Проект "Живые цветы"
проект по окружающему миру на тему

Светлана Юрьевна Скопинцева

Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментировании. Проектная деятельность основана, с одной стороны, на взаимодействии со взрослыми, а с другой - на самостоятельное  действие ребёнка (собственные пробы, поиск, выбор, манипулирование предметами и действиями, конструирование, фантазирование, наблюдение, изучение, исследование).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «ЖИВЫЕ ЦВЕТЫ»

ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Скопинцева Светлана Юрьевна,

Врубляускас Анна Юрьевна

воспитатели

высшей квалификационной категории

МБОУ «Начальная школа –

детский сад № 1» г. Воркуты

Краткая аннотация проекта

Участники проекта: дети младшей и старшей группы, воспитатели групп, родители

Время проведения проекта  январь  – июнь

Создание данного проекта вызвано потребностью детей дошкольного образовательного учреждения, их родителей и воспитателя:

- в экологическом образовании;

- в воспитании гуманного, осознанного отношения к природе;

- в приобретении практических навыков.

Тип проекта:

  • по числу учащихся – групповой,
  • по предметно-содержательной области – межпредметный (исследовательский, познавательно-творческий)
  • по продолжительности – долгосрочный

Результаты проекта:

Готовые саженцы для клумбы участка детского сада.

Выставка творческих работ.

Пиктограммы по уходу за комнатными растениями.

Театр на магнитах «Дюймовочка».

Сборник презентаций о растениях.

Праздник цветов для детей младшего и старшего дошкольного возраста.

Результаты для детей:

Мини палисадник

Реализация проекта:

1. Беседы.

2. Непосредственно образовательная деятельность.

3. Чтение художественной литературы.

4. Работа в книжном уголке.

5. Поисково-познавательная деятельность.

6. Опытно-экспериментальная деятельность.

7.Создание выставок.

8. Продуктивная деятельность.

9. Экологические игры.

10.Дидактические игры.

12.Пальчиковые игры.

13.Подвижные, хороводные игры.

14.Настольные игры:

15.Коррекционные игры.

16.Психогимнастика.

17.Сказкотерапия.

18.Физкультминутки.

19.Утренняя гимнастика.

20.Театрализованная деятельность.

21.Трудовая деятельность.

22.Самостоятельная игровая деятельность детей.

23.Музыка.

24. Просмотр мультфильмов.

25. Презентации.

26. Работа с родителями.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос 

Как озеленить участок детского сада? 

Проблемные вопросы 

  1. Как садовые цветы влияют на нашу жизнь?
  2. Как правильно ухаживать за растениями?
  3. Какие цветы палисадника можно вырастить в условиях Крайнего Севера (в Воркуте)?

Обучающие вопросы 

  1. Для чего цветку земля?
  2. Может ли растение жить без воды?
  3. Какая польза от цветов?
  4. Почему не все цветы можно выращивать в Воркуте?
  5. Могут ли цветы быть опасными?

Модель 3-х вопросов.

Что дети знают

Что хотят узнать

Где можно узнать

1. Растения очищают

    воздух.

2. Цветы радуют своей красотой и поднимают настоение.

3. Растениям нужен свет

    и вода.

1. Как правильно

    пересаживать и

    ухаживать за

цветами.

2. Больше узнать о

Цветах Крайнего  Севера.

3. Почему в Воркуте мало цветов?

1. В книгах.

2. Просмотр  

    познавательных

    передач.

3. Спросить у взрослых.

4. В интернете

Актуальность

«Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок».

Г. – Х. Андерсен.

           Большую часть года дети Севера видят снег, в наше экономически нестабильное время не все родители могут позволить себе вывести своего ребёнка за пределы Воркуты, а поскольку  озеленение носит не только эстетическую и воспитательную роль, но и образовательную, мы решили оживить небольшую территорию детского сада неприхотливыми цветами палисадника.    

Данный проект предусматривает поисковую работу, выполнение творческих и практических заданий.

           При организации проектной деятельности  мы сделали основной упор на преемственности двух возрастных групп (младшей и старшей), что позволило нам вдохновить детей на поиски ответов на детские  вопросы, помогло старшим детям передать полученный опыт младшим, воспитать доброжелательное отношение детей друг к другу, научить взаимодействовать в парах, мини группах, коллективах.

Цель для детей: выращивание цветов для палисадника.

Цель для педагогов: расширение экологических знаний дошкольников, формирование норм поведения  в природном окружении и соблюдение их в  быту, проявление активного отношения к объектам природы и приобретение практических навыков.

Задачи:

  1. 1. Способствовать   расширению  знаний детей о комнатных растениях и растениях палисадника и их значимости в жизни человека.
  2. 2. Продолжить   знакомство    детей  со строением растения, особенностью и назначением его частей.
  3. Развивать практические  навыки ухода за комнатными растениями.
  4. Развивать   познавательный  интерес и исследовательские навыки (умение сравнивать,  анализировать, делать выводы).
  5. Расширять  экологическую среду группы, объединить усилия воспитателя, детей и родителей, направленные на благоустройство и озеленение группы и участка.
  6. Расширять и активизировать словарный запас дошкольников.
  7. Развивать творческие способности детей.
  8. Воспитывать бережное отношение к растениям родного края и любовь к малой Родине.
  9. Принять участие в озеленении территории детского сада, через эмоциональное сопереживание и бережное отношение к  природе, приобщить всех участников к традиции озеленения города

Этапы работы по проекту

1   Подготовительный этап

1. Определить цель и задачи проекта.

2. Изучить и создать информационную базу по проекту.

3. Выбор оборудования и материалов.

4. Составить план проекта.

5. Организовать родителей для помощи проведения данного проекта.

2   Основной этап

1. Способствовать   расширению  знаний детей о комнатных растениях и растениях палисадника и их значимости в жизни человека.

2. Продолжить   знакомство    детей  со строением растения, особенностью и назначением его частей.

3. Развивать практические  навыки ухода за комнатными растениями.

4. Развивать   познавательный  интерес и исследовательские навыки (умение сравнивать,  анализировать, делать выводы).

5. Расширять  экологическую среду группы, объединить усилия воспитателя, детей и родителей, направленных на благоустройство и озеленение группы.

6. Расширять и активизировать словарный запас дошкольников.

7. Развивать творческие способности детей.

8. Воспитывать бережное отношение и любовь к растениям, прививать интерес к

цветоводству.

Мероприятия проекта:

1. Беседы:

  • Беседа на тему:  «Царство лекарственных растений» для детей старшей группы.  Воспитатель: Врубляускас А.Ю.
  • Беседа с детьми младшей группы по теме «Полевые цветы». Воспитатель Скопинцева С.Ю.
  • Цикл бесед на тему: «Цветы» для детей старшего дошкольного возраста. Воспитатель А.Ю. Врубляускас.
  • Беседа “Полевые цветы”.
  • Рисование «Мир в цветах».
  • Викторина “Сохраним красоту первоцветов”.
  • Беседа на тему: «Луговые цветы» для детей старшего дошкольного возраста. Воспитатель Врубляускас А.Ю.
  • Беседа по теме: «Растительный мир тундры»

с детьми старшего дошкольного возраста (с мультимедийным сопровождением).

  • Беседа по теме: «Комнатные растения» с детьми младшего дошкольного возраста

Воспитатель Скопинцева С.Ю.

2. Непосредственно образовательная деятельность:

Первичные представления о себе и окружающем мире: «Растения палисадника», «Строение цветка». «Посадка семян бархатцев и маргариток». «Забота о растениях». «Озеленение сада»

Аппликация: «Цветик - семицветик».

Лепка: «Поделка «Клумба с цветами» для мамы».

Познавательно – исследовательская деятельность: «Сажаем лук в воду и в землю». «Наблюдение за рассадой».
 Чтение художественной литературы:

Андерсен Ганс Христиан «Дюймовочка»,

«Привередица» русская народная сказка,

стихотворения Е.Благинина «Бальзамин»,

Г. Ракова «Фиалка», «Аспидистра», «Фикус», «Бегония» и др.,
Л. Пилипенко «Аспарагус», «Каланхоэ», «Алоэ», «Камнеломка» и др.,

В. Тушнова «Не понимаю»,

С. Каратов «Комнатные цветы»,

Н. Нищева «Комнатные цветы»,

О. Аленкина «Кактус»,

И. Евдокимова«Кактус»,

Ю. Лысаков «Кактус»,

Б. Ферпер «Бегония»,

Б. Пастернак «Герань» и др.

3. Работа в книжном уголке:

  • предметные картинки по теме,
  • картины из серии «Уход за комнатными растениями», работаем в палисаднике;
  • картины из альбома по развитию речи «Дети поливают цветы»,
  • энциклопедии,
  • открытки.

4. Взаимодействие с социумом.

Экскурсия в зимний сад Дома творчества детей и молодёжи, в ботанический сад,

экскурсия с детьми в ТЦ  «Белые ночи» цветочный отдел «Квитка», экскурсия в Краеведческий музей, экскурсия в Центр национальных культур.

5. Опытно-экспериментальная деятельность:

Цикл наблюдений за луком.

Цикл наблюдений за укропом.

Цикл наблюдений за бархатцами, маргаритками, лилией, нарциссами.

6.Создание выставок:

Выставка работ «Цветочная фантазия»,

выставка «Цветы своими руками»,

фотовыставка «Любимые цветы нашего края».

7. Продуктивная деятельность:

  • оформление комнатных растений условными обозначениями для удобства ухода за ними (пиктограммы),
  • коллективное панно «Цветы для мамы»;
  • «Лилии на пруду»
  • «Солнечные бархатцы», выполненные из гофрированной бумаги;
  • «Ромашковое поле»;
  • «Корзинка с сиренью»;
  • «Любимый цветок», выполнен из шерстяной нити;
  • «Маргаритки» , пластилиновое рисование;
  • «Лилии» , бисероплетение;
  • «Мак», масса для лепки;
  • «Пион» украшение  из органзы;
  • «Объёмные открытки для мамы»;
  • «Ваза с цветами» мозаика;
  • «Цветик – семицветик», объёмная поделка;
  • «Расписная тарелка. Хохлома»;
  • «Цветочная фантазия», квилинг.
  •         сборник «Цветы тундры»
  •         фотовыставка «Любимые цветы нашего дома».

8. Дидактические игры:

  • «Мир растений».
  • Лото «Родная природа».
  • «Подбери цветы по цвету».
  • «Зелёный город».
  • «Во саду ли в огороде».
  • «Разноцветный мир».
  • «Что вокруг меня растёт?»
  • «Узнай растение».
  •  «Что изменилось?»
  • «Найди по описанию растение»
  • «Магазин цветов»
  • «Где растут цветы»
  • «Найди такой же»
  • «Чего не стало»
  • «Большие и маленькие»
  •  «Садовник» (СРИ)
  •  «Что лишнее»
  • «Выложи цветы» (мозаика)
  • «Собери букет»
  • «Цветочное лото»

9.Пальчиковые игры.

10.Хороводные игры:

  • «Мы на луг ходили»,
  • «Лютики - ромашки».
  • «Что нужно, чтоб вырос красивый цветок? »

11.Театрализованная деятельность:

  • «Веселые превращения»,
  • «Дюймовочка»- Сказка на магнитах
  • Настольный театр
  • Театрализация сказки «Цветик – семицветик».

12.Трудовая деятельность:

  • полив комнатных растений,
  • мытье комнатных растений,
  • уход за комнатными растениями: удобрение, рыхление,
  • посадка рассады лука и цветов(семенами),
  • черенкование комнатных растений,
  • пересадка комнатных растений,
  • наблюдение за комнатными растениями в группе,
  • сравнение комнатных растений.

13.Самостоятельная игровая деятельность детей:

  • рассматривание книг, иллюстраций, альбомов, открыток с комнатными растениями и растениями палисадника,
  • раскрашивание цветов в раскрасках,
  • схема поэтапного рисования цветов,
  •  дидактические, пальчиковые, подвижные игры, СРИ,
  • составление рассказов о цветах, сочинение стихов, загадок.

14.Музыка:

  • П. Чайковский «Вальс цветов»,
  • отрывок из Concerto for cello e-moll Ф. Мендельсона,
  • музыкальный отрывок из «Ромео и Джульетты» С.С. Прокофьева
  • музыкальный отрывок из Humoresque А. Дворжака.

15. Просмотр мультфильмов:

  • «Дюймовочка»,
  • «Цветик – семицветик»,
  • «Просто так!»,
  • «Приключения пчёлки Майи».

16.Мультимедийные презентации:

  • «О комнатных растениях» (Старший, младший дошкольный возраст)
  • «Берегите природу!» (Старший, младший дошкольный возраст)
  • «Викторина о цветах»  (Старший  дошкольный возраст)
  • «Загадки о цветах» (Старший  дошкольный возраст)
  • «Изготовление розы из салфетки» (Старший  дошкольный возраст)
  • «Как растёт цветок?» (Старший, младший дошкольный возраст)
  • «О цветах в легендах» (Старший, младший дошкольный возраст)
  • «Растения Севера» (Старший, младший дошкольный возраст)
  • «Растения тундры» (Старший, младший дошкольный возраст)
  • «Общее понятие о корне слова» (Старший  дошкольный возраст)
  • «Комнатные растения 1-2 части» (Старший, младший дошкольный возраст)
  • «Растения «Цветы» 1-3 части» (Старший, младший дошкольный возраст)
  • «Ядовитые растения» (Старший дошкольный возраст)
  • «Сравнительное наблюдение за прорастанием семян, ростом растений» (Старший дошкольный возраст)
  • «Цвета 1-2 части» (Старший, младший дошкольный возраст)
  • «Цветы и цвета» (Старший, младший дошкольный возраст)
  • «Цветок для мамы» (Старший  дошкольный возраст)
  • «Части растений» (Старший, младший дошкольный возраст)
  • «Что растёт на клумбе?» (Старший, младший дошкольный возраст)

17.Работа с родителями:

  • подбор познавательного и иллюстрированного материала
  • сборник «Цветы тундры»
  • фотовыставка «Любимые цветы нашего дома».

3   Заключительный этап

Задачи:

1. Подвести итоги проекта.

2. Проанализировать полученные результаты.

3. Презентовать продукты проекта

4. Определить перспективу на будущее.

Ожидаемый результат проекта.

  1. Понимание детьми необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
  2. Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту.
  3. Владение детьми информацией: что растению необходимо для роста, о частях растения, чем растения отличаются друг от друга,  как состояние растения зависит от ухода человеком.
  4. Обогащение словарного запаса детей по данной теме.
  5. Проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценивать действия других людей по отношению к природе).
  6. Расширение экологической среды группы.
  7. Активное участие родителей в жизни группы.

Оценка качества реализации проекта.

Проект «Живые цветы» предусматривает работу с детьми старшего и младшего дошкольного возраста, родителями и педагогами и рассчитан на 5 месяцев.

Анализ мероприятий будет отслеживаться по завершению каждого отдельного проекта с использованием наблюдений, бесед с детьми, педагогами и родителями. Реализация проекта происходит через разные виды детской деятельности.

Родители являются активными помощниками в работе над проектом.

По мнению родителей и педагогов, проект «Живые цветы» интересен и актуален. Таким образом, мы расширяем экологические знания дошкольников, формируем нормы поведения  в природном окружении и соблюдение их в  быту, проявление активного отношения к объектам природы и приобретение детьми практических навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование модели гармонизатора цвета при знакомстве детей старшего дошкольного возраста с выразительной функцией цвета

В статье рассматриваются возможности использование модели гармонизатора цвета в освоении детьми старшего дошкольного возраста выразительной функции цвета. Интересной и н...

Электронная методическая копилка к программе "Цвета радуги" 1. Стихи о цветах 2. Цветные загадки 3. Физминутки 4. Пальчиковые игры 5.Слайдовые презентации "Учим цвета"

В Электронную методическую копилку к программе "Цвета радуги" вошли следующие материалы: 1. Стихи о цветах 2. Цветные загадки 3. Физминутки 4. Пальчиковые игры 5.Слайдовые презентации "Учим ...

Презентация по теме: "Садовые цветы". "Цветы в легендах" к методическим идеям "Нравственно-патриотическое воспитание детей через легенды о цветах Подмосковья"

Иллюстрация садовых цветов и их описание.Презентация по теме: "Садовые цветы". "Цветы в легендах" к методическим идеям "Нравственно-патриотическое воспитание детей через легенды о цветах Подмосковья"В...

Презентация по теме: "Полевые цветы". "Цветы в легендах" к методическим идеям "Нравственно-патриотическое воспитание детей через легенды о цветах Подмосковья".

Презентация по теме: "Полевые цветы". "Цветы в легендах" к методическим идеям "Нравственно-патриотическое воспитание детей через легенды о цветах Подмосковья".В ЦД "Жемчужинка" работаем над проектом "...

"Какие разные они - цветы, цветы, цветы!"

Организация образовательного процесса...

Презентации: "Жёлтый цвет"; "Зелёный цвет"; "Красный цвет"

Знакомство детей с жёлтым, зелёным, красным  цветами.Что бывает жёлтого, зелёного, красного цвета....