Жизнь птиц зимой
методическая разработка по окружающему миру на тему

ЧИЛБАК-ООЛ ЛАРИСА НОГААН-ООЛОВНА

Жизнь птиц зимой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizn_ptits_zimoy.docx28.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Жизнь птиц зимой» (по экологии старшая группа)

Цель: Развивать знания детей о зимующих и перелетных птицах, выявить экологические знания детей: правила поведения в лесу; учить воспринимать предложенную воспитателем ситуацию, принимать в ней участие, выполняя определенную роль; создать эмоциональный настрой детей; воплощать знания и собственные переживания детей в ручном труде- оригами; воспитывать доброе  и заботливое отношение к живой природе, внимание к каждому уголку родной земли.

Оборудование: Атрибуты для птиц, домики, бумага, «Игровизор», значки, «Мнемотаблица», ИКТ ,ковролин, буквы.

\

Ход занятия

Вводная беседа

Воспитатель с детьми рассматривает мнемотаблицу о птицах, дети отвечают на

вопросы:

 - Зимующая птица или перелетная?

 - Где живет?

 - Чем питается?

 - Какое оперение?

 - Какую пользу эта птица приносит лесу?

Инсценировка

Звучит музыка с голосами птиц. Вбегают дети – птицы: дятел, снегирь, синица, сорока.

Пусть сейчас каждая птица споет свою песенку и расскажет о себе:

Я в берете ярко – красном,

В серой курточке атласной,

Я деревьям всем приятель,

А зовут меня все...(дятел).

Красногрудый, чернокрылый,

                                                 Любит зернышки клевать,

                                                 Первым снегом на рябине

     Прилетаю к вам опять. (Снегирь)

                                                  Непоседа – невеличка,

                                                  Желтогруденькая птичка,

                                                  Ем я сало и пшеничку,

                                                  А зовут меня…(синичка).

Воспитатель: Что – то птиц здесь маловато, а других здесь нет?

Птицы (перебивая друг друга): Да мы здесь зимовали, никуда не улетали, мы не

перелетные.

 - Как же назвать этих смелых птиц, не улетающих от нас зимой? (Зимующие.) Каких

еще зимующих птиц вы знаете? (Ворона, воробей, голубь.)

 - Много бед и невзгод перенесли вы в суровую зимнюю пору. А у нас вас ждет тепло

и корм. Проходите, отдохните.

(Появляются дети в костюмах других птиц).

Жаворонок:        Здравствуй, птичка – невеличка,

                            Желтогрудая синичка.

                            Были в жарких странах мы,

                            Не бывает там зимы.

Грач:     Здравствуй, дятел, наш дружок,

              Добрый день, сорока.

              Много дней летали мы,

              Далеко дорога.

Залетают под музыку Ласточка, Чибис, Зарянка.

Ребенок:  Расскажите, птицы, где вы побывали?

Что вы повидали, как вы зимовали?

Хорошо ли жили вы вдалеке от дома?

С кем вы подружились в странах незнакомых?

Птицы:  Мы подружились со слоном,

Играли с обезьянами,

Угощали нас они

Вкусными бананами.

Воспитатель: Мы за зиму о вас подзабыли. Напомните нам о себе.

Грач:         Кричат, торопятся с утра

В халатах черных мастера.

На ветках вяза и осины

Грачи плетут свои корзины.

Ласточка:          Прилетаем к вам весной,

Путь проделав длинный.

Лепим домик под окном

Из травы и глины.

Ласточка поет «Не прошла зима».

Работа с игровизорами

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие птицы строят себе дома сами, а для

каких готовит домики человек? Как называются эти дома? (Скворечники, гнездо.)

Давайте поможем расселить птиц по гнездам. (Расселяют птиц по гнездам на

игровизорах и проводят дорожки от птиц к гнездам: с одним слогом, с двумя, тремя

слогами.)

Загадки

Влетает сорока с письмом, кричит: «Новости, новости, вот вам письмо».

 - О, да здесь какие – то загадки! Помогите мне их разгадать. (Дети выполняют

просьбу).

Угадайте, что за птица

Скачет по дорожке

Словно кошки не боится –

Собирает крошки,

По ночам кочует –

Зернышки ворует. (Воробей)

Кто присел на толстый сук

И стучит: «Тук – тук, тук!»?

(Дятел)

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зеленых кронах.

А зовут ее…..(ворона).

Грудка ярче, чем заря

У кого?(У снегиря.)

Угадай, какая птица,

Бойкая, задорная,

Ловкая, проворная,

Звонко тенькает:

«Тень,тень!

Как хорош весенний день!» (Синица)

Кто так громко все стрекочет,

Рассказать нам что – то хочет?

(Сорока)

Что за птица

Мороза не боится?

Хоть снега лежат везде,

У нее птенцы в гнезде. (Клест)

Музыка «В мире животных»; птицы улетают  из группы.

 - Летите на волю, вейте гнезда, высиживайте птенцов, пойте для них песни на заре. А

мы будем к вам в лес приходить.

Оригами

Слышался сейчас здесь веселый гомон, но они улетели, и стало тихо. А ведь мы можем

поселить птиц насовсем вот в этих домиках.

Пойдемте мастерить птиц из бумаги. Поселим птиц в домики. А теперь поверим,

чтобы на полянке не осталось ни одной бумажки, ни одной банки, чтобы птицам

захотелось прилетать сюда снова. Вот мы и украсили еще один кусочек нашей голубой

планеты.

Итог занятия

Песня «Дождик по земле босиком прошел».

Часть 2

Ход занятия

Вводная беседа

(На ковролине силуэт зимнего дерева и силуэты зимующих птиц.)

Воспитатель начинает занятие со стихотворения «Птицы» В. Берестова.

Точки, крестики, кружочки

Под окном и на снегу.

Мне понятны эти строчки,

Прочитать я их могу.

Это мне письмо прислали

На заре друзья мои.

«С добрым утром!» - написали

Непоседы – воробьи.

Кто рассыпал на снегу

Крестики и точки?

Это птицы на бегу

Оставляют на снегу

Длинные цепочки,

Крестики и точки.

Воспитатель приглашает детей к дереву и предлагает рассмотреть птиц.

Беседа по вопросам

 - Какие птицы вам знакомы? Каких из этих птиц вам приходилось наблюдать на нашем участке, в парке, в лесу зимой?

- Как называют птиц, которые остаются с нами зимовать?

Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть и рассказать, как выглядит каждая

птица, какого цвета оперенье на голове, туловище, крылышках, хвостике, вспомнить,

какую песенку эта птица поет.

Рассказы детей. (Воспитатель дополняет и уточняет их.)

Воспитатель спрашивает у детей, почему эти птицы круглый год живут унас.

- Легко ли птицам добывать корм зимой?

- Как мы можем помочь зимующим птицам?

Рассказ воспитателя

Для корма птицам пригодны семена различных растений: конопли, подсолнуха, дыни,

арбуза.

Овес, пшено клюют  только воробьи, для них также годятся крошки пшеничного

хлеба.

          Синицы, кроме семян. Очень любят сырое несоленое сало или мясо.

          Вороны – всеядные птицы.

          Клесты любят семена еловых и сосновых шишек. В лесу зимой много еловых и

сосновых шишек.

          Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса.

          Зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самую

холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели

домов и заборов, отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели

домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных

деревьев с семенами. Но во время снегопадов, метелей и сильных морозов птицы

голодают  даже погибают, они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами

должны помочь пережить зиму пернатым друзьям.

Физкультминутка

Снегом засыпаны лес и поля,

Спит под сугробами крепко земля.

Ищут, ищут птицы,

Чем бы поживиться.

На зиму долгую в нашем лесу

Мы приготовили птичкам еду.

Прилетайте, птицы, вы сюда кормиться!

Дидактическая игра «Что за птица?»

   Воспитатель загадывает загадки о птицах. Птица – отгадка прикрепляется к

кормушке, где ей приготовлен корм. В конце игры воспитатель предлагает детям

рассмотреть и назвать корм, который предпочитает каждая птица.

Дидактическая игра «Угадай, какая птица поет?»

Воспитатель произносит звуки птичьей песенки и предлагает угадать, какая птичка

благодарит детей за заботу, доброту. Затем воспитатель и дети вместе произносят

звуки песенки.

Итог занятия

Занятие закачивается стихотворением «Покормите птиц зимой» А. Яшина.

На прогулке после данного занятия и на всех после данного занятия и на всех

последующих дети продолжают наблюдать за зимующими птицами, прилетающими

покормиться к кормушкам, развешанным на деревьях участка.

   

 

Самоанализ

Образовательная(повышать уровень развития ребенка) - умение образовывать слова при помощи суффиксов, образовывать сложные прилагательные; упражнять в употреблении существительных в родительном падеже, ед. числа; уточнять представление детей о непростой жизни зимующих птиц, обобщающем слове птицы; стимулировать проявление речевой активности при решении проблемных ситуаций.

Воспитательная(формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения) - воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, умение слушать друг друга, сопричастности, сопереживания ко всему живому, что нас окружает.

Развивающая: (при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие) - развитие общей моторики, координации речи с движением, диалогической речи, зрительного внимания, мышления (логоритмические упражнения, игра «Угадай на ощупь», игра «Кого не стало»); развитие чувство ритма, слухового внимания, музыкальной памяти (загадки, прослушивание музыки); развитие интереса к художественной литературе.

II.Получены следующие результаты:

А) Положительный результат по задачам – дети освоили названия отдельных птиц; употребляют обобщающее слово – «птицы»; дети осознают непростое положение птиц в зимнее время, необходимость помощи птицам.

Б) Проявили интерес к проводимым дидактическим играм, активно участвовали в беседе.

В) Используемые методы и приёмы помогли запомнить названия птиц, чем питаются птицы.

Г) В активный словарь введены следующие понятия: обобщающее слово «Птицы»«зимующие птицы»,

Д) Наиболее сложным было решение речевых задачобразование слов при помощи суффиксов, образование сложных прилагательных; употребление существительных в родительном падеже, ед. числа. Возможно, материал взят не по возрастной норме. Но, я думаю, при активной последующей работе, при достаточной тренировке дети освоят и этот материал. К тому же, я считаю, что при наличии нарушений речи, которые наблюдаются у детей средней группы, задания подобного типа необходимо вводить на НОД по различным ОО.

III.

Начало НОД предполагает организацию детей: переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя. Я использовала прослушивание музыки, чтение стихотворения.

Ход (процесс) НОД включает самостоятельную умственную и практическую деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных задач:

- актуализация знаний о зиме, о птицах (активизация мышления – загадки; дидактическая речевая игра «Скажи какая? Какой?»);

- введение нового знания (побуждающий и подводящий диалог о трудностях для птиц зимой, метод эмпатии - пластический этюд «Воробушек»);

- Включение нового знания в систему знаний ребёнка – закрепление (тактильная игра «Определи корм на ощупь», практическая деятельность – аппликация, речевая игра «Назови ласково»);

- физминутка – логоритмическое упражнение «Снегири»

- Повторение (игра на внимательность «Кого не стало»)

Окончание НОД посвящается подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности. Я дифференцированно подошла к оценке результатов деятельности детей.

IV.В процессе НОД была использована как коллективная, так и индивидуальная форма работы.

V. В основном программное содержание выполнено.

Работа будет продолжена в совместной деятельности с детьми. (Физкультурный досуг «Зимующие птицы» в феврале). Будут даны рекомендации родителям.

VIII. Время занятия составило 20 минут, что соответствует требованиям по возрасту.

Литература

1.Занятия по экологии .Средняя, старшая группах. 2016  год.

2.Самообразования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Жизнь птиц зимой!»

Программное содержание: Формировать познавательный  интерес, расширять знания и представления о зимующих птицахЗакреплять умение составлять описательный рассказ, опираясь на схему и картинк...

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию с элементами продуктивной деятельности "Жизнь птиц зимой"

Развивать познавательный интерес удетей любовь к родной природе, вспомнить название зимующих птиц; учить добрате,заботливому отношению к птицам....

Конспект занятия " Жизнь птиц зимой"

Конспект занятия " Жизнь птиц зимой"...

конспект РОД в подготовительной группе "Жизнь птиц зимой"

закрепить представления детей о зимующих птицах, их внешнем виде, строении клюва. Уточнить, чем можно подкармливать птиц зимой....

Жизнь птиц зимой

средняя группа...

НОД "Жизнь птиц зимой"

Нопосредственно образовательная деятельность " Жизнь птиц зимой"...

Презентация НОД "Жизнь птиц зимой"

Презентация к занятию "Жизнь птиц зимой"...