Конспект "Птицы - перелетные и зимующие" для подготовительной к школе группы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Липсюк-Грабко Светлана Васильевна

Конспект "Птицы - перелетные и зимующие" для подготовительной к школе группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_-_ptitsy_-_pereletnye_i_zimuyushchie_podg_gr.docx141.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования города Нягань «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей №6 «Рябинка»

Конспект

непосредственно- образовательной

деятельности по познавательному развитию

«Птицы – перелетные и зимующие»

C:\Users\Ольга\Downloads\img1.jpg

Разработчик: воспитатель

Липсюк Светлана Васильевна

воспитатель

1 квалификационной категории

г.Нягань, 2018г

Тема: «Птицы – перелетные и зимующие»

Программные задачи:

Образовательные: продолжать знакомить детей с признаками весны, весенними изменениями в жизни животных, птиц; устанавливать простейшие причинно-следственные связи, располагать события в определенной последовательности. Продолжать вовлекать детей в общий разговор. Рассуждать. Обогащать речь образными словами и выражениями, учить давать полные ответы на вопросы, развивать внимание, память, логическое мышление, грамматический строй речи.

Развивающие: Развивать речь воспитанников, обогащать словарный запас, учить отвечать полным ответом, активизировать мышление детей.

Закладывать основы экологически грамотного и безопасного для здоровья самого ребёнка поведения.

Развивать внимание память, познавательные интересы.
Закрепить умение делать выводы и умозаключения по тем признакам, которые приводятся в объяснениях воспитателя. Развивать быстроту реакции.

Воспитательные: воспитывать бережное, эмоциональное отношение к птицам, формировать навыки экологически грамотного поведения в природе.

Словарная работа: в сером армячишке, кормушка, признаки, гнездо, жаворонок, грач, аист, скворец.

Методы и приемы: словесные, наглядные, практические – опыты.

Используемый материал к НОД:

компьютер;

мультимедийный проектор;

презентация MicrosoftOfficePowerPoint 2007;

фотографии и рисунки перелетных и зимующих птиц; пища разных птиц: дождевые черви, гусеницы, жуки, сухие ягоды рябины, боярышника, калины, еловые, сосновые, кедровые шишки, семена клена, ясеня, липы; весенний пейзаж, репродукция картины Саврасова «Грачи прилетели»; аудиозапись весенних звуков и птичьих песен; изображение скворечника; глобус.

Предварительная работа: просмотр презентаций, фильмов, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, наблюдения, эксперименты, беседы.

Организационный момент

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Игра «Теремок»

Воспитатель:

- В теремок войдет тот, кто назовет приметы весны

Дети по очереди отвечают на заданный вопрос, если не справляется, ему помогают ребята.

Мотивация

Посылка от Незнайки с кормом для птиц и просьбой объяснить какой корм каким птицам нужен.

Воспитатель: звучит аудиозапись весенних звуков, пение птиц.

-Ребята, к нам пришла посылка от Незнайки, он прислал нам сухие ягоды рябины, боярышника, еловые, сосновые шишки, семена клена, ясеня, кусочки сала, крошки хлеба – я выложила их на тарелочку на первом столе; на другом столе – бумажные изображения жуков и других насекомых, дождевых червей, мух. Нам надо помочь Незнайке разобраться, какие птицы какой корм едят. Возьмите картинки с изображением птиц и отгадайте загадки.

Дети выполняют указания воспитателя

Отгадывание загадок

- Прилетает к нам с теплом, путь проделав длинный, лепит домик под окном из травы и глины.

- Что за весенняя черная птица любит за плугом ходить и кормиться?

- Маленький мальчишка в сером армячишке

По двору шныряет, крохи собирает.

- Вертунья, белобока, а зовут ее…

- Ласточка.

- Грач.

- Воробей.

- Сорока.

Игра с карточками «Найди, что я ем»

Упражнение «Кто что ест»

Слайд с весенним пейзажем.

Слайд с репродукцией картины Саврасова «Грачи прилетели»

Слайд «жаворонок»

Слайд «аист».

Слайд «скворечник»

Показ стран на глобусе.

- ребята, у каждого из вас есть карточка с изображением птицы. Вы должны найти пищу для неё, и сесть за тот стол, на котором выложен корм для вашей птицы.

- Назовите свою птицу и подумайте, чем отличаются птицы двух групп.

- Кого из этих птиц вы видели на территории детского сада, в городе зимой?

-Что делают эти птицы зимой?

-Как называется птица, которая зимой даже выводит птенцов?

- Почему зимой мы не видели ласточек, скворцов, жаворонков, грачей?

- Кто из вас наблюдал, как птицы улетают осенью?

- Почему они это делали?

- Рассмотрите лежащий на тарелочке корм и определите едят ли его птицы, которых вы выбрали. Можно ли найти зимой шишки, сухие семена клена и другую растительную пищу? Да, такая пища есть даже на участке детского сада, в городе. Поэтому птицы, которым нужна такая еда, могут оставаться в городе и зимой. Среди птиц есть такие, которые остаются с нами зимовать. Они находят корм и зимой, например, свиристели, снегири едят ягоды боярышника, рябины, разные семена.

- Какие птицы едят сало? Крошки хлеба? Семена подсолнуха? Где они их берут?

- А вот многие птицы, которые питаются насекомыми, пауками, дождевыми червями, зимовать с нами не могут – им здесь не только холодно, но и голодно. Поэтому они улетают очень далеко на юг, туда, где тепло, и есть еда. Весной возвращаются обратно. Напомните мне признаки весны, которые вы наблюдали на прогулках и скажите, могут ли уже прилетать перелетные птицы? А поможет вам в этом этот весенний пейзаж.

- Рассмотрите картину Саврасова «Грачи прилетели».

- По каким признакам можно определить, что на картине изображена весна?

- Грачи любят селиться рядом с людьми. Они живут большими группами и весной возвращаются в свои старые дома – гнезда, если нужно, достраивают их.

- Жаворонка называют спутником весны. Жаворонки появляются в небе, когда на полях становятся заметными первые проталины. Дом жаворонков – степи. Но на месте степей теперь раскинулись поля, поэтому жаворонок чаще всего живет на полях. Эти птицы поют песенку – «чирр», причем делают это только в полете. Гнезда строят на земле. Они никогда не ловят насекомых на лету, а всегда ищут их на земле. Цвет перьев жаворонка таков, что заметить его среди травы очень сложно.

- Аисты прилетают весной из Африки. Они строят весной гнезда на высоких деревьях, на столбах даже рядом с домами людей. (считается, что аисты приносят в дом счастье). У этих птиц очень большие гнезда, которые они каждый год достраивают. Весной аисты очень красиво танцуют. Своих птенцов сначала кормят дождевыми червями. Птенцы пищат и «мяукают», словно котята. Едят аисты мелкую рыбу, жуков, кузнечиков. Когда бывает жарко, папа и мама аисты приносят своим птенцам в клювах воду.

- Для каких птиц люди развешивают эти домики весной? Весной у этих птиц желтые клювы, а черные перья с редкими беловатыми крапинками переливаются на солнце радужными цветами. Скворцы отлично подражают голосам разных птиц. За это их прозвали пересмешниками. Они могут свистеть как иволга и кудахтать, словно курица, даже квакать как лягушка. В лесах скворцы селятся в норах, в дуплах, в больших трещинах стволов. Они едят дождевых червей, слизней, гусениц, жуков, а иногда и ягоды, зернышки. В последнее время некоторые скворцы остаются зимовать с человеком. Обычно, птицы летают стаями, и у них есть вожак. Летят они очень высоко и всегда находят путь. В пути они тратят много сил, а пищу могут  найти не всегда. Поэтому, перед полетом птицы накапливают жир и меняют старые перья на новые. В пути птицы останавливаются на ночевки и опускаются на землю – на скалы, берега водоемов, чтобы восстановить силы. Водоплавающие птицы иногда садятся на воду. Много бед подстерегает перелетных птиц в пути: различные хищники, охотники, голод.

- Как люди узнают, откуда и куда перелетают птицы?

- Есть ученые, которые изучают полеты птиц. Для этого к лапке птицы прикрепляют кольцо с номером или яркие кусочки пластика. Иногда на лапке закрепляют специальные приборы, которые передают сигналы на спутник. Тогда за птицами следят так же, как за летящими самолётами. Так ученые узнали, что подмосковные грачи возвращаются к нам из Франции. В северные районы прилетают утки из Индии и Африки. В восточные регионы страны возвращаются птицы из Южной Азии. Именно здесь зимуют многие перелетные птицы.

- А как вы помогаете птицам зимой?

- А нужны ли теперь кормушки?

- Как можно помочь птицам в это время года?

- Вы правы. Весной мы развешиваем скворечники, не шумим в местах, где птицы вьют гнёзда.

- Люди всегда ждали с нетерпением прилет птиц и даже посвящали ему праздники. К одному из них, например, специально пекли из теста жаворонков. В наше время мы отмечаем День птиц 22 марта.

Дети отвечают на вопрос воспитателя

Дети отвечают полным предложением.

-клест.

Рассуждения детей

Дети высказывают свои соображения и аргументируя их.

-Птицам помогают люди, которые кладут корм на кормушки.

Дети перечисляют признаки весны.

Ответы детей.

-для скворцов.

Рассуждения детей.

-Развешивали кормушки, подкармливали семечками, салом, крошками.

Ответы детей.

Рефлексия- подведение итогов.

-Напомните мне, кто прислал нам посылку, и что просил

- что мы делали сначала…

-что потом?

Педагог побуждает всех детей к деятельности и составлению простых предложений.

В заключении воспитатель благодарит детей за занятие, говорит, что они молодцы, умницы, награждает их аплодисментами  и предлагает перейти к другой деятельности.

Ответы детей

Липсюк Светлана Васильевна, воспитатель МАДОУ МО г.Нягань «Детский сад №6 «Рябинка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД в подготовительной к школе группе "Перелетные птицы"

Обобщить знания детей о перелетных птицах.Формировать грамотически правельную речь,звукопроизношение....

Совместная образовательная деятельность по ФЦКМ в подготовительной к школе группе "Перелетные птицы"

Программное содержаниеРасширить активный словарь детей по теме «Перелётные птицы»;Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, фонематическое восприятие, диалогическую речь, слуховое и зрительн...

Конспект НОД по ФЭМП у детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности Тема «Перелетные птицы»

Задачи:- образовательные: закреплять знание структурных компонентов задачи; продолжать учить обозначать числа цифрами, упражнять детей в составлении и решении арифметических задач, “записывать” арифме...

Проект «Перелетные птицы» в подготовительной к школе группе

    В современных условиях проблема экологического воспитания приобретает особую остроту и актуальность.      Именно в дошкольный период у ребенка происходит становлени...

План конспект занятия по познавательному развитию по теме "Перелетные птицы" в подготовительной к школе группе.

Создать условия для уточнения и расширения представлений детей о перелетных птицах, расширение и активизация словаря по теме. Развитие у детей познавательных интересов....

Краткосрочный проект "Перелетные птицы" в подготовительной к школе группе № 4 компенсирующей направленности

Краткосрочный проект "Перелетные птицы" в подготовительной к школе группе № 4 компенсирующей направленности...