План самообразования за 2019-2020 уч.год по теме: "Уголок природы в группе как средство формирования экологических представлений детей 5-6 лет"
материал по окружающему миру (старшая группа)

Вахрушева Оксана Сергеевна

План самообразования за 2019-2020 уч.год  по теме: "Уголок природы в группе как средство формирования экологических представлений детей 5-6 лет" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ ЦРР д/ сад «Теремок»

План самообразования

Тема:  Уголок природы в группе как средство формирования экологических представлений детей 5-6 лет

Воспитатель: Вахрушева Оксана Сергеевна

г. Северобайкальск

2019-2020уч.год

Тема: Уголок природы в группе как средство формирования экологических представлений детей 5-6 лет

Цель: изучить влияние уголка природы в группе на формирование экологических представлений детей 5-7 лет.

Задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Изучить особенности формирования экологических представлений детей 5-6 лет.

3. Проанализировать влияние уголка природы в группе на формирование экологических представлений детей 5-6 лет.

4. Изучить и проанализировать опыт педагогов по формированию экологических представлений  детей  5-6 лет посредством создания  уголка природы в группе.

5. Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей.

Наблюдая за детьми, я решила расширить кругозор детей о природе, познакомить детей с её необычными дарами, секретами, не выходя их группы, для этой цели был создан уголок природы с добрым названием : «Благодея» (благие, добрые деяния, действия), в котором представлены разнообразные  коллекция природного материала. Все природные объекты дают возможность детям наблюдать за растениями, в последствии ухаживать за ними (полив, рыхление, опрыскивание, с природными материалами ребята могут не только играть, но и проводить небольшие эксперименты (морские камни, ракушки, песок, шишки, семена растений).«Благодея» является местом систематического труда и наблюдений (на занятиях и в повседневной жизни, где дети имеют возможность проявлять активность и самостоятельность, бережное отношение к природе. Дети учатся видеть эстетическую красоту растений, природного материала, бережно относиться к ним, желание ухаживать за объектами природы. Большую роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность, процессе этой деятельности ребенок получает познавательные знания.

«Экология – научная естественная история, имеющая дело с социологией и экономикой животных» (английский эколог Ч. Элтон), «Экология – изучение структуры и функций природы» (американский учёный Х. Одум).

В более поздние времена, в связи с негативными изменениями в окружающей среде, содержание термина «экология» расширилось. На место таких элементов, как растения, животные и т.п. встали человек, человеческое общество.

На современном этапе жизни общества экология стала трактоваться как наука, способная решить не только биологические, но и некоторые социальные проблемы: проблемы мировоззрения человечества. И действительно, «эволюция» в развитии терминологии «экологии» отражает реальности объективной действительности. Однозначно, что на сегодняшний день наука экология вышла за рамки биологии и трансформировалась в междисциплинарную науку, предметом изучения которой являются сложнейшие проблемы взаимодействия человека с окружающей средой. Современная наука об экологии охватывает не только биологические, но и философские, социальные, политические, экономические, правовые, гигиенические и нравственно-этические аспекты деятельности общества и человека. Экология в настоящее время исследует, прежде всего, природные законы, которые определяют условия жизни и существования человека и общества, социально-экологические и нравственные принципы природопользования.

Следовательно, содержательная сущность комплексной экологии − это экосистемы: организм-среда; природное сообщество-среда; человек-окружающая среда

Ожидаемые результаты: Уголок несет в себе не только эстетическую функцию, но и позволяет приобщать детей к экологическому воспитанию, трудовой деятельности, экспериментальной. Это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию группового пространства, наблюдений в природе. Все это позволяет, не покидая территории детского сада знакомить детей с растениями, приобщать к природе, быть ближе к ней, желание ухаживать за растениями, бережно относиться к объектам живой природы, повышать уровень экологических знаний детей.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2019-2020 уч.год

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр и т. д.)

Изучение метод. Лит-ры

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Познакомиться с книгой

Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: «Просвещение», 1993.

Познакомиться со статьей

Азбука экологического воспитания // Дошкольное воспитание, 5/1995.

Познакомиться с книгойВиноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М.: «Просвещение», 1978.

Познакомиться с книгой

Жуковская Р. Н. и др. Родной край: пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Козловой С. А. – М.: «Просвещение», 1985.

Познакомиться с книгой

Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детсада. – М.: Просвещение, 1982.

Познакомиться с книгойЛаврентьева Н.Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста.: Учеб.-метод. пособие. Чита, Изд-во ЗабГПУ, 2002

Познакомиться с книгой

Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей. - М.: «Новая школа», 1993.

Познакомиться с книгой

Николаева С.Н. Юный эколог. Изд. «Мозаика синтез». М., 2004.

Познакомиться с книгой

Шишкина В.А. Прогулки в природу. М., 2002.

Самореализация

Постоянно

Сентябрь – октябрь

В течение года

Декабрь

Разработать перспективный план работы с детьми старшего возраста по экологическому воспитанию  в ДОУ

Пополнить детскую библиотеку научной и художественной литературой о природе.

Подготовка анкет, 
памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей.

Консультация для педагогов на тему:      ««Экологические пространства» в старшей группе.

Перспективный план

Наличие «Библиотеки»

Наглядный материал

Конспект

Работа с детьми

Сентябрь:

Беседа о деревьях, кустах, травянистых растениях, о правилах поведения на природе.

Дидактическая игра «Найди дерево по описанию».

Дидактические игры «Найди свое дерево», «Узнай и назови».

Рисование «Золотая осень».

Экскурсия в парк.

Беседа с детьми о животных обитающих в лесах Мордовии, среде обитания, о подготовке зверей к зиме, о поведении человека в лесу. Рассматривание иллюстраций, книг о животных леса.

Рассказ воспитателя о подготовке зверей к зиме.

Отгадывание загадок.

Составление описательных рассказов о животных

Рисование деревьев и лесных зверей.

Наблюдение за насекомыми.

Беседа на тему «Насекомые осенью»

Чтение художественной литературы:

В. Бианки «Как муравьишка спешил домой»; Д.Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича»

Беседа на тему: «Водоемы родного города».

Составление описательных рассказов о жителях водоемов.

Загадки о жителях водоемов

Чтение художественной литературы: рассказа

Д.Н. Мамин-Сибиряк

«Серая шейка»

Подвижная игра

«Ходят капельки по кругу».

Дидактическая игра «Собери рыбку»

Рисование водоема и его обитателей.

Октябрь:

Рассказы и загадки о рыбах.

Беседа «Рыбы мордовских водоемов»Дидактическая игра «Чем похожи? Чем отличаются».Дидактическая игра

«Угадай по описанию».Чтение художественной литературы: Л. Бере «Рыбка» (пер. с англ. О. Образцовой)

О.Г. Зыкова «Камбала», «Рыба-прилипала».

Рисование

«Моя любимая рыбка».

Беседа: «Овощи и фрукты».

Дидактическая игра–сказка «Фрукты и овощи».Беседа о холодных и горячих блюдах из овощей и фруктов.

Дидактическая игра «Определи на вкус».Чтение художественной литературы: Ю. Тувин «Овощи»;       Э. Хогарт «Мафин и его знаменитый кабачок».Дидактические игры «Съедобное - не съедобное»; «Вершки-корешки».

Художественное творчество: аппликация «Ваза с фруктами», «Овощи на тарелке».

Беседа о комнатных растениях;

о необходимости для них условий жизни; об элементах труда.Познавательно-исследовательская деятельность: опыты (потребность комнатных растений во влаге, тепле, свете).Сюжетно-ролевая игра «Цветочный магазин».

Дидактические игры «Садовник», Угадай растение», Назовите растение».Чтение художественной литературы:

Б. Житков «Что я видел», «Сад».

Ноябрь:

Наблюдение за живой и неживой природой. Экскурсии по экологической тропе детского сада.Рассматривание репродукций художников об осени.

Беседа об осени.Дидактические игры

«Когда это бывает?», «Кто больше назовет», «Ботаническое лото».

Составление коллажа из листьев и ягод «Осенний пейзаж».

Беседа: «Птицы осенью» (беседа о перелетных птицах).

Наблюдения за птицами на участке, кормление птиц.

Рассматривание птиц, занесенных в красную книгу.Дидактические игры «Кто лишний», «Кто где живет», Перелетные - зимующие».

Подвижная игра «Перелет птиц», «Совушка»..Чтение художественной литературы:

Е. Благинина «Улетают, улетели»,              В. Бианки «Синичкин календарь»,             Г. Ладонщиков «Загрустил воробышек»,      И. Крылов «Кукушка и петух»,                     Е. Чарушин «Утка».

Просмотр фильма «Перелетные птицы».

Составление описательных рассказов о птицах.

Дидактическая игра «Кто наблюдательный».Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».Игра –имитация

«Я загадаю, а вы угадайте».Дидактическая игра «Перелетные- зимующие».

Подвижная игра «Перелет птиц».

Художественное творчество: лепка «Красивая птица»

Беседа с детьми «Съедобные и несъедобные грибы» (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка)

Рассматривание муляжей грибов,  иллюстраций.
Рассказ о месте произрастания грибов, их строении, размножении.
Загадки  о грибах
Рассматривание иллюстраций, муляжей.

Художественное творчество: аппликация "Поможем белочке заготовить грибы"-

Декабрь:

Наблюдение за зимующими птицами на участке (внешний вид, сравнение разных птиц, выделяя общее и различия, повадки). Рассматривание следов на снегу, кормление птиц.Рассматривание иллюстраций о зимующих птицах, беседа.

Просмотр фильма «Зимующие птицы». Чтение художественной литературы:

Г. Серебрецкий «Берегите птиц»,

И. Поленов «Синичкины кладовки».Дидактические игры

«Голоса птиц», «Я -загадаю, а вы -отгадайте».

Изготовление кормушек для птиц.

Беседа: «Как лесные звери проводят зиму».

Беседа о труде лесника (рассматривание картины «Лес», иллюстраций, чтение художественной литературы).Дидактические игры

«Мы маленькие зайчики», «Закончите предложение», «Животные в лесу».Чтение художественной литературы:

В. Бианки «Купание медвежат»,

Е. Чарушин «Волчишко»,

В. Варанжин

«Как ежик зиму перезимовал».

Художественное творчество: лепка «Звери на новогодний праздник».

Наблюдение зимних красот в природе. Выделение характерных признаков зимы.Беседа: «Пришла красавица зима».Дидактические игры

«Найди ошибку», «Когда это бывает?», «Чей силуэт?».

Ритмопластика «Снежинки».Чтение художественной литературы:

С. Маршак «Сыплет, сыплет снег охапками…»,

Н. Павлова «Под снегом на лугу»,

С. Есенин «Пороша».

Экскурсия в парк «Вот и к нам пришла зима»

Наблюдение деревьев на участке (название деревьев, строение, польза).

Беседа о деревьях.

Дидактические игры «Что где растет?», «С чьей ветки детки». Сюжетно-ролевая игра «В лес за дровами».Чтение художественной литературы:

Т. Шорыгина «Сосновые леса»,

«Зимний ельник», «Прогулка в лес».

Изготовление игрушек для украшения искусственной ели в группе.

Художественное творчество: рисование «Нарядная ёлка».

Январь:

Наблюдение за ростом и состоянием комнатных растений. Рассматривание схем способов ухода. Труд в уголке природы. Дидактические игры:
"Узнай растение".

Чтение художественной литературы: Е. Серов «Фиалка». Дидактические игры «Кому что нужно», «Как выросла фиалка».

Художественное творчество: рисование «Мой любимый цветок».

Февраль:

Беседа: «Живое – неживое» (Признаки живого на примере человека – разговаривают, двигаются, дышат, слышат, видят и т.д.).Игра- имитация "Звериная зарядка"
Дидактические игры:
"Найди детёныша".
"Кто, что ест", "Кто, где живёт"
Дидактические игры: «Какая она?», «Кто чем питается».Чтение художественной литературы:

В. Бианки «Рыбий дом»,  Н. Осипов «В воде и у воды», «Животные морей».

Просмотр фильма «Животные».

Беседа: «Прошла зима холодная»Рассматривание иллюстраций и картин художников о зиме.Дидактические игры:  «Приметы зимы», «Когда это бывает?».

Игра-имитация «Снежные явления».Чтение художественной литературы: «Конкурс-викторина стихотворений о зиме».

Художественное творчество: рисование: «Чем красива зимняя природа».

Март:

Наблюдение за весенними явлениями: изменениями цвета снега, таяние снега, капели.Беседа: «Ранняя весна» или «Смена дня и ночи».Дидактические игры

«Сравни и найди», «Бывает – не бывает».Чтение художественной литературы:

И. Токмакова «Весна», Ф Тютчев «Весенние воды»Рассматривание картин  И. Левитана «Март»,

И. Грабарь «Февральская лазурь».

Беседы и наблюдения за птицами на участке детского сада.Обобщающая беседа с использованием схем, моделей.

Рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т.д.)Игра-имитация

«Строим гнёзда».

Дидактическая игра

«Попрыгунчики-воробышки».

Чтение художественной литературы:

В. Бианки «Лесные домики»,  И. Поленов «Синичкины кладовки»

Художественное творчество (оригами): «Голубь», «Воробей» или «Лебедь».

Апрель:

Рассматривание картинок цветущих деревьев.Составление описательного рассказа о деревьях по схеме, модели.Чтение художественной литературы:

«Литературный калейдоскоп».

Экскурсия в парк

Художественное творчество: рисование: «Цветущая ветка».

Беседа «Одуванчик»

Изучение строения одуванчика.

- Чтение стихов.

Загадки об одуванчикеСоставление рассказа "Путешествие семечка."

Художественное творчество: рисование: «Одуванчик».

Май:

Наблюдение за растениями на участке.

Беседа: «Первые цветы на участке» (сравнительный рассказ о мать-мачехе и одуванчике).

Эстафета-игра «Собери цветок».

Игра-имитация

«Собери нектар с цветов».

Дидактическая игра «Отгадайте: «Почему?».Чтение художественной литературы:

Н. Павлова «Хитрый одуванчик»,

Т. Белозёров

«Одуванчик».

Художественное творчество (оригами): «Красивые тюльпаны».

Наблюдение за появлением перелетных птиц (скворец, соловей).

Послушать пение птиц.Беседа с детьми о соловье, дятле, голубе.Подвижные игры

«Совушка»,

«Перелет птиц», «Коршун и наседка».Чтение художественной литературы:

Г. Скребицкий «Берегите птиц»,

А. Барков «Голоса леса».

Художественное творчество (оригами): «Сова», «Воробей».

Рассматривание и беседа о Красной

книге.Беседа: «Национальный парк «Завидово» (беседа, рассматривание, книг, иллюстраций)Беседа «Чем мы можем помочь природе?»

Экскурсия в лес

Составление природоохранительных знаков и их обсуждение.

Наблюдения за растениями, птицами, насекомыми. Наблюдение разных видов дождя: кратковременный, затяжной, грибной, слепой, ливневый.

Беседа «Чистый воздух и вода – богатство страны».Художественное творчество: рисование «Придумай и нарисуй экологически чистый вид транспорта»

Оформление клумб перед детским садом. Посадка рассады цветов.

Работа с родителями

Сентябрь:

Октябрь:

Ноябрь:

Декабрь:

Январь:

Февраль:

Март:

Апрель:

Май:

Анкетирование «Экологическое воспитание детей».

Подборка экологической литературы для родителей.

Консультации на экологическую тему «Не причиняя вреда природе», «Сокровища леса».

Практический материал (папка раскладушка) «Замысловатые вопросы».

Литературная выставка «Читайте вместе снами».

Домашние задания (составить кроссворд о природе и нарисовать ответы).

Консультация «Птицы — наши друзья».

Благотворительная акция «Покормите птиц зимой» (изготовления кормушек)

Консультация «Жизнь птиц зимой», «Не быть равнодушными».

Папка-передвижка «Очей очарованье» (предложить родителям выучить с детьми стихи о природе, птицах, животных)

Культурно-досуговая деятельность викторина «Знатоки природы» (родители и дети)

Акция «Берегите природу» (рисование плакатов в защиту природы) .

Папка-передвижка «Очей очарованье» (предложить родителям выучить с детьми стихи о природе родного края).

Конкурс «Экологическая сказка, придуманная мною».

Домашние задания (понаблюдать за птицами, деревьями, растениями в весенний период).

Проведения субботника «Сделаем город чище».

Выставка фотографий «Наши добрые дела».

Участие в акции «Юный эколог» (посадка деревьев, цветочной рассады на территории детского сада) .

Выставка «Цветы» (природный материал).

Выставка рисунков «Природа глазами детей» (совместная деятельность детей и родителей).

Выставка декоративных комнатных растений.

Конкурс «Зеленая красавица» (изготовления с родителями и детей новогодней елки из любого материала).

Консультация «О чем рассказывают растения»

Фотовыставка «Мордовия - наш дом родной».

Заповеди для родителей! (буклет)

Рекомендации для родителей, картотека «Игры на прогулке»

Экскурсия в природу с родителями и воспитанниками группы

Литература:

1) Иванова А. И Живая экология: Программа экологического образования дошкольников.М., 2013.

2) Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М., 2015.

3) Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 2015.

4) Павленко Н. Н., Родюшкина Н. Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ. М., 2016.

5) Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. М., 2013.

6) Зенина Т. Н. Экологическая гостиная в ДОУ. М., 2013.

7) Шишкина В. А. Прогулки в природу. М., 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт самообразования по теме: "Уголок природы как средство формирования экологических представлений детей 5-6 лет"

Отчёт самообразования по теме: "Уголок природы как средство формирования экологических представлений детей 5-6 лет"...

Презентация отчёта самообразования по теме "Уголок природы как средство формирования экологических представлений детей 5-6 лет"

Презентация отчёта самообразования по теме "Уголок природы как средство формирования экологических представлений детей 5-6 лет"...

Экологическое пространство как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста

Одним из условий реализации системы экологического образования в ДОУ является правильная организация экологической развивающей предметной среды, которая должна способствовать не только познавательному...

Экологическое пространство как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста

Условием успешного развития, воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста, по мнению психологов, педагогов теории и практики, является среда. В современных педагогических концепциях она выступае...

Статья "Экологическое пространство, как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста"

Формирование экологических представлений дошкольников возможно при создании определенных педагогических условий.Первым условием является подготовленность педагога к осуществлению э...

Консультация для педагогов «Экологическое пространство как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста»

Условием успешного развития, воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста, по мнению психологов, педагогов теории и практики, является среда. В современных педагогических концепциях она выступае...