Отчёт самообразования по теме: "Уголок природы как средство формирования экологических представлений детей 5-6 лет"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Вахрушева Оксана Сергеевна

Отчёт самообразования по теме: "Уголок природы как средство формирования экологических представлений детей 5-6 лет"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ ЦРР детский сад «Теремок»

ОТЧЕТ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

за 2019-2020 учебный год

воспитателя Вахрушевой О.С.

Тема: «Уголок природы в группе как средство

формирования экологических представлений детей 5-7 лет»

Тема: Уголок природы в группе как средство формирования экологических представлений детей 5-7 лет

Цель: изучить влияние уголка природы в группе на формирование экологических представлений детей 5-7 лет.

Задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Изучить особенности формирования экологических представлений детей 5-7 лет.

3. Проанализировать влияние уголка природы в группе на формирование экологических представлений детей 5-7 лет.

4. Изучить и проанализировать опыт педагогов по формированию экологических представлений  детей  5-7 лет посредством создания  уголка природы в группе.

5. Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей

Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Дошкольное учреждение призвано проявить настойчивость в воспитании  поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы.  Экологических проблем много. И не только в России, но и во всем мире. К примеру, региональной проблемой считаю проблему сохранения озера Байкал, которое  относится к мировым объектам природного наследия, отличается богатейшей и самой необычной пресноводной жизнью: из нескольких тысяч видов и разновидностей растений и животных, населяющих это озеро, 3/4 признаны эндемичными, что по мировым меркам является исключительно высоким показателем. 

Наблюдая за детьми, я решила расширить кругозор детей о природе, познакомить детей с её необычными дарами, секретами, не выходя их группы, для этой цели был создан уголок природы с добрым названием : «Благодея» (благие, добрые деяния, действия), в котором представлены разнообразные  коллекция природного материала. Все природные объекты дают возможность детям наблюдать за растениями, в последствии ухаживать за ними (полив, рыхление, опрыскивание, с природными материалами ребята могут не только играть, но и проводить небольшие эксперименты (морские камни, ракушки, песок, шишки, семена растений). «Благодея» является местом систематического труда и наблюдений (на занятиях и в повседневной жизни, где дети имеют возможность проявлять активность и самостоятельность, бережное отношение к природе. Дети учатся видеть эстетическую красоту растений, природного материала, бережно относиться к ним, желание ухаживать за объектами природы. Большую роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность, процессе этой деятельности ребенок получает познавательные знания.

ПЛАН- ОТЧЁТ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Раздел плана

Сроки выполнения

Форма работы

Этапы работы

Практические результаты

Изучение методической литературы и интернет-ресурсов

Сентябрь

Октябрь-ноябрь

Самостоятельная деятельность педагога.

1. Изучение традиционных методик

2. Современный взгляд на проблему

Изучила дополнительную литературу: Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: «Просвещение», 1993.

Познакомилась со статьей

Азбука экологического воспитания // Дошкольное воспитание, 5/1995.

Познакомилась с книгой Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М.: «Просвещение», 1978.

Жуковская Р. Н. и др. Родной край: пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Козловой С. А. – М.: «Просвещение», 1985.

Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей

Разработала план внедрения изучаемой темы в пед. процесс

Ноябрь-декабрь

Совместная работа с педагогом-напарником, старшим воспитателем, специалистами ДОУ

1. Выбор методов и приемов в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей

2. Подбор пособий и наглядного материала, создание картотеки (дидактических, настольно-печатных игр и т.д.)

3. Разработка современного плана работы по месяцам (по теме самообразования)

Подобрала методы проведения дидактических игр по экологии:

Организация  игр осуществлялась педагогом в трёх основных  направлениях: подготовка к проведению дидактической игры по экологии, её проведение и анализ.

В подготовку к проведению игры входило:

– выбор игры в соответствии с дидактическими задачами;

– определение места и роли игры в системе обучения и воспитания;

– установление взаимосвязи и взаимодействия с другими формами воспитательно-образовательной работы;

– подготовка игрового и экспериментального оборудования;

– определение времени для эко.занятий в режиме дня.

Проведение дидактических игр включает:

– ознакомление детей с содержанием уголка природы и  эко.игр, с дидактическим материалом и оборудованием в природном уголке для опытов и эк4спеиментов, который будет использован (показ дидактического материала, краткая беседа, в ходе которой уточняются наличные знания и представления детей);

– выработка у детей желания к занятиям в природном уголке;

Создала картотеку опытов и экспериментов, дидактических игр по экологии, картотеку опытов и экспериментов.

Разработала план мероприятий.

Внедрение разработанного плана в пед. процесс

Январь-март

Совместная деятельность педагога с детьми во всех видах деятельности; работа с родителями

Анкеты для родителей

«Экологическое образование в семье».

Цель: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.

Разработка дидактических игр и помощь в создании мини-музея

Распространение опыта среди педагогов ДОУ

Апрель

Показ открытого мероприятия. Выступление на семинаре-практикуме.

Разработка идеи макета и помощь родителей в создании уголка природы «Благодея»

Создание мобильного мульти –бокса (интерактивной мини- лаборатории) совместно с родителями.

Анализ работы по самообразованию

Май

Отчет о результатах работы по самообразованию на пед. совете

Отчет о результатах работы по самообразованию на пед. совете

Закрепление изученного материала в процессе самообразования

Май-август

Совместная деятельность педагога с детьми (в летний период). Распространение опыта через интернет-сайт, статьи в периодических изданиях.

Совместная подготовка к летнему оздоровительному сезону

Совместные игры на развитие умственного развития детей (мышления, внимания, воображения, усидчивости) (в течение года)

Уголок несет в себе не только эстетическую функцию, но и позволяет приобщать детей к экологическому воспитанию, трудовой деятельности, экспериментальной. Это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию группового пространства, наблюдений в природе. Все это позволило, не покидая территории детского сада знакомить детей с растениями, приобщать к природе, быть ближе к ней, желание ухаживать за растениями, бережно относиться к объектам живой природы, повышать уровень экологических знаний детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация отчёта самообразования по теме "Уголок природы как средство формирования экологических представлений детей 5-6 лет"

Презентация отчёта самообразования по теме "Уголок природы как средство формирования экологических представлений детей 5-6 лет"...

План самообразования за 2019-2020 уч.год по теме: "Уголок природы в группе как средство формирования экологических представлений детей 5-6 лет"

План самообразования за 2019-2020 уч.год  по теме: "Уголок природы в группе как средство формирования экологических представлений детей 5-6 лет"...

Экологическое пространство как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста

Одним из условий реализации системы экологического образования в ДОУ является правильная организация экологической развивающей предметной среды, которая должна способствовать не только познавательному...

Экологическое пространство как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста

Условием успешного развития, воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста, по мнению психологов, педагогов теории и практики, является среда. В современных педагогических концепциях она выступае...

Статья "Экологическое пространство, как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста"

Формирование экологических представлений дошкольников возможно при создании определенных педагогических условий.Первым условием является подготовленность педагога к осуществлению э...

Консультация для педагогов «Экологическое пространство как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста»

Условием успешного развития, воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста, по мнению психологов, педагогов теории и практики, является среда. В современных педагогических концепциях она выступае...