Творческо - исследовательский проект «Генеалогическое древо семьи»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Фокина Зоя Алексеевна

Ребёнок с раннего детства впитывает в себя семейные ценности, учится чтить семейные традиции. Именно поэтому родителям как можно раньше надо знакомить детей с семейными традициями. Очень важно объяснить детям, как сформировалась ваша семья, кто стоит у её истоков, кем были эти люди.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fokina_z._a._geneolog._drevo_.docx32.97 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 34 комбинированного вида

Красносельского района Санкт-Петербурга

Творческо-исследовательский проект

 «Генеалогическое древо семьи»

Санкт – Петербург.  2016

Участники: дети, родители и педагоги .

Возраст детей: старшая группа (5-6 лет)

Продолжительность: 2 недели

Актуальность: Каждый человек должен любить и ценить свою семью. Ведь семья - это люди, которые всегда поймут и поддержат в трудную минуту. С семьёй связаны все первые ощущения и представления человека, когда он только начинает осознавать окружающий мир. Именно в семье формируются любовь понятие о том, что такое любовь и забота. Семья – это опора для любого человека.

Ребёнок с раннего детства впитывает в себя семейные ценности, учится чтить семейные традиции. Именно поэтому родителям как можно раньше надо знакомить детей с семейными традициями. Очень важно объяснить детям, как сформировалась ваша семья, кто стоит у её истоков, кем были эти люди.

Мы попросили родителей оформить со своими детьми генеалогическое древо своей семьи. Дети дома с родителями подготовили рассказ о своей родословной и потом с большим удовольствием рассматривали фотографии и делились со своими сверстниками своими впечатлениями и рассказами.

Цель: формирование познавательного интереса к своей семье посредством

составления  генеалогического древа.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • формировать представление о  семье как членах семьи,  живущих вместе  (папа, мама, бабушка, дедушка, брат, сестра), любящих друг друга, заботящихся о друг друге;
  • уточнить и расширить знания детей о родственных связях в семье;
  • учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать мыслительные операции сравнения и исключения за счет аргументирования ответов на вопросы
  • развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику.
  • обогащать словарь (родственники, родословная, генеалогическое древо) 

Воспитательные задачи: 

  • воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, чувство гордости за свою семью;
  • воспитывать желание проявлять  свои чувства и заботиться о близких людях;
  • способствовать воспитанию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семье.
  • Распределение деятельности по этапам проекта

Этапы проекта

Деятельность по реализации этапа

1 этап

Постановка проблемы

Сюрпризный момент. Приход  Домовенка Кузи.  

Возник вопрос: А кто же у Кузи мама, папа, бабушка и дедушка?

А знаете ли вы, дети, своих родных?

2 этап

Организационный

  • Беседа с детьми и родителями о семье с целью сбора и уточнения сведений о семье, анкетирование родителей.
  • Подбор пословиц, поговорок, стихов, загадок и рассказов о семье.
  • Подбор игрового материала о семье.
  • Изготовление макета «Мое генеалогическое древо» (совместно с родителями дома).

3 этап

Практический

  • Составление рассказа о семье,  о генеалогическом древе.
  • Сюжетно-ролевая игра «Семья. Праздничное чаепитие»
  • Игры «Что означает твоя фамилия?», «Есть ли у тебя в группе тезки?», «Найди пару», «Собери семью», «Подбери признак», «Кто кому кем приходится?», «Подбери действие», игра «Кто ты для кого?» (с мячом игра), «Назови отчество», «Назови ласково».
  • Рассказы детей о членах своей семьи, чтение художественной литературы о семье, пословиц, поговорок, стихов, загадок.
  • Рисование: «Моя семья»

4 этап

Презентация продукта деятельности

  • Оформление выставки «Мое генеалогическое древо»     
  • Создание древа группы «Веселые ребята»    
  • Совместная образовательная деятельность «Родословная моей семьи»

5 этап

Рефлексия.

Обсуждение: где применить родословное древо в жизни.

(На семейных праздниках, можно нарисовать дома свой портрет через 20 лет - представить, каким вы станете).

Ребята любите своих родителей и помогайте им во всем! Будьте все здоровы и счастливы вместе. Запомните  пословицу: «Согласие да лад - в семье клад».

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 34 комбинированного вида

Красносельского района Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ

совместной образовательной деятельности

в старшей группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития

Тема «Родословная моей семьи»

Подготовила:

воспитатель высшей квалификационной

категории

 Фокина З. А.

2016 год

Образовательные задачи:

  • Закрепить представление о генеалогическом древе, умение выстраивать цепочку родственных взаимоотношений.
  • Закрепить понятия "род", "родители", "семья".
  • Побуждать детей составлять короткий рассказ на тему «Моё генеалогическое древо» из личного опыта - активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье; 
  • учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  •  совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
  • продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребёнком;

Развивающие задачи:

  • Развивать  связную речь за счет составления и распространения

          предложений о семье, рассказов о своём генеалогическом древе.

  • Развивать мыслительные операции сравнения и исключения за счет аргументирования ответов на вопросы - закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе;
  • Развивать мелкую моторику рук посредством пальчиковой гимнастики, формировать умение выполнять движения в соответствии с текстом.

Воспитательные задачи:

  • Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться  этими знаниями.
  • Вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье;
  • Воспитывать чувство гордости  и внимания к родным и близким. 

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Материалы и оборудование 

Картинки с изображением семьи,  макеты «Генеалогическое древо семьи», выполненные детьми вместе с родителями дома, макет дерева, фотографии детей.

Предварительная работа

  • Беседы о семье, чтение художественной литературы о семье, рассматривание иллюстраций.
  • Игры на развитие внимания, памяти, речи: «Нелепицы», «Чего не хватает?», «Подбери признак», «Подбери действие», «Запомни и повтори», «Кто кому кем приходится?», «Что кому подходит?», «Найди пару», «Собери семью», рисование на тему «Моя семья», сюжетно-ролевая игра «Семья», игра «Кто ты для кого?» (с мячом игра), «Назови отчество».

Ход:

Вводная часть:

1. Организационный момент.

Воспитатель:

Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада всех вас видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне.

Ребята, давайте встанем в круг. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о дружку. А теперь прижмите свои ладони к сердцу. Что вы чувствуете? (ответы детей)

Воспитатель:

Это тепло добрых рук и ваших добрых сердец. Давайте передадим это тепло друг другу, точно так же как вы передаете свое тепло родным и близким людям.

Скажите, пожалуйста, вы счастливые дети?

Как вы думаете, почему вы счастливые или что нужно для счастья?

(ответы детей).

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная... (семья)

Правильно, семья - это главное. У каждого из вас есть семья, в которой вас любят, понимают, всегда ждут и все вам прощают.  А что же такое «семья»?

Чтение стихотворения М. Шварца «Семья»

Семья - словечко странное,

Хотя не иностранное.

-Как слово получилось,

Не ясно нам совсем.

Ну, «Я» - мы понимаем,

А почему их семь?

Не надо думать и гадать,

А надо просто сосчитать:

Два дедушки

Две бабушки,

Плюс папа, мама, я

Сложили? Получается семь человек

Семь «Я»

-А если есть собака?

Выходит восемь «Я»

-Нет, если есть собака,

Выходит. Во! семья!

Дети слушают стихотворение, обсуждают его содержание.

2. Основная часть

Воспитатель: 

Ребята, так как вы думаете, что же такое семья? (ответы детей) 

 «Из скольких слов состоит слово «семья» Давайте проверим».

А сколько человек в этой семье? Дети называют членов семьи по картинкам и считают (две бабушки, два дедушки, мама, папа и ребенок).

Члены каждой семьи похожи друг на друга, они родственники  

Игра «Кто ты для кого?» (с мячом)

И обычно у всех членов семьи, которые живут вместе, одинаковая фамилия.

Дети называют по очереди свою фамилию и некоторые называют имена-отчества родителей. А что такое отчество, как его узнать?

Отчество показывает, как зовут твоего папу, чей ты сын или чья ты дочь.

Проводится игра «Назови отчество».

Давайте встанем в кружок и вспомним пальчиковую гимнастику «Семья»:

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – я.

Вот и вся семья!

(Поочередное сгибание в кулак пальцев, начиная с большого пальца)

Воспитатель: Мы с вами уже много говорили о семье. А дома с мамами и папами вы изготовили генеалогическое древо своей семьи». Оно также поможет вам рассказать о своей семье.

(рассказ детей о своём генеалогическом древе своей семьи) 

Воспитатель: Молодцы, ребята, теперь каждый из вас знает генеалогическое древо  своей семьи.

А вы дужные ребята? Как называется наша группа?  (ответы детей)

Ребята, давайте сделаем древо нашей группы  (дети выполняют задание) Воспитатель: Молодцы! Теперь у нас есть своё древо. Вам оно нравиться?  (ответы детей)

Заключительная часть:

Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили? Что вам больше всего понравилось?

Семья – это очень важно для каждого человека.  Очень важно, чтобы все члены семьи любили и уважали друг друга, заботились друг о друге, тогда можно сказать, что в семье «лад». Я желаю, чтобы в ваших семьях всегда был лад. А что бы вы хотели пожелать своей семье?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Генеалогическое древо моей семьи"

Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям....

Социальный проект "Генеалогическое древо моей семьи"

Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. Для ребенка семья –...

Творческо-исследовательский проект "Лук от семи недуг" (вторая младшая группа)

разработанный проект  могут использовать воспитатели....

Проект "Генеалогическое дерево моей семьи"

Материал предназначен для работы с детьми по ознакомлению с окружающим миром....