«Центр природы в группе – эффективное средство развития экологических представлений у дошкольников» (сообщение из опыта работы)
консультация по окружающему миру (старшая группа) на тему

Яцюк Светлана Александровна

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                      МБДОУ № 30

         Консультация для педагогов

Тема: «Центр природы в группе – эффективное средство развития экологических представлений у дошкольников»

                               (сообщение из опыта работы)

                                         Выполнила: воспитатель

                                                         Яцюк Светлана Александровна

                                         

                                         Павлово 2016

                                           

  Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях.

 Детские наблюдения на экскурсиях или занятиях в комнате кратковременны. Ознакомление же детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголков или центров природы. Каждая возрастная группа имеет свой центр природы, однако хорошо иметь и общий центр природы для всего детского учреждения, что у нас и есть. Уголок природы представляет возможность сосредоточить внимание детей на небольшом количестве обитателей, на наиболее типичных их признаках и тем самым обеспечить более глубокие и прочные знания. Разнообразие растений и животных, с которыми дети встречаются непосредственно в природе, затрудняет выделение общего, существенного и закономерного в жизни растений и животных. Ознакомление с ограниченным количеством специально подобранных объектов в уголке природы позволяет решить эту сложную и важную задачу. Имеет значение и пространственная близость обитателей уголка природы. Дети получают возможность хорошо рассмотреть растения и животных, наблюдать за ними длительное время.

 При отборе растений и животных для уголка природы следует учитывать требования, предъявляемые «Программой воспитания в детском саду». Только при этом условии можно обеспечит воспитательное и образовательное воздействие на детей  наблюдений и труда в природе.

  В уголке живой природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к животным ( в общем уголке природы живут кролик, морская свинка, черепашки, шиншилла, хомячок, аквариумные рыбки)  и растениям, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами у дошкольников развивается наблюдательность, интерес к природе. Во время ухода за обитателями уголка природы у детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело..

 Труд и наблюдение детей за растениями и животными в уголке природы организуют в течение всего года (зимой, поздней осенью и ранней весной). Поскольку в условиях средней полосы труд и наблюдения детей на участке в эти периоды значительно сокращаются, уголок природы обеспечивает возможность для непрерывной систематической работы по ознакомлению детей с природой.

  Существуют определенные требования к отбору обитателей уголка природы:

1. Растение или животное должно быть типичным для той или иной систематической или экологической группы. При этом становится возможным познакомить детей с основными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений и животных.

2. Уход за обитателями уголка по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве со стороны воспитателя). Поэтому отбираются растения и животных, неприхотливых к пище и уходу за ними.

3. Растения и животные в уголке природы должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольника.

4. Растения и животные должны быть абсолютно безопасны, не приносить ни малейшего вреда здоровью детей.

 Постоянные обитатели уголков природы в детском саду - комнатные растения. Они издавна украшали жилище человека. Одни из них обильно и долго цветут, другие имеют красивую листву, стебли их разнообразны. Большинство комнатных растений - выходцы из тропических и субтропических стран: в зависимости от места произрастания в природе, комнатные растения требуют различного ухода (разной почвы, поливки, степени освещенности и т.д.) Интересны комнатные растения и тем, что каждый вид имеет вои сроки и периоды активной вегетации. Комнатные растения - ценный дидактический материал, они являются обязательными обитателями уголка природы.

 Одним из условий реализации системы экологического образования дошкольников является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды, которая должна способствовать развитию ребенка в целом. В своей группе стараюсь создать все необходимые условия для проведения системной работы. В центре природы есть календарь природы, где в зависимости от времени года меняются картинки с погодными явлениями, внешним видом деревьев, растений, животных, птиц, насекомых, цветов и прочее.

 В нашем уголке природы  собрано много комнатных растений, Дети знакомятся  с конкретными видами растений, узнают их название, характерные особенности, с условиями необходимыми для их роста и развития, а так же ведут наблюдения за растениями и участвуют в посильном труде по уходу за ними ( с помощью педагога). Узнают, что они живые существа и у них есть потребности в определенных условиях жизни: что всем растениям нужны питательная почва (земля), вода, свет, тепло, воздух. Ребенок с помощью взрослого узнает, что без этих условий они не могут оставаться живыми. Эти условия им создает человек: сажает в горшок с землей, регулярно поливает, иногда подкармливает удобрениями, ставит в светлое место, не допускает охлаждения.

 Комнатные растения имеют определенное строение: у них есть корень, стебель, листья, иногда цветы. Дети узнают, что листья чаще всего зеленые, их много, ими растение  дышит, очищая листья их от пыли сначала вместе со взрослым, а затем и самостоятельно дошкольник сможет оказать действенную помощь зеленым друзьям. Ребенок узнает, что все органы нужны растениям, поэтому их нельзя повреждать, ухаживать надо осторожно. Комнатные растения человек специально разводит для эстетического наслаждения, для того, чтобы в помещении стало красиво. Красота комнатных растений достигается созданием для них хороших условий

 У детей развивается познавательный интерес - они самостоятельно рассматривают растения, охотно участвуют в наблюдениях, делают зарисовки, задают вопросы. У детей развиваются эстетические чувства, умение замечать и оценивать привлекательные качества комнатных растений: красоту формы и окраски листьев, вьющихся стеблей, красоту цветущего растения. Дети охотно участвуют в пересаживании растений, замечают и эмоционально реагируют на появившиеся ростки, бутоны, цветы. Также развивается восприятие комнатных растений, как живых существ.

 Особое место в ознакомлении детей с природой занимает создание огорода на окне. Здесь дети знакомятся с огородными культурами, с этапами их роста и созревания. Чуть позже вместе с детьми будем высаживать лук на зелень, петрушку, укроп, рассаду цветов, ухаживать за ними, собирать урожай. Выращивая растения, ребенок входит в мир живой природы, который ломать он уже не будет, а будет только беречь. Так у детей воспитываю навыки экологической культуры.

Немало важным элементом в развитии экологических представлений дошкольников является и экспериментально - исследовательская зона центра природы. Она создана для развития познавательного интереса у детей к исследовательской деятельности. В этой зоне собрано оборудование для опытно-экспериментальной работы в живой и неживой природе ( колбы, мензурки, пипетки, трубочки ,ванночки и прочее) разнообразный природный материал ( песок, камни, ракушки, шишки, семена растений, палочки ,кора)  Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В младшей  группе используются отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Так же в уголке природы  отведено место  дидактическим играм экологического назначения. Поскольку игра наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей, были подобраны игры, в которых по возможности присутствовала бы активная экологически правильная игровая деятельность. Игры и игровые элементы позволяют развить у ребят самые разнообразные положительные качества и облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний. Детям предлагаю  настольно-печатные, дидактические и развивающие игры такие, как « C какого дерева листок?», «Кто где живет?», «Что лишнее?» и другие. С помощью игр можно хорошо закрепить у детей полученные представления о природе.

Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода в экологическом развитии дошкольников, является создание среды, в которой педагог  личным примером демонстрирует детям правильное отношение к природе и активно  вместе с детьми участвует в природоохранной деятельности.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пальчиковые игры - как средство развития музыкальных способностей детей раннего возраста." (из опыта работы)

Использование пальчиковых игр в музыкальном воспитании способствует развитию не только музыкальности ребенка, его пальцев, речи, но и одновременно формирует многие личные качества – пространственно-об...

"Приобщение детей к народным играм как средству развития ловкости, быстроты, силы, меткости, сноровки" (из опыта работы)

Народные игры, сказки и др. формы фольклора созданные народом являются бесценным кладом русской культуры. Сохраняя народные традиции формируется национальное самосознание человека. Задача педагогов и ...

Сюжетно-ролевая игра как средство развития познавательной активности в детском экспериментировании. (Из опыта работы).

В основе экспериментальной деятельности дошкольника лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях. И задача воспитателя удовлетворить эти потреб...

План самообразования за 2019-2020 уч.год по теме: "Уголок природы в группе как средство формирования экологических представлений детей 5-6 лет"

План самообразования за 2019-2020 уч.год  по теме: "Уголок природы в группе как средство формирования экологических представлений детей 5-6 лет"...

Эффективные приемы развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста (из опыта работы)

В статье описаны эффективные практические  приемы для развития коммуникативных способностей дошкольников...

Игровая программа по экологии «Игра, как средство развития экологических представлений и познавательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: формирование у детей элементов экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир и природу. Задачи: привлечение внимания к окружающему миру, развитие умений видеть красо...