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обретут уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.


Список использованной литературы

1. «Мы». Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. СПб.: Детство-Пресс, 2003.

2. Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2006.

3. Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. СПБ.: Детство-Пресс, 2007.

4. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет. / Под ред. Л.А. Парамоновой. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014.

5. «Неизведанное рядом», занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина, М., ТЦ «Сфера», 2005.

6. «Развитие воображения и речи детей 4-7 лет», игровые технологии / Е.А. Алябьева. М.: ТЦ «Сфера», 2006.

7. «Естествознание, изобразительное искусство, художественный труд», тематическое планирование занятий / В. Ю. Дьяченко, О.В. Гузенко и др., Волгоград: Учитель, 2007.

9. Климович Ю.П. Учимся правильно питаться. Волгоград: Учитель, 2007.

10. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет / Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. Волгоград: Учитель, 2013.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы:

1. Детский сайт для родителей «Твой ребенок». Презентации «Овощи», «Растения», «Времена года» URL: http//www.tvoyrebenok.ru (15.08.2016)

2. Сайт «Инфоурок». Лебедева Н.А. Краткосрочный проект «Унылая пора, очей очарованье. URL: https://infourok.ru Дата обращения: 18.08.2016

3. Сайт «Детские презентации». Глебова А.Е. и Кочетова Л.А. Презентация к открытому занятию по экологии в детском саду для старшей группы «В гости к лесовичку». URL: http://viki.rdf.ru  Дата обращения: 18.08.2016

4. Сайт «Дошкольник». Прокофьева О.В. Занятия по теме "Осень" «Осень золото роняет» URL: http://doshkolnik.ru Дата обращения:  21.08.2016

5. Сайт «Дошкольник». Шевель Е.В. Паспорт проекта "Осень золотая, в гости к нам пришла". URL: http://doshkolnik.ru Дата обращения:  21.08.2016

6.Сайт «Дошкольник».Вицкова М.В. Конспект непосредственно - образовательной деятельности в средней группе по теме «Дары осени». URL: http://doshkolnik.ru Дата обращения: 22.08.2016


Приложение 1

Развлечение для детей разновозрастной группы

«Гном в осеннем лесу»

        Действующие лица:

Ведущий_______________

Ёжик___________________

Гном___________________

Осень__________________

Участники сказки: муравей, воробей, мышка, зайка и лиса.

        Звучит весёлая музыка, дети входят и останавливаются в центре зала. Ведущий обращает внимание  на оформление зала. В домике сидит Гном, на пеньке – ёжик.

Ведущий:

                Мы вдруг попали в сказочный лес.

                Сказочный лес полон чудес.

                Всюду сверкает листва золотая,

                Клён нас встречает, макушкой кивая.

        Давайте, погуляем по осенней полянке. Посмотрите, кто же листики по дорожкам рассыпал?

Звучит песня «Листики» муз Биленко в исполнении взрослых. Дети гуляют по залу с листочками, затем собирают в большой букет.

Ведущий:

                По полянке мы гуляли,

                Звонко песню напевали.

                На пенёчке кто сидит?

                На ребяток кто глядит?

                                                       (Ёжик)

Ёжик встаёт с пенька и подходит к ребятам.

Ёжик:

                Я вас очень долго ждал,

                    На пенёчке задремал.

                Проводить вас до избушки

                Добрый Гном мне наказал.

                Добрый Гном сидит у окошка,

                Гному в избушке скучно немножко.

                Скучно в избушке ему одному,

                В гости к нему я ребят приведу.

Ёжик достаёт длинную верёвочку, дети берутся за неё цепочкой и идут за ёжиком под весёлую и музыку.

Ведущий:

                Вот осенняя опушка,

                А на ней стоит избушка.

                Добрый Гном, добрый Гном,

                Слышишь, мы тебя зовём?

                Ау-у-у!

Из домика раздаётся: «Ау-у-у, слышу, иду, спешу!» за тем Гном выглядывает из окошка.

Гном:

                А, это вы пришли, друзья.

                Сейчас из дома выйду я.

(выходит)

                В лесу с утра до вечера дежурит гном Лука,

                Дремучий лес доверчиво встречает лесника.

                Живу в лесу я издавна.

                Слежу за лесом пристально.

Ведущий:

        Здравствуй, добрый Гном. Это мы, ребята, к тебе в гости пришли попеть, потанцевать и поиграть.

Гном:

Милости просим (кланяется). А у меня для вас подарок есть.

(Выносит из избушки сундучок, открывает его и вынимает осеннюю веточку)

                Приглашу я в гости Осень поскорей,

                Пусть порадует подарками детей.

        Ребятки, повторяйте-ка за мной: «Осень, осень, в гости просим!»

Гном машет веточкой, под музыку входит Осень.

Осень:

                Я, Осень Золотая, на праздник к вам пришла.

                Осенние подарки ребятам принесла.

Гном:

                А что же за подарки?

Осень:

                Открой свой сундучок!

Гном :(открывает)

                Смотрите, какой яркий осенний листок!        

Дети читают стихи про листочки.

1.                Осень по дорожке

                Ходит не спеша.

                Листья на дорожку падают шурша.

2.                Тонкие осинки

                В лужицы глядят.

                На ветвях дождинки

                Бусами висят.

3.                 Лебеди лениво

                    Плещутся в пруду.

                    Тихо и красиво

                    Осенью в лесу.

Осень раздаёт девочкам листочки. Исполняется «Танец с листочками» муз. Филиппенко.

Гном:                Видать сундучок  не простой, а волшебный.

Загляну-ка в сундучок, а на дне лежит… (показывает) грибок.

                Маленький да складный, в шапочке нарядной.

Ребёнок:

                По дорожкам, по тропинкам

                В лес осенний мы пойдём.

                Под берёзкой, под осинкой

                Мы грибочков наберём.

                Пробежимся по дорожкам,

                Соберём грибы в лукошко.

Проводится игра «Грибники». Дети с завязанными глазами собирают на ковре грибы в корзиночки. Осень хвалит самых ловких ребят. Игру можно повторить 2-3 раза.

Гном:        Ой, что-то я устал. На пеньке посижу да отдохну.

Ведущий:        Отдохни, добрый Гном, а мы тебе песенку споём.

Дети исполняют песню «Осень наступила» музыка и слова Насауленко.

Осень:        Какая у вас песенка осенняя, как раз про меня!

Раздаётся  лёгкое постукивание.

Осень:        Слышите, это кто же так стучит?

Осматривает зал.

                Ни кого не вижу!

Стук снова повторяется. Осень подходит к сундучку.

                Да это же кто-то в сундучке стучит.

Осень открывает сундучок и вынимает из него дождик.

Звучит муз фрагмент «Капельки дождя», Гном раскрывает зонт и прячется под ним.

Осень:        Небо вмиг покрылось тучами,

                    Потемнело всё вокруг.

                Дождик каплями сыпучими

                По дорожкам: тук да тук!

Гном с зонтом приседает посередине зала, мальчики с дождинками исполняют танец «Весёлые капельки»  инструментальная музыка из сборника «Танцевальная ритмика».

Гном:        Дождик, дождик, серый дождик,

                Нас смотри не замочи!

                Из-за солнца пусть пробьются

                Солнца яркие лучи!

Читают дети «Нам не страшен дождик» С.Г. Насауленко.

1.                Первые дождинки

                Капают на крыши.

                Дождь пошёл сильнее,

                А потом – по тише.

2.                Намочил все улицы

                И в лесу дорожки,

                Нам не страшен дождик,

                Ведь у нас – сапожки.

3.                А ещё есть зонтик,

                Плащ не промокает,

                Человек – не сахар,

                Под дождём не тает!

Со всеми детьми проводится игра «Дождик, не сердись» музыка и слова Соколовой. Осень пробегает с дождиком, дети бегут на стульчики и делают над головами «крыши». Игра повторяется 2-3 раза.

Осень:        А теперь, Гном, твоя очередь с ребятами играть.

Гном:        Да мы только что играли, я лучше вам сказку расскажу. И не просто расскажу, но и покажу, а ребята мне помогут.

Проводится инсценировка мини-сказки «Под грибом»  В. Сутеева.

Гном:        В лесу  на полянке вырос маленький грибок.

Ребёнок в шапочке гриба встаёт у сцены.

Вдруг пошёл дождь.

Бежит по дорожке муравьишка - лёгкое пальтишко.

Под музыку бежит муравей, подбегает к грибу.

Муравей:        Я – муравьишка -  лёгкое пальтишко.

                Промочил я ножки на лесной дорожке.

                Миленький грибок, спрячь меня, ведь я промок.

                Пожалуйста!

Грибок  кивает шляпкой. Муравей приседает под грибом.

Гном:        Бежит по дорожке мышка – серое пальтишко.

Выбегает мышка и останавливается перед грибом.

Мышка:        Я – мышка – серое пальтишко.

                Дождик шкурку намочил,

                Мои лапки застудил.

                Пустите обсушиться, от дождя укрыться.

                Пожалуйста!

Муравей:        Ладно, заходи!

Мышка приседает под грибом.

Гном:        Вот по дорожке воробей скачет и плачет.

Вылетает воробей и останавливается перед грибом.

Воробей:        Промокли пёрышки, устали крылышки.

                Пустите обсушиться, от дождя укрыться.

                Пожалуйста.

Муравей и мышка:  Ладно, заходи!

Воробей прячется под грибом.

Гном:        Тут на полянку выскочил зайчик - побегайчик.

Выбегает зайка и останавливается перед грибом.

Зайка:        Ой, спасите, помогите, от лисы уберегите!

                Спрячьте поскорей меня,

                Ой, боюсь лисицы я!

                Пожалуйста!

Все звери:   Ладно, заходи!

Зайка прячется под грибом.

Гном:        Вдруг на полянку выбежала лисица.

Выбегает лиса и останавливается перед грибом.

Лиса:        Я – лисичка, лиса. Всему лесу  краса.

                По тропинкам я гуляла, с зайкой в прятки играла.

                Не здесь ли он спрятался?

Обходит вокруг гриба.

Гриб:        Уходи-ка, лиса, пока цела!

                Зайку мы защитим и в обиду не дадим!

Лиса:        Ай-ай-ай! Ой-ой-ой! Побегу скорей домой!

Лиса убегает. Все звери выходят из-под гриба.

Гном:        Дождь к этому времени закончился. Все звери вышли на полянку. Посмотрели на гриб и ахнули.

Все звери:        Гриб-то вырос! Спасибо тебе, грибок – теремок!

Гном:         Да, раньше муравьишке под грибом тесно было, а потом всем место нашлось. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!

Осень:        Спасибо, Гном, за сказку добрую! А пока дождика нет, выходите-ка все на полянку танцевать да песни распевать.

Дети  исполняют муз игру «Ходим, гуляем» рус. нар. мелодия.

Ведущий:        Вот и закончился наш праздник. Спасибо, Осень, за подарки осенние,

а тебе, Гном, за сказку добрую! А нам пора домой возвращаться.

Осень:        А напоследок я вас хочу угостить!

Осень из избушки выносит корзинку с яблоками. Ведущий, Гном и Осень угощают детей яблоками.

Затем все дети встают друг за другом, снова берутся за верёвочку и под музыку двигаются за ведущим. Осень и Гном машут им  на прощанье рукой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенний праздник "Осень, осень в гости просим."

Праздник для детей среднего возраста....

Праздник Осени в детском саду "Осень, Осень в гости просим!"

«Осень, Осень, в гости просим!» Чего в детском саду обычно ждут дети? Конечно, праздника! Пусть в календаре и нет никакой знаменательной даты, но почему бы не устроить праздник в честь другого со...

Осенний праздник в средней группе "Осень, осень, в гости просим!"

Веснушка и Дед Урожай в гостях у детворы. Интересный сценарий для детей среднего дошкольного возраста....

Сценарий осеннего праздника для детей средней группы "Осень, осень - в гости просим"

Сценарий осеннего праздника для детей средней группы "Осень, осень - в гости просим"....

Осенний утренник для детей младшей разновозрастной группы "Осень, Осень, в гости просим!"

Создать праздничную атмосферу,вызывать активность детей при пении и подпевании, развивать речь детей....

Фольклорное развлечение «Гости к Дашеньке пришли»,Осенний праздник"Осень,в гости просим",Развлечение"Россия - Родина моя",консультации для родителей"Изготовление муз.инструментов","Правила поведения при встрече с музыкой",подбор слайдов"наши праздники"

1. Приобщение детей к русскому быту,укладу.2 .В необычной форме рассказать детям о вреиени года - осень,вызвать положительные эмоции.3. Развлечение направлено на патриотическое воспитание дошкольников...