Главные вкладки

    Знакомство с творчеством писателя Н.Н. Носова «Незнайка и его друзья»
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Данный материал знакомит детей с биографией писателя и его творчеством. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_nosov.doc91 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ  «Специальная коррекционная начальная школа - детский сад №144»

    КОНСПЕКТ  ООД

    по разделу «Приобщение к художественной литературе»

    образовательной области «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ »

    в подготовительной группе для детей с нарушением зрения

    ТЕМА:  «Знакомство с творчеством писателя Н. Н. Носова

    «Незнайка и его друзья».

    Составила: Харчина Г.С.

    воспитатель первой

    квалификационной категории

    Г. Дзержинск

    -2018-

    Цель: познакомить детей с биографией Н.Н.Носова и обобщить знания о писателе на основе прочитанных произведений.

    Задачи.

    Образовательные:

    • продолжать развивать интерес к художественной литературе;
    • различать жанровые особенности произведений;
    • учить детей сознательно воспринимать тексты, находить связь между описываемыми фактами и явлениями. Выражать своё отношение к персонажам рассказа, сказки, их поступкам;
    • поддерживать желание знакомиться с другими главами понравившейся «толстой» книги, рассматривать рисунки и оформление книг; пополнять литературный багаж сказками, рассказами, загадками, стихами;
    • упражнять в умении определять и называть произведения по отрывку, отгадывать загадки, драматизировать тексты.

    Коррекционно-развивающие:

    а) развивать:

    • внимание, память, мышление;
    • слуховое восприятие, как сохранный анализатор;
    • умение излагать мысли, события в логической последовательности;
    • координацию движений, чувство ритма, образного восприятия музыки.

    б) упражнять:

    • в правильном построении сложноподчиненных предложений, использование языковых средств для соединения их частей;

    в) обогащать словарный запас.

    Воспитательные:

    а) воспитывать:

    • умение коммуникативного общения в коллективе;
    • читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем;

    б) формировать оценочное отношение к героям.

    Методы и приемы:

    • художественное слово;
    • вопросы поискового характера;
    • игровой приём;
    • поощрение;
    • напоминание.

    Материалы и оборудование:

    Демонстрационный:

    • магнитофон;
    • кассета с записью песни «В траве сидел кузнечик» (сл.Н.Носова, муз.В.Шаинского);
    • магнитная доска;
    • портрет Н.Носова;
    • сборники рассказов «Фантазёры», «Тук-Тук», «Находчивость», книга о жизни и творчестве Н.Носова.

    Дифференциация учебного материала с учетом психофизических возможностей детей и состояния зрения детей.

    По состоянию зрения:

    - посадка детей в зависимости от остроты зрения, окклюзии.

    По уровню развития психических процессов, овладения навыками данного вида деятельности:

    • высокий уровень  - ответы на вопросы поискового характера;
    • средний уровень  - вопросы репродуктивного характера;
    • уровень ниже среднего  - вопросы репродуктивного характера.

    Индивидуальная работа.

    С Ариной, Тимуром, Никитой, Димой – помощь в преодолении неуверенности в своих силах через одобрение, поощрение.

    Пропедевтическая работа.

    • ОДД из направления «Познавательно-речевое развитие». Образовательная область «Чтение художественной литературы»;
    • чтение сборников рассказов Н.Н.Носова «Фантазёры»;
    • просмотр мультфильма «Приключения Незнайки»;
    • рассматривание иллюстраций;
    • организация выставки рисунков по произведениям Н.Н.Носова.

     Использованная литература:

    1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная    

          программа дошкольного  образования/ Под ред.  Н.Е. Вераксы.,

          Т.С. Комаровой., М.А. Васильевой.  - М.; Мозаика – Синтез, 2011.

    2.  Программа специальных коррекционных образовательных учреждений

          IV вида ( для слабовидящих детей ) под редакцией Л.И. Плаксиной. М.:

          Просвещение, 1997.

    6.   «Знакомим дошкольников с литературой». Конспекты занятий. Под                          

          редакцией О.С. Ушаковой- М.:  Т.Ц. Сфера, 2003-224 с.    

    7.   Развитие речи и творчества дошкольников:  игры, упражнения,        

          конспекты занятий».  Под редакцией О.С. Ушаковой. М.: Т.Ц. Сфера

          Москва 2004.

    8.  Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Санкт-Петербург. 2000.

    9.  Ильина М.А. Сотрудничество с родителями по приобщению дош-

          кольников к чтению. Ж.  Справочник старшего воспитателя дошкольного

          учреждения. 2010. №12. С.

    10. Носов Н.Н.  Жизнь и творчество. Сборник. М.: Дет. лит. 1985-256с.

    11. Носов Н.Н.  Фантазеры.М.: Издание  Н.Н. Носова  ЭКСМО, 2006-178с.

       

    Ход НОД

    Деятельность воспитателя

    Дифференциро-

    ванный подход

    Действия детей

    1

    2

    3

    Эмоциональный настрой.

    Придумано кем-то просто и мудро

    При встрече здороваться  

    — Доброе утро!

    — Доброе утро! Солнцу и птицам!

    — Доброе утро! — Приветливым лицам!

     И каждый становится добрым, доверчивым

     Доброе утро пусть длится до вечера!

    Дети стоят в кругу.

    Сегодня мы с вами вспомним произведения Н.Носова и я познакомлю вас с биографией писателя.

    Проходят и садятся на свои места.

    Н.Носов умел писать «смешно». Друзья говорили о нём «Весёлый талант», а дети от души смеются, слушая о похождениях Незнайки, о мальчиках-фантазёрах, о Бобике, который пришёл в гости в Барбосу, но произведения Н.Носова нас не просто смешат. Радуя и веселя, они заставляют о многом задуматься, что такое долг, дружба, честность, совесть.

    Родился Николай Носов в городе Киеве на Украине. Его отец был актёром. Мать не работала, она занималась воспитанием сыновей. Николай Носов учился в гимназии, увлекался музыкой, пением, театром, а также химией, шахматами, фотографией. Николай Носов не сразу стал писателем. Он хотел стать «знайкой» - знать всё

    Портрет ограниченной площади слабо-  видящим детям

    Дети слушают

    1

    2

    3

    обо всём. Переменил много занятий: был газетным торговцем, чернорабочим, землекопом, возчиком брёвен. Он работал и учился, закончил институт. Во время войны он создавал кинофильмы для Советской Армии, был режиссером мультфильмов. Затем появились его первые рассказы для детей.

    А какие рассказы знаете вы?

    Ответы детей.

    Рассказы Н.Носова любили не только дети, но и их мамы и папы, бабушки и дедушки.

    Николай Носов считал, что добро должно торжествовать, а зло быть побеждено.

    - Ребята, как вы считаете? Что такое зло? А в рассказах Н.Носова, что побеждает?

    Подбадриваю, хвалю.

    Ответы детей.

    Ребята, а вы знаете, кто написал слова для этой веселой песенки? А кто написал музыку? Молодцы!   Слова для этой веселой песни написал Н.Носов, а музыку В.Шаинский.

    Давайте вспомним какие ещё весёлые стихи написал он для своего героя – Незнайки.

    Беру шляпу Незнайки и надеваю на головы детей.

            

               

    Дети встают и выполняют движения под музыку.

    Дети читают стихи из произведений Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей» и «В траве сидел кузнечик»

    - «Шляпу надеваю,

         В Незнайку превращаю.»

     

    1

    2

    3

    Молодцы!

    Дети садятся на свои места.

    А теперь проверим, внимательно ли вы слушали произведения Н.Носова.

       

    1. «Затейники» -

    Вдруг меня кто-то как схватил за ногу! Я как закричу! Выскочил из-под стола, а Ваня за мной.

    Ответы детей.

    1. «Фантазёры» -

    А я, когда был большой, всю реку мог переплыть.

    Предлагаю пересказать отрывок по ролям.

             

    Ответы детей.

    Кто вам понравился?

    А кто нет? Почему?

               

    Ответы детей.

    А теперь отгадайте загадки. Отгадаете, узнаете название рассказа.

    1. «Автомобиль» -

    Чтобы я тебя повез,

    Мне не нужно есть овёс,

    Накорми меня бензином,

    На копыта, дай резины, и

    Поднявши вихрем пыль,

    Побежит… (автомобиль).

    Ответы детей.

    В ответах название рассказов.

    1. «Репка» -

    Кругла да гладка,

    Откусишь – сладка,

    Засела крепко

    На грядке … (репка).

    1. «Огурцы»

    Лежит меж грядок

    Зелен и гладок…..(огурец).

    А рассказ называется «Огурцы».

    1. «Заплатка» -

    У Бобки были замечательные штаны: зелёные, вернее сказать, защитного цвета.

    Что ответила мама сыну? Как ребята отнеслись к работе Бобки?

               

    Ответы детей.

    1

    2

    3

    Как вы относитесь в Бобке?

    Какие предметы использовали Вадик и Вовка, чтобы сразиться с «живой шляпой»?

               

    Ответы детей.

    Читаю отрывок «Бобик в гостях у Барбоса»:

    «Эх, Васька, - сказал барбос, - опять я наказан! Даже сам не знаю за что. Принеси мне кусочек колбаски, если дедушка тебе даст.

    Васька пошел к дедушке, стал мурлыкать и тереться спиной о его ноги. Дедушка дал ему кусочек колбаски.

    Васька половину съел сам, а другую половинку отнёс под кровать Барбоске».

    Что я вам прочитала: начало, середину или конец сказки?

               

    Ответы детей.

    Барбоска с Васькой дружные?

    Даже животные в рассказах писателя добрые, дружные, смешные, озорные.

    У Николая Носова много веселых рассказов, сказок.

    Назовите любимые произведения.

               

    Дети отвечают.

    Мне тоже очень нравится творчество Н.Носова, оно вызывает добрую улыбку на наших лицах.

    Но смех – дело серьёзное. Совсем не смешно, если ребёнок смеется над попавшим в беду другом. Важно видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказать самому о каком-либо забавном случае.

     

    В траве сидел кузнечик,

    В траве сидел кузнечик,

    Совсем как огуречик,

    Зелененький он был.

             

    Припев:

    Представьте себе,

    Представьте себе,

    Совсем как огуречик,

    Представьте себе,

    Представьте себе,

    Зелененький он был.

    Но вот пришла лягушка, Но вот пришла лягушка,

    Прожорливое брюшко

    И съела кузнеца.

    Припев:

    … И съела кузнеца,

    И съела кузнеца.

    Стоя, руки на поясе, правой ногой 2 раза ударить носком по полу.

    То же левой ногой.

    Взор на  носок ноги.

    Полуоборот направо, руки в стороны, правую ногу на пятку.

    То же влево.

    На повторение музыки движения повторяются.

    Взор прямо.

    Присесть, руки на колени, локти в стороны, (имитация «лягушки»).

    Правую ногу на пятку.

    То же с левой ногой.

    Взор на носок ноги.

     Движения припева повторяются.

                       Физкультминутка с гимнастикой для глаз.

              « Кузнечик» сл. Н. Носова, муз. В. Шаинского.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Знакомство с творчеством писателя Ханса Кристиана Андерсена и его произведением «Гадкий утенок»

    Непосредственно образовательная деятельностьпо художественной литературе в подготовительной группе...

    Развитие речи дошкольников через знакомство с творчеством писателей и поэтов

    РазвитРазвитие речи дошкольников через знакомство с творчеством писателей и поэтовЮжного Уралаие...

    Конспект занятия «Знакомство с творчеством писателя И.А. Крылова .

    Конспект занятия по развитию речи " Знакомство с творчеством  И.А, Крылова" в подготовительной группе....

    Знакомство с творчеством писателя и поэта Сергея Козлова

    Познакомить детей старшего возраста с творчеством замечательного писателя и поэта Сергея Козлова....

    «Знакомство с творчеством писателя Корнея Ивановича Чуковского»

    Цель: познакомить воспитанников с творчеством К. И. Чуковского.Задачи:- Дать детям представление о личности писателя и его книгах.- Формировать интерес к личности писателя и его кн...

    «Знакомство с творчеством писателя И.А. Крылова и его басней «Лебедь, Щука и Рак».

    Конспект занятия по художественной литературе в подготовительной группе....

    Презентация.Викторина «Знакомство с творчеством писателя Корнея Ивановича Чуковского».

    Цель: познакомить воспитанников с творчеством К. И. Чуковского.Задачи:- Дать детям представление о личности писателя и его книгах.- Формировать интерес к личности писателя и его кн...