Экологический Проект средняя общеобразовательная группа №7 «Наш центр природы»
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Фатеева Наталья Сергеевна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekolog.doc150.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска

«Детский сад №9 комбинированного вида»

  Экологический Проект

средняя общеобразовательная группа №7

«Наш центр природы»

Воспитатели:

                                                                                                                             Чуклай К.А.

Фатеева Н.С.

2016 г.


Этапы работы

1 этап:  диагностический

  • Анализ затруднений
  • Постановка проблемы, определение цели, исходя из интересов и потребностей детей
  • Сбор и анализ литературы по данной теме.  
  • Изучение методической литературы
  • Изучение нормативно-правовой базы  
  • Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию
  • проекта.  
  • Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.

2 этап: практический

  • Обогащение предметно-развивающей среды
  • Оформление центра природы в соответствии с ФГОС
  • Прогнозирование результатов
  • Разработка перспективного плана
  • Сотрудничество с родителями в рамках проекта

3 этап: обобщающий

  • Анализ проделанной работы
  • Обобщение опыта работы по теме проекта. Распространение опыта  работы среди коллег

Тип проекта:  практико-ориентированный

По времени проведения: долгосрочный (6 месяцев)

По количеству участников: групповой

Участники проекта: воспитанники средней группы, их родители, воспитатели группы.

Проблема:

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, специальных экспериментов, дидактических и сюжетно-ролевых  игр развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

В связи с тем, что в последнее время в дошкольных учреждениях экологическому воспитанию детей уделяется большое внимание, а предметно-развивающая среда нашей группы была недостаточно оснащена, мы решили разработать проект «Наш центр природы».

Цель проекта:  обогащение предметно - развивающей среды группы; формирование у детей и родителей  чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять  заботу  о сохранении природы.

 При реализации нашего проекта были  поставлены следующие задачи:

Образовательные:

1.Знакомить детей с объектами живой и неживой природы ближайшего окружения (песок, вода, глина, растения, животные и т.д.)

2.Формировать знания о свойствах и качествах объектов живой и неживой природы.

3.Учить правильно, действовать в быту, учитывая свойства живой и неживой природы.

Развивающие:

1.Обогащать чувственный опыт детей: учить узнавать на ощупь объекты живой и неживой природы и их качества.

2.Совершенствовать мелкую моторику рук, кинестические ощущения в процессе предметно-практических действий с объектами природы.

3.Стимулировать межанализаторное взаимодействие (рече - двигательную, зрительно – двигательную координацию).

4.Развивать познавательную функцию рук: координацию движения обеих рук со зрительным прослеживанием (захват, удержание, приближение, удаление).

5.Стимулировать речевую активность детей в процессе игр с природным материалом.

6.Стимулировать мыслительные операции в процессе актуализации знаний.

Воспитательные:

1.Формировать интерес и позитивное отношение к объектам живой и неживой природы, адекватно и эмоционально воспринимать природу.

2.Развивать стремление действовать вместе с взрослыми, вместе радоваться процессу игры, занятия.

3.Формировать умение бережно и осторожно работать с природным материалом.

4.Развивать эмоциональную отзывчивость, обогащать эмоциональный опыт в процессе взаимодействия с природными объектами.

Планируемые результаты

1.У детей появится ярко выраженный интерес к живой и не живой природе, умение называть и различать комнатные растения и другие объекты природы.

2.Дети будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.

3.У детей сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научаться делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

4.Дети узнают значение воды, почвы, воздуха, тепла, света в жизни живых объектов природы и ее свойств.

I этап - диагностический.

Изучение методической литературы – (октябрь)

Оформление центра природы по ФГОС.

У каждой группы детского сада свой центр природы. Подбор и размещение объектов в уголок природы проводят в соответствии с возрастом, руководствуясь программой воспитания в детском саду и Санитарными Правилами и Нормами. Согласно Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам ( СанПиН 2.4.1.3049-13), растения, которые помещаются в природный уголок, должны быть безопасны. Не допускается иметь в уголке природы ядовитые и колючие растения. Подбор растений проводят в соответствии с возрастом детей. И, конечно, обязательно осуществление ежедневного ухода за растениями. На цветах желательно иметь таблички с названием. 

СанПиН 2.4.1.3049-13 п.6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения. п. 7.5. Не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях. 

Всех обитателей уголка природы в детском саду можно разделить на постоянных и временных. Постоянными обитателями уголка природы будут комнатные растения. В средней группе число комнатных растений увеличивается до 5-6 видов. Это будут растения с разной формой и величиной листьев. Педагог показывает, как следует поливать растения, у разных растений неодинаковая потребность в воде. Дети должны знать названия 4-5 растений.

 Временные обитатели уголка природы – это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени. Осенью это будут осенние букеты и цветы из цветника, пересаженные в кашпо. А также поделки из природного материала. Зимой это могут быть ящики с посадками зелёного лука и веточки деревьев. Весной – ящики с рассадой для огорода детского сада, букеты весенних первоцветов. Можно сделать «сухой» аквариум».

В каждой группе детского сада рекомендуется иметь календарь погоды. Отмечая погоду в календаре, дети закрепляют знания, полученные в ходе наблюдений в природе. В средней группе это может быть пособие, на котором нарисованы картинки с изображением состояний погоды с подвижной стрелкой посередине. После возвращения с прогулки и обсуждения погоды дети передвигают стрелку на нужную картинку. Также в центр природы помещают детские рисунки на тему наблюдений.

Кроме этого, в центре природы в каждой группе необходимо иметь: муляжи овощей и фруктов, наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее. Альбомы «Времена года»; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные, рисунки детей о природе и поделки из природного материала, материал для труда, оборудование для экспериментов. Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал. Дидактические игры природного содержания. 

Центр природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы.

Таким образом, центр природы в детском саду нужен не только как оформление детского сада, но и является необходимой составляющей педагогического процесса.

II этап – практический (ноябрь-декабрь)

Для достижения цели и планируемых результатов проекта нами был составлен план совместной работы детей, воспитателей и родителей. Для этого вначале предметно-развивающая среда нашего центра природы будет приведена в соответствие с ФГОС и СанПиН.

В развивающей среде центра природы  в нашей группе  будет содержаться:

 - книги познавательного характера для среднего возраста;

 - тематические альбомы;

 - коллекции:  семена разных растений, шишки, камешки,

-аудио- и видеозаписи диких и домашних животных, звуков природы, пения птиц;

- картинки, иллюстрации, трафареты и фигурки животных;

- картины с  пейзажами времен года, пейзажи (лес, поле, луг);

- настольные игры: «Кто где живет?», «Кто с кем?», домино «Фрукты, ягоды», «Овощи»;

- д/и из природного материала: «Чьи, детки, с какой ветки?», «Речные камешки», «Звуковички природы», «Расставь шишки по величине»,  «Орешек», «Золушка», «Шум моря», «Крылатая радуга», «Цветовые экоквадраты»;

- маски животных для создания игровых сюжетных линий;

-природные материалы (почва, кора деревьев, еловые шишки, морские ракушки, лоскуты ткани, веточки растений разных размеров);

-материал для экспериментально-исследовательской деятельности (песочные часы, термометр, мерные стаканчики, воронка, зеркало)

-комнатные растения (колеус, каланхоэ декоративный, фиалка, гибискус, фикус голдил, толстянка);

- альбом тканей;

- картотеки: «Опыты и эксперименты», «Подвижные игры»

- аромонабор, в состав его входит набор сухих ароматических трав и ароматические масла (розовое, пихтовое, лавандовое)

Коллекция заготовленных ароматических: чабрец обыкновенный, полынь горькая, зизифора пахучковидная, мелисса лекарственная, пихта, сосна, ель, можжевельник, пион уклоняющийся, аир болотный и др.

В процессе проведения занятий с объектами природы важно придерживаться следующих правил:

- занятия должны быть безопасны для жизни и здоровья детей;

- использовать объекты природы ближайшего окружения, встречающиеся в повседневной деятельности детей;

- дифференцировать задания по уровню сложности и учитывать речевые, моторные и умственные возможности каждого ребенка;

- не давать готовые умозаключения и выводы, а подводить к этому детей в процессе обсуждения;

- создавать игровые и проблемные обучающие ситуации;

- связывать результаты опытов с повседневной жизнью, наблюдению детей на улице и дома;

- использовать различные виды помощи детям: побуждения, стимулирование деятельности, подсказка, наводящий вопрос, совместную деятельность по типу «руки в руки», указания пути решения, демонстрацию способа решения.

Перспективное планирование (январь – март)  

Содержание работы

Цель, задачи

Участники проекта

Январь

Наблюдение и труд в уголке природы

Закрепить название, строение комнатных растений, навыки по уходу за комнатными растениями.

Воспитатели, дети.

Экспериментально-исследовательская деятельность «Богатство природы (вода)»

обучить детей различать состояния воды;

- расширить и углубить представление детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, твердое, газообразное);

Воспитатели, дети.

НОД по речевому развитию «Лес зимой»

-развивать знания детей   о зимовье  диких животных и их жилище; развивать творческое воображение, фантазию.

- воспитывать любовь к природе, животным

Воспитатели, дети.

Дид. Игра «Что из чего сделано?»

Закреплять знания о материалах, учить различать стеклянные, металлические, деревянные предметы.

Воспитатели, дети.

НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) «Дерево в снегу»

Закреплять представление о зимнем покое деревьев, учить рисовать красками, используя ватную палочку.

Воспитатели, дети.

Беседа на тему «Как зимуют звери?»

Формировать у детей представления о жизни животных в лесу, их приспособленности к сезонным условиям.

Учить детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, делать выводы.

Упражнять в умении сравнивать и описывать животных.

Воспитатели, дети.

П.игра «Лиса и заяц»

Учить действовать по сигналу, учить бегать не натыкаясь друг на друга, создать радостное настроение.

Воспитатели, дети.

Февраль

НОД по познавательному развитию «Как зимуют растения на улице и в комнате?»

Закрепить знания о комнатных растениях уголка природы, знание правил ухода за ними.

Дать первоначальное представление о зимнем покое деревьев и кустарников

Побуждать бережно относиться к растениям в помещении и на улице

Воспитатели, дети.

НОД по познавательному развитию (математика) «Наш природный уголок»

Упражнять в различении пространственного расположения относительно себя. Закрепить знания о растениях, животных центра природы.

Воспитатели, дети.

Дид. игра «Кто где живет?»

Развивать речь, память, мышление, воображение.

Воспитатели, дети.

НОД по познавательному развитию

«Врачи- наши помощники»

Закреплять представления детей о труде врача, знания о витаминах. Воспитывать уважение к людям, которые заботятся о нашем здоровье.

Воспитывать понимание ценности здоровья, потребность заботиться о нем. Учить сажать лук на перо.

Воспитатели, дети.

Экспериментально-исследовательская деятельность: опыт «На свету и в темноте».

дать конкретные представления о живых организмах (питание, рост, тянутся к свету, размножаются);

Конкретные представления об условных потребностях растений (свет, тепло, влага);

Представления о состоянии растений. Обогащать память ребенка, активизировать мыслительные процессы, развивать связную речь.

Воспитатели, дети.

Март

НОД по художественно-эстетическому развитию (аппликация)

«Цветы для мам»

Закрепить умение создавать несложную композицию на листе из кругов, развивать мелкую моторику пальцев рук, пространственное воображение, глазомер, абстрактное мышление, развивать способности следовать устным инструкциям; развивать творческий интерес к работе, логическое мышление;  воспитывать терпение, усидчивость, трудолюбие; воспитывать аккуратность, вкус.

Воспитатели, дети.

Экспериментально-исследовательская  деятельность «Как обнаружить воздух в помещении?»

Познакомить детей с воздухом и его свойствами. Показать детям, как обнаружить воздух в помещении; показать, что воздух есть во всех предметах и материалах. Познакомить с тем, что воздух можно надувать. Ввести в активный словарь слово - упругий. Показать детям, что воздух необходим людям, без него мы погибнем.

Воспитатели, дети.

Чтение и заучивание стихотворения Е. Благининой "Цветок-огонек".

Помочь детям запомнить стихотворение.  Вызвать желание выразительно читать стихотворение. Дать представление о комнатном растении бальзамине.

Воспитатели, дети.

НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка)

«Пернатые друзья»

Закрепить и уточнить знания и представления о перелётных птицах. Развивать желание наблюдать за птицами. Закреплять умения лепить из теста птицу.

Воспитатели, дети.

Экспериментально-исследовательская деятельность «Чем полезна почва?»

Познакомить детей со свойствами почвы; Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

Вызывать радость открытий, полученных из опытов;

Воспитывать культуру поведения в общественных местах.

Воспитатели, дети.

Итоговое мероприятие Игра КВН «Мы - друзья природы»

Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, экологически грамотное отношение к природе. Развивать воображение, мышление, любознательность, активность в познавательной деятельности.

Воспитатели, дети.

В перспективе

НОД по художественно-эстетическому развитию (аппликация) «Аквариум (коллективный творческий проект)»

Продолжать формировать умение вырезать из бумаги различные фигуры, в том числе рыбок из прямоугольника, воспитывать самостоятельность, дать представление детям об аквариумных рыбках и их разновидностях и их жизнедеятельности.

Воспитатели, родители, дети.

Планируемые формы взаимодействия с родителями воспитанников:

1. Консультация в уголке для родителей  "Комнатные растения - наши друзья или враги?"

2. Изготовление альбома "Многообразие комнатных растений" с участием родителей.

3. Игра КВН "Мы - друзья природы" (с участием родителей и детей).

4. Самостоятельное проведение опытов в домашних условиях. (Презентация) (родители и дети).

5.Изготовление поделок на тему «Мы любим природу»

Список использованной литературы.

1.Асанова З.Т. Технологические карты организованной образовательной деятельности. Средняя группа. – Волгоград: Учитель: 2014.

2.Голицына Н.С. Конспекты комплексно-тематических занятий. Средняя группа. Интегрированный подход. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2014

3.О.В.Дыбина и другие «Неизведанное рядом», М., 2001 г.

4.Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром. Конспекты занятий. Москва: Издательство Мозаика-Синтез, 2008

5.Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.

6.Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М.: ТЦ «Сфера», 2004.

7.С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников» М., 1999 г.

8. Н.А.Рыжова «Развивающая среда дошкольных учреждений», М., 2003 г.

Паспорт ПРОЕКТА

Направление: Экологический проект

Коллектив авторов проекта

Воспитатели общеобразовательной группы №7: Чуклай Ксения Анатольевна

                          Фатеева Наталья Сергеевна

Описание проекта

Название проекта

«Наш центр природы»

Девиз проекта (афоризм)

«Мы хотим, чтобы птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась

И была на ягодах роса!

Мы хотим, чтоб солнце грело,

И березка зеленела,

И под елкой жил смешной, колючий еж,

Чтобы бабочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы лил веселый дождь!» ( Цитата из детской песенки)

Проблема

В связи с тем, что в последнее время в дошкольных учреждениях экологическому воспитанию детей уделяется большое внимание, а предметно-развивающая среда нашей группы была недостаточно оснащена, мы решили разработать проект «Наш центр природы».

Цель проекта

Обогащение предметно - развивающей среды группы; формирование у детей и родителей  чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять  заботу  о сохранении природы.

Задачи проекта

 Образовательные:

1.Знакомить детей с объектами живой и неживой природы ближайшего окружения (песок, вода, глина, растения, животные и т.д.)

2.Формировать знания о свойствах и качествах объектов живой и неживой природы.

3.Учить правильно, действовать в быту, учитывая свойства живой и неживой природы.

Развивающие:

1.Обогащать чувственный опыт детей: учить узнавать на ощупь объекты живой и неживой природы и их качества.

2.Совершенствовать мелкую моторику рук, кинестические ощущения в процессе предметно-практических действий с объектами природы.

3.Стимулировать межанализаторное взаимодействие (рече - двигательную, зрительно – двигательную координацию).

4.Развивать познавательную функцию рук: координацию движения обеих рук со зрительным прослеживанием (захват, удержание, приближение, удаление).

5.Стимулировать речевую активность детей в процессе игр с природным материалом.

6.Стимулировать мыслительные операции в процессе актуализации знаний.

Воспитательные:

1.Формировать интерес и позитивное отношение к объектам живой и неживой природы, адекватно и эмоционально воспринимать природу.

2.Развивать стремление действовать вместе с взрослыми, вместе радоваться процессу игры, занятия.

3.Формировать умение бережно и осторожно работать с природным материалом.

4.Развивать эмоциональную отзывчивость, обогащать эмоциональный опыт в процессе взаимодействия с природными объектами.

Образовательные области

- Социально-коммуникативное развитие;

- Познавательное развитие;

- Речевое развитие;

- Художественно-эстетическое развитие;

-Физическое развитие.

Участники проекта, возраст дошкольников.

Воспитанники средней группы (4-5 лет),  родители, воспитатели группы.

Приблизительная продолжительность проекта

Октябрь 2016 – апрель 2017г.

Ожидаемые результаты

1.У детей появится ярко выраженный интерес к живой и не живой природе, умение называть и различать комнатные растения и другие объекты природы.

2.Дети будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.

3.У детей сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научаться делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

4.Дети узнают значение воды, почвы, воздуха, тепла, света в жизни живых объектов природы и ее свойств.

Методы и формы оценивания

До работы над проектом

Наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми, результаты первоначального мониторинга по теме проекта

После завершения работы над проектом

Наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми, результаты мониторинга по завершению проекта.

Этапы планирования. Учебно-воспитательные мероприятия

Деятельность педагога

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с родителями

Подготовительный этап. Необходимые начальные знания, умения, навыки детей

- Сбор и анализ литературы по данной теме.  

- Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.  

- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

- Прогнозирование результатов

- Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.

Диагностика:

- Выявить интерес детей к объектам живой и неживой природы.

- Выявить  знания детей о комнатных растениях и других объектах живой и не живой природы.

- Выявить умение детей анализировать объект или явление природы, выделять существенные признаки. Сопоставлять различные факты,  умение рассуждать и аргументировать собственные выводы.

- Выявить способность ребенка принимать цель деятельности, умения предвидеть результат, отбирать оборудование  для осуществления деятельности, владеет ли практическими умениями в деятельности в природе (уход, выращивание растения), умеет ли соотносить результат с целью.

Анкетирование родителей на тему знаний по экологии. Цель: выявить отношение родителей к экологическому обучению детей, и  исследовательской  активности детей.

Основной этап проекта

- Обогащение предметно-развивающей среды;

- Оформление центра природы в соответствии с ФГОС;

- Разработка перспективного плана;

Формирование методического сопровождения:

1.Подборка цикла наблюдений за животным  и растительным миром для  детей среднего возраста;

2. Подборка художественной литературы по экологии;

3. Подборка литературы познавательного характера;

4. Конспекты поисково – познавательных занятий;

5. Консультационный материал

для родителей по теме.

- Сотрудничество с родителями в рамках проекта.

- Игры – занятия с детьми познавательного

характера.

- Чтение художественной

и познавательной

литературы

- Экологические,

подвижные,

дидактические,

имитационные игры,

игры – путешествия.

- Продуктивная  

деятельность детей.

- Проведение опытов и

Экспериментов на экологическую тему.

Консультация в уголке для родителей  "Комнатные растения - наши друзья или враги?"

 Изготовление альбома "Многообразие комнатных растений" с участием родителей.

Заключительный этап проекта

- Анализ проделанной работы

- Обобщение опыта работы по теме проекта. Распространение опыта  работы среди коллег

Диагностика по тем же критериям, что и в Подготовительном этапе.

Самостоятельное проведение опытов с природными материалами в домашних условиях по рекомендациям воспитателей. (Презентация) (родители и дети).

 Изготовление поделок на тему «Мы любим природу»

Игра КВН "Мы - друзья природы" (с участием родителей и детей).

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

№ п.п.

Наименование

1

Комнатные растения:  «Каланхоэ»,  «Колеус», «Фиалка», «Гибискус», «Фикус», «Толстянка»

2

Земля для цветов.

3

Горшки для цветов

4

Контейнер для рассады

5

Коллекция  трав « Ароматы трав душистых»: чабрец обыкновенный, полынь горькая, зизифора пахучковидная, мелисса лекарственная, пихта, сосна, ель, можжевельник, пион уклоняющийся, аир болотный и др.

6

Ароматические масла: розовое, пихтовое, лавандовое и чайное дерево.

7

Коллекция семян «Сундучок с семенами»: арбуза, пшеницы, овса, подсолнечника, укропа, свеклы, редиса, луковицы – репчатого лука и др.

8

Природные материалы: песок, глина, камни, почва, еловые шишки, морские ракушки, лоскутки ткани, веточки растений разного размера.

9

Контейнеры для природных материалов

10

Картинки животных, насекомых, птиц.

11

Фигурки и трафареты диких и домашних животных.

12

Настольные игры: «Кто где живет?», «Кто с кем?», домино «Фрукты, ягоды», «Овощи»

13

Материалы для эксперементально-исследовательской деятельности (песочные часы, мерные стаканчики, воронка, зеркало).

14

Картотеки: «Опыты и эксперименты», «Подвижные игры», «Экологические наблюдения».

15

Книги познавательного характера для среднего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Центр природы в группе – эффективное средство развития экологических представлений у дошкольников» (сообщение из опыта работы)

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях....

Экологический Проект «Наш центр природы»

Проблема: Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, специальных экспериментов, дидактических и сюжетно-ролевых  игр развивает...

Центр природы, как средство экологического воспитания старших дошкольников

Дошкольный возраст — важный этап встановлении экологического воспитания личности. В данном возрасте малыш начинает выделять себя из находящейся вокруг среды, у него появляется эмоционально-ценно...

Формирование экологической воспитанности у старших дошкольников посредством реализации комплекса занятий в центре природы

Статья на тему: "Формирование экологическо воспитанности у старших дошкольников поссредством реализации комплекса занятий в центре природы"...

«Центр природы, как развивающая среда для экологического образования детей»

Материал содержит практический материал по созданию центра природы в средней группе ДОО. Его описание проходит через "системный оператор" - метод ТРИЗ - технологии....

Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности "Центр Лего-конструирования"

Конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экс...